В этом слове, изобразив непристойное поведение христиан в Сырную неделю и указав, какое значение имеет она по назначению святой Церкви, ревностный пастырь, от лица Церкви, взывает к народу: «Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Сыны родих купелью пакибытия, напоих молоком Божия слова, воспитав таинства веры, одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечного живота. Слыши небо и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася Мене. А как отвергошася сыны сии матери своея, слышите: она приказывает в те дни более благоговеть, а тии более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более прилагают»... Изобразив далее важность дней, которыми окружена Сырная седмица, из коих одни нам предлагают плач, а другие муку вечную за грехи представляют, свт. Тихон снова обращается к своим слушателям: «Внимай сему, грешниче, и паки говорю: внимай, да не тебе сия постигнет». Пламенные убеждения ревностного пастыря сделали то, что празднование масленицы надолго было оставлено в Воронеже. Уже во время пребывания Преосвященного Тихона на покое в Задонске опять начались бесчинные увеселения. Услышав об этом, он сказал: «Горестно слышать, как изменяется народ; надобно молить Господа, чтобы просветил и наставил его на путь истины». Другой народный праздник, возмутивший благочестивое сердце пастыря и возбудивший его пастырскую ревность, был какой-то остаток языческой старины в Воронеже, называвшийся праздником ярила. Он начинался в среду или пяток после Троицына дня и оканчивался в понедельник Петрова поста. К этому дню народ готовился как бы к какому-нибудь великому празднику. Все городские и окрестные сельские жители сходились на бывшую в Воронеже за старыми московскими воротами площадь и устраивали род ярмарки. Выводили молодого человека, которого обвязывали цветами, лентами и колокольчиками; на голову надевали колпак из бумаги, раскрашенный и развязанный лентами; лицо намазывали румянами, в руки давали позвонки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Она повелевает плакать, а те более утешаются. Она велит более умилостивлять Бога, а те более прогневляют. Ах справедливая жалоба, жаления и плача достойный глас! Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася мене. Слыши небо и внуши земле! Сыны матери своей отверглись. Христиане церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, опять к делам его обращаются. Жалостное дело, слушатели, да и страшное»! Это слово имело желаемый успех. Пока пастырь этот правил воронежской паствой, не видно было бесчинств в сырную седмицу, какие бывали прежде. Празднование масленицы было оставлено, но, к сожалению, не навсегда. Оно возобновилось опять после того, как не стало святителя Тихона в Воронеже. Во время его пребывания на покое, бесчинные увеселения опять начались, из подражания другим городам. Услышав об этом, Святитель сказал: «горестно слышать, как изменяется народ; надобно молить Господа, чтобы он просветил и наставил его на путь истины».  Но благочестивая ревность свт. Тихона в искоренении языческого празднества – ярила увенчалась полным и решительным успехом. Праздник ярило, вероятно, какой-нибудь остаток языческой старины, был чисто народным и местным праздником, вроде так называемых, народных гуляний. Он обыкновенно начинался в среду или пятницу после Троицы, и, продолжаясь неделю, оканчивался в понедельник или вторник Петрова поста. К этому времени народ приготовлялся заранее. Обыкновенным местом этого гульбища была площадь в Воронеже, за старыми московскими воротами, куда сходились и съезжались городские и окрестные жители. Здесь, по обычаю, строились торговые шалаши, палатки и балаганы, и устраивалось подобие ярмарки. Гулянье, как видно, начиналось тем, что избирали одного молодого человека, украшали его цветами, лентами, увешивали колокольчиками, на голову надевали бумажный колпак, раскрашенный и убранный лентами, лицо намазывали румянами, в руки давали колокольчики. В таком виде, в сопровождении толпы народа, он ходил по площади, и назывался ярилом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследовав осуждение в потопе погружения. 591 «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди 592 ( Мф. 22, 30 ). По мнению Филона – человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих. По мнению новейших толкователей – потомки племени Сифова, которые не только были «сыны Божии по благодати» ( Втор. 14, 1 ; 1Ин. 3, 1 ), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (см.: Быт. 4, 26 ), противоположное обществу сынов человеческих, то есть потомков Каина, водимых одною человеческою поврежденною природою. Началом смешения столь противоположных обществ Моисей полагает прельщение красотою дщерей человеческих, а последствием – то, что и те, которые принадлежали к обществу ходящих по духу, соделывались плотию и самый свет начал прелагаться во тьму» [ Филарет (Дроздов) , святитель. На Быт. 6, 1–4 . С. 161–162]. Щедровицкий мягко склоняет современного читателя к теории «падших ангелов» См.