Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна». Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить... Так откуда взялась печаль?» Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения. Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

http://pravoslavie.ru/114845.html

е. зачем же вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Убоявшеся же и чудишася. У еванг. Марка сказано: убоялись страхом великим, а у Матфея, удивлялись. Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и – вдруг тишина и безопасность по одному слову Господа; посему понятны тут и страх, и удивление. Глаголюще друг ко другу и пр. У еванг. Матфея сказано так: люди, удивляясь, говорили: кто это и пр.? Люди, т. е. те, которые плыли за Иисусом Христом в других лодках. Они не знали, что Он был ожидаемый Мессия, Христос, они видели в Нем обыкновенного человека, потому так и вопрошали. Зач. 38-е. О пребывании Иисуса Христа в стране Гадаринской и исцелении там бесноватого. Читается в 23-ю неделю по Пятидесятнице. Об этом событии повествуется и у еванг. Матфея ( Мф.8:28, 34 ) и Марка ( Мк.5:1, 20 ); только у первого излагается оно короче, а у Марка и Луки почти в одних и тех же словах. Лк.8:26 . И преидóша во странý гадаринску, яже éсть об он пóл Галилéи. Лк.8:27 . Изшéдшу же емý на зéмлю, срете егó мýж некий от грáда, иже имяше бесы от лет мнóгих, и в ризу не облачáшеся, и во хрáме не живяше, но во гробех. (И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.) В страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (яже есть об он пол Галилеи). (О Галилее чит. 1 ст. 3 гл.) Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 .) У еванг. Матфея названа она Гергесинскою от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собою, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, противоречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. «Садясь в лодку, чтобы переплыть на другую сторону озера, пишет епископ Феофан по поводу чуда укрощения бури Иисусом Христом, думали-ль Апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Так не знаешь, как и откуда налетит беда на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы не должны удивляться этому «неверию» учеников. По-видимому, это не было то, что мы обычно понимаем теперь под словом «неверие». Это был лишь некоторый недостаток веры, ибо в то время они не были еще непоколебимыми Апостолами, которыми стали лишь впоследствии: они могли еще колебаться, обуреваемые сомнениями и даже падать. Господь тогда еще воспитывал их, постепенно укрепляя и испытывая их веру. И каждый христианин, особенно же тот, кто решился принять на себя подвиг пастырского служения, может встретиться с таким упорным сопротивлением сил зла, при котором он почувствует себя беспомощным и неспособным помочь человеку, впавшему в рабство греху. И скорбью наполнится сердце того, кто взял на себя этот подвиг не ради собственного благополучия, а по искренней любви к Богу и к ближним. И тогда понятным станет для него глубинный смысл слов Христа, сказанных Его ученикам во время прощальной беседы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 ). И если мы будем отчетливо сознавать, что только Сам Господь есть истинный Врач душ и телес; если будем помнить, что святые апостолы, действительно творившие чудеса, отклоняли мысль о том, что они делали это «своею силою или благочестием» ( Деян. 3:12 ), – то служение наше станет поистине угодным Богу. Апостол Павел дает нам такой важный и необходимый совет: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим. 12:3 ). Разъяснение, данное Господом по поводу того, почему апостолы не смогли исцелить отрока, не могло конечно не опечалить учеников. И Он, как бы желая смягчить их печаль, сказал им утешительные слова, которые можно рассматривать как великое пророческое обетование несомненной помощи и им, и их последователям – в будущем, после того как Он совершит Свои искупительный подвиг и создаст Свою Церковь – неодолимую силами зла и изобилующую благодатными дарованиями. Господь сказал им: »истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно... ничего не будет невозможного для вас« ( Мф. 17:20 ). Эти святые слова должны уверить и нас в том, что Господь Сам восполнит нашу слабую и немощную веру, если только мы не заглушим в себе хотя бы малый ее начаток, приведший нас к Нему, соделавший нас членами Его Церкви, и если будем просить Его о помощи в нашей жизни и нашем служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Наконец, совершается вознесение Сына