Вижу, что и действительно это дядя ножками вчерашнего трепака доплясы­вает, но точно ли он и духом теперь к небу горит? А он, словно в ответ на это, вдруг как вздохнет да как крикнет: – Не поднимусь, пока не простишь меня! Ты бо один свят, а мы все черти окаянные! – и зарыдал. Да ведь-таки так зарыдал, что все мы трое с ним навзрыд плакать начали: Господи, сотвори ему по его молению» (VI, 313). И случилось святочное чудо. При поддержке свыше именитому богачу –старому греховоднику, как нашкодившему школяру, даётся вразумление: «Прямо с самого сверху, из-под кумпола, разверстой десницей сжало мне все власы вкупе и прямо на ноги поставило...» (VI, 314). Во время покаяния перед иконой Владычицы какая-то не­видимая сила оттрепала московского «туза» за волосы, приподняв его, «как подни­мают за вихор мальчишек» (VI, 313). Ироничность лесковской художественной манеры не отменяет, а только уси­ливает ав­торскую мысль о глубинах человеческой натуры и о возможности восстановления осквернённого образа и подобия Божия: «Это вот и называется чертогон, “иже беса чужеумия испраздняет”» (VI, 314). Преображение падшей человеческой природы происходит  при помощи силы,  которую Господь оставил на земле как дар, именуемый  благода­тью.«С этих пор я вкус народный познал и в падении, и в восстании…» (VI, 314), – резюмирует рассказчик. В первом варианте – «Рождественский вечер у ипохондрика»– рассказчик  Иван Иванович глубоко проникся истинно право­славной верой после того, как увидел «“всё”: падение и восстановление, грехи и покаяние… веру» (VI, 653). В «Записных книжках» Лескова 1880-х – 1890-х годов находим глубоко ре­лигиозные раздумья об «уделах» света и мрака, праведности и греха, любви и злобы. Наблюдая несовершенство двойственной человеческой природы, писатель размышлял: « Что сильнее: злоба или любовь? Надо полагать, что злоба, ибо люди часто готовы во вред себе делать зло другому, но во вред себе делают дела любви гораздо реже» (подчёркнуто Лесковым. А.Н.-С.) . Это созвучно исповедальным мыслям Апостола Павла: «закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»(Рим. 7: 14 – 15); «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»(Рим. 7: 18 – 19).

http://bogoslov.ru/article/3750020

10. Если богословие, осмысляя событие Христа, в ситуации неверия воодушевляет к вере и в ситуации лжи осмеливается на истину, в ситуации иллюзии – на действительность, в ситуации бесчеловечности – на человечность, оно становится, наконец, церковным богословием. Если богословие возвращает обратно и оживляет вытесненное, насильственно заезженнное и в то же время обнаруживает себя как силу обновления, то оно создает не допускающее смешения с неопределенным плюралистическим релятивизмом свободное пространство, делающее возможным общение разъединенных в жизни общества групп и поколений. В этом живущем надеждой на Святого Духа усилии богословие становится тем, чем оно должно быть: функцией Церкви. 314 Рим.1:20 : «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны»; Рим.2:1 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». 319 Gestrich Chr. Neuzeitliches Denken und die Spaltung der Dialektischen Theologie. Zur Frage der natürlichen Theologie. Tübingen, 1977. 320 Ср.: Barth К. Abschied von «Zwischen den Zeiten» (Разрыве [группой] «Между времен»)//Zwischen den Zeiten. 1933. 11. S. 536–544 (или: Anfänge der dialektischen Theologie II (Начала диалектической теологии II)//Theologische Bücherei 17, hg. v. J. Moltmann. 1963. S. 313–321), здесь: S. 539 (или, соответственно, С. 316–317): «Я не могу рассматривать движение «немецких христиан» иначе, как последнее, завершающее и наихудшее порождение сущности неопротестантизма (естественная теология!). Если Евангелическая Церковь не в состоянии ее преодолеть, она должна вновь обратиться к Риму...» 321 Начало этому положило следующее утверждение Барта: «Крик о «естественной теологии» разлается уже на всех углах и во всех концах. Также и процесс ее нового утверждения идет полным ходом на всех углах и но всех концах и в различных формах» (Die Theologie und der heutige Mensch (Богословие и современный человек)//Zwischen den Zeiten. 1930. S. S. 395).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

