Еще ниже блудный сын стоит перед богачом, сидящим перед палатами на возвышенном троне с жезлом в руке; направо он пасет свиней, далее Иисус Христос держит его в своих объятиях; а вверху на правой стороне развязка притчи: раб закалывает тучного тельца, Иисус Христос повелевает ангелам дать блудному сыну одежду и сапоги, которые он тут же и надевает на себя; голова его украшена нимбом. Роскошные палаты и в них обширный стол с яствами; за столом множество праведников в золотых нимбах. Это рай. Направо Иисус Христос беседует со старшим сыном притчи, представленным в золотом нимбе, в типе ап. Петра. Все эти эпизоды притчи имеют вид отдельных изображений, расположенных среди обширного ландшафта. Фигуры иконописные, но правильные, отделка деталей весьма тщательная 1491 . Притча о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). В кодексе Гр. Богослова 510 притча эта изображена перед словом « Περ φιλοπτωχας» (л. 149): богач в роскошных одеждах едет на богато убранном коне; впереди на пути лежит обнаженный и покрытый струпьями Лазарь – праведный, в нимбе; пес лижет струпья его. Направо и налево смерть Лазаря и богача: первый спеленутый, в нимбе, лежит одиноко, второй в роскошном гробе; женщина оплакивает его. Внизу богач в огне, показывает рукой на свой засохший язык; а Лазарь сидит на лоне Авраама, и ангелы служат ему. В Евангелии 74 (л. 145 об.) отмечен один последний момент притчи: рай с деревьями, в середине этимасия; Авраам держит Лазаря на лоне; направо богач сидит в огне и указывает рукой на свой язык (елисаветгр. Евангелие, рис. 96). 96. Миниатюра елисаветградского Евангелия. То же в афоноиверском Евангелии 1 (л. 309 об.), с опущением этимасии; и в гелатском (л. 197) 1492 ; а в лаврентиевском Евангелии (л. 144) прибавлено изображение Спасителя, поучающего народ в притчах. В греческом подлиннике: палаты и в них стол с различными яствами. Человек в блестящих и богатых одеждах, с кубком в руке, сидит за этим столом; множество рабов служат ему, принося различные яства. Вблизи он лежит на одре, и демоны исторгают душу его. Вокруг него плачущие женщины и дети. Внизу у дверей палат лежит на земле обнаженный и покрытый язвами человек; псы лижут язвы его, а над ним Давид с арфой и чины ангельские, принимают душу его при звуках труб и органов. Далее ад, а в нем богач среди пламени, говорит: «отче Аврааме помилуй мя»; напротив него рай и в нем Авраам с Лазарем в недрах. Авраам отвечает богачу: «чадо, помяни, яко восприял ecu благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая» 1493 .В том же духе изображена притча и в стенописях афонских соборов Каракалльского и Филофеевского. В памятниках русских эта притча известна по гравюрам XVIII в., рисунки которых составлены под влиянием иностранных образцов 1494 ; нередко можно встретить ее и в гравюрах новейших. Из западных миниатюр упомянем об ахенском Евангелии 1495  и рукописи нац. библ. 9561 (л. 155–156): в последней богач, пирующий за столом и мучимый в огне, представлен в короне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Сенат велел распределить их в другие места. В 1768 году военные издержки простирались до 1250000. Но Екатерина не хотела ограничиться одними материальными средствами. Воспитанница Монтескье должна была приписывать важное значение чувству чести при русской правительственной форме, должна была считать своею обязанностью возбуждать и поддерживать это чувство как источник доблестей и потому установила орден св. Георгия за военные подвиги. С 1769 года Совет получил характер постоянного учреждения. Этот год должен был представить поверку всех его распоряжений. Можно было думать, что до весны не будет никакого столкновения с неприятелем; но 15 января крымский хан Крым-Гирей с большим войском (с лишком 70000 человек) перешел русскую границу у местечка Орла, намереваясь с главными силами вторгнуться в Елисаветградскую провинцию, а оттуда в Польшу, где ждали его конфедераты; они указывали ему и дорогу. Татары, встреченные пушечными выстрелами-в Елисаветграде, не решились брать эту крепость, а рассеялись для опустошения и сожжения окрестных селений; та же участь постигла и польские владения, когда явились туда союзники конфедератов. Опустошив, по обычаю, земли и врагов, и друзей, крымские разбойники, довольные ясырем, ушли за Днестр; и хан отправился в Константинополь, повез султану в подарок пленных женщин. Из Елисаветградской провинции было уведено более 1000 человек пленных, много скота, сожжено в ней было более 1000 домов. Другой татарский отряд пробрался к Бахмуту и опустошил также окрестности: отсюда выведено было пленных около 800 человек. Но это было последнее в нашей истории татарское нашествие! Русская наступательная армия должна была не допускать турок войти в Польшу. 