Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ АРГИРОПУЛ [Мануил Аргир; греч. Μανουλ Αργυρπουλος, Αργυρς], маистор, визант. мелург (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). Самое раннее упоминание его имени содержится в Аколуфии 1390-1410 гг. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 124v: το Αργυροπολου). Мелург принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в К-поле, мн. его представители преуспели в науке (напр., гуманист Иоанн Аргиропул - см.: Iorga. 1989. Σ. 21) и в церковной музыке (напр., мелурги Георгий Аргиропул , Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул - см.: Jakovljevi. 1988. Σ. 45). Тождество М. А. и Мануила Аргира с о-ва Родос (см., напр.: Ath. Iver. 975. Fol. 101, сер. XV в.), по-видимому, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в Матиматарии 1458 г.: «Аргиропула с Родоса» (Ath. Iver. 1120. Fol. 196), впосл. воспроизводившимся в др. рукописях (напр.: БАН. РАИК. 42. Л. 32, сер. XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга в форме Αργυρς (Ath. Cutl. 456. Fol. 293v, 1443 г.; Ath. Pantel. 1271. Fol. 119, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v, 1724 г.; 319. Fol. 59-161, 1-я пол. XVIII в.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 146. P. 155-249, 1758 г.). В рукописи Athen. Bibl. Nat. 899 наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса (Fol. 46); в списке мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143) имена Аргира Родосского и М. А. приведены также отдельно. Тем не менее в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция 2 произведений в разных списках: кратима τοτοοοτο 4-го гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в др. кодексах того же времени помещена с именем М. А. (Sinait. gr. 1312. Fol. 137, XV в.), а «украшение» матимы прп. Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 нояб.) «Невещественное существо» (Τν υλον οσαν) 2-го гласа приписывается как М. А. (РНБ. Греч. 126. Л. 209 об.- 210 об., 2-я пол. XV в.), так и Мануилу Аргиру (Sinait. gr. 1251. Fol. 64v, XV в.; Ath. Cutl. 438. Fol. 67, XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2561902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОПЕКАЛОВСКИЙ РАСПЕВ Традиция пения, связанная с Опекаловым Вознесенским муж. мон-рем Старицкого у. Тверской губ. Точное время создания О. р. определить сложно. Ремарками «опекаловский», «опекалов», «апекалово» в певч. рукописях с сер. XVII в. сопровождаются 3 песнопения: надгробное Трисвятое (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 125(165). Л. 37 об.- 39, 20-е гг. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 534. Л. 90, 2-я четв. XVIII в.; Б-ка Ржевской старообр. общины Тверской обл. 402. Л. 195-196 об., 80-х гг. XIX в.; ГЦММК. Ф. 283. 189, 2-я пол. XIX в.), стихира «Приидите, ублажим Иосифа» (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 111, сер. XVII в.; РНБ. Тит. 3362. Л. 178-185; РГАДА. Ф. 188. 1683, сер. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 127. Л. 415 об.-418, кон. XVII в.) и «Достойно есть» (РНБ. Кир.-Бел. 677/934. Л. 122-122 об.; 663/902, обе рукописи - кон. XVII в.). В нек-рых ранних рукописях надгробное Трисвятое О. р. помещено без ремарок (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 517-520, 1645-1648 гг.; ГАТвО. Ф. 1409. 1044. Л. 396 об.- 398 об., 1652 г.). Д. А. Григорьев обнаружил, что распев Трисвятого, надписанного «Путь столповой. Новгородской. Волынка именуема» (БАН. Друж. 748. Л. 31 об.), совпадает с О. р. Надписание «волынка» имеет также демественное Трисвятое (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33-33 об., нач. XVII в.), мелодия к-рого отличается от О. р. Возможно, указание «волынка» для опекаловского Трисвятого является ошибкой переписчика. В некоторых источниках упоминается также херувимская «опекаловского напева», якобы утерянная, однако более тщательное исследование показало, что такого песнопения не существовало. Прот. Д. В. Разумовский , Н. Ф. Финдейзен , Н. Д. Успенский считали ремарку «опекалов» указанием на имя распевщика сер. XVI в., совр. исследователи (И. Ф. Безуглова, Н. П. Парфентьев, Г. А. Пожидаева) связывают эту ремарку с Опекаловым монастырем как с местом бытования и, возможно, происхождения распева, не исключая, однако, что опекаловские песнопения могли быть авторскими.

