Антропоцентризм гуманизма: «человек – мера всех вещей» Главной ценностью нового времени, возродившего эвдемонический тип мировосприятия и языческое по сути (хотя и христианское по форме) отношение к жизни, является гуманизм. Гуманизм, признающий человека мерою всех вещей, антропоцентричен по своей сущности. Можно рассуждать об отличиях классического гуманизма ренессансного типа от позитивистского гуманизма эпохи Просвещения, прослеживать дальнейшую эволюцию идеи гуманизма в творениях великих ученых вплоть до настоящего времени, но главная суть его останется неизменной: в христианской терминологии – это первородный грех, то есть утверждение бытия на безбожной основе, эгоистическое стремление все отнести к себе и все определить собою. Если «человек – это звучит гордо», то мы должны признать, что сатана, возвысивший себя выше Бога и призвавший к тому же человека, звучит еще более гордо, и потому он может быть назван родоначальником гуманистов. «Христианский гуманизм» – теогуманизм Противопоставляя гуманизм христианству, необходимо заметить, что мы имеем в виду, конечно, не буквальное значение этого слова – просто как человеколюбие, а терминологическое – выражающее собой взгляд на окружающий мир сквозь призму именно человека, а не Бога. Поэтому мы, безусловно, принимаем необходимость, например, гуманного воспитания, признаем возможным говорить о христианском гуманизме как гуманизметеоцентрическом (хотя и считаем такие словосочетания не вполне удачными). Сербский святой XX века преподобный Иустин (Попович) , отрицая «гуманизм как смысл, как направление, как метод человеческого существа и существования», не отказался от употребления самого слова, но наполнил его христианским смыслом: «Любой гуманизм болезнен, ибо исходит из зараженного грехом человека: сам по себе он всегда причастен демонизму, дьяволизму, ибо нет человека, чье богообразие не было бы истлевшим страстьми. Исключение: Богочеловек – поэтому богочеловечность, теогуманизм – единственный путь в мужа совершенного, в меру полного возраста христова ( Еф.4:13 )… Только теогуманизм – истинный гуманизм. Только Богочеловек – настоящий человек. Без Бога человек – без головы» 7 . |
Ведь родился маленький Христос Не в богатом именитом доме И лежал не в пышной колыбели, А в глухой пещере, на соломе. Ангелы, над ним склонившись, пели Татьяна Шорыгина. 1998. (отрывок из ст. « Рождество ») — Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно — сорок дней — в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке. Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество — это праздник предшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога — это идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека. В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся палки, кнута, розги хозяина – рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являемся как бы частью Его тела. А тело Божие – это Церковь и глава этого тела – сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху. А что такое свобода? Свобода – это осознанная необходимость не грешить. Свобода от греха – вот задача Рождественского поста. В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от любви. Если для гуманистов человек звучит гордо, то в Рождество Бог звучит смиренно. Бог подчинился любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын и как дочь, принять Его в свое сердце и обрадоваться бесконечной красоте этого смирения и самому стать как младенцем по злобе. Не по уму, а по злобе. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении. Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые особенно через экран монитора к нам впадают в сознание через компьютер. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на посторонние сайты. |
