Иер. 33:14–16 14. Се грдтъ, реч Гдь, и возставлю слово благо, еже глаголахъ к дом и к дом 14. Вот наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. 15. Во днехъ онхъ и в то врем, произрастити сотворю расль правды: и сотворитъ сдъ и правд на земл. 15. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. 16. Во днехъ онхъ спасенъ бдетъ и пребдетъ в надежди: и есть им, имже наректъ его: Гдь праведенъ нашъ. 16. В те дни Иуда будет спасен, и Иерусалим будет жить безопасно; и нарекут имя ему: «Господь оправдание наше»! 14–16. «Слово благо», сказанное Господом к дому Израилеву и Иудину, упоминается и в Иер. 29:10 . Но между тем как там это «слово благо» относится к возвращению народа из плена в отечество, здесь оно имеет своим предметом все содержание Иер. 33:15–18 . Важнейшая часть этого содержания, стихи Иер. 33:15, 16 , составляет повторение слов, произнесенных Иеремиею в первый раз еще в царствование Иехонии ( Иер. 23:5, 6 ). Но и в 23 гл. воцарение праведной Отрасли Давида соединяется по времени с возвращением из плена (см. толков. Иер. 23:7, 8 ). И в настоящем месте пророчество об этом воцарении следует за предвестием о возстановлении благоденствия по возвращении в отечество. Между тем как в Иер. 23:6  имя: Гдь праведенъ нашъ или: Господь оправдание наше усвоятся праведной Отрасли Давида, здесь тоже имя переносится на Иерусалим. Иерусалиму здесь усвояется значение «престола Господня», к которому «соберутся все народы ради имени Господа» ( Иер. 3:17 ). Он является здесь представителем «спасеннаго» Израиля, между тем как в Иер. 23:6  Отрасль Давида представляется «Вождем» или «Виновником спасения» ( Евр. 2:10, 5:9 ) народа. Там название Отрасли Давида именем: Господь оправдание наше значит, что спасение наше совершается Самим Господом, не нашими праведными делами (ср. Тит. 3:5 ); здесь тоже имя в приложении к спасенным израильтянам значит, что они стали свои Богу ( Еф. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Царь Иосия выступил против егип. фараона, воевавшего с усилившимся Вавилонским царством, и погиб в битве при Мегиддо (609 г. до Р. Х.). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехао II поставил Иоакима (607-597 гг. до Р. X.), к-рый не собирался продолжать дело своего отца Иосии. Пророк описывает нек-рые события царствования Иоакима. Вскоре после его восшествия на престол, в один из праздников, когда во дворе храма собралось мн. молящихся из всех городов Иудеи, И. по повелению Божию возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием, а храм постигнет участь Силома, к-рый был разрушен (Иер 26. 6). С этого времени начинается борьба И. со священниками и с лжепророками Иерусалима. Он проповедует, что иудеям нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и со злыми обычаями. Пророка пытались схватить, и только вмешательство царедворцев спасло И. Однако царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников И., прор. Урию (Иер 26. 23). После этого события начинается крестный путь пророка. Свои переживания он изливает в псалмах, к-рые часто называют «исповедями» И. (Иер 11. 18-23; 12. 1-6; 15. 10-21; 17. 12-18; 18. 18-23; 20. 7-18). Он предвидел, что народу не избежать возмездия, но не имел возможности предотвратить его, т. к. правители не обращали внимания на его предсказания. И. не остановился и перед прямым обличением царя Иоакима (Иер 22. 15-19). Лжепророки схватили И. и, представив на суд князей и народа, требовали его немедленной смерти (Иер 26. 