Поэтому самое главное дело христианина — это молитва к Богу, постоянное обращение к Нему, сознание своей греховности и понимание, что все наши добрые дела просто ничтожны перед Ним. Внутренний молитвенный подвиг и сознание собственной греховности спасает душу человека, не строительство храмов, не миссионерство, не социальная работа. И на земле есть одно место, где все буквально пронизано молитвой, и, попадая туда, ты там вольно или невольно участвуешь в этой молитве. Это Афон. Афон — это место молитвы — Вы часто бываете на Афоне. Что для себя как для пастыря Вы каждый раз открываете там? — Афон — это место удивительное. Все, кто там живет, понимают, что главным для человека является молитва. Они в этой молитве приобретают дар Святого Духа. Там гораздо меньше вещей, которые отвлекают тебя от молитвы. Вообще я считаю, что Афон — одно из свидетельств истинности Православия. И если кого-то можно, например, убедить, что католичество — великая религия, показав ему Рим, толпы паломников, папские музеи, рассказать о культуре европейской религии, о Ватикане, имеющем послов во всех странах, то у нас есть Афон. Афон являет истину и величие Православия. И он для нас удивительное и святое место. Приезжая на Афон, я уже не открываю для себя ничего нового и не хочу ничего открывать. Но там я открываю что-то новое внутри себя. Там есть замечательные старцы, прекрасные иконы, благодатные мощи. Но мне Афон важен тем, что я могу глубже заглянуть внутрь себя. Для меня это возможность побыть одному, помолиться ночью, возможность не отвечать на телефонные звонки, возможность побыть там с моими друзьями, пообщаться с людьми, которые все оставили ради Бога — родину и близких. Очень трудно бывает оставить родину и друзей. Я знаю, что многие русские насельники, когда приезжают в Россию, не могут без слез смотреть на березы. Природа Афона непохожа на российскую, и говорят, это один из самых тяжелых подвигов для русского человека — находиться среди этой унылой и чахлой греческой природы, хотя там море и какой-то свой южный колорит. Для меня Афон — это возможность побыть с этими людьми и посмотреть на них, поучиться их молитве, их подвигу, их умению любить Бога и других людей.

http://patriarchia.ru/db/text/2509470.ht...

Лит.: Reisch E. Altar// Pauly, Wissowa. Bd. 1. Sp. 1640-1691; Ziehen L. Altar//RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 310-329; Daniel S. Recherches sur le vocabulaire du culte dans la Septante. P., 1966; Milgrom J. Studies in Cultic Theology and Terminology. Leiden, 1983; Dohmen C.  //ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 787-801; Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel. Winona Lake (Ind.), 1985; Haak R. Altars//ABD. Vol. 1. P. 162-167; Averbeck R. E.  //NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 888-908. А. А. Ткаченко Изображения Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г. Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г. ветхозаветного Ж. встречаются в росписи синагоги в Дура-Европос (244/5), в сцене «Жертва прор. Илии на горе Кармил». В христ. искусстве его изображение известно с раннего времени - в сценах жертвоприношения праотцев Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека и прор. Илии. Наиболее часто встречающийся сюжет «Жертвоприношение Авраама» присутствует в росписях катакомб, в рельефах саркофагов, на донышках стеклянных литургических сосудов (III-IV вв.). В сцене «Жертвоприношение Авеля и Каина» изображение Ж. встречается в иллюстрациях к Библии, к Октатевхам (напр., Vat. gr. 747. Fol. 25v, XI в.) и в монументальных циклах (Палатинская капелла в Палермо, Сицилия, 50-60-е гг. XII в.). Как правило, Ж. изображали в виде кубического объема, на к-ром в композиции «Жертвоприношение Авраама» обычно разложен огонь. В сцене «Жертва Мелхиседека» в Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) Ж. изображен под балдахином. В ряде сюжетов из ВЗ и НЗ ветхозаветный Ж. предстает в виде христ. алтаря: куб, покрытый пеленой с изображением креста, напр., в композиции «Жертва Авеля и Мелхиседека» в церквах Равенны - Сан-Витале (546-547) и Сант-Аполлинаре ин Классе (ок. 549). Христ. Ж. (св. трапеза) присутствует: в сценах Евхаристии, в изображениях алтарного пространства, а также самостоятельно. Один из ранних примеров последнего - роспись в катакомбах Каллиста (1-я пол. III в.) - стол на 3 ножках с евхаристическим приношением на нем - рыбой и хлебом. Другие типы - престол, покрытый тканью, в сценах Причащения апостолов на серебряной патене (VI в., Дамбартон-Окс); престол ротонды Воскресения в композиции «Явление ангела женам-мироносицам» на крышке реликвария (ок. 600 г., Музеи Ватикана); престолы без покровов в виде тронов с книгами на мозаиках купола Баптистерия православных в Равенне (сер. V в.).

