< >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Житие и страдание святого апостола Варнавы Кипр находился в северо-восточном углу Средиземного моря. знаменитый вождь и законодатель народа еврейского, первый священный писатель, живший за XV веков до Р. Х. На горе Синай он получил от Бога 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученное от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). Память его празднуется св. Церковью 4 сентября. первый первосвященник народа израильского, брат пророка Моисея (Исх.7:7). пророк и судия народа израильского, живший за XI веков до Р. Х. Его жизнь и деятельность описаны в 1 кн. Царств. Память его совершается 20 августа. знаменитый пророк иудейский, живший и действовавший за VIII b. до Р. Х. при четырех царях иудейских: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Пророчества Исаии, относящиеся к Иисусу Христу, настолько ясны и определенны, что пророка Исаию по справедливости называют «ветхозаветным евангелистом». Память его празднуется св. Церковью 9 мая. обращения Савла изложена в Деян.9:1–19. Город Дамаск лежит к северо-востоку от Палестины, при восточной подошве Анти-Ливана. большой в древности город, находившийся в малоазийской области Киликии. Остатки этого города сохранились и теперь. предсказанный пророком Агавом, действительно был в Палестине, в 44-м году, при кесаре Клавдии (Деян.11:28). О сильном голоде, свирепствовавшем в то время в Палестине, свидетельствуют и многие светские писатели того времени, как например, Иосиф Флавий, Светоний, Тацит и др. Впоследствии во время пребывания ап. Павла в Кесарии, он предсказал ему также заключение в узы (Деян.21:10–11). Память св. пророка Агава совершается св. Церковью 8 апреля. жизни и деятельности св. апостола Павла изложена в кн. Деяний апостольских. См. также св. апостола Павла, ниже, 29 числа. приморский город в Сирии на берегу Средиземного моря, недалеко от устья реки Оронта, в 25 верстах от Антиохии. Город этот был основан царем Сирийским Селевком Никатором за 300 лет до Р. Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Св. Алексий скончался в 1378 году и был погребен в основанном им в Кремле Чудовом монастыре. Мощи его были перенесены после второй войны в московский патриарший собор (память 12 февраля). При митрополите Киприане в русской Церкви воцарился мир. Литва была в союзе с Москвой и не требовала особого митрополита. После поражения татар в 1380 году на Куликовом поле вел. кн. Димитрием Донским, власть вел. князей московских усилилась, и Москва стала тем центром, к которому стремилось все русское население и вокруг которого постепенно стали объединяться все северо-восточные княжества. При м. Киприане, который был строгим блюстителем благочестия, были проведены необходимые реформы церковной жизни и богослужения. Отношения с татарской ордой были в течение всего века, несмотря на отдельные опустошительные набеги, благоприятными для Церкви. Если и бывали отдельные случаи мученичества, то они происходили главным образом от постоянных взаимных доносов князей друг на друга. В 1318 году пострадал в Орде св. страстотерпец вел. кн. Михаил Тверской. Его оклеветал перед ханом кн. Юрий Данилович Московский. Вел. кн. Михаил принял мученический венец с великим смирением, как и его предки, князья Борис и Глеб. Его подвергли всевозможным пыткам, умертвили и бросили его тело на съедение хищникам. Но звери не коснулись тела, и оно было перевезено в Тверь и положено в кафедральном соборе (память 22 ноября). Особым благочестием отличалась св. Анна Кашинская, жена кн. Михаила Тверского. Она основала Успенский женский монастырь в Твери и почила в глубокой старости (память 2 октября). В 1347 году в Вильне от литовских язычников пострадали три брата: Антоний, Иоанн и Евстафий, которые вели подвижническую жизнь, но были оклеветаны пред вел. кн. Ольгердом жрецами. Их мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре (память 14 апреля). В 14 веке в русской Церкви появилось во Пскове еретическое учение, получившее название «стригольников», по профессии одного из основателей, Карпа, занимавшегося стрижкой шерсти. Они отвергали иерархию и таинства, право учительства признавали за мирянами и считали всякие обряды излишними. Они вели строгую постническую жизнь, и учение стригольников распространилось по всей псковской и новгородской области. С ним боролась Церковь , власти и сам народ. В начале XV века ересь начала слабеть и затем исчезла. Монашество в 14 веке и преподобный Сергий