http://pravenc.ru/text/2581429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ История (Ионо-Отенский, Отенский Трехсвятительский и Николаевский), находился в Крестецком у. Новгородской губ. (в 4 км к северо-западу от совр. дер. Посад Новгородского р-на и обл.), у р. Вишеры. Основан, вероятно, архим. Харитоном. В Житии Новгородского свт. Ионы Отенского говорится, что он принял постриг «в пустыни рекомеи Отни архимандрита Харитона» (Повесть об Ионе//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 234). В лит-ре XIX-XX вв. применительно к раннему периоду его существования О. м. называется «Харитоновой Отней пустынью». В 1407/08 г. архим. Харитон поставил «церковь древяну Три святители, на Красном острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 158; Т. 4. Ч. 1. С. 407; ср.: Там же. Т. 42. С. 173; Т. 43. С. 168). Новгородское летописание сер.- 2-й пол. XV в. (но не Житие свт. Ионы) называет Харитона архимандритом киевским (т. е. киево-печерским). Нельзя исключать, что в общем протографе нескольких новгородских летописей сер.- 2-й пол. XV в. содержалось неверное прочтение «киевский» вместо «юрьевский», т. е. имелся в виду настоятель Юрьева новгородского монастыря (его настоятели по должности были новгородскими архимандритами и возглавляли черное духовенство Новгорода и окрестных обителей). П. М. Строев предполагал, что Харитон был юрьевским настоятелем ( Строев. Списки иерархов. Стб. 74). Киевский архимандрит с таким именем в указанный период в источниках не значится; впрочем, имена киевских архимандритов кон. XIV - 1-й трети XV в. вообще неизвестны (Там же. Стб. 12). Между тем настоятель Юрьева мон-ря по имени Харитон имеется в списке новгородских архимандритов сер. XV в. (НПЛ. С. 475; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627), но остается невыясненным вопрос о его отождествлении с архимандритом нач. XV в. Следует отметить, что под 1410 г. в Новгороде впервые упоминается архим. Варлаам; до него архимандритом мог быть именно Харитон, ушедший затем в основанную им пустынь. Имя Харитона приводится в отенском синодике XIX в. (ОР НГОМЗ. КП 30056-266. Л. 24 об.).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КЛАДА Иоанн Клада [греч. Ιωννης Κλαδς] (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения. Впервые упоминается в каталоге архиеп. Кирилла Мармаринского (сер. XVIII в.) (БАН. РАИК. 63. Л. 19 об., рубеж XVIII и XIX вв.). В более позднем каталоге архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского И. К. назван учеником прп. Иоанна Кукузеля , «более искусным и более великолепным, чем его учитель» (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В Кратиматарии сер. XV в. (Sinait. gr. 1252) письма Иоанна Плусиадина (см. Иосиф , еп. Мефонский) содержится свидетельство о том что И. К. был учеником доместика Георгия Контопетриса (Кондопетриса): после атрибуции одного из песнопений последнему сказано, что «он учитель блаженнейшего кир Иоанна лампадария» (Fol. 41v). Георгий Контопетрис упоминается в источниках как доместик «святейшей митрополии Фессалоники и начальник монастырей», возможно учившийся у Иоанна Кукузеля. В отличие от своего предполагаемого учителя И. К., по всей вероятности, жил и творил в К-поле. Почти каждое упоминание имени И. К. в рукописях сопровождается определением «лампадарий» (что свидетельствует о том, что он не только владел певческим искусством, но и активно им занимался); нередко уточняется, что он был лампадарием «благочестивого (εαγος) и царского клира», т. е. придворным певчим; неоднократно он называется в источниках лампадарием без личного имени и прозвища. Вероятно, И. К. был популярен среди коллег и пользовался уважением: в упомянутом выше Кратиматарии сер. XV в. он охарактеризован как «друг учителей» (φλος τν διδασκλων - Sinait. gr. 1252. Fol. 242v). Произведения И. К., известные не только в К-поле, но и за его пределами, относятся к т. н. городскому (т. е. к-польскому) стилю - πολιτικ φος; это подтверждается пространным указанием в Пападики 1-й пол. XV в. (Ath. Konstamon. 86. Fol. 50v, 246; отражает преимущественно певч. традицию Фессалоники), что песнопения И. К. были распеты для Великой ц. и впосл. исполнялись в др. храмах К-поля.

