К. происходил из рода Кланн Синах, ветви мелкой правящей династии И Эхдах из обл. Аргиалла (Юж. Ольстер). Со 2-й пол. X в. в этом роду по наследству передавалась должность настоятеля (airchinnech) ц. Ард-Маха, имевшего титул «наследник Патрикия» (comarba Pátraic). Этот процесс фактически регулировался теми же правилами, что и наследование светской власти ( Ó Fiaich. 1969). Настоятелем Ард-Махи в 1064-1091 гг. был дед К., Маэл Ису, в 1091-1105 гг.- его брат Домналл. Затем наследование должности настоятеля утвердилось не только в Ард-Махе, но и в др. крупных церковных общинах Ирландии, настоятельство не обязательно сопровождалось принятием священного сана. Этот обычай критиковали сторонники григорианской реформы . В XI в. упрочились связи с Англией и континентом, участились паломничества ирландцев в Рим, встречи с церковными деятелями др. стран, началось формирование конгрегации ирл. бенедиктинских мон-рей в Германии. Ирл. правители и церковные иерархи были адресатами посланий Кентерберийских архиепископов Ланфранка (1070-1089) и Ансельма (1093-1109), к-рые, как и папа Римский Григорий VII в письме Тарьделбаху О Бриану († 1086), правителю Юж. Ирландии, призывали провести церковную реформу и устранить злоупотребления. В сканд. городах на побережье Ирландии (Дублин, Уотерфорд, Лимерик) возникли епископские кафедры, их предстоятели нередко принимали рукоположение в Англии и присягали на верность архиепископу Кентерберийскому. Сторонниками церковной реформы были епископы Юж. Ирландии, действовавшие при поддержке правителей из династии О Бриан. Заметную роль играли Маэл Ису О Аньмире (Малх), еп. Уотерфорда и Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (1096-1135), и Гилберт, еп. Лимерика († 1145). В 1101 г. в Кассиле (ныне Кашел, графство Типперэри) состоялся Собор ирл. иерархов, к-рый, по мнению большинства исследователей, положил начало григорианской реформы в Ирландии ( Gwynn. 1992. P. 155-179); его решения во многом ориентировались на постановления Клермонского Собора 1095 г. ( Flanagan. 2010. P. 47-49). Высказывалось также мнение, что участники Собора, напротив, стремились укрепить традиц. систему церковного устройства ( Holland. 2006).

http://pravenc.ru/text/1684149.html

Романика. Формы европейской романики начали проникать в И. вместе с церковными реформами во 2-й четв. XII в., еще до англо-норманнского завоевания. Это были отклик на активное норманнское строительство в Англии, развернувшееся после 1066 г. Среди первых крупных романских храмов И. упоминается ц. Петра и Павла в Ард-Махе (1126, не сохр.). Ключевую роль в архитектурном процессе сыграл, по-видимому, выдающийся церковный реформатор архиеп. Малахия (1094–1148). Став в 1123 г. настоятелем мон-ря в Бангоре, гр. Даун, он затеял здесь строительство большой церкви по европейскому образцу (не сохр.); это произвело большое впечатление на современников и было воспринято многими как ненужная роскошь: «мы ирландцы, а не галлы» (цит. по: Ibid. Р. 720). С именем Малахии иногда связывают и строительство собора в Лисморе, гр. Уотерфорд; нынешний храм сохранил ряд романских элементов от предшествующего здания, к-рое могло быть построено в 20-е гг. XII b. Архиеп. Малахия был основателем мон-ря Меллифонт, гр. Лаут (осн. 1142, церковь освящена 1157, не сохр.), прозванного «Великим мон-рем» ( Mainistir Муг ) и сыгравшего решающую роль в распространение форм цистерцианской архитектуры в И. Наконец, вероятно участие Малахии и в строительстве знаменитой капеллы Кормака. Т. н. капелла Кормака в Кашеле, гр. Типперэри (1127–1134) является ключевым, единственным полностью сохранившимся романским зданием И. Это «единственная романская церковь в И., к-рая по праву может называться произведением архитектуры» ( Harbison.1999. P. 83). Она строилась как частный храм, и возможно служила усыпальницей мунстерского правителя Кормака Мак Картага (1124–1138). В ее архитектуре наиболее заметны влияния юго-зап. Англии ( Henry. 1970. P. 169–175), в частности, она близка юж. рукаву трансепта собора в Винчестере (после 1107: Harbison, Potterton, Sheehy.1978. P. 81). Однонефный храм перекрыт цилиндрическим сводом, поддерживаемым арками, и увенчан — как и более узкое прямоугольное помещение алтаря — характерной для И.