Ирландская архитектура Архитектура. Ранний период. Абсолютное большинство храмов И. до Х в. строилось преимущественно из дерева (dairthech), иногда из прутьев с обмазкой и камышовой крышей. Ни одной деревянной постройки не сохранилось, они известны только по письменным источникам и изображениям в рукописях; крайне скудные данные археологии (раскопаны основания 2 церквей) также почти ничего не говорят об их внешнем виде. По изображениям (в «Келлской книге» (202v), на кресте Муредаха в Монастербойсе, гр. Лаут, и др.) известны прямоугольные в плане здания с сильно выступающими угловыми бревнами, высокой крытой гонтом 2-скатной кровлей с резным коньком. Обычный размер храмов составлял всего 5 Ч 3,5 м, строились они чаще из дуба, бревна ставились вертикально. Сохранилось описание ц. св. Бригиты в Килдэре (VII в.), по-видимому, уникальной. Это был храм мон-ря: помещения для монахов и монахинь были разделены деревянной перегородкой, алтарь занимал отдельное пространство, стены и перегородки были расписаны и украшены, один из дверных проемов был украшен резьбой. Др. храм, с 4 башенками и портиком, можно реконструировать по описанию из «Hisperica Famina». Дерево как строительный материал широко использовалось до XII в. включительно. Первое упоминание о каменном (daimhliag) храме (церковь в Дулике) относится к VII b. В «Анналах Ольстера» (788/789) упоминается каменная ц. в Ард-Махе. Причины их столь медленного распространения каменного строительства не ясны; нек-рые исследователи предполагают, что на предпочтение дерева могли повлиять древне почтение к дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов ( Long. 1997. P. 124). Дороманская архитектура. Почти все сохранившиеся в И. здания были построены после 900 г. Факты строительной деятельности зафиксированы в письменных источниках, однако связывать их с конкретными постройками возможно лишь в исключительных случаях. До XII b. формы церковной архитектуры были очень простыми — в противоположность ювелирному искусству и книжной миниатюре. Клирики не заказывали больших зданий, в мон-рях обычно возводилось несколько небольших церквей, что было характерно для всех стран Сев. Европы VI–IX вв. ( Stalley. 2005. P. 719). В И. эта ситуация осознавалась как местная традиция и изменилась только в XII b. Каковы были функции разных церквей в мон-ре — в основном не понятно; известно лишь, что одна из меньших церквей обычно посвящалась святому покровителю мон-ря, отмечая место его погребения и/или вмещая его реликвии (капелла Киарана в Клонмакнойсе, гр. Оффали (ок. 800) — попытка воспроизвести в камне деревянную усыпальницу).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Columba. 1857. P. LXVIII-LXXX, 309-312; Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 66-67; Bullough. 1964. P. 116-117). Однако Д. Маккарти поставил под сомнение достоверность сведений, приведенных Адомнаном; опираясь на скорректированные им датировки в «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев», исследователь пришел к выводу, что К. род. в 520 г., прибыл в Британию в 562 г. и скончался в 593 г. Адомнан. Житие св. Колумбы. Рукопись нач. VIII в. (Schaffhausen. Stadtbibl. Gen. 1. P. 6) Адомнан. Житие св. Колумбы. Рукопись нач. VIII в. (Schaffhausen. Stadtbibl. Gen. 1. P. 6) Среднеирл. Житие К., написанное в форме проповеди на Быт 12. 1 в день памяти К., сохранилось в рукописях XV-XVI вв. (изд.: Herbert. 1988. P. 211-286; рус. пер.: Житие Колума Килле/Пер.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245-258). Согласно Герберт, Житие было составлено в сер. XII в., вероятно в церковном поселении Дайре (ныне Дерри, Сев. Ирландия), к-рое в то время было центром монастырской конгрегации К. ( Herbert. 1988. P. 181-199); по др. версии, Житие было написано в Ард-Махе ( Bannerman. 1993. P. 40-41). Среднеирл. Житие К.- самое раннее лит. произведение, в котором была сделана попытка описать события из жизни святого в хронологической последовательности. После гомилетического пролога сообщается о знатном происхождении К.; его рождение предсказали святые Патрикий, Бригита, Эоган и др. К. учился у разных наставников, в т. ч. у св. Моби в Глас-Ноидене (ныне Гласневин, в черте Дублина), основал ц. Дайре и совершил паломничество в Тур, к гробнице св. Мартина . Вернувшись в Ирландию, К. объехал остров и основал 300 церквей, затем отправился в Британию, чтобы проповедовать ирландцам, бриттам и саксам, и провел оставшиеся годы в монастыре Иона. Основное внимание в Житии уделено церквам, основанным К., и чудесам святого, описания к-рых частично заимствованы из сочинения Адомнана. Англиканский собор св. Колумбы в Дерри (Сев. Ирландия). 1628-1633 гг. Англиканский собор св. Колумбы в Дерри (Сев. Ирландия). 1628-1633 гг.

