О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 6 сент. вспоминается Чудо М. в Хонех, а 8 нояб. празднуется Собор М. (см.: Пентковский. Типикон. С. 278, 293). Оба дня имеют праздничный статус, что отражается в т. ч. в богослужении: на вечерне поется «Блажен муж» , песнопения Минеи имеют приоритет, по 9-й песни канона поется светилен     часы отменяются. 6 сент. М. назначаются отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа     (с икосом - ср.: Ягич. Служебные Минеи. С. 322), канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, 2 самогласные стихиры, седален; на литургии прокимен Пс 103. 4, Апостол Евр 2. 2-10, аллилуиарий Пс 148. 2, Евангелие Лк 10. 16-21, причастен Пс 103. 4 ( Пентковский. Типикон. С. 278-279). 8 нояб. М. назначаются тот же тропарь, кондак, самогласные стихиры, прокимен, аллилуиарий и чтения на литургии, что и 6 сент., а также иной канон и 2 цикла стихир-подобнов (Там же. С. 293). Такой же набор песнопений М. содержится под 6 сент. и 8 нояб. в рукописных слав. Минеях XI-XII вв., относящихся к студийской традиции (напр., см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 5, 27-28). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, празднование в честь М. совершается в те же дни: 6 сент. и 8 нояб. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 261-262, 308-309). Хотя 6 сент. богослужебное последование М. по степени праздничности и составу существенно не отличается от описанного в Студийско-Алексиевском Типиконе, 8 нояб. служба в честь М. совершается с еще большей торжественностью: после вечерни в этот день совершается паннихис - особая служба в начале ночи, на которой вместе с каноном Октоиха поется канон М. 4-го гласа, написанный Иосифом Песнописцем ; по 6-й песни канона - кондак М.; вслед за паннихис (без расхода) совершается утреня с пением полиелея , степеннов, прокимна Пс 148. 2 и чтением Евангелия (Мф 18. 10-(?)); поются 2 канона Октоиха (на 6) и канон М. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, автор - Иоанн Монах (на 8); по 3-й и 6-й песням канона - седален и кондак М. соответственно; поется праздничный светилен Αγιος Κριος (    ); на хвалитех к стихирам Октоиха прибавляются самогласны М., заканчивается утреня великим славословием (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308-309); на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что в Типиконе Великой ц. и Студийско-Алексиевском Типиконе.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В южноитал. Типиконах отмечается второй день памяти К. - 9 июня ( Arranz. Typicon. P. 157; Douramani K. Il Typicon del monastero di S. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 180): соединяются последования К., мучеников Ореста и Диомида и Октоиха; состав службы К. не описан. В греч. Минее на июнь, сохранившейся в рукописи Lesb. Leim. 11, XI-XII вв., 9 июня последование К. включает кондак с икосом, канон 4-го гласа, 2 седальна. В различных редакциях Иерусалимского устава память К. отмечается 2 раза в год - 18 янв. и 9 июня. В рукописных и первопечатных греч. и слав. Типиконах служба 18 янв. излагается по уставу малого праздника. Соединяются последования Афанасия и К., каждое из к-рых включает в себя канон, цикл стихир-подобнов и седален. Как и в Студийском уставе, 18 янв. больше песнопений посвящается Афанасию. Указывается общий отпустительный тропарь Ο Θες τν πατρων μν (      ) и кондак святителям 4-го гласа Ιερρχαι μγιστοι τς εσεβεας (      ). В отдельных списках (напр., Lesb. Leim. 134, XV в.) содержится кондак К. плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Αβυσσον μν δογμτων (      ). C XV-XVI вв. в рус. Типиконах (напр., ГИМ. Усп. 5; РГБ. Троиц. 