Духовная история русского общества, выдвинув еще в первой половине XVI в. проблему самоценности человека, страстно дебатировавшуюся представителями всех общественных кругов, ее сторонниками и противниками, опережала ход социально- экономического развития страны. Перелом культурных эпох, подготовленный мыслителями первой половины и середины XVI в., коща наряду с проблемой самоценности человека и в сущностной связи с ней была выдвинута проблема равенства народов и вер и «самобытия» мира, определился на грани XVI-XVII вв., закрепился в первой трети XVII в. События Смутного времени, охватывающие и восстания крестьян, холопов, горожан, и острейшую борьбу в господствующих слоях, и отечественную оборону от иностранных интервентов, расплетали узлы противоречий исторического развития России. Беспрецедентность и чрезвычайность событий привели самого выдающегося отечественного исследователя крестьянской войны 1606—1607 гг. И. И. Смирнова к характеристике: «Восстание Болотникова является наиболее крупной как по масштабу, так и по значению крестьянской войной в России. Ни восстание Разина, ни Пугачевское восстание не могут идти в сравнение с восстанием Болотникова ни по размерам территории, охваченной восстанием, ни по числу участников восстания, ни по силе того удара, который был нанесен… по основам социального и политического строя феодально–крепостнической России» . Здесь не обошлось без доли преувеличения. Крестьянские войны XVII-XVIII вв. в России знаменовали ступени восходящего развития классовой борьбы, и не только Крестьянские войны. Великим крестьянским движением, отличавшимся идеологической оформленностью, наступательным, хотя и не насильственным, по нашему мнению, было староверческое движение последней трети XVII — начала XVIII в. Это было движение гражданского неповиновения, охватившего огромную территорию и «всенародное множество», пользуясь выражением его идеологов. Но не преувеличением является характеристика экстремальности ситуации, вовлекшей в водоворот общественно–политической борьбы все слои населения в период Смуты. Крестьянская война 1606—1607 гг. представляла собой концентрированное выражение коренных противоречий, обусловленных кризисом, переживаемым русским обществом во второй половине XVI в. Это был кризис, охвативший всю жизнь общества, — экономическую, социально–политическую, духовную. Публицисты первой половины и середины XVI в. словно чувствовали, что стоят на пороге каких-то великих перемен, именно великих, судьбоносных. Федор Карпов, Ермолай–Еразм, Иван Пересветов, Максим Грек — публицисты очень разные, едины были в убеждении, что разрабатывают оптимальные проекты преобразований, охватывающих все здание общественной жизни и государственного устройства. А беглый холоп Феодосий Косой помышляет уже не о преобразованиях, но о сломе и сносе самих основ эксплуатации, социального и духовного гнета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

В XI в. Индонезия была хорошо известна в буддийском мире, в ее мон-ри съезжались студенты из др. стран, напр., Атиша изучал там книги сарвастивады (школа хинаяны). Но появившиеся здесь в кон. XIV в. мусульмане постепенно вытеснили буддистов и индуистов. В наст. время буддисты в стране составляют ок. 2% населения (ок. 4 млн чел.). Территория совр. Лаоса на протяжении своей истории входила в состав др. буддийских гос-в Юго-Вост. Азии. В XVI-XVII вв., когда лаосское гос-во Лансанг стало независимым гос-вом и король запретил поклонение духам пхи, лаосский Б. включал в себя элементы тхеравады и махаяны, вишнуизма и шиваизма; культ пхи также постепенно вошел в местную разновидность Б. В колониальный период XVIII-XX вв. усилилось влияние тхеравады. В 1928 г. при участии франц. властей Б. был объявлен гос. религией в стране, что соответствует и совр. положению. Ок. 80% лаосцев (ок. 3200 тыс. чел.) - буддисты. В стране - 2,5 тыс. мон-рей и храмов и более 10 тыс. монахов. Здесь издавна действовали 2 подшколы тхеравады, к-рые с кон. 70-х гг. объединились в единый Союз лаосских буддистов. В Мьянму (Бирму) первые буддийские миссионеры прибыли в I в. до Р. Х. и создали общины тхеравады в гос-вах Татон и Пегу. В III-V вв. по Р. Х. мон-ри сарвастивады и махаяны строятся в долине Иравади, где в то время существовало гос-во пью Шрикшетра (III-IX вв.); в V в. в результате слияния Б. с местным культом натов образовался бирм. Б., к-рый сформировался к IX в., соединив в себе черты местных верований индуизма, махаянских культов бодхисаттв Авалокитешвары и Майтреи , буддийского тантризма, а также монастырской тхеравады. Последняя получила поддержку во времена Паганской империи (X-XIV вв.): царь Анирудда (1044-1077) объявил Б. тхеравады офиц. религией; были построены огромные монастырские комплексы, и эта школа Б. стала определять духовную жизнь страны. В период бирм. междоусобных войн и раздробленности Б. ослаб экономически, но сохранил духовное лидерство, что облегчило его возрождение в XVIII-XIX вв., при династии Конбаун (1752-1885), когда мон-ри стали частью адм.