8). Только усилиями некоторых благорасположенных к нему князей он был спасен от расправы (Иер 24). В 604 г. в Вавилоне царем стал Навуходоносор II. И. было открыто, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом И. продиктовал своему ученику Варуху , к-рый прочел их перед народом в храме (Иер 36. 1-8), после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким слушал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню. И. с Варухом едва спаслись от царского гнева, «но Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). Позднее в тайном убежище И. и Варух вторично записали пророчества, и еще было «прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Вскоре И. схватили и поставили у ворот в колодках.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Толкований на книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова в отеческий период не было. Кое-что собрано из творений Григория Великого Патерием, и то подвергается сомнениям (М. 79, 917–940). Первое толкование составлено Рабаном Мавром (М. 109, 671–1126), вошедшее и в глоссу Страбона (М. 113). Затем уже в XVI веке появляются труды Янсения (Antwerp. 1589 г.), в XVII-м Корнелия а Ляпиде (Antw. 1633). В новое время: Horowitz. D. В. Iesus Sirach. Berl. 1865. Lesetre. Par. 1888 и 1896. Keel. Sirach, das Buch von Weisheit. Kempten. 1896. Multon. Ecclesiasticus. Lond. 1896. Knabenbauer. Comment. in Ecclesiasticum. 1902 г. Levi. L " Ecclesiastique ou la Sagesse de Iesu fils de Sira. 1898–1901 гг. В последнее время очень много монографий посвящено новооткрытым еврейским отрывкам книги Сираха: Halevy. Etude sur la partie du texte Hebreu de 1 " Ecclesiastique. Par. 1897. Smend. Das hebraische Fragment der Weisheit des Iesus Sirach. 1897  г. Touzard. hebreu de 1 " EccIesiastique. 1897. Kцnig. Die Originalitat des neulich entdeckten hebraischen Sirachtextes. 1899 г. Strack. Die Spruche Iesus des Sohnes Sirach. Leipz. 1903 г. Peters. Liber Iesu filii Sirach sive Ecclesiasticus hebraice. Freib. 1905 г. На русском языке есть лишь довольно давняя экзегетическая монография: Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями (автор неизвестен, но вероятно еп. Агафангел). Спб. 1860 г. Актовая речь в С. – Петербургской Академии проф. Рождественского. Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки. Спб. 1903 г. Пророческие книги К пророческим неканоническим книгам следует отнести: книгу пророка Варуха, Послание Иеремии и третью книгу Ездры. Книга пророка Варуха Эта книга содержит в себе послание пророка Варуха, сотрудника и писца Иеремии, к палестинским иудеям, посланное из вавилонского плена. По тону, изложению и содержанию книга Варуха разделяется на две части: 1:14–3:8; и: 3:9–5:9. Предваряемая кратким историческим введением ( Вар.1:1–13 ), первая часть заключает ряд рассуждений общебогословских о том, что истинная мудрость, долгая жизнь и истинное благополучие зависят от Господа, Который даровал их избранному народу в книге Своих заповедей, но Израиль нарушал последнюю многократно и потому подвергся плену. В конце части помещена молитва к Богу о помиловании Израиля ( Вар.1:14–3:8 ). Во второй части, распадающейся на два отдела (3:9–4:5, и 4:6–5:9), в первом отделе элегически описываются страдания Иерусалима и всего иудейского народа, вспоминается уклонение его от мудрости Господней, как причина страданий, приглашается Израиль обратиться к Богу ( Вар.3:9–4:5 ), во втором отделе излагается ряд пророчеств о будущей славе Израиля среди всех народов ( Вар.4:6–5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Интересно отметить, что современные язычники с удовольствием муссируют тему о том, что якобы король Артур был русичем - потому что звали его АртуРиУС и решения он принимал за