Сия существенная духовная нужда наша суть грехи наши, кои суть и беды, и нищета, и гонения, и болезни, и вечная смерть души. Сию-то истинную почувствовав нужду, чистосердечно каяся во грехах своих пред Господом Богом своим, должны беспрестанно взывать к Нему и просишь прощения и помилования у Него, тако говоря: Боже ущедри ны, и благослови ны, просвети Лице Твое на ны, воззри на нас, и помилуй ны 75 ; помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззакония наша; наипаче омый нас от беззаконий наших и от грехов наших очисти нас 76 ; и даждь нам познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое 77 . От чистого сердца, истинно веруя, говорю вам, Христиане, что кто из нас не хощет, страдая во аде, тщетно взывать с плотоугодным богачем к Аврааму: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем 78 : тот непременно должен ныне, не только не дожидаяся жестокого адского мучения, но не дожидаяся старости и смерти, которая прекращает время покаяния, должен ныне, живо ощутив в себе внутренний, от грехов происходящий, и душу огнем совести жгущий ад, вопить к небесному Аврааму, к Спасителю своему Иисусу Христу, должен вопить чрез все время жизни сея, тако говоря: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прииди ко мне, бренной твари Своей, омочи конец перста Своего в пречистой крови Своей, прикоснися палимому грехами духовному существу моему, устуди оное, очистив от грехов, и озарив его тихим, небесным, осеняющим и прохлаждающим светом, и спаси мя. И Господь, яко Милосердый Отец, хотящий всем спасения, вняв ныне гласу моления нашего, приидет, поможет, грехи очистит, простит и спасет. Но после смерти для нераскаянных грешников сего не будет: а будет беспомощная болезнь, мучение, и вечная смерть, яко оброк любимых их грехов. Аминь! Беседа XV. О том, что всякой Христинин должен быть Израиль, то есть, борющийся и превозмогающий Остася Иаков един: и боряшеся с ним человек даже до утра. ( Быт.32:24 ). Когда сердце человеческое расположено бывает учиться и познавать нужное, познавать Бога и себя, тогда оно учится и познает сие не только из предметов удивительных, высоких, каковы суть небо, солнце, звезды, моря, но и из самых низких и простых вещей, каковы суть земля, животные, травы, песок, и самые малейшие пылинки. Когда сердце человеческое наклонно бывает ко принятию Божественныя истины; тогда оно находит оную не только в важных местах, в высоких выражениях Священного Писания, но и во всякой простой речи во всяком слове оного. Нет речи в Слове Божием, которая бы не трогала чувствительного сердца, нет выражения, которое бы не назидало оного. Всякое слово касается его, всякой пример делает ему наставление, и производит надлежащую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Понятно, что христиане при своем взгляде на смерть, как на преходящий сон, как на переход в иную, полную радости, блаженства и света жизнь, не могли сочувствовать языческому обычаю погребать умерших ночью. Для христиан, напротив, было назидательнее избирать для погребения день как время, всего лучше гармонирующее с тем радостно-спокойным настроением, какое овладевало верующими, когда они провожали до могилы останки почивших о Господе или мучеников, страданиями и пролитой кровью засвидетельствовавших свою веру во Христа и будущее воскресение 73 . Христиане не имели нужды прибегать к покрову ночи для сокрытия той мрачной печали, какая овладевала язычником всякий раз, как он провожал своего близкого до могилы, и похороны ночью производились христианами только по нужде, а обыкновенным временем для того избирался день. Предавая земле тела своих скончавшихся собратий, христиане с первых же времен своего существования должны были озаботиться о том, чтобы иметь особые места для их погребения По принятому от евреев ( Лк.7:12 ; Ин.11:30 ) обыкновению, христиане с древнейших времен избирали загородные места для погребения своих усопших 74 . Так, св. ап. Иаков, брат Божий, был погребен на горе Масличной, как говорит об этом Иероним; ап. Петр погребен на триумфальной дороге близ Тибра, а св. ап. Павел в трехтысячах шагах от городских ворот Рима 75 . Первоначально христиане, как и язычники, хоронились в частных гробницах, но ακορο начали появляться у них и общие усыпальницы, сначала на участках земли, принадлежащих частным лицам, а потом на церковных кладбищах. Христианские усыпальницы или кладбища носили различные