http://pravenc.ru/text/Колумба.html

н. Книге из Келлса, кон. VIII - нач. IX в.- Dublin. Trinity College Library. A. I. (58), Fol. 202v; на кресте Муредаха в Монастербойсе (графство Лаут) и др.) известны прямоугольные в плане здания с сильно выступающими угловыми бревнами, высокой, крытой гонтом 2-скатной кровлей с резным коньком. Большинство деревянных храмов имели небольшие размеры, строились они чаще из дуба; бревна ставились вертикально. Известно о существовании крупных храмов, напр. церкви в Келл-Даре (ныне Килдэр) (описание в Житии св. Бригиты, 2-я пол. VII в.). Помещения для мужчин и женщин разделялись деревянными перегородками, алтарь занимал отдельное пространство, стены и перегородки были расписаны и украшены, один из дверных проемов был с резьбой. Другой храм, с 4 башенками и портиком, описан в сб. «Гесперийские речения» (Hisperica Famina; VI-VII вв.). Дерево как строительный материал широко использовалось до XII в. включительно. О каменных церквах в источниках упоминается с VIII в. В Ольстерских анналах под 789 г. сообщается о каменной церкви (oratorium lapideum) в Ард-Махе. Причины медленного распространения каменного строительства неясны, некоторые исследователи предполагают, что в этом проявились древнее поклонение дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов ( Long. 1997. P. 124). Церковь св. Кевина в Глендалохе. XI в. (?) Почти все сохранившиеся в И. здания были построены после 900 г. Факты строительной деятельности зафиксированы в письменных источниках, однако связывать их с конкретными постройками возможно лишь в исключительных случаях. До XII в. формы церковной архитектуры были очень простыми. Клирики не заказывали больших зданий, в церковных поселениях обычно возводилось неск. небольших церквей, что было характерно для всех стран Сев. Европы в VI-IX вв. ( Stalley. 2005. P. 719). В И. эта ситуация осознавалась как местная традиция и изменилась только в XII в. Функции разных церквей в поселении остаются не вполне ясными; известно лишь, что один из меньших храмов обычно посвящался св.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Нек-рые исследователи ( Forbes. 1872; Durkan. 1962) отождествляли Д. с Дубтахом Шотландцем (Dubthach Albanach), к-рый скончался в Ард Махе (совр. Арма, Сев. Ирландия) в 1065 г. В летописной заметке о кончине Дубтаха он назван «величайшим духовником Ирландии и Шотландии» (primh-anmcara Erenn ocus Alban). В 1066 г. кор. Малькольм III даровал поселению Тейн статус священного места (гэльское Comraich - убежище), где было строго запрещено всякое насилие. Границы святыни были обозначены 4 каменными крестами. В июне 1253 г. мощи Д. были перенесены в новую церковь. Вероятно, это был небольшой храм в честь Д., построенный на берегу моря, на предполагаемом месте рождения святителя (руины церкви сохр. на городском кладбище). В 1306 г. в этой церкви в Тейне укрылась Елизавета де Бурго, супруга короля Шотландии Роберта I Брюса, с дочерью и свитой. Однако Вильгельм II, гр. Росса, приказал схватить их и выдал англ. кор. Эдуарду I. В знак покаяния граф выделил средства на содержание 6 регулярных каноников для поминовения погибших из-за его предательства (1321). В 1427 г. вождь Мак Нил из Крейка сжег церковь, в