ДРЕВНЕРУССКОЕ ЮРОДСТВО Юродство — сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси. О юродстве большей частью писали историки церкви, хотя историко–церковные рамки для него явно узки. Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Связь юродства со смеховым миром не ограничивается «изнаночным» принципом (юродство, как будет показано, создает свой «мир навыворот»), а захватывает и зрелищную сторону дела. Но юродство невозможно и без церкви: в Евангелии оно ищет свое нравственное оправдание, берет от церкви тот дидактизм, который так для него характерен. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира. Юродство — как бы «третий мир» древнерусской культуры. Из нескольких десятков юродивых, чествуемых православной церковью,  только шесть подвизались на христианском Востоке — еще до крещения Руси: Исидора (память 10 мая), Серапион Синдонит (14 мая), Виссарион Египтянин (6 июня), палестинский монах Симеон (21 июля), Фома Келесирский (24 апреля) и, наконец, Андрей Цареградский, житие которого было особенно популярно на Руси. Русское юродство ведет начало от ИсаакияПечерского (14 февраля), о котором повествует Киево–Печерский патерик (Исаакий умер в 1090 г.). Затем вплоть до XIV в. источники молчат о юродстве. Его расцвет приходится на XV—nepbyю половину XVII столетия. Хотя многие из русских канонизированных юродивых — это, так сказать, второразрядные фигуры, но среди них встречаются и заметные в церковной и светской истории личности. Это Авраамий Смоленский, ПрокопийУстюжский, Василий Блаженный. Московский, Никола Псковский Салос, Михаил Клопский. К эпохе расцвета юродство стало русским национальным явлением. В это время православный Восток почти не знает юродивых. Их нет также ни на Украине, ни в Белоруссии (Исаакий Печерский так и остался единственным киевским юродивым). Римско–католическому миру этот феномен также чужд. Это, в частности, доказывается тем, что о русских юродивых с немалым удивлением писали иностранные путешественники XVI-XVII вв. — Герберштейп, Горсей, Фдетчер и др. Чтобы вступить на путь юродства, европейцу приходилось переселяться в Россию. Поэтому среди юродивых так много выезжих иноземцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. «Если ты не взял ничего из имения моего отца, – сказал юноша, – то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре. Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария, по пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего – ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его 6 апреля (24 марта). Преподобный Феодор, князь Острожский Преподобный Феодор, отчеством Данилович, князь Острожский, один из потомков князя Даниила Галицкого, жил в первой половине XV века и отличался ревностью к защите Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм расположен на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и в течение многих веков была крупнейшим христианским центром края. Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими. Адрес: Россия, г. Вологда ул. Бурмагиных, д.50 Телефон: +7 (8172) 21-91-06 Страничка в контакте: http://vk.com/club54837286 Подробнее... Храм Константина и Елены (Вологда) [ править править код ] Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены — православный храм в Вологде, построенный около 1690 года, один из лучших памятников XVII века. Является памятником архитектуры, категория охраны — федеральная. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. Адрес: Россия, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, 85 Телефон: +7 (8172) 72-84-84 , храм Страничка в контакте: http://vk.com/hram_k_i_e Подробнее... Храм Димитрия Прилуцкого (Вологда) [ править править код ] Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке (полное название — Церковь святого Димитрия Чудотворца, что на Наволоке) — православный храм в Вологде, возведённый в 1651 году, одна из первых каменных церквей Вологды. В церкви сохранились фрески начала XVIII века. Действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Постройку церкви связывают с событиями, описанными в житии Димитрия Прилуцкого. Хозяин дома, где останавливался Димитрий летом 1371 года (по другим сведениям 1378), увековековечив память об этом событии, соорудил рядом со своим домом деревянную часовню. После причисления в XV веке Димитрия Прилуцкого к лику святых, часовня была заменена деревянной церковью. В «вологодское разоренье» 1612 года деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологда

Итоговое заседание Московского оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры 17 мая 2005 г. 18:20 В помещении «Фонда мира» в Москве состоялось итоговое заседание Московского оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры. На заседании оргкомитета была обнародована программа основных мероприятий, которые пройдут с 19 мая по 1 июня в Москве. Напомним, что центром торжеств в этом году станет Ростов-на-Дону. Президент Славянского фонда России, одного из главных организаторов Дней славянской письменности и культуры, Галина Боголюбова рассказала на пресс-конференции, что «В этом году дни славянской письменности и культуры будут проходить под знаком сразу четырех знаменательных дат. Во-первых, это 60-летие Победы, во-вторых, столетие со дня рождения Михаила Шолохова, в-третьих, в сентябре мы будем отмечать 625-летие Куликовской битвы и 15-летие со дня создания Славянского фонда России, который ежегодно организовывает праздники славянской письменности и культуры». Среди мероприятий, которые будут проходить в столице, например, посвященная 60-летию Великой Победы XV Общественно-педагогическая конференция «Отечественные традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи», которая откроется 19 июня в 10.00. День 21 мая будет посвящен юбилею М.А. Шолохова: у памятника писателю в Москве пройдет праздничная программа, а затем состоится юбилейный торжественный вечер в Колонном зале Дома Союзов. Кульминацией торжеств станет день 24 мая, когда Церковь чтит память равноапостольных просветителей славян, святых Кирилла и Мефодия. В этот день в Успенском соборе Кремля состоится литургия, которую совершит Святейший Патриарх Алексий, а затем состоится традиционный уже Крестный ход к памятнику святым Кириллу и Мефодию на Славянской площади. В тот же день в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в торжественной обстановке будут вручены Международные премии св. Кирилла и Мефодия. После вручения состоится праздничный концерт, а также будет дан торжественный прием в Посольстве республики Болгария. В рамках Дней славянской письменности и культуры также пройдут Панаринские чтения, посвященные выдающемуся российскому философу А.С. Панарину, Первый международный фестиваль славянской музыки в ДМШ им. М.А. Балакирева, международный симпозиум «Славянский мир в третьем тысячелетии». Завершатся мероприятия в Международный день защиты детей 1 июня обширной детской программой. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/11587.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Шри-Ланке почтили память жертв прошлогодних терактов колокольным звоном Свои соболезнования также выразил Папа Римский Франциск 21.04.2020 12:13 Версия для печати Фото с сайта adaderana.lk Коломбо, 21 апреля. Жители Шри-Ланки почтили память жертв террористических атак на католические храмы и отели острова во время прошлогоднего празднования Пасхи. Об этом во вторник сообщает ТАСС со ссылкой на новостной nopmaл Ada Derana. Отмечается, что руководство Католической Церкви планировало провести более масштабные мероприятия и богослужения, но в связи с пандемией коронавируса они были отменены. Вместо этого в 08:40 по местному времени (06:10 мск) все церкви острова зазвонили в колокола, а в 08:45 (в то время, когда произошло нападение) жители острова почтили память жертв трагедии двумя минутами молчания. Свои соболезнования выразил Папа Римский Франциск. «В первую годовщину нападения во время Пасхи 2019 года его Святейшество Папа Римский присоединяется к духовенству и верующим Шри-Ланки, которые вместе с остальными христианами и представителями других религий отмечают этот день», – говорится в сообщении, опубликованном Государственным секретариатом Ватикана.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Месяцесловы псалтирей     Греческие псалтири с месяцесловами нам неизвестны.     Древнейшая славянская псалтирь с месяцесловом (в ней еще Шестоднев и избранные службы) писана около 1340—1350 годов (синод. библ. 325). Судя по месяцеслову и самому тексту она происхождения студийского, но перешла в Россию чрез Афонскую гору. Месяцеслов ее начинается, что чрезвычайно редко, с 1 января; памяти имеет на все дни года, более по одному имени и редко по два, без всяких показаний из устава, разделен на два столбца, так что некоторые имена и не дописаны по недостатку места. Он не составлен в России, а переведен с греческого; ибо имеет особенности, не встречающияся в известных славянских памятниках: 4 апреля Марьи (неизвестна, ибо египетская есть в нем 1 апреля), июля 10 Пелагии, июля 30 Феодоты, авг. 23 св. Елисаветы (неизвестны), и вообще отличается от студийских памятников славянских тем, что ни с одним из них не сходствует вполне, но в одни дни сходствует с прологами, в другие с уставами и т. п.     