Но в это время еще не был сожжен Иерусалим. В пятый после полного разрушения Иерусалима Навузарданом? Но тогда Иехония еще томился до 37 года своего плена в темнице в Вавилоне ( Иер.52:31–34 ). А по книге Варуха это послание читалось «вслух Иехонии, и всего народа… и вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин… при реке Суд» ( Вар.1:3–4 ). Очевидно, у Иехонии не могло быть такой обстановки в Вавилоне, о какой говорит Варух. Не мало «недоумений» возбуждают и упоминаемые здесь «сыновья царские», так как ни у Иехонии, ни у Иоахаза и Седекии их не могло быть. Далее, в 7 стихе читаем: «послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, первосвященнику». По книге Иеремии, последним первосвященником был Сераия, которого Навузардан увел в плен, и в Ривле он был убит по приказанию Навуходоносора ( Иер.52:24–27 ). Первосвященник же Иоаким был уже после возвращения всех иудеев из вавилонского плена ( Неем.12:26 ; Иосиф Флавий. Древн. XI, 51). Впрочем, в греческом тексте стоит: ιερα, т. е. Иоаким был лишь священником, хотя может быть и старшим. В Вар.1 упоминается о каких-то «серебряных сосудах дома Господня, устроенных Седекией», – о чем нигде не говорится, а в книгах Царств ( 4Цар.25 гл.) и Иеремиин (52 гл.) говорится о сосудах, устроенных Соломоном. Это недоумение считает «неустранимым» и позднейший русский защитник авторитета кн. Варуха, архим. Антонин, и признает лишь «порчу текста» (Ук. соч. 20–22 стр.). В Вар.1 читаем: «купите на это серебро всесожжения и жертвы за грех… и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего…», а между тем, по свидетельству исторических книг, храм и жертвенник были Навузарданом сожжены и разрушены до основания, а ценные металлические части их и нужные при жертвах орудия и сосуды: щипцы, чаши, котлы, лампады и прочее, увезены в Вавилон ( Иер.52:13, 17–23 ). Таким образом, жертв приносить в Иерусалиме не на чем и нечем было, а потому по возвращении из Вавилона иудеи прежде всего «соорудили жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения… и поставили жертвенник до основания его и стали возносить на нем всесожжения Господу…» ( 1Езд.3:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иер.7:11 .  Не соделал­ся ли вертепом раз­бойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Го­с­по­дь. Иудеи самый храм превратили в вертеп или пещеру, куда временно укрываются от преследования властей разбойники. Иер.7:12 .  Пойдите же на место Мое в Силом, где Я пре­жде назначил пре­бы­вать име­ни Моему, и по­смотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. «Силом», город колена Ефремова, до смерти первосвященника Илия был таким же теократическим центром, каким теперь служит Иерусалим. Однако за грехи дома Илия и всего народа Израильского он лишен был своего великого преимущества и теперь, во время Иеремии, он представлял собою одни развалины. Иер.7:13 .  И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Го­с­по­дь, и Я говорил вам с ран­него утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, – Иер.7:14 .  то Я так же по­ступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как по­ступил с Силомом. Иер.7:15 .  И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Точно также поступит Господь и с нынешним центральным пунктом теократии – Иерусалимом и его храмом. – «Семя Ефремова» – 10 колен Израилевых, названные здесь по имени сильнейшего колена. Иер.7:16 .  Ты же не про­си за этот народ и не воз­носи за них молитвы и про­ше­ния, и не ходатай­с­т­ву­й пре­до­ Мною, ибо Я не услы­шу тебя. Иер.7:17 .  Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Иер.7:18 .  Дети собирают дрова, а отцы раз­водят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать воз­лияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Иер.7:19 .  Но Меня ли огорчают они? говорит Го­с­по­дь; не себя ли самих к стыду своему? Иер.7:20 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, изливает­ся гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева по­левые и на плоды земли, и воз­горит­ся и не по­гаснет. Чтобы показать неизбежность наказания, возвещаемого иудеям, Господь запрещает пророку и молиться за этот народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