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святая Александра была жена императора Диоклетиана и пота­енная христианка; мужество, твердость в исповедании и чудеса вели­комученика Георгия возбудили в ней ревность по вере, и она гласно исповедала Христа. Осужденная Диоклетианом на смерть, она на пути к месту казни предала дух свой Богу (304 г.). День двадцать второй. Память святого мученика Леонида Отец Оригена . Пострадал при Септимии Севере во время пятого гонения на христиан, начавшегося вследствие строгого указа императо­ра в 202 году, которым воспрещалось, под смертною казнью, принимать иудейство и христианство. В некоторых областях вражда язычников против христиан была так сильна, что, опираясь на нерасположение к ним императора, они начали преследовать христиан даже до получения положительного на то указа от императора, и преследование это, например, в Египте, было так жестоко, что христиане считали это признаком пришествия на землю антихриста и скорой кончины века. В это время был между прочими схвачен в Александрии христианин, по имени Леонид, и заключен в темницу. Это был отец большого семей­ства, которому в случае смерти Леонида предстояла нищета, так как иму­щество осужденных за веру Христову отбиралось в казну. Это не могло поколебать и заставить отречься от Христа человека, который успел уже и детей своих воспитать в такой сильной любви к воплотившемуся Богу, что старший из них, семнадцатилетний Ориген , писал к отцу в темницу: «Отец, не беспокойся о нас и не уклоняйся от мученичества ради нас»... Мученическою смертью и запечатлел Леонид непоколебимую лю­бовь свою к непоколебимой истине... (202 г.). День двадцать третий. Преставление блаженного Георгия Шенкурского По рукописным святцам, «Святой и блаженный Георгий Христа ра­ди юродивый, Шенкурский чудотворец, преставился апреля в 23 день». Здесь же представляется он современником преподобного Варлаама Шенкурского, и время подвигов его относится к XV веку. Набожный Устюжанин XVI века в своей похвале блаженному Прокопию, между прочим, говорил: «Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого» 672 . День двадцать шестой. Память преподобного Иоанникия Чернорецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ПСРЛ. Т. 20. Первая половина. С. 264; Т. 6. С. 181-182. ПСРЛ. Т. 6. С. 184; Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973. С. 25-26. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 202. Князь Юрий вернулся в Москву в пяток шестой недели, в канун субботы Воскресения Лазаря (11 апреля), а Василий II еще «на память святых мученик 40, иже в Севастии» (ПСРЛ. Т. 26. С. 218). ПСРЛ. Т. 16. Стб. 204; ГВНП. 21. С. 38-39. О дате см.: Зимин А.А. О хронологии договорных грамот Великого Новгорода с князьями XIII—XV вв.//Проблемы источниковедения; Сб. V. М., 1956. С. 323; Янин В.Л. Новгородские посадники. С. 284. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 206-207. Там же. С. 207. ПСРЛ. Т. 26. С. 219; Т. 5 (Софийская I летопись), С. 272. По другим сведениям, Ахмат стоял под Переяславлем три недели (ПСРЛ. Т. 23. С. 156). ПСРЛ. Т. 23. С. 156. ПСРЛ. Т. 26. С. 219-220. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496. ПСРЛ. Т. 26. С. 219. ПСРЛ. Т. 27 (Сокращенный свод конца XV в.). С. 275; Т. 26. С. 219. ПСРЛ. Т. 26. С. 219. В конце 50-х — начале 60-х годов XV в. произошли серьезные перемены в епископате. В 1459 г. архиепископом новгородским стал Иона. В Твери 30 декабря 1456 (6965) г. умер епископ Илья, а 29 января 1457 (6966) г. поставлен был епископом Моисей (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496), но вскоре он был сведен, и 22 марта 1461 г. на его место поставлен был на Москве Геннадий Кожа (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496). Зимой 1462 г. умер епископ рязанский Ефросин Звенец, на его место 1 февраля поставлен был казначей митрополита Ионы Давыд (ПСРЛ. Т. 26, С. 220). ДДГ. 62. С. 199-201 («А привезл сесь список Володя Давыдов лета 70»). В публикации ошибочно сказано, что текст издан по сборнику ГПБ. Q XVII. 58. На самом деле — ГПБ. Q IV. 14. Л. 18 об.-19. Остаются неясными пути, которыми попал договор в сборник: его мог передать правительству Василия II сам Владимир Давыдов или он мог быть у него отобран. ПСРЛ. Т. 23. С. 157. По великокняжескому своду начала 70-х годов XV в., зимой дети боярские «целова крест меж себя», чтобы «изгоном» освободить князя Василия Ярославича. В ответ на это, узнав о заговоре, Василий II повелел заговорщиков «бити кнутьем и сечи руки и ноги, и носы резати, а иным главы отсекати» (В. Давыдову, П. Бреину и Л. Евсевьеву). См.: ПСРЛ. Т. 26. С. 220; Т. 27 (Никаноровская летопись). С. 122-123. По другим сведениям, картина сходная: Василий II приказал казнить «немилостивно, на лубие волочити по леду, привязав конем к хвосту» (ПСРЛ. Т. 6. С. 185).

