е., вступительные, стоящие вне акростиха, строфы древних кондаков. Это, во-первых, ясно из их местонахождения после 4—6 библейских песней: в данном отношении по своей роли они совершенно аналогичны песнопениям, полагающимся после 1—3 песней, а также — после стихословия рядовых псалмов, полиелея и непорочнов. Поэтому в вышеупомянутом рассказе о синайском бдении они совершенно правильно названы наравне с песнопениями 3-ей песни μεσφδια. Затем, опять таки можно привести множество случаев, даже из нынешних богослужебных книг, когда кондаки употребляются в качестве седальнов. Так, например, кондак Воздвижению — Вознесыйся на крест в Октоихе поставлен седальном среды 4-го гласа, седален в. субботы — Плащаницею чистою и ипакои недели Ваий — С ветвми воспевше первее служат начальными строфами — первый анонимного, а второй Романова, кондаков на эти дни. Таким образом, действительно, как видим, все виды произведений византийской церковной поэзии в конце концов генетически сводятся к древним припевам, которыми христиане сопровождали пение библейских псалмов и песней. Единственное исключение из этого, повидимому, составляет древний кондак. Как было уже сказано, песнопения этого рода представляют из себя длинный ряд строф, объединенных акростихом. Этому внешнему их единству соответствует и внутренняя связность их содержания: в противоположность канонам, где каждый тропарь стоит особенно, в кондаках содержание развивается последовательно, начиная от первой акростихованной строфы и кончая последней, так что деление их на строфы требуется не столько содержанием, сколько практической необходимостью — удобством для певцов. Разобщенность тропарей в канонах обясняется тем, что они, как вообще и все другие византийские песнопения, в сущности являются лишь припевами к библейским песнопениям, между тем кондаки некогда пелись совершенно самостоятельно после 6-ой песни канона, строфы их следовали одна за другой без вставок каких-либо промежуточных стихов. Таким образом, как будто трудно вывести форму кондака из древнего припева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Колокола в Церковном Уставе и богослужебных книгах обозначаются словами: било, клепало, кампан, тяжкая, звоны. Некоторые из этих наименований сохранились в богослужебных книгах с того времени, когда колокола еще не были введены в употребление в Христианской Церкви (до 8-го века) и верные призывались к Богослужению посредством деревянной (σμαντροn) или металлической (σιδηρον) доски, в которую ударяли молотом или палкою; клепало бывало и каменное 77 . Эта доска или палка и разумеется в уставе под именами: била 78 , клепала 79 , древа 80 , или просто под именем «великое» 81 . Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в уставе о биле, клепале, древе должно применять к колоколам 82 . Собственно же колокола в Типиконе чаще всего обозначаются словами: 1) «кампан» (сатрапа) – от названия римской провинции Кампании, где из ее меди были отлиты первые колокола 83 ; 2) «тяжкая» (βαρα 84 – от тяжких, сильных звуков колоколов; 3) «звоны» – от звучности колоколов 85 ; 4) иногда колокола обозначаются словом «язычный», например, звон во вся язычные (Устав Рукописный 1645 г., см. Церковно-Исторический месяцеслов, изд. 2, М., 1854 г., стр. 64 и др.). При церквах обыкновенно бывают несколько колоколов, и они различаются между собою своей величиной, силой звука. Не во всех храмах, но в очень многих различаются следующие колокола: 1) праздничный: 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый или малый колокол. При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины 86 . Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. При одинаковой службе одного и того же дня звон бывает неодинаков. При ранних литургиях благовест бывает редкий, нечастый в колокол, и звона нет во многие колокола. К поздним литургиям благовест более частый в колокол, и затем – трезвон. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором» 87 . Собственно звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе 88 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется тризвоном или трезвоном 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По окончании кафизм на часах чтец говорит аллилуйя 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу – тропарь святого, и ныне Богородичен часа. По «Отче наш» кондак святого. На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы» читается паримия, пред которой произносится тропарь пророчества и прокимен, и после паримии другой прокимен. Потом читается: Скоро да предварят ны. Трисвятое. По Отче наш» кондак святого, Господи помилуй 40. По Честнейшую на каждом часе 3 поклона великие. По 9-м часе блаженны: «Во царствии Твоем» читаются скоро без пения. Лик небесный... Верую во единого... Ослаби, остави... Отче наш... кондак празднуемого святого, Господи помилуй 40. Слава н ныне – Честнейшую херувим. и 3 поклона великие. После сего, «трисвятого» не глаголем, но по молитве: «Всесвятая Троице» Премудрость Достойно есть Отпуст малый и начинается литургия Преждеосвящениых Даров с вечернею, или, иногда, Литургия