183 . Обрати внимание на то, каким образом он (апостол) доказывает необходимость равнодушно относиться ко (всему) мирскому тем, которые приняли на себя обязанность служения церкви: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий этого мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайтесь, не дотрагивайтесь, не вкушайте, что все истлевает от употребления» 312 ( Кол.2:20 и сл.). И ниже: «Итак, если вы воскресли – со Христом, то ищите горняго (а не земного)» ( Кол.3:1 ). И опять: «Итак, умертвите члены ваши, которые суть на земле» ( Кол.3:5 ). Доселе излагаются наставления, касающиеся всех верующих, тебя же, сын (мой), он убеждает презирать богатство, отвращаться от вредных (profanarum) и старушечьих басен, не допускать ничего, что только не способствует благочестию, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно ( 1Тим.4:8 ). 184 . Итак, благочестие пусть непрерывно влечет тебя к справедливости, воздержанности (и) кротости, дабы (таким путем) ты уклонялся от поступков, (свойственных) юношам, чтобы (далее), утвердившись и укрепившись в благодати, ты подвизался добрым подвигом веры; удаляйся от мирских дел, потому что ты воин Божий. Ибо если воинам императора человеческими законами воспрещается принимать участие в тяжебных и судебных делах, а также в торговле, то насколько более воителю за веру должно удерживаться от торговых занятий, довольствуясь плодами своего клочка земли, если имеет, а если не имеет, то своим жалованьем 313 . Ибо неложный (bonus) свидетель сказал следующее: «Я был молод и состарился и не видал праведника оставленным, и потомства его, просящим хлеба» ( Пс.36:25 ). Ибо спокойствие духа и умеренность таковы что не увлекаются искательством и не доступны (neque angitur) страху пред бедностью. Глава XXXVII. И в счастье, и в несчастье должно соблюдать спокойствие духа (впрочем, это не значит), что всегда следует искать мученичества. 185 . Так называемая свобода 314 духа от огорчений состоит в том, чтобы мы в скорби не ослабевали, а в радости не превозносились. И если такие наставления дают тем, кого убеждают принять 315 управление государственными делами, то насколько же старательнее мы, призываемые к служению церкви, должны творить то, что угодно Богу? Чтобы нас осеняла (praetendat) сила Христова, чтобы мы были преданными (probati) нашему воеводе (imperatori) в такой степени, дабы (самые) члены наши были оружием справедливости, – оружием не телесным, в котором царствует грех, но оружием крепким у Бога, которым (оружием) уничтожается грех . Пусть умрет плоть наша, дабы в ней умерла всякая вина и мы, как бы восставшие (viventes) из мертвых, да воскреснем чрез новые дела и нравы!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

294. Лк. 6. 36. 295. Мф. 5. 48. 296. Мф. 5. 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1. 297. Святой Исаак. Слово 21. 298. …ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 299. Рим. 8. 27. 300. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 301. Ин. 14. 26. 302. Ибо мы не знаем, о чем молимся (Рим. 8. 26). 303. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12. 304. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 305. Алфавитный патерик. 306. Алфавитный патерик. Сисой Великий. 307. Руководство к духовной жизни преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282 308. Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. 309. Лк. 11. 9–10, 13. Благовестник. 310. Мк. 13. 35–36. 311. Слово 28, гл. 64. 312. 1 Пар. 2. 9. 313. Мф. 11. 28–30. 314. Лествица. Слово 28, гл. 2. 315. Пс. 33. 12. 316. Притч. 15. 27. 317. Пс. 18. 10. 318. Пс. 88. 8. 319. Заимствовано из святых Отеческих писаний. 320. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 321. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1. 322. …ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 323. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 23–24). 324. Быт. 6. 3. 325. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15 50). 326. Пс. 50. 6. 327. Лк. 16. 15. 328. Святой Исаак Сирский. Слово 44. 329. Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… (1 Пет. 4. 12). 330. Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4. 17). 331. Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7. 332. Ин. 6. 47. 333. Четьи-Минеи, 13 декабря. 334. Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя… Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

