Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЛА [Лат. Paula] (5.05(06).347 - 26.01.404), прп. (пам. зап. 26 янв.), подвижница, одна из первых «матерей пустыни». Источники Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Прп. Павла. Кон. XIV — нач. XV в. Мастер «Мадонны Штраус» (Музеи Ватикана) Основным источником сведений о П. является эпитафия ( Hieron. Ep. 108), составленная блж. Иеронимом Стридонским вскоре после смерти преподобной. Среди исследователей нет единого мнения о точной дате написания этого произведения: Ф. Кавальера предложил датировать его 404 или 405 г. ( Cavallera. 1922. Р. 296), Н. Пронбергер - кон. 404 г. ( Pronberger N. Beiträge zur Chronologie der Briefe des hl. Hieronymus. Amberg, 1913. S. 69-70), Ж. Лабур - весной 404 г. ( St. Jérôme . Lettres/Éd. J. Labourt. P., 1955. Vol. 5. P. 213). Также сведения о святой содержатся в посланиях блж. Иеронима к П. и ее дочери Евстохии и в письме «Утешение на смерть Блесиллы» ( Hieron. Ep. 30, 31, 33, 39 и др.). Кроме того, он посвятил П. некоторые из своих толкований на книги ветхозаветных пророков (PLRE. Vol. 1. P. 674-675). Жизнь П. род. в Риме. Отец - Рогат, из патрицианского клана Фуриев ( Cain. 2013. P. 112), ведущих свое происхождение от легендарного Агамемнона ( Daux. 1877. P. 438-440). Мать - Блесилла, потомок Аниция Петрония Проба, из рода Корнелиев ( Montalambert. 1873. P. 154), к которому принадлежали Публий Корнелий Сципион Африканский и братья Гракхи. В 360 или 362 г. П. выдали замуж за сенатора Юлия Токсотия из патрицианского рим. рода Юлиев; ко времени его смерти (379 или 381; см.: Nautin. 1972. P. 217-218) П. родила ему 5 детей: прп. Блесиллу , прп. Евстохию, Павлину, Руфину и Токсотия. Муж был язычником, но терпимо относился к тому, что П. веровала во Христа. Еще при жизни мужа П. вдохновлялась примерами из жизни христианских вдов и дев из старой аристократии Рима, гл. обр., примером св. Маркеллы († 410), организовавшей монашескую общину в своем доме на Авентинском холме.

http://pravenc.ru/text/2578587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Коммод. Бюст II в. (Музеи Ватикана, Рим) Луций Элий Аврелий [лат. Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus] (31.08.161, Ланувий, близ Рима - 31.12.192, Рим), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов, сын имп. Марка Аврелия (161-180) и Фаустины Младшей; по матери внук имп. Антонина Пия (138-161). Назван в честь Луция Вера Коммода, соправителя Марка Аврелия в 161-169 гг. В 165 г. умер старший брат-близнец К.- Тит Аврелий Фульвий Антонин, и с этого момента К. воспитывался как наследник имп. власти. 12 окт. 166 г. К. и его младший брат Марк Анний Вер были провозглашены цезарями. После смерти Марка в 169 г. К. стал единственным наследником имп. Марка Аврелия. У К. были также 5 старших сестер. Старшая из них, Луцилла, была замужем за имп. Луцием Вером и после его смерти в 169 г. сохранила титул августы. Воспитанию К. уделялось большое внимание; Марк Аврелий приложил все силы к интеллектуальному развитию сына; за здоровьем К. наблюдал знаменитый медик Гален. Во взрослые годы К. отличался атлетическим телосложением, регулярно занимался различными видами физических упражнений, включая владение оружием, и, по сообщениям историков, производил на современников впечатление очень красивого человека. Со 172 г. К. сопровождал отца в военных кампаниях на дунайской границе против маркоманнов. В 172 г. К. получил титул «Германский». В 175 г. был введен в состав коллегии понтификов, жрецов Юпитера Капитолийского, и прошел обряд облачения в тогу (toga virilis), что означало вступление во взрослый возраст. В 176 г., в поездке с отцом по вост. провинциям, К. прошел посвящение в афинские Элевсинские мистерии. 27 нояб. 176 г. К. был провозглашен полноправным императором-соправителем Марка Аврелия; в 177 г. начал пользоваться титулом «август». В 178 г. К. женился на Бруттии Криспине (позднее она была казнена по обвинению в прелюбодеянии). В 178-180 гг. практически постоянно сопровождал Марка Аврелия в продолжавшейся войне на дунайской границе.