Златоустого тоже вечернею. Литургия Литургия Литургия преждеосвящеиная: на вечерни ее бывает рядовая кафизма, с ектеньями на каждом антифоне; стихир на Господи воззвах 10: триоди на 6 и святого празднуемого на 4, (а в понедельник 5 триоди и 5 из минеи), слава святому, и ныне Богородичен или крестобогородичен от меньшпх по гласу славы Вход с Евангелием. Свете тихий, Прокимен и паримии 2 – дня. Пение – Да исправится молитва моя, 3 поклона великие, а после них, малая ектенья, прокимен, Апостол и Евантелие святого. Прочее по чину преждеосвященной литургии. Причастен: Вкусите и видите, и святого. Если совершается литургия Прежде-освященных Даров, то она совершается так же, как и при святом с полиелеем. Если поется Литургия Златоустого, то она также предначииается вечернею, но без стихословия кафизмы: а после великой ектеньи поется прямо «Господи воззвах» во глас стихир триоди; стихир триоди 6, празднуемого святого 4. Вход. Свете тихий Прокимен и 2 паримии дня. После паримий ектенья малая, возглас: Яко свят еси Боже наш Трисвятое, прокимен, Апостол и Евангелие святого. Затем прочее все по чину Литурии Златоустого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: 1) обыкновенный, или частый, производится самым большим колоколом; 2) постный, или редкий, производится меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста. Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или малый, колокол. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех. Собственно звон бывает в несколько колоколов или во все колокола. Звон во все колокола бывает четырех видов: 1) Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды, или звон в три приема. Трезвон выражает собой христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но вообще звон во все колокола. 2) Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема. 3) Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так много раз. 4) Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол – звон во все колокола вместе сразу, и так многократно. Прот. С. Слободской В русских народных преданиях нечистая сила начинала заниматься своей зловредной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Специально это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще. Молчание колоколов – это время их «говения» и «скорби» по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон др. звуками – парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец я получил от Вас большое письмо. Очень, очень благодарю Вас за него. Прочитал я его и как будто побеседовал с Вами. Ваш план соединения службы Великого пятка с праздником Благовещения я вполне разделяю. Мне очень приятно было его читать, потому что Ваше мнение было таким же, какого держусь и я. Такой совет я давал некоторым батюшкам, которые обращались ко мне с вопросами – когда выносить Плащаницу, какой отпуст произносить в конце литургии и проч[ее]. Ваш план буду хранить в своих литургических папках. Да, приходится сожалеть, что ни Патриарх, ни Синод не уделяют внимания вопросу церковного устава. Что стоило бы им запросить Ваше мнение, поручить разработать этот вопрос, затем обсудить результаты в заседании Синода и циркулярно оповестить этот порядок по епархиям. Говорю это с болью в душе, потому что вчера вечером я сам был свидетелем этого бесчиния в нашем кафедральном соборе. Стоял я за службой в алтаре нижнего храма. Служили 4 священника и два дьякона. Пели полиелей, «Архангельский глас», а 50-й псалом пропустили. Канон Богородице читали, а трипеснец Великого пятка пропустили (пропели только ирмосы). В этой путанице молодой дьякон «выскочил» на солею и вместо «Спаси Боже люди Твоя» произнес малую ектению «Паки и паки». Старый священник разволновался и, когда дьякон вошел в алтарь, то он в повышенном тоне стал делать ему замечание и на его грубый ответ сказал: «Тогда сейчас же снимай стихарь и не служи». В это время на помощь дьякону подоспел другой дьякон, тоже молодой, который закричал на священника: «А ты чего расходился? Подумаешь, какой Мобуту 817 появился!» А в завершение всего меня смутило, что один из священников, войдя в алтарь после чтения Двенадцати евангелий и стоя одесную престола (поэтому я видел его лицо), смеялся, словно он только что читал «веселые приключения», а не Евангелие Страстей. Простите, что я Вам это пишу, я не хочу судить этих людей, они сами себя осудили, но мне было очень тяжело и за свое чувство, и за верующих людей, которые в тесноте и духоте так тепло молились. Если этот священник недалеко ушел от тех священников, которые «ругахуся» у Креста, так, кажется, из приличия перед народом следовало бы держать себя иначе. Какой Устав может здесь помочь, если «закон изнеможе, празднует евангелие... писание все небрежено бысть, пророцы изнемогоша» 818 !?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О малой ектении после неё умолчено; но так как ектении после кафизм обыкновенно полагаются тогда, когда назначаются либо воскресные, либо праздничные седальны, а в Благовещение после 3-й каф. указан седален праздника, Слава, и ныне – праздника; то ектения в этом месте должна быть 761 . После этого чтение. Полиелейные псалмы. Величание. Малая ектения. Возглас. Седален: Гавриил с небесе... Слава, и ныне, Послан бысть... Чтение праздника. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Вонмем. Премудрость. Прокимен: Благовестите день от дне... Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси... Аминь. Всякое дыхание... И о сподобитися нам... Господи, помилуй 3. Премудрость, прости, услышим святаго евангелиа. Мир всем. И духови твоему. От Луки святаго евангелиа чтение. Слава тебе, Господи, слава тебе. Вонмем. Праздничное евангелие. Слава тебе, Господи... 50 псалом. Слава, Молитвами Богородицы... И ныне, то же. Помилуй мя, Боже... Стихира праздника. Спаси, Боже, люди твоя.. Господи, помилуй 12. Милостию и щедротами. Аминь. Канон праздника и трипеснец Триоди; ирмосы праздничного канона по 2, тропари на 12; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника: Отверзу уста моя..., а в тех песнях, где трипеснец, на катавасию – ирмос Триоди. По 3 песни ектения малая и седален праздника: Слово Божие... Слава, и ныне, Послан бысть... По 6 песни ектения малая, кондак, икос и чтение пролога. Честнейшую пред 9 песнью канона в праздник Благовещения не поется, если этот праздник будет в седмичные и субботние дни; но поется сначала первым ликом припев праздника: Благовествуй, земле... и ирмос праздничного канона: Яко одушевленному...; потом вторым ликом тот же припев и тот же ирмос; затем тропари 9-й песни того же канона и к каждому тот же припев; после этого тропари трипеснца и к каждому припев: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в заключение ирмос Триоди, припев праздника и ирмос праздника. Ектения малая (Достойно есть пред нею не поется; потому что при полиелее никогда не поется).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Служб. на каж. день 1-й седмицы); последний тропарь в каноне каждого дня (после богородична в первые 3 дня, а в четверток перед последним троичным), содержащий в себе моление к св. Андрею, – один и тот же («Андрее честный»), и перед ним поется: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас»; перед положенными в каноне в среду и четверток тропарями в честь пр. Марии поется припев: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас»; в конце канона в каждый день поют оба лика: «Бессеменнаго зачатия» (пение «Достойно есть» не указано); а затем читается псалом 4-й: «Внегда призвати», и совершается «прочее последование повечерия» (с отпущением в 3-й его части 69-го псалма). В среду и пяток, начиная от 1-й и кончая 6-й седмицей св. Четыредесятницы, совершается, после часов и изобразительных (оканчивающихся почти также, как и вечерня в прочие седмичные дни, – подр. см. ниже, в Табл. изобраз.), в соединении с вечерней «литургия преждеосвященных» Даров; на этой вечерне, сравнительно с вечерней прочих седмичных дней св. Четыредесятницы, между антифонами кафизмы положены малые ектеньи и возгласы, бывает вход с кадилом, читаются хотя и две обычные паремии (1-я из кн. Бытия, а 2-я из кн. Притчей), но между этими паремиями назначены особые возглашения и осенение иереем молящихся возожжённой свечой, положено пение с коленопреклонением: «Да исправится молитва моя», и после этого 3 великих поклона, чем и заканчивается эта вечерня (подр. см. ниже, Табл. литур. преждеосвящ. Даров). – В понедельник, вторник и четверг, начиная со 2-й седмицы, литургия преждеосвященных Даров совершается в том случае, если в эти дни будет праздник с полиелеем (см. 24 февр. и 9 мар., а также 19 февр.) или храмовой ( Уст., 35 храм. гл.); причем в эти праздники на совершаемой пред Преждеосвященной литургией вечерне бывает вход с Евангелием и на самой литургии читаются Апостол и Евангелие. – О вторник и четвертке 5-й седмицы (и о понед., втор, и среде Страстной седм.) см. ниже. – О последовании литургии преждеосвященных Даров во всю св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Здесь приводятся сначала прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны периода Цветной Триоди, а на подвижные Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Затем даются чтения рядовые для всех воскресных и седмичных дней в году, за исключением среды и пятка сырной седмицы. Прокимены, аллилуарии и причастны для рядовых чтений находятся в отдельных приложениях. 2. «Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго Великаго поста». Здесь указаны прокимены, рядовые апостольские чтения, аллилуарии и причастны для субботних и воскресных дней Великого поста, а для Недели ваий приводится еще и текст праздничных антифонов. 3. «Соборник двунадесяти месяцей» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны праздников и святых на каждый день года. На Господские двунадесятые праздники приводится также текст антифонов. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых в месяцеслове не указано ничего (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях поются только дневные прокимен, аллилуарий и причастен и читается только рядовое чтение. 