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Блаженные, Христа ради юродивые Исидор Твердислов, Ростовский († 1474; память 14 мая); Сергий схимник Переяславский (1 пол. XVI); Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский († 1580; память 3 сентября); Иоанн Московский († 1589; память 3 июля); Стефан Ростовский († ок. 1592); Илия Даниловский, Ярославский (1-я пол. XVII); Афанасий Ростовский (XVII); Онуфрий Романовский, Ярославский (память 12 июня) Праведные Фекла (в миру Феодосия, мать преподобного Даниила Переяславского) (XV–XVI; память 7 апреля); Иоанн младенец, мученик Угличский († 1663; память 25 июня). Канон молебный трием святителем Ростовским Леонтию, Исаии и Игнатию Тропарь, глас 4: Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/и за ны к Богу молебницы,/на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/молите даровати стране нашей мир,/на враги одоление,/Церкви единомыслие/и душам нашим велию милость. Канон общий трием святителем, глас 6. Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Милостивным Божественным мановением/и трисолнечнаго Света сиянием просияете/и священною мастию помазавшеся от руки Вседержителя Бога, святии чудотворцы,/прострите о нас ко спасению руце свои,/спастися нам от всяких бед и зол, молимся. Ангельстии чини удивишася на Небесех преславному вашему чудотворению,/како в бреннем телеси безплотнаго врага победисте,/и, вкупе с ними Престолу Божию предстояще,/молитеся Господеви спастися нам. Удивляют же ся и на земли всяко чиноначалие и христолюбивых множество,/яко обретошася честный ваша телеса,/многими леты землею покровены и ничим же вредимы./Приходящии же с верою приемлют, исцеление молитвами вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Георгий, Христа Ради Юродивый, Шенкурский Чудотворец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 26 апр. и в 3-ю Неделю по Пятидесятницевместе с Собором Новгородских святых Блаженный Георгий, местно чтимый святой города Шенкурска, что на реке Ваге, спасался в подвигах юродства в XV в. и был современником прп. Варлаама Важского, Шенкурского (память его 19 июня). День его кончины 23 апреля, но празднуется он местно 26 апреля. Подробностей жития его не сохранилось. На святой иконе он изображен с седой бородой и в шубе. О блаженном Георгии упоминает составитель жития праведного Прокопия Устюжского (память его 8 июля). • Шенкурск, известный с 1315 г., видимо, был местом рождения блаженного. Город расположен на правом берегу р. Ваги, притока Северной Двины. Ныне это районный центр в Архангельской обл. (Архангельская епархия). • Образ святого представлен в «Иконописном подлиннике» Филимонова: «Подобием сед, образом и брадою и власы, аки Петр Апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебныя, ноги босы, колени голы». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437111/

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил освятил Ильинский храм на острове Кего, построенный в память об исторической церкви, известной с XV в. и утраченной в советское время 6 августа 2012 г. 15:57 Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил чин великого освящения храма пророка Божия Илии на острове Кего (город Архангельск). Также иерарх освятил колокола для церкви. Церковь в честь пророка Илии на Кегострове упоминалась в исторических документах с XV века. В ней бывали императоры Петр I и Александр I. В советские годы церковь разделила судьбу большинства архангельских храмов. В 1930-х гг. там размещалась воинская часть, затем библиотека и клуб, а в начале 1970-х здание сгорело. Чин освящения закладного камня строящегося Ильинского храма на Кегострове совершил приснопамятный епископ Архангельский и Холмогорский Тихон в октябре 2008 года. Новый храм было решено построить в центре острова. Деревянный сруб изготовили в поселке Лявля Приморского района Архангельской области. На месте разрушенной церкви в 2011 году установили поклонный крест, который 2 августа, в день святого пророка Илии, освятил митрополит Даниил. Богослужения в Ильинском храме пророка Илии начались в июне 2012 года. Первую Божественную литургию в день Святой Троицы совершил священник Николай Расторгуев, который окормляет приход. Пресс-служба Архангельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