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана) Грехопадение Адама и Евы описано в 3-й гл. кн. Бытие. Экзегетическая традиция содержит разные варианты толкования этого текста: букв., нравственный (духовный), историко-критический, аллегорический. Последний вариант является наименее удачным, т. к. ведет к произвольному толкованию, при к-ром грехопадение как событие, совершившееся на заре истории, может даже отрицаться. Аллегорический метод толкования, берущий начало с Филона Александрийского , был использован при объяснении 3-й гл. кн. Бытие Оригеном и Климентом Александрийским . Впосл. с его помощью нек-рые протестант. секты ( арминианство , социниане ) фактически вернулись к учению Пелагия, не признававшего никакой генетической связи между Г. п. и последующими грехами человечества. В кругах либерального рационализма (Г. Э. Г. Паулус , В. М. Л. Де Ветте , Г. Г. А. Эвальд , Б. Бауэр , Д. Ф. Штраус , Ю. Велльгаузен , Г. В. Ф. Гегель , Ф. В. Й. Шеллинг и др.) аллегорическая произвольность привела к тому, что стал отвергаться сам исторический факт падения первых людей, а описание падения было воспринято как «миф, или символическое выражение идеи культурно-исторического прогресса человечества, поднявшегося от низшей ступени полного умственного и нравственного безразличия к способности различать добро от зла, истину от заблуждения» ( Покровский А. Грехопадение прародителей//ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение//Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 321). Др. варианты толкования Быт 3 признают исторический характер библейского сказания, однако воспринимают эту историю не в обычном, совр. смысле слова. «Это скорее духовная история... где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин» ( Мень А. , прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000. С. 104).

