Наши неверующие современники, не испытав суровой бескомпромиссности христианского покаяния, даже соглашаясь со всем вышесказанным, все же, по привычке, будут чувствовать себя «на высоте» и даже гордиться собой и весьма неохотно представят себя на суд своей совести. Тем более не желают они оказаться перед судом закона или общественной морали. Уличенные же в чем-либо, они ни за что не решатся назвать свои поступки грехом и предпочтут говорить об ошибках и недостатках. При этом они не захотят даже задуматься над тем, что многие их поступки, даже если они и не караются законом, все же причиняют другим людям зло и их нельзя назвать просто ошибками, хотя само слово недостаток уже говорит о некоей ущербности личности. Они не согласятся назвать свои деяния грехом из-за присущей им гордости и нежелания прибегать к церковной терминологии. Тем более для них неприемлемым будет слово спасение. Отчего, спросят они, нужно их спасать, если они живут благополучно? Такие слова, как смирение и самоосуждение, у многих вышли из обихода. Человек привык гордиться собой. В такое уж гордое время мы живем. Человек! Это звучит гордо! – мы слышим эти слова с детства и привыкли к ним. Они кажутся прекрасными по своей принципиальной установке, так как человеку есть чем гордиться: он сотворен по образу и подобию своего Творца, по образу и подобию Абсолюта, беспредельного Совершенства. Что может быть выше такого Первообраза?! Однако человек, знакомый с первоосновами христианства, не попадет в эту ловушку: Бог как Первообраз человека, будучи Абсолютным Совершенством, по Существу Своему не может мыслиться гордым. Его природа – Любовь . А любовь и гордость никогда не сойдутся между собой. Однако пока это только логический анализ распространенного заблуждения, так сказать, теоретическое его исследование. Посмотрим вокруг себя: всегда ли слово человек звучит гордо? Возьмем в руки любой иллюстрированный сатирический журнал. Там на каждой странице найдем карикатуры, на которых персонажи выглядят далеко не гордо. Фабула чаще всего одна и та же: человек занимал высокое положение, но не оправдал доверия то ли по глупости, то ли по жадности, то ли по гордости. И теперь он показан в весьма смешном и жалком виде, и мы соглашаемся с автором, что такой человек должен быть низвергнут с той высоты, на которой он не сумел достойно держаться. Это ли не падение? Конечно, слова грехопадение на страницах журнала мы не найдем, но падение данного субъекта показывается как реальный факт, отрицать который никто не будет. Но главное даже не в этом, а в том, что, будучи достойным осуждения со стороны государства или общества, этот человек наверняка станет оправдываться, будет горевать не о своем моральном падении, а о том, что он разоблачен и лишается былых привилегий, а кто-то, возможно, согласился бы остаться там, куда упал, лишь бы скрыть свое падение от суда общественности. Такой человек будет стыдиться не своей духовной низости, а лишь своего разоблачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Урушев " Начетчик " – это звучит гордо! Особенно среди старообрядцев Источник:  Культура Современному человеку слово " начетчик " кажется безжизненным и косным. Так толкует это понятие и Словарь русского языка Ожегова: " Начетчик – человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно, механически и некритически усвоивший прочитанное " Между тем еще сто лет назад слово " начетчик " звучало гордо, и многие россияне считали для себя честью так именоваться. Речь идет о старообрядческих начетчиках, пользовавшихся большим уважением и непререкаемым авторитетом среди своих единоверцев. Издавна в староверии " начетчиком " называли грамотея, образованного человека, знатока богословия, истории и церковного права. Само понятие происходит от слова " чтение " и указывает на то, что свои знания начетчик приобретал путем чтения книг, самообразования. Начетчик должен был не только читать книги, но запоминать их и правильно толковать. Это было необходимо для того, чтобы он мог просвещать других, а в религиозных диспутах защищать старообрядчество. Первые начетчики появились еще среди христиан Римской империи. В эпоху гонений многие верующие не желали обучаться в языческих школах и академиях. Самостоятельно или под руководством опытных учителей они изучали Писание и участвовали в спорах с языческими философами и еретиками. Этих древних начетчиков называли " автодидактами " что по-гречески означает " самоучки " Начетчиками были все известные богословы и книжники древнерусской Церкви. Тогда не существовало особых училищ для подготовки духовенства – знания можно было получить только из книг. Крупные библиотеки существовали в монастырях, поэтому большинство русских начетчиков были иноками. Люди специально уходили в монастыри, чтобы получить образование и приобщиться к " премудрости книжной " После раскола начетничество оказалось ненужным в синодальной Церкви, где появились духовные академии и семинарии. Оно сохранилось только в старообрядчестве. Не имея возможности из-за притеснения властей создавать свои школы для подготовки богословов и апологетов, староверы вынуждены были самостоятельно черпать знания из книг