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Используя эти реликвии, Ниалл стремился привлечь сторонников. В то же время некий влиятельный человек (princeps), вероятно принадлежавший к роду Кланн Синах, к-рый ранее обещал не причинять вред М., устроил заговор с целью убить святого. По окончании вечерни в присутствии множества клириков и мирян этот человек пригласил архиепископа к себе домой под предлогом переговоров. Несмотря на предупреждения верных людей, М. отправился в логово врагов, и те, пораженные его отвагой, отказались от своего намерения. После этого никто не осмеливался покушаться на жизнь архиепископа, хотя враги святого оскорбляли его и осыпали угрозами. Так, некая женщина из рода Кланн Синах, прервав проповедь М., назвала его лицемером и похитителем чужого наследства. В наказание за это она лишилась рассудка и скончалась без покаяния. По словам св. Бернарда, мн. противники М. скоропостижно умерли во время эпидемии, которая прекратилась лишь после того, как архиепископ возглавил процессию с реликвиями святых вокруг Ард-Махи. Со временем Ниалл утратил поддержку ирландцев и был вынужден передать М. увезенные им реликвии. Однако в «Анналах Четырех наставников» сообщается, что в июле 1135 г. архиепископу пришлось выкупить посох Иисуса у наследников Фланна О Синаха, потомственного хранителя святыни. Обстоятельства конфликта между М. и сторонниками Кланн Синах получили отражение в противоречивых летописных сообщениях. Так, в коннахтских «Анналах Тигернаха» под 1134 г. говорится о восшествии М. на «кафедру Патрикия» (cathair Pádraic). В «Анналах Четырех наставников» принятие им должности «наследника Патрикия» по просьбе «клириков Ирландии» (do shuidhe i g-comhorbus Pattraic tre impidhe cléirech n-Ereann) датировано 1132 г., т. е. временем его прибытия в архиеп-ство Ард-Маха при жизни Мурьхертаха. Под 1134 г. в летописи сообщается о том, что «преемником Патрикия» стал Ниалл, сын Аэда, после чего упоминается о «смене аббатов в Ард-Махе» (caemhchludh abbadh i n-Ard Macha) и смещении Ниалла. Вероятно, права М.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Под 1125 г. в «Ольстерских анналах» говорится о новой гонтовой кровле, которая была положена на крышу соборной церкви по указанию К. В Ард-Махе был основан мон-рь (reiclés) св. апостолов Петра и Павла, его настоятелем стал строгий аскет Имар О Аэдакан († 1134). Под 21 окт. 1126 г. в анналах сообщается, что К. освятил построенный Имаром каменный храм во имя святых Петра и Павла. По свидетельству Бернарда Клервоского, Имар был одним из ближайших сподвижников К. и сочувствовал церковным преобразованиям. К. и Имар покровительствовали св. Малахии , который, вероятно, был сыном Мугрона О Моргара († 1102), начальника школы (ard-fer léighind) в Ард-Махе ( Gwynn. 1992. P. 193; Africa D. C. St. Malachy the Irishman: Kinship, Clan, and Reform//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 1985. Vol. 5. P. 110-111). В юности Малахия стал монахом и учеником Имара. К. рукоположил его во диакона, а ок. 1119 г.- во пресвитера, после чего поручил ему проповедовать и наставлять народ. Возможно, Малахия был назначен на должность священника (sacart) - один из важнейших постов в руководстве ирл. церковной общины (см.: Ó Fiaich. 1969. P. 103). Поскольку К. часто и подолгу отсутствовал в Ард-Махе, он сделал Малахию своим наместником (episcopus etiam vices suas commisit ei, seminare semen sanctum... et dare rudi populo... legem vitae et disciplinae - Bernardus Claraevallensis. Vita sancti Malachiae episcopi. 6). Неизвестно, был ли Малахия назначен заместителем настоятеля (fos-airchinnech; этот пост в Ард-Махе обычно занимали члены рода Кланн Синах, см.: Ó Fiaich. 1969. P. 101), или К. учредил должность викария ( Flanagan. 2010. P. 41-42). Как наместник, Малахия искоренял «суеверия» и «варварские обычаи», утверждая примат канонического права Римской Церкви над ирл. традиц. правом, особенно в том, что касалось заключения и расторжения брака. Будучи искусным певцом, он провел реформу богослужений суточного круга и псалмодии (quod... ad horas canonicas cantatur et psallitur), настаивал на правильном совершении исповеди и конфирмации.

