Бог Сын Божий и Бог Дух Святой, яко лица Божества, имеют особь то же полное ведение, ту же полную волю, премудрость и силу, как и Бог Отец: но, снисходя к разумению нашему, для научения нас исповеданию единой власти Божества, Слово Божие допустило такие выражения, как слышите, и о Боге. В другом случае опять, когда Сын Божий представляется во днех так же плоти, но уже в прославленном состоянии, образом Бога невидимаго ( 2Кор.4:4 ), Ему, так сказать, единому присвояется вся Божественная власть, и говорится, что Отец не судит никомуже, но весь суд даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца ( Ин.5:22–23 ). Посему, когда в земном наипаче состоянии нашем, Слушатели, Господь положил быть у нас непременной зависимости одних от других, в чем никакого нет сомнения, потому уже одному, что без того не может быть, как свидетельствует опыт, говорим, никакое общество человеческое; то в истинном устроении на земле владычества Божия не должен ли быть полный также видимый образ власти Бога невидимаго, власти единоначалия? Так. Поставляя Царя над Сионом, горою святою Его, возвещать повеление Господне, Всевышний говорит к Избранному Своему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя! ( Пс.2:6–7 ). Хотя, собственно, к Единородному принадлежит вполне сие Божественное приветствие, оно сказано, однако ж и к Царю земному, как образу Сына Божия. Действительно, в Слове Божием понятия о Божестве и о власти Царской так тесно соединены между собою, что должны рождать в нас одно совокупное чувствие благоговения. Бога бойтеся, Царя чтите, сказано в заповедях наших, Христиане ( 1Пет.2:17 ). Точно так понятия сии врожденно соединены в нас, Россияне; мы из веков называем Царя «богом земным». Таковы начала единодержавия в Таинствах Святой нашей Веры, Братия! Не могут ли вознестись к ним некоторые из вас; все могут видеть начала сии в зерцале свойств Создателя, в природе видимой, даже в себе самих. Не есть ли, подлинно, самая ближайшая, первая и всеобщая зависимость наша друг от друга осуществление одного и того же понятия о единовластии, которое так глубоко положено в учении о самом Божестве? Такова власть над нами отца или родоначальника. Сколько ни будет племени, кто бы с великими талантами или силами ни родился в нем; для всего множества происшедших от одного племени начальник рода один, и никто здесь не может разделить с ним его достоинства. После сего, вместо одного рода, представьте себе множество родов – народ, народы, которые рождаются уже не одной утробой матернею, но и духом Промысла небесного; и вы увидите там, в самых отдаленных началах родов, род начальствующий, род благословенный свыше, в котором рождается отец отечества, отец народов. Так природно преемством ведется происхождение главы народов!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

3. „Расторгнем (говорят они) узы Их и отвергнем от себя иго Их. 4. Живый на небесех посмеется им, и ГОСПОДЬ поругается им. 4. Живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается им (посрамит их). 5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростно Своею смятет я. 5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею в смятение приведет их. 6. Аз-же поставлен есмь Царь от Него, над Сионом, горою Святою Его: возвещаяй повеление ГОСПОДНЕ. 6. Я же поставленный от Него царь над Сионом, горою Святою Его, возвещаю повеление Господне. 7. ГОСПОДЬ рече ко мне: „Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. 7. Господь изрек ко мне: „Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя. 8. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое – концы земли. 8. Проси у Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое – концы земли. 9. Упасеши я жезлом железным: яко сосуды скудельничи, сокрушиши я. 9. Будешь пасти их жезлом железным (ср. Апок. 19:15 ); как сосуды горшечника, будешь сокрушать их. 10. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси – судящии земли! 10. И ныне (вы), цари, разумейте; научитесь, все судящие земли! 11. Работайте ГОСПОДЕВИ со страхом, и радуйтеся Ему – с трепетом. 11. Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему – с трепетом. 