http://religare.ru/2_28949.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28949.html 27 апреля 2006 Дмитрий Урушев " Начетчик " – это звучит гордо! Особенно среди старообрядцев Источник:  http://www.kulturagz.ru Культура Современному человеку слово " начетчик " кажется безжизненным и косным. Так толкует это понятие и Словарь русского языка Ожегова: " Начетчик – человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно, механически и некритически усвоивший прочитанное " Между тем еще сто лет назад слово " начетчик " звучало гордо, и многие россияне считали для себя честью так именоваться. Речь идет о старообрядческих начетчиках, пользовавшихся большим уважением и непререкаемым авторитетом среди своих единоверцев. Издавна в староверии " начетчиком " называли грамотея, образованного человека, знатока богословия, истории и церковного права. Само понятие происходит от слова " чтение " и указывает на то, что свои знания начетчик приобретал путем чтения книг, самообразования. Начетчик должен был не только читать книги, но запоминать их и правильно толковать. Это было необходимо для того, чтобы он мог просвещать других, а в религиозных диспутах защищать старообрядчество. Первые начетчики появились еще среди христиан Римской империи. В эпоху гонений многие верующие не желали обучаться в языческих школах и академиях. Самостоятельно или под руководством опытных учителей они изучали Писание и участвовали в спорах с языческими философами и еретиками. Этих древних начетчиков называли " автодидактами " что по-гречески означает " самоучки " Начетчиками были все известные богословы и книжники древнерусской Церкви. Тогда не существовало особых училищ для подготовки духовенства – знания можно было получить только из книг. Крупные библиотеки существовали в монастырях, поэтому большинство русских начетчиков были иноками. Люди специально уходили в монастыри, чтобы получить образование и приобщиться к " премудрости книжной " После раскола начетничество оказалось ненужным в синодальной Церкви, где появились духовные академии и семинарии. Оно сохранилось только в старообрядчестве. Не имея возможности из-за притеснения властей создавать свои школы для подготовки богословов и апологетов, староверы вынуждены были самостоятельно черпать знания из книг

http://religare.ru/2_28949_1_21.html

Вы договорились встретиться с товарищем в три часа. А он пришел полчетвертого. И что такого — полчетвертого пришел. Вы договорились в три? В три. А он пришел полчетвертого. Полчетвертого — это три? Нет. Он нарушил закон тождества. Это нетождественные ситуации: три — это три, а полчетвертого — это полчетвертого. Он что-то кому-то пообещал — единица. Обещание не выполнил — ноль. Единица и ноль — знак равенства можно поставить? Нельзя. Обещал и выполнил. Единица и единица, закон тождества соблюден. Дальше. «Обещай мне это». — «Прости, не могу». Не могу обещать, я не обещал тебе — ноль, ну и не выполнял то, что не обещал, — тоже ноль. Ноль и ноль — закон тождества выполнен? Выполнен. Когда договорились в три, а я пришел полчетвертого… Причем, как я пришел полчетвертого? Мне говорят: «А почему ты полчетвертого пришел?» А я говорю: «Так получилось». Обратите внимание. Всем знакомая фраза? Так получилось. Я не говорю: прости, форс-мажор, меня остановили полицейские, я сломал ногу… У меня так получилось! А когда вы спрашиваете: «А как у тебя так получилось?», я что отвечаю? «А я не знаю, как так у меня получилось, я ничего не могу с собой сделать». Вот, пожалуйста. Вот после этого и попробуйте говорить, что человек —это звучит гордо. Ничего себе гордо. Я, взрослый адекватный человек, говорю: «Так у меня получилось». Причем я все рассчитал: во сколько выйти, сколько ехать — и я опять опоздал. Ну чего такое? Так получилось. Я твердо решил: завтра точно не опаздываю. И точно мне нужно было выйти без десяти, а я вышел через двадцать минут. Как так? А получилось. Чувствуете? Ничего себе «гордо звучит». Какая-то действительно родовая поврежденность, изначальная испорченность. Ну если бы я был ненормальный, нетрезвый… Но это же в здравом уме. В твердой памяти. Будучи взрослым человеком. Каждый день обещаю выйти вовремя и опять, и опять, и опять выхожу позже. Это какая-то заколдованность— это к вопросу о нашей природе. «Доброго, которого хочу, то не делаю, а злое, которого не хочу, то делаю». Помните? И ничего не могу с собой поделать. У меня так получается.

http://foma.ru/chto-takoe-logika-zachem-...