4. «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов». Здесь даются прокимены и аллилуарии воскресные 8 гласов, которые поются в течение года на воскресных литургиях в соответствии с гласом Октоиха. 5. «Прокимени, аллилуиаре и причастни дневнии». Прокимены, аллилуарии и причастны на каждый день седмицы, с понедельника по субботу, которые поются в дни памяти святых полиелейных, со славословием, шестеричных и малых, кроме периодов попразднства двунадесятых праздников и Цветной Триоди. 6. «Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу» – прокимены, апостольские чтения, аллилуарии и причастны общие для каждого лика святых. Это приложение используется в тех же случаях, когда употребляется и книга Общая Минея: при совершении бденной или полиелейной службы святому, не имеющему знака в Уставе (например, в случае храмового праздника), или при совершении служб новопрославленным святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

14) Иногда бывает один канон, иногда – два (см. 538, 564, 569, 576, 651 стр. печатного оригинала); обыкновенно, полагается «канон молебный Пресвятей Богородице во осмогласнике» (Уст., 9 гл.), за исключением тех дней, в которые этот канон отменяется, при чём в некоторые дни он заменяется другими канонами (см. выше, 7, 14, 15, 17, 32, 510, 528, 534, 540, 544, 545, 549, 562, 564, 569, 583, 591, 636, 688, 689 стр. печатного оригинала). 15) Хотя в Часослове, в последов. Великого повечерия, «Достойно есть» не указано, но Уставом (см. в Уст. 9 сент., 20 дек., пяток 1-й седм. Вел. поста) оно полагается (см. также 651 стр. печатного оригинала). В Страстную седмицу на великом и малом повечериях, вместо «Достойно», поётся ирмос 9-й песни канона (см. в Триоди Пост., Вел. понед. и пяток, и «Служ. Стр. седм.»; см. также выше, 583 стр.; сн. 510 и 651 стр. печатного оригинала). – В вечер двунадесятых праздников, или в навечерие дней, непосредственно следующих за этими праздниками, Уставом не полагается петь на повечерии, вместо «Достойно есть», ирмос 9-й песни праздничного канона (см. Уст., напр., 9 снт., 16 авг.). Только в вечер недели Пятидесятницы, т.е., в навечерие понедельника Святого Духа, поётся на повечерии (см: Уст. веч. 50-цы) канон Святого Духа и «по 9-й песни, вместо Достойно, поем ирмос тойже» (Рук. д.с.п. 1889, 12). 16) Тропарь: «Господи сил» поётся пред стихами 150-го пс., как припев; сперва один лик поёт тропарь, затем другой лик; потом первый лик поёт 1-й стих псалма и тропарь; далее второй лик поёт 2-й стих псалма и тропарь и т.д. После пения всех 5 стихов псалма (6-й его стих присоединяется к 5-му) оба лика поют 1-й стих псалма и тропарь. – Если во вторн., среду, четв., пяток и суб. в Четыредесятницу до субботы Лазаря случится святой с полиелеем, то, вместо «Господи сил», поётся кондак святому. Если в субботу на 3 и 4 седм. случится предпразднство Благовещения, то поётся кондак предпразднства. См. также 564, 569, 583, 591 стр. печатного оригинала. 17) Все эти песнопения читаются только в непраздничные дни (см. об них в 52 гл. Уст.); если случится праздник, то вместо всех этих песнопений читается только один кондак праздника или кондак святого; а если с праздником святого совпадёт предпразднство или попразднство, то, кроме кондака святого, полагается на «Слава» и «И ныне» кондак праздника; в предпразднства и попразднства, случившиеся в непраздничные дни, положен кондак праздника; если «в субботу вечера к недели» совершается великая вечерня отдельно от утрени, то отправляется и малое повечерие, и на нём, «глаголем кондак воскресен» рядового гласа (Часосл., Уст., 52 гл.); см. также 592 стр. печатного оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В храме святого: канон Богородице «прешедшия недели утренний», т. е. из воскресной утрени Октоиха уходящего гласа, на 6 и канон святого на 8. В Тропари и кондаки по входе: по образцу службы полиелейному святому, т. к. каноны Октоиха не поются и, следовательно, тропарь и кондак дня также опускаются. Прокимны, Апостол, аллилуия, Евангелие, причастны: От Недели Всех святых до Недели о Мытаре и фарисее – сначала святого, затем дня; От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых – сначала дня, затем святого. О святом, поемом на 6 Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (Месяцеслове) 331 . В день памяти шестеричного святого совершаются вседневная вечерня и вседневная утреня. Вечерня (кроме субботы) 332 Кафизма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минеи всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; 333 если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Входа нет. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); 334 «Слава» – стихира святого; «И ныне» – богородичен второго приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого (здесь также выбор богородична определятеся гласом и днем седмицы). Малое повечерие и полунощница Совершаются по Уставу, без особенностей; песнопения из Минеи здесь не поются (кроме тех случаев, когда по Уставу на малое повечерие переносится служба одному из святых Минеи – например, 6 сентября, 28 ноября и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010