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 87). Святой Златоуст, настаивая на том, что «нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно», показывает сначала, что? именно эти люди «осмеливаются говорить», чтобы «обнаружить нелепость их слов». «Они говорят, будто это сказано не о людях, но об Ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где Ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а Ангелы – никогда. Об Ангелах (Писание) говорит: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» ( Пс. 103, 4 ), а о людях: «Аз рех: бози есте» ( Пс. 81, 6 ); и опять: «сыны родих и вознесох» ( Ис. 1, 2 ); и опять: «первенец Мой сын Израиль» ( Исх. 4, 22 ); а Ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Ибо, если в награду за свое произволение получил то, что имеет, и не имел бы этого, если бы не привел в действие требуемого, то, получив это за добродетель и усовершение, поэтому уже справедливо назван и Сыном и Богом, но не есть истинный Сын. Что происходит от кого-либо по естеству, то есть истинное рождение. Таков был Исаак у Авраама и Иосиф у Иакова. Таково сияние у солнца. А называемые сынами за добродетель и по благодати имеют вместо естества только благодать, вследствие приятия сего имени, и инаковы с тем, что им дано. Таковы люди, по причастию приявшие Духа, о которых и сказал Бог: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис. 1:2), конечно, потому что не были сынами по естеству. И как скоро изменились, отнят у них Дух, и они отвержены, но кающихся снова их приимет и, дав им свет, опять наречет сынами Бог, вначале даровавший им благодать сию. 38) Посему, если в таком же смысле говорят о Спасителе, то окажется, что Он не истинный Бог, не истинный Сын, не подобен Отцу и совершенно не имеет Бога Отцом Своим по самой сущности, имеет же только по данной Ему благодати, а по сущности имеет Бога Творцом Своего бытия, подобно как и все твари. А если Он таков, как утверждают еретики, то откроется еще, что и вначале не имел Он имени Сына, если только получил его в награду за свои дела и преуспеяние, и именно не за иное, но за то, какое показал, когда сделался человеком и принял «зрак раба» . Ибо тогда, как стал «послушлив даже до смерти» , сказуется о Нем, что Он превознесен и получил благодать, то есть имя, «да о имени Иисусове поклонится всяко колено» (Флп. 2:7, 8, 10). Чем же был Он прежде, если теперь вознесен, теперь начал быть достопоклоняемым, теперь назван Сыном, когда сделался человеком? Видно, что нимало не усовершил Он плоть, а паче Сам усовершен плотью, если, по их зломысленному учению, тогда вознесен и наречен Сыном, когда стал человеком. Итак, чем же Он был прежде сего? Опять настоит необходимость спросить их об этом, чтобы виден был и конец их нечестия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Но так ли делается? Сами знаете, не для чего о том говорить. Слушают ли христиане сладкие и достолюбезные песнопения Матери своей, Церкви? Какая жалость! Какой стыд нам! «Сыны родих – простирает она Божий жалобный глас, – сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене! Сыны родих» купелию пакибытия (т. е. святого Крещения), напоила млеком Божия слова, воспитала таинствами веры, одеяла одеждою нетления, утвердила надеждою вечного живота. «Слыши небо и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тииже отвергошася Мене...» Как же дети отрекаются от своей матери? – Послушайте: она приказывает в те дни более благоговеть, а те более бесчинствуют, она приказывает воздерживаться, а они более страстям предаются, она определяет пост, а они более объедаются и пьянствуют, она приказывает очищать телеса и души, а они более оскверняют, она приказывает страсти отлагать, а они более прилагают, она предлагает покаяние, а они более свирепеют; она велит сетовать за содеянные грехи, а они более грехов прибавляют, она повелевает плакать, а они более утешаются; она велит умилостивлять Бога, а они более прогневляют. Справедливая жалоба! Сожаления и плача достойный глас! «Сыны родих и вознесох, тииже отвергошася Мене. Слыши небо и внуши земле!..» Дети отрекаются от своей матери, христиане Церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, паки к делам его обращаются! Дело достойное сожаления, братие, да и страшное! Ибо кто Церкви не слушает, тот, по словеси Христову, как язычник и мытарь. И еще повторяю: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, кто не сын Церкви, тому Христос не пастырь; кому Христос не пастырь, тот не есть Христова овца; кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни». Ибо Христос только своим овцам обещает живот вечный: «овцы Моя, – говорит Он, – гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10:27, 28 ). Вот, братие, к чему приводит бесчинное празднование масленицы! Самое празднование масленицы вышереченным образом есть дело языческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Матерь наша святая Церковь , в своих песнопениях, поемых на сырной неделе, припевает нам, своим детям: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа». И в другом месте: «Се время покаяния, предпразднственный сей постов вход». И еще: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством». И слышим мы из песней Святой Церкви, и знаем, что такое масленица, – знаем, что она есть начало, или преддверие, святого Великого поста. Ибо вот уже и мясо употреблять, и браки венчать святая Церковь запретила; в среду и пяток Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать, повелела: и для того христианам как истинным сынам Церкви должно в сию седмицу далеко воздержаннее во всем поступать, нежели в прошедшие дни, хотя и всегда воздержание похвально. Но так ли делается? Сами знаете, не для чего о том говорить. Слушают ли христиане сладких и достолюбезных песнопений матери своей Церкви? Какая жалость! Какой стыд нам! Сыны родих – простирает она Божий жалобный глас, – сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене! Сыны родих купелию пакибытия (т.