Последование И. К., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...) - в греч. Минее; общий отпустительный тропарь И. К. и Павлу Фивейскому 4-го гласа       - в слав. Минее; кондак 2-го гласа Ποθσας σοφ πτωχεαν (      ) с икосом; кондак 2-го гласа    (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 9); кондак 3-го гласа        (Там же); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Πτωχν παθν με δεξον εχας σου Μκαρ. Ιωσφ (Нища страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф) 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Πλουτισθες τας θεαις ρετας (      ); цикл стихир-подобнов (в слав. Минее их 2), самогласен (в рус. Минее их 2), светилен (в греч. Минее их 2), седален. По рукописям известны песнопения И. К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон с акростихом Ο νος πνης μοι πλουτσοις τοτον, πτερ (Ум бедный мой: обогати его, отче) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ολον τν αϒλην το ϒου Πνεματος (Все сияние Святого Духа) (Ταμεον. Σ. 154); дополнительный кондак 8-го гласа        c икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 248); дополнительные икосы (Там же. С. 92, 175). Е. Е. Макаров Прп. Иоанн Кущник. Роспись ц. Вознесения в Милешево. Ок. 1228 г. И. К. сложилась в визант. искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. И. К. изображается молодым безбородым иноком, с короткими темными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой - закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа И. К. как подарок родителей святого,- благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие» (Ерминия ДФ. С. 173). В др. варианте иконографии И. К. изображается средовеком, напр. на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 25r, 1327-1340 гг.), в росписи ц. Вознесения в монастыре Дечаны, Сербия (1348-1350).

http://pravenc.ru/text/471337.html

3-го гласа     (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Μλπειν σε Μρτυς προσθτω Θες χριν. Ιωσφ (Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μαρτρων περιφανς λαμπρτησι περιαστρπτουσα (Мученическою яве светлостию облистающи); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее); светилен (только в греческой). По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αγγελοι ορανθεν (Ангелы с неба) (AHG. T. 4. P. 520-529); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δετε, πιστο (Придите, верные) со 2-й песнью (Ibid. P. 530-536); кондак с икосом (Ibid. P. 525-526); седален (Ibid. P. 522). Иконография На одном из древних образов И., к-рый сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII-IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В визант. период И. изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у нее, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской ц. Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ И. входил в иконографические программы мн. визант. храмов (напр., погрудно - на мозаичном медальоне в нартексе греч. мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в рост - на сев. стене нартекса в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в церкви близ сел. Цопакас на п-ове Мани. В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы И.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 261, 1-я четв. XI в.); в Минологии кон. XI в. (Vat. gr. 1156, fol. 272); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. F.1. Fol. 22). Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386). И. в зеленом мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) среди наиболее почитаемых св. жен (Л. 63) и еще раз 21 дек., в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье (Л. 91). В румынском монастыре Хумор (1535) И. изображена как патрицианка в лоратной далматике с широкими рукавами, с венцом на голове, надетом поверх белого плата, и с крестом в руке. В искусстве поствизант. времени мучение И. представлено в настенных минологиях собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, собора мон-ря Дионисиат; в экзонартексе мон-ря Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1560).