http://pravenc.ru/text/182233.html

Напольная мозаика в базилике еп. Феодора в Аквилее. Нач. IV в. Напольная мозаика в базилике еп. Феодора в Аквилее. Нач. IV в. После издания Миланского эдикта (313) христ. искусство не сразу получило преобладание над языческим и светским. Особенно трудным было его утверждение в Риме, где сохраняли влияние знатные роды, приверженные языческим религиям и культам. В 1-й пол. IV в. большую роль по-прежнему играли памятники, прославлявшие императорскую власть, прежде всего портреты правителей: напр., «Тетрархи» - рельефы основания колонны Константина, стоявшей на форуме Константина в К-поле (вмонтированы в юго-зап. угол собора Сан-Марко в Венеции; еще одно изображение тетрархов находится в Музеях Ватикана); т. н. Колосс Константина, предназначавшийся для базилики Максенция (впосл. Константина; Капитолийские музеи, Рим). От произведений античной скульптуры, к-рые требовали для осмотра кругового обхода, их отличают ориентация на фронтальную т. зр. и, как в случае с т. н. Колоссом Константина и др. бронзовой статуей имп. Константина (Палаццо-деи-Консерватори), огромный, нечеловеческий масштаб; ощущение мощи имп. власти сочетается с выражением отрешенности. До сер. V в. в Риме создавали скульптурные изображения античных философов и мудрецов. После V в. монументальная скульптура как особый жанр на долгое время практически исчезла, осталась преимущественно мелкая пластика, как в виде отдельных статуэток, так и в составе убранства литургических сосудов, светильников и других предметов церковного обихода, и консульские диптихи. Продолжал существовать жанр имп. скульптурного портрета, но большинство памятников этого жанра создавалось уже в К-поле. Ап. Павел. IV–V вв. (Главное управление по охране памятников, Кальяри) Ап. Павел. IV–V вв. (Главное управление по охране памятников, Кальяри) Искусство И. IV-V вв. развивалось в русле раннехрист. искусства Средиземноморского региона, в котором влияние классической античной образности было весьма велико. Локальные различия трудно выявить, и потому у исследователей существуют разногласия по поводу происхождения мастеров, особенно тех, кто работали в провинциальных центрах.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Коммод. Бюст II в. (Музеи Ватикана, Рим) Луций Элий Аврелий [лат. Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus] (31.08.161, Ланувий, близ Рима - 31.12.192, Рим), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов, сын имп. Марка Аврелия (161-180) и Фаустины Младшей; по матери внук имп. Антонина Пия (138-161). Назван в честь Луция Вера Коммода, соправителя Марка Аврелия в 161-169 гг. В 165 г. умер старший брат-близнец К.- Тит Аврелий Фульвий Антонин, и с этого момента К. воспитывался как наследник имп. власти. 12 окт. 166 г. К. и его младший брат Марк Анний Вер были провозглашены цезарями. После смерти Марка в 169 г. К. стал единственным наследником имп. Марка Аврелия. У К. были также 5 старших сестер. Старшая из них, Луцилла, была замужем за имп. Луцием Вером и после его смерти в 169 г. сохранила титул августы. Воспитанию К. уделялось большое внимание; Марк Аврелий приложил все силы к интеллектуальному развитию сына; за здоровьем К. наблюдал знаменитый медик Гален. Во взрослые годы К. отличался атлетическим телосложением, регулярно занимался различными видами физических упражнений, включая владение оружием, и, по сообщениям историков, производил на современников впечатление очень красивого человека. Со 172 г. К. сопровождал отца в военных кампаниях на дунайской границе против маркоманнов. В 172 г. К. получил титул «Германский». В 175 г. был введен в состав коллегии понтификов, жрецов Юпитера Капитолийского, и прошел обряд облачения в тогу (toga virilis), что означало вступление во взрослый возраст. В 176 г., в поездке с отцом по вост. провинциям, К. прошел посвящение в афинские Элевсинские мистерии. 