круглым столом как на славянском вече. Конечно человек в здравом уме эти аргументы о русскости короля Артура воспримет как анекдот. Но интересен другой момент. Ведь если с точки зрения язычников-националистов это так хорошо, чтобы у бриттов был король-русич который привнес им замечательные вечевые принципы, то получается точно так же хорошо если бы кто-то из иностранцев принес русичам возвышенные христианские принципы ведущие к вечной жизни в Царстве Небесном. Ложь 2 а . Славяне - варвары Пять лет назад злопыхателям удалось вырвать из контекста слова Патриарха Кирилла, сказанные в одном из интервью, и раздуть из этого скандал. По всем антироссийским сайтам пронеслась «новость»: «Патриарх назвал славян животными». Обрезанный кусок видео уже почти 5 лет предъявляется неоязычниками каждому, кто посмеет заикнуться о необходимости жизни в Церкви. Давайте разберемся что тут к чему. Неоязычниками тиражируется этот фрагмент из видеоинтервью Патриарха: «В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие. » Бинго!!! Вот оно! Язычники в экстазе!!! Патриарх назвал славян зверьми - ну теперь-то идеологическая победа у язычников в кармане! Что мы видим? То что язычники-националисты, считающие себя русскими, не знают родного русского языка! Ведь иначе они бы знали что слово «варвар» - греческого происхождения (др.греч. βρβαρος, barbaros - «чужеземец») и буквально означает " произносяший непонятные звуки типа «вар-вар-вар-вар» " . И получается логически дооформленная мысль Патриарха выглядит так:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

V. В большинстве описаний восхищений и путешествий праведников по небу в апокрифической и мистической евр. лит-ре (см. ст. Меркава ) центральным эпизодом является предстояние перед престолом Божиим. Хотя престол упомянут в 3 Вар (6. 8 [слав.]; 9. 4 [слав.]), В. его не видит, т. к. врата 5-го неба остаются для него закрытыми. Ангелы выполняют волю Бога - влекут по небу колесницы солнца и луны; сообщают арх. Михаилу о деяниях людей; раздают награды и наказания людям. В книге упоминаются 2 ангела-посланника: Фамаил описывается как архангел (10. 1 [греч.]), «ангел сил» (γγελος τν δυνμεων - 2. 6 [греч.]; 10. 1 [слав.]), и истолкователь откровений (11. 7 [греч.]); Сарасаил приносит откровение Ною (4.15). Во главе ангелов в 3 Вар - Михаил, архистратиг, «хранитель ключей от Царства Небесного» (11. 2), совершающий богослужение в Небесном храме. В главах 11-16 он показан как единственный посредник между Богом и ангелами, к-рые следят за людьми. В слав. версии поименно названы 5 ангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил (во мн. рукописях вместо Уриила назван Фануил). Имя «Сатанаил» меняется на имя «сатана», когда он теряет свое положение (4. 7). Однако не исключено, что имя «Сатанаил» вторично по отношению к имени «Самаил» греч. версии; «Самаил» - начальник злых ангелов, часто встречается в раввинистической лит-ре и нек-рых апокрифических произведениях. Через непослушание Адам был лишен «славы Божией» (4. 16 [греч.]). Награда за праведность - елей, возможно являющийся знаком славы Божией, к-рую ангел, сопровождающий В., не раз обещает ему показать (6. 12; 7. 2; 11. 2; 16. 3 [слав.]). Ангел описывает место упокоения праведников как место славы (16. 4 [слав.]), но В. оно не показано. История о птице феникс, известная в классической, евр. и христ. древности, тоже присутствует в 3 Вар. В раннем христианстве эта история использовалась как символическое описание Воскресения Христа, но в 3 Вар феникс защищает мир от испепеляющих лучей солнца, к-рые иначе уничтожили бы людей за неправедные дела.