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Период борьбы христианской апологетики на Западе против деизма. [История происхождения деизма. Существование подобного воззрения в языческой древности (учение) Эпикура). Технической обозначение его словом “деизм” с конца XVI b. Главные поборники деизма XVII-XVIII веков в Англии, Франции, Германии. Общая и основная мысль их учения (признание одной естеств. религии и отвержение всего сверхъестественного). Зависимость распространения деизма от предшествующего западного неверия (ложный гуманизм) и новые причины, обусловливавшие развитие его в XVI-XVII вв. Значение протестантизма в истории развития новейшего рационализма. Протестантский субъективизм (отвержение авторитета Церкви и св. предания). Враждебное столкновение между естествознанием и богословием на Западе и непричастность этому столкновению православного богословия. Новые открытия в области естествознания и их согласие с верой. Великие авторитеты науки (Коперник, Ньютон, Кеплер, Галлер, Паскаль, Эйлер, Гуго Гроций, Мильтон, Попе, Бэкон, Лейбниц и др.), утверждающие истину христианской религии вопреки деизму, думавшему находить для себя опору в естествознании. Богатство апологетич. литературы в XVII-XVIII вв. Английская апологетическая школа в ее борьбе с деизмом. Ее главные представители (Кларке, Бентлей, Дергам, Бутлер, Адиссон, Лярднер, Пэль, Кейт и др.). Ее демонстративный метод. Достоинства и недостатки этого метода в применении к научной апологетике христианства] Апологетические школы во Франции и Германии в XVII и XVIII вв. [Их борьба против деизма и атеизма. Последовательное вырождение атеизма из деизма в постепенном развитии неверия на Западе. Переходные ступени от деизма к атеизму (пантеизм Спинозы, материализм Гоббса, скептицизм Юма). Французские энциклопедисты. Два направления французской апологетики: а) направление богословско-философское и его отношение к философии Декарта; главные представители этого направления: Боссюэт и Фенелон – на почве богословия; Паскаль и Боннет – на почве естествознания; б) направление более популярное. Школа Шатобриана; ее достоинства и недостатки. Апологетика в Германии в XVIII в. Замечание о влиянии идей французской философии на порождение вольномыслия в русском обществе XVIII в. Вольтерьянство и масонство, как главные виды вольномыслия, служившие предметом увлечений для русского общества. Выдающиеся русские деятели на поприще христианской апологетики: Феофан Прокопович (“Введение в богословие” и “О безбожии”), Платон митр. Московский (“16 ответов на вопросы Вольтера”) и др. проповедники. Скудость оригинальных сочинений по апологетике и размножение переводных иностранных аполог. книг].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Церковное зодчество Нижегородского региона XVIII в. демонстрирует разнообразие архитектурных типов и приемов объемно-пространственного построения. В. А. Каравашкин выделил 3 этапа формирования нижегородской храмовой архитектуры XVIII в. ( Каравашкин. 2007): строительство в традициях древнерус. зодчества (с 1700 по 40-е гг. XVIII в.); становление стиля барокко в церковной архитектуре и увеличение объемов каменного строительства (50-70-е гг. XVIII в.); наивысший расцвет барокко и появление нового архитектурного направления - классицизма (80-е гг.- кон. XVIII в.). Выделяются 4 типологических направления планировочной структуры церквей XVIII в.: 3-частные, 2-частные, базиликальные и центрические. Для 3-частного построения характерно наличие в композиции главного, или основного, объема с алтарем, трапезной и колокольней. Двухчастное построение могло формироваться храмовой частью и трапезной или храмовой частью и колокольней. Церкви с главным объемом и трапезной служили в отдельных случаях составной частью парного церковного ансамбля, где летний и зимний храмы выступали как самостоятельные сооружения. Планировочное построение по варианту «храмовая часть - колокольня» применялось в стесненных территориальных условиях и в целях экономии средств. Объем храмовой части компоновался в 2 этажа: на нижнем располагался зимний (теплый) храм, на