Антропоцентризм гуманизма: «человек – мера всех вещей» Главной ценностью нового времени, возродившего эвдемонический тип мировосприятия и языческое по сути (хотя и христианское по форме) отношение к жизни, является гуманизм. Гуманизм, признающий человека мерою всех вещей, антропоцентричен по своей сущности. Можно рассуждать об отличиях классического гуманизма ренессансного типа от позитивистского гуманизма эпохи Просвещения, прослеживать дальнейшую эволюцию идеи гуманизма в творениях великих ученых вплоть до настоящего времени, но главная суть его останется неизменной: в христианской терминологии – это первородный грех, то есть утверждение бытия на безбожной основе, эгоистическое стремление все отнести к себе и все определить собою. Если «человекэто звучит гордо», то мы должны признать, что сатана, возвысивший себя выше Бога и призвавший к тому же человека, звучит еще более гордо, и потому он может быть назван родоначальником гуманистов. «Христианский гуманизм» – теогуманизм Противопоставляя гуманизм христианству, необходимо заметить, что мы имеем в виду, конечно, не буквальное значение этого слова – просто как человеколюбие, а терминологическое – выражающее собой взгляд на окружающий мир сквозь призму именно человека, а не Бога. Поэтому мы, безусловно, принимаем необходимость, например, гуманного воспитания, признаем возможным говорить о христианском гуманизме как гуманизметеоцентрическом (хотя и считаем такие словосочетания не вполне удачными). Сербский святой XX века преподобный Иустин (Попович) , отрицая «гуманизм как смысл, как направление, как метод человеческого существа и существования», не отказался от употребления самого слова, но наполнил его христианским смыслом: «Любой гуманизм болезнен, ибо исходит из зараженного грехом человека: сам по себе он всегда причастен демонизму, дьяволизму, ибо нет человека, чье богообразие не было бы истлевшим страстьми. Исключение: Богочеловек – поэтому богочеловечность, теогуманизм – единственный путь в мужа совершенного, в меру полного возраста христова ( Еф.4:13 )… Только теогуманизм – истинный гуманизм. Только Богочеловек – настоящий человек. Без Бога человек – без головы» 7 .

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

Ведь родился маленький Христос Не в богатом именитом доме И лежал не в пышной колыбели, А в глухой пещере, на соломе. Ангелы, над ним склонившись, пели Татьяна Шорыгина. 1998. (отрывок из ст. « Рождество ») — Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно — сорок дней — в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке. Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество — это праздник предшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога — это идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека. В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся палки, кнута, розги хозяина – рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являемся как бы частью Его тела. А тело Божие – это Церковь и глава этого тела – сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху. А что такое свобода? Свобода – это осознанная необходимость не грешить. Свобода от греха – вот задача Рождественского поста. В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от любви. Если для гуманистов человек звучит гордо, то в Рождество Бог звучит смиренно. Бог подчинился любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын и как дочь, принять Его в свое сердце и обрадоваться бесконечной красоте этого смирения и самому стать как младенцем по злобе. Не по уму, а по злобе. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении. Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые особенно через экран монитора к нам впадают в сознание через компьютер. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на посторонние сайты.

http://pravmir.ru/svoboda-ot-grexa-zadac...

