Иные видят в Иофоре все-таки идолопоклонческого жреца, так при. Ефрем Сирин говорит о Сепфоре, дочери Рагуила-Иофора: «Как дочь священника, воспитанная мясами жертв, привыкла она к почитанию многих богов. И не дозволила ему [Моисею. – Г.Ф.] обрезать обоих сынов, и не отказала в обоих; уступила одного, чтобы на нем совершилось обрезание Авраамово [ради Моисея. – Г.Ф.], и отказала в другом, чтобы в нем продолжалось необрезание дома отца ея» Толк, на Исх., с. 346]. Итак, по прп. Ефрему Сирину , Иофор – языческий жрец. Но оба мнения могут быть и соединены. Так Агада передает предание, согласно которому Иофор был сначала языческим жрецом, а потом обратился к Богу Единому и Истинному. Агада: «Иофор был язычником и служил жрецом при капище. Незадолго до прихода Моисея, сознав ничтожество идолов, он порешил сложить с себя жреческий сан, удалиться от капища и обратиться к служению Истинному Богу... Отказ от жреческого сана был неслыханным делом в те времена, и возмущенные поступком Иофора сограждане объявили его отступником и предали строжайшему отлучению: никто не должен был исполнять для него никакой работы и вообще приходить с ним в малейшее общение. В числе других ушли от него и пастухи, пасшие его овец. Дочерям его, которых было семеро, пришлось самим ходить за стадами. Но пастухи отгоняли их от колодца и не давали наполнять корыта, чтобы напоить овец. При одном из таких случаев появился Моисей, заступился за них, начерпал воды и напоил овец их» с. 52, Шемот-Раба, 1]. Свидетельству Агады вполне соответствует свидетельство Св. Писания. Сначала оно называет Иофора священником Мадиамским ( Исх. 2,16; 3,1; 18:1 ). И скорее всего таковым мог быть назван языческий жрец мадиамитян. Потом он обращается к Богу Истинному. Иофор с радостью встретил в пустыне израильтян, избавившихся от египетского рабства. И сказал Иофор: благословен Ягве, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; ныне узнал я, что Ягве велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над (Израильтянами).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: Ты освободил нашу природу, Ты освятил девственную утробу Рождеством Твоим, и вся тварь воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – Бог наш, на земле явился и жил с людьми. Ты Иорданские струи освятил, послав с неба Святого Духа». И потому что Он пришел, потому что Он спас мир и Своим явлением навсегда освятил его, Его сила живет в мире. Он дал ее Церкви, в ней Он продолжает Сам все освящать и наполнять Собой. И потому – Сам, «Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа, и освяти воду сию». «И дай ей благодать искупления (то есть дай через нее получить плоды искупления), благословение Иорданово, сделай ее источником бессмертия, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, гибелью демонов, наполни ее ангельской крепостью и да бегут от нее все замышляющие против Твоего создания, ибо я призвал имя Твое, Господи, дивное и славное и страшное сопротивным...». И, три раза перекрестив воду, погружая в нее руку и дунув на нее, священник продолжает: «Да сокрушатся под образом креста Твоего все сопротивные силы». Как сначала читались «запрещения» над самим оглашенным, так теперь читаются они и над водой: творение Божие – мир – едино в своей жизни; через человека, призванного быть его хозяином, он весь пал и «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:19–22 ). Спасение человека означает воссоздание в нем и через него и мира. Мир есть дом человека, и Христос Своим сошествием в Иордан, то есть в материю, уготовил новый, очищенный, освобожденный мир, воссоединенный с Богом, чтобы в нем жил и им питался и его возделывал в своей новой жизни спасенный человек. И, освободив воду, священник еще и еще молится, чтобы Бог соделал ее «водой искупления, водой освящения, очищением тела и духа, освобождением от цепей, оставлением прегрешений, просвещением души, баней новой жизни, обновлением духа, дарованием усыновления, одеждой нетления, источником жизни. Ибо Ты сказал: омойтесь и будете чистыми, отложите лукавство от душ ваших. Ты даровал нам свыше новое рождение водою и Духом. Явись, Господи, и на этой воде и дай претвориться (то есть измениться, стать новым творением) погружаемому в ней, чтобы он отложил ветхого человека... и оделся в нового, обновляемого по образу Того, Кто его создал. Чтобы он быв сраслен (соединен, привит) подобию смерти Твоей крещением, был бы и общником воскресения, и, сохранив дар Святого Духа Твоего и возрастив залог благодати, он принял почесть высшего звания и присоединился бы к перворожденным, записанным на небе...». Помазание воды маслом