15 апреля она перешла Днестр по направлению к Хотину. Ее действия начались удачно; но князь Голицын не решился осаждать Хотина по недостатку артиллерии и продовольствия, потому что вся Молдавия была страшно опустошена турками. 21 апреля русское войско отступило от Хотина, турки напали на обоз, но были прогнаны с большим уроном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из Стародубских слобод некоторые раскольники, преследуемые правительством в правление Софии Алексеевны, убежали в Польшу и там поселились на так называемом острове Ветке; число раскольников здесь возросло до 40,000 человек; за невмещением на Ветке, они на окружности 20 или 30 верст населили более 14 слобод 7 . – Перейдем в Волжские страны России. Здесь в Нижегородской епархии, в чернораменских лесах Юрьевского и Балахнинского округов, спустя 35 или 40 лет после первого появления плевел раскола, в 1716 году считалось одних записных раскольников до 40,000 душ 8 . Далее к югу, на р. Иргизе, поселились сначала только 60 человек, выходцев из Польши, державшихся раскола. Но когда разнеслась по всему Приволжью слава знаменитого Успенского монастыря на Иргизе, тогда чуть не весь Дон, Урал и почти все приволжье вошли с ним в сообщение по делам раскола. Все казаки, Елецкие и Яицкие, большая часть из 20,000 Донских казаков заражены были расколом и даже ратовали за раскол, давший простор буйному разгулу их воли 9 . В пределах Астраханских, в Елисаветградском и Бахмутском уездах целые слободы заселены были раскольниками, державшимися Соловецкой челобитной 10 , В 1692 году раскольники распространились по рекам Куме, Сулаке, Кубани и Аграхани. В 1698 г. многие поселились за Тереком, в горах и ущельях большой и малой Кабарды, а несколько времени спустя, основали 5 станиц по эту сторону Терека 11 . На востоке за Уральским хребтом, в пределах Сибирских, еще со времен патриарха Никона , поселилось множество раскольников при железных заводах и казенных и частных золотых промыслах, где втайне сохраняли свои поверья: здесь число их возрасло, в одно столетие, до 100,000 человек всякого звания: купцов, мещан, крестьян государственных и помещичьих 12 . Менее чем в полстолетие с 1658 по 1688 год, мы видим раскол распространившимся во многих местах западной и восточной Сибири: в Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Томске, Енисейске. Одним словом: раскол так сильно распространялся по России при патриархе Никоне , и после него, в конце XVII и в первой половине XVIII столетия, что по всей справедливости можно сказать словами одного раскольнического писателя: от распространения раскола «зверопаственные места населялись и вместо дерев умножались люди» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Старый Данциг и от посещений собраний в доме Е. Прицкау; пункты же отпадения от Православной Церкви названных русских сектантов, приведенные в рапорте священника А. Сахневича Херсонской духовной Консистории таковы, что изобличают в них сектантов, которых принято называть штундистами, а отсюда – прямой вывод, что и собрания в доме Е. Прицкау были собраниями сектантов, последователей необаптизма. Результат влияния на крестьян д. Карловки собраний в доме Е. Прицкау и бесед последнего не замедлил обнаружиться. Один из крестьян д. Карловки, посещавший собрания в доме Е. Прицкау (см. выше), Евфим Цимбал, возведенный впоследствии в сан первого русского пресвитера необаптизма и совершивший перекрещивание главных вожаков южнорусской штунды (И. Рябошапка, П. Гривы и др.) 11 июня I860 год был торжественно перекрещен вместе с некоторыми колонистами в р. Сугаклее (С. Данциг). Для этой цели был приглашен из колонии Кичкас (Эйнлаге, Екатеринославской губернии) необаптист – „пресвитер “ Авраам Унгер. Вот, как передаёт об этом елисаветградский исправник в рапорте Херсонскому губернатору 10 июня 1869 года 30: „крестьянин собственник д. Карловки Аннинской волости, Евфим Цимбал, 11 сего июня днём принял крещение в р. Сугаклее при немецкой колонии С. Данциг, от колониста Екатеринославской губернии колонии Кичкас, Абрама Унгера. Вместе с Цимбалом крещение приняли и некоторые колонисты колонии С. Данциг в числе тридцати душ обоего пола. Обряд крещения заключался в следующем: Унгер, собрав около р. Сугаклеи пожелавших принять от него крещение, сначала читал по-немецки молитвы (sic) из привезенного им Евангелия, потом пел с ними молитвы и, наконец, порознь каждого вводил в одном белье в воду, где тоже читал какие-то молитвы и затем погружал принимавшего крещение один раз в воду. В числе этих немцев принял крещение и Цимбал. После совершения обряда этого крещения колонист Унгер в тот же день выехал в колонию Кичкас. Об изложенном имею честь донести вашему превосходительству, докладывая при этом, что Шульце (старшина) С.