к-рой укрылся его враг, Джон Моут из Фресуика. Во время пожара погибла святыня - одежда Д., к-рая, по преданию, делала носившего ее человека неуязвимым для оружия. По повелению Вильгельма III, гр. Росса († 1371), в центре города была построена новая готическая ц. во имя Д., куда были перенесены мощи святителя: глава - в серебряном реликварии и грудная кость - в золотом. На рубеже XIV и XV вв. рядом с храмом была построена небольшая приходская ц. во имя Пресв. Богородицы. В 1418 г. Джеймс Холденстон, приор кафедрального собора св. Андрея в Сент-Андрусе, обратился к Римскому папе Мартину V с просьбой официально канонизировать Д. По его мнению, Д. был епископом не только Росса, но и Сент-Андруса. В XV в. в приходской ц. Св. Троицы в Сент-Андрусе существовал алтарь во имя Д. (Copiale Prioratus Sanctiandree: The Letter-Book of J. Haldenstone, Prior of St. Andrews/Ed. J. H. Baxter. L.; N. Y., 1930. P. 4, 385). Еще в XIV в. в его честь был освящен алтарь в ц. свт. Николая в Абердине (упом. в 1359), часть мощей Д. хранилась в абердинском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/180616.html

Колумбы в Миде и в Лагене (Лейнстере) были объявлены свободными от всех повинностей в пользу светских лиц. После возвращения правителя и настоятеля на север в Дайре были проведены строительные работы по обособлению церковного ансамбля от светского поселения и по сооружению каменной церкви (1162-1164). О влиянии Флатбертаха свидетельствует обращение к нему руководства обители на о-ве Иона с просьбой занять должность аббата мон-ря по приглашению правителя Гебридских о-вов Сомарлида и знати Зап. Шотландии (1164). Однако Флатбертах, вероятно по настоянию архиеп. Гиллы Мак Лиага, отказался от приглашения, сделав невозможным восстановление «общины Колумбы» в прежнем виде. Оппозиция власти Мурьхертаха Мак Лохланна и гибель правителя (1166) окончательно расстроили планы возрождения конгрегации. Вопреки желанию Флатбертаха тело правителя было погребено в Ард-Махе, а его владения разделены. Новый верховный правитель Руадри Уа Конхобар, живший в Коннахте, принял Дайре под свое покровительство (1168), однако развитию отношений воспрепятствовало англо-нормандское завоевание. По мере захвата англо-нормандцами ирл. территорий обители из «общины Колумбы» отчуждались от конгрегации. В 1176 г. нормандцы разорили Кенаннас и построили здесь укрепление. В 1179 г. Римский папа Александр III закрепил обитель Рехра за канониками кафедрального собора в Дублине, Сорд вошел в состав менсы Дублинской кафедры, Мон-Колум перешел во владение епископства Глендалох. Возможно, еще при жизни Флатбертаха произошел окончательный распад конгрегации. Несмотря на то что аббат Гилла Мак Лиаг Уа Бранан, избранный в 1175 г., носил титул «преемник Колумбы», в действительности он оставался лишь настоятелем Дайре. Тем не менее еще в нач. XIII в. в Сев. Ирландии сохранялись представления о единстве церковных общин И. В Шотландии Из-за недостатка источников история «общины Колумбы» в Шотландии в VIII в. почти неизвестна. Предположительно в нач. IX в. княжество Дал-Риада оказалось под властью пиктских правителей, к-рые были обеспокоены наметившейся тенденцией к перенесению центра «общины Колумбы» в Ирландию.