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

История человекосообразна лишь в том смысле, что она дает простор человеческой активности и телеологии, и в этом смысле история   65.248           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 222   делается людьми, точнее сказать, при их участии, которое становится, таким образом, космическим фактором, входит в общий космический миропорядок. Но при этом и личная воля отдельного лица, и совокупное творчество человечества находят внешнюю границу в объективно детерминированном, по существу своему таинственном и иррациональном ходе вещей. " В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам… или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и победила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам " (Лк. 13, 1 – 4). И когда Тот, Который по Божественному естеству есть Логос мира, в человеческой муке гефсиманского истощания как человек, как индивидуальность, следовательно, как  частьвсего молился об избавлении от чаши, то, противопоставляя свою частную человеческую волю благой, универсальной и непостижимой для обособляющегося сознания воле Отца, прибавляет: " Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет " (Лк.   22,   42). Человеческая воля и   65.249           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 223   божественная несоизмеримы как целое и обособляющаяся часть, ставящая себя в качестве целого. А потому и пути человечески предначертываемой истории и пути руководимой Высшею Силою эсхатологии не тождественны. Другими словами, хилиазм и эсхатология не адекватны и не соизмеримы, принадлежат к разным религиозно–метафизическим плоскостям (потому так резко и подчеркивается в Евангелиях видимая независимость одного от другого: " день тот " придет, когда никто не ожидает, когда все чувствуют себя особенно обеспеченно и спокойно занимаются обыденными делами, женятся, покупают, как во дни Ноевы…). Иудейская апокалиптика, напротив, фактически признала эту соизмеримость, и хилиазм включила в подробности эсхатологии. Но тогда оказалась возможность и даже необходимость мыслить цели исторические, или хилиастические достижимыми средствами эсхатологическими, т. е. при участии сверхчеловеческих сил, kakdeus ex machina, и эсхатологические образы стали наполняться человеческим, слишком человеческим содержанием. Появилось напряженное и роковое для Иудеи ожидание исторического чуда, сверхъестественной помощи для целей политических, национальных, экономических. На