http://pravenc.ru/text/1237851.html

В совр. греческих и русских богослужебных книгах последование М. 6 сент. состоит из: отпустительного тропаря 4-го гласа Τν ορανων στρατιν Αρχιστρτηγε (      ); кондака 2-го гласа Αρχιστρτηγε Θεο, λειτουργ θεας δξης (          ), с икосом (авторство принадлежит прп. Роману Сладкопевцу - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1937. Τ. 36. Σ. 10-11); канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Τν πρτον μν τν σωμτων Νων. Ιωσφ (Перваго пою безтелесных умов. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τας θεαις λαμπρτησι (    ); канона того же автора без акростиха 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Τν ρχηγν τν Αγγλων (Предводителя ангелов) (только в греч. - см.: Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 77-86); 2 циклов стихир-подобнов (в греч. книгах помещен дополнительный цикл на стиховне вечерни); 3 самогласнов; седальна (в греческих книгах еще 2 седальна по кафизмам, поскольку в греч. Минее служба 6 сент. славословная, а не шестеричная, как в русских); светильна. 8 сент. богослужебное последование М. содержит те же отпустительный тропарь и кондак, что 6 сент.; канон авторства Иоанна Монаха ( Иоанна Дамаскина ?) с акростихом «Да торжествуем, богомудрии, похвалу собору безплотных» (в греч. Минее акростих не выписан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (Вси воспоим вернии); канон, составленный Климентом (Студитом?) (в рус. Минее приписывается Иоанну Монаху), с акростихом Τος Ταξιρχαις τν Ασωμτων Νων («Чиноначальникам безплотных умов»; в рус. Минее акростих не указан) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τος νοερος τν σωμτων τξεων, χορος (Умныя безплотных чинов лики); стихиры: из службы 6 сент. используются оба цикла стихир-подобнов и 3 самогласна, а также отмечены 2 дополнительных цикла подобнов (1 на «Господи, воззвах» и 1 на стиховне вечерни), несколько самогласнов на литии (принадлежат знаменитым гимнографам - в частности Киприану , Арсению , архиеп. Керкирскому, и Феодору Студиту ) и самогласная стихира по Пс 50; в рус. Минее содержатся еще 2 цикла стихир-подобнов и 2 самогласные стихиры на малой вечерне (см.: Минея (МП). Ноябрь. Ч. 1. С. 213-214); седальны (в русской - 6, в греческой - 4; совпадают 2), светильны (в греческой - 3, в русской - 2; совпадает 1).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Лит.: De sanctis martyribus Galactione et Episteme: Comment. praevius//ActaSS. Nov. Т. 3. P. 33-34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344; Т. 3. С. 455-456; Безобразов П. В. Визант. сказания//Визант. обозр. Юрьев, 1916. Т. 2. вып. 2. С. 208-209; Державин A. M. Четии-Минеи Святителя Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и лит. памятник. М., 1953. [Маш. с авт. правкой]//РГБ. Ф. 218. 1402.1. С. 10(177)-16(183); Sauget J. -M. Galazione ed Episteme//BiblSS. Vol. 5. Col. 1356-1359; idem. Galacmion et Épistème//DHGE. T. 19. Col. 703; Белоброва О. А. Житие Галактиона и Епистимии//СККДР. Вып. 1. С. 143-144; Протопопова И. А. Восприятие романов в христ. культуре: Житие Г. и Е.// Она же. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001. С. 393-396; Коробейникова Л. Н. История текста «Жития Галактиона и Епистимии»: Предв. наблюдения//ГДРЛ. 2004. Сб. 11. С. 351-366; она же. О сюжетосложении «Жития Галактиона и Епистимии»//Там же. С. 321-350. Л . Н . Коробейникова Гимнография Память Г. и Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов до московских печатных изданий XVII в. на память Г. и Е. полагается служба с пением на утрене Аллилуия . В издании Типикона 1682 г. (и во всех последующих до совр.) приводится тропарь и кондак Г. и Е. (в этом издании всем святым без знака, приходящимся на время вне 4 постов, были назначены тропари). Последование, помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа:       (греч. Минея не указывает тропарь), кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Μαρτρων Χριστο τος δμοις ριθμθητε (        ); группу стихир-подобнов. Каноны в греч. и в рус. Минеях разные: в греч. помещен канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τος νεσπρους φωστρας, τος λογικος ορανος (Невечерние светила, слова небесные); в рус. - канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, греч. оригинал к-рого известен в рукописях (AHG. T. 3. P. 164-174), с акростихом: Ζυγν θλητν ζγων μλπειν θμις. Ιωσφ (Союз подвижников небрачный подобает воспевать. Иосиф), ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (          ), нач.: Ζωοποι Τριδι, παμμκαρ, παρεστηκς χαρμονικς (          ), к-рый изначально включал 2-ю песнь (в рус. Минее опущена).

