Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грехопадение. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. (Музеи Ватикана) Грехопадение Адама и Евы описано в 3-й гл. кн. Бытие. Экзегетическая традиция содержит разные варианты толкования этого текста: букв., нравственный (духовный), историко-критический, аллегорический. Последний вариант является наименее удачным, т. к. ведет к произвольному толкованию, при к-ром грехопадение как событие, совершившееся на заре истории, может даже отрицаться. Аллегорический метод толкования, берущий начало с Филона Александрийского , был использован при объяснении 3-й гл. кн. Бытие Оригеном и Климентом Александрийским . Впосл. с его помощью нек-рые протестант. секты ( арминианство , социниане ) фактически вернулись к учению Пелагия, не признававшего никакой генетической связи между Г. п. и последующими грехами человечества. В кругах либерального рационализма (Г. Э. Г. Паулус , В. М. Л. Де Ветте , Г. Г. А. Эвальд , Б. Бауэр , Д. Ф. Штраус , Ю. Велльгаузен , Г. В. Ф. Гегель , Ф. В. Й. Шеллинг и др.) аллегорическая произвольность привела к тому, что стал отвергаться сам исторический факт падения первых людей, а описание падения было воспринято как «миф, или символическое выражение идеи культурно-исторического прогресса человечества, поднявшегося от низшей ступени полного умственного и нравственного безразличия к способности различать добро от зла, истину от заблуждения» ( Покровский А. Грехопадение прародителей//ПБЭ. Т. 4. С. 776), или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию» (Грехопадение//Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 321). Др. варианты толкования Быт 3 признают исторический характер библейского сказания, однако воспринимают эту историю не в обычном, совр. смысле слова. «Это скорее духовная история... где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин» ( Мень А. , прот. Исагогика: Ветхий Завет. М., 2000. С. 104).

http://pravenc.ru/text/166457.html

Так, вскоре по приезде, 5 (17) июня 1885 г., он сообщает баронессе А. Л. Боде, что «с посланником сошелся с первого свидания» и что с тех пор с ним «в самых приязненных и хороших отношениях», что в начале марта он «представлялся королю, а в апреле королеве и был принят ими весьма приветливо и не только благосклонно, но и радушно и почетливо», что «посещал музеи Ватикана». от 30 июля 1886 г. — ГБЛ, ф. 35, карт. 1, ед. хр. 13. В одном из некрологов отмечалось также, что «в Риме он пользовался большим уважением как членов русской колонии, так и русских, приезжавших в вечный город…» — Новое время, 1897, 21 июня (3 июля), No Из его письма к другу юности И. Ю. Бецкому узнаем, что он путешествовал по Европе. Так, в частности, в письме сообщалось: «…теперь я поеду в Цюрих и Мюнхен через Милан…» ГБЛ, ф. 32, карт. 11, ед. хр. По словам автора одного из его некрологов, Д. А. Корсакова, он «с юных лет любил книги и был весьма знающим библиофилом и библиографом. В его подмосковном имении Горках была обширная библиотека, основание которой положено его прадедом Александром Даниловичем Яньковым». «В Риме, — говорится далее в некрологе, — он собрал себе библиотеку, главным образом по истории и литературе, приобретая книги у римских букинистов. В последнее время при его посредстве приобретались этим путем весьма редкие издания и для Русского археологического института в Константинополе и некоторыми отдельными русскими учеными. Несколько редких из купленных им книг он принес в дар Императорской публичной библиотеке в С.-Петербурге». вестник, 1896, 14 (26) июня, No Благово и сам много писал в эти годы и следил за текущей русской литературой и литературной жизнью, а от своих друзей из России ждал новых книг. «Прежде всего благодарю Вас за присланную книгу — «Записки Погодина»,— пишет он И. Ю. Бецкому 4 (16) сентября 1888 г. — Я начал читать. Для жителя Москвы, лично знавшего М П , в книге много интересного; буду с нетерпением ждать, чтобы Барсуков продолжал издавать следующие выпуски». ГБЛ, ф.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