12. Приимите наказание, да не когда прогневается ГОСПОДЬ, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. 12. Примите научение, дабы не прогневался когда Господь, и да не погибнете от пути праведного, когда возгорится ярость Его вскоре. 13. Блажени – вси надеющиися нань! 13. Блажены все те, кто надеются на Него. Примечания к Псалму II-мy Ст. 2. „Так возмутившиеся говорили (Юнгеров „Псалтирь, Пекин 1925 года, стр. 3). Здесь, таким образом, изображается боговраждебное направление земной человеческой культуры, как бы бунт сильных земли против законов Бога и Христа Его. Ст. 3. „Закон Господень, – говорит арх. Ириней, – для нечестивых есть иго претяжкое, и узы – неудобь носимые, тогда как тот же закон для людей благочестивых сладше паче меда и сота, и вожделеннее паче злата и камене честна многа, как сказано в псалме 18:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

5–7 ст. Под впечатлением видения пророк исповедует пред Мессиею свою веру в Его божественное могущество и силу, и потом проповедует, что Мессия в день суда поразит враждебных царей и будет судить язычников, так что место падения наполнится трупами («падения»), и поразит голову врага гордого. Сам Мессия вознесет Свою главу во славе, потому что испиет чашу страданий на пути земной жизни во плоти («от потока на пути пиет»). 1 ст. Посаждение Господа – Мессии Отцом одесную Себя означает то, что Бог Отец передает Мессии, вознесшемуся во плоти на небо, Божескую власть на небе и на земле; означает равноправное участие Мессии во власти с Богом Отцом не только по Божеству, но и по человечеству. Поэтому Давид и называет своего потомка по плоти Господом. Выражение: «дондеже положу враги твоя» … значит: даже до тех пор, когда будут положены под ноги твои и враги, т. е. навсегда. Под «началом» разумеется начаток дела Мессии первый плод совершенного Им искупления в лице оправданных святых. Выражение: «из чрева прежде денницы родих тя» толкуется трояко. По одному толкованию, оно указывает на предвечное рождение Сына Божия от Бога Отца; по другому, – на временное рождение Иисуса Христа от Девы Марии; по третьему, – на воскресение Иисуса Христа, совершившееся до утренней зари («прежде денницы»). Применительно к смыслу, слово «из чрева» толкуется или – из существа (Бога Отца), или – из земли (3-е толк.). 4 ст. Священство по чину Мелхиседекову здесь противополагается священству по чину Ааронову, как высшее этого последнего и вечное ( Евр.7:25 ). Таинственное лице Мелхиседека, царя Салимского и священника Бога вышнего послужило прообразом Мессии. Мелхиседек подобен был Мессии, Сыну Божию, тем, что в своем лице соединил достоинство царя и священника, что, по неизвестности его родословия, он как бы не имел ни начала дней, ни конца жизни и этим подобен вечному архиерею Христу. Итак, в этом псалме содержится пророчество о том, что Мессия по совершении земного служения получит на небе и по человечеству одинаковую с Богом власть и силу. Проявление этой власти на земле будет состоять в распространении Его Церкви среди неверующих («господствуй по среде врагов»), а на небе – в приведении к Богу Отцу оправданных святых для участия в блаженстве ( Кол.1:15, 22 ; Евр.2:10 ). Полное торжество Мессии и окончательное утверждение Его царства совершится чрез видимое и внешнее поражение всех врагов Его и сокрушение главного врага, диавола (5–6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Бог нераздельно есть Спаситель наш: ибо нераздельны все действия Бога Триипостасного. Господь Иисус Христос наименован упованием нашим; потому что Он с нами есть до скончания века (Мф. 28, 20); если же Он с нами, то кто на нас? (Рим. 8, 31). Паче же потому так наименован Господь Иисус, что в Нем созерцается осуществление уповаемого, пресекающее всякое колебание упования. Он есть сшедый и восшедый: сшел, воплотился, умер на кресте, воскрес, вознесся на небо и седит одесную Отца. Это всё нашим естеством и нас ради. Наше естество провел Он сим путем, новым и живым, чтоб все воочию видели, куда вводит путь шествия вслед Господа, и все горели несомненным упованием, что, где Он, там будут и слуги Его (см.: Ин. 