Наиболее ранний пример - ц. Казанской иконы Божией Матери (1695, не сохр.), построенная стольником кн. Ф. М. Козловским в с. Некрасове Малоярославецкого у. Ее фасадный декор из кирпича напоминал церкви эпохи царя Алексея Михайловича ( Преображенский. 1891. С. 74. Табл. 12). Над асимметричным юж. приделом с трапезной была надстроена шатровая колокольня. Следующие по времени храмы близки стройностью пропорций и изысканностью декора к столичным прототипам и скорее всего создавались в поместьях Щербачёвых приглашенными из Москвы мастерами: ц. Знамения (1696) в с. Мезенцеве (Мещовский р-н) и ее аналог - Никольская ц. в с. Гришове (бывш. Людемск, Бабынинский р-н; Шорбан. 2008. С. 57, 61). Оба храма имеют 2-светные четверики (с 8-гранными окнами 2-го света), крупные высокие восьмерики, пониженные обширные алтари 3-лопастных очертаний, равноширокие четверику трапезные. Прямоугольные окна украшены наличниками с колонками на белокаменных кронштейнах и разорванными фронтонами с белокаменными «луковицами» в вершине; грани восьмериков подчеркнуты 3/4-ными колоннами на белокаменных кронштейнах. Церковь свт. Алексия, митр. Московского, в Подкопаеве. Рис. фасада, планы церкви и колокольни по М. Т. Преображенскому В 1-й трети XVIII в. в епархии возвели более 50 каменных храмов, из них ок. 10 - в городах (больше всего в Калуге), где наиболее распространенным оставался тип бесстолпного храма с высоким четвериком в 2 света, завершенный пятиглавием. В Калуге подъем строительства начался уже на рубеже веков, когда были возведены 3 незаурядных храма: Спасская ц. «за верхом» (1700), ц. вмч. Георгия «за верхом» (1700-1701) и ц. вмч. Георгия «за лавками» (1700-1705; см.: Фехнер. 1971. С. 55, 60, 64). Церкви Спасская «за верхом» и вмч. Георгия «за лавками» - это 5-главые четверики, а выстроенная по заказу купца Коробова ц. вмч. Георгия «за верхом» - 2-этажный храм с открытыми боковыми гульбищами 2-го этажа на аркадах (в кон. XVIII в. на гульбищах поставили столбы и сделали кровли). В наружном оформлении этих построек наряду с декоративными элементами предыдущего столетия (напр., широкие зубчатые карнизы из рядов «пилы») применены формы нарышкинского стиля: в декорации ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря - одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России. В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII вв. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах. В XVII в. колокола висели у храма Антония и Феодосия Печерских. Во второй половине XVIII - первой четвери XIX вв. существовала деревянная колокольня при церкви Димитрия Ростовского в братских кельях. Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились " два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов " . Под " вифляндскими городами " подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди). Там же вместе с двумя зазвонными и двумя прибойными висел благовестник весом 25 3/4 пуда, подаренный монастырю Иваном Мусоргским - одним из предков великого композитора. С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в. Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода, однако сохранились названия отдельных групп: большие колокола, " Тиньки " ( " Диньки " ), " Переборы " и " Бурлаки ( " Бурлыги " ). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI в.; один - в конце XVII в.; два - в XVIII в.; два - в XIX в.; на восьми колоколах год отливки не указан. Первые два восточных пролета (со стороны часов) занимают колокола " Полиелейный " и " Праздничный " . Над ними висят по два " Тинька " . Далее идут средние колокола: в третьем и четвертом пролетах - по паре " Переборов " , а в двух последних пролетах - по одному колоколу, которые образуют группу " Бурлаков " . Все они, включая " Часовой " ( " Вседневный " ) колокол, находящийся в седьмом верхнем пролете, составляют основной набор Большой звонницы. Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.