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Выяснилось, что практика и на Востоке теперь, и у нас – прежде была различная, а в иное время и в иных местах была унизительная для епископского сана. Этим мы не должны руководиться, а тем принципиальным положением, что Патриарх – первый между равными. Несколько не соглашался с этим архиепископ Сергий и преосвященный Прокопий Елисаветградский. Они стояли на идейном значении Патриарха. И потому на оказании ему известного рода и высших преимуществ, выражающихся, например, в целовании руки, так как, например, целование руки старшему брату ничего не заключает в себе зазорного. Тут кстати был поднят вопрос о форме взаимных приветствий между архиереями. Теперь приветствуются обычно целованием в уста. Правда, это – древний обычай. Но не менее древний и тоже имеющий значение и для иереев, которые теперь по-мирски здороваются, равно как и для мирян. Высказано было желание возобновить этот хороший обычай. Я сказал, что, принимая во внимание прекрасное значение обоих обычаев, я буду впредь их и употреблять, и советую другим то же делать. Другим предметом обсуждения был вопрос об объявившей себя федеративною республикою Украине в связи с вопросом об автокефалии ее 499 . Об этом делал доклад викарий Киевский митрополит 500 Никодим, сегодня утром прибывший из Киева для доклада по поводу этих событий к Митрополиту. Двигателями автокефального вопроса является, по словам преосвященного Никодима, кучка священников киевских во главе с архиепископом Алексием (Дородницыным) , пребывающим на покое в Лавре. Некоторые (например, епископ Макарий (Гневушев), бывший Орловский) епископы предлагали самые решительные меры, чтобы пресечь зло в корне, т. е. запретить в священнослужении Архиепископа и священников-бунтарей. Другие же, в том числе я, митрополит Платон, архиепископ Сергий, не соглашались с таким радикализмом, который может повести к серьезным, неправильным последствиям. Я указывал, что здесь вопрос национальный, с которым нужно быть очень осторожными, в противном случае мы в религиозном отношении оттолкнем малороссов в унию, а митрополит Шептицкий 501 примет их в свои объятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Лит.: Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование Псалтыри Томича. М., 1963; N sturel P. . Le Mont Athos et les roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle à 1654. R., 1986. (OCA; 227); Costea C. Ilustraia de manuscris în mediul crturresc al mitropolitului Anastasie Crimcovici: Apostolul (Viena, Nationalbibliothek, cod. sl. 6)//Studii i cercetri de istoria artei. Ser. Art plastic. Bucur., 1992. Vol. 39. P. 41-57; eadem. Ilustraia de manuscriselor slavone în mediul crturresc al mitropolitului Anastasie Crimcovici: Psaltirea (Mnstirea Dragomirna, cod. sl. TD 6/1934)//Ibid. 1994. Vol. 41. P. 17-41; eadem. Ilustraia de manuscris în mediul crturresc al mitropolitului Anastasie Crimcovici: Liturghierul//Ibid. 1996. Vol. 43. P. 19-35; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Ykpaihьcka рукописна книга. Льbib, 1995. С. 68-69, 289-292, 60; Елисаветградское Евангелие: (Факсимильное изд.). М., б. г. Dragnev E. O capodoper a miniaturii din Moldova Medieval: Tetraevanghelul de la Elizavetgrad i manuscrisele grupului Parisinus graecus 74. Chiinu, 2004; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдав. рукописей XV-XVI вв.// Он же. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Др. Руси. М., 2010. С. 410-438; Prolovic J. Die Kunstlerische Ausstattung des Apostolos des Anastasie Crimca aus dem moldauischen Klosters Dragomirna (cod. Vindob. Slav. 6)//Hagiographia slavica. Wien, 2013. (Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 82). S. 217-234; Паскаль А. Д. Новые данные о рукописном наследии Гавриила Урика в славяно-молдав. книжности 1-й пол. XV в.