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его, ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:9–21 ). Мы намеренно выписали так много из слов св. апостола Павла. Вникни в них и уразумей, как завещает апостол быть христианину настроенным. Любовь со смирением должны наполнять его душу; а с любовью вздумаешь ли мстить недругу? Не пожалеешь ли несчастного, который попал в сети врага и собирает себе гнев Божий из своих злых деяний? Пожалеешь, и благо сотворишь врагу, а сим и в нем гнев утишишь. Огонь не тушат маслом. Зло не одолеешь злом. Тебя, например, обидел кто-нибудь словом. Ты, оскорбленный, сам ответишь ему оскорблением. Противник твой не пожелает остаться в долгу у тебя, а предпочтет причинить тебе большее зло. Ты соберешься пересилить его, вот и пойдет зло разрастаться. Так-то от слов бранных переходят к драке и убийству. А лучше бы было, если бы терпеливо и без гнева перенес ты бранное слово злого человека. У него не было бы повода усиливать зло. Тогда оно ведь и не разрослось бы до размера драки, побоев и убийства. Видя твое незлобие, обидевший тебя устыдится своей злобы и сам станет просить у тебя прощения. Ты простишь от сердца, и приобретешь себе особенное Божие благоволение. Знаешь ведь, что сказано: блажени миротворцы: яко сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). Как велико и славно это звание сына Божия, и как легко его заслужить! Сам не подавай повода к ссоре ни словом, ни делом. Обидевшему тебя прости, а не отплати злом; увидишь ссорящихся, постарайся примирить их; если не можешь сего сделать, помолись за них Богу. Вот поистине дело, достойное христианина. Чадо Христово подражает своему Господу. Ведь и Сам Сын Божий, наш Спаситель, Господь Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы примирить род человеческий с Богом. Это было главным делом Его; так служи же и ты, споспешествуй тому делу, которое совершил Иисус Христос. Мир Он принес на землю. Слава в вышних Богу и на земли мир, пели ангелы Божии, возвещая пастырям радостную весть о рождении Спасителя ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Итак, ситуация гонений, и сам Иоанн, автор этой книги. Церковь отождествила его с Иоанном Богословом, но в тексте повествования он просто о себе говорит как о рабе Божьем Иоанне. Итак, как открывается эта книга: Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну . Итак, события этой книги должны развернуться вскоре. Когда это — вскоре? Для Бога всякое время близко: может быть, это произойдет в самое ближайшее время, для кого-то это может быть в течение жизни, может быть, это увидят наши внуки и правнуки, но готовыми нужно быть уже сейчас. Свойство этой книги — что то, что описано, может сбываться несколько раз как любое пророчество. Мы смотрим на гонения: это могут быть и гонения Домициана, это могут быть и гонения Юлиана Отступника, это могут быть и гонения в советское время, это могут быть будущие гонения перед наступлением последних событий. Иоанн говорит о том, что, вот то, что он получил: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. То есть когда мы обращаемся к этой книге, мы получаем блаженство, получаем благословение от Бога, и радость, и счастье — это то, что должно нас наполнять: не страх, не ужас, как некоторые воспринимают Апокалипсис, а действительно радость и благословение. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии Вот это адресат этой книги: книга написана не вообще кому-то, не внешним людям, она написана именно верующим, которые, по-видимому, не просто знакомы, но находятся под духовным попечением Иоанна, находящегося в заключении. И вот он не может с ними говорить лицом к лицу, но обращается к ним и предлагает им свое письмо. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа Он говорит о том, что люди, которые сейчас переживают гонения, люди, которые сейчас могут страдать и сомневаться в вере, особенно в свете того, что их духовный учитель находится в заключении, — это люди, которые предназначены к Царству, это люди, которые предназначены к тому, чтобы вместе с Господом наследовать эту землю, и для них действительно один Царь — только это Христос, а все остальные, можно сказать, — это узурпаторы.

http://blog.predanie.ru/article/i-byl-ya...

«Как будет проходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства, – говорит святой Григорий Нисский . – Но, как прежний мир возник из воды и от нее получил свое бытие, так новый мир восстанет из огня и чрез него получит свое пакибытие». «Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда» ( 2Пет. 3:5–7 ). Прообразом этого может служить старое водное крещение Иоанна Предтечи и новое крещение огнем и духом Иисуса Христа, Бога-Слова. «Огонь во всякой вещи, под землею и в облаках, огонь поэтому является символом не только разрушения и уничтожения, но и очищения и освящения. Из мирового пожара, по очищении, из гари возникнет небо и новая земля». «Посему говорится не о бытии тварей, но о перемене к лучшему» ( Андрей Кесарийский ). Блаженный Августин пишет так: «В мировом пожаре уничтожаются совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, а самая субстанция получит такие свойства, которые через удивительные изменения окажутся соответствующими бессмертным телам, так что мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и по плоти». Блаженный Феофилакт: «Бог однажды создал вещество, и что было необходимо для здешней лишь жизни, и для тамошней бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ и дозволит наполнять другой, нетленный мир». Мысль о том, что мир будет уничтожен, отвергнута на V Вселенском соборе как еретическая. О новом небе и новой земле так писал еще святой пророк Исайя: «Ибо вот, Я (Бог) творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце... Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь» ( Ис. 65:17; 66:22 ). И апостол Петр, описав гибель грешного мира в огне Страшного суда, говорит: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как видим, слова Господа о вечном мучении непокорных Евангелию для святителя Иннокентия, в отличие от Осипова, являются не средством воспитания «нерадивых», но непреложной истиной. «Истощание адова царствия» вовсе не означает для святителя упразднение вечных мук. Об этом же он говорит и в другой своей проповеди на Великую Субботу: «Ибо где смерть потеряла жало свое, как не в гробе Господа, и когда ад проиграл победу, как не во время смерти Его? …Поэтому на гробе Господа Ангел мог возгласить и начертать: Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа?  ( Ос.13:14 ). Но Ангел, братья, а не мы! – Смерть и без жала для нас еще столь сильна, что вследствие грехов наших низводит каждого из нас во гроб. Ад и с разрушенными стенами и с упраздненными вратами еще продолжает снова наполняться теми, которые, оставив царский тесный путь креста, ведущий в рай, идут всю жизнь путем широким, которого последние зрят во дно адово. Итак, для Господа время, а для нас, братья, рано, рано еще воспевать от своего лица песнь победы над смертью, рано вызывать против себя на сражение ад. Поспешим лучше в молчании удалиться от этих врагов, истреблять в себе все тленное, не могущее наследовать Царствия Божия, изгонять из себя все адское, неспособное быть в раю. А когда при помощи веры и благодати пройдем безопасно сенью смертною, когда увидим, как ад и смерть ввержены будут в озеро огненное ( Откр.20:14 ), тогда в честь Спасителя нашего вместе со всеми святыми не преминем воскликнуть: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 )». Вот, оказывается, о какой последней смерти ада, о каком его ниспровержении восклицал пророк! Он созерцал не столько сошествие Христа во ад, сколько то будущее ввержение ада и смерти в озеро огненное, которое совершится при последнем Великом суде. «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

