14. Четверг Пятидесятницы. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (службу зри 25 января) . Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Новгородского. Собор Дивеевских святых . Прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских . Служба прор. Елисея и свт. Мефодия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Мефодия, игумена Пешношского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Пророк Божественное пришествие...», «И ныне» – Триоди, глас 7-й: «Утешителя имуще...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й; затем припев: «Священницы Твои облекутся в правду...», и стихира свт. Мефодия, глас 4-й: «Весело днесь Церковь...». «Слава» – пророка, глас 6-й: «Пророче, проповедателю...», «И ныне» – Триоди, глас 8-й: «Егда Духа Твоего...». По Трисвятом – тропарь пророка , глас 4-й: «Во плоти Ангел...». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (единожды), тропарь пророка, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й, кондак и икос святителя, глас тот же; седален пророка, глас 1-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-27/

   Устав о чинопоследовании малой вечерни находится в главе I Типикона, иногда в киевском издании Служебника и в Октоихе.     Воскресное богослужение. Чинопоследования воскресных вечерни, полунощницы и утрени, если не служится всенощное бдение, бывают следующие.    Накануне воскресенья отправляется 9-й час обычным порядком. По окончании его священник облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» (трижды); предначинательный псалом 103, во время которого священник читает светильничные молитвы, а после окончания его, если нет диакона, здесь же, на солее, произносит великую ектению. Затем поется «Блажен муж» и стихословится вся первая кафизма. После каждой из трех «Слава» – малые ектении с возгласами, а затем «Господи, воззвах» во глас Октоиха, стихиры на 10: воскресных 3, анатолиевых (восточных) 4 и рядовому святому 3. Если святому поется на 6, то стихир воскресных 3, восточных 3 и святому 4. Затем «Слава» – святому, если есть, «И ныне» – догматик рядового гласа. Если святому положено бдение или полиелей, то стихир воскресных поется 3, восточная 1 и святому 6. «Слава» – святому, «И ныне» – догматик текущего гласа.    Во время пения стихир совершается каждение алтаря, храма, ликов и народа. При пении догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется «Свете тихий» и воскресный прокимен «Господь воцарися» (четырежды). Затем закрываются царские врата и, если святой имеет полиелей, читаются паримии, произносится на солее ектения «Рцем вси» – «Сподоби, Господи, в вечер сей», затем просительная ектения «Исполним вечернюю молитву», стихиры стиховны воскресные, «Ныне отпущаеши», тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – Богородичен гласа, если же есть тропарь святому, он полагается на «Слава», а на «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». При чтении «Ныне отпущаеши» открываются царские врата. После тропарей – «Премудрость», «Благослови», «Сый благословен», «Утверди, Боже», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Честнейшую Херувим», «Слава Тебе, Христе Боже», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Затем в царских вратах произносит священник полный отпуст «Воскресый из мертвых», а после него хор поет обычное многолетие «Великаго Господина и Отца нашего». Так заканчивается вечерня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы.    Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения.    На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».    На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:    Кириопасха — когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на «Слава» и затем на «и ныне» поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.    Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен — Недели Ваий, и Евангелие — Недели Ваий, а не Благовещения.    Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных («страстных») Евангелий. После 7 дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4 гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.    Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9 песни): один читает тропари «Ангела», другой — «Богородицы». Тропари 9 песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

На литургии Блаженны гласа – на 4, святому, песнь 3-я – на 4, и Богородице, песнь 6-я – на 4. По входе тропари воскресный, Богородице и святому, кондак воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. Прокимен, Аллилуиа и причастен воскресные и святому. Апостол, Евангелие воскресное и Богородице под зачало и святому. ж) Бдение воскресное с предпразднством или попразднством и великим святым, имеющим бдение или полиелей По 9-м часе на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На стиховне стихира воскресна 1-я, затем стихиры святому стиховные великой вечерни со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На великой вечерне по стихословии всей первой кафизмы на «Господи, воззвах» стихиры воскресные – 3, предпразднству или празднику – 3 и святому – 4, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Паримии – 3 святому. На литии стихиры предпразднству или празднику стиховные вечерни и если святому бдение или его храм, то и святому, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику (писаны на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные со стихами своими, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На благословении хлебов «Богородице Дево, радуйся» (дважды) и тропарь святому (единожды), если ему поется бдение; если же бдения ему нет, то тропарь предпразднству или празднику (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По стихословиях кафизм и ектениях седальны воскресные с Богородичнами их. Полиелей. Величание святому. «Благословен еси, Господи». «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седальны святого. Степенны гласа; прокимен и Евангелие воскресные; если храм святого, то прокимен и Евангелие святому храма. «Воскресение Христово». Псалом 50-й. «Воскрес Иисус от гроба»; если храм святого, то стихира святому храма. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия и иконы святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 июня 2023 года 14. Вторник. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (службу зри 25 января) . Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Новгородского. Собор Дивеевских святых . Прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских . Служба прор. Елисея и свт. Мефодия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Мефодия, игумена Пешношского (Б) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Пророк Божественное пришествие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й; затем припев: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира свт. Мефодия, глас 4-й: «Весело днесь Церковь …». «Слава» – пророка, глас 6-й: «Пророче, проповедателю…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй…». По Трисвятом – тропарь пророка , глас 4-й: «Во плоти Ангел…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален пророка, глас 1-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вообще, надо заметить, что Православная Русская Церковь никогда не переставала видеть в иноверцах своих ближних, хотя и заблуждающихся в истинах христианской веры, и возносит молитвы ко престолу Всевышнего о возвращении их к истинной Христовой Церкви: устами священнослужителей она молит Господа Бога: «расточенныя собери... утоли раздоры Церквей»! (Молитва на литургии св. Василия Великого ). О звоне к богослужению и во время богослужения Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении. В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный. В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола. В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола. В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола. Порядок звона при служении всенощного бдения Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13). Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По входе тропарь воскресен, предпразднству или празднику, святому храма и рядовому святому, если есть. Кондак воскресен, святому храма, «Слава» – рядовому святому, если есть; если нет тропаря святому, «Слава» – кондак святому храма, «И ныне» – предпразднству или празднику. Апостол, Аллилуиа, Евангелие воскресные и святому, если есть. В попразднство прокимен и причастен – воскресные и праздника; если имеются прокимен и причастен святому, то – воскресные и святому. и) Бдение воскресное с отданием праздника На малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресные. На стиховне стихира воскресна – 1 и празднику стиховные с припевами своими; «Слава, и ныне» – празднику. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресен, «Слава, и ныне» – празднику. На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресные – 3, восточна – 1 и празднику – 6, поемые на самый праздник, «Слава» – празднику, «И ныне» – Богородичен гласа, догматик. На литии стихиры и «Слава, и ныне» – празднику. На стиховне стихиры воскресные, «Слава, и ныне» – празднику. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Богородице Дево, радуйся» (дважды) и празднику (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава, и ныне» – празднику. По кафизмах седальны воскресные с Богородичнами их. Затем полиелей, если воскресенье случится в период между 22 сентября и Неделей сырной, а если оно случится между Неделей о Фоме и 22 сентября, то полиелей не поется, но после седальнов поются непорочны и тропари воскресные «Ангельский собор» с обычным каждением. Ектения малая. Ипакои воскресен, и все прочее воскресное. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, ирмосы – по одному разу, Богородице – на 2 и празднику – на 8. Катавасия празднику или рядовая. По 3-й песни кондак празднику и седален (дважды). По 6-й песни кондак и икос воскресные. На 9-й – «Честнейшую». «Свят Господь Бог наш» (трижды). Светилен воскресен, «Слава, и ныне» – празднику. «Всякое дыхание». На «Хвалите» стихиры воскресные – 4 и празднику со «славою» – на 4, «Слава» – стихира евангельская, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей . По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 5-й: «Яко царское украшение Церкве...», ин седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Василие премудре...