243) 18 янв. отмечается знаком , кот-рым обозначаются малые праздники (т. н. «шестеричный» святой - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В реформированном издании московского Типикона 1682 г. помещаются 2 отпустительных тропаря святителям - 4-го гласа       и 3-го гласа       - и 2 кондака. Греч. Типикон протопсалта Константина, впервые изданный в 1838 г., назначает 18 янв. полиелейную службу, что отражает старинную греч. практику совершения 18 янв. более торжественной службы, чем предписывают другие Типиконы Иерусалимского устава; дополнительные песнопения заимствуются из службы свт. Афанасию 2 мая. В рукописных и печатных Минеях служба 18 янв. может излагаться в соответствии с указаниями Типиконов (т. е. по уставу малого праздника) или же иметь более высокий уровень торжественности. Последование 18 янв. со входом, паремиями, стихирами на литии на вечерне, с полиелеем и Евангельским чтением на утрене зафиксировано, напр., в Минее XV в.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК гимнограф. Идентифицировать К. затруднительно. По рукописям известны 2 песнопения, содержащие в акростихах имя Кириак: кондак на воскресение Лазаря с акростихом Ποημα Κυρικου (Творение Кириака), нач.: Λζαρον τν φλον σου (Лазаря, друга Твоего; см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 284-288; Krumbacher. 1901. S. 726-735); и канон в честь прп. Илии Спилеота плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Ανον, Ηλιο, σο φοιτητο προσδχου. Κυριακο (Похвалу, Илия, твоего ученика прими. Кириака), ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Ανω σν γγλοις (В вышних с ангелами; см.: AHG. T. 1. P. 199-210). На основании близкого сходства кондака К. с кондаком прп. Романа Сладкопевца о предательстве Иуды (нач.: Πτερ πουρνιε (Отче Небесный) - см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 92-100) было сделано предположение, что К. мог быть современником Романа или даже его предшественником. Высказывалась гипотеза, что К. можно отождествить с прп. Кириаком Отшельником († 556), к-рый проходил послушание канонарха в лавре св. Харитона (см.: P é trid è s. 1901; Krumbacher. 1901). Тем не менее подобное отождествление едва ли возможно. Во-первых, кондак прп. Романа, как продемонстрировал И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 80-82), является самогласном: в таком случае кондак К., имеющий почти одинаковый с ним ритм, следует признать подобном, следов., К. писал свой текст и жил позже Романа. Во-вторых, если допустить, что кондак и канон, содержащие в акростихе имя К., принадлежат одному автору, то они не могли быть составлены ранее XI в., т. к. прп. Илия Спилеот, которому посвящен канон, умер ок. 960 г. Не исключено, что существовало 2 гимнографа с именем Кириак: один - автор кондака, другой - составитель канона. В таком случае последний мог быть монахом мон-ря Гроттаферрата : канон К. прп. Илии Спилеоту сохранился в рукописи XI-XII вв. из этого мон-ря (см.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883. P. 290); кроме того, прп. Илия, как и первые насельники Гроттаферраты, происходил из Калабрии, следов., особо ими почитался. Лит.: Krumbacher K. Romanos und Kyriakos//SBA. Philos.-philol. und hist. Kl. Münch., 1901. H. 5. S. 693-765; Pé tridè s S. Les mélodes Cyriaque et Théophane le Sicilien//ЕО. 1901. Vol. 4. P. 282-287; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 80-82; É mereau C. Hymnographi Byzantini//ЕО. 1923. Vol. 22. P. 23-24; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 429; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 62 [Библиогр.]. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1840193.html