http://pravenc.ru/text/471305.html

В нач. IV в. в Фессалонике пострадал сщмч. Александр Пиднский . В Пидне он обратил в христианство многих язычников-греков. Предполагают, что Пиднская епископия возникла в нач. V в. (ранее считалось, что это произошло в период упадка Диона) и ее кафедра первоначально располагалась на территории совр. местности Лулудьес, между Кориносом и Аликес-Китру, где в 90-х гг. ХХ в. археологи обнаружили 3-нефную базилику и епископскую резиденцию, окруженную стеной с 4 башнями. Они были построены в посл. четв. V в. на месте рим. вилл нач. IV в. Создание епископской резиденции в 7 км от античной Пидны, возможно, связано с тем, что та вместе с городами Дион, Мефона, Веррия, Пелла и Кирр в 479/80 г. была передана имп. Зиноном готам. Апсида базилики, как и у базилик в Дионе, снаружи укреплена 5 контрфорсами. К нартексу были пристроены баптистерий и диаконник. После того как в 3-й четв. VI в. базилика была разрушена землетрясением, над ее центральным нефом была сооружена новая, к-рая просуществовала до сер. VII в. На месте боковых нефов были устроены погребальные камеры с арочными сводами. Наиболее интересна расположенная к западу от нартекса базилики гробница VI в. с 2 погребальными камерами. Ее стены украшены изображениями крестов, птиц и растений, одну из фресок сопровождает цитата из Пс 131. В Дионе рядом с агорой и термами находилась базилика A (посл. четв. IV в.), на фундаменте которой в 1-й пол. или в сер. V в. была построена большая по размеру 3-нефная базилика В с нартексом, атриумом и хорами. Между 3-й четв. VI и 1-й пол. VII в. ее деревянная крыша была заменена каменным сводом. Еще 2 базилики сохранились за городскими стенами. Раннехрист. памятники также обнаружены близ Като-Мильи (базилика V в., перестроенная в кон. VI в., и мартирий-эксагон нач. V в.), в Китросе (базилика свт. Афанасия Великого 1-й пол. VI в. с синтроном и фрагментами фресок) и в др. населенных пунктах, где раскопки еще не проводились (в Эйинио, Колиндросе, Метони, Элефтерохори, Пальямбеле, Макрийялосе, Лофосе, Тополиани близ Литохоро, Лептокарье). В кон. VI - нач. VII в., после землетрясений и последовавшего за ними наводнения, жители Диона покинули город и переселились на место совр. городка Кондарьотиса. Сохранившийся там храм Пресв. Богородицы Контариотиссы был основан в VIII в. и реконструирован в Х в. В крепости Платамона сполии храма кон. Х - нач. XI в. были использованы в XIV в. при строительстве новой церкви на этом месте.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Грек (кн. Константин Мангупский (Макнувский, Манкувский, Мавнукский); 1432 (?), п-ов Пелопоннес, Греция - 4.10. 1509 или 1504, Кассианова Учемская пуст.), прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Учемский, Угличский, основатель Кассиановой Учемской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). Житие Все известные списки Жития К. имеют индивидуальные чтения, но их можно разделить на 3 основные редакции: Краткую (известна в 3 списках 2-й пол. XVII в.: РНБ. Погод. 