Архимандрит Тихон поделился своими планами — замыслом фильма о Православной Церкви времен 1920-30-х годов. В центре сюжета будут стоять святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Иосиф Сталин: две масштабные фигуры XX века, олицетворяющие две параллельные жизни в истории России — церковную жизнь и советскую действительность. По мнению отца Тихона, подобный феномен сосуществования двух миров необычайно интересен. Фильм задумывается как многосерийный и, может быть, игровой. Почему умирают молодые? У отца Тихона спрашивали об одном из героев книги «Несвятые святые» — об иеромонахе Рафаиле (Огородникове), любителе быстрой езды. Почему он, будучи прекрасным водителем, все же разбился на своей машине, почему Господь забрал его так рано? — Между Богом и человеком есть тайны, которые не постигнет никто,— ответил отец Тихон.— Мы почему-то считаем, что можем следовать школьному принципу «хочу все знать». Но не получится так — не будем мы знать всё, и надо с этим смириться. Мы слишком ограниченные и слабые существа. «Человекэто звучит гордо» — внушает нам наша культура. А культура православная говорит нам о том, что мы — великие создания Божии. Согласно церковному преданию и опыту отцов Церкви, человек умирает только в двух случаях. Первый — когда в глазах Божиих душа человека достигает своего духовного наполнения и предела, возможного ей, и тогда Господь исхищает ее из нашего мира. И с этим колоссальным потенциалом, максимальным в своей жизни, душа переносится в другой мир, где продолжается жизнь человеческой личности, человеческой души. Но есть и второй вариант — когда человек, несмотря ни на какие вразумления Божии, которые происходят и через людей, и через обстоятельства жизни, не изменяется, не приходит «в годность» для вечности. Бог видит, что уже ничего с человеком не произойдет, будет только бесконечная деградация,— и тогда Он пресекает эту жизнь. Мы можем лишь отчасти понимать и рассуждать о том, в каком состоянии человек пребывал. Но также можем надеяться и молиться. Вот я верю и молюсь, что отец Рафаил, несмотря на все его «хулиганство», страсть к машинам, именно в момент своей гибели в глазах Божиих достиг того, чего от него ждал Господь в земной жизни. «Проклятые» вопросы, или Бог есть Любовь

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Религия и политика: исторические приключения Но вернемся к идее разделения духовного и мирского. Провозвестники полной секуляризации и прогресса, жившие сто лет назад, были бы крайне разочарованы, глядя на современный нам мир. Публицист и богослов Александр Кырлежев объясняет это так: «Изгнание религии и “религиозного Бога” из политического управления жизнью — не что иное, как историческое приключение. Это попытка запретить людям допускать в свое политическое воображение религиозные образы и символы, заставить их политически верить только в “безрелигиозных богов”. Это, конечно, абсурдное требование, потому что поле символической реальности неделимо по существу. В конечном счете неважно, какие символы работают, — важно, какие “боги” эффективнее управляют политическим воображением: у них и власть». Не пустить религию в политику можно только в одном случае. Сказать, что в жизни общества место «бога» уже кем-то занято. Как это можно сделать? Назначить или сконструировать «своего бога». Этим «богом» может стать и человек вообще («человек — это звучит гордо»), а может и конкретный человек, который для некоторых «живее всех живых». Вам не кажется, что это уже было и плохо кончилось? И далее Кырлежев: «Нет никакого возврата, никакого реванша религии в так называемом современном мире. Религия всегда была — и всегда была самым тесным образом связана с политическим и с политикой Религиозное сознание включено в обширную сферу воображаемого (идей, убеждений, представлений, символов, образов…), и невозможно изгнать из этой сферы религиозное». Кому и зачем это нужно Если попытаться понять лидеров «Правого дела», то возникают три версии происходящего. Первая: вполне возможно, что Прохоров как эффективный менеджер критически оценивает результаты нынешней политики государства в отношении Церкви. Есть идеи, программы, законодательные инициативы, но в итоге все это половинчато, недоделано. Если в этой ситуации он склонен во всех проблемах винить саму Церковь и полностью оправдывать государство, то он не видит реального положения дел. Государственно-церковные отношения развиваются трудно, с каждым годом порождая новые противоречия и проблемы. Наибольшее сопротивление встречается на уровне чиновников среднего звена в различных министерствах и ведомствах. Думаю, опыт взаимодействия с властью у крупного бизнеса, к которому принадлежит Прохоров, очень схожий, но это же не повод отказаться от сотрудничества с государством. Если бизнес не ставит себе такие задачи, почему бизнесмены осуждают за это Церковь?

http://pravmir.ru/sergej-chapnin-duxovna...