http://sobory.ru/article/?object=01980

Гравированный рисунок К. А. Красовского с видом монастыря с северо-запада содержится в статье С. В. Максимова «Авраамиев Городецкий монастырь в г. Чухломе», опубликованной в журнале «Живописный сборник», 1–2, СПБ., 1858 г., стр. 22–25. Где-то во второй половине XVIII в. был перестроен шатёр над приделом, получивший после этого вид восьмигранной ротонды под барочно выгнутым куполом и главкой, и переделаны окна второго света в четверике. Они были расширены и приобрели вид арочных проёмов, утопленных в прямоугольную нишу. Остались нетронутыми лишь восточное окно на южном фасаде и западное – на северном. Вскоре у западной стены была приложена трапезная, её трёхскатная кровля закрыла основания окон верхнего света, и они были заложены. Окна алтарной апсиды четверика, судя по форме их, растёсаны позднее, в начале XIX в. Но главное, что произошло с Покровским собором, было полное изменение его системы перекрытия, связанное с уничтожением двух внутренних столбов, и замена системы крестовых сводов большим сомкнутым. Время этой переделки неизвестно, но, скорее всего, это было начало второй половины XVIII в. И освобождение от столбов интерьера, расширение верхних окон, устройство пышного иконостаса представляются актом единой творческой воли. Другой версией в датировании существующего над четвери ком свода и венчающих его трёх глав – средней и двух западных – может быть предположение о появлении их в 40-е годы XIX в., одновременно с постройкой монастырской гостиницы (в основном разобрана в 60-х годах XX в.). Бросается в глаза сходство в обрамлении крайних окон на продольном фасаде гостиницы и окон средней главы Покровского храма. Для проверки этой гипотезы необходимо сравнение кирпича и раствора в обоих зданиях, что возможно лишь при устройстве лесов у храма. Три древние главы – средняя и две западных, прежде выходящих в четверик, – были заменены новыми; новые западные главы, ставшие глухими, сместились к самой кромке четверика. Их декор, соответствуя новому времени, отличен от декора первоначальных глав. Внутри, в основании сомкнутого оштукатуренного свода, был сделан штукатурный, с сухариками, карниз.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Все 3 входа в верхний храм оформлены рундуками, над зап. рундуком до 1904 г. помещались хоры, выходившие в интерьер деревянным балконом. Собор имеет 3 полуциркульные апсиды; в верхнем храме они 2-светные, т. к. над алтарным пространством находятся помещения ризничной и казенной палаток, куда ведут лестницы в толще стен. Столбы на квадратных постаментах первоначально были 8-гранными, в 1904 г. получили круглую форму. Фасады разбиты лопатками на 3 прясла, разделение на ярусы подчеркнуто карнизом. Четверик венчает ярус закомар под 4-скатной кровлей. Все барабаны световые, имеют 8-гранную форму, луковичные главы относятся к сер. XVIII в. Форма барабанов и обходная галерея с крыльцами-рундуками восходят к Иверскому собору Валдайского монастыря (1655-1656), построенному патриархом Никоном ( Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 144). К др. постройке патриарха Никона - Воскресенскому собору Новоиерусалимского монастыря (1658-1685) - восходят изразцовые фризы, до этого лишь единожды использовавшиеся в храме соборного типа - в Покровском соборе в Измайлове (1671-1679). В соборе И. В. м. широкие фризы из полихромных изразцов с рисунком «павлинье око» (изготовлены в мастерской Степана Полубеса) размещены над аркатурой барабанов и под ярусом закомар на четверике; узкие изразцовые ленты украшают разделяющий ярусы четверика карниз, продолженный над верхними окнами апсид, а также рундуки. Наличники нижнего храма имеют традиционную для XVII в. килевидную форму, а в верхнем храме все окна - как на четверике, так и на апсидах - украшены ордерными наличниками с разорванными фронтонами в завершении. Т. о., собор И. В. м. является первым храмом соборного типа, в котором использованы детали нарышкинского стиля. Вскоре после постройки собор расписали. В 1785 г. по благословению еп. Переславль-Залесского и Дмитровского Феофилакта (Горского) роспись была обновлена: «...внутренность храма украшена по розовому фону превосходной орнаментурой в стиле «рококо» и расписана на сюжеты из ветхозаветной и евангельской истории» ( Геронтий (Кургановский).