27 нояб. 176 г. К. был провозглашен полноправным императором-соправителем Марка Аврелия; в 177 г. начал пользоваться титулом «август». В 178 г. К. женился на Бруттии Криспине (позднее она была казнена по обвинению в прелюбодеянии). В 178-180 гг. практически постоянно сопровождал Марка Аврелия в продолжавшейся войне на дунайской границе.

http://pravenc.ru/text/1841854.html

В политическом отношении папа, по воззрениям католиков, считается главой мира. В международном праве это положение не признаётся. Далее, по воззрениям Римско-католической церкви, папа есть не только глава церкви, епископ города Рима, но он есть монарх Папской Области. Теперь власть папы над папской областью не признаётся, но члены Римско-католической церкви полагают, что папа имеет и теперь права на область. Если же он в действительности не обладает этими правами, то это происходит вследствие насилий над ним итальянского правительства. римско-католическое духовенство основывает права папы на папскую область на праве давности. В 1870 г. Рим был объявлен столицей итальянского королевства. Папа протестовал против признания Рима столицей Италии; в своих буллах он называл это ограблением церкви, а участников этого признания он подверг отлучению от церкви; папа продолжает смотреть на Рим, как на папскую территорию. Итальянское правительство не признало протеста папы и издало в 1871 г. закон о гарантии независимости и самостоятельности папы, как главы церкви. В этом законе определяются государственные и церковные права в пределах итальянского королевства. По закону 13 Мая 1871 года положение папы представляется в следующем виде: личность папы признаётся священной и неприкосновенной, как личность каждого монарха; преступление против личности папы наказывается наравне с преступлениями против особы короля. Итальянское правительство обязано оказывать папе королевские почести; папа может иметь почётную стражу, телохранителей. В распоряжение папы предоставлены итальянским правительством Ватиканский и другие дворцы, музеи и библиотеки и т. п. Папа распоряжается этими дворцами и учреждениями, но без права отчуждать их. Равным образом, не могут быть отчуждаемы эти дворцы и учреждения и по распоряжению правительства. Доступ в папские здания и в учреждения церковные, имеющие общее значение, может быть открыт государственным чиновником лишь с разрешения папы и его учреждений. Никакой агент правительства, при исполнении обязанностей по службе, не вправе перешагнуть через пороги папских дворцов и учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображение Господне. Гравюра. 1835-1850 гг. Федор Иванович (1800, г. Павловск Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 1883, С.