http://pravenc.ru/text/166457.html

Ватикан, 25 мая, I.MEDIA/Благовест-инфо. После трехмесячного перерыва туристы смогут вновь посетить знаменитые музеи Ватикана, начиная с 1 июня, сообщили в дирекции музеев. Папская резиденция в Кастель Гандольфо, которая при нынешнем понтифике также стала доступна для туристов, откроет свои двери 6 июня. Правительство Италии объявило, что 3 июня границы республики вновь откроются для гостей из-за рубежа. В свою очередь, в рамках общей динамики смягчения карантинных мер Ватикан решил открыть 1 июня свои музеи, которые были закрыты 8 марта. Ценители искусства смогут побывать в музеях, «соблюдая необходимые меры безопасности»: сотрудники будут измерять у всех ходящих температуру с помощью специальных сканеров, посетители будут должны соблюдать дистанцию и в обязательном порядке носить маски. Чтобы избежать большого скопления людей, билеты можно будет приобрести только заранее на сайте музея. В этой связи Ватикан решил отменить наценку за предварительную продажу. В своем видеообращении директор музеев Ватикана Барбара Ятта рассказала, что помимо обычной экспозиции посетители смогут увидеть отреставрированный зал Константина и четвертую станцу Рафаэля в апартаментах Папы Юлия II. В пинакотеке ценители искусства смогут восхититься полностью реставрированным залом 8, посвященным великому Рафаэлю, 500-летие с дня смерти которого отмечается в этом году. В ближайшее время музеи будут работать по новому расписанию: с понедельника по четверг папские собрания будут открыты с 11 до 20 часов, вход прекращается в 18.00. В пятницу и субботу музеи будут работать с 10 до 20 часов, вход будет прекращен в 20.00. Бесплатное посещение музеев, которое раньше было возможно в каждое последнее воскресенье месяца, временно отменяется. В пятницу и субботу созерцание шедевров можно будет совместить с употреблением аперитива во Дворе Шишки. Посетителям также предлагается автобусный тур по садам Ватикана, который также можно заказать только заранее. Папская вилла в Кастель Гандольфо под Римом откроется для туристов 6 июня. Она будет открыта по субботам и воскресеньям с 10 до 18 часов. Поезд на Кастель Гандольфо, который отправлялся по субботам с ватиканского вокзала, пока что ходить не будет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Желающие соприкоснуться с прекрасным снесли часть ограды 16 декабря. ПРАВМИР. Посетители выставки живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которая проходит в Государственной Третьяковской галерее, устроили настоящую давку перед входом в музей. В пресс-службе музея заявили, что в день начала продажи билетов на выставку сложилась «непростая ситуация». Это произошло «из-за того, что выставка фантастическая по составу, и ажиотаж вокруг нее — огромный», заявили ТАСС в Третьяковской галерее. Фото: Александр Щербак/ТАСС Накануне в интернете появились фотографии очередей, которые образовались у входа в галерею. Желающие соприкоснуться с прекрасным снесли часть ограды. Несколько человек упали на землю. Фото: Александр Щербак/ТАСС Сначала сотрудники музея предлагали желающим купить билеты стоять в общей очереди с теми, кто шел на проходящие сейчас в галерее выставки. Однако потом их решили разделить. «Мы на ходу адаптируемся и предпринимаем все усилия для комфорта посетителей. Вместе с тем музей приносит извинения тем, кому сейчас неудобно», — заявили в музее. Из-за большого количества обращений вчера обрушился сайт Третьяковской галереи. «Такое количество визитов на сайт, к сожалению, невозможно в той конструкции сайта, которая у нас есть», —  сказала РБК начальник отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Лара Бобкова. По ее словам, на сайт можно будет зайти, когда «десятки тысяч человек перестанут обновлять его». Микеланджело Меризи (Караваджо). Положение во гроб. 1603-1604. Музеи Ватикана Ранее сообщалось, что для борьбы с перекупщиками музей решил не продавать больше четырех билетов в руки. На декабрь билетов уже нет, а на январь и февраль принято решение продавать только именные с предъявлением удостоверения личности при входе. Посетители заходят в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено. Выставка с картинами Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени открылась 23 ноября. Она продлится в Третьяковской галерее до 19 февраля.

http://pravmir.ru/na-vyistavke-shedevryi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображение Господне. Гравюра. 1835-1850 гг. Федор Иванович (1800, г. Павловск Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 1883, С.-Петербург), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле. Сын придворного «обойного мастера». С 1809 г. воспитывался в АХ под покровительством имп. Марии Феодоровны, при дворе к-рой его отец состоял на службе. В 1819 г. определен в гравировальный класс к Н. И. Уткину . В 1822 и 1823 гг. за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали; в 1824 г. за гравюру «Меркурий усыпляет Аргуса» с картины П. И. Соколова - малую золотую медаль, аттестат 1-й степени; был оставлен при АХ «для усовершенствования» мастерства. В 1827 г. получил большую золотую медаль за гравюру «Умирающий Авель» с картины А. П. Лосенко. В 1829 г. отправлен пенсионером АХ сначала в Париж в мастерскую Тардьё, затем в мастерскую Ж. Т. Ришома. Во время обучения у Ришома начал гравировать «Святое Семейство» с картины Рафаэля «Лоретская Мадонна» (1509-1510, Музей Конде в Шантийи, Франция). В 1830 г. переехал в Лондон, работал в мастерской А. Раймбаха, по требованию к-рого перегравировал вновь «Святое Семейство». Изучал различные гравировальные техники в мастерских Дж. Г. Робинсона и Ч. Бентли. В 1835-1850 и 1853-1855 гг. жил в Италии, общался с А. А. Ивановым , Н. В. Гоголем , К. П. Брюлловым . По приезде в Рим по совету Брюллова начал работать над гравированием картины Рафаэля «Преображение Господне» (1518-1520, Музеи Ватикана). Это произведение стало самой знаменитой его гравюрой, с удивительной точностью воспроизводившей шедевр живописи. Работа над гравюрой продолжалась с 1835 по 1850 г., подготовка рисунка заняла 2 года, в 1850 г., после окончания работы, получил звание профессора гравирования. В 1844 г. И. избран академиком АХ. С 1855 г. преподавал в АХ, с 1856 г. заведовал гравировальным классом; в 1871 г. стал ректором живописного и скульптурного отделений; в 1876 г.- заведующим также мозаичным отделением. С 1855 г. был помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в ГЭ, а в 1860 г., после кончины Уткина, назначен хранителем этой части коллекции. С 1867 г. исполнял частные заказы. Среди его учеников были И. П. Пожалостин, П. К. Константинов, его советами пользовались Т. Г. Шевченко, В. В. Матэ, Н. С. Мосолов и др. И. был избран членом Академий художеств в Берлине, в Урбино и во Флоренции. Принимал участие в организации и экспонировании Русского отдела на Всемирной выставке в Лондоне (1862).