названия. Их называли иногда Coemememium (что означает место, где спят), словом, соответствующим нашему – усыпальница, так как христиане считали смерть только сном, и тела, полагаемые здесь, находились как бы для отдыха, готовясь предстать на судище Христово 76 . В ином месте кладбища назывались агеае sepulturorum 77 или же spyrtae, т. е. подземелье, в котором хоронят мертвых, так как христиане с первых же времен своего существования по разным причинам начали хоронить своих усопших в подземельных пещерах. Эти подземельные пещеры, или, правильнее, галереи, с местами для погребения по обеим сторонам, известны под именем катакомб 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Согласно жалобе Вологодского еп. Маркелла, в 1628 г. в Вологде ее «похвалял чернец Андреян, да ученик его чернец Иаков, и распопа Ивашко Синицын, да подьячий Агейка Семенов». Они называли сочинение К. святым и душеполезным, утверждая, что экземпляры книги «сожжены не по делу» ( Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церк. жизнь. Каз., 1914. С. 110). Было проведено расследование; всех виновных в 1629 г. разослали по отдаленным монастырям Сибири. В связи с «вологодским делом» вновь провели разбор «Евангелия учительного» и обнаружили в книге новые ереси. Вероятно, с учетом 2-го разбора книги К. впосл. был составлен «Свиток укоризнен». Авторы «Прений...» и «Свитка...» ставили в вину К. как еретические взгляды, так и фактические неточности. Оба разбора представляют собой лишенную глубокого анализа констатацию замеченных неточностей и погрешностей. Обвинения, изложенные в рецензиях, во многом совпадают. «Прения...» охватывают все сочинение. Замечания «Свитка...», доведенные до 75-го л. сочинения К., носят более аргументированный характер; в подтверждение своей позиции авторы приводят выдержки из богословских трудов. Замечания поданы как выписки из текста с критическими комментариями. Больше всего претензий в адрес К. связано с «превратным» цитированием им Свящ. Писания (пропуски слов, вставки, изменения грамматических форм), что приводит к извращению смысла. Кроме того, К., по мнению оппонентов, толкует отдельные притчи и библейские фрагменты «противно богословцем». Если в «Свитке...» в таких случаях следует развернутая аргументация, то «Прения...» обычно ограничиваются замечанием: «Евангелие все испортил и обменил по своему разуму». Обе рецензии уделяют много внимания неверному, как считают оппоненты, изложению К. апокалиптических сюжетов и сути посмертного воздаяния (в последней теме можно увидеть признание К. существования чистилища). Рецензенты отметили неправосл. подход К. к демонологии, в частности, представления о диаволе как о «биче Божием», о служении диавола Богу, о наказании людей только демонами, а не как о Божием попущении и др.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Как переводчик с греческого И. Э. особое внимание уделял творчеству Севира Антиохийского. И. Э. принадлежит редакция более раннего сир. перевода 125 гомилий Севира. Возможно, ему принадлежит сир. перевод гомилий свт. Григория Богослова. В рукописной традиции И. Э. приписывается также авторство сир. перевода апокрифической «Истории рехавитов». Эпистолярное наследие И. Э. включает 2 сборника посланий: к Иоанну Стилиту из Литарбы и к Евстафию из Дары, а также ряд посланий к разным лицам. В посланиях содержатся толкования нек-рых мест Свящ. Писания, ответы на вопросы канонического характера, обсуждение различных аспектов богослужебной практики, истории, богословия и грамматики. Среди сохранившихся посланий И. Э. имеется 2 стихотворных. Соч.: Scholia on Passages of the OT/Ed. G. Philips. L., 1864; A Letter on Syriac Orthography/Ed. G. Philips. L., 1869; The Hymns of Severus of Antioch and others in the Syriac Version of Paul of Edessa as revised by James of Edessa/Ed. E. W. Brooks. P., 1911. 2 vol. (PO; 6/1, 7/5); Sévère d " Antioche. Homélie LXXVII: Trad. syr. de Jacques d " Édesse/Éd. M.-A. Kugener. P., 1922. (PO; 16/5); Iacobi Edesseni Hexameron, seu In opus creationis libri septem. Louvain, 1928. Vol. 1: Textus/Ed. I.-B. Chabot. (CSCO; 92. Syr.; 44); 1932. Vol. 2: Lat. transl./Ed. A. Vaschalde. (CSCO; 97. Syr.; 48); The Synodicon in the West Syrian Tradition/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1975. Vol. 1. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 248-256; Ortiz de Urbina. PS. P. 177-183; Baars W. et al. Ein neugefundenes Bruchstück aus der syrischen Bibelrevision des Jakob von Edessa//VT. 1968. Vol. 18. P. 548-561; Vööbus A. The Discovery of New Cycle of Canons and Resolutions Composed by Jacob of Edessa//OCP. 1968. Vol. 34. P. 412-419; Graffin F. Jacques d " Édesse//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 33-35; idem. Jacques d " Édesse réviseur des Homélies de Sévère d " Antioche d " apres le ms. Syriaque BM add. 12159//Symposium syriacum, 1976. R., 1978. P. 243-255. (OCA; 205); Albert M. Langue et littérature syriaques// Idem et al. Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 297-372; Drijvers H. J. W. Jakob von Edessa//TRE. 1993. Bd. 16. S. 468-470; idem. The Testament of Our Lord: Jacob of Edessa " s Response to Islam//Aram Periodical. 1994. Vol. 6. P. 104-114; Debié M. Record Keeping and Chronicle Writing in Antioch and Edessa//Aram Periodical. 2000. Vol. 12. P. 409-417; Witakowski W. The Chronicle of Eusebius: Its Type and Continuation in Syriac Historiography//Ibid. P. 419-437; Ginkel J. J., van. Jacob von Edessa in der Chronographie des Michael Syrus//Syriaca: Zur Geschichte, Theologie, Liturgie und Gegenwartslage der syrischen Kirchen/Ed. M. Tamcke. Münster, 2002. S. 115-124; idem. History and Community: Jacob of Edessa and the West Syrian Identity//Redefining Christian Identity: Cultural Interaction in the Middle East since the Rise of Islam/Ed. J. J. van Ginkel et al. Louvain, 2005. P. 67-75.

http://pravenc.ru/text/200355.html

Против же подлинности нынешнего колодца Иакова Мансур указывает следующие соображения: а) колодезь находится далеко и от Сихема, и от Аскара, и потому непонятно, ради чего пошла к нему за водой беседовавшая с Господом женщина; б) колодезь вырыт в твердом грунте и идет в глубину на 105 ф. (по исследованию старого путешественника Мондрелля и 75–80 по новейшим измерениям. Ср. Robinson, 330. Олесницкий, Св. Земля, 2, стр. 346), в) при этом он летом совсем бывает без воды, а зимою имеет ее очень мало: такие свойства колодца самарянки дают Мансуру основание заключать, что предание ошибочно признало его колодцем Иакова, около которого остановился Господь на пути через Самарию. Приведенным указаниям, однако, с большим правом можно противопоставить следующие соображения в защиту подлинности нынешнего колодца Иакова: а) В Иоан. 4прямо говорится о том, что вблизи Сихаря „был колодезь Иаковлев»; следов., неупоминание о колодце в ветхозаветных книгах не имеет значения. б) Хотя вблизи Сихема много источников, но эти источники могли быть частной собственностью и потому патр. Иаков должен был позаботится о своей воде. в) Нынешний колодезь почти не имеет воды, но в древности, по указаниям путешественников, он имел много воды и, значит, соответствовал своему назначению. г) Хотя колодезь отстоит сравнительно далеко от Сихаря, но все-таки это не исключает возможности, чтобы самарянская женщина могла придти к нему по каким-либо особым побуждениям. Нельзя на основании предположения о нравственном облике женщины (ст. 18) утверждать вместе с Мансуром, чтобы она не могла придти к колодцу ни по мотивам почтения к памятнику глубокой древности, ни по вытекавшему из сознания порочности нежеланно встречаться у ближайших источников с другими женщинами, д) Древность предания о тождестве нынешнего колодца самарянки с библейским свидетельствует о его достоверности. Между тем, об отношении к Иоан. 4 указываемого Мансуром „колодца пророков» нет никаких преданий. Ср. Олесницкий, Св. Земля, 2, 345–348. О нынешнем колодце самарянки см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Конечно, при всей разумности приведенных рассуждений о сути истинного здравомыслия, протестанту этого недостаточно: ему нужно иметь библейское подтверждение того, как нужно относится ко Кресту. Поэтому, обратимся теперь к Библии, которая предоставляет нам много прообразов и пророчеств о Кресте Христовом, которые протестанты просто не замечают и не желают понимать их смысла. Вот главные места Ветхого и Нового Заветов, свидетельствующие о важности и святости (а не отвратительности) Креста. Рассмотрим эти стихи в порядке библейских книг. 1) В Быт.47:31 мы читаем, что Иаков «поклонился. на возглавие постели». По Септуагинте не «на возглавие постели», а «на верх жезла своего» 75 . Это событие вспоминает и ап. Павел (подтверждая, кстати, правильность перевода