http://pravenc.ru/text/161493.html

Согласно визант. послеиконоборческим монастырским Типиконам IX-XI вв., богослужение Л. с. имеет уже практически тот же вид, что и в наши дни. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, песнопения, посвященные воскрешению Лазаря, начинают звучать за богослужением начиная с утрени среды 6-й седмицы Великого поста, когда назначается соответствующий канон 2-го гласа; также с вечера среды до утрени пятницы поется цикл из 4 самогласных стихир 1-го гласа; на утрене пятницы назначается канон Лазарю 7-го гласа авторства гимнографа Германа. В пятницу на вечерне рядовая кафизма отменяется, на «Господи, воззвах» поется цикл из 3 самогласных стихир Л. с. 6-го гласа и 2 самогласна 8-го гласа; на утрене на «Бог Господь» поется отпустительный тропарь 1-го гласа     по кафизмах назначаются ипакои и седален Л. с.; по окончании уставного чтения после 2-й кафизмы поется      один раз; затем - Пс 50 и канон 1-го гласа авторства прп. Андрея , архиеп. Критского, к к-рому с 6-й песни добавляется четверопеснец; по 3-й песни - седален; по 6-й песни канона поется кондак 2-го гласа       на хвалитех поется цикл из 3 самогласнов 1-го гласа, а также еще один самогласен 1-го гласа на «Слава, и ныне:»; на стиховне утрени поются стихиры 6-го и 8-го гласов; на литургии - изобразительные антифоны, вместо Трисвятого -         прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 245-246). Богослужение Л. с. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. имеет следующие особенности: в четверг на вечерне и в пятницу на утрене указаны самогласные стихиры Лазарю; в пятницу вечером на «Господи, воззвах» вместе со стихирой дня поются 3 самогласна Л. с. (те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе); на повечерии отмечается отпустительный тропарь Л. с. и канон авторства Андрея Критского (к-рый в Студийско-Алексиевском Типиконе назначен на утрене), по 6-й песни - кондак Л. с. На утрене трижды поется отпустительный тропарь Л. с., по кафизмах - седальны Л. с. и уставные чтения; затем -       и каноны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: четверопеснец авторства прп. Космы Маюмского и полный канон авторства Иоанна Монаха (Дамаскина?); по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак, по 9-й песни вместо эксапостилария - Αγιος Κριος (    ); на хвалитех - те же стихиры, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В отличие от Студийско-Алексиевского Типикона, указывающего великое славословие только для Великой субботы, в Евергетидском Типиконе на Л. с. (как и на ряд др. праздников) также оно есть, т. е. утреня оканчивается как в воскресные дни. Изменяемые части литургии указаны здесь те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 539-541).

http://pravenc.ru/text/2462505.html

Е. Е. Макаров Гимнография В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309). В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. 547, 1509 г. Л. 25). Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест»       (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δετε λαο, σωμεν σμα Χριστ τ Θε (            ), нач.: Αισματικς τν μνογρφον τιμσωμεν (      ); цикл стихир-подобнов, седален. В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τος ορανους θαλμους (Небесные чертоги) (Ταμεον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений ( Τωμαδκης Ε. Ι. Ιωσφ Υμνογρφος. Αθναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа Ωφθης προς, συχος κα ταπεινφρων (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Л. В. Луховицкий Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν τ πομον σου (      ), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе. В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

