История праздника Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Особенности богослужения Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. На великой вечерни «Блажен муж...» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф., зач. 71. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую...» не поется, но поются тропари праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   На утрене по полиелее тропари: «Ангельский собор» не поются. Перед иконой «Сошествия во ад» (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенны не текущего 1 гласа, а первый антифон 4 гласа — «От юности моея».    Канон — «праздника», но не Пасхи: «Поим вси людие». Катавасия — пасхальные ирмосы: «Воскресения день». Припев к тропарям канона «праздника» по Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе, светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем».    На Литургии: изобразительны, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися». В конце Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» — «Христос воскресе» — трижды. И отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш» (такой же отпуст и на утрене).    Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу — отдание. В течение всей седмицы Фоминой — тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника.    В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: «Христос воскресе», затем: «Приидите, поклонимся» и псалом 103. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и «Отче наш» — тропарь святого Минеи; «Слава, и ныне» — тропарь праздника.    После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна — как вседневные.    В понедельник или вторник после Фомина воскресенья — день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

На великом повечерии пятка 1-й седмицы «по 1-м Трисвятом глаголем тропарь мученика («Велия веры»), «Слава, и ныне», богородичен («Вся паче смысла»); по 2-м («Трисвятом») обычные тропари: Помилуй нас Господи, и поем покойный канон настоящего гласа» ( Уст., пяток 1-й седм.), положенный в Октоихе на утрене субботы, а также и канон святого «настоящия субботы» (см. Триодь Пост., пяток 1-й седм.) из Минеи (т.е., того святого, служба которого, совпадая с числом субботы 1-й седмицы, отменяется в эту субботу), или канон святого, идущего прилуниться в 1-ю неделю (если в субботу отправляется служба рядового святого, когда, напр., случится в эту субботу 24 февр. или 9 мар.); «до Достойно и по Трисвятом» (вместо «Господи сил» и проч.) «кондак мученичен» («Веру Христову»), за которым следует: «Господи помилуй», 40 раз, и все прочее так же, как на малом повечерии, а равно и в конце, вместо молитвы: «Владыко многомилостиве», – «отпуст малый» ( Уст., пяток 1-й седм.). Суббота первой седмицы. В этот день св. Церковь творит память св. Феодора Тирона, «великаго в мученицех, страдальца пресветлаго, именитаго, и преславнаго в чудесех, от конец земли и до конец знаменитаго» (см. 93 стр.). Этим воспоминанием св. Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божьим. Тропарь и кондак см. 17 февр. На утрене, после великой ектениьи возгласа, поем: «Бог Господь», тропарь и проч., указанное в Уставе, на ряду; по 1-м и 2-м стихословии (перед седальнами) обычные –(см. в Служебн.) малая ектенья и возгласы (см. 553 стр.); непосредственно после 50-го псалма 269 (см. 554 стр.) поются каноны – храма и св. Феодора; по указанию Триоди Постной, «стихословим же и Господеви поем» (сн. Уст., 12 гл.); катавасия: «Отверзу уста»; после стихир «на хвалитех» следует вседневное (т.е., то, которое читается, а не поется) славословие; стихиры «на стиховне» положены в Триоди на ряду; но «Отче наш» – тропарь св. Феодора («Волия веры») и, на «Слава, и ныне», богородичен во глас тропаря («Мати Святая»); в остальном порядок этой службы – тот же, как на утрене со вседневным славословием (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Повечерие великое с поклонами. На нем поется трипеснец преподобного Андрея Критского, глас 2-й – «Неплодствовавший мой ум». По Трисвятом – кондак, глас 4-й – «Паче блудницы» и сразу «Господи Сил, с нами буди» и как прочее – обычно. Отпуст «Владыко Многомилостиве». Глава 3. Великая Среда    На утрени – «Аллилуиа», глас 8-й. Тропарь «Се Жених» (трижды). Кафизмы три. Седальны Триоди. Евангелие – Ин., зач.41, от полу. «Свидельствоваше народ сый со Иисусом» (конец в зач. 43 «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»). Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Возглас «Милостию и щедротами». Трипеснец, глас 2-й – «На камени мя веры утвердив». Ирмосы – по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия. По 3-й песни – малая ектения. Возглас «Ты бо еси Царь мира». Кондак, глас 4-й:    «Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка, подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя». И икос. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни и ектении – ексапостиларий «Чертог Твой» (трижды). «Хвалите Господа с небес» и хвалитные псалмы, стихиры самогласны на 4. «Тебе слава подобает» не глаголем, но «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. На стиховне – стихиры, глас 6-й, с припевами их, на «Слава, и ныне» – стихира, глас 8-й – «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Прочее все, как во вторник.    На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст – «Грядый Господь».    Часы 3-й, 6-й и 9-й по обычному постному чину. На всех часах читается Четвероевангелие. По «Отче наш» – кондак «Паче блудницы».    На изобразительных после кондака Триоди – кондак храма святого или святой, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храма Богородицы или «Предстательство» (где храм Христов или святого). Прочее последование изобразительных по обычаю и поклоны 16. В конце изобразительных вместо отпуста молитва «Владыко Многомилостиве», во время которой все должны молиться, «ниц падше на землю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Нек-рые песнопения, входящие в эту службу, составлены таким образом, чтобы можно было подставить название любого двунадесятого Г. п. Темой мн. песнопений является Боговоплощение. Ряд песнопений этого последования заимствован из служб Г. п.: напр., славник на «Господи, воззвах», тропарь, седальны по 1-й и 2-й кафизмах, кондак и икос взяты из последования праздника Перенесения Нерукотворного образа 16 авг.; 1-я стихира на стиховне - из утренней стиховны 10 янв. (попразднство Богоявления); стихира на «Слава, и ныне» на стиховне - из последования Богоявления 6 янв. 3-я гл. Общей Минеи - это общее последование на праздники в честь Креста Господня (            ). На утрене канон 4-го гласа, ирмос:      :, нач.:        , в конце каждой песни приведены на катавасию 1-е слова ирмосов праздника Воздвижения Креста:        . На утрене указан прокимен из Пс 97. На литургии назначено пение 3-й и 6-й песней утреннего канона на блаженнах. Служба на литургии не расписана. Мн. песнопения этого последования заимствованы из последований Воздвижения Креста 14 сент. и Происхождения древ Креста 1 авг. В системе Октоиха особенное прославление событий из жизни Спасителя присутствует в последованиях воскресенья (Воскресение Христово), среды и пятницы (Распятие Спасителя). В апостольское время была установлена традиция отмечать торжественным богослужением воскресные дни - уже в I в. воскресенья были днями совершения Евхаристии; к нач. II в. воскресные евхаристические собрания были уже сложившейся традицией (см. ст. Воскресенье ). В совр. правосл. богослужении воскресное последование Октоиха обычно соединяется с последованием Минеи или Триоди. Устав соединения последований зависит от степени праздничности памяти Минеи (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ) или Триоди и излагается в 3-5-й и 48-50-й главах Типикона. Почитание среды и пятницы также восходит к апостольскому времени. Уже в I в. эти дни отмечались постом. Содержание песнопений этих дней, как и др. будничных последований Октоиха (с понедельника по пятницу), имеет более покаянный характер. Последования Октоиха воскресенья, среды и пятницы также содержат прославление Божией Матери - в эти дни приводятся стихиры и каноны в Ее честь. В среду и пятницу во всех песнопениях во имя Пресв. Богородицы вспоминаются Страдания Спасителя и скорбь Его Матери, эти песнопения носят название крестобогородичнов. В католической Церкви

http://pravenc.ru/text/166339.html

После 3-й песни канона – кондак и седален Минеи, по 6-й песни – седален и Богородичен Октоиха. В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу. 102 На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться: 1) на 1-й седмице – кондак св. великомучениц Феодору Тирону; 2) на 2-й, 3-й и 4-й седмицах – кондак «Со святыми упокой...»; 3) на 6-й седмице в пятницу вечером – кондак св. Лазаря; 4) накануне праздников: 24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Предтечи; 9 марта – 40 мучеников и т.д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу – до субботы св. Лазаря), на повечерии также вместо «Господи сил, с нами буди...» поется кондак праздника (см. Типикон, 24 февраля, с. 250; В. Розанов . Цит. соч., с. 543) и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает); 5) в понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем «Господи сил, с нами буди...» (см. Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Вторника). 103 Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как то: 24 февраля, 9 марта и т.д. – вместо молитвы «Владыко Многомилостиве...» бывает малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных н богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». Но чин прощения не отменяется во все дни (см. Типикон, л. 250; В. Розанов . Богослужебный Устав, с.543). 105 См. Типикон, 24 февраля, если случится Обретение главы Ио¬анна Предтечи в седмичные дни, л. 216. 106 Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед три- песнцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца. 107 В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В 1, 2, 3 и 4-ю седмицу Великого поста совершается церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Он бывает на повечерии и состоит в том, что тут читается Евангелие о страстях Христовых (откуда название обряда): в 1-ю неделю – от Матфея, во 2-ю – от Марка, в 3-ю – от Луки, в 4-ю – от Иоанна. Пред Евангелием поется церковная песнь: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...», после Евангелия: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» – и затем говорится проповедь. В Цветной Триоди, напечатанной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Краковском, находится (в конце книги) прибавление к обыкновенному Церковному Уставу, где описан обряд пассия. Там сказано, что в четыре первые пятка Великого поста, по установлению митрополита Киевского Петра Могилы , в нарочитых монастырях и соборных церквах читаются на малых повечериях страстные Евангелия, с припевом пред чтением и после чтения: «Слава страстем Твоим, Господи». В первый пяток читается от Матфея, гл. 26 и 27; во второй пяток – от Марка, гл. 14 и 15; в третий – от Луки, гл. 22 и 23; в четвертый – от Иоанна, гл. 18 и 19. Евангелие читает иерей, облаченный в черные ризы, стоя на амвоне перед царскими вратами; пред чтением, после молитв повечерия: «Нескверная, неблазная...» и «Даждь нам, Владыко...», клир поет стихиру Великого Пятка: «Слава, и ныне», «Тебе одеющагося светом, яко ризою...», а по прочтении Евангелия поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» После того повечерие оканчивается пением «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». В конце описания обряда пассии, в упомянутой Цветной Триоди сказано: «Сия вся вспоминаются по совету, и не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются». В «Церковных Ведомостях» (1899 г., 13) содержится также статья «Обряд пассии в юго-западном крае». В ней сказано, что обряд пассии установил киевский митрополит Петр Могила . Поводом к установлению послужили происки католического духовенства к совращению православных в католицизм 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Прим. Подробности см. в Тип., л. 208 и д. Одиннадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в нед. Ваий. При обозрении этой главы надобно обратить внимание на следующее. В состав богослужения при совпадении означенных двух праздников входят молитвословия двоякого рода: а) Минеи в честь Благовещения. б) Триоди в честь Входа Господня во Иерусалим; первым в 11 мр. гл. усвояетсл наименование „праздника“, вторым „Ваий“. Богослужение начинается малой вечерней, за которой следует всенощное бдение. На нем Блажен муж – вся 1-я кафизма: паремий восемь: 5 праздника и 3 Ваий; в литийных стихирах Слава – Ваий, И ныне, Благовествует Гавриил..., на благословении хлебов тропарь праздника Благовещ. 2 и Ваий 1-ды. На утрени полиелейные псалмы и величание праздника, но не Ваий. После величания Ангельский собор не поется, потому что неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник. Степенною служит 1-й антифон 4 гласа. Евангелие читается Ваий, но не праздника Благовещения. Воскресение Христово... не поется, а тотчас псалом 50. Иерей берет кадило и крестообразно кадит ваия. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Иерей – молитву на благословение ваий, которые потом во время целования евангелия (по установившейся богослуж. практике иконы) раздаются (Тип., л. 333 на об.). Вместо Молитвами Богородицы... поется из Триоди Слава, Днесь Христос... И ныне, то же; потом Помилуй мя, Боже... Стихира Ваий. Спаси, Боже, люди твоя и т. д. Канонов 2: праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и Ваий с ирмосом на 8, ирмос по 2; катавасией служат ирмосы обоих канонов. На 9 песни поется не Честнейшую, но припев праздника Благовещения; к тропарям же канона Ваий припев: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. В конце канона припев и ирмос праздника: Яко одушевленному..., а также ирмос 9 песни канона Ваий без припева. После малой ектении на глас 1-й поется Свят Господь Бог наш... и светилен праздника 2-жды. Утреня оканчивается так, как и всегда она оканчивается в великие праздники. Об отпусте в мр. гл. нет особого замечания; поэтому надо произносить тот, который в Служебнике указан для нед. Цветной: Иже на жребяти осли,... стр. 185. После обыкновенных часов совершается литургия Златоустаго. На ней не антифоны Ваий, а блаженны праздника песнь 3 на 4 и Ваий песнь 6 на 4, на входе стих, в праздник Благовещения служащий прокимном; Благовестите день от дне спасение Бога нашего; после тропарей и кондаков трисвятое. (См. посл. в субб. Ваий вечера, Тип., л. 334, а также 44 храмов. гл., л. 424); апостолов и евангелий по два – праздника и Ваий; вместо Достойно – ирмос 9 песни канона Ваий: Бог Господь и явися нам.. в храме же Благовещения ирмос: Яко одушевленному...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По приходе во храм в 4 часа ночи (=10 часам вечера) иерей начинает утреню: Благословен Бог... Затем следуют: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный... 700 Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс.: Услышит тя Господь и т. д. по Часослову до Бог Господь, вместо которого поются аллилуиа и троичны гласа по обычаю. Потом стихословится одна 8 кафизма, после коей седальны Октоиха и чтение первой половины жития Марии Египетской. Далее – Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... и тотчас великий канон Андрея Критского : Помощник и покровитель..., вслед за которым еще канон Марии Египетской с присовокуплением к каждой песни по одному тропарю Андрею Критскому ; а в 4, 8 и 9 песнях, сверх того, еще трипеснцы. Ирмос каждой песни Великого канона поется по 2, а потом еще третий раз на катавасию после 3, 6, 8 (в 8 й песни с припевом: Хвалим, благословим...) и 9 песней 701 ; ирмос поется именно пред тропарями Великого канона, но не пред трипеснцами, с которых начинаются 4, 8 и 9 песни; ирмосы же трипеснцев не поются 702 . Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся; но к тропарям Великого канона поется припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя; к тропарям канона Марии Египетской: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас; к тропарям Андрею Критскому : Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас; в заключение каждой песни – Слава, и И ныне; к тропарям трипеснцев припев: Святии апостоли, молите Бога о нас; в конце их – Слава и И ныне не полагаются. По 3 песни и ектении седальны апостолов с богородичном и чтение второй половины жития Марии Египетской. По 6 песни и ектении кондак: Душе моя, душе моя..., икос, синаксарий и блаженны Великого канона. Пред 9 песнью – Честнейшую херувим... По 9 песни и ектении светилен троичен гласа. Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается, а не поется). Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Стихиры на стиховне из Триоди. Слава, и ныне, богородичен из Триоди же. Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл. Аминь. Тропарь: В храме стояще... Ектения. Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... 703 , и тотчас 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да исполнятся...» – «Вечери Твоея тайныя...», «Аллилуия» (трижды). После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Примечание. «В причастна же место поем тойже тропарь: Вечери Твоея тайныя: И поем множицею, дондеже причащаются братия Божественных Таин. И потом Аллилуиа трижды. И вместо, Да исполнятся, поем тойже тропарь: и Аллилуиа» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Отпуст краткий: «Иже за превосходящую благость...» (святые дня и храма не поминаются). Примечание. «Таже входим в трапезу и ядим варение с елеем. Пием же и вино, и ино сухоядение, занеже поется Аллилуия. Студийския же обители Типик повелевает в Великий Святый Четверток ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино. Святыя же Горы Типик повелевает во Святый Великий Четверток ясти варения два с елеем и вина по три чаши. И сия вся како разсудит настоятель, зря свою о Христе братию произволяющу к душеспасительной пользе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию. По Трисвятом – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ради Распятаго...» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером. 1 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (5 апреля). 2 Так по Служебнику. В некоторых изданиях «Служб на каждый день Страстной седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты//Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010