http://pravenc.ru/text/154383.html

92. Предсказывал семидесятилетнее пленение, конец которому был положен указом персидского царя Кира в 538 году, сокрушившего Вавилонское государство (25, 11). Пророчествовал св. Иеремия о Спасителе, Его страданиях; о предательстве Иуды: и прияша тридесять сребреник, цену Цененнаго, егоже цениша от сынов Израилев, и дашая на село скудельничо, якоже сказа мне Господь ( Мф. 27, 9–10 ); о заключении Нового За вета, вечного, духовного, когда в таинствах крещения и покаяния Бог прощает беззакония и грехи. 93. Пророк возвещал о наказании мидийским царем царства Вавилонского и гибели языческих народов за их жестокость, идолослужение, ибо они, видя пророков Божиих и чудеса и познавая закон Творца, не обращались к истинному Богу. Царства языческие рушились от зла и гибли от самих же язычников: ассирияне уступили свое царство Вавилонскому, а Македонское – Римскому. 94. Пророка Твоего, Иеремии, память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. 95. Пророк Варух, живший при Иеремии, был его учеником и писал свитки пророчеств Иеремии. Память святого пророка Варуха совершается 28 сентября/11 октября. 96. Варух путешествовал в Вавилон и возвещал слово Божие о премудрости Создателя, покаянии, утешении, тайне Боговоплощения: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе. 97. Мы согрешили пред Господом и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа, Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа ( Вар. 1, 17–18 ). 98. Мы были непокорны пред Господом, Богом нашим ( Вар. 1, 19 ). 99. Если бы народ ходил путем Божиим, то жил бы в мире во веки ( Вар. 3, 13 ). 100. Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы... узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир ( Вар. 3, 14 ). Из книги пророка Иезекииля Сотница 1. В пятый год пленения было явление славы Божией на небе – Херувимской колесницы, и видел пророк четырех животных, и двигались они в колеси. 2. И сказал Господь пророку, что посылает его к народу с жестоким сердцем, и не бойся его. 3. И съел пророк книжный свиток, что дал ему Господь, а там написано было: плач, и стон, и горе, ибо такова была проповедь пророка (2, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Афинагором (Legat. §69), Ефремом Сириным (Орр. III, 212 р.). Их очень часто в полемике с арианами цитирует св. Афанасий (С. Arian. §49. De incarnat. 22…). Ими же пользуются Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. XI, 15), Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нисский , Евсевий Кесарийский , Дидим, Епифаний, Златоуст и др. Также слова: посем на земли явися и с человеки поживе ( Вар.3:38 ), часто цитируют, как «пророчество» о воплощении Сына Божия, в отеческой письменности, иногда под именем пророчеств Иеремии, например Ириней (Прот. ерес. V, 35), Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. IV, 35; XII, 4), Григорий Богослов (Epist. 102), Григорий Нисский (Adv. lud.), Епифаний Кипрский (О ересях. 53, 55, 63) и мн. др. Климент Александрийский цитирует, как «святое писание», Вар.3:16–19 (Paed. II, 3), Ориген в том же смысле цитирует Вар.3 (Com. in Ier. 31 с.). Многократно цитируют разные места из книги Варуха Кирилл Александрийский , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и другие православные церковные писатели и учители. В православном богослужении в паремиях в навечерие Рождества Христова на часах и вечерне читается Вар.3:36–4:4 . Итак, согласно своему общему содержанию и характеру и указанным частностям, справедливо книга Варуха помещалась и ныне помещается в ряду священно-библейских писаний. Объяснением книги Варуха в отеческий период занимался бл. Феодорит (М. 81 t.)· Другие отцы и учители не оставили на нее толкований. В новое время в западной литературе изданы следующие ценные экзегетические монографии: Reusch. Erklarung d. В. Baruch. Freib. 1853. Trochon. Ieremie, Lamentationes, Baruch. 