III. Книга св. пророка Варуха 1. Сведения о пророке Варухе Пр. Варух, по свидетельству его книги, был сын Нирия, сына Маассеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина, (1:1). Перечисление предков до пятого поколения дает основание заключать о знатности рода Варухова (Иосиф Флавий). Если Варух был братом Сарея, который так же, как и Варух, был сыном Нирия, сына Маассеева, то мнение Иосифа Флавия о знатности его рода находит для себя подтверждение и в том еще, что брат его Сарея занимал высокую должность при царе Седекии – начальника даров ( Иер. 51:59 ), или заведующего сбором податей. Варух был учеником, другом ( Иер. 32:12–16 ) и помощником пр. Иеремии, записывал по поручению и со слов пр. Иеремии пророчества последнего ( Иер. 36:2, 4, 8, 28–32; 45:1 ) и разделял с ним скорби житейские ( Иер. 36:26, 43:3 ), на которые иногда, подобно самому пр. Иеремии ( Иер. 20:14–18 ), горько жаловался ( Иер. 45:3 ). После взятия и разрушения Иерусалима Навуходоносором, пр. Иеремия, получив сам свободу от плена ( Иер. 39:11–18; 40:1–6 ) и находясь в Массифе, испросил (по свидетельству Иосифа Флавия) также свободу и ученику своему Варуху, который и оставался некоторое время вместе с ним в Иудее и вместе же с ним насильно увлечен был иудеями в Египет ( Иер. 43:6–7 ). Здесь, в Египте, Варух оставался до смерти пр. Иеремии и потом на пятом году по разрушении Иерусалима переселился в Вавилон в то время, как войско Навуходоносора, во исполнение пророчества Иеремии ( Иер. 46:2–24 ) опустошило Египет. По преданию, он там, в Вавилоне, 162 и умер, в 12-м году по разрушении Иерусалима. Память св. пр. Варуха совершается нашею церковью 28 сентября. 2. Происхождение книги пророка Варуха; время, место и цель написания её; отношение её к книге пр. Иеремии Когда иудеи, переселенные в Вавилон Навуходоносором, узнали о взятии и разрушении Иерусалима и сожжении храма, то решили послать в Иудею к своим соотечественникам, которые оставлены были там для возделывания земли (ср. Иер. 39:10; 40:6 ), вместе с собранными деньгами и некоторыми священными сосудами, послание или письмо. Это-то письмо к оставшимся на родине иудеям, написанное от лица пленников вавилонских и по поручению их пророком Варухом и прочитанное прежде отправления его по назначению в присутствии пленного царя Иехонии и всех живущих с ним в плену иудеев, – и составляет «книгу пророка Варуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Иер. 5, 1–31 : Причины возмездия Божия. Пророчества во дни Иоакима ( Иер. 7–20 ): Пророчество о разрушении Иерусалима и храма. Истинная мудрость – знание Господа. Иер. 23, 1–7 : Пророчество о наказании пастырей и предсказании о пришествии Истинного Пастыря. Иер. 31, 35–37 : Пророчество об отвержении Израиля. Составление и чтение книжного свитка ( Иер. 36, 1–19 ). Уничтожение свитка пророчества о погибели 290 ( Иер. 36, 2–26 ). Составление нового свитка ( Иер. 36, 27–32 ). Гонения пророка – заключение его в темницу ( Иер.37 , Иер.38 ). Мученическая кончина пророка. Внутреннее состояние избранного народа в период разделения царства Ослабление политического могущества народа и падение его в религиозно-нравственном отношении. Государственное одобрение идолопоклонства. Выставление царями Израильскими идолопоклонства знаменем своей политической независимости. Итог: царство Израильское навсегда потеряно для домостроительства Божия. Но и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян. Испытания народа Иудейского. По мере религиозно-нравственного падения народа все явственнее и громче повторялись ему Обетования о Спасителе: с изумительной точностью описание земной жизни от рождения от Девы ( Ис. 7, 14 ) в Вефлиеме ( Мих. 5, 2 ), до дарования Нового Завета ( Иер. 31, 31 ), страдания ( Ис. 53, 5 ), Воскресения ( Ос. 6, 2 ) и излияния Духа Божия на всякую плоть ( Иоиль 2, 28 ). Бесследное исчезновение Ковчега Завета. Потеря предназначенного положения – быть светом для всех народов. Божественный Промысл приготовляет человеческий род к принятию Спасителя мира. Домашнее задание ПЕРИОД СЕДЬМОЙ – От разделения царства до разрушения храма вавилонянами. ? Сравнить Иудейское и Израильское царства (письменно); – Выписать в тетрадь и выучить наизусть пророчество Исаии о Спасителе ( Ис. 7, 14 ). 1 . Обстоятельства разделения царства на Иудейское и Израильское. 2 . Краткая характеристика Иудейского и Израильского царства на момент образования. 3 . Иеровоам – первый царь Израильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Иер. 23:29 ). О тех и других и третьих Господь говорит: се азъ на пророки… эти слова значат то же, что: «Я простру руку Мою на пророков» (ср. толк. на Иер. 6:12 ). И пользою не упользютъ людей сихъ ср. Иер. 6:14, 8:11 . Се азъ ко пророкмъ: προς τ. προφτας. Тожественное греч. выражение в Иер. 23:31  и Иер. 23:32  точнее переведено: ...на пророки (ср. евр. ). зыкомъ: этот перевод следует чтению Александр. сп. Но Ват. сп., Комплют. и Альд. изд. последнее слово приняли не в дат. (γλσσ), а в род. падеже (γλσσης): «износящия пророчествия языка» – пророчества, начало которых в языке, не глубже, – чтение, дающее более определенный смысл! – И сво: этот перевод основан на смешении корня (пророчествовать) с (дремать). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 23:33–40 Ст. 33–40. Содержание этого отдела составляют увещание не злоупотреблять двояким значением евр. слова (бремя; возглас, вопль) и угроза за такое злоупотребление. Иер. 23:33–34 33. И аще вопростъ ил пророкъ, ил свщенникъ, рекще: кое (есть) брем Гдне; и речеши к нимъ: вы ест брем, и поверг васъ, реч Гдь. 33. Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?» то скажи им: какое бремя? Я покину вас, говорит Господь. 34. Ипророкъ, и свщенникъ, и же ректъ, брем Гдне, посщ на мжа того, и на домъ ег. 34. Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его. 33, 34. К истинному пророку Господню Иеремии обращались с вопросом: какое масса Господне? Пророк Иеремия, как и другие пророки, часто употребляли слово масса, обозначая им вдохновенные изречения, произносимые громко как потому, что они произносились лицами, находившимися в возбужденном состоянии, так и потому, что произносились большею частию пред народным собранием. Масса=возглас, вопль (букв. возвышение голоса). Но масса значит также: ноша, бремя (=то, что поднимают). Спрашивая пророка Божия: «Какое масса Господне?» народ, лжепророки и священники соединяли с словом масса не то значение, какое усвоял ему сам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

ниже, примеч. к толков. Иер. 30:23, 24 ) точнее воспроизводит смысл евр. чтения. В Иер. 23:20  из слов: «помышление сердца своего» – последнее следовало бы заменить словом «его» (=ατο): ярость Господня... совершит помышление сердца Его (Господа), а не своего (ярости?). Иер. 23:21–22 21. Не посылахъ пророки, а он течах: не глаголахъ к нимъ, и пророчествовах. 21. Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. 22. И аще бы стали в совт моемъ, слышаны сотворили бы словеса мо, и вратили бы людей моихъ пт ихъ лкаваг, и ихъ лкавыхъ. 22. Если бы они стояли в Моем совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои, и отводили бы их от злаго пути их и от злых дел их. 21, 22. Если пророки, проповедуя мечты своего сердца ( Иер. 23:16 ), поощряют отступников от Господа, обещая им прочный мир ( Иер. 23:17 ): то это, очевидно, не посланники Господни. Если бы они знали подлинные намерения Божии, если бы действовали по прямому повелению Господню: то они старались бы отвлечь народ от того образа жизни, за который народ этот называется «отвергающим» Господа (ср. Иер. 23:17 ). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 23:23–32 Ст. 23–32. Господь знает действия ложных пророков, своими сновидениями отвлекающих народ от пути истинного богослужения. Между этими сновидениями и подлинным словом Божиим нет ничего общего. Проповедующих лживые сны Господь накажет. Иер. 23:23–24 23. ) Бгъ приближайс азъ есмь, глаголетъ Гдь, а не Бгъ издалеча. ) Евр.: еда Бгъ близъ азъ есмь, реч Гдь, а не Бгъ издалеча; 23. Разве Я Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? 24. Аще утаитс кто в сокровенныхъ, и азъ не узрю ли ег; реч Гдь: еда нбо и землю не азъ наполню; реч Гдь. 24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. 23, 24. Первый из этих двух стихов в переводе слав.-греч., при кажущемся отличии последнего от перевода русского, может быть понят в смысле сходном со смыслом русского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет. Во Второй книге Маккавеев (см. 2 Мак.2:4-5) написано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский (356—323 гг. до Р.Х.) с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии. Главная мысль Книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый Завет. Иеремия по своему внутреннему складу был склонен к лирике, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии.    Содержание Книги пророка Иеремии:    о призвании Иеремии (Иер. 1 гл.);    содержит пророчества времен Иосии (Иер. 2-6 гл.);    пророчества времен Иоакима (Иер. 7-20 гл.);    обличения царей и лжепророков (Иер. 21-25:14);    пророчества о соседних народах (Иер. 25:15-38 и Иер.46-51 гл.);    о разорении и восстановлении (Иер. 26-33 гл.);    Иеремия и последние дни Иерусалима (Иер. 34-45 гл.);    историческое приложение (Иер. 52 гл.).    Следующая за ней книга — Плач Иеремии — была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых яркими красками изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев. В оригинале эта книга написана стихами, с начальными буквами строк (акростихи), расположенными в порядке еврейского алфавита, подобно 36 и 118 псалмам. От лица Иерусалима Иеремия обращается ко всем проходящим с пожеланием им избежать подобной участи, объясняет причины случившегося и просит сочувствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