http://pravenc.ru/text/673721.html

В выписке из писцовых книг, данной монастырю боярином и воеводой князем Иваном Борисовичем Репниным 1662 г. октября в 25 день, в следствие челобитья (прошения) Введенского Островского монастыря келаря старца Феодорита, сказано: «В книгах Обонежской пятины письма и дозору Мины Лыкова 7128 году (1620 г.) написано погост Веденской на Ояти, а в нем монастырь Веденской в острову, а в монастыре церковь Введение Пресвятой Богородицы да два места церковные Богоявление Господня да Петра и Павла церкви пожгли Литовские люди да на монастыре три кельи поставлены вновь после войн Литовских и Немецких людей келья черного священника Исаака да келья келаря старца Павла да келья, а в ней живут три старца да за монастырем двор конюшенной, а на дворе конюшенном две избы, а в нем живут слуги и дружинники пашни паханные под монастырские три четвери с полуосьминой и с третником полуосминным да перелогом три чети да лесом поросло семь чети в поле, а в два потом уж сена тридцать копен пустошь на речке на сухареве дьяконовщина пашни перелогом три чети с полуосминой и с третником полосьминным в поле, а с два потом уж сена тридцать копен пустошь лигвища пашни паханые монастырские две чети с осьминой, а пашут на монастырь детеныши 74 их да перелогом одиннадцать четь в поле, а в два потом уж сена сорок копен пустошь восковщина в лигвинищах пашни лесом поросло четверть с полуосминой в поле, а в два потом уж сена пятнадцать копен пустошь на речке на Ояти Филина Фомина сына пашни перелогом пять четь в поле, а в два потом уж сена шестнадцать копен пустошь Горевшина пашни лесом поросло десять чети с полуосьминой и с третником полуосьминным в поле, а в два потом уж сена тридцать копен пустошь подрябиной сменовщина пашни летом поросло пять чети в поле, а в два потом уж сена тридцать копен пустошь лососкино на Ояти пашни лесом поросло десять чети в поле а в два потом уж сена пятнадцать копен и всего в трех деревнях и пустошах четвертные пашни по писцовым книгам поперечно шестьдесят две четверти с полуосьминной да того же монастыря угодья под монастырем на реке на Ояти рыбная ловля кол а ловят лососи».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Часть первая. Корни Валаамского подвижничества: о святом Андрее Первозванном, и о Преподобных Сергие и Германе, Валаамских первоначальниках». Говоря о времени жизни основателей Валаамского монастыря, о. Сергий рассматривает найденные им в монастырском архиве письма и рукопись «Опыт древней и новой летописи Валаамского монастыря на Ладожском озере и о преподобных чудотворцах Сергие и Германе, обители сея начальниках, собранная из разных преданий о сем острове, с присовокуплением хронологического и статистического оного описания. С. Петербург» известного коллекционера и фантазера-фальсификатора исторических источников А. И. Сулокадзева (1771–1829), сочинителя целиком им самим изобретенного путем сознательного внесения искажения в используемый документ полета т. н. первого русского воздухоплавателя подьячего Крякутного, памятник (1956 г.) каковому событию и ныне можно увидеть в городе Нерехте… Рассматривая некоторые другие свидетельства, о. Сергий приходит к фантастическому заключению, что «основание Валаамского монастыря следует полагать между 870 и 920 годами». Это свое сочинение он завершает 22 февраля 1940 г. уже в эвакуации, в местечке Лакомяки. Впрочем, сам автор весьма трезво оценивал проделанную работу и снабдил рукопись собственноручной припиской на первой странице в самый день окончания работы: «1940.22.II. Настоящий черновик нуждается в дальнейших исправлениях и переделках, и потому в настоящем своем виде не годится для печати, но может послужить полезным материалом для будущего составителя „Валаамского патерика“, каковым желательно было бы иметь Б. Ив. Сове. Прот. С. Четвери[ков]» . Это, по-видимому, последнее из его исследований, завершенных в Финляндии. Дальнейшие события отчасти нашли освещение в письмах о. Сергия, публикуемых ниже. 8 июля 1940 г. он официально вышел за штат и, добравшись до Словакии, поселился в Братиславе у сына Феодосия. Здесь он постепенно отошел от активной пастырской работы, сосредоточившись на труде писательском и воспитании внучки Елены, вспоминавшей, что «дедушка всегда был облачен в черную рясу, любил подолгу гулять в саду, где росли черешня, орехи, яблони, сливы, абрикосы, персики.