http://pravenc.ru/text/1684149.html

сохранилось мало сведений. По свидетельству св. Бернарда Клервоского, святой происходил из знатной и богатой семьи. Согласно «Хронике ирландцев», отцом М. был Мугрон О Моргар († 1102), руководитель церковного уч-ща (fer léigind) в Ард-Махе (в «Ольстерских анналах» он назван «главный fer léigind Ард-Махи и всей Западной Европы»). В «Анналах Тигернаха» под 1102 г. помещено ошибочное сообщение о кончине Мугрона О Моргара и его сыновей - М. и Гилла Криста (Христиана), «чтеца Ард-Махи». В нек-рых ирл. родословиях М. приписывается происхождение из рода Кенел Коналл, ветви раннесредневек. правящей династии И Нейл (см.: Africa. 1985. P. 110-111), но точных сведений об этом нет. Нек-рые исследователи полагали, что имя Моргар «звучит по-скандинавски» (Ó Doibhlin. 2004. P. 6; cp.: Byrne F. J. Church and Politics, c. 750-c. 1100//A New History of Ireland. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland/Ed. D. Ó Cróinín. P. 678). Имя и происхождение матери М. неизвестны. Кроме брата, Гилла Криста, у него была сестра (ее имя св. Бернард не сообщает). Благодаря матери, которая оказывала на него большое влияние, М. уже в детстве проявлял глубокую религиозность и стремление к нравственному совершенствованию. В школе на мальчика повлиял учитель, к-рый убеждал его чаще молиться и посещать церковь. Когда М. вырос, он стал учеником строгого аскета Имара О Аэдакана († 1134), жившего в Ард-Махе, чтобы научиться у него «правилу жизни» (formam vitae accepturus ab eo). Несмотря на уговоры сестры и мн. жителей Ард-Махи, осуждавших усердие юноши в аскетических подвигах, М. проявил исключительное послушание наставнику и способность соблюдать строгую дисциплину. С согласия Имара архиеп. Келлах (1105-1129) возвел М. в сан диакона. После этого святой стал заниматься погребением нищих и вновь подвергся упрекам сестры, считавшей это занятие зазорным. Примерно в 25-летнем возрасте М. был рукоположен во пресвитера. Келлах назначил его заместителем (episcopus... vices suas commisit) и поручил ему наставлять народ.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

По-видимому, это назначение было связано с тем, что архиепископ часто и надолго покидал Ард-Маху, совершая пастырские визитации и улаживая конфликты между ирл. правителями (о «викариях» ирл. епископов см.: Flanagan. 2010. P. 41-43). Исполняя обязанности архиепископского «викария» в Ард-Махе, М. проявил себя как ревностный сторонник церковных преобразований. Первоначально он занимался приведением традиц. ирл. богослужения (см. Кельтский обряд ) в соответствие с рим. литургией, «искоренял варварские обряды и насаждал обряды Церкви» (exstirpare barbaricos ritus, plantare ecclesiasticos). Бернард приписывал М. введение в Ард-Махе богослужебного пения «в канонические часы... как принято по всей земле» (iuxta morem universae terrae). Уничтожая «застарелые суеверия», молодой реформатор следовал «апостольским распоряжениям и постановлениям святых отцов, в особенности обычаям святой Римской Церкви» (apostolicas sanctiones et decreta sanctorum patrum, praecipue consuetudines sanctae Romanae ecclesiae). Особое внимание он уделял восстановлению обрядов исповеди и конфирмации, а также соблюдению норм христ. брака, к-рыми, по словам св. Бернарда, ирландцы совершенно пренебрегали. Неясно, откуда М. получил сведения о рим. обряде и об «обычаях святой Римской Церкви», т. к. он, по-видимому, не покидал Ард-Маху. Св. Бернард утверждал, что М. с детства учился церковному пению, хотя «ни в городе, ни во всем епископстве никто не умел и не хотел петь [в церкви]». Желая подробнее изучить рим. богослужение и «обряд... Вселенской Церкви» (ritus... universalis ecclesiae), он решил отправиться к Маэл Ису О Аньмире (Малху), еп. Уотерфорда и Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (1096-1135), к-рый ранее жил в бенедиктинском мон-ре в Уинчестере (Англия). По свидетельству Бернарда, среди ирландцев еп. Маэл Ису пользовался огромным уважением, ему приписывали дар чудотворений. Благодаря его деятельности церковное поселение Лес-Мор стало центром распространения рим. церковного влияния в Юж. Ирландии.