http://pravenc.ru/text/578376.html

В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров из пинакотеки Ватикана 25 ноября, 2016. Новостная служба Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили столь значительное число выдающихся произведений 25 ноября. ПРАВМИР. В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка живописных полотен из пинакотеки Ватикана Roma Aeterna, которые впервые приехали в Россию. Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. «Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», — говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова. Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474 Дерево, масло. 107×84 см. Музеи Ватикана. Фото: Музеи Ватикана Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века. Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме. К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620

http://pravmir.ru/v-tretyakovskoy-galere...

В Ватикане покажут работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Ильи Репина и других мастеров 7 ноября. ПРАВМИР. В Ватикане покажут работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Ильи Репина и других мастеров, хранящиеся в Третьяковской галерее и других российских собраниях. Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» продлится с 19 ноября по 16 февраля 2019 года. Она станет ответом на проект Музеев Ватикана, начатый осенью 2016 года в Третьяковской галерее. «Первый раз в составе выставки около 40 произведений из постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Всего Третьяковская галерея предоставит для проекта 47 работ, а общее число памятников на выставке — 54 экспоната», — сообщила во вторник генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова в рамках мультимедийного видеомоста Москва — Ватикан. Вход на выставку будет бесплатным, сообщает Интерфакс-Религия . На выставке представят «Явление Христа народу» Александра Иванова, иконы «Крещение» и «Преображение», а также «Троицу» Паисия. Помимо этого, картина «Неутешное горе» Ивана Крамского будет представлена напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVII века из Перми. Другими экспонатами станут «Богоматерь Киккская» Симона Ушакова, «Над вечным покоем» Исаака Левитана, «Чёрный квадрат» К.Малевича, «Голгофа» Николая Ге, «Демон (сидящий)» М.Врубеля, «Троица» Наталии Гончаровой, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Перед исповедью» И.Репина и произведения других мастеров. В выставке также примут участие Русский музей, Музей Андрея Рублева, музеи Вятки, Иваново, Перми. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2019 6 июня, 2019 11 января, 2019 18 декабря, 2018 27 сентября, 2018 16 августа, 2017

http://pravmir.ru/polotna-iz-tretyakovsk...

