Ок. 700 г. до Р. Х. в И. проникают вещи гальштатской культуры (Гальштат С), с появлением к-рой в Европе связано начало железного века. Железные мечи, бронзовые оковки ножен соседствуют с традиционными предметами из бронзы (кранног Ратинтаун; поселение в Эмайн-Махе). На сер. I тыс. до Р. Х. приходится возможное ухудшение климата, поэтому вещей латенской культуры в И. обнаружено мало. Укрепления железного века, т. н. хиллфорты, строились на возвышенностях, в т. ч. на узких мысах или холмах морского берега. Тип с 1 валом и рвом — небольшие сооружения, обычно до 3 га (крупнейший, Нокнаши, гр. Слайго — 22 га), часто с мегалитической гробницей или курганом эпохи бронзы внутри (Фристон-Хилл, гр. Килкенни). Более крупные, с 2, 3 и даже 4 валами, считаются ритуальными центрами (жилища здесь скорее исключение: Хохис-Форт близ Эмайн-Махи, гр. Арма); они расположены у моря, на значительной высоте, как, напр., полукруглый Дун-Энгуса на о-ве Инишмор (гр. Голуэй), возвышающийся на 100-метровом обрыве над Атлантикой. На рубеже н. э. шло усиленное строительство в церемониальных или культовых комплексах (в средние века их считали жилищами дохрист. правителей). Это сложные многослойные памятники с множеством сооружений, от неолитических (Темра) до раннесредневековых (Эмайн-Маха). Их отличают от поселений и укреплений крупные размеры, план (ров внутри вала), следы ритуалов, находки элитных предметов (украшения, стекло, эмаль). Темра (Тара) считалась «столицей» И. Здесь проводили языческий обряд инаугурации правителя («праздник Темры», древнеирл. feis Temro). Согласно средневек. источникам (к-рые фиксируют легендарную топонимику) Темра была заселена в дохрист. время и впосл. заброшена, что связывали с проклятием св. Руадана в сер. VI в. В пределах кольцеобразного укрепления площадью 5,9 га (Рат-на-Риг — Крепость королей) находятся 2 кургана (Тех-Кормак — Дом Кормака и Форрад — Трон) и коридорная гробница (т. н. Курган Заложников). Камень на кургане Тех-Кормак отождествляется с легендарным камнем Лиа-Фаль, использовавшимся при инаугурации верховных правителей И. Хуже сохранилось укрепление первых веков н. э. (Рат-Лоэгайре — Крепость Лоэгайре): 2 параллельных вала, к-рые в средние века считали остатками пиршественного зала (Тех Мидхуарта — Дом Медовых Покоев); вероятно, это свящ. дорога для шествий или ритуального бега колесниц при инаугурации. Курган Рат-на-Шенад (Крепость синодов), на к-ром якобы проводились церковные Соборы — элитное поселение первых веков по Р. Х. (среди находок — украшения и бусы рим. происхождения).

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

субстанциальности, а доброе реально, и хребет его есть самая основа его бытия. А чтобы такое толкование не казалось произвольным, напомним об Э. Махе: он отрицает реальное ядро личности, субстанцию ее; но представление о нем в человечестве Есть, и, следовательно добросовестному исследователю необходимо так или иначе найти психологическую основу такого представления. Мах находит ее, и именно в той части человеческого тела, которая недоступна внешнему опыту его самого: эта трансцендентная зрению часть, как он полагает, есть не что иное, как спина, и определеннее — спинной хребет. Как видим, честный позитивизм привел этого архипозитивиста к исходной точке немецкой психологии — к чудесным повествованиям Цезария Гейстербахского. Злое и нечистое вообще лишено подлинной реальности, потому что реально только благо и все им действуемое. Если диавола называла средневековая мысль " обезьяной Бога " , а искуситель прельщал первых людей замыслом быть " как боги " , т. е. не богами по существу, а лишь обманчивой видимостью их, то можно вообще говорить о грехе — как об обезьяне, о маске, о видимости реальности, лишенной ее силы и существа. Существо же человека есть образ Божий, и потому грех, пронизывая собою всю самосозидаемую " храмину " , по Апостолу, личности, не только не служит выражению вовне существа личности, но, напротив, закрывает это существо. Явление личности отщепляется от существенного ее ядра и, отслоившись, делается скорлупою. Явление — это свет, которым входит в познающего познаваемое, делается тогда тьмою, отделяющею и уединяющею познаваемое от познающего, в том числе и от себя самого, как познающего: " явление " из общенародного, платоновского, церковного, в смысле выявления или откровения реальности, сделалось " явлением " кантовским, позитивистическим, иллюзионистическим. Было бы большой ошибкой говорить, что кантовское явление не существует и что термин этот лишен смысла, как было бы еще большей ошибкой отрицать существование платоновского явления и смысл соответственного термина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