http://bogoslov.ru/article/6174394

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. в Муроме сооружали и перестраивали храмы. В 1707 г. на торговой площади возвели одноглавую ц. Рождества Христова, к-рая была перестроена после пожара в 1792 г. (колокольня выстроена вновь в 1845); основной объем храма был построен по принципу уменьшающихся кверху объемов (разрушен в 1939). В XVIII в. (точная дата неизв.) появилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи, обветшавшая к 1790 г., когда началось строительство ее нового здания (до 1806; в 1872 г. заменено новым сооружением, снесено в 30-х гг. XX в.). В 90-х гг. XVIII в. купцами-ктиторами в городе были построены Успенский (1792, трапезная и колокольня 1829-1835) и Сретенский (1795, перестроен в 1829, 1892) храмы. Оба с приделами вмч. Димитрия Солунского, близкие по архитектурным формам: одноэтажные, 2-светные, вытянутые четверики, завершенные 4-скатной кровлей с одной главой, соединены объемами трапезных с колокольнями (были полуразрушены, ныне восстановлены); подобная им по типу Крестовоздвиженская ц., построенная в 1794-1800 гг., не сохранилась (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 21/25-21/25 об., 11/15, 34/39, 17/21, 28/33). В кон. XVIII в. при древнем городском соборе Рождества Пресв. Богородицы была воздвигнута 3-ярусная величественная колокольня, ставшая архитектурной доминантой Мурома со стороны Оки (не сохр.). Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. В XVIII в. каменные храмы строились в крупных селах Муромского у. В с. Молотицы помещик Сергей Глебовский возвел взамен деревянной Георгиевской ц. каменную в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом вмч. Георгия (1754). Архитектура ее типична для эпохи барокко: на основной кубический объем установлен восьмигранник с пологой кровлей, на него - 4-гранный барабан, выше - изящная 8-гранная шейка, завершенная луковичной главкой.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В 1909 г. вдова тайного советника кнг. Е. П. Ширинская-Шихматова пожертвовала К. м. участок земли в 999 кв. саж. рядом с часовней с условием возведения храма в память о рождении наследника-цесаревича. Строительство нового красно-кирпичного храма в русском стиле велось с 1913 до 1917 г. благодаря тому, что к 300-летию династии Романовых короцкой игум. Магдалине удалось найти жертвователей. Основной объем храма представляет собой массивный 2-светный четверик, к к-рому примыкают пониженные, но также 2-светные объемы алтаря, трапезной и притвора, с колокольней. Центральная часть сев. и юж. фасадов четверика со сдвоенными окнами выделена филенчатыми лопатками, замкнутыми килевидным кокошником. Оконные проемы полуциркульные, наличники завершены килевидными кокошниками и замковыми камнями. Алтарь устроен в виде 3 полукруглых в плане апсид. Четверик перекрыт 4-лотковым сомкнутым сводом и связан с трапезной 3 арками. Монастырю принадлежал также деревянный дом в Бологом. В новой церкви в Бологом, несмотря на то что она не была завершена, богослужения совершались до 1927 г. Затем приход переместился в часовню-ц. во имя святителей Алексия и Тихона, которая в свою очередь была закрыта в 1932 г. и перестроена под керосиновую лавку. Настоятелем храмов с 1924 г. был бывш. офицер свящ. (затем протоиерей) А. Заболоцкий († сент. 1938). В новом храме, перестроенном под пекарню, были уничтожены глава и верхние ярусы колокольни, позднее заложены внутренние арочные проемы, часть окон, переделаны крыльца четверика. В трапезной и колокольне сделаны межэтажные перекрытия. В 1995 г., к празднованию 500-летия г. Бологое, была восстановлена часовня бывш. подворья, внутреннее убранство выполнено Тверской художественной мастерской церковных ремесел, освящена 21 сент. 1999 г. Новая церковь в Бологом не возвращена епархии, в ней расположен спортивно-технический клуб, но с 2012 г. при церкви существует приход во имя св. царевича Алексия. При участии Елагина К. м. получил земельный участок (217 кв. саж.) с деревянным домом на М. Охте в С.-Петербурге (Сборная ул.). В 1907 г. на участке началось возведение по проекту Я. Г. Гевирца 3-этажного дома для подворья, где на верхнем этаже была устроена часовня с небольшой звонницей, освященная 23 сент. 1908 г. В сер. 1919 г. на подворье жили 2 монахини и 6 послушниц, служил клир приходской Марие-Магдалининской Малоохтинской ц. Подворье закрыли в 1922 г., затем здание снесли. 1920-2015 гг.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Одигитрии (ок. 1730?) в с. Извекове (Бабынинский р-н) и во Владимирской ц. (1730) в с. Зубове (Юхновский р-н): их нижние объемы - 2-светные четверики, несущие восьмерики, обработаны массивным ленточным «французским» рустом. Во 2-й пол. XVIII в. в К. и Б. е. было построено большое количество каменных церковных зданий разнообразных художественных типов: в 50-60-х гг. XVIII в. возведено ок. 50 храмов, в 70-80-х гг.