Из зависти к той кротости, трудолюбию, любви к Богу, людям и молитве, которыми выделялся старец Захария, его даже покушались убить — монахи (это, правда, если называть монахами всех, кто носит рясу; для Церкви такие монахи — лже-монахи)! Услышал ли кто-нибудь от него, столько повидавшего и потерпевшего, хоть одну укоризну Церкви, хоть какой упрек ей? Вовсе нет. Даже наоборот именно старец Захария, когда закрывали Лавру, до последнего момента сопротивлялся выселению! Почему же он и многие другие церковные люди так поступали? Отчего не обижались, не уходили из Церкви, а напротив, готовы были пострадать, погибнуть за нее? Видимо потому, что за событиями внешней жизни они умели разглядеть нечто гораздо более важное. Нечто, что выше и существеннее, чем жизненные неприятности. Разглядеть глубинную, неподверженную осквернению суть — святость Церкви. Ведь оттого, что люди, среди которых — даже одевшие церковные одежды, поворачиваются спиной к своему Спасителю — Церковь не перестает быть спасительной для тех, кто этого спасения жаждет. И вывод получается простой — не надо брать пример с тех, кто отвернулся! Не надо все время смотреть в их сторону! Нужно уметь видеть главное, не отвлекаться от доброй цели. — Как же «не отвлекаться», как «не смотреть»?! — такая диалектика на практике чрезвычайно трудна для нас. Мы как раз любим найти кого-нибудь, кто «хуже» нас, чтобы себя оправдывать. Мы не понимаем, что ссылка на чей-то грех не является поводом, чтобы и нам грешить. С точки зрения веры — над нами властвует тяжелый грех — гордыня, уводящая нас на ложный путь. Гордыня проявляется по-разному. Либо как осуждение кого-либо, тыканье пальцем в чужие грехи — с неизбежным при этом самопревознесением. Либо как ложная любовь к человеку, в первую очередь, к себе самому, — когда мы призываем принимать нас «такими, какие мы есть», т. е. занимаемся банальным самооправданием. «Человекэто звучит гордо» — тезис, заводящий в самые сложные идейные и житейские тупики. Горделиво выставляя право человека на ПОЛНУЮ свободу, пропагандируя плюрализм как некую самоценность, мы, на практике, очень часто открываем дорогу самым разлагающим, губящим — иногда души, а иногда и тела людей — вещам.

http://foma.ru/era-nedoveriya-ili-mesto-...

И стар, и млад восстанавливали храм Божий. Все находились в одинаковом духовном состоянии: старые едва помнили, как креститься, может, знали несколько молитв, а молодежь была совершенно безграмотна, но жаждала знаний о Боге. - Ваш собор посвящен Владимирской иконе Божией Матери - чтимой святыне. 8 сентября Русская Православная Церковь празднует день Сретения этого образа, установленный в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. В этот же день шестьдесят четыре года назад, 8 сентября 1941 года вокруг нашего города сомкнулось кольцо вражеской блокады, произошло величайшее бедствие, унесшее около миллиона жизней. В чем вам видится духовный смысл такого совпадения? - Мне как священнику ясно, что ничего случайного в нашей истории нет. Наш народ допустил некую измену, совершил духовное прелюбодеяние, подменив истинные ценности ложными. Господь даровал нам свою историю, которой мы должны дорожить. В ней есть свои взлеты и падения, святость и греховность. Но народ поступился самым важным для жизни и спасения, легко поддавшись соблазну обмана. Помните, в то время, когда Моисей молился на Синае за своих сородичей, сами они уже успели позабыть про него, создали себе кумира и стали ему поклоняться? (Исход; 32, 1-20). Этот избранный народ, который должен жить только по указаниям Свыше, стал сам распоряжаться своей судьбой. Видимо, что-то подобное произошло и с русским народом. Наверное, мы должны были жить согласно предначертанному пути, но предпочли внешний, легковесный путь соблазна. Русский народ соблазнился позволению открытым образом грешить, услаждаться грехом, и через этот грех приписывать себе некие полномочия, вплоть до кумирства самому себе. Как сказал великий писатель: " Человек - это звучит гордо " , так и пошло, воспевали " слава труду " , " слава человеку " , но, увы, не " Слава Богу " . Вот эти наши измены и отступления, отход от своего предначертания, царского благословенного пути и повлекли за собой исторические бедствия, войну и все, что связано с ней.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