Септуагины): «верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего » ( Евр.11:21 ). Как можно понять эти места, и чему (или кому) в действительности поклонился Иаков? Православное Богословие объясняет эти места так, что жезл Иакова, как и большинство жезлов в то время, был сделан крестообразно; то есть, в верхней части жезла была небольшая перекладина, за которую легче было держаться, чем за голый шест. (Кстати, жезл такой формы до сего дня носят православные архиереи.) И Иаков, провидя страдания Христовы, поклонился своему жезлу как прообразу Креста Христова. Потому-то ап. Павел в Евр.11:21 и поставляет поступок патриарха на ряду с великими и достойными подражания делами веры других праведников Ветхого Завета, так как своим поклонением на верх своего жезла Иаков пророчески прозрел и уверовал в грядущего и имеющего пострадать Христа. Потому и вспоминает об этом событии ап. Павел именно в послании к Евреям, которым очень важно было показать, что Ветхий Завет пророчествует о страдающем и распятом Мессии, а не только о славном и победоносном. Протестантам же, естественно, такое толкование будет не по душе (точнее, не по духу протестантизма). Но если так, то чему тогда поклонился Иаков? Мои бывшие братья протестантствующие, не пробегайте этот вопрос, а остановитесь и попробуйте положительно на него ответить: если не Кресту Христовому поклонился Иаков, то чему же тогда? Просто жезлу? Шесту? Или своей кровати? Значит, нужно признать, что Иаков был грубый идолопоклонник; значит, Иаков поклонялся не только Богу живому, но и бездушным «изделиям рук человеческих». Но если так, то почему же ап. Павел не порицает поступок Иакова как согрешение, а хвалит его?.. На эти вопросы у вас нет, и не может быть разумного ответа. Вы можете либо пожать плечами и уйти от этого места, ничего не ответив 76 , либо согласиться с мудрым православным объяснением этих мест. Но тогда вам нужно признать, что если Иаков не только не согрешил, но и совершил подвиг веры, когда поклонился своему жезлу как прообразу Креста, то и православные, поклоняясь Кресту, не только не согрешают, но поступают весьма Богоугодно, подражая праведному патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В 1947 году Иаков был призван в армию. Сослуживцы, подшучивая над ним, дали ему прозвище «отец Иаков», однако подобные насмешки ничуть не смущали будущего старца. Командир особенно уважал его и был одним из тех, кто понимал, что Иакова, этого молодого сына беженца, ждет примечательное будущее. После демобилизации в 1949 году Иаков (ему было в то время 29 лет) потерял и отца. Он взял на себя попечение о сестре и ее устройстве. Но много работая, Иаков не забывал о том, к чему стремился все прежние годы, – о монашестве. В ноябре 1952 года, исполнив желание матери выдать замуж сестру, Иаков пришел в монастырь святого Давида Эвбейского в селении Ровьес, чтобы исполнить и свою мечту. В возрасте почти 32 лет Иаков становится послушником, и 19 декабря 1952 года в Халкиде митрополит Григорий рукополагает его в сан иерея. Так началась монашеская жизнь Иакова: труд в монастыре, молитва в пещере святого Давида и чудеса, количество которых со временем лишь умножалось. Отцу Иакову часто являлись преподобный Давид и святой Иоанн Русский, удостаивая его своей беседой Крайняя степень аскезы вывела отца Иакова на высокий духовный уровень. Не раз его жестоко мучили бесы. Иакову часто являлись преподобный Давид и святой Иоанн Русский, удостаивая его своей беседой; он также имел необыкновенный пророческий дар. А в августе 1963 года он чудесным образом накормил, имея 2,5 окка манестры , щедрыми порциями 75 рабочих, после чего у него осталась еще половина кастрюли. 25 июня 1975 года старец Иаков встал у кормила управления обителью. Строгое воздержание и аскетическая жизнь подорвали здоровье старца: вены на его ногах вздулись; он перенес операции по удалению паховой грыжи и аппендицита, потом еще и операции на простате и сердце. По словам профессора Димитриса Кремастиноса, который поставил отцу Иакову кардиостимулятор, «батюшку поддерживала только Божественная сила». С 1990 года старец Иаков из-за плохого здоровья отошел от управления обителью. Его все чаще и чаще одолевали болезни, и в сентябре 1991 года после микроинфаркта старец был госпитализирован. Подлечившись, отец Иаков вернулся в монастырь, но началось воспаление, которое переросло в пневмонию. Старец предчувствовал близкую кончину.

