2 Напр., Винклер, Бруно-Бауэр, Гаве, Вейгольдт... Чит. также о «конгрессе религий на всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.». («Христ. Чт.» за 1898 г., июль; статья: «Христианство и буддизм на Западе»... Н. Н. Писаревскаго ; стр. 5, 13, 14 и друг.) ... 4 Преимущественно могут быть названы труды: 1) проф. А.О. Гусева [ " Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству». Спб. 1874г. Перу этого богослова принадлежит также несколько произведений, направленных против Толстого и проч.]; 2) И. Невзорова («Мораль стоицизма и христианское нравоучение». Казань. 1892г.); 3) о. А.П. Мальцева («Нравственная философия утилитаризма». Спб. 1897 г.); 4) проф. И. В. Попова («Естественный нравственный закон». Серг. Пос., 1897г.); 5) преосвящ. Антония (Храповицкаго) (различный его статьи); 6) преосвящ. Никанора (Бровковича) (напр., против Толстого о «христианском супружестве») и многих других (особенно в различных духовных журналах). 26 Подробности см. в нашей статье: «Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним» («Христ. Чт.» за 1897 г. Ноябрь; стр. 237–263). 30 Выражение проф. Лопатина (см. «Вопросы философии и психологии» Москва, 1890г., г. 1-й, кн. 3; статью: «Критика эмпирические начал нравственности»; стр. 103). 31 С их воззрениями и с оценкой последних всякий может познакомиться, напр., по цитированной выше книгой о. А.П. Мальцева [чит. также опыты, относящиеся к области истории этики: Gass’a Luthardt’a, Ziegler’a, Köstin’a, отчасти Jadl’a, Sidgwick’a и некеотор. друг.]. 32 Все эти положения, касающиеся оценки утилитаристическаго учения, с большою подробностью раскрыты в цитированной книге проф. И.В. Попова , а в известной степени и у других исследователей: у о. A.II. Мальцева (цит. соч). и проч.; ср. книги В. С. Соловьева : отчасти «Критику отвлеченых начал» (Москва, 1880 г.) и «Оправдание добра» (Спб., 1899 г.)... С утилитаристами знакомят также (не всегда, впрочем, оценивающие их с надлежащим беспристрастием и более или менее правильно) исследования: Grote («An examination of the utilitarian philosophy»; Cambridge, 1870), Guyau ( " La morale utilitaire»; Paris, 1874), Guyau («La morale anglaise contemporaine»; Paris, 1879. – В прошлом —1898—м г. – на русском яз. вышел «перевод Н. Южина»: «М. Гюйо. История и критика современных, английских учений о нравственности»; Спб.), Фулъе («Критика новейших систем морали» – русск. перевод Максимовой и Конради; Спб.. 1898 г.), Иодля («История этики в новой философии» – русск. перев. под редакцией В. С. Соловьева ; Москва, т. II. 1898 г.), А. Смирнова («Английские моралисты. Историко-критическое обозрение главнейших теорий нравственности в английской философии от Бэкона и Гоббза до настоящего времени»: см. «Учения Записки Импер. Каз. Университета»; 1876 г.) и весьма мног. другие, перечислять которых здесь не видим надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

П. Лебедеву , В своей статье «О нашем символе веры », (Бог. Вестн. 1902, Янв. и Февр.) он с безусловной очевидностью доказал, что этот так называемый епифаниевский символ есть ничто иное, как позднейшая вставка (Подробности см. также наше исследование: «История догматических движений в эпоху вселенских соборов», т. 1, стр. 588–604). То, что сделано А. П. Лебедевым в разъяснении спорного вопроса о происхождении Константинопольского символа, поистине, нужно назвать научным открытием. К сожалению, оно ни единым словом не было приветствовано русской богословской наукой. Появись оно на Западе из-под пера какого-нибудь и менее авторитетного ученого, чем А. П. Лебедев , оно вызвало бы целую бурю споров, которыми тотчас же и воспользовались бы русские богословы. Но и для западной науки оно останется, конечно, только гласом вопиющего в пустыни. 