309. Говорил апа Папнуте, ученик апы Макария: «Я просил старца: «Мой отец, скажи мне слово». Сказал он мне: «Не делай зла никому и не осуждай никого, и ты спасешься»». 310. Апа Моисей говорил апе Макарию: «Я хочу затвориться, братья не дают мне». Сказал апа Макарий ему: «Я вижу твою мягкую природу, невозможно тебе отказать брату. Если же ты поистине хочешь затвориться, послушай меня, уходи к скале, и ты затворишься». И когда он сделал так, он успокоился. 311. Говорил апа Макарий: «Если ты наказываешь коголибо и (при этом) гнев движет тобой, ты поддался страсти, ибо ты никого не спасаешь и губишь себя самого». 312. Он говорил еще: «Несомненно, тот, кто стремится к дружбе с людьми, отдалил себя от дружбы с Богом, ибо написано: «Горе вам, если все люди будут говорить вам: «Хорошо!»»,». 313. Он говорил еще: «Я думаю так: если вы будете действовать для угождения людей, они сами осудят вас за отсутствие страха (Божьего), если же вы будете ревнителями справедливости, то даже если они (и) пострадают, совесть не сделает их слепыми к тому, что (сделано) по–божески». 314. Я слышал, что старцы горы Пернудж послали однажды к апе Макарию Великому в Скит, прося его и говоря ему: «Чтобы весь (наш) народ не приходил к тебе, мы просим тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя, пока ты не отошел еще к Господу». Когда он пришел к горе, собрался к нему весь народ. Попросили его старцы: «Скажи слово братьям». Он же, заплакав, сказал: «Будем плакать о нас (самих), братья! И пусть наши глаза проливают слезы, пока мы еще не отошли в место, где наши слезы будут жечь наше тело». И, заплакав, все пали на их лицо, говоря: «Молись за нас, наш отец!». 315. Говорили об апе Макарии Великом, что он был богом на земле, как написано, ибо как Бог покрывает мир, так апа Макарий покрывал недостатки, которые он видел, как если бы не видел их, и те, о которых он слышал, как если бы не слышал о них. 316. Некоторые старцы спросили any Макария, говоря: «Как надлежит молиться?». Сказал старец им: «Не следует говорить много слов, но воздевать свои руки к Богу и говорить: «Господи, как Ты хочешь и как Тебе угодно, руководствуй мной!». Если скорбь у тебя, да скажешь ты: «Господи, помоги мне!». И Он, знающий полезное, умилосердится над нами по Своему состраданию и Своему человеколюбию».

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

309 ]. По словам сщмч. Иринея Лионского, «Адам сделался началом умирающих» [ 310 ]. Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность — это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… в членах моих вижу… закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген († 251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения» [ 311 ], а свщмч. Киприан Карфагенский († 258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение…» [ 312 ]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «…и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» [ 313 ]. Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia). В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека [ 314 ]. Различают два ряда последствий первородного греха: а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

35. Однако – возразил Трифон, – я слышу, что многие, которые говорят, что они исповедуют Иисуса и называются христианами, едят идоложертвенное и утверждают, что нет никакого вреда от этого. – Правда, есть такие люди, которые объявляют себя христианами и признают Иисуса распятого Господом и Христом, и вместе с тем проповедуют не Его учение, а духов лжи, но от этого мы, ученики истинного и чистого учения Иисуса Христа, делаемся крепче в вере и тверже в надежде, Им возвещенной. Ибо, предсказания Его о том, что будет совершаться во имя Его, мы сами видим исполняющимися на деле, он сказал: «… многие придут во имя Мое, снаружи одетые в овечьи кожи, а внутри хищные волки» 307 . «Будут разделения и ереси» 308 . «Берегитесь лжепророков, которые придут к вам, снаружи одетые в овечьи кожи, а внутри волки хищные» 309 . «Восстанут многие лжехристы, которые обольстят многих из верных» 310 . Итак, друзья, есть и было много таких, которые, приходя во имя Иисуса, учили говорить и делать безбожное и богохульное: они известны между нами по именам тех, от кого первоначально произошло то или другое учение и мнение. Ибо, каждый из них по-своему учит хулить Отца всего и Христа, Которого пришествие Он предвозвестил, и Бога Авраама, Исаака и Иакова 311 ; ни с кем из них мы не сообщаемся, зная что они безбожны, нечестивы, неправедны и беззаконны, и не почитают Иисуса, а исповедуют Его только на словах. Они и христианами себя называют подобно тому, как язычники надписывают имя Божие на идолах, и участвуют в беззаконных и безбожных обрядах 312 . Некоторые из них называются Маркианами 313 , иные Валентинианами, другие Василидианами, а иные Сатурнилианами, или другим именем, каждый получая название от основателя своего учения, подобно тому как каждый из тех, кто считает себя философом, как я сказал вначале 314 , находит нужным носить имя того философского учения, которому он следует, от отца школы. Итак, не только из этого, как я сказал, мы убеждаемся, что Иисус знал то, что будет после Него, но и из многого другого, что Он предсказал относительно верующих и исповедующих Его Христом. Самые страдания, которые мы терпим, будучи убиваемы нашими ближними, Он предсказал нам, так что никаким образом нельзя укорить Его за какое-либо слово или действие. Поэтому мы и за вас и за всех других гонителей наших молим, чтобы вы раскаялись вместе с нами и не хулили Христа Иисуса, Который делами, чудесами, и ныне совершаемыми именем Его, словами учения и предсказанными о Нем пророчествами, засвидетельствован по всему непорочным и невинным; мы молим, чтобы вы уверовали в Него, и спаслись в будущее славное пришествие Его и не были осуждены Им на огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