Архимандрит Тихон поделился своими планами — замыслом фильма о Православной Церкви времен 1920-30-х годов. В центре сюжета будут стоять святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Иосиф Сталин: две масштабные фигуры XX века, олицетворяющие две параллельные жизни в истории России — церковную жизнь и советскую действительность. По мнению отца Тихона, подобный феномен сосуществования двух миров необычайно интересен. Фильм задумывается как многосерийный и, может быть, игровой. Почему умирают молодые? У отца Тихона спрашивали об одном из героев книги «Несвятые святые» — об иеромонахе Рафаиле (Огородникове), любителе быстрой езды. Почему он, будучи прекрасным водителем, все же разбился на своей машине, почему Господь забрал его так рано? — Между Богом и человеком есть тайны, которые не постигнет никто,— ответил отец Тихон.— Мы почему-то считаем, что можем следовать школьному принципу «хочу все знать». Но не получится так — не будем мы знать всё, и надо с этим смириться. Мы слишком ограниченные и слабые существа. «Человек — это звучит гордо» — внушает нам наша культура. А культура православная говорит нам о том, что мы — великие создания Божии. Согласно церковному преданию и опыту отцов Церкви, человек умирает только в двух случаях. Первый — когда в глазах Божиих душа человека достигает своего духовного наполнения и предела, возможного ей, и тогда Господь исхищает ее из нашего мира. И с этим колоссальным потенциалом, максимальным в своей жизни, душа переносится в другой мир, где продолжается жизнь человеческой личности, человеческой души. Но есть и второй вариант — когда человек, несмотря ни на какие вразумления Божии, которые происходят и через людей, и через обстоятельства жизни, не изменяется, не приходит «в годность» для вечности. Бог видит, что уже ничего с человеком не произойдет, будет только бесконечная деградация,— и тогда Он пресекает эту жизнь. Мы можем лишь отчасти понимать и рассуждать о том, в каком состоянии человек пребывал. Но также можем надеяться и молиться. Вот я верю и молюсь, что отец Рафаил, несмотря на все его «хулиганство», страсть к машинам, именно в момент своей гибели в глазах Божиих достиг того, чего от него ждал Господь в земной жизни. «Проклятые» вопросы, или Бог есть Любовь |
Религия и политика: исторические приключения Но вернемся к идее разделения духовного и мирского. Провозвестники полной секуляризации и прогресса, жившие сто лет назад, были бы крайне разочарованы, глядя на современный нам мир. Публицист и богослов Александр Кырлежев объясняет это так: «Изгнание религии и “религиозного Бога” из политического управления жизнью — не что иное, как историческое приключение. Это попытка запретить людям допускать в свое политическое воображение религиозные образы и символы, заставить их политически верить только в “безрелигиозных богов”. Это, конечно, абсурдное требование, потому что поле символической реальности неделимо по существу. В конечном счете неважно, какие символы работают, — важно, какие “боги” эффективнее управляют политическим воображением: у них и власть». Не пустить религию в политику можно только в одном случае. Сказать, что в жизни общества место «бога» уже кем-то занято. Как это можно сделать? Назначить или сконструировать «своего бога». Этим «богом» может стать и человек вообще («человек — это звучит гордо»), а может и конкретный человек, который для некоторых «живее всех живых». Вам не кажется, что это уже было и плохо кончилось? И далее Кырлежев: «Нет никакого возврата, никакого реванша религии в так называемом современном мире. Религия всегда была — и всегда была самым тесным образом связана с политическим и с политикой Религиозное сознание включено в обширную сферу воображаемого (идей, убеждений, представлений, символов, образов…), и невозможно изгнать из этой сферы религиозное». Кому и зачем это нужно Если попытаться понять лидеров «Правого дела», то возникают три версии происходящего. Первая: вполне возможно, что Прохоров как эффективный менеджер критически оценивает результаты нынешней политики государства в отношении Церкви. Есть идеи, программы, законодательные инициативы, но в итоге все это половинчато, недоделано. Если в этой ситуации он склонен во всех проблемах винить саму Церковь и полностью оправдывать государство, то он не видит реального положения дел. Государственно-церковные отношения развиваются трудно, с каждым годом порождая новые противоречия и проблемы. Наибольшее сопротивление встречается на уровне чиновников среднего звена в различных министерствах и ведомствах. Думаю, опыт взаимодействия с властью у крупного бизнеса, к которому принадлежит Прохоров, очень схожий, но это же не повод отказаться от сотрудничества с государством. Если бизнес не ставит себе такие задачи, почему бизнесмены осуждают за это Церковь? |