На помостках опять загрохотали: Пряник захватил-таки Соловья, прошел, «как мимо стоячего», обошел заскакавшего Бирюка и стал подпирать Огарка. Совсюду теперь кричали: «Пряник!.. Пря-ник!..» Даринька увидала, как перед поворотом на прямую «гусарчик» привстал, подался… и ей показалось, что — падает. Она даже зажмурилась от страха и услыхала крики: «Не достать Соловью… ушел!»… Она открыла глаза и радостно узнала вороного и белую ленту на светлой куртке: лошади выходили на прямую, Огарок вел. «Что же было?..» — спросила она Виктора Алексеевича. Он не понял. «Ничего не было! Привстал? А что, это такой прием, довольно дерзкий, падают иногда… полного ходу дал… смотри, как оторвался!..» — «Выиграет, да?» — «Пожалуй… но еще целый круг». Она подумала: не это ли з н а к — привстал и наклонился?.. И вспомнила, что говорил «гусарчик»: «Когда я буду проезжать мимо вас…» Нет, не это. За вырвавшимся вперед Огарком надвигался напором Пряник: враскачку, на полный мах. Стали кричать и топать: «Вот покажет сейчас ему Расторгов… пряничком угостит господ!» Неприятный скрипучий голос с дребезгом повторял: «Про угощение неизвестно-с… а вот кто это полем набирает?… не Соловушка ли свистит?.. свистит Соловей, во как!..» И Даринька опять увидела серого: раскачиваясь на полном махе, выкидывая ноги, швыряя снегом, он выбирался «полем» с вынырнувшим откуда-то поддужным. Стали кричать, что Пряник опять сбоит, третий сбой, по четвертому сведут с круга… пропал Пряник! Огарок приближался, странно вытянув голову… И тут случилось небывалое на бегах, о чем говорила вся Москва, как лихой ротмистр из Петербурга, ехавший в вольном платье, под «звездочками» в афише, «козырнул» крестному своему, князю Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, и как ему тоже «козырнул» генерал-губернатор — крестный. А событие разыгралось так. Так утверждали очевидцы и подтверждал Виктор Алексеевич. Огарок шел впереди, на три запряжки от Пряника, а голова в голову с Пряником набирал полем Соловей. Огарок шел «в унос» и не вытянув голову, как почему-то казалось Дариньке, а, наоборот, «задравши», потому что как раз в эту последнюю секунду укрывавшийся под звездочками ротмистр «вздернул», и Огарок чуть было не взбрыкнул.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1829...

В 20-х гг. V в. обострилось положение на вост. рубежах, где Варахрану временно удалось отразить натиск хионитов - федерации полукочевых прототюркских и индоиран. племен. Его сын Йездигерд II (438-457) совершил в 446-447 гг. поход на север от р. Атрек и начиная с 450 г. построил здесь пограничную систему укреплений и валов, впосл. известную как Абаршахр. В междоусобице после смерти Йездигерда победил его младший сын Пероз (459-484), в первые годы его царствования был голод, вызванный частыми неурожаями и засухой. С 70-х гг. V в. поводом к дипломатическим конфликтам между Византией и И. стала тема «обычного золота» - выплат византийцев иранцам за сдерживание сев. кочевников - аланов и савиров в Предкавказье и хионитов (а позднее родственных им эфталитов) на закаспийских рубежах. Пероз заложил 3 крепости в Закавказье и возвел оборонительный вал от Каспия в степь, но после поражения от эфталитов уступил им половину Хорасана и обязался заплатить большую дань. В 484 г., пытаясь отвоевать потерянное, он погиб, и кочевники заняли ряд вост. областей. Валахш (484-488), сблизившийся с несторианами в надежде усмирить произвол знати, был свергнут и ослеплен заговорщиками, которые признали шаханшахом его племянника Кавада (488-531), поддержанного эфталитами. С сер.- кон. V в. в родовых коллективах свободных или полусвободных общинников, обрабатывавших преимущественно орошаемые земли Иранского нагорья, появилась должность катходая - старосты, ответственного перед государем или землевладельцем. Термин «азат» как обозначение широкого слоя самостоятельных хозяев становится почти синонимом понятия «дехкан». Подневольный труд (наиболее распространенный в Хузестане, в меньшей степени - в Парсе и Махе) использовался на ирригационных работах (интенсифицировавшихся при Сасанидах), в царских ремесленных мастерских, но чаще - в домашнем хозяйстве. Повинности окончательно сменились налогообложением: поземельным (харагом) и подушным (гезитом), причем основную тяжесть податного бремени несли Двуречье и Хузестан. В торгово-ремесленном населении городов (особенно в Гундишапуре и Тустаре) преобладали селившиеся отдельными кварталами сирийцы и евреи, на их самоуправляющиеся общины юрисдикция зороастрийского жречества не распространялась. Огромное значение при Сасанидах имела транзитная торговля со Средиземноморьем, с Юж. Аравией и Индией, причем морские коммуникации играли второстепенную роль.