Перевод - Павел Тихомиров Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 63. «Этим людям не угодишь – они всегда будут против власти» Отсидит Квачков и в президенты как Нельсон. Когда еврей русский патриот это звучит гордо. Только его что-то раньше срока пиарить начали. Ну шмальнул из калаша по бронированной машине соседа, делов то. В спецназе и не тому учили... 62. Елена Л. Если Вы правдивый и честный человек (в чём Вы даёте право усомниться), то представтесь: Ф. И. О., пол, возраст, род занятий, семейное положение, вероисповедание, национальность. Я не собираюсь вести глупые диалоги с " чудом-юдом " . 61. Ответ на 60., Георгий : Но я думю, что о.Александр сделает выводы К сожалению, Вы сами их не сделали. Вы так ничего и не поняли. Вывод - даже будучи священником, нельзя безнаказанно оскорблять и клеветать на людей. 60. Ответ на 58., Елена Л.: Но я думю, что о.Александр сделает выводы К сожалению, Вы сами их не сделали. 59. Ответ на 40., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Прошу оградить меня от клеветы некой " Елены Л. " , которая неоднократно провоцирует на грех осуждения Священноначалия. Считаю, что лицо, вещающее под этим " ником " , - враг Русской Православной Церкви. Если редакция РНЛ не откликнется на мою просьбу, то буду вынужден обратиться к Священноначалию РПЦ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отец Александр, почему же Вы не ответили на мой комментарий к Вам? Чего так испугались, что сразу записали во враги? Вам обидно. Но Вас еще не обвиняли в том, в чем Квачков, которого Вы поддерживаете, обвинял нашего Патриарха. Ему не обидно? Да и нам обидно за нашего дорогого Пастыря. Редакция, наконец, подтвердила, что Вы истинно священник. Но я хочу Вам напомнить о том, как Вы, даже после подтверждения редакцией истинности личности монаха Саввы, не поверили ей и продолжали клеветать на него, обвиняя в различных преступлениях против Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/26/...

Казалось, что грандиозное развитие науки, начавшееся в конце XIX и захватившее весь XX и начало XXI века, привело к утверждению автономии человека, в том числе от Бога. Мы всё можем, мы великие и сильные, мы в центре мира, человек в центре бытия! Кстати, в этом нет ничего нового: и в античности человек провозглашался центром бытия. Тогда и боги были как люди, со своими страстями, которые любили, гневались, интриговали друг против друга, но античное религиозное сознание ставило их в центр духовной жизни. Потом и в истории христианства наступил период возрождения античной культуры, так называемая эпоха Возрождения, и самой большой опасностью той эпохи было то, что человека снова поставили в центр бытия. Последующие идеологии бережно сохраняли центральное место человека во вселенной. «Человекэто звучит гордо!» Каждый, кто изучал творения Горького, помнит эти слова, которые школьники моего поколения заучивали наизусть. «Человекэто звучит гордо», и нет никакой другой силы, которая была бы в центре бытия. Антропоцентрическая цивилизация, которая поставила человека в центр, вытеснив Бога из жизни, сместив Его из центра на периферию бытия, совершила страшную ошибку. А почему? А потому что человекэто преходящее явление. У человека меняются вкусы, нравы, обычаи, убеждения, даже система нравственных ценностей, и в силу этой переменчивости не обеспечивается духовное преемство поколений, не обеспечивается целостность человеческой жизни. Потому что только Бог неизменяем, только в Боге абсолютная истина, в Нем абсолютная правда, и если Он в центре человеческого бытия, то задача человека заключается не в том, чтобы бороться с Богом и вытолкнуть Его из центра, но чтобы принять Его в свое сердце и в свой разум и через это стать новым человеком, живущим по Божиему закону, устрояющим жизнь по этому закону. Когда сегодня нам говорят о кризисе, мы должны помнить, что кризис — это перемена, и от нас зависит, будет ли это перемена к лучшему или к худшему. Если мы будем впадать в панику, терять человеческий образ, если даже эти сложные обстоятельства жизни не приведут нас к Богу, если мы в очередной раз потеряем шанс стать народом Божиим, тогда мы подпадаем под власть людей переменчивых, которые сегодня формулируют одни ценности, идеи, завтра — другие, и очень часто начинают подавлять ближних своих, чтобы только те ценности и идеи, которые они провозглашают, стали ценностями и идеями всех остальных.

