На это правило мы должны обратить особенное внимание. Его нужно всегда иметь в виду. Потому что теперь „временне и безвременне” помощь полиции ставят нам в минус и говорят, что полицейские меры не находят для себя никакого оправдания ни в Св. Писании, ни Св. Предании, посему их де надобно совершенно изъять из житейского обихода. Между тем, из приведённого правила с достаточною убедительностью вытекает вся неосновательность и беспочвенность раздающихся обвинений. Конечно, желательно бы совсем обойтись без полицейской помощи, но разве мы причиной тому? Сами сектанты повинны в этом. Они так дерзко, вызывающе держат себя в отношении нас, так явно нарушают действующие распоряжения правительства, так бесстыдно глумятся над всем, что дорого и свято для нас, что и хотелось бы обойтись без содействия полиции, да нельзя. Между тем, если бы сектанты вели себя безукоризненно, корректно, не нарушали государственных законов об отступниках от веры и относились к нашей святыне терпимо, с уважением, то никто бы и не подумал обратиться к полиции за помощью и содействием. Следовательно, обращение за помощью к полиции нисколько не предосудительно и не антиканонично. Но только этой мерой нужно пользоваться крайне умело и осторожно. В противном случае, ничего кроме вреда для нас не получится. И вот почему. Как только вмешивается в дело полиция, она сейчас же всех виновных привлекает к суду и ответственности. Одних подвергает денежному штрафу. Других заключает в тюрьмы. Третьих ссылает в отдалённые места. И так далее. Словом, со всеми провинившимися поступает сообразно их вине и преступности. Казалось бы, что такого рода репрессивные меры чрезвычайно выгодны для нас, так как они сдерживают не в меру расходившихся сектантов, парализуют их наглость, ограничивают их кощунства, приучают их к порядку и осторожности. На самом же деле ничего подобного не оказывается. Сектанты не только не смиряются, но делаются ещё более наглыми и нетерпимыми. Они прекрасно понимают, что всякого рода репрессивные меры пробуждают симпатии к ним, теснее сплачивают их, повышают их религиозные чувства и настроения. Посему, они не только не избегают гонений и преследований, но даже ищут их. Исправник Елисаветградского уезда доносил Херсонскому Губернатору:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Согласно предписанию херсонского губернатора, исправником Александрийского уезда, Херсонской губернии, были собраны сведения по содержанию вышеизложенного прошения сельских сходов 116 о выселении из поселка Мал-ой крестьян, совратившихся в секту штунды, причём оказалось следующее. В 1875 году Управление Государственных Имуществ отвело находящийся в Александрийском уезде, Нов-ской волости, казённый участок земли, называемый В-ским, под поселение безземельных крестьян Елисаветградского уезда, Е-цкой волости, в числе 60 семейств; посёлок этот назван дер. Мал-ною. Полевые наделы его граничат с таковыми крестьян с. Чечелеевки, Петрова и (Водяной) Николаевки. В числе переселенцев находился крестьянин Вас. Ле-ко, совратившийся в секту штунды ещё на прежнем месте (на родине) в Еланецкой волости. Как только Ле-ко устроился и приступил к обработке земли, то свёл знакомство с крестьянами названных селений и принялся осторожным образом наводить их на мысль, что христианская православная религия есть ничто иное, как греховное заблуждение их отцов, что следует её оставить и сделаться последователями секты баптистов, которая и есть истинная христианская религия. При этом Ле-ко цитировал тексты из св. Евангелия и давал им извращённое толкование в духе своей секты, направленное к порицанию православной церкви. Возвращаясь со степи домой, Ле-ко отправлялся в дома своих односельцев и вёл такую же пропаганду. Результатом его стараний в скором времени было совращение из православия в секту пггунды крестьян дер. Мало-Водяной: Фёдора Бебеха и Корнилия Салогуба с их семействами. Эти лица явились ярыми помощниками Ле-ко в деле пропаганды; также вели её с осторожностью и большой ловкостью и успели совратить ещё несколько человек. Не довольствуясь таким успехом, Ле-ко привёз, неизвестно откуда, какого-то немца, по имени Василия, с семейством, который под видом кузнеца, поселился в дер. Мало-Водяной, в доме, купленном за 85 руб. у вдовы умершего штундиста немцем же, ветеринарным фельдшером, унтер-офицером русской службы Калькасом, живущим и ныне на Петровской казённой земле при ремонте ремонтира полковника