http://pravoslavie.ru/109068.html

Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Жители скоро раскаялись и, поняв свой грех и невинность святителя, просили у него прощения. Кроткий епископ простил их, но возвратиться на кафедру, по старости лет и по любви к уединению, не захотел. На берегу озера Неро святитель Иаков поставил себе келью и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю. Скончался преосвященный Иаков здесь же 27 ноября 1392 года. Тело его было погребено в созданной им обители. Мощи святителя Иакова, ранее почивавшие под спудом, впоследствии были поставлены в новом храме пред иконостасом у северных дверей. Святитель Иаков канонизирован в 1549 году. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 3. – С. 467–469. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 195, 252. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, 12 т. – С. 370. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 49, 54, прим.С. 17. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 85, 103. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 238–239. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877, (прим.). – С. 49. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 922–923. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1417.459 Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; ноябрь. – С. 748–749.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именно поэтому святой первомученик Стефан, опираясь на Септуагинту, говорит о 75 членах семьи Иакова, поселившихся в Египте ( Деян.7:14 ). Быт. 48 . Благословение Иаковом Ефрема и Манассии. Узнав о том, что состояние здоровья Иакова ухудшилось, Иосиф попросил отца благословить Ефрема и Манассию и поставил сыновей пред Иаковом так, что у правой руки патриарха находился Манассия, а у левой – Ефрем. По мысли Иосифа, Манассия как первенец должен был получить преимущественное благословение. Прежде всего Иаков в символическом смысле усыновляет детей Иосифа, объявив их своими сынами; впоследствии потомки Ефрема и Манассии образуют два колена, которые на равных правах с другими израильскими коленами будут участвовать в разделе земли обетованной. Затем патриарх совершает самое важное пророческое действие: он правую руку возлагает на голову Ефрема, младшего сына, тогда как левую – на голову Манассии, который был первенцем (как сказано в Славянском переводе Быт.48:14 , Иаков «пременил руце»). Иосиф подумал, что его отец из-за старости и слабости зрения допустил ошибку, однако Иаков возвещает обратное: меньший его брат будет больше его (ст. 19). Действительно, впоследствии именно колено Ефрема заняло ведущее положение в десятиколенном Израиле, так что даже образованное после разделения монархии Северное царство пророки VIII века до Р.Х. часто называли Ефремом ( Ис.7:5 ; Ос.5:3; 6:4 ). Здесь отражается еще один важный мотив священной истории: Господь дарует свое благословение каждому человеку исключительно в соответствии с его душевным расположением, не обращая внимания на земные отличия, в частности на порядок рождения. Вследствие этого довольно часто младшим братьям отдается предпочтение перед старшими (Измаил и Исаак, Исав и Иаков, Рувим и Иуда, старшие сыновья Иессея и Давид). Значение истории Иосифа. Как можно заметить, библейское повествование о жизни Иосифа принципиально отличается от историй других патриархов (Авраама, Исаака и Иакова). Господь не заключает с Иосифом завета и не является ему особенным образом (как, например, Иакову в виде небесной лестницы); кроме того, Иосиф (в отличие от деда и отца) не становится преимущественным наследником великих обетований, данных Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010