http://pravenc.ru/text/469614.html

Последование Г. по совр. печатным Минеям включает общий тропарь святителям, кондак (греч. Минея указывает кондак 3-го гласа Ωσπερ μγας λιος (      ), слав. Минея - кондак 4-го гласа       (в Минее (МП) приводится и др. кондак, 8-го гласа:      )); канон Иосифа (указан уже в Евергетидском Типиконе), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν θαυματουργν Γρηγριον θαυμσω (      ), ирмос: Τ συντρψαντι πολμους ν βραχονι ατο (        ), нач. 1-го тропаря: Τας το Πνεματος κτσι (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, седален и светилен. По рукописям известен также канон Г., составленный Георгием, 4-го гласа, имеющий 2-ю песнь, с акростихом Τν θαυμτων, πτερ, σ θησαυρν σβω (Тебя, отче, сокровище чудес, почитаю) и именем автора в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач. 1-го тропаря: Τ αγλη τν ντολν σου, Κριε (Сиянием заповедей Твоих, Господи) (Ταμεον. Σ. 102). диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике Г. сказано: «Старец с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 20). Более подробное описание с нек-рыми отличиями дают рус. иконописные подлинники XVIII в.: «Власы с ушей мало прошли, брада подоле Богословли, риза кресты лазоревы, испод набело вохра, Евангелие держит обема рукама и амфор» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 51), имел «браду Афанасиеву» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусова говорится, что «старец римского типа, очень кроток, умен, лицом красив, но очень худощав от поста, сед, волосы немного ниже ушей, борода большая, продолговатая; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83). Начиная с X в. образ святого встречается в храмовой декорации в пространстве вимы мн. церквей: в Новой Токалы-килисе в Каппадокии (кон. X в.); Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - рядом с Г., в алтарной нише, под образом Богоматери «Оранты», представлены изображения еще 3 святителей Григориев - Богослова, Чудотворца, Нисского; Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Дафни (ок. 1100) - в диаконнике вместе со святителями Григорием Чудотворцем и Николаем Мирликийским; прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296); св. Иоанна на Патмосе (XIII в.) и св. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - вместе с Григорием Великим; вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме, рядом с 3 др. святителями Григориями - Чудотворцем, Нисским и неизвестным (атрибуция И. Я. Качаловой).

http://pravenc.ru/text/166517.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Романа Сладкопевца (16 икосов, из к-рых в совр. книгах печатается только 1-й (нач.: Επειδ Αιδην δησας -        ), с рефреном в конце каждого икоса: Ελογημνος ε ρχμενος, τν Αδμ νακαλσασθαι -        ; в рукописях выписывается также 2-й проимий, нач.: Μετ κλδων μνσαντες -      ; см.: SC. 128. P. 13-53); канон 4-го гласа, творение прп. Косьмы (акростих: Ωσανν Χριστς, ελογημνος Θες (Осанна, Христос благословенный Бог!); ирмос: ρδβλθυοτεΩφθησαν, ι πηγα τς βσσου (      ); нач. 1-го тропаря: Στματος, κ νηπων κκων (        ); см. составленное прп. Никодимом Святогорцем толкование канона: Νικδημος Αγιορετης. Σ. 9-61); 2 группы подобнов и 19 самогласнов, среди них особо выделяется стихира Σμερον χρις το γου Πνεματος (        ), повторяемая в службе многократно; 5 седальнов и ипакои. По рукописям также известны песнопения, не вошедшие в совр. богослужебный канон: канон 4-го гласа прп. Андрея Критского без акростиха (ирмос: ρδβλθυοτεΑισωμεν δν πινκιον - Воспоим песнь победную; нач. 1-го тропаря: λδβλθυοτεΑπαντες φαιδρς ορτσωμεν - Воспразднуем все светло), в составе к-рого есть 2-я песнь (см.: Quinlan. P. 207-210; Chourga ï a. P. 258-286, 301-305), иной кондак 2-го плагального гласа (проимий: Η πντων χαρ, Χριστς, λθεια (Всех радость, Христос, истина...), икос: Τος μαθητας, κτστης τν λων προηγρευσε λγων (Творец всего ученикам предсказал, глаголя), см.: Chourga ï a. P. 303-304); ряд стихир, седальнов и светильнов ( Карабинов. С. 272-274; Quinlan. P. 204-206; Chourga ï a. P. 232-235). Известны праздничные тропари на блаженнах 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (нач.: Χαρετε λαο (    )), упоминаемые в Святогробском Типиконе и в нек-рых рукописях Триоди (напр., Sinait. gr. 734-735, X в.; см.: Quinlan. P. 206). Среди не вошедших в совр. Триодь стихир выделяются 2 акростишных произведения: алфавитный гимн, разделенный в рукописи на 6 стихир, но написанный, видимо, как цельное развернутое произведение (нач.: ρδβλθυοτεΑισμα καινν σωμεν, λαο (Песнь новую воспоим, людие); см.: Chourga ï a.

http://pravenc.ru/text/161041.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010