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Троицы (вероятно, сожжена в 1538 по распоряжению протестант. архиеп. Дж. Брауна). В Ард-Махе хранился также колокол П., именовавшийся «Светло Плачущий» (Findfaídech); согласно «Трехчастному Житию», его изготовил для святого ремесленник Лаэбан; святыня впервые упоминается в Ольстерских анналах под 947 г. Среди др. реликвий известны Колокол Завета (Clog an Édachta), литургическая чаша и футляр для книг, якобы обретенные в 553 г. св. Колумбой вместе с мощами П. Колокол П., некогда находившийся в Ард-Махе, вместе с драгоценным реликварием, созданным на рубеже XI и XII вв., находится в Национальном музее Ирландии (Дублин). Реликвии святого имелись в Англии (в Сент-Олбансе, в Уолтеме (графство Эссекс), в аббатстве Гластонбери), а также в континентальной Европе (в Реймсе, в аббатстве Санкт-Галлен и в др. местах). Почитание Начало «Трактата о чистилище св. Патрика» Генриха из Сэлтри. Лист из Сборника богословских трудов. XII–XIII вв. (Lond. Brit. Lib. Harley 261. Fol. 167v) Начало «Трактата о чистилище св. Патрика» Генриха из Сэлтри. Лист из Сборника богословских трудов. XII–XIII вв. (Lond. Brit. Lib. Harley 261. Fol. 167v) Начиная с эпохи раннего средневековья П. был самым почитаемым в Ирландии святым. О его поминовении 17 марта известно с VII в.; праздник упоминается в ранних Житиях святого, во всех ирл. календарях и мартирологах (начиная с IX в.), а также в рукописях Мартиролога блж. Иеронима, в календаре св. Виллиброрда и в Мартирологе Беды Достопочтенного (см. ст. Мартиролог ). В Ирландии центром почитания П. была Ард-Маха, где святой, по преданию, основал первенствующую епископскую кафедру. Среди мест паломничества в Ирландии известны гора Кро-Патрик и особенно т. н. Чистилище св. П. на острове посреди оз. Лох-Дерг (графство Донегол). Там находилась пещера, считавшаяся входом в чистилище, к-рый был чудесным образом открыт святому. Об этом месте паломничества впервые сообщается в «Трактате о чистилище св. Патрика» Генриха из Сэлтри (ок. 1170 - BHL, N 6510-6512), в истории мон.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

До XI в. постройки в Келл-Даре были деревянными, в летописях часто сообщается о пожарах (под 710, 775, 779, 1019, 1020, 1030, 1036 гг. и т. д.); в 1089 г. поселение горело 3 раза. Среди построек чаще всего упоминается о главном храме (dairthech - «дубовая церковь»). Ланд, жена верховного правителя Аэда Финдлиата (862-879), послала в Келл-Дару мастеров для строительства ц. во имя св. Бригиты (Fragmentary Annals of Ireland. Dublin, 1978. P. 132). Под 964 г. в анналах говорится о «большом доме св. Бригиты» (in taighi moir Sanc Brigti), вероятно резиденции аббатисы или дормитории монахинь (о «большом доме» (magna domus) в монастыре Иона сообщается в Житии св. Колумбы, составленном Адомнаном, о «большом доме аббата» в Ард-Махе - в «Ольстерских анналах» под 1116 г.). О начале каменного строительства в Келл-Даре можно судить по летописным данным. В сообщении о пожаре 1020 г. упоминается о сгоревшей деревянной церкви (cona dairtigh), под 1050 г. говорится о пострадавшем от огня каменном храме (cona daim liag; согласно «Инисфалленским анналам», в 1050 сгорели и каменный, и деревянный храмы (eter dam liac & durthech)). Т. о., каменное строительство в Келл-Даре скорее всего началось позже, чем в др. ирл. церковных поселениях (о каменном соборном храме и нескольких деревянных церквах в Ард-Махе упом. под 840 г., в Клуан-Мокку-Носе (ныне Клонмакнойз) каменная соборная церковь построена в нач. X в.). В «триадах», составленных предположительно в IX в., Ард-Маха, Клуан-Мокку-Нос и Келл-Дара названы «тремя каменицами Ирландии» (trí clochraid Hérenn), но значение слова «clochrad» неясно, и, т. о., это сообщение не обязательно понимать как указание на каменные храмы. Вероятно, к XII в. относится строительство «круглой башни» (колокольни), сохранившейся на месте церковного поселения Келл-Дара. Парухия Келл-Дары В ряде источников, напр. в агиографическом сочинении Когитоза, говорится об обширной парухии Келл-Дары, простиравшейся на всю Ирландию (Vita II S. Brigidae//ActaSS. Febr. T. 1. P.