//Румянцевские чтения - 2016. М., 2016. Ч. 2. С. 31-36. Лицевое шитье В развитии молдав. лицевого шитья исследователи выделяют неск. этапов. Для 1-го этапа (до сер. XV в.), слабо документированного, характерны заимствования визант. традиции и начало ее усвоения с привнесением нек-рых местных особенностей. Следующий этап приходится на 2-ю пол. XV в., когда сформировался особый монументальный стиль; 3-й охватывает XVI в. и характеризуется внутренней неоднородностью в связи с постепенным возрастанием повествовательно-декоративной тенденции. Так, памятники раннего XVI в. ближе по своим характеристикам к произведениям предыдущего периода, а позднего XVI в. содержат мн. элементы и черты, определявшие эволюцию лицевого шитья до XVII в. Этот период определяется стремлением к роскошному оформлению произведений лицевого шитья.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Это донесение было составлено Херсонским губернатором на основании рапорта Елисаветградского Уездного Исправника и „тех сведений, которые он собрал в течение трёх месяцев”. И таких официальных донесений, поступавших от губернаторов, прокуроров судебных палат и окружных судов, земских начальников, исправников, урядников, волостных сходов, приставов, полицейских управлений, уездных и губернских Присутствий, Окружных Приказов, судебных следователей, мировых посредников, генерал-губернаторов, архиепископов, епископов, благочинных, священников, крестьян и др. можно привести несколько сот. Желающие ознакомиться с ними могут обратиться к „Материалам для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия”, Казань. 1908 г., изданным бывшим Ректором Казанской Духовной Академии, а ныне Владимирским Архиепископом Алексием. И все эти многочисленные донесения и показания как нельзя лучше опровергают категорические заявления сенатора А. Ф. Кони. Наконец, что говорит не в пользу сектантов, что дискредитирует их, что доказывает справедливость миссионерских донесений, – обо всём этом сторонники и защитники сектантов умышленно молчат и всё это тщательно скрывают. Возьмём такой любопытный пример. Все, так сказать, „присяжные поверенные” наших сектантов, как это отчасти мы выяснили в начале этой статьи, страшно идеализируют современных сектантов, считают их настоящими христианами, „правилом веры и образом кротости”, чистыми, непорочными и неповинными пред Господом Богом. Если кто начинает свидетельствовать о противном, того немедленно останавливают, тому не верят, того осуждают. Полемическая литература представляет многочисленные доказательства сего в высшей степени прискорбного явления. Ну, хорошо. Не слушают повествований православных, так пусть выслушают голоса самих сектантов. В „Материалах...” Бонч-Бруевича помещена автобиография некоего сектанта Алексея, который, будучи искренним и убеждённым сектантом, пишет о своих братьях по вере вот что:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Кончено описание всех крупных случайностей в моей киевской жизни и начинается оповещение иных случайностей; я разумею перемены погоды, кои с 1878 года записываемы были мной ежедневно на особой тетради вот по какому поводу. Узнав из донесений благочинных, что многие клирики умирают от чахотки, я задумал проверить наблюдениями над погодой: действительно ли так хорош климат в Днепровской области, как говорят о нем. Ежедневные наблюдения мои доказали, что солнце скупо освещает и греет сию область и что притягиваемые ей течения атмосферы с северной Курской возвышенности и с южной Елисаветградской выси производят резко противоположные появления холода и жара в днепровской котловине. А от этих противоположностей слабеют легкие в слабогрудных людях. Моя запись о погоде помещена в приложении к сей Книге Бытия Моего 182 , а здесь я представляю лишь краткий перечень, сколько раз въкаждом месяце каждого года светило солнце в Киеве и еще кое-что. Оно светило и грело В январе 1873–9 раз 1874-столько же 1875–11-ть раз 1876–8-мь 1877–9-ть. Мало! В феврале 13-ть. Не много В марте столько же 16-ть раз 13-ть раз ясно и 9-ть то пасмурно, то ясно В апреле 6 раз ясно и 11-ть раз полуясно не во весь день. Слабо! 23 раза 19 раз ясно, 4 полуясно 18 раз ясно и 2-жды полуясно В августе 24 раза ясно и 2-жды полуясно В сентябре 10 раз ясно и 2-жды полуясно В октябре 15 ясно и 2 не во весь день В ноябре 4 раза ясно и 2 раза полуясно В декабре Итак, в течение пяти лет или 1825 дней киевское солнце светило мне и грело меня только 858 раз, да 34 раза от него было полусветло и полутепло; а 933 дня были пасмурные и снежные. Не то в Палестине и Египте! 