http://pravenc.ru/text/578330.html

P. 269. N 97). Известно об особом почитании архангела среди Кели Де. М. считался покровителем церковного поселения Тамлахта (ныне Таллахт, в черте Дублина), которое основал св. Маэл Руан († 792). Согласно среднеирл. предисловию к Мартирологу Оэнгуса, Маэл Руан особенно почитал М. и приступил к строительству церкви только после знамения, полученного им от архангела. В Тамлахте хранились «освященные реликвии Михаила» (minda cossecartha do Michel i Tamlachtain; см.: Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 12; см.: O " Dwyer P. Célí Dé: Spititual Reform in Ireland, 750-900. Dublin, 1981. P. 28, 114). Возможно, из Тамлахты происходит алфавитный лат. гимн в честь М., который приписывается Маэл Руану. В нем архангел изображен как небесный воитель, могущественный защитник людей и победитель сил зла (AHMA. T. 51. P. 333-335. N 249; см.: Follett W. «Archangelum mirum magnum»: A Hiberno-Latin Hymn Attributed to Máel Rúain of Tallaght//J. of Medieval Latin. Turnhout, 2009. Vol. 19. P. 106-129). Почитание М. получило отражение в богослужебной и молитвенной практике Кели Де. В сочинениях «Монастырь Таллахт» (главы 8, 28, 30) и «Учение Маэл Руана» (главы 42, 86, 90) упоминаются ежедневные молитвы и гимны Пресв. Деве Марии и архангелу ( Gwynn E. J., Purton W. J. The Monastery of Tallaght//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1911/1912. Vol. 29. P. 115-179; The Rule of Tallaght/Ed. E. Gwynn. Dublin; L., 1927; см.: O " Dwyer P. Célí Dé. Dublin, 19812. P. 113-114). Пение гимна М. включено в богослужебное последование, описанное в Книге Молинга и в соч. «Второе видение Адомнана» (см.: Lawlor H. J. Note on an Irish Monastic Office//Hermathena. Dublin, 1899. Vol. 10. P. 212-225; см. также в ст. Кельтский обряд). Среди ирландских молитв, обращенных к архангелу, выделяются гимн-литания М., автором которого был поэт Маэл Ису О Бролхан († 1086), работавший в Ард-Махе (ныне Арма), и «литания Сотворения мира», в к-рой архангел упоминается как защитник и заступник перед Богом (Irish Litanies/Ed.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Ряд эпизодов посвящен отношениям М. с др. ирл. святыми. Когда св. Патрикий поселился неподалеку от Лугмада, ангел запретил ему занимать земли, предназначенные Богом для М. Хотя святой со смирением предложил св. Патрикию уступить землю, тот не решился нарушить Божие повеление и покинул Лугмад. При расставании св. Патрикий попросил М. позаботиться о его общине после его смерти и пообещал, что будет опекать общину М., если тот умрет раньше. Когда св. Патрикий скончался, М. нек-рое время управлял епископской кафедрой в Ард-Махе и вскоре передал ее св. Бенигну , ученику св. Патрикия. В др. месте сообщается, что М. 40 дней постился на горе Круахан (Кро-Патрик, графство Мейо), помогая св. Патрикию сражаться с демонами. Злые духи сбросили его ученика Финтана в глубокое ущелье, тот погиб, но святой воскресил его. Впосл. Финтан стал аббатом в церковном поселении Келл-Арьтир (Cella Orientis). М. отказался принять участок земли, предложенный ему Аэдом, сыном Колгу († 610) - правителем Арьтира (совр. графство Арма), т. к. земля была предназначена Богом для св. Колумбы. О др. подвижниках, упомянутых в Житии М., подробных сведений не сохранилось. Однажды некий пресв. Корбан прибыл в Лугмад, чтобы провести с М. праздник Рождества Христова. Во время богослужения Корбан был поражен красотой голоса одного из певчих. Узнав, что никто из певчих Корбана не мог так хорошо петь, М. благословил одного из сопровождавших пресвитера мальчиков по имени Ибар, и отроку был дарован прекрасный голос; впосл. Ибар стал епископом (вероятно, имеется в виду св. Ибар ). Во время путешествия М. велел монахам привести к нему мальчика из хижины, стоявшей близ дороги; увидев красоту отрока, он нарек его Лухаром (древнеирл. luchair - сияющий). Когда тот вырос, М. рукоположил его во епископа и велел ему основать церковь. В день Пасхи, на рассвете, М. вместе с монахами отправился на церковное кладбище и увидел игравшего там ребенка. М. начал ругаться на мальчика, не зная, что это ангел, посланный свыше; ангел напомнил святому, что тот обещал провести Пасху у некоего Трианана. Ангел перенес М. в обитель Трианана, где святой присутствовал на богослужении, после чего вернул его в Лугмад, чтобы он успел совершить праздничную мессу (см.: O " Hanlon. 1875. P. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2564252.html

Церковь августовскогоприората в Скрине. XIV-XV вв. Кенаннас, центр ирл. части конгрегации К., оставался одной из крупнейших церквей Ирландии до XII в., когда руководство конгрегацией перешло к настоятелю ц. Дайре. От раннесредневек. церковного поселения в Келлсе сохранилась круглая башня, неск. резных крестов (согласно надписи на основании, юж. крест был посвящен святым Патрикию и К. (Patricii et Columba crux)) и небольшая 2-этажная церковь, известная как «дом св. Колумбы» (название засвидетельствовано в документах XVII в.- The Martyrology of Donegal. 1864. P. XL; O " Connell P. Kells - Early and Medieval. Pt. 2//Ríocht na Midhe. 1960. Vol. 2. N 2. P. 11-12). На месте главного храма находится англикан. ц. во имя К., построенная в XVIII в. Следы церковного поселения Дермаг немногочисленны: на кладбище рядом с бывш. англикан. ц. во имя К. сохранился резной крест и неск. раннесредневек. надгробий. Под 974 г. в ирл. анналах впервые упоминается ц. Скрин-Колум-Килле (ныне Скрин, графство Мит); возможно, название указывает на то, что там хранилась рака с мощами К. В кон. XII в. в Скрине была приходская церковь во имя К.; на ее месте находятся руины церкви августинского приората, основанного в XIV в. (см.: Chartularies of St. Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 1. P. 157-159; Bhreathnach. 1996). Среди др. церквей, названных в честь К.,- Сорд-Колум-Килле (впервые упом. под 994 г.; ныне Сордс близ Дублина) и Маэн-Колум-Килле (упом. под 1005 г.; ныне Мун, графство Килдэр) (см.: Bhreathnach. 1999). В анналах упоминается церковь и крест св. К. в Ард-Махе (1011 и 1166), а также «дом Колума Килле» в ц. Келл-Мак-Ненан (ныне Килмакренан, графство Донегол; запись под 1129 г.). В 60-х гг. XII в. в церковном поселении Дайре, где находился центр конгрегации К., по указанию настоятеля Флатбертаха О Бролхана († 1175) была построена ц. во имя К. (не сохр.; алтарь К. упом. в анналах под 1197 г.) (о церквах в Ирландии, названных в честь К., см.: The Life of St. Columba. 1857. P. 276-285; O " Hanlon. P. 550-559, 565-567).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

А.В.Цуркан От автора В отечественной историографии давно назрела потребность в появлении исследования, касающегося жизни и деятельности великого богослова, основоположника восточной патриотической традиции Оригена Александрийского. Чрезвычайно интересной предстаёт перед нами как сама личность Оригена , так и тот период в истории христианской Церкви, который эта личность собой олицетворяет. Речь идёт о времени, когда христианство , преодолевая первоначальную склонность к замкнутости, выступает на мировую арену, о времени, когда христианство полагает заложенные в себе потенциалы в основание новой культуры, в ареале которой все мы формируем своё мировоззрение, свои ценностные установки. Ориген не боялся принять вызов новой эпохи, но с верой