2 нояб. 1789 г. революционным правительством Франции был издан Декрет о секуляризации церковного имущества. Мон-ри и М. рассматривались революционерами как наследие феодализма и старого порядка, которые должны быть уничтожены. В февр. 1790 г. были изданы законы об отмене монашеских обетов и роспуске религ. общин. Вскоре началась конфискация монастырской собственности. Аббатства массово закрывались, их здания продавались с торгов или разрушались. C нач. XIX в. до II Ватиканского Собора Экспансия революции за пределы Франции в ходе революционных и наполеоновских войн вела к тому, что процессы секуляризации активизировались и в соседних государствах. Запрет на деятельность орденов был введен в нач. XIX в. во мн. регионах Италии. Некоторое восстановление М. произошло после Венского конгресса 1815 г., однако после объединения Италии при кор. Викторе Эммануиле (1861-1878) монастыри вновь стали закрываться (нек-рым монахам разрешали остаться, чтобы заботиться об исторических памятниках, как это произошло в Монте-Кассино). В Испании антимонашеское законодательство начали вводить с 1812 г. В 30-х гг. XIX в. в Испании и Португалии были отменены монашеские обеты, происходила конфискация монастырской собственности. Многие мон-ри были превращены в музеи, монастырские церкви переводились в разряд приходских. Исключение делалось только для нищенствующих орденов, к-рые считались нетребовательными и общественно полезными, поскольку готовили и отправляли миссионеров в колонии. Во Франции, наоборот, в 30-х гг. началось нек-рое возрождение монашеской жизни. В 1837 г. была создана Французская (Солемская) конгрегация бенедиктинцев, ставшая правопреемницей Клюнийской конгрегации и конгрегации св. Мавра. Значительный вклад в процесс восстановления мон-рей и М. во Франции внес основатель литургического движения аббат Проспер Геранже . Подобные Солемскому аббатству центры ученого бенедиктинского М. появились к кон. XIX в. и в др. регионах Европы (в Германии - Бойрон, в Бельгии - Маредсу и Мон-Кейзерсберг (Сезар)).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

—116— сотен миллионов католиков обитает святыня живая: углубляющемуся в тот беспредельный мир преданий, который как бы воскресает и воплощается в памятниках Рима, невозможно миновать величественные чертоги ватикана, отображающие в себе всю многовековую историю папства; наслаждающемуся художественными сокровищами вечного города нельзя не спешить всё в тот же ватикан, богатейшие музеи и галереи которого давно уже сделали Рим обетованной землёй для всех служителей и любителей искусства. Когда вы стоите на площади Св. Петра и любуетесь возвышающимся прямо пред вами грандиозным храмом, взор ваш невольно останавливается с некоторой досадой на каких-то довольно казарменного вида каменных громадах, которые линиями и углами своих, несколько вкось поставленных, четвероугольников очень близко подходят к храму и высоко поднимаются над правой стороной его изящной колоннады. Монотонные, многоэтажные корпуса, уныло смотрящими на вас сотнями окон, благодаря своему положению на самой вершине холма, громоздятся даже выше кровли храма и тем сильно вредят красоте и величию производимого им впечатления. Вот эта-то мрачная каменная громада, даже в непосредственном соседстве с мировым колосом поражающая своими размерами, и есть ватиканский дворец, – это не дворец, в смысле одного, хотя бы и громадного здания; но целая система построек, воздвигавшаяся в продолжение многих веков строителями самых разнообразных талантов и вкусов, а потому представляющая собой довольно беспорядочную, в общем, и пёструю смесь зданий разной величины, разных стилей и далеко не одинакового богатства. Некоторые из этих зданий первоначально имели вид совершенно отдельных, самостоятельных построек, но затем, иногда несколько веков спустя, к ним делали обширные пристройки, а, наконец, и их совсем соединяли с другими зданиями иного века и иного характера. В результате получилась целая масса зданий двухэтажных, трёхэтажных и четырёхэтажных, то расположенных правильными четвероугольниками, то вкривь и вкось громоздя- —117—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Холст, масло. 85×68 см. Фото: Музеи Ватикана К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano. В пресс-службе галереи сообщили, что к настоящему моменту все билеты на декабрь раскуплены. Новая партия билетов поступит в продажу только в середине месяца. Посетители будут заходить в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 октября, 2016 24 октября, 2016 5 ноября, 2016 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 27 февраля, 2020 28 октября, 2019 4 июля, 2019 6 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-tretyakovskoy-galere...