Из зависти к той кротости, трудолюбию, любви к Богу, людям и молитве, которыми выделялся старец Захария, его даже покушались убить — монахи (это, правда, если называть монахами всех, кто носит рясу; для Церкви такие монахи — лже-монахи)! Услышал ли кто-нибудь от него, столько повидавшего и потерпевшего, хоть одну укоризну Церкви, хоть какой упрек ей? Вовсе нет. Даже наоборот именно старец Захария, когда закрывали Лавру, до последнего момента сопротивлялся выселению! Почему же он и многие другие церковные люди так поступали? Отчего не обижались, не уходили из Церкви, а напротив, готовы были пострадать, погибнуть за нее? Видимо потому, что за событиями внешней жизни они умели разглядеть нечто гораздо более важное. Нечто, что выше и существеннее, чем жизненные неприятности. Разглядеть глубинную, неподверженную осквернению суть — святость Церкви. Ведь оттого, что люди, среди которых — даже одевшие церковные одежды, поворачиваются спиной к своему Спасителю — Церковь не перестает быть спасительной для тех, кто этого спасения жаждет. И вывод получается простой — не надо брать пример с тех, кто отвернулся! Не надо все время смотреть в их сторону! Нужно уметь видеть главное, не отвлекаться от доброй цели. — Как же «не отвлекаться», как «не смотреть»?! — такая диалектика на практике чрезвычайно трудна для нас. Мы как раз любим найти кого-нибудь, кто «хуже» нас, чтобы себя оправдывать. Мы не понимаем, что ссылка на чей-то грех не является поводом, чтобы и нам грешить. С точки зрения веры — над нами властвует тяжелый грех — гордыня, уводящая нас на ложный путь. Гордыня проявляется по-разному. Либо как осуждение кого-либо, тыканье пальцем в чужие грехи — с неизбежным при этом самопревознесением. Либо как ложная любовь к человеку, в первую очередь, к себе самому, — когда мы призываем принимать нас «такими, какие мы есть», т. е. занимаемся банальным самооправданием. «Человек — это звучит гордо» — тезис, заводящий в самые сложные идейные и житейские тупики. Горделиво выставляя право человека на ПОЛНУЮ свободу, пропагандируя плюрализм как некую самоценность, мы, на практике, очень часто открываем дорогу самым разлагающим, губящим — иногда души, а иногда и тела людей — вещам. |
И стар, и млад восстанавливали храм Божий. Все находились в одинаковом духовном состоянии: старые едва помнили, как креститься, может, знали несколько молитв, а молодежь была совершенно безграмотна, но жаждала знаний о Боге. - Ваш собор посвящен Владимирской иконе Божией Матери - чтимой святыне. 8 сентября Русская Православная Церковь празднует день Сретения этого образа, установленный в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. В этот же день шестьдесят четыре года назад, 8 сентября 1941 года вокруг нашего города сомкнулось кольцо вражеской блокады, произошло величайшее бедствие, унесшее около миллиона жизней. В чем вам видится духовный смысл такого совпадения? - Мне как священнику ясно, что ничего случайного в нашей истории нет. Наш народ допустил некую измену, совершил духовное прелюбодеяние, подменив истинные ценности ложными. Господь даровал нам свою историю, которой мы должны дорожить. В ней есть свои взлеты и падения, святость и греховность. Но народ поступился самым важным для жизни и спасения, легко поддавшись соблазну обмана. Помните, в то время, когда Моисей молился на Синае за своих сородичей, сами они уже успели позабыть про него, создали себе кумира и стали ему поклоняться? (Исход; 32, 1-20). Этот избранный народ, который должен жить только по указаниям Свыше, стал сам распоряжаться своей судьбой. Видимо, что-то подобное произошло и с русским народом. Наверное, мы должны были жить согласно предначертанному пути, но предпочли внешний, легковесный путь соблазна. Русский народ соблазнился позволению открытым образом грешить, услаждаться грехом, и через этот грех приписывать себе некие полномочия, вплоть до кумирства самому себе. Как сказал великий писатель: " Человек - это звучит гордо " , так и пошло, воспевали " слава труду " , " слава человеку " , но, увы, не " Слава Богу " . Вот эти наши измены и отступления, отход от своего предначертания, царского благословенного пути и повлекли за собой исторические бедствия, войну и все, что связано с ней. |