-Петербург), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле. Сын придворного «обойного мастера». С 1809 г. воспитывался в АХ под покровительством имп. Марии Феодоровны, при дворе к-рой его отец состоял на службе. В 1819 г. определен в гравировальный класс к Н. И. Уткину . В 1822 и 1823 гг. за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали; в 1824 г. за гравюру «Меркурий усыпляет Аргуса» с картины П. И. Соколова - малую золотую медаль, аттестат 1-й степени; был оставлен при АХ «для усовершенствования» мастерства. В 1827 г. получил большую золотую медаль за гравюру «Умирающий Авель» с картины А. П. Лосенко. В 1829 г. отправлен пенсионером АХ сначала в Париж в мастерскую Тардьё, затем в мастерскую Ж. Т. Ришома. Во время обучения у Ришома начал гравировать «Святое Семейство» с картины Рафаэля «Лоретская Мадонна» (1509-1510, Музей Конде в Шантийи, Франция). В 1830 г. переехал в Лондон, работал в мастерской А. Раймбаха, по требованию к-рого перегравировал вновь «Святое Семейство». Изучал различные гравировальные техники в мастерских Дж. Г. Робинсона и Ч. Бентли. В 1835-1850 и 1853-1855 гг. жил в Италии, общался с А. А. Ивановым , Н. В. Гоголем , К. П. Брюлловым . По приезде в Рим по совету Брюллова начал работать над гравированием картины Рафаэля «Преображение Господне» (1518-1520, Музеи Ватикана). Это произведение стало самой знаменитой его гравюрой, с удивительной точностью воспроизводившей шедевр живописи. Работа над гравюрой продолжалась с 1835 по 1850 г., подготовка рисунка заняла 2 года, в 1850 г., после окончания работы, получил звание профессора гравирования. В 1844 г. И. избран академиком АХ. С 1855 г. преподавал в АХ, с 1856 г. заведовал гравировальным классом; в 1871 г. стал ректором живописного и скульптурного отделений; в 1876 г.- заведующим также мозаичным отделением. С 1855 г. был помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в ГЭ, а в 1860 г., после кончины Уткина, назначен хранителем этой части коллекции. С 1867 г. исполнял частные заказы. Среди его учеников были И. П. Пожалостин, П. К. Константинов, его советами пользовались Т. Г. Шевченко, В. В. Матэ, Н. С. Мосолов и др. И. был избран членом Академий художеств в Берлине, в Урбино и во Флоренции. Принимал участие в организации и экспонировании Русского отдела на Всемирной выставке в Лондоне (1862).

http://pravenc.ru/text/578376.html

подверг критике и осуждению либерализм и религ. индифферентизм Ф. Р. де Ламенне (энциклики «Mirari vos» от 15 авг. 1832, «Singulari nos» от 25 июня 1834), рационализм Г. Гермеса (бреве «Dum acerbissimas» от 26 сент. 1835) и фидеизм Л. Ботена. В изданной Г. энциклике «Inter praecipuas» (8 мая 1844) порицалась деятельность библейских об-в, особенно Лондонского Библейского об-ва и Нью-Йоркского христ. союза, занимавшихся в Италии антикатолич. пропагандой, а также предписывалось использовать в богослужебных целях только те переводы Свящ. Писания на национальные языки, к-рые получили одобрение католич. Церкви. Большое внимание Г. уделял миссионерской деятельности католич. Церкви: за время его понтификата было назначено 95 епископов-миссионеров, учреждено 15 новых миссионерских еп-ств и 36 апостольских викариатов на Ближ. Востоке, в Африке, в Индии, в Австралии и в Океании, а также в Великобритании и Сев. Америке, создано неск. ин-тов по подготовке миссионеров и учреждены об-ва по сбору средств для миссий. 29 апр. 1836 г. Г. утвердил устав основанного в 1816 г. Общества Марии, одной из главных целей к-рого являлась миссионерская деятельность. В 1837 г. Г. возвел в ранг аббатства общину бенедиктинских монахов в Солеме (впосл. стала одним из главных центров литургического движения ) и назначил аббатом этой общины видного ученого-литургиста П. Л. П. Геранже . При Г. аббат Ж. Б. А. Лакордер (в прошлом соратник де Ламенне) восстановил орден доминиканцев во Франции (1841). Г. интересовался искусством и различными отраслями знания. Он расширил Ватиканскую б-ку, основал Египетский и Этрусский музеи в Ватикане и положил основание Христианскому музею в Латеране, содействовал восстановлению рим. базилики Сан-Паоло фуори ле Мура и базилики Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи, поощрял проведение раскопок на Римском форуме и в рим. катакомбах, оказывал покровительство скульптору Б. Торвальдсену и худож. И. Ф. Овербеку. Г. возвел в сан кардинала Анджело Маи (филолог и палеограф, 1837) и Джузеппе Меццофанти (лингвист, 1838); оба кардинала были членами Российской имп.