Ярославский думает, что нужно бороться. «Безбожник» пишет: «На содержании разведывательной японской службы находятся буддийские, православные и католические священники. Среди белогвардейских банд Маньчжурии находится много духовных, которые руководят шпионами и даже проникают на советскую территорию. В Ватикане находится так называемый Руссикум, где подготовляют белогвардейцев для шпионской работы в Советском Союзе. Эта школа снабжает шпионами наших врагов на Западе и на Востоке. Шпионство, направляемое духовенством и сектантами, является одним из отравленных средств фашизма, готовящих нападение на Советский Союз. Необходимо с большевицкой предусмотрительностью ликвидировать шпионскую работу служителей разных культов». Это довольно безсмысленное заявление таит в себе новыя угрозы духовенству. Стараются все, как могут. Комиссар иностранных дел Литвинов распорядился, чтобы все представители дипломатической и торговой службы заграницей от самых послов до курьеров вступили в ряды безбожников. Членские взносы, уплачиваемые пропорционально получаемому содержанию, должны составить не малый доход. («Слово». 37. 24). Для детей подготовляется духовная пища. Государственное издательство издает новых 16 безбожнических книг, назначает им низкую цену и разсылает в библиотеки. Общее число детской безбожной литературы на разных языках составляет 3 миллиона экземпляров. («Слово», 37. 34). Предположен к изданию ряд новых антирелигиозных фильмов. Партийный орган «Спутник агитатора» отныне будет обслуживать также и нужды безбожников. Словом, продолжается та же суетливая работа, но повидимому и сама власть понимает, что из этого ничего не выйдет. Оказалось, между прочим, что почему то нужно было уничтожить антирелигиозныя секции при Московском и Ленинградском университетах. В течении последних 18 месяцев были закрыты антирелигиозные музеи в Краснодаре, Пензе, Курске, Орле, Ростове-на-Дону, Оренбурге и вообще было признано, что с этим показательным методом надеяться на успех нельзя. («Слово». 37. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так папству в лице Григория XVI приходилось платиться за вины и заблуждения целого ряда столетий. Сам по себе папа, насколько он стоял вне системы, был человек преданный искусству и науке. Он собирал и приводил в порядок этрусские и египетские художественные произведения, расширил музеи Рима и восстановил несколько церквей; расширил он также и библиотеку в Ватикане, хотя и нисколько не облегчил доступа к ней. Свободы науки он не признавал, и научные собрания не терпел в своей области, так как они могли быть опасны для церкви римской. Не благосклонно относился он и к железным дорогам, так как они более вводили Рим в бурный водоворот жизни мира сего. Подданным его, однако, совсем не нравилось жить в церковном отчуждении от остального мира; напротив, иностранцы с удовольствием видели, что Рим укрывался от веянии нового времени, стараясь сохранить в себе тип древнего города, представлявшего более привлекательности для художников и любителей искусства. Не было недостатка в Риме и в ученых старого закала. Замечательным гением лингвистики был Джузеппе Меццофанти, который мог читать и говорить на пятидесяти языках. По внешности он был весьма невзрачен, имел несуразную голову с узкими глазами. Когда один френолог заметил, что строение его черепа указывает, именно, на особенный дар изучения многих языков, то Меццофанти иронически сказал на это: «но ведь френолог, говоря это, уже, конечно, знал, что я знаю более 50 языков». Анжело Майо, впоследствии папский библиотекарь, прославился учеными и счастливыми открытиями в области классической и патристической литературы. В Амброзианской библиотеке в Милане он в числе манускриптов под более позднею письменностью открыл древние, трудно читаемые письмена, которые он, однако, с помощью различных химических средств довел до удобочитаемости. Это открытие, так наз., палимпсестов имело большое научное значение; но только странная ревнивость, которою отличался Майо, как библиотекарь Ватикана, долго препятствовала другим ученым разделять с ним честь исследования, а сам он своею торопливостью только умалял значение своих исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Новые композиционные принципы отражены и в интерпретации формы: она гораздо более резкая, определенная, «академическая». Рисунок. См. изображение в оригинале Еще один вариант композиционной структуры представлен саркофагом со сценой сбора винограда (350 г., Рим, Ватиканские музеи). Буйство форм и игра динамичной светотени на основной поверхности изображения заключены в жесткие границы вертикальных «разделитей» – фигур трех мосхофоров . Фигуры этих «добрых пастырей» подобно лакмусовой бумажке проявляют новый христианский закон и новый смысл обыденной жизни. Сценка сбора плодов приобретает значение христианской жатвы: устойчивые вертикали фигур мосхофоров придают мельканию форм, импрессионистической игре светотени, динамике мелких завитков лозы на почти кружевной поверхности рельефа новую разумность и целенаправленность евангельской перспективы. Среди наиболее зрелых и отточенных по замыслу и исполнению – хранящийся в Равенне саркофаг с изображением Христа и апостолов. Абсолютное единство композиции, проявившийся в ней новый строгий вкус вновь достигнуты посредством архитектурного членения. И архитектура, и орнамент упорядочены и симметричны: в этой симметрии, не чувствительной к конкретным жизненным