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Mac Niocaill. Dublin, 1983. Pt. 1. P. 510). Ярл Дублина Ситрик Шелкобородый и еп. Дунан заложили кафедральный собор в честь Св. Троицы (впосл. известен как ц. Спасителя; англ. Christ Church) и епископский дворец с ц. арх. Михаила. В X в. проявляется тенденция к укрупнению политических единиц, мелкие племенные образования исчезают, их князья становятся дружинниками или членами администрации более значительных правителей. Сохраняется практика совмещения церковных должностей (Маэл Бригде мак Торнан († 927), прозванный Объединителем (na hÓentad), был настоятелем 2 крупнейших церковных структур в И.- общин Ард-Маха и Иона; Муйредах, вице-аббат (tánuse ab) Ард-Махи, являлся настоятелем Манистир-Буите (comurba Buiti) и «верховным управляющим» (ardmaer) в землях Южных И Нейлов); распространяется обычай передачи должностей по наследству внутри одного рода или даже от отца к сыну. В Гленн-Уссене (ныне Киллешин, графство Лишь) потомки аббата Диармада († 874) управляли общиной до кон. X в. В Ард-Махе с сер. X до XII в. власть находилась в руках рода Кланн Синах, ветви правящей династии Аргиаллы. Как правило, управлявшие церковными общинами представители одного рода принадлежали к младшим ветвям местных династий и были объединены брачными узами как с правящими родами, так и с другими семьями клириков. Маэл Муйре († 1020), настоятель Ард-Махи, был женат на Сетаг, дочери князя из рода О Лоркан, 2 дочери аббата Амалгада († 1049) вышли замуж за правителей обл. Аргиалла. После кончины Келлахана, правителя Мумана (954), власть передавалась между незначительными князьями династии Эоганахта. Правитель Дал Кас Матгаман, сын Кеннетига, захватил Кассил (ныне Кашел) и вел борьбу с Маэл Муадом из династии Эоганахта Ратлинн. Младший брат Матгамана и его преемник Бриан, впосл. известный как Бриан Бору (978-1014), продолжал укреплять власть в обл. Муман и за ее пределами. В 977 г. по его приказу был убит король Лимерика Ивар и 2 его сына, в 978 г. он одержал победу над Маэл Муадом, к-рого убил. В 982 г.

http://pravenc.ru/text/674067.html

на архиепископскую кафедру и должность «наследника Патрикия» были признаны не всеми ирл. правителями. Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1134 и 1136 гг. М. совершил визитацию (cúairt) обл. Муман и собрал церковные подати. Т. о., архиепископ, как и его предшественник Келлах, пользовался поддержкой правителей и церковных иерархов Юж. Ирландии. Нет сведений о посещениях им Коннахта и тех областей Сев. Ирландии, к-рые находились под контролем Мак Лохланнов. За помощь, оказанную Доннхадом О Кербаллом, М. передал юж. часть диоцеза Ард-Маха (территория совр. графства Лаут) в юрисдикцию епископа Аргиаллы. Т. о., границы еп-ства Аргиалла примерно совпали с территорией, подвластной Доннхаду (см.: Gwynn. 1954; Idem. 1992. P. 212-213). С разрешения правителя М. назначил на епископскую кафедру своего брата Гилла Криста (Христиана) О Моргара, к-рого св. Бернард Клервоский называл «человеком такой же святой жизни [как и Малахия] и столь же усердным к справедливости». Кафедра епископа Аргиаллы была перенесена в Лугмад (ныне Лаут). Когда Гилла Крист скончался (1138; похоронен в монастырской ц. святых Петра и Павла в Ард-Махе), М. назначил его преемником своего ученика Аэдана О Келлага (Аэда О Каэлладе). В позднем источнике сообщается, что архиепископ добился от папы Иннокентия II распоряжения о том, чтобы 1/4 десятины, собиравшейся в обл. Аргиалла, уплачивалась епископу (см.: Flanagan. 2010. P. 89-90). По свидетельству св. Бернарда Клервоского, через 3 года после вступления в Ард-Маху, «вернув Церкви свободу» и проведя необходимые преобразования, М. отказался от архиепископской кафедры. Он избрал преемником «человека доброго и достойного столь великой чести» - Гилла Мак Лиага (Геласия), сына Руадри (архиепископ Ард-Махи в 1136-1174), к-рый с 1121 г. был «наследником Колумбы» и настоятелем (airchinnech) церковной общины Дайре (ныне Дерри). Вероятно, Гилла Мак Лиаг был связан с правящей династией Мак Лохланн; мн. исследователи рассматривают его назначение как условие договора между М.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010