Перевод - Павел Тихомиров Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 63. «Этим людям не угодишь – они всегда будут против власти» Отсидит Квачков и в президенты как Нельсон. Когда еврей русский патриот это звучит гордо. Только его что-то раньше срока пиарить начали. Ну шмальнул из калаша по бронированной машине соседа, делов то. В спецназе и не тому учили... 62. Елена Л. Если Вы правдивый и честный человек (в чём Вы даёте право усомниться), то представтесь: Ф. И. О., пол, возраст, род занятий, семейное положение, вероисповедание, национальность. Я не собираюсь вести глупые диалоги с " чудом-юдом " . 61. Ответ на 60., Георгий : Но я думю, что о.Александр сделает выводы К сожалению, Вы сами их не сделали. Вы так ничего и не поняли. Вывод - даже будучи священником, нельзя безнаказанно оскорблять и клеветать на людей. 60. Ответ на 58., Елена Л.: Но я думю, что о.Александр сделает выводы К сожалению, Вы сами их не сделали. 59. Ответ на 40., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Прошу оградить меня от клеветы некой " Елены Л. " , которая неоднократно провоцирует на грех осуждения Священноначалия. Считаю, что лицо, вещающее под этим " ником " , - враг Русской Православной Церкви. Если редакция РНЛ не откликнется на мою просьбу, то буду вынужден обратиться к Священноначалию РПЦ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отец Александр, почему же Вы не ответили на мой комментарий к Вам? Чего так испугались, что сразу записали во враги? Вам обидно. Но Вас еще не обвиняли в том, в чем Квачков, которого Вы поддерживаете, обвинял нашего Патриарха. Ему не обидно? Да и нам обидно за нашего дорогого Пастыря. Редакция, наконец, подтвердила, что Вы истинно священник. Но я хочу Вам напомнить о том, как Вы, даже после подтверждения редакцией истинности личности монаха Саввы, не поверили ей и продолжали клеветать на него, обвиняя в различных преступлениях против Церкви. |
Казалось, что грандиозное развитие науки, начавшееся в конце XIX и захватившее весь XX и начало XXI века, привело к утверждению автономии человека, в том числе от Бога. Мы всё можем, мы великие и сильные, мы в центре мира, человек в центре бытия! Кстати, в этом нет ничего нового: и в античности человек провозглашался центром бытия. Тогда и боги были как люди, со своими страстями, которые любили, гневались, интриговали друг против друга, но античное религиозное сознание ставило их в центр духовной жизни. Потом и в истории христианства наступил период возрождения античной культуры, так называемая эпоха Возрождения, и самой большой опасностью той эпохи было то, что человека снова поставили в центр бытия. Последующие идеологии бережно сохраняли центральное место человека во вселенной. «Человек — это звучит гордо!» Каждый, кто изучал творения Горького, помнит эти слова, которые школьники моего поколения заучивали наизусть. «Человек — это звучит гордо», и нет никакой другой силы, которая была бы в центре бытия. Антропоцентрическая цивилизация, которая поставила человека в центр, вытеснив Бога из жизни, сместив Его из центра на периферию бытия, совершила страшную ошибку. А почему? А потому что человек — это преходящее явление. У человека меняются вкусы, нравы, обычаи, убеждения, даже система нравственных ценностей, и в силу этой переменчивости не обеспечивается духовное преемство поколений, не обеспечивается целостность человеческой жизни. Потому что только Бог неизменяем, только в Боге абсолютная истина, в Нем абсолютная правда, и если Он в центре человеческого бытия, то задача человека заключается не в том, чтобы бороться с Богом и вытолкнуть Его из центра, но чтобы принять Его в свое сердце и в свой разум и через это стать новым человеком, живущим по Божиему закону, устрояющим жизнь по этому закону. Когда сегодня нам говорят о кризисе, мы должны помнить, что кризис — это перемена, и от нас зависит, будет ли это перемена к лучшему или к худшему. Если мы будем впадать в панику, терять человеческий образ, если даже эти сложные обстоятельства жизни не приведут нас к Богу, если мы в очередной раз потеряем шанс стать народом Божиим, тогда мы подпадаем под власть людей переменчивых, которые сегодня формулируют одни ценности, идеи, завтра — другие, и очень часто начинают подавлять ближних своих, чтобы только те ценности и идеи, которые они провозглашают, стали ценностями и идеями всех остальных. |