20-й и последний царь Иудейский – Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. стих 18 с 4Цар.23:31–36 ; ср. Иер.37:1 ). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. 4Цар.23:24 ) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя. Но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе ( 2Пар.36:13 ; Иез.17:13 ); клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер.37:3 ); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, ср. ст. 3). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ( Иер.29:3 и далее), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда ( Иер.51:59 ), но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена – идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию ( Иер.27:3 ). Решившись на это ( Иез.21:20,28 ), вопреки увещаниям пророка Иеремии ( Иер.27:4 и далее) и под влиянием и ободрением ложных пророков ( Иер.28:1 ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589–570 гг. ) ( Иез.17:15 и далее ). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею ( 4Цар.25:1 ). Рассказ ( 4Цар.24:18 – 4Цар.25 ) почти буквально сходен с последней ( Иер.52 ) главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения ( 4Цар.25:22–26 ), а в 4 книге Царств не имеется вычисления ( Иер.52:28–30 ). Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между ( 4Цар.18:13–20 ) с одной стороны и ( Ис.36–39 ) с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник – священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прежде всего, Русь для певца имеет не только национальное, но и вселенское значение. Действительно, нет страны, во всяком случае христианской страны, которая не была бы для него «русской землей». На Руси происходит мучение Егория царем Демьянищем, почему и освобожденный герой возвращается на «святую Русь»: Не бывать Егорью на Святой Руси... (Вар ., 97) Выходил Егорий на Святую Русь. (I, 425) И Федор Тирянин (в одном из вариантов) идет «очистить землю святу-русскую» (I, 544, сл.), хотя отец его, царь Константин Самойлович, царствует в граде Константинове или в Иерусалиме, в «турецкой земле». «По святой Руси» скитается и Богородица во время распятия (4, 243). Вообще Палестина, как святая земля, называется преимущественно русской: Посылает Ирод-царь посланников По всей земле святорусской. (Вар ., 47) Русский царь приводится в связь с Иерусалимом, как со своим городом, в одном варианте стиха о Голубиной книге: Потому Иерусалим-город городам мать, Потому этая церковь над церквами мать, А наш белый царь над царями царь. (Вар., 23) И, наконец, даже рай создался на русской земле, как поется в «Плаче Адама»: Прекрасное солнце В раю осветило Свято-русскую землю, (6, 304) Имена светской политической географии перебиваются с географией религиозной, по которой Русь там, где истинная вера. Конечно, эта идеальная Русь имеет определенный исторический центр в Москве. Единственность православного царя превращается в его превосходство над всеми другими царями: Белый царь - над царями царь. Но, как мы видели, это первенство его покоится исключительно на православии его веры: Он и верует веру крещеную... Он стоит за дом Богородицы. Правда, из этого проистекают национальные, политические последствия - его Восточная Империя: Ему орды все приклонилися. (I, 271) И даже больше - ему дана власть над всем миром: Надо всей землей, над вселенною, (I, 288) что возвращает нас снова к понятию вселенской Церкви. Однако это полное слияние Церкви и государства в народном сознании, при котором эпитет «святая» (вар.: «светлая»), прилагаемый к русской земле, по существу относится к христианской Церкви, не соблазняет певца на идеализацию русского царства. Оно для него отнюдь не является государством Правды. Напротив, то торжество Кривды на земле, которое составляет основной фон социальной философии певца, рисуется им в чертах, заимствованных из русского общественного строя. Певец не хочет отрывать своей аллегории от конкретной исторической действительности:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «...все, что повелю тебе, скажешь.» (Иер.1,5-7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер.1, 9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» (Иер.23, 9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, —говорит Господь, — Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие. Важнейшие предсказания : 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер.25,11); возвращение из пленения (Иер.29,10): восстановление Иерусалима (Иер.30,18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер.31,31-34); объединение Иудеи и Израиля (Иер.3,18).

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010