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Птица, рыба, финики, спаржа и морепродукты. I век. Мозаика, музеи Ватикана. Ее основой являлись три непременных элемента: хлеб, оливковое масло и вино, а кроме того различные злаковые каши, рыба (прежде всего морская), мясо и птица, овощи (огурцы, сельдерей, лук, салат), фрукты (фиги, яблоки, груши, сливы, вишни), бобовые, молочные продукты. Из сочетаний этих продуктов римские кулинары составляли для богачей-гурманов блюда, поражавшие современников (и потомков) своей причудливостью и изысканностью. Конечно же, не следует считать что «мода» на все римское и греческое полностью подавила местные кулинарные традиции — бедняки продолжали питаться примерно так же, как ели их предки до утверждения римской власти. Но и недооценивать римское влияние на местную гастрономию не следует. Так, например, уже к концу III столетия египетские крестьяне почти полностью отказались от своего национального напитка — пива в пользу виноградного вина. Дольше, чем в прочих регионах, местные кулинарные привычки сохранялись в тех провинциях, где они поддерживались авторитетом религиозной традиции, которая порой строго табуировала употребление той или иной пищи. Вероятно, наиболее суровыми были гастрономические запреты, которых придерживались евреи, составлявшие большинство жителей провинции Иудея. Закон запрещал верующим иудеями употреблять свинину, верблюжатину, зайчатину, некоторые виды рыб, смешивать мясные и молочные блюда. Христианский стол в первые века Многие христиане I в. н. э. продолжали считать себя иудеями и потому придерживались бытовых традиций своих отцов. Успехи проповеди Евангелия вскоре поставили острый вопрос о том, насколько следование кашр у ту (иудейская традиция, которая регламентировала дозволенность потребления той или иной пищи — отсюда знакомый нам термин «кош е рный») необходимо для новообращенных язычников и вообще для христиан. Проблема была решена уже в апостольские времена. Почти все первые христианские общины признали следование принятым в иудаизме гастрономическим запретам необязательным. Обоснованием для разрыва с предыдущей кулинарной традицией стал сюжет с видением апостола Петра. Он увидел сосуд с различной запрещенной для иудеев пищей. Тогда таинственный голос повелел апостолу съесть ее, но Петр отказался, сославшись как раз на религиозную недопустимость вкушения такой еды. «Что Бог очистил, того не почитай нечистым», — ответил тогда ему голос. Этот сюжет из книги Деяний был затем истолкован как разрешение христианам вкушать любую пищу, даже нечистую, запрещенную иудейским законом. Хотя некоторые христианские апологеты продолжали утверждать, что отказ от запрещенных Законом продуктов для верующего христианина хоть и не обязателен, но желателен. Так, еще и в III столетии Климент Александрийский убеждал своих читателей не употреблять свинину и некоторые виды рыб, как продукты нездоровые. Запрет на вкушение идоложертвенной пищи

http://foma.ru/chto-i-kak-eli-pervyie-hr...