Да Сатину это и не нужно. Мы знаем, как в наши дни трудно с христианских позиций говорить что-либо плохое о человеке без того, чтобы любой атеист не постарался тут же обвинить нас в презрении к человеку, в стремлении унизить человеческое достоинство. Атеизм нынешнего дня провозглашает лозунг – «За человека против бога». Поэтому не будем говорить ничего плохого о человеческих делах, а по совету этого самого Сатина попробуем посмотреть на мир через окно, чтобы увидеть что-нибудь такое, о чем не нужно спорить. В окне можно увидеть много хорошего. Но обратимся к «окну в мир» – к телевизору. Вот перед нами отечественный фильм «Обыкновенный фашизм». Фашистская армия идет на нашу землю, чтобы залить ее кровью. Фашисты – это люди. Сколько их? Много. Каждый фашист – это человек. Человек – в каком смысле? О смысле этого слова будем говорить потом. Важно то, что фашист – это не зверь, а человек. Человек! Это звучит гордо? Можем ли мы повторить эти слова, глядя на то, что видим на экране?   Должно быть, какую-то поправку или какое-то разъяснение придется дать латинской фразе, без чего она в нашей ситуации будет звучать просто кощунственно. Может быть, фашизм – это только случайный эпизод? Попробуем взять пример пошире. Милитаризм. Кто такие милитаристы? Сколько их? Много. Берем пример еще шире. Эксплуатация человека человеком. Формула эта как обозначение известных из истории социальных отношений тоже считается бесспорной. С каких времен существует эксплуатация? Сколько их, эксплуататоров? Кто они? Несомненно одно – каждый из них есть человек. Эти примеры говорят о крупных социальных явлениях. А вот нечто меньшее по масштабу, но, может быть, не по количеству – убийцы, воры, насильники, взяточники, прелюбодеи, клеветники, просто мелкие мошенники. Каждый из них – человек. А как насчет человеческого достоинства всего этого персонала?   «Человекэто звучит гордо», – басит Сатин, поучая своих друзей – обитателей «дна» общества. Так как же все-таки на самом деле? Как звучит это слово – человек?   В Библии говорится, что Бог создал человека по Своему образу и по Своему подобию.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