Папские Музеи Ватикана. Фото: AFP or licensors Ватикан, 24 мая. Посещаемость музеев Ватикана упала на 5,6 миллионов человек (или на 82%) за 2020 год из-за почти пятимесячного карантина в Италии, что серьезно подорвало государственный бюджет государства, пишет « Седмица » со ссылкой на Catholic News Agency. Музеи Ватикана неизменно входят в число самых посещаемых музеев мира, а доходы от продажи музейных билетов являются главным источником доходов государственного бюджета Святого Престола. По данным годового  отчета , опубликованного The Art Newspaper, в 2019 году более 6,8 миллионов туристов и любителей искусства посетили художественные галереи и музеи Ватикана, что вывело их на третью позицию в мире по популярности. Администрация музеев Ватикана подтвердила в интервью CNA 20 мая, что посещаемость за 2020 год упала до 1,3 миллиона, что на 82% меньше, чем годом ранее. Катастрофический спад посещаемости продолжился и в 2021 году, поскольку музеи Ватикана то закрывались, то ненадолго открывались в первом полугодии в мало предсказуемом режиме, неудобном для планового музейного туризма. Так, музеи закрывали на различные периоды в январе, в первой половине марта и в апреле, а 3 мая вновь открыли. Пандемия коронавируса и карантинные ограничения не обошли и другие крупнейшие музеи мира. Лувр в Париже и Национальный музей Китая в Пекине (первый и второй по посещаемости мировые музеи соответственно) также сообщают о резком падении посещаемости. С открытием музеев Ватикана посетители снова могут увидеть хранящиеся в них величайшие шедевры искусства, в том числе «Положение во гроб Христа» кисти Караваджо, недавно отреставрированные залы с росписями Рафаэля, а также древнеримскую мраморную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья». Кстати, многие комментаторы усматривают в сцене динамичной и отчаянной борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями аллегорию нынешнего сражения человечества со страшными волнами вируса. Открытие музеев в начале мая стало возможным благодаря ослаблению карантина в Италии. Год спустя американцам снова разрешен въезд в страну в туристических целях, если они летят одним из так называемых «бесковидных» рейсов авиакомпаний American Airlines и Delta. Европейский союз также готовится к возобновлению транспортного сообщения для туристов, имеющих «сертификаты COVID-19», то есть свидетельства о прививках либо справки об отрицательных тестах на коронавирус.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В Музеях Ватикана установят тепловые сканеры для определения температуры у посетителей 13.05.2020 15:00 Фото: mamaroma.it Ватикан, 13 мая. Музеи Ватикана готовятся вновь открыть после длительного периода закрытия на карантин — с новыми мерами по охране здоровья, призванными предотвратить распространение коронавируса. Об этом заявил генеральный секретарь города-государства Ватикан епископ Фернандо Вергес Альсага, которого цитирует « Седмица ». «Для публики мы заканчиваем установку некоторых тепловых сканеров для определения температуры», — сказал епископ Фернандо Вергез Альсага в интервью, onyблukobahhoм L " Osservatore Romano.  «Очевидно, что долгое время нельзя будет принимать большие группы», — сказал прелат. Вход в музеи будет возможен только по предварительной резервации, чтобы ограничить количество людей в музее и нормировать время входа. Кроме того, все посетители должны будут носить маску. Музеи Ватикана были закрыты в течение девяти недель, так как итальянское правительство 8 марта объявило о закрытии всех музеев и археологических памятников по всей стране. По словам епископа Фернандо Вергеза Альсага, в период «блокировки», действовавший в Италии, Музеи Ватикана обеспечивали только основные услуги, требующие наличия около 30 сотрудников. Между тем, в Музеях Ватикана обычно работают около 1000 человек в качестве администраторов, реставраторов, искусствоведов, агентов по продаже билетов и т.д. Епископ Фернандо Вергез Альсага сказал, что по настоянию Папы Римского Франциска все сотрудники Музеев Ватикана продолжали получать зарплату во время закрытия, в то время как все несрочные расходы были немедленно сокращены. «За последние две недели мы постепенно начали возобновлять другие виды деятельности. Прежде всего, нам нужно дать нашим сотрудникам время, чтобы привыкнуть к новым протоколам безопасности», — сказал генеральный секретарь города-государства Ватикан. «Мы активировали медицинские протоколы для персонала: температура тела измеряется по прибытии, а перчатки и маски доставлены», — добавил прелат.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010