В среду и пяток после паремий следует «Да исправится...», и поклоны великие 3, и прочая Преждеосвященных, а в прочие дни после паремий – «Сподоби, Господи...», стихиры на стиховне – Триоди, «Слава и ныне» – праздника, по «Ныне отпущаеши...» – тропарь праздника. В дальнейшем последовании вечерня совершается как вседневная, заканчиваясь сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. Всенощное бдение начинается великим повечерием, за которым следует утреня. В начале великого повечерия полагается каждение и пение «С нами Бог...», по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м Трисвятом – кондак праздника, после чтения «Слава в вышних Богу...» следует лития с пением стихир литии праздника; далее идет праздничный порядок службы, кончая каноном, кроме той особенности, что на утрени читаются 3 кафизмы, причем по 1-й кафизме ектении же бывает и седальны читаются из Триоди; а также к канону праздника присоединяется и трипеснец Триоди (тропари трипеснца читаются с припевом: «Слава Тебе, Боже наш...») и на 9-й песне канона «Величит душа моя» не поется (как это бывает во все двунадесятые праздники), припевы же праздника поются: светилен, хвалитные стихиры положены праздничные. Конец утрени удерживает характер вседневный: славословие читается, после просительной ектении положены стихиры на стиховне из Триоди (но на «И ныне» стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. На первом часе полагается кафизма, а в конце его – молитва св. Ефрема Сирина . В день праздника на часах 3, 6 и 9-м полагается чтение рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия (Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся молитвою св. Ефрема Сирина, затем – молитва «Всесвятая Троице...» и отпуст часов (как перед литургией преждеосвященных Даров), литургия св. Иоанна Златоуста начинается вечерней; на вечерне кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по входе (с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуют малая ектения, возглас Трисвятого, а далее отправляется обычно литургия св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Прокимен и евангелие святого. Псалом 50-й. Спаси Боже люди Твоя Канон святого с ирмосом на 6 ирмосы по 2-жды. Катавасия. «Отверзу уста моя». Если в какой песни канона святого встретится соответствующая ей (такая же) песнь в трипеснице триоди, тогда канон святого поется по 6, а песнь трипеснца на 8-м катавасиею бывает ирмос триоди. По 3-й песни – седален святого. По 6-й – кондак и икос святого. По 8-й – Честнейшая – и катавасия ирмос триоди. По 9-й – катавасия триоди и свегилен святого. На «Хвалите» стихиры и слава-святого, и ныне Богородичен; а после сего чтец тотчас же читает: Слава Тебе показавшему нам свет. Слава в вышних Богу; ектенья: Исполним утреннюю молитву. Стихиры стиховны триоди дня самогласен 2-жды и мученичен, слава святого, и ныне Богородичен воскресен. Благо есть исповедаться. Трисвятое Отче наш. Тропарь святого. Ектенья: помилуй нас Боже, после возгласа которой 3 поклона великие. Отпуста не бывает, а прямо читается: Приидите поклонимся... и 1-й час с кафизмою (кроме понедельника и пятницы). На 1-м часе тропарь и кондак святого По «Честнейщую» 3 поклона великие, а после поклонов иерей тотчас говорит Христе Свете истинный .. лик: Взбранной Воеводе – и отпуст. Часы: 3-й, и 6-й поются в свое время с кафизмани и молитвами св. Василия Великого ; по 3-й славе каждой кафизмы чтец читает: аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава тропарь святого, и ныне – Богородичен часов; по «Отче наш» кондак святого На 6 м часе паримия. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие По 9 м часе блаженны читаются поскору без пения. По Ослаби, остави .. кондак храма, слава празднуемего святого, и ныне храма Богородицы, а если храм не Богородицы, то Предстательство христиан. Господи помилуй 40. Честнейшую херувим, 3 поклона великие. Всесвятая Троице. Премудрость. Достойно есть и отпуст малый, н начинается литургия преждеосвященная с вечернею. Часы: 3-й,—6—й и 9-й совершаются в свое время с кафизмами (кроме пятницы на 9-м часе) и с молитвами, положенными в конце каждого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века» (во время исполнения этого песнопения завеса царских врат закрывается). Чтец: «Приидите, поклонимся...» И далее совершается последование первого часа. В конце 1-го часа священник, облаченный в епитрахиль, произносит полный отпуст по Уставу (т.