Божия туда, где был прежде ( Ин.6:62 ), и сидение одесную Отца, завершившие собой великую благочестия тайну ( 1Тим.3:16 ). Еще когда Победитель смерти пребывал на земле, являясь по временам ученикам Своим, Его Лицо без сомнения, было предметом размышлений и сорассуждений между веровавшими. По вознесении же Его на небо открылось место уже не одним вопросам богомыслия, но и всяким толкам суемудрия, надолго возмущавшим мир церковный под памятным именем ересей. Чтобы не дать и одной, так сказать, минуты верующим в Божество Иисуса Христа увлечься учением ложным, Церковь из последующего периода лет веков минувших изъемлет благоприятствующее ее намерениям событие — созвание Первого Вселенского Собора, изложившего обязательное для всего православного мира исповедание христианской веры, и его памяти посвящает следующую за праздником Вознесения неделю (насколько содействовало этому само время года, в которое происходил Собор, неизвестно. Заседания его происходили в июне-июле 325 года по Р. Х.). Обстоятельства, подобные вызвавшим Первый Вселенский Собор, вполне оправдали слова Господни: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не при-идет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16; 7, 13 ). И Утешитель точно пришел через десять дней по вознесении Господнем. Первым драгоценнейшим плодом восшествия Сына Божия на небо было, таким образом, Сошествие животворящего и освящающего Духа Его на землю — безмерной важности событие, утвердившее на веки веков святую Церковь Христову, с тех пор начавшую приходить от силы в силу и скоро распространившуюся до последних пределов земли. Другой плод вознесения Иисуса Христа — и вместе Сошествия Святаго Духа — есть возрастание членов Царства Божия в меру полного возраста Христова ( Еф.4:13 ). И это — пока последнее — дело смотрения Божия о нас чествуется в настоящий, последний день Пятидесятницы, день памяти всех святых Божиих: пророков, апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и всех от века благоутодивших Богу и составляющих на небе другую и лучшую часть Церкви Христовой, Церковь торжествующую.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Небесного, которой да сподобит нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых Своих. Аминь. Об Искуплении нас Господом нашим (Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) (1950) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел говорит о том, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим 5, 8 ). Перед этим же апостол особо обращает наше внимание на то, что по человеческим меркам и понятиям это невозможно, ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим 5,7 ). Нельзя не видеть в словах апостола Павла умер за нас, когда мы были еще грешниками выражения самой основы церковного учения о нашем Искуплении Господом Иисусом Христом. И действительно – какая великая любовь к грешному человеческому роду проявлена Спасителем, пострадавшим, распятым на Кресте и умершим на нем за грехи человечества! Ведь и Сам Господь свидетельствует в Божественном Евангелии, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин 15,13 ). И в другом месте говорится: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго (на смерть) дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин з, 16)... Итак, Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти падшего человека по Своей великой милости и любви к нему, – и умер за него. Тем более теперь, после искупительных страданий Господа, после Его Воскресения и Вознесения, после ниспослания Святаго Духа и осенения Им человечества, после основания Им Церкви и учреждения Им благодатных Таинств, – человеку должно было бы легче спасаться, ибо, как говорит апостол Павел, если, будучи врагами, мы примирились с Богам смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим 5,10 ). И, однако, почему человек не соделывает своего спасения – когда Господь показал к нему столь великую любовь Своей смертью ради него? Причиной тому бывает, во-первых, неверие в спасительные действия Господа нашего Иисуса Христа – ради нас, ради нашего избавления от греха и от вечной смерти. Если человек не верует в Бога, то как он будет обращаться к Тому, Кто для него не существует? Неверие есть величайшее зло отторжения человека от вечного спасения. И с древних времен враг рода человеческого старался самыми различными способами отторгать людей от спасительной веры во Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Праздник известен с конца IV — начала V Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Обряд и гимнография В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным: Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна) В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал») Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»)