Даниловича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По мнению г. исправника, в видах противодействия дальнейшему распространению штундизма и совращения в эту секту православного населения необходимо: 1) не ожидая переселения маловодянских штундистов в Ставропольскую губернию на купленную землю, теперь же переселить административным порядком в отдалённые губернии главных проповедников их – вышепоименованных Василия Ле-ку, Федора Бебеха; 2) поручить священнику с. Петрова Игнатию Зубову, приобретшему авторитет как между православньм населением, так и между штундистами, чтобы он посещал маловодянский участок и старался словом увещания разъяснить совратившимся в ересь их заблуждение и вразумить их возвратиться в лоно православной церкви: 3) не дозволять переселяющимся пггундистам выбирать по своему усмотрению лиц, желающих принять оставляемые ими полевые наделы с усадьбами, а предоставить остающимся членам общества, не изменившим православию, оставить наделы и усадьбы за собой, или передать другим лицам крестьянского сословия по усмотрению своему; 4) воспретить разноску товаров по селам и деревням иностранно-подданным, так называемым «венгерцам», которые, не принося пользы делу отечественной торговли, служат нередко разносчиками запрещённых сочинений и распространителями вредных идей среди доверчивого населения и 5) в местах появления сект и расколов завести школы грамотности с обучением в них ремеслам и рукоделиям, необходимым в крестьянском быту. Притом же отношении губернатора препровождён ко мне протокол, составленный урядником 26 участка Елисаветградского уезда, пригорода Вознесенска, Иваном Оноприенко о следующем: священник с. Троицкого , Щербиновской волости, о. Харлампий Додырев заявил, что 14 апреля сего года, во время панихиды в доме вдовы солдатки Матрёны Шолиновой, при беседе за столом, он, священник, начал назидать народ, окружавший его, держаться св. отеческой веры благочестии, возносить молитвы за отца отечества – Царя и быть ему верными подданными. В это время хозяйка дома, Шоликова, при всём находившемся там народе, говорила, что раньше этого крестьянин с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду того, что Священный при Мне Синод, а равно и вызываемые Мною для участия в его работах Преосвященные архипастыри не зарегистрированы гражданской властью, нахожу благовременным, впредь до особого Моего распоряжения, работу Священного при Мне Синода прекратить, уведомив... Первое письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] от 18 сентября 1929 г 523. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления, положенная на адресе Елисаветградского духовенства Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о. Красницким, особенно в газетной передаче о. Красницкого, вместо радости возбуждают тревогу и опасения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи на журнале от 8 (21) мая 1921 года об учреждении при Мне ВЦУ считать недействительными. [Вариант:] Копия резолюции Его Святейшества от 26 июня (9 июля) 1924 г. за 523. Я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия. И если всякие толки и слухи о примирении, особенно в газетном изображении о. Красницкого и других, вместо радости возбуждают в сердцах верующих скорбь и тревогу, что подтверждается и многочисленными заявлениями архипастырей, пастырей и мирян, то, ввиду сего, почитаю благовременным прекратить всякие переговоры о примирении с о. Красницким и подписи на журнале от 8(21) мая 1924 г. об образовании при Мне Высшего Церковного Управления считать недействительными. Патриарх Тихон. С подлинным верно. За секретаря священник Пётр Шипков. [Печать] Первое письмо митрополита Кирилла [Смирнова] к митрополиту Сергию [Страгородскому]. Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа от 2(15) мая 1929 г «Беседа с Тихоном» («К примирению Тихона с Красницким»)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И тогда уже нам, всему простонародью, которое только поступит в святые штунды и анабаптисты, будет великое добро: свобода на всё и роскошь“. Крестьянин села Троицкого, Елисаветградского уезда, Никита Пуховой говорил, что, с уничтожением существующего порядка, „всё будет общее: все магазины с шелками и другими товарами будут открыты для всех, так что, что кому понадобится, тот-то и бери бесплатно“ 80 . Такую своеобразную форму получило у штундистов учение гуттеров об общении имущества. Кроме двух указанных