2487 См. его статьи: «Русский Византинист на служении церковно-исторической науке. (Чт. Общ. Люб. дух. просвещения 1882, 3)» и «Библиографическая заметка по поводу Византийского отделения при летописи историко-филологического общества при Новороссийском университете». Бог. Вест. 1893 г. 2488 Полное заглавие: История разделения церквей в 9, 10 и 11 веках. С подробным указанием русской литературы, относящейся к этому предмету – с 1841 по 1900 г. Москва, 1900. 2489 Заимствовано из сочинения «Очерки внутренней истории византийской восточной церкви в 9, 10, 11 веках (От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г.)» Москва, 1902, стр. 29–30, (6-й т.) о котором сейчас пойдет речь. 2492 Полное заглавие: «Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца 9 до половины 15 века (от начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). Приложение: «Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени» Москва, 1902. 2494 Рассказ о такой проповеди, нужно сказать, – замечает сам автор, – представляется невероятным, но всё же он характеристичен. – Стр. 27. 2496 Известно, что не императоры заимствовали свою помпу от церкви, но церкви своё благолепие от трона. 2504 Т. 6, стр. 74, 75. Разумеется и для Византии подобные явления были исключительными и среди патриархов находились лица, исполнявшие свой долг. 2507 Семевский М. И., редакт. и издатель Русской Старины, † 9 Марта 1882 г. Некрол. Нов. Время за 1892 г. 5759. 2514 См. Об Экзархе Анфиме Истор. Вест. 1889 г. Март, стр. 701–709; Русск. Вестн. за 1881 г. ст. Муромцевой: Первый Болгарск. Экзарх; I т. Хроники, стр. 382 пр. 1 и Смирнова Ист. М. д. ак. (изд. 1879). Стр. 447. 2517 Помещена в сборнике проповедей, произнесенных во время служения в Харьк. епархии (в 1882–1894 г.) стр. 353. Харьков, 1895 г. 2520 Предисловие это принадлежит не мне, а моему сотруднику А. В. Гаврилову. Примечание автора Хроники. 2531 Сергея Алексеевича с 1889 г. Экстраорд. проф., с 1899 г. – доктор Церк. Истор. и орд. профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

120 Цензурное одобрение сего сочинения к печати давал, вместе с архимандритом Феодором (Вухаревым) и наставник архим. Феофана по академии, раньше упомянутый нами архимандрит Фотий (Щиревский). 125 Одну из них можно видеть и в упомянутом раньше Афонском издании 1883 года, стр. 70–79 и в Христиан. Чтении за 1859 г., ч. I, стр. 246–253. Произнесена в Исаакиев. соборе. 126 Это слово напечатано и в том же Афон. издании, на стр. 187–103 и в Христиан. Чтении за 1858 г. ч. I, стр. 429–436. 128 Это слово напечатано и в том же издании, стр. 233–244 и в Христ. Чтении за 1858 г. ч. II, стр. 203–215. 129 Эти два слова напечатаны в Афонском издании, под заглавием: Небесный над нами покров святых и уроки от лица их во дни празднетвета и чествования их. Слова Епископа Феофана. Стр. 84–93 и 93–103. Москва, 1893. 133 Указание см. там же, стр. 79. Указание годов произнесения проповедей в сем издании, по сообщению А.Г. Говорова, делал сам преосв. Феофан. Пользуемся настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать нашу глубокую благодарность А.Г. Говорову за его любезное разъяснение некоторых недоумений наших касательно хронологии писаний преосв. Феофана и их появления в свет печатью. 134 Так напр. слово в день св. благов. вел. кн. Алаксандра Невскаго, заключающимся в нем упоминанием о молебствии по случаю прекращения холеры (стран. 279 изд. 1895 г.) указывает на свое произнесение во всяком случае во время раньше вступления проводника в должность ректора академии, разуметь ли при этом холеру 1848 года или 1854 г. 135 Желание это подлинными словами манифеста указано было в рассмотренной выше проповеди на тот же день 1858 года. В настоящей проповеди (стр. 57 изд. 1859 года) оно излагается вкратце. 136 Преосв. Феофана, Краткия мысли на каждый день года, распространенныя по числам месяцев, стр. 30. Москва, 1882. 137 См. напр. по изданию 1859 года стр. 5, 9, 13, 40, 47, 67, 87 и дал. 6, 268 и дал. 307 и дал. 316, 318 и мн. др. Читать далее Источник: Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : Биогр. очерк/[Соч.] Проф. Ивана Корсунского. - Москва, 1895. 