е. отпуст утрени следует не в конце самой утрени, а по окончании первого часа). После отпуста хор поет Многолетие ( «Великаго Господина...» ). Особенности утрени с Великим славословием В утрени с Великим славословием до исполнения канона сохраняется схема вседневной утрени, лишь с тем отличием, что после кафизм следует малая ектения. Канон: Если поется Октоих: канон 1-й Октоиха на 4, канон 2-й Октоиха на 4, канон Минеи – на 6. Если Октоих не поется: каноны исполняются только из Минеи (во дни Преполовения Пасхи, отдания Вознесения и Пятидесятницы каноны исполняются только из Цветной Триоди). В период пения Октоиха – субботу: В храме Спаса или Богородицы: канон храма на 6 (из службы храмовому празднику) и Минеи на 8. В храме святого: канон Богородицы на 6 (Октоих, воскресная утреня, рядового гласа) и Минеи на 8. Ирмосы – первого канона. Катавасия – рядовая по Уставу, поется по каждой песни канона. По 9-й песни: катавасия, малая ектения ( «Достойно есть...» не поется). Священник (возглас): «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...» Чтец читает светильны Минеи (если поется Цветная Триодь, то светильны Триоди). Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Чтец читает хвалитные псалмы (Часослов). Хор поет стихиры на «Хвалите» из Минеи или Триоди. (Перед пением стихиры на «И ныне», диакон открывает царские врата). Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Хор поет Великое славословие («Слава в вышних Богу...»), далее тропари по Уставу. Устав тропарей: -в седмичный день – тропарь Минеи, «Слава, и ныне», богородичен воскресный (3-е приложение Минеи) по гласу тропаря; -в субботу – тропарь Минеи, «Слава, и ныне», богородичен воскресный уходящего гласа (т.е. прошедшей недели);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

165 Если храмовой праздник случится на Страстной седмице (а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг), то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия). Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды – с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословил) в литию. На утрени поется вместо «Аллилуиа» – «Бог Господь...» и 3-й тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах – молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см. Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня. 166 Русский перевод: «Когда славные (досточтимые) ученики на вечери, при умовении ног просвещались (от действий и слов Христовых – Ин. 13, 3–15 ), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, совсем омрачился, и Тебе, Праведного Судию, замыслил предать беззаконным судьям. Жадный собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них! Избегай жадности – вот на что она дерзнула по отношению к Учителю. Господи, милостивый во всем, да будет слава Тебе!» 169 В Великий Четверг и Пятницу на изобразительных не бывает припева, как в предыдущие недели, – «Помяни нас, Господи...», но вычитывается все подряд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В этом случае под В. ч. служится всенощное бдение, состоящее из великого повечерия (вечерня не входит в состав бдения, т. к. совершается ранее и соединяется с литургией Преждеосвященных Даров) с литией и утрени (канон повечерия отменяется). На утрене ради праздника поется «Бог Господь», тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне» - тропарь Триоди «      » (оба тропаря употребляются также в конце утрени и на часах). Поскольку кафизмы не стихословятся, полиелей поется сразу после тропарей на «Бог Господь», следуют прокимен и Евангелие праздника (утреннее Евангелие В. ч. отменяется). Канон поется на 16 (каждый канон по 8, оба канона с ирмосами) - это один из немногих подобных случаев в совр. Типиконе. Катавасия Триоди, на 9-й песни поются припевы праздника, а к тропарям канона Триоди - припев « «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ) «Се Агнец Божий». Покровец. XV в. (ГРМ)            ». Утреня оканчивается по-будничному, на хвалитех стихиры праздника, на стиховне - Триоди. Днем должен совершаться праздничный крестный ход. На литургии свт. Василия Великого - чтения В. ч. и праздника, задостойник В. ч. (в храме Благовещения - задостойник праздника), вместо херувимской и тропаря во время и после Причащения - «    », по чину В. ч.; на трапезе пища с елеем и вином. Совсем иной порядок служб указан в Типиконе Виолакиса, определяющем совр. греч. приходскую практику: накануне В. ч. и Благовещения совершаются 