е. святого крещения), напоила млеком Божия слова, воспитала таинствами веры, одеяла одеждою нетления, утвердила надеждою вечного живота. Слыши небо, и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася Мене… Как же дети отрекаются от своей матери, послушайте: она приказывает в те дни более благоговеть, а те более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а они более страстям предаются; она определяет пост, а они более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и уши, а они более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а они более прилагают; она предлагает покаяние, а они более свирепеют; она велит сетовать за содеянные грехи, а они более грехов прибавляют; она повелевает плакать, а они более утешаются; она велит умилостивлять Бога, а они более прогневляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О дал бы то преблагий Бог! А что она есть? Матерь наша святая церковь припевает нам, аки младенцам своим в песнех своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «отверзошася божественного покаяния преддверия, приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, и пр.». А на ином месте тако: «Светлая предпразднества воздержания», «светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «се время покаяния, предпразднственный сей постов вход». И паки: «постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством». Вот же и слышим мы из песней святыя церкве, и знаем, что то есть масляница? А именно: есть начало или преддверие святого великого поста. Понеже уже и брашен некоторых, как то мяс употреблять и браки венчать, запретила. В среду и пяток литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержне касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать, повелела: и для того христианам, как истинным сынам церкве, должно в тую седмицу далеко воздержнее во всем поступать, нежели в прешедшие дни, хотя то и всегда воздержание похвально. Чтож убо! Так ли делается? Слышали вы, да и сами знаете, не для чего о том более повторять. Слушают ли христиане сладких и любезных матере своея церкве песней? Ах жалко! Ах стыд нам! Сыны родих, простирает она Божий и жалобный глас, сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене. Сыни родих купелию паки-бытия, напоих млеком Божия Слова, воспитах таинствы веры, одеях одеждою вечного живота. Слыши небо и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася Мене. А как отвергошася сыны сии матере своея, слышасте: она приказывает в те дни более благоговеть, а те более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются, и пианствуют; она приказывает страсти отлагать, а тии более прилагают; она предлагает покаяние, а тии более свирепствуют; она велит сетовать за содеянные грехи, а тии более прибавляют; она повелевает плакать, а тии более утешаются; она велит умилостивлять Бога, а тии более прогневляют.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Но не держится зло между стенами, не скрывается в одних домах, но выходит на публику, является на улицах, на стогнах, по дорогам; и бывает от того зло сугубее, зло от соблазнов. Тогда непрестанное ристание на конях; тогда одни за другими следуют, как привязанные, протягивается по дороге длинный обоз, как бы веревка соблазнов. К этим забавам присоединяются и другие не меньшие; тут разносятся кличи и песни; в другом месте идут кулачные бои, а кое-где драки, брани, сквернословия. А что бывает в ночи, что делается в тайных сокровенных местах, – о том и не говорю, ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:12). Вот как, слушатели, празднуется масленица! Стыд покрывает лице мое, когда я вывожу наружу это празднование и когда при этом подумаю, что так празднующие – христиане, отрожденные водою и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сокрушают мое сердце от того, что сим празднованием порочится святая и благочестивая вера. Страх и трепет приводит в содрогание члены, когда пред умные взоры мои представляю праведный и страшный суд Божий». Затем, указав истинную цель установления сырной седмицы и церковные воспоминания, которые предшествуют и сопутствуют масленице, Святитель от лица св. Церкви, с болезнью сердца, восклицает: «ах жалко, ах стыд нам! Сыны родих, – простирает церковь Божий и жалобный глас, сыны родих и возвысил, тииже отвергошася мене. Сыновей родила купелию пакибытия, напоила млеком Божиего слова, воспитала таинствами веры, одела одеждой нетленния, утвердила надеждой вечного живота. Слыши небо и внуши земля: сыны родих и вознесох тии же отвергошася мене! А как отверглись сыны сии от матери своей, – послушайте. Она приказывает в те дни более благоговеть, а те более бесчинствуют. Она приказывает воздерживаться, а те более предаются страстям. Она определяет пост, а те более объедаются и пьянствуют. Она приказывает очищать телеса и души, а те более оскверняют. Она приказывает отлагать страсти, а те более прилагают. Она предлагает покаяние, а те более свирепеют, – велит сетовать за содеянные грехи, а те прибавляют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3 . Расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их. Это говорят, по св. Афан., восставшие на Господа и на Христа Его: расторгнем священную мрежу небесного царствия ( Мф. 13:47 ), свергнем с себя тяготу закона Христова ( Мф. 11:29 ). «Но мне кажется, – говорит бл. Феод., – что Пресв. Дух повелевает это сказать уверовавшим: расторгнем узы их, т.