- ок. 60, в 90-х гг.- более 20. К сер. XVIII в. разнообразие стилистических направлений и типов композиций храмов было весьма велико - от архаичного нарышкинского до столичного барокко. Среди сельских храмов, создававшихся, вероятно, местными строительными артелями, преобладали здания типа «восьмерик на четверике» с типичным для 1-й пол. XVIII в. декором - перспективными порталами, наличниками с колонками и фигурными завершениями: церкви Нерукотворного образа Спасителя в с. Пятницком Бабынинского р-на (с ложными 8-гранными окнами на фасадах), Петра и Павла (1755) в с. Маслихове Мещовского р-на - с четвериком, несущим 2 стройных восьмерика, с завершениями наличников в виде оторванных от колонок ступенчатых дугообразных сандриков на боковых кронштейнах. В уездных городах распространенным оставался тип храма с 2- или 3-светным четвериком и пятиглавием, напр. Никольский «старый» собор (60-е гг. XVIII в., позднее Пятницкая ц.; руинирован) на городище Мосальска со старомодными формами наличников - треугольными фронтонами с вогнутыми внутрь боковыми скатами; вверху боковых фасадов четверика - 6-угольные окна с «волнистыми» краями. Архаична архитектура Успенского собора (50-60-е гг. XVIII в.) бывш. Успенского Боровенского монастыря (с. Боровенск Мосальского р-на). Он был возведен в традициях монастырских храмов сер. XVII в.- вытянутый «кораблем», 2-этажный, с повышенным одноглавым четвериком летнего храма. Шатровая колокольня с запада от трапезной имеет 2 боковых всхода по сев. и юж. сторонам. В рисунке оконных обрамлений с крупными квадратными «выпусками» на углах очевидно влияние смоленской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Близка по структуре к этой церкви полуразрушенная Никольская ц. (1777) в бывш. имении Тургеневых с. Железцове (Дзержинский р-н), центричная основа к-рой изменена удлинением зап. рукава. Еще более изысканной композицией обладает 2-этажная 4-лепестковая, увенчанная восьмериком ц. Вознесения (1784) в поместье С. А. Чаплина Вознесенском (ныне с. Вознесенье) под Тарусой (в аварийном состоянии). К тому же типу храмов относится небольшая одноглавая кладбищенская ц. Бориса и Глеба (1791) в Мосальске. В ряду центричных храмов кон. XVIII в. особое место занимает ц. Космы и Дамиана (Спасская) (1794) в Калуге: ее составляют 5 тесно сдвинутых объемов - центральный с куполом и узким восьмериком под главкой и 4 круглых в плане 4-ярусных объема (2 нижних яруса 2-светные). Выразительность композиции, близкой к лучшим произведениям барокко, позволила предположить участие в ее создании учеников Ф. Б. Растрелли ( Фехнер. 1971. С. 164). В творчестве Ясныгина проявилась классическая тенденция, сходная с московской архитектурной школой посл. трети XVIII в. Одно из его крупнейших сооружений - кафедральный Троицкий собор в Калуге. Строительство, начатое в 1786 г., было остановлено из-за сомнений в надежности конструкции купола диаметром 17 м. Возведение собора продолжилось в 1804-1812 и 1815-1818 гг. Близкий к центричному, крестообразный в плане собор, с полукруглой апсидой и прямоугольными рукавами креста, короткой открытой колоннадой (позднее застроена и превращена в паперть) соединялся с монументальной 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. Фасады основного объема и нижнего яруса колокольни объединены общим ордерным мотивом: полуколоннами большого тосканского ордера и антаблементом. Портики сев. и юж. фасадов завершены треугольными фронтонами, к-рым соответствуют портики на фасадах нижнего яруса колокольни. Меньшие по размерам храмы кон. XVIII - нач. XIX в., связанные с творчеством или влиянием Ясныгина, были выполнены в стиле проектов т. н. 10-го «Смешанного альбома» («Альбома церквей») М. Ф. Казакова (ныне в ГНИМА). По проектам Ясныгина были построены круглая в плане купольная ц. Жен-мироносиц (1798-1815) в центре Калуги; четверик, увенчанный мощной ротондой,- Васильевская ц. (1796-1801) в Солдатской слободе. Церкви ротондального типа в стилистике классицизма появляются в сельской архитектуре: Никольская ц. (1800) в с. Растворове (Мещовский р-н; впервые обследована в 2004, см.: Шорбан. Неизвестный памятник. 2010). По лепестковому плану основного ротондального объема и близкой к 3-нефной трапезной с овальными частями она напоминает чертежи из т. н. 10-го «Смешанного альбома» М. Ф. Казакова, в частности проект ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске Вологодской обл., который связывают с творчеством В. И. Баженова ( Выголов. 1983). К московской архитектурной школе принадлежит и колокольня (90-е гг. XVIII в.) в формах неоготики в усадьбе Еропкиных Успенское (Грабцово), напоминающая колокольню московского Зачатиевского монастыря ( Николаев. 1970. С. 85-86).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010