http://pravenc.ru/text/673877.html

аппарат во главе с вел. распорядителем и хранителем шахской печати - вузург-фрамадаром. Владетельные царевичи, шахрабы и др. вельможи составляли совет царя царей, где соблюдалась местническая иерархия в зависимости от знатности. Основной территорией гос-ва управляли наместники, назначавшиеся из представителей персид. и парфянских родов (Пахлав-Карен, Пахлав-Сурен, Пахлав-Аспахбед, Михран, Зих и Сасанидов), к-рые владели территориями преимущественно в Парсе, Махе и Хорасане. Они же наследственно удерживали должности главнокомандующего, управляющего складами и т. п. Крупные землевладельцы занимали ответственные посты в войске и администрации. При ранних Сасанидах нарушилось сложившееся при парфянах соотношение самоуправляющихся городов, полузависимых владений (шахров) и царского домена (дасткарда). В областях, которые в сер. III в. переводились в дасткард, старые города теряли автономию, получали названия по именам государей (Ардашир, Шапур, Хормизд) и вместе с сельской округой переходили в разряд шахров. Шапур I (241-272) упразднил самостоятельность ряда шахров (за исключением Элимаиды, к-рая просуществовала до сер. IV в.). Управление важными областями (Хорасан, Систан, Керман) поручалось царским сыновьям. Основой сасанидского войска было ополчение артештаранов, ядро которого - тяжелую конницу - формировали азаты, сохранявшие в III-IV вв. большую лояльность к собственным командирам, нежели к главнокомандующему. Вспомогательные соединения состояли из союзных племен горцев и кочевников (в специальных подразделениях использовались боевые слоны); пехота набиралась из крестьян и задействовалась лишь в обозной службе (горожане освобождались от воинской повинности и платили подушный налог). Новая династия продолжила противоборство с Римско-Византийской империей за караванные пути в Месопотамии (важнейшие стратегические пункты - Нисибин и Карры), соединявшие Средиземноморье с Индией, со Ср. Азией и с Китаем. Вместе с тем она должна была сдерживать давление активизировавшихся в III-IV вв.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Саныч Саныч – наш инструктор спорта, в прошлом – офицер поручик. Красивое, породистое лицо. Крепкая изящная фигура. Он поверил амнистиям советской власти и вернулся после конца гражданской войны из-за границы в СССР. Итог ясен – Соловки. Благодаря смешной случайности, он в Соловках попал под «высокое» покровительство командира полка местной охраны и был назначен инструктором спорта среди красноармейцев. Как-то случайно этот командир мимоходом бросил Санычу какой-то вопрос. По старой военной привычке поручик мгновенно вытянулся в струнку и механически четко ответил: Точно так, господин полковник! Угрюмая, зверская рожа чекиста расплылась в довольной улыбке. Его, старого безграмотного фельдфебеля, назвали «полковником»!.. И назвал один из тех офицеров, перед которыми он сам столько раз стоял навытяжку... Как ласкает ухо такой почетный титул, пусть даже незаслуженный!.. Ну, ну!.. Не «господин полковник», а только «товарищ командир», – снисходительно улыбаясь, сказал он, но с тех пор его сердце было покорено Санычем... Сломанный бурей молодой дуб Крепкая, квадратно сколоченная фигура. Твердое, красивое лицо со смелыми глазами. Прямая, военная выправка... Это другой наш инструктор, Сережа Грабовский. Он, как и многие другие здесь, – белый офицер, попавшийся на провокацию... В конце гражданской войны он эвакуировался вместе с армией и потом тоже поддался уговорам советских агентов и вернулся... Теперь он в Соловках на 10 лет. Сережа – мой старый друг и товарищ по виленской гимназии. Мы вместе с ним учились, вместе проходили первые ступени сокольского воспитания. Уже и тогда одними из характернейших его качеств были смелость и упорство. Помню, как-то в гимнастическом зале он, великолепный гимнаст, делал велеоборот («солнце») на турнике. Турник был технически неверно установлен, шатнулся, и Сережа, сорвавшись на полном махе, пролетел несколько метров в воздухе и ударился грудью о печку. Все ахнули и бросились к нему. Лицо Сережи было окровавлено и, видимо, он сильно расшибся. Мы подняли его и стали расспрашивать о повреждениях. Крепко сжав губы, он подвигал руками словно для того, чтобы убедиться, что они целы, потом ладонью обтер струившуюся по лицу кровь и решительно направился к турнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остается отметить последний итог. В