пунктов, следствием же влияния гуттеров на штундистов можно считать и учение последних о войне. Как гуттеры отвергают воинскую службу, так штундисты отвергают войну. О войне Елисаветградский сектант Бибиков говорил: „православие благословляет войну, называя своих воинов христолюбивыми, а война есть зло, и у вас не христолюбивое воинство, а разбойники. Биющий мечом, сказано, должен погибнуть от меча”. Война, по мнению сектанта Сливки, запрещается евангелием 81 . По понятиям штундистов – „все люди должны быть свободными панами“ 82 . Если принять во внимание обстоятельства времени, в которое появился штундизм (освобождение от крепостного права), то эту мысль сектантов нужно признать за результат влияния бродивших в 50 и 60-х годах идей о свободе. – Учение о современном состоянии людей тоже выработалось под влиянием местных условий жизни. Здесь штундисты указывают прежде всего на крайнюю степень развращения современного человечества: „Бог родит хлеб и даёт человеку всевозможные предметы, необходимые для его жизни, а человек торгует этой благодатью, торгует даже совестью, верой и человеческими существами“. В этом развращении штундисты видят, во-первых, причину порабощения современного человечества новыми египтянами, сильными мира сего, затем – причину различных несчастий на земле: пролития невинной крови человеческой, разбоев, грабежей, насилий, взаимных неудовольствий, воровства и мошенничества и, наконец, причину небесных кар, посылаемых Богом на людей за их грехи, как то: саранчи, кузьки, града, падежа рогатого скота, эпидемий 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Коснувшись пресловутого «добровольного соглашения» с прихожанами, он обратил внимание гласных на всю пагубность утвердившегося порядка. «По нашему убеждению, – писал Молчанов, – нельзя придумать более нравственно-убийственного гонорария, как сей, от которого отказаться ему однако же нет никакой возможности... Достоин сожаления и участия бедный иерей! А между прочим, к большому еще огорчению, питается к нему страшная антипатия... Народное выражение: «Попы с живого и с мертвого берут» звучит удивительно как тяжело и неприятно. Да избавит же нас почтенное земство от столь тягостных для нас самих личных поборов, известных под именем доброхотных подаяний» 1043 . Не избавило, ограничилось выражением сочувствия. Правда, отмечены попытки некоторых земств разных уровней предпринять кое-что в этом направлении. Но их, за полтора десятилетия сосуществования земства и реформ Церкви, можно без труда сосчитать по пальцам. Причем сюда нужно включить даже простое обсуждение проблемы с признанием ее реальности. Так, в 1865 г. нижегородское губернское земство просило гласных внушить уездным гласным-крестьянам мысль о помощи духовенству и необходимости вести разъяснительную работу с крестьянами. В 1866 г. вопрос об улучшении материального быта православного духовенства подняло курское губернское земское собрание, а в 1868 г. – казанское, просившее правительство(!) установить обязательный сбор руги во всех приходах в пользу духовенства 1044 . Саратовское губернское пошло даже дальше. Оно обязало сельские общества выдавать своим священникам ругу из общественных амбаров: по 2 четверти пшеницы, по 2 четверти ржи и по 10 четвертей овса. А потом обратилось к уездным земствам с просьбой изыскать средства на строительство домов для причтов. Не ограничившись этим, саратовцы направили правительству ходатайство «о скорейшем радикальном улучшении быта духовенства» 1045 . Подобного рода действия зарегистрированы в 1870-е годы: 1871 г.: оханское и буйское уездные земства высказываются за замену руги денежными сборами. 1873 г.: за то же – одесское и елисаветградское. В 1874 г. – козьмодемьянское и лаишевское, в 1878 г. – кромское, в 1879 г. – орловское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно, правление постановило: «баллам по письменным упражнениям учеников, представляемым на приемных и переводных испытаниях, давать то значение, какое предписывается указом св. синода, почему сделать соответственное изменение редакции правил о производстве в семинарии испытаний. В виду того, что расписание сроков письменных упражнений для учеников делается обыкновенно на полугодия, предложить г.