http://pravoslavie.ru/130055.html

С этого начинается самый тяжелый шаг, самый трудный шаг, но зато фундаментальный шаг. Заложим этот фундамент – сохраним семью. Не заложим этот фундамент – так и будем браниться, ругаться, выяснять отношения, а потом разбегаться, а потом оставлять детей сиротами. Потому что не может быть ребенок счастлив, если ему не хватает любой половинки. Это такое слово противное – социальные дети. Неполная семья, действительно, как страшно это звучит. Семья-то не может быть неполной, она всегда в полноте должна быть, в присутствии отца и мамы. К сожалению, неполная семья, неполнота эта чаще всего объясняется тем, что кто-тоне сумел потерпеть. Семья – это терпение, и терпение навсегда. Не то, что сегодня потерпел, завтра будет только так, хорошо – нет, такого не бывает. И завтра придется терпеть и послезавтра. Вы сами, батюшка, сказали: «Сколько живем, столько лет заново воспринимаем человека». Действительно, человек всегда меняется, всегда в этом изменении есть начало начал. Уметь понять – а понять, не потерпев, нельзя. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Вообще, терпение и священное писание уделяет этой добродетели именно фундаментальное такое место, потому что из терпения рождается смирение. А уже духовная жизнь есть смирение. Поэтому без терпения просто никакого смирения. Татьяна Воробьева: – Поэтому молчание – это и есть терпение. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Это, пожалуй, как начало. Татьяна Воробьева: – Начало, ступенька. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, это очень ценно, конечно. Я сейчас мысленно улетел в детство. Мой отец обладал этим даром – потерпеть. Некоторые люди, и, вообще, я считаю, то воспитание, которое, можно сказать, официально существует у нас в народе, в государстве – есть ряд штампов. «Не могу молчать» – знаете, так и звучит. «Человек – это звучит гордо!» Или еще такие всякие глупости. Или «человек произошел от обезьяны». Это все-таки втесалось, что совершенно в этом нет правды, это носит в себе разрушительный заряд. Ко мне, например, часто люди приходят, говорят: «А я вот не могу». Значит, он уже обречен, получается?

http://azbyka.ru/semya/beseda-o-seme/

Изложенные мысли не есть модерн, ни постмодерн, для которых смысла нет, красота относительна, истина иллюзорна и мораль корыстна. Модерн – это мировоззрение самоубийцы, а постмодерн – жизнь после жизни. А то, что скупо изложено выше, – средневековые мысли в их классическом понимании, которыми можно жить, пользуясь со спокойной совестью при этом ватерклозетом и летая на самолете в отпуск. Они – эти мысли – изложены поверхностно, так, как в хрестоматии пересказывается «Война и мир». Но, надеюсь, мы не соврали. Мое предложение заключается в том, чтобы пользоваться модерновым миром, как мебелью в гостинице, не отвергать предлагаемые им холодильники и бигуди, но в глубине сердца жить простыми средневековыми смыслами. Средневековые люди, поверьте, не скучные. Среди них есть, к примеру, Гоголь и Паскаль. Всё великое и красивое, чем можно гордиться, чем – к слову – и гордится человечество, задумалось и вымолилось именно в средневековых кельях и мастерских. Средневековое мировоззрение делает человека многомерным, загадочным и нравственно ответственным, тогда как современные мировоззрения делают его сыном случая или обезьяны, жилищем глистов и наконец – пищей червей. По пути из роддома в могилу современные мировоззрения развязывают руки «случайному человеку» и толкают его на всё что угодно, зане (шепчут они) отвечать за прожитое некому. «Я средневековый человек». Это звучит не смешно и не запоздало. Если вдуматься, то это звучит более гордо, чем глупый писк: я современный человек. Раз я живу в этом времени, то я по необходимости «современный человек». О чем тут спорить, и где здесь заслуга? Но выбор смыслов и нравственных приоритетов остается за мной, и в этом выборе я вовсе не хочу быть современным человеком. У меня есть варианты получше. Как вполне современный человек, я недавно приехал на метро к Боровицким воротам, постоял в современной очереди и совершенно современно за билет расплатился карточкой. Но как совершенно средневековый уже человек, я вошел в Кремль и молился у царского места, у гроба Ермогена и ходил среди княжеских гробов в Архангельском. Всё в храмах Кремля мне было близко как современнику их полнокровной жизни. Так, собственно, я стремлюсь поступать всегда: не спорю с действительностью, которая мигает рекламой и одевает меня в синтетику, но стараюсь думать и говорить исходя из того, что (смотри выше): Рай и Ад – реальности; за гробом продолжается жизнь; миры взаимопроникают и соперничают; Бог царствует нам миром полновластно и утаенно. Утаенно, то есть не для всех явно, ради нашей веры в Него. Праведный верою жив будет.

http://pravoslavie.ru/76244.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010