С К. н. в К-поле начинался период интенсивной катехизации перед таинством Крещения, к-рое совершалось в Великую субботу . Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христ. реликвий играли в этом процессе важную роль ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38). К. н. в соборном богослужении Константинополя, IX-XI вв. Согласно Типикону Великой ц., в 3-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк 8. 34b - 9. 1) читается Апостол (Евр 4. 14 - 5. 6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу - женщины. Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (         этот же тропарь поется и на Воздвижение Креста (14 сент.), см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-30); на Пс 50 на утрене, по окончании утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь: Τν Σταυρν σου προσκυνομεν (      ); на тритекти вместе с этим тропарем на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник - тропарь 1-го гласа Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ), в среду - 2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς γαθτητος (         - в совр. Минее помещен 13 сент.), в четверг - 2-го гласа Σωτηραν εργσω ν μσ τς γς (          ), в пятницу - 1-го гласа Απ ψους ορτως (С высоты незримо...) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 40-44). В студийскую эпоху. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в К. н. (в этом источнике она также называется «средокрестной» - Пентковский. Типикон. С. 243) соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста) (Там же. С. 242-243). Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак 7-го гласа и канон 1-го гласа на утрене. В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы     На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле ; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь     и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем     следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа (Там же. С. 243).

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

В афоно-итал. редакциях Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г.- указан отпустительный тропарь Маккавейским мученикам плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ο το νμου φλακες (Закона хранители...); богослужебное последование Маккавейским мученикам дополнено неск. самогласными стихирами (см.: Arranz. Typicon. P. 173-174, Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268). В древнейших редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- память Маккавейских мучеников отмечается 1 авг.; указывается отпустительный тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); после утрени есть указание на поклонение Кресту (хотя в богослужебных указаниях говорится только о пении службы Маккавейским мученикам, а песнопения праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня не упом.) по образцу Крестопоклонной недели (см.: Lossky. Typicon. P. 228-229). Согласно Типикону сербского архиеп. Никодима 1319 г., 1 мая соединяются богослужебные последования Октоиха, праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и Маккавейским мученикам; в целом сохраняется тот же набор песнопений Маккавейским мученикам; оканчивается утреня великим славословием по причине выноса Креста для поклонения ( Миркович. Типикон. Л. 117а - 117б). Такой же устав службы 1 мая зафиксирован и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; по 6-й песни канона указан кондак Маккавейским мученикам 2-го гласа Σοφας θεο, ο στλοι ο πτριθμοι (        ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 1 авг. отмечено знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), но в издании 1633 г. и последующих (в т. ч. современных) отмечено знаком славословной службы - ; богослужебное последование то же, что и в первопечатном греч. Типиконе. Последование Маккавейским мученикам, содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); кондак 2-го гласа Σοφας θεο, ο στλοι ο πτριθμοι (        ) с икосом; канон, составленный Андреем , архиеп. Критским, без акростиха 1-го гласа, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Μωσως τ δγματα (Моисея догматы) (Μηναον. Αγουστος. Σ. 12-23); анонимный канон без акростиха 8-го гласа, ирмос:        , нач.:       (Минея (МП). Авг. Ч. 1. С. 9-18; в совр. греч. Минее помещен иной канон (см. выше), но греч. оригинал сохранился в рукописях - напр., см.: Ταμεον. Σ. 261); цикл стихир-подобнов, 6 самогласных стихир (в т. ч. авторства Иоанна Монаха (Иоанна Дамаскина?) и Космы Маюмского ); седален (в греч. Минее 2 седальна), светилен.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

В совр. Триоди они атрибутируются свт. Кириллу Александрийскому (V в.); такая атрибуция появилась ок. XIII в. В сир. рукописях чаще говорится о свт. Кирилле Иерусалимском (IV в.), более вероятным считается авторство свт. Софрония Иерусалимского (VII в.) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 147; Vindob. Theol. gr. 136, XII в.; Ath. Chil. slav. 307, XII в.; Meteor. Metamorph. 291, XIII в., и др.). Одним из аргументов в пользу авторства свт. Софрония является сходство нек-рых тропарей с тропарями часов навечерия Рождества и Богоявления, к-рые обычно атрибутируются ему же; возможно, святитель был редактором уже имеющихся текстов ( Janeras. P. 218-219, 224). В основе тропарей лежат библейские тексты Мих 6. 1-5 и 4 Езд 1, а также соч. «О Пасхе» Мелитона Сардского. Греч. текст тропарей опубликован С. Ханерасом с разночтениями по неск. рукописям, включая груз., слав., сир. и лат.; им же выделены 7 основных редакций корпуса тропарей ( Janeras. P. 201-214, 226-230). Кроме 12 тропарей (по 3 на каждом часе), к-рые должны петься по дважды, на часах присутствуют тропари после псалмов (свой на каждом часе), варьирующиеся в рукописях, и кондак В. п. (тот же, что и на утрене). Голгофа. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме Голгофа. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме Совр. кондак В. п. (8-го гласа, нач.: «Τν δι μς σταυρωθντα» -      ) является проимием кондака прп. Романа Сладкопевца «на Страсть Господню и плач Богородицы» (4-го среднего (μσος) гласа, акростих: «Το ταπεινο Ρωμανο» (Смиренного Романа) - см.: SC. 128. P. 143-187), в оригинале имеющего 17 икосов (поэтому иногда в ркп. Триоди в службе В. п. выписан не один, а неск. икосов - напр., в РНБ. Греч. 712, X-XI вв. Л. 212-214 об. их 12 - см.: Момина М. А., Фонкич Б. Л. Греческая Триодь X-XI вв. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина//Мравалтави: Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1989. Т. 15. С. 95-98). Еще один кондак прп. Романа, «На отречение Петра» (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Το ταπεινο Ρωμανο ανος» (Смиренного Романа хвала), 1-й проимий: «Ο ποιμν καλς τν ψυχν ατο θες» (Пастырь добрый, душу Свою положивший), 2-й проимий: «Τν φοβερν κυμτων» (Страшных волн), 3-й проимий: «ρδβλθυοτεΑλλος βυθς π γς παιδσκη» (Иная бездна на земле - служанка), 1-й икос: «Τν νον νυψσωμεν» (Ум вознесем) - см.: SC.