http://pravicon.com/info-2006

(Пятый член Символа веры . Праздник Пасхи). 62. Явления воскресшего Господа Иисуса Лк.24:12–48 ; Ин.20:1–21:25 ; М.28:16–20; Мк.16:9–18 . Утром первого дня недели, который ныне называется воскресеньем, Иисус Христос явился Марии Магдалине в саду Иосифа и на дороге к Иерусалиму другой Марии и Марии Магдалине, потом под вечер сопутствовал двум ученикам до селения Еммаус, а вечером явился в Иерусалиме всем ученикам, кроме Фомы. Через неделю Он снова явился ученикам, когда и Фома был с ними. После праздника Пасхи ученики Христовы ушли из Иерусалима в Галилею и там увидели своего Учителя на берегу Галилейского озера. На одной Галилейской горе Он явился не только апостолам, но и другим верующим в Него, которых собралось более пятисот человек. Кроме того, Он отдельно явился Петру и Иакову. Так Иисус Христос по воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. В это время Он удостоверил их, что действительно воскрес из мертвых: показывал им Свои язвы и вкушал с ними пищу. Но только ученики видели, что тело Его не таково, каково было прежде: Он являлся к ним, когда двери были заперты. Во время этих явлений воскресшего Господа Иисуса Христа апостолы получили от Него повеление: «идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа и уча соблюдать все, что Я повелел вам. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». В это же время апостолы получили и радостное обетование от Господа Иисуса: «и вот Я с вами во все дни до скончания века». 63. Вознесение Христово Мк.16:19–20 ; Лк.24:49–53 ; Деян.1:3–12 . На праздник Пятидесятницы ученики Иисуса Христа апостолы отправились в Иерусалим. В сороковой день по воскресении Христовом они собрались в одном доме. Здесь явился им Иисус и сказал: «Я пошлю вам то, что обещал Отец Мой, вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Вы примете эту силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями по всей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Сколько ни постись, пост не послужит ему на пользу. Сколько ни приноси жертв, ни одна из них не будет принята Богом. “Если я раздам всё имение моё, — говорит св. апостол Павел, и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1Кор.13:3 ). Братия! Мы любим, когда поступают с нами милостиво. Нам нравится, когда к нам снисходят. Будем же и сами милостивы и снисходительны к другим. Да и какая нам польза платить злом за зло и мстить за оскорбление? Мы тем вызываем врага нашего и самих себя на новые обиды и оскорбления, от чего происходит часто такая вражда, которая оканчивается вместе с жизнью. Будем прощать людям всё, и не дожидаясь, когда они будут просить у нас прощения: из этого-то и будет видна вся доброта нашего сердца. Будем жить, по завещанию апостольскому, так, чтобы солнце не заходило в гневе нашем. Будем любить друг друга, как ученики одного Учителя —  Иисуса Христа, Который сказал: “по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь  любовь между собою” ( Ин.13:35 ). Аминь. 34. Поучение в двенадцатую неделю по Пятидесятнице Один богатый человек, как мы слышали в прочитанном сегодня евангелии, вёл жизнь, по видимому, совершенно благочестивую: от юности своей не нарушал ни одной заповеди Божией, не позволял себе делать ничего запрещённого законом. Услышав же о необыкновенном Учителе Иисусе Христе, этот богатый человек пожелал из собственных Его уст увериться в действительности своего спасения. Вот он является к Иисусу Христу, открывает ему всю свою жизнь, и спрашивает: не ведомо ли Тебе чего такого, чего бы я не докончил для совершенного моего спасения? Иисус Христос сказал ему в ответ: “если хочешь быть совершенным, поди, продай имение своё, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах”. Такой ответ Иисуса Христа опечалил богача, который и отошёл после того со скорбью. Это происшествие подало повод Иисусу Христу сказать окружающим, что “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие” ( Мф.19:16-24 ). Апостолы, бывшие очевидцами этого происшествия, “весьма изумились и сказали : Так кто же может спастись?”. Однако, здесь нет ничего изумительного, и спасение доступно всякому человеку. По несправедливому человеческому мнению, одного видимого, наружного исполнения закона Божия совершенно достаточно для человеческого спасения. Но в действительности закон Божий, как закон любви и правды, может быть исполнен нами не иначе, как с любовью и справедливостью. И Сердцеведец Бог, открывши в благочестивом богаче тайную привязанность к миру, повелением расточить богатство на добрые и праведные дела, осудил его лишь видимую, мнимую праведность, и отказал ему в царстве небесном.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