— Но как же все-таки… — Об этом в дальнейших главах и будет сказано. Но начну я со слов, а не со звуков. 3. Звучащее слово «Тгеие! — Как это звучит! А французы из своей fidelite сумели сделать только Fidele (Фидельку!)». Это в Германию влюбленная Марина Цветаева восклицает; ее это дневниковая запись 1919 года; и, зная оба языка, нельзя не согласиться с ней. Есть близкие по смыслу слова, которые на одном языке «звучат», всегда хорошо звучат, как будто и не могут звучать плохо, — а на другом никак; даже и мудрено заставить их звучать. Есть и не столь счастливые, не столь несчастные, которые ведут себя в разных случаях по–разному. Босяцко–ницшеанское «Человек, это звучит гордо» по временам себя оправдывает, но чаще всего кажется смешным. Любопытно, однако, для нас, в той связи, в какой мы об этом говорим, другое. С каким бы восторгом мы ни повторяли вслед за Цветаевой «как это звучит!», мы ведь на самом-то деле вовсе тут не думаем о звуке. О смысле думаем, о силе этого смысла, укорененного в давних привычках мысли и речи, который отчетливо нам предстает в отдельно созерцаемом, слышимом нами слове. Звучит наша «верность», если в самом деле о звуке говорить, нисколько не хуже немецкой, но дружинного, феодального, рыцарского, прусского прошлого у нее нет; поэтому «Верность, как это звучит!» едва ли у нас кто-нибудь воскликнет. Но если звук тут не причем, отчего же тогда и по–русски, и по–немецки, и по–французски, и по–английски постоянно говорят об отдельных фразах или словах, что они «хорошо звучат»? Тут-то мы к интересному для нас пункту и подошли. Говорят потому, что путают звук со смыслом, или верней считают, что звук от смысла неотрывен, что качество смысла должно быть и его качеством. Считают? Мы действительно так думаем? В самом деле: приписываем звуку то, что с ним ничего общего не имеет? Как только нам такой вопрос поставят, мы это решительно станем отрицать. Принуждены будем, однако, признать, что слова ласкательные, ругательные, непристойные, священные гораздо менее ласкательно, ругательно, непристойно или священно звучат на чужом языке, чем на своем (священные, впрочем, еще более священно, если этот чужой или получужой язык применяется в богослужении).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Казалось, что грандиозное развитие науки, начавшееся в конце XIX и захватившее весь XX и начало XXI века, привело к утверждению автономии человека, в том числе от Бога. Мы всё можем, мы великие и сильные, мы в центре мира, человек в центре бытия! Кстати, в этом нет ничего нового: и в античности человек провозглашался центром бытия. Тогда и боги были как люди, со своими страстями, которые любили, гневались, интриговали друг против друга, но античное религиозное сознание ставило их в центр духовной жизни. Потом и в истории христианства наступил период возрождения античной культуры, так называемая эпоха Возрождения, и самой большой опасностью той эпохи было то, что человека снова поставили в центр бытия. Последующие идеологии бережно сохраняли центральное место человека во вселенной. «Человекэто звучит гордо!» Каждый, кто изучал творения Горького, помнит эти слова, которые школьники моего поколения заучивали наизусть. «Человекэто звучит гордо», и нет никакой другой силы, которая была бы в центре бытия. Антропоцентрическая цивилизация, которая поставила человека в центр, вытеснив Бога из жизни, сместив Его из центра на периферию бытия, совершила страшную ошибку. А почему? А потому что человекэто преходящее явление. У человека меняются вкусы, нравы, обычаи, убеждения, даже система нравственных ценностей, и в силу этой переменчивости не обеспечивается духовное преемство поколений, не обеспечивается целостность человеческой жизни. Потому что только Бог неизменяем, только в Боге абсолютная истина, в Нем абсолютная правда, и если Он в центре человеческого бытия, то задача человека заключается не в том, чтобы бороться с Богом и вытолкнуть Его из центра, но чтобы принять Его в свое сердце и в свой разум и через это стать новым человеком, живущим по Божиему закону, устрояющим жизнь по этому закону. Когда сегодня нам говорят о кризисе, мы должны помнить, что кризис — это перемена, и от нас зависит, будет ли это перемена к лучшему или к худшему. Если мы будем впадать в панику, терять человеческий образ, если даже эти сложные обстоятельства жизни не приведут нас к Богу, если мы в очередной раз потеряем шанс стать народом Божиим, тогда мы подпадаем под власть людей переменчивых, которые сегодня формулируют одни ценности, идеи, завтра — другие, и очень часто начинают подавлять ближних своих, чтобы только те ценности и идеи, которые они провозглашают, стали ценностями и идеями всех остальных.

http://patriarchia.ru/db/text/5618514.ht...

— Вызов пандемии. Помню Пасху 2020 года, то, как страшно прозвучали из Ваших уст слова «храм пуст». О чем Вы думали, когда впервые в жизни служили в такой обстановке? — Это один из самых трудных эпизодов в моей жизни. Когда я вышел из Царских врат и увидел огромное пространство Храма Христа Спасителя практически пустым, я пережил очень непростые минуты, и печать такого состояния легла на все Пасхальное празднование. От этого трудно было отрешиться, и единственное, что оставалось, — надежда на то, что тяжелое время не может продолжаться долго, что оно пройдет. — Почему с нами это произошло? «С нами» в данном случае — со всем миром, со всей планетой. Почему Господь такое попустил? — На Ваш вопрос, конечно, никто не ответит. Только Господь знает, почему это было попущено. Но мы можем порассуждать на эту тему, без претензий на то, что выражаем истину. Вот как развивалась цивилизация, особенно в XX веке, в начале XXI века? Постоянно присутствовал некий триумфализм: мы полетели в космос, еще раньше мы расщепили атом, мы создаем технологии, мы, мы, мы становимся сильными-сильными…А в центре этой идеологии человек, который становится таким сильным, автономным от Бога, — это практически реставрация язычества, ведь именно такой была философия язычников. Как писал Горький, «человекэто звучит гордо». А кто отец гордости? Сам диавол. И если «человекэто звучит гордо», если у человека нет смирения, нет способности критически относиться к самому себе, то он превращается в язычника. Но если вернуться к теме пандемии, то, может быть, Господь немножечко привел нас в чувства. Вы такие всемогущие, вы все умеете, все знаете, — вот вам дается опыт вашей слабости, вашей растерянности, вашей неспособности что-то сделать. Не думаю, что Господь будет долго испытывать нас, но придется пройти через какой-то период критического отношения, в первую очередь к современной высокотехнологической цивилизации, чтобы понять, что не всё мы можем решить одномоментно, что потребуется время, усилия и так далее. Я бы сказал, что это опыт самокритичного отношения к самим себе, и, может быть, в XXI веке стоит пройти через него, чтобы осознать свои ошибки и заблуждения — в первую очередь, в сфере оценки самих себя. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).

http://75.patriarchia.ru/db/text/5863267...