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 8-й: «Неизреченныя премудрости...», ин седален святителя по 2-м стихословии, глас 3-й: «Всю напоил еси вселенную...»; седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес Божественных...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес твоих...», «И ныне» – седален праздника (по выбору – например, глас 1-й: «Всех Творец...» (см. по 1-м стихословии), или глас 4-й: «Иже естеством Невидимый...» (см. по 2-м стихословии)) . Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны : воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника на 4, и святителя на 6 . Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-14/

Дополнительное замечание о малой вечерни Когда совершается всенощное бдение, начинающееся, как увидим ниже, великою вечернею, будет ли это накануне воскресных или же праздничных дней, пред ним, по Типикону, всегда надобно петь малую вечерню 27 . Так как она всегда удерживает один и тот же порядок, и так как перемены в ней касаются, только стихир на Господи, воззвах и на стиховне и тропаря с богородичным 28 ; то ниже, говоря о праздничных службах, мы не излагаем устава малой вечерни, ограничиваясь здесь замечанием, что о переменах в ней надобно справляться в 3 гл. Типикона: «о святем, имущем бдение, аще прилучится в неделю», в 4 гл. Типикона: «о святем, имущем полиелей, аще прилучится в неделю», в 15 гл. Типикона: «о святем, имущем полиелей, аще случится в субботу... или аще имать святый великий бдение», в 48, 49 и 50 главах Типикона. Всенощное бдение Вторая служба накануне воскресного дня есть всенощное бдение, состав и порядок которого изложены во 2 гл. Типикона и перепечатан в начале Октоиха. О том же самом можно справляться в вышеуказанном издании Киево-Печерской лавры на лист. 1 на об., 2, 4 и 5, 48 на об. – 55. Неизменяемые молитвословия всенощного бдения находятся в Служебнике и Часослове в последованиях вечерни и утрени. Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Кандиловжигатель (иначе, параекклисиарх, Типик., гл. 1) ударяет в великий кампан нескоро. Потом, вошедши во храм, зажигает светильники и приготовляет кадильницу. После этого выходит из храма и клеплет во все кампаны. Возвратясь в церковь , пред царскими вратами ставит подсвечник с воженною свечою и творит поклон чередному иерею. Иерей кланяется предстоятелю и, подойдя к святым дверям, делает пред ними три поклона, кланяется на оба лика и всем братиям, которые в это время сидят. Войдя затем во святой алтарь и целовав крест наверху епитрахили, возлагает ее на себя. Приняв после этого кадильницу, становится пред престолом и влагает в нее фимиам, причем тайно читает молитву кадила: Кадило тебе приносим...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

о) Некоторые особые примечания    Если случится в отдание Вознесения и Пятидесятницы празднование святому с бдением или храмовому святому, то править служение по общей главе бдения святому с отданием праздника, как показано в 1-й части. Если же случится в отдание этих праздников полиелей святому, то ему служба поется прежде – накануне.    Если случится полиелей святому в родительскую субботу – Троицкую и в самый день Пятидесятницы, то ему служба тоже поется прежде. Если случится бдение или храмовый святой в родительскую субботу, то заупокойная служба правится в предыдущий четверток.    В родительскую субботу петь вместо «Видехом Свет истинный» «Глубиною мудрости».    Если в день Пятидесятницы случится бдение святому или храмовому святому, то служба такая поется так же, как показано выше, в праздник Вознесения Господня. Если случится великий святой с бдением или храмом в попразднство Пятидесятницы, то служение совершается, как показано в общей главе о попразднстве в 1-й части сего Устава.    Если в Неделю Всех святых случится бдение святому великому или храмовому, то службу править, как показано выше, в Неделю 7-ю святых отцов. А если в этот день случится святой малый или даже с полиелеем, то служба ему совершается прежде этого дня. п) Служение в День Святого Духа с полиелеем или бдением великому святому или храмовому святому    По отпусте литургии в День Святой Пятидесятницы тотчас по возгласе иерея «Благословен Бог наш» чтец читает 9-й час, на котором читается тропарь и кондак празднику. По молитве «Владыко, Господи Иисусе Христе» иереи: «Благословен Бог наш» и чтец: «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный» и проч. и предначинательный псалом. Ектения великая с прибавлением особых прошений, «Блажен муж» 1-й антифон.    На «Господи, воззвах» стихиры празднику – 4 и святому – 4, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Вход. Прокимен великий и паримии святому – 3; затем читаются молитвы, положенные в сей день, иереем в алтаре в царских вратах, обратясь к народу.    На стиховне стихиры Святого Духа, с припевами их, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010