12, 26). Соединенно же наводит Апостол на сии помышления о Боге Спасе в Троице поклоняемом и о Сыне воплощенном, уповании нашем, — не недоброму поблажая обычаю выделять в мысли Сына воплощенна из Триипостасной Единости, а напротив, научая Сына и воплощенна созерцать нераздельным от Сей Триипостасной Единости: ибо Он воплотился, не оставлъ недра Отча, и ничего ни привнес, ни умалил, ни изменил в тайне Божеской Троичности. Научает же он сему таким наведением: Бог Триипостасный — Спас; но упование спасения — Господь Иисус — Сын воплотившийся. Но как Бог — Спас, если нет упования спасения, положенного в Сыне воплотившемся? Следовательно, Сын и воплотившийся там есть, в Боге Триипостасном, — и утверждается то о Нем помышление, что Он есть Спас. Такие мысли находим у святых Отцов разнообразно выраженными. Святой Златоуст говорит: «сходное с сим выражение употребил Апостол и в Послании к Коринфянам, когда сказал: о Христе Иисусе аз вы родих, — то есть родил по вере. Слово: присному — прибавил он, желая выразить этим, что он совершенное и большее, нежели другие, имеет с ним сходство; притом не только это (хотел он выразить), но и свою любовь и великое к нему расположение. Заметь также, какая в этом (заключается) похвала (для Тимофея), что Апостол называет его не только сыном своим, но и присным чадом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=26

Не вынесла человеческая душа! Пали на землю! Евреи даже боялись произносить слово «Иегова» (или «Ягве») – Сущий. А здесь Он явился во славе, неприкровенно. И тварь, человек сотворенный, не вынесла своего Творца… Без благодати сие невыносимо! И нам (до днесь) это чрезмерно важно: это укрепляет и проясняет нашу веру! А в ней – всё. И мы должны не только исполняться ныне трепетом, но и радоваться, причащаться веселию апостольскому, ибо слава Божия открылась не им лишь одним, а через них и всему миру. Крещение, преображение, воскресение и вознесение – это четыре свидетельства Божества Господа Иисуса Христа. Слава Ему за сие откровение! Подтвердим это словами церковных песней. «На горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим Силу Твою» (1-я стихира на литии), «славу Твоего Божества» (2-я стихира там же). «И глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующ и глаголющ: Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, егоже послах спасти во (имя) Отца и Сына и Духа Святаго крещаемыя и исповедающия (Троицу) верно, яко нераздельна есть едина держава Божества: Того послушайте!» (3-я стихира там же). Неодержимое, то есть невыдержимое, непереносимое, нестерпимое, Твоего светолития и неприступное Божества зряще, апостолов лучшии… Божественныя изменишася изменением (стихира на стиховне). «Днесь показал еси на горе Фаворстей славу Божественнаго Твоего зрака» (стихира на стиховне). «Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго благолепия, на святей показал еси горе, Благодетелю, просияв сущим с Тобою учеником. И разумевше нестерпиму сущу славу Твою, Свят еси, возопиша: яко неприступен Сый, виден был еси плотию мирови» (седален по полиелее). – Божества Твоего Спасе, малу зарю обнажив… премирныя Твоея славы сотворил еси (учеников) рачители (желатели, искатели) (стихира по Евангелии). Как видим, множество песнопений отведено сему откровению Божества, и то еще не в полноте Его, а в виде «зари». Но и сие было выше сил человеческих!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

5, 20); почему и говорить, что Он вечно существует в лонах Отца (Иоан. 1, 18). Ибо неделимый и целый свет — Бог не мог бы носить в своих неизреченных лонах созданнаго Сына. И опять достаточным свидетелем сего служит Псалмопевец; ибо он, поветствуя от лица Отца, говорит так: С тобою начало в день силы твоея, во светлостях святых твоих; из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь, и не раскается; ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 3). Прежде денницы есть речение иносказательное. Ибо Создатель всего не был рожден после создания неба и земли; оно же не означает ничего другаго, кроме того, что рождение Сына непостижимо для всякаго и непонятно. Ибо как никто не