3Цар. 8: 29–53 и др.) – и не иначе, как через посредство священников (сравн. Евр. 9:6–7 ; Лев. 17:3–5 и др.). И, если с распространением христианства восстановится в прежнем своем объеме и Иерусалим, то не для чего иного, как для видимого напоминания тех великих событий, которые послужили к спасению людей и по которым этот город сделался священным и для христиан, – так как в нем обитал, учил, чудотворил, наконец, пострадал и умер по человечеству Богочеловек Господь и Спаситель наш Иисус Христос . И будут, поэтому, жить в нем христиане; и проклятия уже не будет, так как он никогда не подвергнетсн с того времени участи совершенного истребления; и будет Иерусалим стоять спокойно ( Зах. 14:11 ), Богом хранимый, как центр внешнего богопочтения 311 . И, если, в особенности в самом начале основания Церкви Христовой, Иерусалим будет воюем; то таково будет поражение, которым Иегова поразит всякий народ, воевавший против Иерусалима: сгниет тело его, и он стоит на ногах своих; и глаза его сгниют в яминах своих, и язык его сгниет во рту его ( Зах. 14:12 ), – т. е., среди полного, по-видимому, государственного могущества этого народа, совершится его внутреннее нравственное разложение, имеющее кончиться полным торжеством христианства 312 . И будет в тот день, произойдет между ними великое смятение от Иеговы; и схватит один человек другого за руку, и поднимется рука его на руку ближнего его (14:13), – и даже Иуда, поселившийся среди неверующих и нравственно неисправимый, будет сражаться против Иерусалима 313 . Но, не имея внутренней крепости, основывающейся на нравственной силе всякого народа, враги христианства, когда увидят непобедимость его, вследствие собственной нравственной испорченности, обратят свое орудие друг против друга, – и тогда христианам останется только воспользоваться плодами этого междоусобия, для упрочения и внешнего своего благосостояния при внутреннем благодатном спокойствии духа 314 . И собрано будет богатство всех окрестных народов, золота, серебра и одежд великое множество 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

“Покаяться перед Богом, то есть осознать свои грехи, – пишет об этом же Иаков Козлов, – понять учение Евангелия, уверовать в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, а затем принять водное крещение и присоединиться к поместной церкви может только взрослый человек”. 312 Это так, но покаяние, учение, вера необходимы взрослому только для того, чтобы открыть себя Богу, избавиться от предрассудков, гордости и т.д. Всё это младенцу не нужно. Он доступен действию божественной благодати так же, как если бы умер, то, конечно же, не поумнел бы и не покаялся, однако был бы причастен Царствию. Баптисты считают что “крещение младенцев совершенно несовместимо с идеалом духовного христианства” . 313 Однако, если под “духовностью” подразумевать не рациональное познание христианских истин, а единение с Духом Божиим, то идеал духовного христианства скорее будет предполагать это духовное средство богопознания, чем отвергать его. Ибо что делает детей способными к принятию спасительной благодати? Их недоразвитость или их чистота сердца? Безусловно, последнее! Христос говорит: таковых есть Царствие Божие и тут же добавляет – кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него ( Мк. 10:14-15 ). Взрослому принимать благодать крещения должно с тем же чистым детским сердцем. Ибо Святой Дух премудрости удаляется от лукавства и уклонится от неразумных умствований ( Прем.1:5 ), а посему, только чистый сердцем, как дитя, способен благодатью крещения войти в Церковь, которую Господь, очистив банею водною , представил Себе славною Церковью… дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:27 ). Если у баптистов дети по чистоте сердца находятся в Доме Божием и без крещения, то и взрослых по той же причине необходимо принимать в Церковь “как детей” т.е. без крещения. Об обязательности такого состояния души у взрослых для благодатного соединения с Богом Христос в другом месте говорит: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное ( Мф. 18:3 ). Таким образом, слова Христа: таковых есть Царствие Божие, понимаемые по-протестантски, 314 делают и крещение взрослых излишним.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010