http://pravenc.ru/text/150067.html

По мнению В. В. Латышева, в основе сохранившегося текста Жития И. могла лежать запись современника, поскольку автор указывает, что был очевидцем описанных событий, однако позднее текст подвергался правке ( Латышев. 1915. С. 221-222). В К-поле, в портике Троадисия, находилась ц. во имя И., где совершалась служба этому святому ( Janin. Églises et monastères. P. 491). Совр. зап. исследователи считают, что И. умер в 108 г., как указано в Мартирологе кард. Цезаря Барония (ActaSS. P. 634), однако отмечают, что дата выбрана произвольно. Согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца , И. пострадал в 98 г., но такая датировка также ничем не обоснована. Ист.: BHG, N 758; ActaSS. Iul. T. 1. P. 633-634; PG. 117. Col. 521-522 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 793-795; Latyšev. Menol. T. 2. P. 132-135; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 303-308; MartRom. Comment. P. 267-268; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 18-19; ЖСв. Июль. С. 41-47. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198; Т. 3. С. 251; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 220-223; Lucchesi G. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 325-326; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 455; Aubert. R. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501. А. М. Гагинский Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 468) память И. отмечается 3 июля; указаны посвященные И. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 165), И. назначается служба с пением «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 ( Lossky. Typicon. P. 223), в день памяти И. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 3 июля отмечаются памяти И. и свт. Анатолия, патриарха К-польского; указан посвященный И. отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. И. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене; указан кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. были помещены отпустительный тропарь И.       и иной кондак 6-го гласа    

http://pravenc.ru/text/200139.html

В совр. богослужебных книгах правосл. Церкви последование предпразднства В. помимо седальна по 3-й песни канона и нескольких стихир включает тропарь 4-го гласа Τν ζωοποιν σταυρν τς σς γαθτητος (        ) и канон 4-го гласа (ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Αγλλου οραν, κα γ εφραινσθω (          )). Последование В. содержит: тропарь 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ), кондак 4-го гласа Ο ψωθες ν τ Σταυρ κουσως (        ), канон прп. Космы Маюмского 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: Σταυρ πεποιθς μνον ξερεγομαι (Уверенно изливаю гимн Кресту), ирмос: Σταυρν χαρξας Μωσς (      ), нач.: Τν τπον πλαι Μωσς, το χρντο πθους, ν αυτ προφηνε (                  )), большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании В. только один, но 9-я песнь в нем включает 2 ирмоса и 2 цикла тропарей, причем 4 последние буквы акростиха 8-й и 1-й группы тропарей 9-й песней канона продублированы во 2-й группе тропарей 9-й песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне. Прп. Косма, придя в Антиохию на праздник В., услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, к-рый он имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей 9-й песни ( Скабалланович. С. 87-88; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 241-242). В рукописях (напр.: ГИМ. Син. Греч. 414, XV в.; РГБ. ф. 304. 780, 1549 г.) сохранились визант. толкования на этот канон, на основе к-рых свое толкование написал прп. Никодим Святогорец (Νικδημος Αγιορετης. Σ. 41-142; рус. пер.: Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня/Сост. Никодим Святогорец; пер. с греч. под ред. И. Н. Корсунского. М., 1899. М.; СПб., 1998р). Последование попразднства в основном повторяет гимнографию 1-го дня праздника, ежедневно используются праздничный канон и часть самогласнов; подобны (стихиры и седальны), как правило, свои для каждого из дней попразднства. Комментированные рус. переводы песнопений В., его пред- и попразднства содержатся в кн. «Воздвижение Честного Креста» (К., 1915) М. Н. Скабаллановича ( Скабалланович. С. 32-136).

http://pravenc.ru/text/155081.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010