294 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ю Варжанского против Толстого, цена одного экземпляра три копейки, при массовой выписке дешевле. В свое время были изданы и широко распространены противотолстовские листки в Саратове. Полезно было бы запросить издательскую комиссию братства св. Креста в Саратове, имеются ли сейчас в продаже эти листки, и если имеются, то также выписать. Для лиц, которые плохо читают серьезные книги и относятся к ним отрицательно, воспринимают же некоторые идеи лишь тогда, когда они даны в беллетристическом изложении, я горячо рекомендую две книги – 1) Соловьев Владимир «Три разговора о войне» и 2) Хейденфельдт «Из женской жизни». По поводу «Крейцеровой сонаты». Пер. с нем. В Мосоловой, Москва, 1895 г. Изд. Гросман и Кнебель. И в той и другой книге (вторая первоначально была напечатана в «Русском Богатстве») содержится уничтожающая критика толстовства, в частности по вопросу о браке. Не называю многочисленных журнальных статей. Их трудно достать. Указываю лишь то, что можно купить на книжном рынке. Для обличения толстовства считаю также полезными и следующие книги: 1) Орфано Александр «В чем должна заключаться истинная вера каждого человека». По поводу книги гр. Толстого «В чем моя вера?» Москва, 1887. Ц 1 р. 50 к. 2) Преображенский Ф. «Граф Л.Н. Толстой как мыслитель-моралист». Критический очерк, Москва, 1893. К сожалению, не могу сказать, имеются ли эти книги в продаже. В свое время они имели самое благотворное влияние на читателей. Чтобы покончить с гр. Толстым, я выражаю усердное пожелание всем его почитателям внимательно прочесть 473–480 страницы ученого исследования В.И. Семенского «Крестьянский вопрос в России в XVIII и в первой половине XIX века». Том 2, СПб, 1888. Теоретическое и практическое отношение гр. Л Толстого к крестьянскому вопросу, по моему мнению, особенно убедительное доказательство неизменного разлада между словом и делом сиятельного графа. Прот И. Кречетович Дополнение В дополнение к представленному «указателю» Редакция «Миссион. Сборника» со своей стороны считает полезным также отметить все, что напечатано на страницах ее журнала в изобличение лжеучения Толстого и в разъяснение его личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

131  См. Душеполезное Чтение за 1884 год, ч. I, стр. 126–127. Впрочем, в нынешнее время многие составители грамматики только для женского рода устанавливают окончание: оне, а для мужского и среднего рода: они. 132  См. Письма м. Филар. к архим. Антонию, III, 215. Москва, 1883. Ср. тех же Писем ч. II, стр. 321–322. Москва, 1878; ч. IV, 252; 253; 254; 270; 291; 334 и мн. др. 135  Равдомандия – гадание с помощью магического жезла (βδος); некромандия – гадание по явлениям духов умерших (νεκρς). 136  Письмо это уже напечатано самим А.Н. Муравьевым в собрании писем к нему митроп. Московского Филарета, стр. 603–604 Киев, 1869. Мы печатаем его с рукописной копии, вышей из канцелярии самого святителя Филарета и хранящейся в библиотеке МДА (в архиве А.В. Горского). 137  См. Письма м. Филарета к Высоч. Особ. и друг. лицам ч. I, стр. 178, Тверь, 1888. Издание высокопреосвящ. Архиепископа Тверского Саввы. 138  Этот деятель есть нынешний г. Обер-Прокурор Св. Синода К.И. Победоносцев. А приведённые слова его заключаются в письме к одному из тружеников науки, им в числе других призванному послужить осуществлению той же «высокой задачи». 141  Слова М.П. Погодина. См. Русский Архив. 1869 г., стр. 2100. Слова эти относятся к 1893 году. 142  Замечание известного профессора философии в МДА протоиерея Ф.А. Голубинского († 1854). См. в Приб. к Твор. Св. отц. за 1883 г. XXXI, стр. 281. Не без основания, конечно, митрополит Филарет раньше быть членом Российской Академии, а с 1841 г. (со времени преобразования этой Академии) ординарным академиком Академии Наук по отделению Русского языка и словесности. 143  С.К. Смирнова История Московской Духовной Академии, стр. 42, Москва, 1879. Здесь же, в примечании, можно читать сообщение, что тот же М.П. Погодин и об А.В. Горском, которого был глубоким почитателем, отозвался с величайшей похвалой не только как об учёном, но и как о писателе и в частности о его биографии св. Афанасия Александрийского говорил, что перечитал не раз это сочинение Горского и что «ничего подобного он не встречал ни в какой литературе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