1878 г. Kneuker. Das B. Baruch. 1879. Daubanton. B. Baruch. 1888. Knabenbauer. Commentarius in pr. Daniel. Lamentationes et Baruch. Par. 1891. Rotstein. 1900 г. (в издании Кауча). В русской литературе ценна библиологическая и критико-текстуальная, не раз упомянутая, монография архимандрита Антонина. Книга пророка Варуха. Спб. 1902 г. Главная цель автора восстановить древний еврейский оригинальный текст книги Варуха, но попутно обстоятельно решаются библиологические, текстуальные и экзегетические вопросы о книге Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  Важнейшие предсказания: 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер 25:11); возвращение из пленения (Иер 29:10): восстановление Иерусалима (Иер 30:18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер 31:31–34); объединение Иудеи и Израиля (Иер 3:18). 2. Несбывшиеся до нашего времени предсказания: полное возвращение всех рассеянных евреев в мире в Палестину, предсказание началось сбываться 14 мая 1948 года — начало государства Израиль; никто не предполагал, что оно вновь возродится (Иер 16:14–21; 23:33–34; 31:1–25 и др.); установление царства мира Мессии (Иер 30:21) и обращение к Богу всех евреев (Иер 33). Пророк Иезекииль ЛЕКЦИЯ 32 Последняя лекция о последних двух пророках Ветхого Завета — Иезекииле и Данииле. Эта тема одновременно перекидывает «мостик» в Новый Завет.   Мы в прошлый раз говорили об эпохе пророка Исаии, о тех пророках, которые были его современниками, о личности, которую мы знаем, как Второ-Исаия, который жил позже. Пророков той эпохи мало тревожила посмертная участь человека, все их существо поглощала вера, необъяснимым путем решая те вопросы, которые рождались в их тревожном, расколотом сознании. Предсказания пророков сбылись раньше, чем этого ожидали. Северное Израильское Царство было сметено с лица земли Ассирией в 722-ом году, и в 856-ом году Вавилонский царь Навуходоносор II взял штурмом Иерусалим, разрушил храм и переселил основную массу жителей Иудеи на Восток (4 Цар, 24–25). Казалось бы, эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению как нации, так и религии, но этого не случилось. Закваска первых пророков была настолько сильна, что и вдали от родины иудеи продолжали осознавать себя как единое целое. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой иудейство преобразовалось в религиозную общину, в Ветхозаветную Церковь.   Из эпохи вавилонского плена мы с вами отмечаем, прежде всего, пророка Иезкииля, сына священника Вузия. Слово «Иезекииль» может быть переведено «Бог силен» или «Моя сила — Бог».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Зане согрешиша Господу, пажить правды, собирающему отцев их Господу». Так и блаженный Давид говорит: «мы же людие Его и овцы пажити Его» ( Пс.99:3 ). Тоже и здесь говорит Иеремия, а именно, что были они пажитью правды Господу, Который избрал отцов их. Иер.50:8 . Отъидите от среды Вавилона, и от земли халдейски изыдите, и будите яко козлища пред овцами. Слово: «козлища» сирский толковник перевел: козлы. Посему советует им превзойти крепостью Вавилонян, и возвратиться в отечество. Потому и уподобил их козлам; так как козлы сильнее овец. Так и богомудрый Даниил видел Александра подобным козлу, а Дария подобным овну ( Дан.8:20,21 ). Сказует же Пророк о множестве врагов, приступающих к Вавилону, о том, что преодолеют его, и ( Иер.50:10 ) «наполнятся» собранными там благами. Объясняет и причину бедствий, какие потерпит Вавилон. Иер.50:11 . Зане веселистеся, и велеречивасте, расхищающе наследие Мое, скакасте бо яко тельцы на траве, и бодосте яко же волы». ( Иер.50:12 ). «Поругана бысть мати ваша зело», то есть, поруган Вавилон. Иер.50:12 . Посрамися 28 родившая вас матерь во блага; то есть, оскудела благами. A сие дает видеть крайнюю степень разорения; сие же показывают и последующая за сим слова: «Се, последняя во языцех пуста» и безводна. ( Иер.50:13 ). «И от гнева