Сюда вошли многочисленные эпиграфические коллекции, остатки фресковой живописи, множество надгробных камней с рельефными изображениями символического и исторического характера – главным образом, предметы, добытые исследованиями патера Марки и его даровитейшего ученика Росси, а из Ватиканского музея перемещена часть богатой коллекции древнехристианских саркофагов и знаменитая статуя Ипполита Римского . Римский музей, основанный еще в XVII веке иезуитом Кирхером, известен ученому миру своей богатейшей коллекцией древнехристианских лампочек, мраморной статуэткой Доброго Пастыря и карикатурным изображением распятого с ослиной головой. Не говорим уже о том, что, помимо названных собраний, весь «вечный город» в его целом: Рим подземный – с его неисчерпаемыми богатствами древнехристианского быта и художества и надземный – с его базиликами, блещущими драгоценными мраморами, представляется нам единственным в своем роде и ни с чем не сравнимым, прежде всего, церковно-археологическим музеем. Во Франции и Германии изучение христианского искусства долго не возбуждало такого широкого интереса, как в Италии, а потому и музеи являются здесь позже. По своему составу и содержанию они относятся или к востоку и древне-классическому миру, или к средневековой эпохе и заключают, главным образом, памятники романо-византийской эпохи, немецкой готики и стиля возрождения. Имея больше местное значение – для христианской археологии Франции и Германии, для нас потому они не особенно важны. Но, зато, в Берлине есть образцовое учреждение этого рода, приспособленное к систематическому, строго научному изучению христианского искусства и, несмотря на отсутствие оригинальных произведений, заслужившее себе европейскую известность. Разумею относительно небольшой музей христианских древностей при Берлинском университете. Инициатива этого учреждения и дальнейшие труды его по его устройству принадлежали известному берлинскому профессору Пиперу в сообществе некоторых западных ученых, содействовавших учредителю своими трудами и отчасти материальными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Дорогой папа! Тяжело уезжать из Рима. Совершенно не думал, что в состоянии до такой степени полюбить Рим. Вчера ещё раз был в Ватикане, смотрел опять Сикстинскую капеллу и любовался комнатами Рафаэля; вчера же бродил вечером по городу, выбирая любимые места, пил чай в гоголевской кофейне Греко 657 , подолгу сидел над фонтанами. Рим имеет какую-то прелесть, ему одному только принадлежащую, и совершенно правы те писатели, которые признают особое чувство – чувство Рима. Уезжаю сегодня вечером по тому маршруту, который у меня в билете: Рим – Флоренция – Пиза – Генуя – Милан. Вряд ли где-либо буду останавливаться, разве, быть может, только принудит неудобное расписание поездов, придётся три раза пересаживаться. Проеду из Милана Швейцарией (в Лугано возьму свой багаж и дня два отдохну). Затем через Мюнхен – Дрезден – Берлин – Александров 658 , Варшаву в матушку-Москву. В Мюнхене пробуду два дня, также и в Дрездене: очень хочется поглядеть картинные галереи и музеи. Папа, мне очень совестно, но приходится опять просить денег, но это уже последних. Причин тому прискорбному обстоятельству две: во-первых, – я просрочил свой билет от Александрова, за что и извиняюсь, во-вторых, – очень хочется взглянуть на Мюнхен и Дрезден. Повторяю ещё раз, на все взятые у Вас деньги смотрю как на долг, ибо нахожу, что Вы вовсе не обязаны высылать мне деньги на всякие прихоти. Денег нужно 40 рублей. Если что останется, привезу в Москву. Моя усерднейшая просьба послать не через Ивана Матвеевича 659 : и так уже думают, наверное, что я Вас обираю. Попросите Сашу или Олю 660 . Сделать это очень легко. Пойти в Лионский кредит 661 и в отделе «Переводы и аккредитивы» заявить, чтобы пересылали деньги чеком на моё имя. Вам даётся чек, Вы пересылаете его мне заказным письмом. На последнем, на обратной стороне напишите свой адрес. Перешлите деньги на Мюнхен, по адресу: Германия. Мюнхен... На письме сверху написать: заказное. Поклон всем. Любящий Вас Сергей Письма с фронта (1915) 662 12 мая 1915 г. Дорогой папа!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010