850 Напротив на полях отмечено, что копия данного документа выслана по назначению: «Г. моск обер-полицеймейстеру 10 марта за 184». < > 854 Гиляров писал: «Иностранная же печать, в свою очередь, целые двести лет не устает обвинять нас в цезаропапизме. Все мы, русские, знаем, что это обвинение нелепо, но тем не менее и нам одинокие личности Запада, решающиеся признать истину Востока, кажутся таким же невероятным чудом, каким невероятным ослеплением представляются они Западу. Мы знаем, что если синодальная бумага начинается словами: «По указу Его Императорского Величества» или даже богослужебная книга начинается указанием на то же Высочайшее повеление это есть не более как приказная формула. Но иностранец этого не понимает и придает формуле существенный смысл, воображая, что в нашей Церкви и богослужение и даже догматы истекают из государственной власти» (Там же). 857 Напротив на полях пометка об отправке двух копий: «Его Сиятельству князю В. А. Долгорукову. 15 мая 1870 г. 1521./Председательствующему в Москве в Ценз ком . 7 мая. 1468». 858 Все три статьи объединены одним названием и напечатаны в качестве передовиц: Д. П. Из доброжелательства порядку и охранителям порядка: (Письма редактору): I. Москва, 17 апреля; II. Москва, 18 апреля; III. Москва, 19 апреля//СИ. 1870. 18 апр. 104. С. 1–2; 19 апр. 105. С. 1–2; 20 апр. 106. С. 1. 859 Имеется в виду служащий при полицейском участке медперсонал, который заблаговременно оповещался Санитарной комиссией о запланированных ревизиях. Лавочник в разговоре с корреспондентом отвечает на его вопросы: «...за что же платить лекарю и фельдшеру? Какое они имеют отношение к овощной лавке?» – «А такое, сударь, отношение, что они теперь для нас больше значат, чем сам губернатор. Видите, теперь вот с самого холерного года уж, чай, четвертый год пошел, устроены такие комиссии, что ходят по лавкам смотреть, все ли чисто, нет ли негодного товара, и ежели что найдут неисправное, то штраф большой взыскивают, а то и вовсе лавку могут запечатать» (СИ. 1870. 20 апр. 106. С. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

50 – 51. 186; ср. в магистерской диссертации Д. И. Абрамовича , Исследование о Киево-Печерском Патерике, как историко-литературном памятнике; (Спб. 1902), стр. 139. Блаженного Феодорита Епископа Кира Поучительные Слова о Промысле, в которых истинные христиане всякого состояния усмотрев, что всякий своим должен быть доволен жребием, всегда душевное спокойствие сохранить, как в счастье, так и несчастье, и самое спасение получить нескудно могут. Переведены с еллино-греческого Н. М. В Москве: в привилегированной типографии у содержателя Ф. Гиппиуса, 1784. Переводчик Николай Малинин посвятил свой труд ректору славяно-греко-латинской Академии архим. Аполлосу Байбакову, † 14 мая 1801 г. епископом архангельским (о нем см. у † прот. С. К. Смирнова, История Московской славяно-греко-латинской Академии, Москва 1855, стр. 334 – 335. 355, и в Православной Богословской Энциклопедии, т. I, Спб. 1900, стлб. 1090). См. об этой книге в „Библиографиче- ских Записках”, издававшихся в Москве под редакцией А. Н. Со­ловьева, 1892 г., 2, стр. 125, и у † А. С. Родосского , Описание книг гражданской печати XVIII-ro столетия, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской Духовной Академии (Спб. 1899), стр. 290 – 291 448). Славянский перевод Толкования на Песнь Песней в издании Москов­ской Синодальной Типографии печатался трижды – в 1808, 1840 и 1855 годах. Извлечение из Церковной истории Феодорита о первом Вселенском Со6оре (кн. 1. гл. 7, 10, 11) в „Христанском Чтении” 1835 г., ч. II, стр. 283 – 296. Проф. А. С. Хаханов, Источники по введению христианства в Грузии в „Древностях восточных”: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического Общества, взд. под редакцией М. В. Никольского , т. I, вып. III (Москва 1893), стр. 308 – 309, где дана выписка русского перевода 24 гл. Церковной Истории блаж. Фео­дорита с указанием на грузинский ее перевод; см. еще стр. 329. 