принимал всё то, что предоставляли ему обстоятельства и условия его времени. Не отвергать ничего, что сперва не было осмыслено, что сначала не было понято. Оппоненты были его главными учителями. Такой подход к оценке культурно-исторических ценностей прошлого, другой культуры предстаёт весьма актуальным и сегодня. Стоит надеяться, что данная работа внесёт свою лепту в дело уяснения позиции этого человека и его роли в формировании христианской культуры. Выражаю огромную признательность всем тем, благодаря советам, замечаниям, вовлечённости которых эта работа стала возможной: Иосифу Махе, Налю Александровичу Хохлову, Владимиру Николаевичу Акулинину, Сталине Сергеевне Розовой, Кириллу Алексеевичу Тимофееву. Введение Актуальность исследования состоит в необходимости изучения целого ряда проблем, возникающих в ситуациях взаимовлияния нескольких феноменов культуры, что прежде всего имеет место при взаимодействии таких «культурных» феноменов как философия и религия. В наше время, когда влияние религиозного фактора на жизнь общества значительно возросло, в умах современников укоренилась привычка к противопоставлению религии и философии, где под философией понимается общая рефлексивная теория самосознания индивида и общества, основанная на рациональных началах, способная внести вклад в дело единства общества и его устойчивого развития, а под религией имеется ввиду иррациональная уверенность в существовании трансцендентного, выражающаяся в фанатизме и противопоставляющая человека обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

субстанциальности, а доброе реально, и хребет его есть самая основа его бытия. А чтобы такое толкование не казалось произвольным, напомним об Э. Махе: он отрицает реальное ядро личности, субстанцию ее; но представление о нем в человечестве есть, и, следовательно добросовестному исследователю необходимо так или иначе найти психологическую основу такого представления. Мах находит ее, и именно в той части человеческого тела, которая недоступна внешнему опыту его самого: эта трансцендентная зрению часть, как он полагает, есть не что иное, как спина, и определеннее – спинной хребет. Как видим, честный позитивизм привел этого архипозитивиста к исходной точке немецкой психологии – к чудесным повествованиям Цезария Гейстербахского. Злое и нечистое вообще лишено подлинной реальности, потому что реально только благо и все им действуемое. Если диавола называла средневековая мысль “обезьяной Бога”, а искуситель прельщал первых людей замыслом быть “как боги”, т. е. не богами по существу, а лишь обманчивой видимостью их, то можно вообще говорить о грехе – как об обезьяне, о маске, о видимости реальности, лишенной ее силы и существа. Существо же человека есть образ Божий, и потому грех , пронизывая собою всю самосозидаемую “храмину”, по Апостолу, личности, не только не служит выражению вовне существа личности, но, напротив, закрывает это существо. Явление личности отщепляется от существенного ее ядра и, отслоившись, делается скорлупою. Явление – это свет, которым входит в познающего познаваемое, делается тогда тьмою, отделяющею и уединяющею познаваемое от познающего, в том числе и от себя самого, как познающего: “явление” из общенародного, платоновского, церковного, в смысле выявления или откровения реальности, сделалось “явлением” кантовским, позитивистическим, иллюзионистическим. Было бы большой ошибкой говорить, что кантовское явление не существует и что термин этот лишен смысла, как было бы еще большей ошибкой отрицать существование платоновского явления и смысл соответственного термина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003   004     005    006