То, что Бог добр по отношению к добрым, — в этом нет ничего удивительного; то, что Он согревает солнцем достойных людей, — и язычники поступали бы так же. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за людей, когда они еще были грешники, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его, и для тех, кто отвергает Его, — это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Это то, что Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам (Мф. 11, 25). Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав, когда нас лишают их? «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку». Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за свое? И как от взявшего у тебя твое не требовать назад? Если Промысл Божий испытывает наши личные отношения с людьми на такой глубине — вместо того, чтобы воспользоваться тем, что закон на нашей стороне и употребить его против других, — не лучше ли сказать вместе с первыми учениками Христовыми: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобой»? (Мф. 18, 28). Единственный путь для достижения такой любви — в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали ее и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он дает нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни — вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и все наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть. Рейтинг: 8.4 Голосов: 120 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/3695.html

Блж. Иероним, приводя различные понимания не вполне однозначных слов Екклесиаста, толкует и так в ярком образном сравнении: « Все труды человека во рту его, и даже душа не наполнится… Всё, что приобретают люди трудом в мире сем, истребляется ртом, и, пережёванное зубами, передаётся для сварения желудку. Несколько услаждая горло, оно, по-видимому, даёт удовольствие, но только до тех пор, пока находится во рту, а когда перейдёт в желудок, то перестаёт ощущаться различие между пищею. И после всего этого душа ядущего не наполняется» [там же]. Далее Иероним толкует более классически, без иронии. Слова что есть, что будет – уже названо имя тому, и известно, что это человек, и не может он судиться с сильнейшим его , блж. Иероним в первую очередь толкует, как ветхозаветные пророчества о Христе, Сыне Человеческом. «Известно, что Он есть человек, и по человеческой стороне не может равняться Отцу» [там же]. Приводит блж. Иероним и своеобразное толкование: «Некоторые думают, что в этом месте указывается то, что Бог уже знает имя всех людей, кои имеют быть и будут облечены телом, и что человек не может препираться с Творцом своим, зачем Он сделал так или иначе» [там же]. Св. Григорий Двоеслов , произнося проповедь на евангельскую тему о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ), рассуждает о том, почему в аду у богача «жар преимущественно обнаруживается в языке, когда он говорит: посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду в пламени сем… Следовательно, преимущественно горячо ему будет там, где он показывает, что знал то, чего не хотел исполнять. Поэтому об учёных и нерадящих через Соломона хорошо говорится: весь труд человечь во уста его, и душа его не исполнится ( Еккл. 6:7 ), потому что кто старается только о том, чтобы знать то, о чём должно говорить, тот пустым умом воздерживается от самого выражения на деле своего знания» Беседа 40 в храме св. Лаврентия в 3-ю неделю по Пятидесятнице, Лк, 16:9–31, п. 2]. Св. Григорий Двоеслов , обращаясь к словам Екклесиаста кое изобилие (человеку) мудрому паче безумного? понеже нищ позна ходити противу живота ( Еккл. 6:8 ), находит, «что мудрый имеет нечто более… глупого человека, именно то, что он стремится туда, где есть жизнь» кн. 4, гл. 4]. Потрясающе, что у человека бывает такая глупость устремляться к тому, что ведёт к смерти и гибели. Изберите жизнь! Однако на этот призыв не откликается глупость человеческая. Читать далее Источник: Толкование на книгу Экклезиаст/протоиерей Геннадий Фаст. - Красноярск : Енисейский благовест, 2009. - 343, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010