рассмотренный период начинает быстро развиваться богословское издательство. Возникают богословские журналы. Выходит немало и отдельных книг. Издаются не только учебники, и не только сборники назидательных слов или речей. Входит в обычай издавать и печатать лучшие курсовые работы, т. е. магистерские диссертации. Нужно помнить, что в тогдашней школе вообще, и в духовных школах, в частности, особое внимание уделялось именно письменным упражнениям студентов, искусству сочинять. В академиях в особенности старались развить писательский дар и уменье. Приучали и переводить: с древних языков, прежде всего, но и с новых также. В духовных школах русская мысль проходила, таким образом и через школу филологическую и литературную… Это сделало возможным быстрое развитие учено-богословской журналистики в следующий период… И, в общем, к 60-м годам русский богослов был уже вполне на том же историческом уровне, что и его западные современники… Весь путь был пройден за первые полвека… Примечания 1. СОФИОЛОГИЯ (от греч. — мудрость и — учение) — течение русской богословской мысли конца XIX — начала ХХ в. Представители: В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков. Центральное понятие софиологии — София-Премудрость — употребляется ими весьма неоднозначно. Это — сущность Бога, «четвертая ипостась» (это мнение осуждено на поместном Соборе в Югославии), грань между Богом и миром, организующее начало соборности, Церкви, человечества, космоса и т.д. 2. ХИЛИАЗМ (от греч. chilias — тысяча), вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления. 3. МОНАРХОМАХИ (от монарх и греч. «махе» — борьба), писатели-публицисты в западноевропейских государствах второй половины 16 — начала 17 веков, выступавшие против абсолютизма. Идеи монархомахов активно использовались в ходе религиозно-политической борьбы этого периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Таким образом, звук является причиной, источником и необходимым условием существования мира. «Звук есть сущность мира, – пишет Матанга, – Брахман определяется как имеющий форму звука (nãda гира), а также Джанардана, Верховная Шакти и Махе-Швара» 29 . Само собой разумеется, что если боги мыслятся как сущности, «имеющие форму звука», то любое звукоизвлечение следует рассматривать как священнодействие, как апелляцию к тому или иному богу. Для совершения же священнодействия нужно обладать священной властью и священным правом. Если на магическом этапе истории музыки лицом, обладающим этой властью и этим правом, был шаман, то теперь таким лицом становится жрец. Переход от шамана к жрецу соответствует переходу от племенных или родовых религий к религиям древнейших государств и совпадает по времени с возникновением великих жреческих культур Египта, Шумера, Индии и Китая. В этих культурах священный акт музицирования мог совершать только жрец, храмовый музыкант, имеющий статус жреца, или же адепты герметических жреческих сект, примером которых может служить община Пифагора, описанная Ямвлихом. Музицирующие жрецы или храмовые музыканты пользовались огромным авторитетом, занимая в государственной иерархической лестнице места, следующие непосредственно за богами и царями, и превосходя по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся храмовых музыкантов, выбитые в камне, оставались на века, а в правление ассирийского царя Тиглатпалассара I один год был даже назван именем начальника музыкантов Ина-икциалан. На музыкально-структурном уровне переход от шамана к жрецу знаменуется переходом от глиссандирующего экмелического опевания устоя с элементами зарождающейся ангемитоники к системам пяти- и семиступенных ладов и к пониманию лада как единой совокупности звуков, связанных между собой определенными звуковысотными соотношениями. Осознание того, что за различными мелодическими формулами стоит звуковое явление более общего порядка, а именно звукоряд лада, на ступенях которого построены данные мелодические формулы, делает осязательной и наглядной саму идею феноменального и ноуменального, явления и идеи, вещи и сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Вероятно, в эту эпоху выделяется воинская элита, люди стремились подчеркнуть личный статус с помощью оружия и украшений. Характерный элемент культуры раннего бронзового века - бронзовый топор (известно более 2 тыс. экз.), среднего бронзового века - копья, кинжалы, т. н. рапиры и алебарды (многие имели декоративный характер и могли