может, прежде восхода денницы, зрением обнять сияние солнечнаго света, хотя бы взошел на какую бы то ни было высочайшую гору: так не может кто-либо и очами ума обнять появление отчаго света, хотя бы воображением ума он восшел выше всех веков, вследствие того, что оная всесокровенная истина непостижима. Поэтому прежде денницы стоит вместо «прежде знания»; ибо [денница] — звезда знания дня: Почему опять сей Псалмопевец, в другом псалме изъясняя прежде денницы, говорит: прежде солнца пребывает имя Его (Псал. 71, 17). Пребывающий же прежде солнца совсем непостижим и для слова и для мысли; ибо, поелику Он был безвременно, Он выше и ума. Ибо праведный во всем Бог и Отец всех нас дал в наследие оный пренебесный и святый и неизреченный мир и всю нашу вселенную не Сыну сотворенному, но Сыну своему истинному, чрез котораго и все сотворил в наследие Его, дабы Он, как Слово Божие и Сын, царствовал над всеми своими разумными тварями. К Нему и сказал всеблагий и всецелая любовь — Отец: седи одесную мене, дондеже положу враги подножие ног твоих (Псал. 109, 1). Ибо Сын чуждым был по плоти, когда вознесся от нас на небеса, где Он никогда не был чуждым естеству Отца. Посему — седи одесную мене сказано Богом Отцем всецело к присно сущему с Ним Богу Слову. Ибо Отец, сказавший: славы Моея иному не дам (Ис. 47, 11), к иносущному Сыну не сказал бы оное речение, всецело служащее признаком естественнаго отношения, — чтó именно, думаю, не дерзнули вообразить себе эллинские богоизмыслители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

3 ст. С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя. Под началом, сообразно с еврейским текстом Библии, следует понимать «вольное приношение, добровольные жертвы». Этим именем обозначается в псалме народ, добровольно уверовавший во Христа, непринужденно, по искреннему свободному расположению последовавший за Ним и усвоивший плоды оправдывающей благодати Божией во имя заслуг Христа, Который пострадал за грехи людей и примирил их с Богом. Как сделавшийся наследием Христа не только по имени, но и по жизни, народ сей составляет начаток совершенного Искупителем дела спасения и, подобно ветхозаветным доброхотным жертвователям, приносится Им Богу как великая и славная жертва ( Лeb. XXIII, 10 ; 2Kop. IX. 7 ). «Под днем силы можно разуметь, говорит Св. Иоанн Златоуст и день уже прошедший (т.е. время искупления, спасения людей, основания и распространения Церкви воинствующей) и день будущий (т.е. день будущего суда, воздаяния и славы)». Тот и другой доказывают величайшую силу Христову. Основавши Свою Церковь на земле и непоколебимо упрочивши ее существование, Господь Иисус Христос, как Глава Церкви, невидимо управляет ею и по вознесении Своем в качестве первосвященника и в качестве Богочеловека совершает приведение святых оправданных членов ее Богу Отцу и пред Ним ходатайствуем за всех христиан ( Eфec. I, 20–23; II, 1–10 ; Koл. I, 2– 15 ; Ebp. II, 10; XII, 23 ). Окончательное же и всеобщее для всех людей приведение к Богу Отцу совершится во время второго Его славного пришествия, когда решена будет участь праведных и нечестивых и когда все земное и небесное соединится под Главою – Христом ( Eфec. I, 10, 21–23 ; Ebp. XII, 22 и след.). Под светлостью святых разумеется величие и слава святых, оправданных Иисусом Христом, которые в Церкви воинствующей заключаются в высоте христанского звания ( 1Nemp. II, 9 ), а в царстве славы будут состоять в непосредственном приобщении праведников к Источнику блаженства и славы Иисусу Христу и в соучастии в славном состоянии и богочеловеческой Его власти ( Лyk. XXII, 30 ; Ebp. II, 10 ; 1Kop. VI, 2 ). «Светлостью, говорит Св. Иоанн Златоуст , здесь пророк называет величие святых», т.е. здесь на земле, и особенно на небе. Из чрева прежде денницы родих Тя. Этими словами указывается на предвечное рождение Сына Божия от Бога Отца. Он рожден прежде денницы, т.е. утренней зари или звезды, предваряющей своим появлением утреннюю зарю. Слово прежде должно понимать не в смысле ее восхода, который ежедневно совершается по законам природы от сотворения мира, но в смысле вечности, довременного существования, т.