17 .   Св. Ипатия Чудотворца Руфинианского. По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. канон с акростихом: πατου μλψοιμι το καλο τρποι, ωσ· χο πλ. δ. Начало: πρχων πτιο σν Θε. 521 Судя по акростиху, канон должен быть девятипесенный. Ипполит Мараччи в Mariale приводит девять Богородичных. 522 В Афонском Прологе 769 под 17 июня значится память прп. Ипатия Чудотворца ν Ρουινιανα πραν τ θαλσση и отмечается κανν ωσ с ирмосом: γρν διοδεσα. Текст этого канона мы нашли в греческой рукописной Минее 857 Иверского Афонского монастыря с тем же акростихом, гласом, ирмосом и началом. В IX песни – ωσ. A. Rocchi под 28 июня указывает еще другой канон Иосифа с таким началом: τν θεον θλητν. 523 18 .   Св. мчч. Исавра и с ним Василия, Иннокентия, Филика, Ермия и Перегрина. По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. отмечается канон ωσ· το μελδο с таким акростихом: τν ξωτον μαρτρων σβω χριν· χ. πλ. δ. Начало: Τα θεαι λαμρτησι. 524 19 .   Св. мч. Зосимы из Аполлониады в Созополе. Евергетидский Типик под 20 июня указывает: κανν χο πλ. δ. ωσ. 525 По рукописной Минее εροσολ. Βιβλ. отмечается канон ωσ· το μελδο с таким акростихом: τν Zωσμου μλψωμεν νθεον χριν· χ. πλ. δ. Начало: Τατην σου τν ωσρον. 526 Его же отмечает и Афонский Пролог 769, именно κανν ωσ· χο πλ. δ. ισωμεν τ Κυρ. A. Rocchi под 27 апреля указывает память св. Зосимы и ему канон Иосифа с таким началом: τν το Θεο. 527 Если этот Зосима есть мч. Зосима Созопольский, то отмеченный A. Rocchi канон Иосифа – второй. Может быть, этот Зосима – преподобный, память которого по Афонскому Прологу 769 4 апреля, где ему указан и канон Иосифа 6 гласа. Тогда этот канон уже указан нами выше. В греческой рукописи 857 Иверского Афонского монастыря помещается на тот же глас и ирмос другой канон, в Богородичных – Γεωργου. 20 .   Свв. мчч. Инны, Пинны, Риммы, из некоей страны к северу (νν, Πινν, Ριμμ… οτοι χρα τιν τ κατ ρκτον πρχουσι). По канону они ученики ап. Андрея. В рукописи εροσολ. Βιβλ. κανν το ωσ с акростихом το σο νυμν μρτυρα Θεο Λγε· χο δ. Начало: Τ θε ωτ λαμπμενοι. 528 Текст этого канона мы нашли в Греческой рукописной Минее 857 (XV) Иверского Афонского монастыря с тем же акростихом, дополненным в IX песни именем автора – ωσ, с тем же гласом и началом; ирмос: Χορο Ισραλ. Афонский Пролог 769 отмечает память этих мучеников под 20 января (как и Греческая Печатная Минея) и указывает κανν ωσ с ирмосом: Χορο Ισραλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Василий Амасийский, сщмч. Описания иконы Василий Амасийский, сщмч. - житие Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312 - 324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его " Указ о веротерпимости " (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству. Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют. В то время святи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Сщмч. Василий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 4625.jpg:   Размер: 422x1200, 0.51 MPix, 115 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4627.jpg:   Размер: 337x1188, 0.4 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1381

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Симеон ап., еп. Иерусалимский Описания иконы Симеон ап., еп. Иерусалимский - житие Святой Симеон, апостол от 70-ти (память 4 января и 27 апреля по старому стилю) Сродник Господень по плоти, сын Клеопы, младшего брата св. Иосифа Обручника, епископ Иерусалимский, управлявший Церковью 40 лет и много потрудившийся в проповеди Евангелия. Пострадал в 107 г. в царствование императора Траяна. По доносу св. Симеон, как потомок царя Давида и как последователь и родственник Христа, после разных истязаний был распят язычниками на кресте, в возрасте 120 лет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Св. Симеон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10052.jpg:   Размер: 435x1200, 0.52 MPix, 110 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (107) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10057.jpg:   Размер: 303x1200, 0.36 MPix, 75 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (128) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2888

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010