334. 343. 344. Сборник отеческих изречений в извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов (составлен Иеромонахом Далматом), выпуск II (Москва 1899), стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Boojamra, Church Reform in the Late Byzantine Empire; A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople ro Thessaloniki, 1982. 90 О русском монашестве в этот период см. в особенности Smolich I. Russisches Mönchtum: Entstehung, Entwicklung und Wesen, 988–1917. Würzbourg, 1953. P. 79–100; также Fedotov G. P. The Russian Religious Mind, vol. 2, The Middle Ages: The Thirteenth to the Fifteenth Centuries, ed. J. Meyendorff. Cambridge, MA, 1966. P. 195–264. 91 Grabar A. The artistic climate in Byzantium during the Palaeologan period//The Kariye Djami, ed. P. A. Underwood Princeton, NJ, 1975, 4: 7–8. 92 По этому вопросу см. Норко Т. The Trinity. I, The Trinity in the Cappadocians//Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century, 260–276; см. также Mantzaridis G. Spiritual Life in Palamism, ch. 9. Christian Spirituality. High Middle Ages and Reformation, edited by. J. M. Raitt in collaboration with McGinn and J. Meyendorff. New York, 1987. P. 208–222. 93 Противоположность этих двух пониманий хорошо установлена после труда Régnon Т., de. Etudes de théologie positive sur la Sainte Trinité. Paris, 1893. О важности этого вопроса см. более современный труд Rahner К. The Trinity. London, 1969; также Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, NY, 1981. Эти понятия сосуществовали в христианстве, пока спор об интерполяции не сосредоточил полемическое внимание на их расхождении. 96 Этот случай сообщается в воспоминаниях греческого делегата Сильвестра Сиропулоса; см. Lauvent V. Les «Memories» de Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence. Paris, 1971. P. 464. 98 Striker C. L., Kuban Y. K. Work at Kalenderhane Camii in Istanbul Second Preliminary Report//Dumbarton Oaks Papers 22 (1968). P. 185–193, pls. 23–26. Фрески были, вероятно, написаны во время латинской оккупации (1204–1261), но их сохранили после возвращения греков. См. также Lauvent V. Les «Memories» de Sylvestre Syropoulos... P. 342. Читать далее Источник: Рим – Константинополь – Москва : Исторические и богословские исследования/Протопресвитер Иоанн Мейендорф. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 320 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

2277 Мирослав Адольфович Добрянский (1849–1898?), сын галицко-русского общественного деятеля А. И. Добрянского. В 1871 г., при покушении на его отца мадьярских националистов, был тяжело ранен. Эмигрировав в Россию, служил чиновником по особым поручениям МВД. 2278 Датируется на том основании, что: 1) письмо продолжает разговор между Гиляровым и Аксаковым, протекавший между ними в письмах 2 и 3 (ср. обсуждение защиты русской промышленности как задачи предполагаемой газеты); 2) данное послание, однако, не является прямым ответом на письмо 3 и отчасти апеллирует к новым аргументам Аксакова, скорее всего, высказанным при их встрече в «Славянском базаре» 20 сентября; 3) эту встречу, вероятно, имеет в виду Гиляров, когда в самом начале письма поясняет «мысль высказанную вчера». 2279 «Москва», ежедневная газета, издававшаяся в 1867–1868 гг. на средства московских предпринимателей, редактором которой являлся Аксаков. 