1563; УИХМ. Уг-15118; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427, а также в более поздних рукописях), Проложную (Пролог. М., 1662. Л. 466-468 об.) и Пространную (2 списка, представляющие 2 варианта Пространной редакции: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в.). Первичной является Краткая редакция, предположительно созданная в 1-й пол. XVII в. По-видимому, путем ее сокращения была составлена Проложная редакция, вошедшая в Пролог 1662 г. под 21 мая (это предположение требует доказательства, т. к. 3 ранних списка Краткой редакции одновременны Прологу или более поздние). Известны списки Краткой редакции 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.: РНБ. Тит. 43, 1751 г.; ИРЛИ. Собр. ИМЛИ. 25 и 28, 60-80-е гг. XVIII в. (текст имеет черты Проложной редакции и ряд индивидуальных чтений); списки 20-х гг. XIX в., написанные одним почерком,- РНБ. Тит. 2642 и Архив СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 212. Л. 32-47 об. Для поздних списков Краткой редакции характерны сокращение текста или контаминация протографов. Архиеп. Филарет (Гумилевский) , А. Ф. Бычков и А. И. Яцимирский считали автором Краткой редакции инока угличского мон-ря Сергия, но данная гипотеза не получила подтверждения. В конце Краткой редакции в списке РНБ. Погод. 1563 помещена криптограмма с именем автора текста. Е. Л. Алексеева, издавшая Житие К., установила, что в криптограмме зашифровано имя Закхей или Ефимко. Поскольку во вступлении к Житию его автор говорит о себе как о настоятеле Кассиановой пуст. («бывшу ми некогда во обители его, и на месте его стоящу, и жезл пастырский в руце имея...»), Алексеева атрибутировала текст настоятелю Учемского мон-ря между 1534 и 1560 гг. игум. Закхею (см.: Строев. Списки иерархов. С. 359). Однако нет достаточных оснований, для того чтобы датировать Житие К. сер. XVI в., все сохранившиеся списки относятся к периоду начиная со 2-й пол. XVII в. (это типично для угличской агиографической литературы, все памятники к-рой известны в редакциях, созданных после Смутного времени ).

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАЧНИКОВ (Калашников) Николай (1-я пол.- сер. XVIII в.), русский композитор, автор многохорных партесных духовных сочинений на 12 и 24 голосов. Биографические сведения о К. не обнаружены. Большинство произведений К.- «службы Божии» на 12 и 24 голоса, херувимские, концерты - созданы в стиле переменного, концертного партесного многоголосия. Образцом постоянного многоголосия, но без опоры на первоисточник, является Всенощное бдение на 12 голосов. Сочинения К. сохранились в комплектах рукописных певч. книг, выполненных в сер. XVIII в. и принадлежавших преимущественно новгородскому архиерейскому хору (ГИМ. Син. певч. 354, 355, 358). Уникальный сборник многохорных композиций ГИМ. Син. певч. 354 содержит два 24-голосных произведения К., обозначенные в реестре в партии 1-го баса как «Служба Божия: Творение: Калачникова: в которой две Херувимские и два роспева Достойно есть: 24 голоса:» и концерт «Иже заповеди Божия сохраняет: праведной: Ел[изавете]». Отсутствующая в реестре рядом с названием концерта фамилия композитора выписана во мн. партиях перед нотным текстом («Калачников»). В партии 4-го тенора рядом с концертом 23 имеется пометка «1744 го[ду]». Создание концерта на текст стихиры из службы св. прав. Елисавете скорее всего указывает на его посвящение имп. Елизавете Петровне (возможно, расцвет творчества К. совпал с временем ее правления). К 40-м гг. XVIII в. относится и рукопись ГИМ. Син. певч. 358, в которую включены 3 произведения К.: «Херувимская болшая» (имеет пометки: в реестре - «Калачник», в партии 3-го баса - «Н. Калачникова», в партии 1-го баса - «Н. Калашникова»), концерт Вознесению Господню «Восприемлему Тебе» 23, в партии 1-го баса с пометками «Творение Н. К.», «Н. Колачников» на л. 48, «Н. К.» на л. 51 об.) и «Всенощное бдение на 12 голосов, творение Николая Калачникова». Концерт Вознесению Господню содержится также в рукописях сер. XVIII в. (ГИМ. Син. певч. 46, 1318).