Технический христианин Это словосочетание пару месяцев назад обронил в моем блоге один незнакомый мне человек. Я его спросил, что он имеет в виду, но человек куда-то пропал. Потом я набирал «технический христианин» в разных интернет-поисковиках, но каждый раз они выдавали одну-единственную ссылку — на тот самый комментарий в моем блоге. Придется наполнять это словосочетание смыслом самому. Потому что оно меня зацепило. 13 апреля, 2010 Это словосочетание пару месяцев назад обронил в моем блоге один незнакомый мне человек. Я его спросил, что он имеет в виду, но человек куда-то пропал. Потом я набирал «технический христианин» в разных интернет-поисковиках, но каждый раз они выдавали одну-единственную ссылку — на тот самый комментарий в моем блоге. Придется наполнять это словосочетание смыслом самому. Потому что оно меня зацепило. Опубликовано в газете «Известия» Это словосочетание пару месяцев назад обронил в моем блоге один незнакомый мне человек. Я его спросил, что он имеет в виду, но человек куда-то пропал. Потом я набирал «технический христианин» в разных интернет-поисковиках, но каждый раз они выдавали одну-единственную ссылку — на тот самый комментарий в моем блоге. Придется наполнять это словосочетание смыслом самому. Потому что оно меня зацепило. Есть у меня подозрение, что технический христианин — это я. И не только я. У меня на груди крестик, в сумке всегда Евангелие, но на литургии я бываю раз 10-15 в году. Происходит это импульсивно: могу полгода вообще не ходить, а потом вдруг хожу каждую неделю. Как правило, это становится следствием острого приступа недостаточности смысла жизни. Никогда не пропускаю Пасху и Рождество, остальное — как придется. Исповедуюсь, причащаюсь и молюсь по утрам и вечерам — тоже волнообразно. Считаю ли я такой режим церковной жизни нормальным? Нет, не считаю. Хочу ли жить религиозной жизнью более насыщенно? Да, хочу. Более того — мне это нравится. Когда это удается, я чувствую, как мир исполняется единой логики и смысла, в моей нервной системе нет ни байта уныния, просыпаешься по утрам так легко, как будто вылезаешь не из постели, а из проруби. Почему не получается жить так всегда? Потому что я — человек, что в переводе с людского языка на божеский означает «слабый». И эта человеческая слабость — навязчивое стремление вредить себе самому. Не объяснимое ничем, кроме категорий мистических.

http://pravmir.ru/texnicheskij-xristiani...