е. Сын Божий родился или рождается от Бога Отца прежде начала денницы, прежде времени ( Npumч. VIII, 25 ; Nc. LXXXIX, 3 ; Мф. XXII, 42). Словами из чрева родих человекообразно выражается учение о единосущии Сына Божия с Богом Отцем; чрево в переносном смысле обозначает внутреннее существо, сущность и в этом значении только может быть приложено к Богу, как Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Затем иерей снова возвещает пред Богом и Отцом тайны Христова вочеловечения: неизреченное и славное рождение от Святой Девы и Богородицы, жизнь и пребывание в мире, крест, смерть и освобождение связанных душ, тридневное святое воскресение Его из мёртвых, вознесение на небеса, сидение одесную Бога и Отца и Его грядущее Второе славное пришествие к нам. (Иерей) посвящается в тайну чрева, (бывшего) прежде утренней звезды, которое есть нерождённый Бог , то есть Бог и Отец, и которое прежде веков родило Бога, как и говорит: Из чрева прежде денницы родих Тя ( Пс.109:3 ). Его то и просит (иерей) снова совершить тайну Сына Его, да родится, или да преложатся хлеб и вино в Тело и Кровь Христа и Бога, и да исполнится (сказанное): Аз днесь родих Тя ( Пс.2:7 ). Тогда Святой Дух, незримо присутствующий по воле и благоволению Отца, являет божественное действие и рукой иерея свидетельствует, подтверждает и совершает (преложение) предложенных святых даров в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи... ( Ин.17:19 ), ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Ставши, таким образом, очевидцами божественных тайн, участниками бессмертной жизни и общниками Божественного естества, восславим великое, непостижимое и неизъяснимое таинство Домостроительства Христа Бога и, прославляя, возгласим: «Тебе поем» – Бога и Отца, «Тебе благословим» – Сына и Слово, «Тебе благодарим» – Святого Духа, «Господи Боже наш» – Троица в Единице, дивная и в разделении Лиц, и в единстве одного естества и Божественности, единосущный и неразделимый (Бог). Иерей возвещает эти божественные тайны, склоняясь, и тем показывает, что он незримо беседует с одним только Богом. Он видит явление Божественного света, очищается сиянием славы лица Божия и покрывается страхом и благоговением, как и Моисей, который, увидев на горе Бога в образе огня, отвернулся, затрепетав, и закрыл (своё) лицо, боясь смотреть из-за славы лица (Его). И совершается поминовение тех, кто почил в Боге духов и всякой плоти, Который владычествует над мёртвыми и живыми и повелевает на небе, на земле и под землёй, ибо Царь Христос присутствует (здесь), а Дух Святой призывает всех живых и преставившихся в те обители и дома упокоения до пришествия Господа нашего Иисуса Христа собраться и предстать пред лицом Его, так как все души в аду смертию и воскресением Христовым разрешены от уз. Ибо Он воскрес из мёртвых, начаток, перворожден из мертвых ( Кол.1:18 ), и всем открыл путь воскресения из мёртвых, даровав скончавшимся в надежде воскресения Его покой в бессмертной и блаженной жизни. Души христиан призываются примкнуть к пророкам, апостолам и иерархам и возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом за таинственной трапезой Царства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Затем иерей снова возвещает пред Богом и Отцом тайны Христова вочеловечения: неизреченное и славное рождение от Святой Девы и Богородицы, жизнь и пребывание в мире, крест, смерть и освобождение связанных душ, тридневное святое воскресение Его из мертвых, вознесение на небеса, сидение одесную Бога и Отца и Его грядущее Второе славное пришествие к нам. (Иерей) посвящается в тайну чрева, (бывшего) прежде утренней звезды, которое есть нерожденный Бог, то есть Бог и Отец, и которое прежде веков родило Бога, как и говорит: Из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3). Его то и просит (иерей) снова совершить тайну Сына Его, да родится, или да преложатся хлеб и вино в Тело и Кровь Христа и Бога, и да исполнится (сказанное): Аз днесь родих Тя (Пс. 2:7). Тогда Святой Дух, незримо присутствующий по воле и благоволению Отца, являет божественное действие и рукой иерея свидетельствует, подтверждает и совершает (преложение) предложенных святых даров в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи... (Ин. 17:19), ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Ставши, таким образом, очевидцами божественных тайн, участниками бессмертной жизни и общниками Божественного естества, восславим великое, непостижимое и неизъяснимое таинство Домостроительства Христа Бога и, прославляя, возгласим: «Тебе поем» – Бога и Отца, «Тебе благословим» – Сына и Слово, «Тебе благодарим» – Святого Духа, «Господи Боже наш» – Троица в Единице·, дивная и в разделении Лиц, и в единстве одного естества и Божественности, единосущный и неразделимый (Бог). Иерей возвещает эти божественные тайны, склоняясь, и тем показывает, что он незримо беседует с одним только Богом. Он видит явление Божественного света, очищается сиянием славы лица Божия и покрывается страхом и благоговением, как и Моисей, который, увидев на горе Бога в образе огня, отвернулся, затрепетав, и закрыл (свое) лицо, боясь смотреть из-за славы лица (Его). И совершается поминовение тех, кто почил в Боге духов и всякой плоти, Который владычествует над мертвыми и живыми и повелевает на небе, на земле и под землей, ибо Царь Христос присутствует (здесь), а Дух Святой призывает всех живых и преставившихся в те обители и дома упокоения до пришествия Господа нашего Иисуса Христа собраться и предстать пред лицом Его, так как все души в аду смертию и воскресением Христовым разрешены от уз. Ибо Он воскрес из мертвых, начаток, перворожден из мертвых (Кол. 1:18), и всем открыл путь воскресения из мертвых, даровав скончавшимся в надежде воскресения Его покой в бессмертной и блаженной жизни. Души христиан призываются примкнуть к пророкам, апостолам и иерархам и возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом за таинственной трапезой Царства Христова.

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

До сведения Иосифа дошло, что еретики отвечали на его последнее доказательство, что это Бог к ангелам говорит «сотворим» и вот он, приведши это еретическое возражение, опровергает его многими свидетельствами из книг Моисея, псалтири и пророков. Тексты псалма Давидова «Сын мой еси ты, аз днесь родих тя. Проси от мене, и дам ти языкы достояние, и одержание твое конца земли» еретики относили к Соломону. Иосиф опровергает это мнение и приводит многочисленные свидетельства о Христе из Ветхого Завета. В заключении излагается учение о св. Духе и с тем вместе опровергается еретическое мудрствование, что Дух Божий есть дыхание Творца, разливающееся по воздуху. Второе слово на еретиков Новгородских состоит из изложения православного догмата о Иисусе Христе, вслед за тем следует проклятие еретиков и их учения о Христе. Иосиф сам таким образом подразделяет слово: «Ныне же преже напишем о божественнем Его рожестве, еже от девы Мария, – потом же о распятии, и о воскресении, и о вознесении на небеса, и о втором пришествии». Свидетельства из Ветхого Завета о рождестве Мессии Иосиф оканчивает исследованием 70 седьмин Данииловых, причем обращается к истории: «глаголет бо историа о сем, яко первее Фелгафалсар царь ассирийский плени иудеии» и т. д. и как на источники своих сведений ссылается на известных летописцев – Иосифа Флавия, иудейского любомудреца, Евсевия епископа Памфилийского, на Никифора, патриарха царяграда, и наконец на Георгия, «мниха премудраго, иже списа книгу глаголемую хронограф». Перечислив года и месяцы царствования царей ассирийских, персидских, Александра Македонского и Птоломеев до Клеопатры («юже уби Август Кесарь и разруши Птоломейскую власть в четвертое на десят лето царства его»), автор признается, что между этим историческим счислением и 70 седьминами есть ошибка на год и 9 месяцев. Ошибку эту он приписывает переписчикам книг и тут же объясняет, как легко писцу ошибиться и как другим чрез несколько времени трудно распознать его ошибку 155 . Самая обширная часть слова – первая, о рождении Мессии. Остальные же части о распятии, воскресении, вознесении и о втором пришествии малы по объёму и состоят только из одних текстов, подобранных из разных книг Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010