http://pravenc.ru/text/1319931.html

Александр Иванов. Благовещение. Из серии " Библейские эскизы " . ЖМП 3 март 2021 /  6 апреля 2021 г. 12:30 Совет превечный ИКОНОГРАФИЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком.  PDF-bepcuя. Храм одушевленный с мысленной порфирой Праздник Благовещения отмечается христианами, предположительно, с IV века. Сначала его стали праздновать в Малой Азии, где издавна почитали Пресвятую Деву Марию, оттуда он пришел в Константинополь, а потом распространился по всему христианскому миру. Распространению этого праздника способствовали раскопки в Святой Земле, в частности в Виф­лееме, предпринятые императрицей Еленой, а также строительство базилики в Назарете, в том месте, где Деве Марии явился Ангел с вестью, что Она будет Матерью Спасителя. Примерно с этого времени начинает складываться традиция изображения Богородицы. Иконография праздника опирается прежде всего на рассказ о Благовещении в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38), который включает в себя диалог Девы Марии и Архангела Гавриила. Это становится основой иконографии и на Востоке, и на Западе. Однако часто в тех или иных иконографических изводах мы видим различные детали, которые содержатся в апокрифах — так называемых «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии ­Псевдо-Матфея» («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). В них, в частности, повествуется о двух явлениях Ангела: сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Образ Благовещения представлен довольно широко в христианском искусстве: на иконах и картинах, в храмовой росписи и мозаиках, в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье, прикладном искусстве. Сюжет Благовещения встречается уже на стенах римских катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в. – 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III в. – 1-я пол. IV в.; на Виа Латина, сер. IV в.) и на раннехристианских саркофагах. Одним из древнейших изображений Благовещения считаются также мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.). Программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией. Здесь мы видим непривычный для нас образ — Дева Мария восседает на троне, одетая как знатная римская женщина, Ее окружают ангелы: один слетает к Богоматери сверху, а четверо стоят возле Ее трона, самый крайний справа беседует с праведным Иосифом. Сцена торжественная, словно перед нами придворный прием.

http://e-vestnik.ru/culture/sovet_prevec...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН [Греч. Λουκα κα Γεμινιανς] († ок. 303), мученики (пам. визант. 16 и 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 16 сент.). Источники Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Пространное греч. Мученичество Л. и Г. издано Ф. Алькеном по рукописи Vat. gr. 866, XI-XII вв. Сохранился также лат. перевод этого Мученичества (BHL, N 4985), который имеет неск. редакций Х в. (BHL, N 4986-4988). На его основе составлено Житие Л. и Г. для Мартиролога Адона 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 358-359). Кратко история Л. и Г. изложена в Мартирологе Беды, 1-я пол. VIII в. (PL. 94. Col. 1046-1047), в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии», ок. 940 г. (PL. 135. Col. 717-718), во Флорилегии из мон-ря Монте-Кассино (Bibliotheca Casinensis. Monte Casino, 1877. T. 3. P. 270-271) и в др. более поздних памятниках. Краткие Жития этих святых содержатся также в составе визант. синаксарей (напр., в Синаксаре К-польской ц., архетип кон. Х в.). Пространные греч. и лат. Мученичества датируют кончину Л. и Г. 16 сент., а в визант. синаксарях Жития этих святых помещены под 17 сент. (SynCP. Col. 53-54; PG. 117. Col. 56 и др.). В лат. Мартирологах сведения о Л. и Г. также указаны под 16 сент.: Мартиролог Адона (PL. 123. Col. 358), малый Римский Мартиролог сер. IX в. (Ibid. Col. 170) и др. Мученичество Христианка Л. была знатной и богатой жительницей Рима. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонение на христиан, ей было 75 лет, из к-рых 36 она прожила во вдовстве. Л. призвала своего сына Евпрепия (в Синаксарях - Евтропий) открыто исповедать христ. веру, но тот отказался и донес на мать императору. Диоклетиан велел члену имп. совета Гевалу отправиться за Л. Когда ее доставили на допрос к императору, Л.

http://pravenc.ru/text/2110873.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010