проявлениям, прочитывается новый высший закон, данный материи, – абсолютный покой, статика и неизменность. Раковины, на фон е которых помещены головы апостолов,– еще не нимбы, но они четко формулируют идею изокефалии (равноголовия), которая здесь несет нескрываемый символический подтекст: «И кто хочет между вами быть п ер вы м , да будет вам рабом» ( Матф. 20:27 ), «А вы не называйтесь учит елями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» ( Матф. 23:8 ). Раковины, вписанные в арки на колоннах,– традиционный, еще ветхозаветный символический знак храма, Святая Святых. Апостолы представлены на саркофаге в Новой скинии евангельского завета, ограждая строем своих фигур ее Святая Святых 7 . Рисунок. См. изображение в оригинале Рисунок. См. изображение в оригинале Обилие художественных вариаций в рельефной пластике раннего христианства словно предвещает будущий выбор Византии, где круглая скульптура окончательно утратит свои позиции (она напомнит о себе лишь частично в XIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историко–церковные материалы можно найти в государственных архивах европейских стран, архивах внешней политики 1198 и даже (особенно в Восточной Европе) спецслужб; особую важность эти хранилища информации представляют для нового и новейшего исторических периодов. Обширными коллекциями рукописей, старопечатных книг, предметов материальной культуры историко–церковного значения обладают ведущие мировые музеи и библиотеки. Пристального внимания заслуживают собрания материалов рабочих органов (комиссии, отделы и проч.), создаваемых управляющими структурами Поместных Церквей, а также архивы самих этих управляющих структур (архивы Ватиканских конгрегаций 1199 , Папской курии 1200 и судебных учреждений 1201 Католической церкви, Вселенских и Поместных соборов, синодов и др.). Особый интерес представляет изучение бытования текстов (и отзвуков событий) в цитатах, аллюзиях, в их косвенном цитировании. Текст в таких случаях оказывается рассеянным по множеству производных объектов, которые часто хуже оригинала, но никогда не повторяют ни его, ни друг друга. Изучая последовательности интерпретаций, историк имеет возможность выявить последовательность отражения господствующих представлений той или иной эпохи, когда текст служил предметом, например, проповеди или комментария. Такому исследованию могут быть подвергнуты тексты Писания, святоотеческие труды, повести о чудесах, легенды, exempla (поучительные примеры, «анекдоты»). Эту методику, основанную на трудах французского литературоведа Жерара Женнета (р. 1930) 1202 , предлагает Г. Бедуэль. Необычайно ценны рукописные заметки читателей на полях книг. В средневековых рукописях, первопечатных изданиях 15 в. и других книгах можно обнаружить живую непосредственную реакцию читателя. Рассмотрим лишь некоторые примеры хранилищ архивной информации по истории Церкви, фондами которых может воспользоваться современный историк. § 1. Собрания Ватиканской апостолической библиотеки 1203 , иные крупные библиотеки и архивы Начало собранию Ватиканской библиотеки (архивные документы, литургические книги в виде свитков) было положено в 4 в., когда был собран архив, упоминавшийся еще при папе Дамасе. С 649 г. местом хранения этого архива становится римский Латеранский дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. была обнаружена в нач. XVII в. в Палестрине (древний г. Пренесте) за городским форумом, предположительно на месте античного святилища Фортуны Примигении (Перворожденной). Она украшала нишу грота, устроенного в одном из залов нижней части святилища. Напротив была расположена др. выдолбленная в скале ниша, возможно являвшаяся нимфеоном и содержавшая изображение Фортуны. Художник, создавший это грандиозное «полотно», полное мелких деталей и подробностей (напр., изображения экзотических животных, храмов, нилометра), либо был хорошо знаком с историческими реалиями егип. жизни, либо точно скопировал какой-то несохранившийся образец. Образцы М. в технике opus vermiculatum времени республиканского и императорского Рима находятся в ряде музеев мира (Музеи Ватикана, Рим; Гос. музей, Берлин; Римско-германский музей, Кёльн; Музей Лувр, Париж; Музей Бардо, Тунис; Археологический музей, Сус, Тунис; in situ - Пафос, Кипр; Пьяцца-Армерина, Сицилия; в Сирии, Палестине и т. д.). Помимо напольных М., выполненных в технике opus tesselatum, в рим. время создавались настенные М. Их многочисленные примеры найдены в Геркулануме и Помпеях. Ими украшены стены, ниши, своды и даже архитектурные элементы (колонны) частных и общественных зданий (напр., фонтанов, гротов и нимфеумов). Изображения на них могут быть как абстрактными, так и сюжетными и фигуративными. В самых ранних М. (сер. I в. до Р. Х.) используются природные материалы: пемза, камни вулканического происхождения, морские раковины различной формы, перламутр. Тессеры из белого мрамора, как правило, формируют фон М.; кроме того, для его поверхности применяют силикат меди темно-синего цвета (т. н. синий египетский), к-рым окрашивают небольшие кусочки материала, а также цементную основу М. Лучшим примером может служить нимфеум т. н. дома Цицерона в Формии (2-я четв. I в. до Р. Х.). В изображении преобладают геометрические мотивы. Параллельно с природными материалами в кон. I в. до Р. Х. в настенных мозаиках, преимущественно в Италии, стали использовать стекло (осколки, нерегулярные тессеры).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010