е. узы нечестивых язычников; и отвержем от себя иго их, т.е. Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово». 4 . Живый на небесех посмеется им, т.е. «тщетными и суетными соделает их замыслы; и Господь поругается им – т.е. уничтожит, возненавидит их и возгнушается ими» (Св. Афанасий). 5 . Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я. «Господь возглаголал гневом Своим, когда по Его мановению, Римское войско, напав на Иудеев, опустошило город (Иерусалим), сожгло храм, большую часть из них предало смерти, а тех, которые избежали убийства, сделав пленниками, поработило» (Св. Афан. Вел. Также и св. Афан.). Такое поражение Евреев всех привело в смятение. Но в последствии самих язычников Римлян, за гонение св. веры, Господь наказал чрез варваров – Гуннов, Вандалов и др. 6 . Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его. С Евр: «Я помазал царя Моего, над Сионом, святою горою Моею». Ни к кому из иудейских царей нельзя относить сих слов; потому что в следующих стихах говорится о Сыне Божием. И так здесь говорит Сам Господь Иисус Христос , что Он, по человечеству Своему, от Бога Отца поставлен Царем над Сионом, т.е. над всею вселенскою Церковию, потому что «Сион, – говорит св. Афан., – означает Церковь Христову». 7 . Возвещаяй повеление 22 Господне. Т.е. Я, помазанный по человечеству Царем над всею Церковию, возвещаю вам повеление или определение Отца Моего, именно такое: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Вот Божие определение: Я Сын от вечности по Божеству, и по человечеству во времени. «Весьма кстати, – говорит св. Афанасий, – присовокуплено: еси – в означение предвечного рождения, потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти, потому что слово: днесь указывает на время и употреблено в означение временного рождения; следовательно о человеческом рождении разумеются и следующие слова: родих Тя» (Св. Афан.). О временном рождении Иисуса Христа разумеет и бл. Феодорит: «изречение сие, – говорит он, – т.е. Сын Мой еси Ты» и проч. всякий верующий учению Бож. Духа да не относит к Божеству Владыки Христа; потому что о вечном рождении говорится в другом тексте: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс. 109:3 ). Посему следующий стих Отцы разумеют о царстве Иисуса Христа по человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Св. Афанасий Великий : «Азъ же поставлен есмь царь от Него над Сионом. Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. Сион же означает Церковь . Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и прочее, т.е. естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – образ ипостаси Отчей ( Евр. 1:3 ). Весьма кстати присовокуплено еси в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому что днесь указывает на время и употреблено в означение временнаго рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: родих Тя. Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единороднаго Христа» т. IV, Толк, на псалмы, Пс. 2, 6–7 ]. Таким образом, в словах Сын Мой еси Ты св. Афанасий видит указание на предвечного и единосущного Отцу Сына. В словах Я ныне родил Тебя св. Афанасий усматривает пророчество на рождение Сына Божия во времени по плоти, на рождество Христово. Так закладывались чеканные формулы Никео-Цареградского символа веры . Вполне согласно со святым Афанасием толкует византийский монах XII века Евфимий Зигабен , подытоживший все святоотеческие толкования: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты: Азъ днесь родих Тя. Под этими словами разумеется здесь и предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца, и Божественное домостроительство о воплощении Его во времени. Словом днесь выражается как бы грань между вечностию и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком, предъуведенный прежде сложения мира, явившийся же в последния времена, егда прииде кончина лета ( 1Пет. 1, 20 ; Гал. 4:4 ); а словом родих обозначается самое исполнение домостроительства о воплощении Его. Ибо Бог Отец называется творцом и Зиждителем всего» Толковая Псалтирь, Пс. 2, 7 ]. И в заключение к сказанному о пророчестве второго псалма. Св. Мефодий Патарский о словах Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя рассуждает и применительно к нам, людям: «Подлинно для тех людей, которые еще не чувствуют многоразличной премудрости Божией, Христос еще не родился, т.е. еще не познан, еще не открылся, еще не явился. Если же и они возчувствуют таинство благодати, то и для них, когда они обратятся и уверуют, Он рождается чрез ведение и разумение. Посему о Церкви справедливо говорится, что она всегда образует и рождает в крещаемых младенца мужескаго пола – Слово ( Откр. 12:1–6 )» Пир десяти дев, речь 8, гл. 9].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010