Господня не» населится, и «будет в запустение». Сказует также, что проходящие Вавилоном, по причине чрезмерного бедствия, приемлют на себя печальный вид, и изумление свое выражают свистанием. Повелевает и стрелкам не щадя бросать стрелы и наказать Вавилон за нечестие его; ( Иер.50:14 ) » понеже " , говорит Пророк, «пред Господем согреши». Предсказывает и боязнь Вавилонян, и разрушение стен; присовокупляет и причину бедствия. Иер.50:15 . Яко месть Господня есть, отмстите ему, яко же сотвори, сотворите ему. ( Иер.50:16 ). «Потребите семя от Вавилона, держащаго серп во время жатвы», то есть, предавайте смерти, не ополчившихся только, но и земледельцев; потому что и они поступали также, воюя с Израилем. «От лица меча еллинска, кийждо к людем своим обратится, и кийждо в землю свою убежит». Кир до взятия Вавилона разбил Лидян, покорил Ионян и Эолийцев, которые переселились в Азию из Эллады. Поэтому и их, приведя с собою, ополчил на Вавилонян. И не напрасно пророческое слово упомянуло об Еллинах, но давая сим знать, что и вдали жившие народы собрало против Вавилонян Божие определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 17, 18. Нам кажется, что это более вероятно, так как в описи монастыря 1701 г. о нем сказано: «...колокол воскресной вкладной царя Борисовской без надписи» (см.: ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об.). См. также: Опись Троице-Сергиева монастыря 1735 г. – ЗИХМЗ, рук., 46, лл. 274 об., 275. Интересно также отметить, что колокол 1594 г. в поздних описях XVIII–XX вв. называется «Лебедем», а большой – «Годунов» или «Цареборисов». 255 Краткий летописец свято-троицкия Сергиевы лавры. – Горский А. В. Указ. соч.; см. также: Голубинский Е. Указ. соч.. с. 226. 260 Арсений, иер. Указ. соч., с. 46. Гедеон, иер. Прибавление из книги..., с. 82. Сведения о троицком мастере Игнатии в монастырских документах нами не обнаружены. 262 ЦГАДА, ф. 1204. оп. 1. ч. 1, 1796, д. 1993. Арсением внесена поправка в дату: не 7151 а 7181 г., так как «поименованные на нем власти были в лавре в 1667–1674 гг. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 46. По-видимому, были неправильно прочтены буквы с цифирью: Н и П 263 Они значились также в числе колоколов именуемых как «четыре брата». См.: Гедеон, иер. Указ. соч., с. 82. Колокола 1649 и 1665 гг. именовались зазвонными и весили около 60 пудов. 264 Опись 1641 г., л. 616. Здесь также уместно заметить, что литье колоколов в. монастыре имело более древние традиции. Например, среди троицких мастеров, умерших в конце XV – первой четверти XVI в., известно имя мастера Никифора – «колокольника ноугородца». См.: Николаева Т. В. Указ. соч., с. 247. 267 ЦГАДА, ф. 237, оп. 1, д. 27, лл. 359, 359 об. Необходимо заметить, что опись монастыря 1701 г. интересна для датировки несохранившегося петровского указа. 268 С точки зрения реальных событий, связанных с выполнением петровского указа, большой интерес представляет выявленный О. А. Белобровой рассказ о «чуде» с колоколами Троице-Сергиева монастыря 1701 г. 271 В этой связи можно упомянуть немало легенд, связанных с пребыванием Петра I в Троице-Сергиевом монастыре (см.: Белоброва О. А. Указ. соч., с. 309). 272 Надпись на колоколе опубликована пер. Арсением с ссылкой на дела Учрежденного собора лавры. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 7. 274 В связи с тем, что большая часть документов по истории создания «Царь-колокола» сгорела во время пожара в 1746 г., то в данном случае надпись на колоколе, зафиксированная иер. Арсением, является ценным источником. См.: Арсений, иер. Указ. соч., с. 43. 275 Попутно заметим, что «колокольный завод с литейной ямой, амбарами для материалов и инструментов и изба для мастеров был устроен в Сергиевом посаде близ приходской Воскресенской церкви, саженях во сто от северо-восточной башни лавры». См.: Арсений, иер. Указ. соч.. с. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010