г. наставникам, чтобы они представляли ректору списки тем на все полугодие тотчас по объявлении расписания, чтобы ректор мог в первое после сего заседание внести эти списки на общее обсуждение наставников. Наставникам древних языков предложить назначать ученикам письменные переводы не только с русского на греческий или латинский язык, но и наоборот, а также сокращенные письменные изложения прочитанных авторов в том виде и тем методом, который предписывается указом. Пред началом устных испытаний в конце года назначать письменные упражнения не по одному какому-либо предмету, а по всем предметам, по которым назначаются письменные упражнения в течение года. Наставникам предложить представить пред окончанием года средние баллы по письменным упражнениям особо от баллов по устным ответам. Ученикам напомнить и требовать от них, чтобы они представляли свои упражнения переписанными четко, чисто и ясно. Вместе с сим разъяснить ученикам чрез о. инспектора о том значении письменных упражнений и баллов за оные, какое узаконяется указом св. синода, чтобы побудить их к более серьёзному занятию письменными упражнениями. Копии с указа и журнала учебного комитета препроводить в правление одесского, херсонского и елисаветградского дух. училищ» 322 . В том же заседании заслушано было такое предложение ректора семинарии. «Так как разрешенный к построению при одесской семинарии храм, по своему высокому значению и назначению, должен иметь особенное отношение к делу воспитания молодых людей для служения православной церкви, то желательно, чтобы и главнейшие подробности будущего храма соответствовали этому высокому назначению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этом указе владыка написал следующее. «4 декабря 1878 года. Препровождая настоящий указ в правление одесской духовной семинарии предлагаю сему правлению: 1) принятьэтот указ к сведению и руководству в потребных случаях и для того же сообщить надлежаще засвидетельствованные копии его в правления одесского, херсонского и елисаветградского духовных училищ, а также в совет епархиального женского училища; 2) своевременно доносить мне, если какой-нибудь чин семинарского правления от духовенства будет уклоняться от исполнения своих обязанностей по правлению без уважительных причин и при том объяснять, в какой раз он это делает, а по окончании каждого учебного года докладывать мне о тех членах правления от духовенства, которые деятельным участием в трудах семинарского правления способствуют благоустройству и процветанию и 3) о таком распоряжении моем сообщать правлениям и совету выше упомянутых духовных училищ с тем, чтобы они поступили согласно с сим распоряжением относительно присутствующих в них членов от духовенства» 352 . По какому случаю возбужден был рассматриваемый вопрос, в архивных данных следов мы не нашли. Теперь скажем несколько слов о тех переменах, какие произошли в рассматриваемом учебном году в среде семинарской корпорации. 1-го сентября учитель французского языка г. Дени подал прошение об увольнении его от должности в одесской дух. семинарии, так как он, вследствие нового распределения уроков в ришельевской гимназии, к сожалению, не может совместить их с уроками в семинарии. Место г. Дени занял учитель французского языка в первой одесской прогимназии Густав Бюрнанд 353 . В декабре преподаватель греческого и еврейского языков прот. Г. Попруженко просит уволить его от должности преподавателя греческого языка и исходатайствовать ему пенсию за 35-летнюю службу по духовно-учебному ведомству. Правление уважило просьбу о. Попруженки, но оставило его на службе при семинарии до конца учебного года 354 . В апреле 1879 г. подал прошение об увольнении из одесской семинарии преподаватель греческого языка Николай Брондеров. О г. Брондерове известно, что это был в высшей степени талантливый преподаватель, отлично знавший преподаваемый им греческий язык, но был в тоже время в высшей степени требовательным и сурово обращался с учениками. На этой почве возникали очень часто дела и правлению приходилось разбираться в целом ряде «недоразумений» между г. Брондеровым и учениками. Г. Брондеров перешел в псковскую семинарию 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погода простояла чудная и очень жаркая. Принял ген. Маркова и кн. Щербатова. Вечером долго читал. 