2 вечерни - с литургией Преждеосвященных Даров и праздничная (с песнопениями и чтениями только Благовещения); на утрене читается литургийное Евангелие Благовещения, отменяется канон В. ч., поется великое славословие; совершается не соединяемая с вечерней литургия свт. Иоанна Златоуста (однако в Типиконе присутствует ремарка и о совершении литургии свт. Василия), на к-рой поются праздничные антифоны Благовещения, но Апостол и Евангелие - В. ч.; вечером в В. ч. служится вечерня отдания Благовещения ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 232-234). В. ч. у нехалкидонитов В армянском обряде на утрене В. ч. читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, к-рый встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (арм. Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (к-рый известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину , а перевод - Григору Вкаясеру ( 1105)) ( Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Указание Типикона, Минеи или Триоди на «канон праздника» разумеет отнюдь не канон Пасхи, который всегда называется каноном Пасхи, а не праздника; каноном же «праздника» именуется канон соответственной недели, т.е. от Антипасхи 7 дней – канон Фомы, затем 7 дней – канон мироносиц, далее 3 дня – канон расслабленного, затем 8 дней – каноны Преполовения, далее 3 дня – канон самарянки, еще 4 дня – канон слепого, далее 9 дней – канон Вознесения, затем один день – заупокойный, затем 7 дней – каноны Пятидесятницы и, наконец, канон всех святых поется после воскресного канона 8-го гласа. То же касается и выражений «тропарь» или «кондак праздника». На 9-й песни утреннего канона во все дни недельные (воскресные), а равно в среду на 4-й седмице по Пасхе (день Преполовения) и среду на 5-й седмице (отдание Преполовения) «Честнейшая» не поется (не поются и припевы Пасхи; они поются лишь в отдание Пасхи); в остальные же седмичные дни «Честнейшая» поется. На литургии 126 во все дни от Фоминой недели до отдания Пасхи поются антифоны изобразительные; задостойник пасхальный и лишь в Преполовение и отдание – его ирмос: «Чужде матерем девство...»; в конце литургии вместо «Видехом Свет истинный...» – «Христос воскресе...» единожды; по произнесении священником «Слава Тебе, Христе Боже...» поется «Христос воскресе...» трижды, отпуст «Воскресый из мертвых Христос...» без креста и без приветствий, каковое потом бывает, и с крестом только на литургии дня отдания Пасхи, когда и отпуст произносится пасхальный. В дни недельные (воскресные), в день Преполовения и в отдание Пасхи поются лишь песнопения Цветной Триоди, в коей включены песнопения Октоиха, а песнопения Минеи не поются, кроме того случая, когда будет средний праздник или храмовый; в остальные же седмичные дни к Цветной Триоди присоединяются и песнопения Минеи. С Фоминой седмицы в Цветной Триоди включены песнопения Октоиха: в Фомину седмицу (но не неделю) – 1 гласа; в неделю и седмицу мироносиц – 2 гласа, расслабленного – 3 гласа, самаряныни – 4 гласа, слепого – 5 гласа. Вторая по Пасхе неделя о Фоме

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

«Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш». «Слава, и ныне»: «Еже от века утаеное». Остальное все до отпуста – как в среду. Литургия в этот день не совершается. Суббота сырной седмицы Повечерие – малое. Полунощница – субботняя. На утрене порядок такой же, какой имеет утреня во дни святых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди – преподобных и богоносных отцов, в подвизе просиявших. На этой утрени канон храма с ирмосом на 6 (ирмос дважды), Триоди (святых отцов) на 8, в последнем имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз; припев «Преподобнии отцы, молите Бога о нас», прочие каноны – с песнями Священного Писания по разделу «Поем Господеви». На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канона Триоди – «Песнь возслéм, людие». По 6-й песни, кондак, глас 8-й: «Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздáтели богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире совершенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти, Господи: Аллилуиа». Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцов, «Слава, и ныне» – «В постничестве просиявшия». В конце утрени поются стихиры на «Хвалите», «Слава» – «Преподобнии отцы», «И ныне» – «Богородице,Ты еси Лоза», славословие великое и тропарь отцов, «Слава, и ныне» – «Еже от века...» Утреня оканчивается по-праздничному. На часах тропарь и кондак отцов. На Литургии Златоустого – Блаженны из канона отцов песнь 3-я на 4 и 6-я на 4, – всего на 8. Апостол и Евангелие – дня и отцов. Прокимен один отцов: «Восхвáлятся преподобнии во славе» и стих «Возношения Божия в гортани их». Аллилуиарий «Насаждéни в дому Господни» и стих «Веселитеся о Господе». Причастен «Радуйтеся». О служении святому с бдением или полиелеем на сырной седмице см. том 1, с. 94–97. Глава 6. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье Служба совершается в том же порядке, что в Недели блудного сына и мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину. Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 7-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 7-й. Псалом 50-й. Библейские песни «Господеви поем...». Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 1-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я). Песнь 3-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 3-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Небеснаго круга...». По 3-й песни – малая ектения; седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-15/

   На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.    На полиелее — величание праздника.    Канон праздника «Сушу глубородительную землю» — творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).    Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.    Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) — (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ    Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности — в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди.    Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, а на 6 часе и на вечерне читается паремия.    Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная    Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех.    Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. б) Служение в четверг с полиелейной службой В среду на часах по «Ослаби, остави» и после поклонов бывает звон по обычаю и начинается вечерня. «Приидите, поклонимся» и псалом обычный. Ектения. На «Господи, воззвах» стихиры святому – на 6; «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен, догматик по гласу «Славы». Вход. Паримии дню. После них прокимен «Да уповает Израиль на Господа»; затем паримии святому. «Сподоби, Господи». Ектения. На стиховне Триоди самогласен дню (дважды) и мученичен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен. По «Ныне отпущаеши» тропарь святому, «И ныне» – Богородичен воскресный. Ектения «Помилуй нас, Боже» и 3 великих поклона; затем «Всесвятая Троице» и псалом 33-й. «Достойно» и отпуст. Далее Предтече или полиелейному святому служба показана в понедельник сырный. в) Служение в среду и пятницу с бдением святому или храму На малой и великой вечерне и на утрене, и на литургии совершается служба вся праздничная по главе, если случится в этот день Сретение. В конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по 3 великих поклона. На часах тропарь и кондак празднику. На 6-м часе поется тропарь пророчества и паримия. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в свое время. Вечерня поется в свое время по-вседневному. На «Господи, воззвах» стихиры храму – 3 и святому рядовому – 3, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. Прокимен дню и паримия. На стиховне Триоди самогласен дню (дважды) и мученику; «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. По Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – Богородичен. Если святой с бдением, но не имеет храма, то на вечерне в тот день стихир не полагается. г) Служение в субботу с бдением святому или храму святого В пяток сырный после часов субботней вечерни не бывает, а после «Ослаби, остави», «Честнейшую» и по поклонах тотчас читается молитва «Всесвятая Троице»; псалом 33-й и отпуст. Вечером совершается малая вечерня. На малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры святому (если есть наряду, если нет, то из Миней общей) – на 4, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен. Прокимен и паримия дню в Триоди и затем прокимен «Да уповает Израиль на Господа». На стиховне из Триоди самогласен дню (дважды) и мученичен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен. По «Ныне отпущаеши» тропарь святому, «И ныне» – Богородичен 1-й воскресный во глас тропаря. Ектения и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010