использоваться как элемент парадного костюма или во время обрядов). Были распространены золотые украшения: торквесы, подвески, браслеты, плоские нашивки (т. н. солнечные диски). Разнообразием и техническим совершенством отличаются изделия позднего бронзового века - золотые украшения (ожерелья, торквесы, лунулы, браслеты, подвески, булавки, полые шары из золотой фольги; т. н. большой клад из Клэра включал более 146 золотых предметов), изделия из бронзы (крюки для мяса, щиты, рога-луры, котлы), деревянные и кожаные щиты. Фибула из Клонса. VIII в. до Р. Х. (Национальный музей Ирландии, Дублин) Фибула из Клонса. VIII в. до Р. Х. (Национальный музей Ирландии, Дублин) Ок. 700 г. до Р. Х. в И. проникают вещи гальштатской культуры (Гальштат С), с к-рой в Европе связано начало железного века. Железные мечи, бронзовые оковки ножен употреблялись вместе с традиц. предметами из бронзы (кранног Ратинтаун; поселение в Эмайн-Махе). В сер. I тыс. до Р. Х., возможно, произошло ухудшение климата, поэтому вещей латенской культуры в И. обнаружено мало. Различные укрепления железного века, т. н. хиллфорты, строились на возвышенностях, в т. ч. на узких мысах или холмах морского берега. Небольшие сооружения, площадью обычно до 3 га, с одним валом и со рвом (крупнейшим является укрепление в Нокнаши (графство Слайго) - 22 га), часто включали мегалитическую гробницу или курган эпохи бронзы (Фристон-Хилл, графство Килкенни). Более крупные, с 2, 3 и даже 4 валами, считаются ритуальными центрами (жилища здесь скорее исключение, как в Хохис-Форте близ Эмайн-Махи, графство Арма). Такие крупные сооружения были расположены у моря, на значительной высоте, как, напр., полукруглый Дун-Энгуса на о-ве Инишмор (графство Голуэй), который возвышается на 100-метровом обрыве над Атлантическим океаном.

http://pravenc.ru/text/674067.html

296 В качестве примера можно упомянуть многочисленные труды O. A. Платонова, давно подвизающегося на ниве «реконструкции» эпохи императора Николая II, и «очищения» ее от «клевет» прошлого. 297 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 178. 298 Избрание депутатов Государственной Думы от православного населения Люблинской и Седлецкой губерний определялось особыми законами, так как большинство жителей тех мест составляли католики. (См.: Статьи закона и разъяснения к ним Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел, определяющие участие духовенства в выборах в Государственную Думу. Церковные ведомости. 1912. 20. С. 226–227). Епископ Евлогий и был таким депутатом. При этом, согласно закона, «православное население Люблинской и Седлецкой губерний, в особом порядке участвующее в избрании отдельного члена Государственной Думы, вместе с тем по закону не лишено права одновременно участвовать в выборах и на общих, установленных для губерний Царства Польского, основаниях». (Там же. С. 226). 299 Государственный деятель (политическое право)ю История в энциклопедии Дидро и Д " Аламбера. Л., 1978. С. 94, 95. 300 Жевахов Н. Д., кн. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. М., 1993. Т. 2. С. 259. 301 Ленин В. И. Классы и партии в их отношении к религии и Церкви. Сочинения. М.; Л., 1930. Т. XIV. С. 78, 81. 302 О приниженности Церкви и подчинении ее государственной власти владыка неоднократно писал и в своих воспоминаниях. «Государственное начало заглушало все, – писал вл. Евлогий. – Примат светской власти подавлял свободу Церкви сверху донизу: архиереи зависели от губернаторов, и должны были через священников проводить их политику... » (Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 181). 303 Показательно, что даже в своей теоретической работе об эмпириокритицизме, говоря о Махе, Ленин заметил, чтоˆон [Мах] «также приближается к марксизму, как Бисмарк приближается к рабочему движению, или епископ Евлогий к демократизму» (Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Сочинения. М.; Л., 1928. Т. XIII. С. 114). В другом месте, Ленин заметил, что в Думе владыка сказал «иезуитски-полицейскую речь в духе русской политики 1863-го года об угнетении русских крестьян поляками-помещиками» (Он же. Аграрная программа социал-демократов в Первой русской революции 1905–1907 годов. Там же. М.; Л., 1930. Т. XI. С. 480). Для большевиков епископ Евлогий (впрочем, как и все другие архиереи Церкви) были лишь представителями «эксплуататорского класса», воспринимаясь «в целом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006