Ну, а что же нам делать для того, чтобы никогда не поддаваться праздности? Как соблюдать себя, чтобы душа не сделалась пустой? Необходимо наполнять душу таким содержанием, которое поглощало бы душу, захватывало ее; а для того чтобы это содержание имело спасительный смысл, мы должны душу свою наполнять прежде всего Божественными истинами, Божественными глаголами, потому что только Слово Божие несет нам абсолютную истину и есть величайшая ценность. Именно время Великого поста предоставляет нам такую возможность — находясь в храме, стараться, несмотря на сложности славянского текста, проникать в смысл читаемого. Понятно, что невозможно следить все время за чтением; даже самый сосредоточенный человек — и тот неспособен в течение нескольких часов полностью погружаться в слушание текста. Но, может быть, потому и богослужения у нас с вами не такие уж короткие, чтобы дать возможность в течение этого времени все-таки приобщиться к тому, что произносится в храме, к тем спасительным мыслям, которые содержатся в богослужебных текстах и Священном Писании. Действительно, для того чтобы преодолеть праздность, нужно наполнять себя положительным содержанием. Это имеет отношение ко всей жизни человека, но в первую очередь к его духовной жизни. Поэтому так важно чтение Священного Писания, а если есть возможность, то и житий святых; также, если есть навык чтения святоотеческих текстов, очень полезно читать святых отцов. Другими словами, нужно находить, особенно во время Великого поста, эту возможность, это окошечко в нашей повседневности, в нашей жизни, загруженной многими, хоть и не всегда значимыми событиями, — для того чтобы погружаться в священные мысли, доносимые до нас словом Божием, в мысли святых отцов. Как я уже сказал, богослужения дают нам такую возможность, хотя многим из-за незнания славянского языка затруднительно понимать все, что читается и поется в храме Божием. Может быть, это следует восполнять домашним чтением житий святых, но в первую очередь — чтением Священного Писания.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5788416...

Каждый год, и это уже становится традицией, – вдруг числа 5 января раздается звонок от «проснувшейся» деревенской мамочки, которой нет у нас в списках. И она просит привезти подарки ее детишкам тоже. Можно, конечно, ответить: простите, давайте включим вас в списки в следующий раз, потому что после отъезда грузовика с подарками собирать уже особо не из чего. Но отказать язык не поворачивается. В семье 5 детей, старшей 8 лет, младшей 6 месяцев. Конечно, смахиваем со стеллажей все «заначки» и формируем небольшие, но содержательные подарки. Встречать нас вышли Маша, Соня, Артем, Антон, а маленькая Саша мирно сопела в люльке. Кроме привычных кошек и котят, которых в этой избе множество, разных расцветок и характеров, и мохнатой собаки Варчи во дворе, в этой семье живет настоящий кролик Мася – прямо в доме и даже без клетки. Благодаря замечательной маме в этом доме уютно и радостно всем ребятам и зверятам. Насчет зверят – это на самом деле не так-то просто. Вы бы, например, сколько потерпели кролика без клетки? До первой прогрызенной ножки табуретки? А она умудряется мирно с ним жить… В третьей семье, куда мы приехали в Усть-Салде, в прошедшем году было пополнение – стало уже 4 девочки! Долго думать над подарками для них не пришлось – красивые большие куклы и пуховички, и самые красочные наборы фломастеров и карандашей – девочки сразу сели рисовать и рассматривать картинки в больших книгах. Оттуда поспешили в храм Святых апостолов Петра и Павла, где отец Арсений ждал детей – послужить благодарственный молебен за людей, которые прислали им праздничные подарки. Удивительно, что дети стояли и молились, были сосредоточенные, степенные, и, несмотря на разный возраст – от 3 до 16 лет, не было никакого шума и возни. Мы забеспокоились, когда храм стал наполняться детишками – подарков на столько детей мы не рассчитывали Детей пришло очень много, батюшка даже сам изумился, что так необычно людно в его храме. И мы забеспокоились, когда храм стал наполняться детишками – подарков на столько детей мы не рассчитывали. Усть-Салда – поселок очень маленький. Батюшка нам сказал: «Ну, может, человек 20 придет…». На всякий случай мы приготовили на 30 человек. А пришло порядка 50-ти. И вот – как тут в чудеса не верить? Ведь всем хватило, прямо до последнего ребенка! С нами был помощник Иван, который отвечал за все погрузки-разгрузки. Переглядываемся с ним в изумлении – как могло хватить? Даже мурашки по коже. Иван тихонько говорит: «Мы обсчитались просто, сделали 50 случайно». Слава Богу! Главное, хватило… Причем хватило ровно: последнему малышу, которого мама завела в храм, когда все уже расходились, достались последний мешок с конфетами и последняя игра.

http://pravoslavie.ru/127033.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010