Другая псалтирь со студийским месяцесловом находится в император. публичной библиотеке 10 отд. 1 в четвертку) и относится к XV веку. Месяцеслов ее полнее месяцеслова синод. псалтири, часто имеет по две и по три памяти, с тропарями и кондаками на немногие дни, более всего сходствует с мстиславовым евангелием, 22 ноября имеет память Фаддея студийского, 26 янв. пр. Феодора студийского. Более сих двух псалтирей с месяцесловами из студийского периода нам видеть не случилось.     Но очень много до нас дошло следованных псалтирей с месяцесловами иерусалимского устава, особенно богата ими белозерская библиотека петербургской академии (116 номеров и немногие из них без месяцесловов). Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот заглавия первых пяти посланий ап. Павла по редакциям. Редакция 1 Редакция 2 Римьска епистоли павла апла. Кни павла апла поущены к римлно. Къ кореньфмъ пистоли павла апла пьрва. Къ коринфмъ книги первы. Къ коринфномъ епистоли втора. Книги вторы к кориньфеомъ. Къ галатомъ павьлова пистоли. Книги пущены к галатомъ. Книги пущены къ фесомъ. Редакция 3 Редакция 4 к апла павла. Стго апла павла к римлиомъ. Павлова къ коринеемъ а. К коринно стго апла павла. Павлова к коренео в. К второе стго апла павла. Павлова к галато. К галатмъ стого апла павла. Павлова къ Кь ефесемъ стго апла павла. Отличия редакций одних от других, сравнительно с нынешним печатным текстом, заключаются: 1) в вариантах и 2) собственно, в переводе 107 . Таких отличий много в первых трёх редакциях, в четвёртой же редакции их гораздо меньше. 98 В инвентарном каталоге проф. И.В. Евсеева значится более 4.000 славянских рукописей XI–XVII в. Ветхого Завета, именно текстов богослужебного типа 3.431 рукопись (Паримийники, Триоди Постные и Цветные, Минеи месячные и общие. Трефологии и служебные Псалтири), текстов четьего чина и толковых 714, причём и здесь преимущественное количество (до ) падает на Псалтири четьи (одновременно и служебные) и толковые (Евсеев, Рукописное предание славянской Библии. СПб, 1911, стр. 6, примеч. 1). 100 «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII–XV вв.». Москва. 1879. «Характеристические черты четырёх редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI–XVI вв.». Москва. 1896. 101 О первой кирилло-мефодиевской редакции – «Тысячелетие памяти св. Мефодия, архиепископа моравского, просветителя славян» (885–1885 гг. 6 апреля) в Прибавл. к творениям св. Отцев, 1885, кн. 3, в Моск. Церк. Ведомостях, 1885, 15 и в Чтениях Общ. люб. дух. просв. 1885; «Характеристические черты главных редакций славянского перевода Евангелия» в Трудах VI Археологического Съезда, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск молится о жертвах наводнений в Индонезии и Восточном Тиморе 08.04.2021 16:10 Версия для печати Рим, 8 апреля. В конце общей аудиенции 7 апреля Папа Франциск почтил память жертв катастрофических наводнений в Юго-Восточной Азии, сообщает Vatican News . Стихия унесла жизни более ста человек; число погибших постоянно растет. Тропический циклон «Сероя» обрушился на восточную часть Индонезии и на Восточный Тимор, приводя к масштабному разливу рек, оползням и наводнениям. Многие деревни и инфраструктуры были разрушены, тысячам людей пришлось покинуть жилища. В связи с этой драматической ситуацией понтифик сказал: «Я хотел бы заверить в своей молитвенной памяти о жертвах наводнения, которое обрушилось в последние дни на Индонезию и Восточный Тимор. Да примет к Себе Господь погибших, да утешит их семьи и да поддержит тех, кто остался без крова». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Вернуться в Россию» - так называется замечательная книга Леонида Петровича Решетникова 1 Решетников Л. П. родился 6 февраля 1947 г. В 1970 г. окончил исторический факультет Харьковского государственного университета. С 1971 по 1974 г. обучался в аспирантуре Софийского университета (Болгария). В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1974 по 1976 г. работал в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР . С апреля 1976 г. по апрель 2009 г. - во внешней разведке. Последняя должность - начальник информационно-аналитического Управления Службы внешней разведки РФ, член коллегии СВР, генерал-лейтенант. С 2009 г. по 2016 г. - директор Российского института стратегических исследований]. Вернуться в Россию - это ориентир и для нас, для работников культуры, образования. Решетников говорит в своей книге не о земном величии. Он в ней говорит о верности даже до смерти. О тех людях, которые оставались верны заповеди блаженства: не идти на совет нечестивых, не стоять на пути грешников, не восседать на седалищи губителей (Пс. 1, 1). Он пишет о скорбных страницах нашей истории, но скорбь эта обращается в радость, потому что они устояли, и память о них жива, и, ушедшие в прошлое, они встретят нас в нашем будущем, если мы, как и они, сохраним верность Богу. Нам необходимо возвращаться не к какой-то определенной эпохе земного величия русской государственности, а в Священную историю. Русская история совершалась всегда как часть Священной истории. Московский современный исследователь Александр Николаевич Ужанков прекрасно показал в своих работах, что представляют собой русские летописи до XV века. Это книги, которые писались на Страшный суд. Их писали монахи. Писали о деяниях русских князей. История описывалась как деяния людей, каждый из которых предстанет перед Богом. Историческое сознание русского человека было укоренено в Священной истории. В послепетровскую эпоху это сознание начали круто изменять. Историю повернули к земной успешности. Она стала историей строительства великого государства. А для верующего человека великое государство - это не его успех, это награда за верность, это плоды древа, насажденного у источника вод. Забота верующего человека должна заключаться в том, чтобы не уходить от источника, и тогда древо принесет плод во время свое. Такова библейская концепция власти. Так русский человек всегда жил. Всякий русский человек нес свой крест. Крестьянин - прилежно землю пахал, хлеб сеял и собирал, священник - службу Божию совершал непорочно, князь - землю оборонял, народ защищал, царь - и государство строил и оборонял, и о народе заботился. И каждый - правду Божию соблюдал. Надо вернуться не к какому-то конкретному историческому образцу: имперской ли России, царской России московской - надо вернуться в Священную историю. И тогда мы получим, как плоды воздаяния за верность Богу, все лучшее из возможного. Конечно, хотелось бы взять все лучшее из прошлых эпох, а все плохое оставить, но земной путь немыслим без скорбей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/15/...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата встретился с Почетным Папой Бенедиктом XVI и послом России в Ватикане 16 октября 2014 г. 23:56 16 октября 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Риме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в чрезвычайной Генеральной ассамблее Синода епископов Католической Церкви, посетил Почетного Папу Бенедикта XVI в его резиденции в Ватикане. Председатель ОВЦС передал почетному понтифику благопожелания от Святейшего Патриарха Кирилла. В ходе беседы, в которой принял участие председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, был затронут ряд тем, в том числе православно-католический богословский диалог, а также ситуация на Украине. Митрополит Иларион поделился своими впечатлениями от участия в работе Синода епископов Католической Церкви, посвященного проблемам семьи, и отметил своевременность всестороннего обсуждения проблематики, связанной с институтом семьи и необходимостью защиты традиционных семейных ценностей. Со своей стороны Почетный Папа Бенедикт XVI поделился воспоминаниями о встречах со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем ОВЦС. Почетный понтифик передал Святейшему Патриарху Кириллу пожелания здоровья, подчеркнув, что ежедневно молится о мире на украинской земле. В память о встрече митрополит Иларион преподнес почетному понтифику бюст одного из его предшественников, папы Бенедикта XV, выполненный российским скульптором А. Бургановым. Именно к этому папе в 1921 году, во время тяжелейшего голода, обратился Святейший Патриарх Тихон с письмом на латинском языке. В тот же день митрополит Иларион встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Ватикане А.А. Авдеевым . В ходе продолжительной беседы состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес. Во встрече принял участие секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии архимандрит Антоний (Севрюк) . Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3797884.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010