2282 Адресат определяется как, предположительно, Лямин, на основании ссылки Гилярова в письме к Осипову на отправленное им послание похожего содержания к Лямину, а также на основании сходства содержания данного письма с публикуемым выше черновиком письма Гилярова к Лямину. 2283 Датировано на основании того, что: 1) Гиляров повторяет в этом послании выражение Аксакова о «долгих буднях», приведенное в письме к нему от 19 сентября 1884 г.; 2) письмо подготовлено в разгар обсуждения проекта, до того как Аксаков окончательно отказался от участия в нем. 2286 Датировано на основании того, что это письмо, судя по словам Гилярова, составлено вслед за его посланием к Лямину, которое мы датируем последней декадой сентября 1884 г. 2288 «Санкт-Петербургские» и «Московские ведомости» – самые известные газеты, находившиеся в собственности государства, но переданные в аренду частным лицам. 2289 «Санкт-Петербургские» и «Московские ведомости» обладали монопольным правом публикации объявлений целого ряда государственных учреждений. За предоставление этого права редактор «Московских ведомостей» Катков выплачивал владельцу издания, Московскому университету, оговоренную в контракте сумму. Основной доход газеты составляли средства, взимаемые за размещение объявлений, которые не зависели от тиража газеты. Поэтому «Московские ведомости», как указывал В. А. Гиляровский, не были заинтересованы в увеличении тиража: «каждый лишний подписчик является убытком: печать и бумага дороже стоили» (Гиляровский В. А. Москва газетная//Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1989. Т. 3. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В этих крайних случаях явление В бывает причиной либо осуществления, либо неосуществления явления А» (стр. 21). 374 В отличие от логического следствия (consequentia) из оснований (rationes), результат причины (causa) лучше бы называть действием (effectus). Π. Т. 375 В своих лекциях П. А. Некрасов поясняет понятие о нравственной достоверности следующим примером. «Пусть на горизонтальную плоскость бросается бесконечно тонкая игла АВ. Определить вероятность того, что эта игла, остановившись, примет направление, непараллельное данной линии ΜΝ». Нетрудно доказать, что из бесконечного числа статичностей, т. е. возможных направлений, которые примет упавшая на плоскость игла, только две не благоприятствуют рассматриваемому событию: из бесконечного множества углов, под которыми игла может быть наклонена к данной заранее на плоскости линии, только два угла – в 0° и в 180° выражают направление, параллельное данной линии; все же остальные -2 углов выражают требуемое задачей непараллельное направление; – следовательно, вероятность рассматриваемого события будет в пределе – 1. «Тем не менее, прибавляет автор, нельзя считать абсолютно достоверным того, что рассматриваемое событие осуществится, т. е. игла АВ ляжет непараллельно ΜΝ. Событие это нравственно достоверно. Можно держать какое угодно пари с надеждой почти на верный выигрыш, но нельзя абсолютно утверждать, что событие это непременно осуществится» («Теория вероятностей», стр. 11). 376 Η. В. Бугаев, «Основы эволюционной монадологии». Из журнала: «Вопросы философии и психологии». Москва. 1893. 377 См. Η.В. Бугаев, «Математика и научно-философское миросозерцание» («Вопросы философии и психологии». Москва. 1899). 378 Кроме того, мы с благодарностью должны упомянуть что наша настоящая запись этих прений была проверена воспоминаниями проф. Π. П. Соколова, бывшего на первом заседании 25 янв. 379 Любопытно отметить в возражениях проф. Андреева одно замечание о свободной воле, весьма характерное для того понимания свободы, которое разделяется многими из спорящих по этому вопросу и служит источником немалой путаницы при разграничении детерминизма и индетерминизма. «Свободная воля», сказал между прочим г. Андр., есть, собственно говоря, тавтологическое выражение, потому что связанная или задержанная воля не есть, в сущности, уже и воля. Ниже мы скажем несколько слов об этом воззрении на волю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010