5-го августа. Понедельник. Памятный день для Ольги и Татьяны. Погода простояла как на заказ — тихая и жаркая. В 10 час. принял Григоровича. Поехал с малыми детьми на Ферму за Ирен и затем на задний плац. Вознесенские уланы и Елисаветградские гусары представились щеголевато и прекрасно в зимней парадной форме. Оба шефа молодцами прошли во главе своих полков и отлично сделали заезд. Завтракали с офицерами и дамами во дворце и затем снимались группой. Около 4 час. оба полка вошли пешком в Александрию, привел их к нашему дому, где песенники пропели несколько песен при Аликс, сидевшей в коляске. Провел их с дочерьми вдоль моря к воротам и простился с ними. Пили чай с Дмитрием (деж.). Читал. В 7 1/2 был австрийский обед во дворце. В 10 ч. отвез Ирен на станцию; она уехала в Киль. Ночь была дивная, лунная. 6-го августа. Вторник. Утро было серое. Только что встал, получил грустную весть о кончине доброго флигель-адъютанта гр. Нирода. В 9 1/2 поехал с Дмитрием в Краен. Село на Преображенский парад. Молебен был под теплым дождем. Полк и сводная рота Самарского полка представились образцово. Затем там же произошло производство выпускных в офицеры. Обойдя все столовые, вернулся в Красное к завтраку. В 2 1/4 был в Петергофе. Погода поправилась. В 3 ч. со всеми детьми и Кириллом (деж.) отправился в гавань и простился с яхтой “Александрия” и “Работником”. После чая увидел на минутку Григория и поехал снова в Красное. Был последний обед с французами и всем начальством. В 8 1/4 на обратном пути остановился у церкви Л.-Гв. Конного полка и был на панихиде по Нироде. Дома еще долго занимался и откладывал вещи и книги для Царск. С. 7-го августа. Среда. Встал в 8 1/2 ч. Читал немного и погулял до 10 час. Погода была чудная. Принял Сазонова и посланника в Бухаресте Шебеко. В столовой был отслужен напутственный молебен и в 11.40 мы покинули наш милый дом. Простившись со всеми провожающими, сели в поезд и покатили в 12 ч. на юг. После завтрака поспал. В вагонах стало порядочно жарко. 8-го августа. Четверг.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

„Мы, нижеподписавшиеся, Херсонской губернии, Елисаветградского уезда, Вознесенской волости выборные лица, числом 285 человек, выслушав предложение нашего волостного старшины, Карпа Молдаванова, касающееся упадка нравственности между населением крестьян, а также и религии, вследствие непочитания установленных Св. Церковью великих праздников и воскресных дней, как бы следовало по заповедям Господним, и что причиной сему служит укоренившейся в народе обычай преимущественно в воскресные и праздничные дни производить торговлю на базарах, так что каждый почти из домохозяев района волости, дождавшись воскресного дня, спешит не в храм Божий, а скорее отвезти или отнести на базар последнее из своих пожитков, дабы продать, а затем мало кто возвращается домой при трезвой памяти, а более проводят день в питейных заведениях, кроме того, что базары служат развращением нравов для народа, но ещё способствуют распространению разных сект, которые укоряют христиан в непочитании воскресных и праздничных дней, – а потому для восстановления более нравственной жизни христиан и для выполнения заповеди Божия посещать св. храмы во все воскресные и праздничные дни, он, старшина, спрашивает нашего мнения, не найдёт ли волостной сход возможным постановить раз навсегда, чтобы жители ни в каком случае не выезжали бы в воскресные дни на базар и по другим своим хозяйственным делам и не нарушали бы святости воскресного дня до захождения солнца и не служили бы соблазном для сектантов. Сознавая вполне предложение старшины Молдаванова справедливым и заслуживающим особенного внимания, мы единогласно постановили: 1) просить разрешение у Правительства о перемене в г. Вознесенске базаров для сбыта хлеба и скота с воскресных и праздничных дней на будние дни – на понедельник и субботу, а в воскресные дни и дни больших годовых праздников не открывались бы весь день питейные заведения и разные торговые лавки, как в г. Вознесенске, так и в предместьях его; 2) воспретить на будущее время всем и каждому из жителей Вознесенской волости ни под каким видом никуда не выезжать в воскресные дни волами или лошадьми на базар; 3 снестись с соседними волостными правлениями о предложении волостным сходам, не признают ли они возможным для поддержания этой благой цели постановить подобные же приговоры; 4) за невыполнение крестьянами второго пункта сего приговора виновных подвергать взысканию в первый раз 3 рублям, во второй – 5 руб., и далее прибавлять за каждый раз по 1 руб. до 10 руб., а если и затем будут повторяться невнимание и ослушание, то в таком случае виновных наказать розгами до 20 ударов и лишать на сходах права голоса”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010