С этого начинается самый тяжелый шаг, самый трудный шаг, но зато фундаментальный шаг. Заложим этот фундамент – сохраним семью. Не заложим этот фундамент – так и будем браниться, ругаться, выяснять отношения, а потом разбегаться, а потом оставлять детей сиротами. Потому что не может быть ребенок счастлив, если ему не хватает любой половинки. Это такое слово противное – социальные дети. Неполная семья, действительно, как страшно это звучит. Семья-то не может быть неполной, она всегда в полноте должна быть, в присутствии отца и мамы. К сожалению, неполная семья, неполнота эта чаще всего объясняется тем, что кто-тоне сумел потерпеть. Семья – это терпение, и терпение навсегда. Не то, что сегодня потерпел, завтра будет только так, хорошо – нет, такого не бывает. И завтра придется терпеть и послезавтра. Вы сами, батюшка, сказали: «Сколько живем, столько лет заново воспринимаем человека». Действительно, человек всегда меняется, всегда в этом изменении есть начало начал. Уметь понять – а понять, не потерпев, нельзя. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Вообще, терпение и священное писание уделяет этой добродетели именно фундаментальное такое место, потому что из терпения рождается смирение. А уже духовная жизнь есть смирение. Поэтому без терпения просто никакого смирения. Татьяна Воробьева: – Поэтому молчание – это и есть терпение. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Это, пожалуй, как начало. Татьяна Воробьева: – Начало, ступенька. Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, это очень ценно, конечно. Я сейчас мысленно улетел в детство. Мой отец обладал этим даром – потерпеть. Некоторые люди, и, вообще, я считаю, то воспитание, которое, можно сказать, официально существует у нас в народе, в государстве – есть ряд штампов. «Не могу молчать» – знаете, так и звучит. «Человек – это звучит гордо!» Или еще такие всякие глупости. Или «человек произошел от обезьяны». Это все-таки втесалось, что совершенно в этом нет правды, это носит в себе разрушительный заряд. Ко мне, например, часто люди приходят, говорят: «А я вот не могу». Значит, он уже обречен, получается? |
Изложенные мысли не есть модерн, ни постмодерн, для которых смысла нет, красота относительна, истина иллюзорна и мораль корыстна. Модерн – это мировоззрение самоубийцы, а постмодерн – жизнь после жизни. А то, что скупо изложено выше, – средневековые мысли в их классическом понимании, которыми можно жить, пользуясь со спокойной совестью при этом ватерклозетом и летая на самолете в отпуск. Они – эти мысли – изложены поверхностно, так, как в хрестоматии пересказывается «Война и мир». Но, надеюсь, мы не соврали. Мое предложение заключается в том, чтобы пользоваться модерновым миром, как мебелью в гостинице, не отвергать предлагаемые им холодильники и бигуди, но в глубине сердца жить простыми средневековыми смыслами. Средневековые люди, поверьте, не скучные. Среди них есть, к примеру, Гоголь и Паскаль. Всё великое и красивое, чем можно гордиться, чем – к слову – и гордится человечество, задумалось и вымолилось именно в средневековых кельях и мастерских. Средневековое мировоззрение делает человека многомерным, загадочным и нравственно ответственным, тогда как современные мировоззрения делают его сыном случая или обезьяны, жилищем глистов и наконец – пищей червей. По пути из роддома в могилу современные мировоззрения развязывают руки «случайному человеку» и толкают его на всё что угодно, зане (шепчут они) отвечать за прожитое некому. «Я средневековый человек». Это звучит не смешно и не запоздало. Если вдуматься, то это звучит более гордо, чем глупый писк: я современный человек. Раз я живу в этом времени, то я по необходимости «современный человек». О чем тут спорить, и где здесь заслуга? Но выбор смыслов и нравственных приоритетов остается за мной, и в этом выборе я вовсе не хочу быть современным человеком. У меня есть варианты получше. Как вполне современный человек, я недавно приехал на метро к Боровицким воротам, постоял в современной очереди и совершенно современно за билет расплатился карточкой. Но как совершенно средневековый уже человек, я вошел в Кремль и молился у царского места, у гроба Ермогена и ходил среди княжеских гробов в Архангельском. Всё в храмах Кремля мне было близко как современнику их полнокровной жизни. Так, собственно, я стремлюсь поступать всегда: не спорю с действительностью, которая мигает рекламой и одевает меня в синтетику, но стараюсь думать и говорить исходя из того, что (смотри выше): Рай и Ад – реальности; за гробом продолжается жизнь; миры взаимопроникают и соперничают; Бог царствует нам миром полновластно и утаенно. Утаенно, то есть не для всех явно, ради нашей веры в Него. Праведный верою жив будет. |
| |