66 В статье Православного Обозрения (Ноябрь 1883 г.) под заглавием: Недавнее прошлое – упомянуто 26 апреля 1865 г.: «Преосвященный Порфирий успел нашего владыку (Филарета) вооружить против синайского списка Библии, указав ему на некоторые неисправности, не умолчанные, впрочем, при разборе его и Михаилом» (инспектором академии). Знать: митрополит дал академии выговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Стр. 820 отсутствует в уездный город вместо Беловодска, бывшего до 1796 г. в Воронежской губернии. При десяти городах с уездами в Слободско-Украинской губернии оказалось восемь заштатных городов; из них г. Колитва поступил из Воронежской губ., а Славянск из упраздненной Екатеринославской. 1138 IV. Екатеринославская губерния прикрыта вместе с Таврической областью. Южная часть бывшей Вознесенской губернии и вся Таврическая область вошли в состав вновь образованной Новороссийской губернии. В нее же включена большая часть Екатеринославской губернии, кроме северных городов, отошедших к Малороссийской губернии. Сам город Екатеринослав, переименованный в Новороссийск, остался губернским городом Новороссийской губернии, разделенной на 12 уездов: Екатеринославский или Новороссийский с управлением в Новороссийске, Елисаветградский – в г. Елисаветграде, Ольгиопольский – в Ольгиополе, хотя присутственные его места остались в зашт. г. Вознесенске, Херсонский – в Херсоне, Тираспольский – в Тирасполе, Перекопский – в Перекопе, Симферопольский – в Симферополе, Павлоградский – в Павлограде, Новомосковский – в Новомосковске, Бахмутский – в Бахмуте, Мариупольский в с. Токмане, до избрания надлежащего места, Ростовский – в крепости Св. Димитрия. К Ростовскому уезду присоединены части земель Черноморского войска, отошедшие к Новороссийской губернии. Присутсвенные места Ростовского уезда остались в Таганроге. Заштатных городов в Новороссийской губернии оказалось более 30. 1139 X. Новая Малороссийская губерния образовалась, главным образом, на территории закрытых по указу 12 декабря 1796 г. Черниговской и Новгород-Северской губерний. К ней, кроме северной части прикрытой Екатеринославской губернии, отошла значительная территория Киевской губернии по левобережью Днепра. Вся обширная территория новой Малороссийской губернии была разделена на двадцать поветовых городов с уездами, помимо г.г. Чернигова. Кроме того, в состав её вошло 15 заштатных городов без поветов или уездов, из них – 5 городов из бывшей Черниговской губернии, 5 – из бывшей Новгород-Северской, 1 (Остер) из Киевской и 4 (Миргород, Градижск, Константиноград и Алексополь) из бывшей Екатеринославской губернии. 1140

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ничем почти не отличаясь по своему религиозно-нравственному учению и жизни, равным образом и способам пропаганды от хлыстов других мест, херсонские хлысты в последнее время стали приобретать некоторые отличительные особенности. Они заключаются в привнесении в лжеучение хлыстов, благодаря распространяемых среди них толстовских и других крайне рационалистических идей, элемента чисто атеистического; причем по некоторым местам Херсонской епархии атеистические идеи распространяются хлыстами ухе не тайно, со свойственною этим сектантам осторожностью, а высказываются часто открыто, публично. Отчеты миссионеров констатируют, напр., факты открытого отрицания хлыстами некоторых мест епархии воскресения мертвых и всеобщего суда. Так хлысты с. Щербаней, Елисаветградского уезда, публично ухе говорит: «если человек умер телом, то он сгнил и пропал (т.е. совершенно исчез и телом, и душой). «Всеобщий суд, говорят те же хлысты, – суд совести человеческой». Один из окружных миссионеров доносит в своем отчете, что на его беседе с хлыстами м. Широкого, Херсонского съезда, хлыст Лапенко, объясняя 2 ст. 8 главы Мр., с безумным дерзновением «назвал Спасителя потерявшим разум». Очевидно херсонская хлыстовщина в своем лжеучении делает вперед, в смысле приближения к чисто рационалистическим сектам с атеистическим направлением. Этим именно обстоятельством и объясняется в последнее время успех пропаганды штундистов среди хлыстов. Таким образом борьба с херсонской хлыстовщиной значительно осложняется и делается более трудной для местной миссии, ибо, без сомнения, гораздо тяжелее бороться с грубым неверием и полным отрицанием истин христианства, чем с заблуждением или сомнением в вере. Не менее печальную картину представляет собою и религиозно-нравственное состояние штундобаптизма в Херсонской епархии, последователей которого считается здесь более 5 тысяч. Тридцать с лишним лет тому назад появившийся в Херсонской епархии штундизм и распространившийся оттуда по многим другим епархиям в нравственной жизни своих последователей представляется теперь ухе далеко не тем, чем он казался на первых порах своего появления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010