Да, христианство не скажет: «Человекэто звучит гордо», а будет вечно повторять слова псалма: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Да, христианство действительно призывает к смирению, а не к гордости, оно действительно говорит, что без Бога и веры человек жалок, беспомощен и одновременно страшен. В нем, в христианстве, нет того оптимизма, который утверждает: «Мы наш, мы новый мир построим!». Со стороны христиан делаются сейчас попытки засыпать ров, отделяющий христианство от неверия, и при этом отречься от христианского сострадания, милосердия и смирения во имя лозунга «Человекэто звучит гордо». Но в том-то и дело, что засыпать ров этот таким образом нельзя, ибо для христианства важнее всего не внешний успех человека, не завоевание пространства, не скорость самолетов и даже не материальное благополучие общества. Всего этого оно не отрицает, все это считает важным, но превыше всего ставит нравственную красоту и духовное совершенство человека или, точнее, отрицает всякую ценность за материальными достижениями человечества, если эти достижения препятствуют духовным его достижениям и нравственному росту. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ) – вот единственный вопрос, с которым Евангелие обращается к каждому из нас. Спор между христианством и материализмом – только об этом, и стержень христианства– в духовно-нравственном подходе ко всему на свете. И если с этой точки зрения вдуматься в те элементы христианства, которые кажутся столь чуждыми «современному» человеку (и которые уже упомянутый мною замечательный юноша назвал «костылями»), то они предстанут совсем в ином свете. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды» – нет, не о внешней помощи взывает эта мольба. Это мольба человека, который видит образ нравственного совершенства и высшей духовной красоты, знает, как далек он от этого образа, и потому взывает о помощи. Можно полететь на Луну, можно побить еще один мировой рекорд. Но как прибавить хоть немного любви и света в душе? Как полюбить человека? Как победить в себе зло, зависть, мелочность? Как не остаться равнодушным ни к одной детской слезинке, о которой говорил Иван Карамазов? Напрасно думают, что христианство вышло из вздоха боязни и беспомощности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Реабилитация трусости исходит, главным образом, от борцов за права человека. Это не естественная, а заказная кампания. Чтобы разрушить национальные государства и сделать людей неспособными к сопротивлению. Борьба за права человека, это и есть борьба за права трусости. Каждый человек и гражданин имеет право на трусость, так же, как и на жизнь. Эти борцы, то есть слабоумная молодежь, руководимая лисами и волками в овечьих шкурах, по всему миру строят центры толерантности. Смысл этих центров толерантности понятен. Кто к нам с мечом придёт, перед тем мы широко откроем двери. Трусость распространяется по всему миру вместе с коронавирусом, как эпидемия, чтобы зло не встречало никакого сопротивления на своем пути. Одним из способов реабилитации трусости является выхолащивание смысла священных слов: преданность, самопожертвование, верность долгу, благородство, героизм, честь, смелость. Но понятие «гордость» уже дискредитировано парадами гордости гомосексуалистов. Раньше со сцены читали: «Человекэто звучит гордо»; «Человекэто великолепно». Теперь делаются другие акценты. «Гомосексуалист – это звучит гордо», «Гей – это великолепно». Соедините грязь с чистотой, и вы получите грязь. Приближается время, когда на Красной площади в Москве вместо Парада Победы пройдет великий гей-парад гордости. Предотвратить это уже будет трудно, ибо «все мы люди и хотим жить». Эксперимент по строительству социализма в отдельно взятой стране оказался успешным. Это произошло потому, что границы были закрыты и граждане не могли покинуть страну. Удастся ли построить новый всемирный социализм на отдельно взятой планете? Ведь переехать на другую планету у людей пока нет возможности. Геннадий Николаевич Матюшов , писатель, философ, Москва Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 16. Ответ на 13, Василий Железный: Возможно вместе с обычным короновирусом идет отравление другими неизвестными веществами.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/06/sp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010