верхнем - летний (холодный). Базиликальное построение представляло единый вытянутый невысокий объем с выступающим из плоскости стен алтарем и притвором. Объемно-пространственное построение храмов нижегородского зодчества XVIII в. следовало композициям, традиционным для древнерус. зодчества, а также находилось под влиянием столичной архитектуры, благодаря к-рому возникали и новые формы. В 1-й пол. XVIII в. в Балахне, в центральной части города, было построено 4 церкви. Они дополнили живописную речную панораму города, сформированную церквами XVI-XVII вв. Роль организационного начала принадлежала 5-главому массивному Вознесенскому собору (не сохр.), строительство которого продолжалось более 30 лет (кон.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Мечеть в генуэзской крепости в Судаке. XV в. Фотография. 2010 г. Мечеть в генуэзской крепости в Судаке. XV в. Фотография. 2010 г. Период кон. XV - сер. XVIII в. стал одним из наиболее стабильных в истории К. В течение длительного времени регион не знал крупных войн, что способствовало экономическому развитию и росту населения К. Как и прежде, крупнейшим городом К. оставалась Каффа, которая одновременно была и главным центром торговой и производственной деятельности. После тур. завоевания 1475 г. экономическая активность Каффы и др. городов К. приостановилась на короткий период, но уже в XVI в. причерноморская торговля вновь процветала. К XVII в. население Каффы достигло 80 тыс. чел. Основную массу населения по-прежнему составляли греч., арм. и евр. общины; их купцы в основном сохранили свои прочные позиции на рынках Причерноморья. Господствующее положение теперь заняло тур. купечество, поддерживаемое османской администрацией. Несмотря на разгром генуэзских факторий османами, итал. купцы также сохраняли часть своих прежних позиций, продолжая присутствовать в К. и вести выгодные торговые операции. В XVI-XVIII вв. в К. происходил процесс все более заметной тюркизации и исламизации населения. В К. переселялись турки из др. регионов Османской империи, все более значительная часть местных, прежде разноязычных городских, сельских и кочевых общин использовала тур. и татар. языки. В населении К. росла также и доля крымских татар, к-рые в это время постепенно переходили к ведению оседлого земледельческого хозяйства в районах сев. склонов Крымских гор. Значительная часть христиан К. также начинала использовать тур. и татар. языки. В сер. XVIII в. митр. Игнатий Готский уже был вынужден произносить проповеди для своей паствы по-татарски. В XVIII в. впервые в истории К. большинство населения полуострова уже исповедовало ислам. Несмотря на общую благоприятную политическую и экономическую ситуацию для региона, в XV-XVIII вв. христ. общины в К. находились в состоянии глубокого упадка. Сведения о жизни христиан К. в эту эпоху весьма немногочисленны. В сер. XV в. из древних епархиальных структур К-польской Православной Церкви в К. сохранялись Сугдейская и Готская митрополии. В дальнейшем происходил процесс укрупнения епархий, что было связано с сокращением числа православной паствы и количества приходов, с упадком христ. жизни в К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В старшем рус. списке (и ряде младших) содержание «магического квадрата» («Печати Соломона») истолковывается как символическое обозначение гвоздей, вбитых при Распятии в руки и ноги Спасителя. В списках XVII-XIX вв. встречается рекомендация использовать текст «romas-фopмyлы» в качестве молитвы от укуса бешеной собаки. В списках XVIII-XIX вв. и современной им лубочной гравюре текст «расшифровывается» как акростих виршей о сотворении мира и человека, всемирном потопе, пришествии в мир Спасителя и Его Распятии, известных в неск. вариантах. В рукописях рисунок «Печати Соломона» помещается при календарно-пасхальных текстах в Псалтирях следованных, Уставах, святцах, «Кругах миротворных», лечебниках и сборниках. Известным примером религ. символики букв на лат. Западе являются медитационные кресты, на к-рые нанесены буквы без видимого смысла. Напр., в «Кресте Захарии», к-рый, по преданию, был открыт отцам Тридентского Собора (1545-1563) во время эпидемии чумы (HWDA 9. 875), буквы представляют собой начала лат. молитв: Z - «Zelus domus tuae, liberet me» (Ревнитель о доме твоем, освободи меня); D - «Deus meus expellet pestem» (Бог мой да прогонит чуму). Здесь же можно назвать «Крест благословения» (Benedicmus), первые буквы к-рого должны иметь значение: « Crux Sacra Sit Mihi Lux/ Non Draco Sit Mihi Dux» (Крест святой да будет мне светом/пусть дракон не будет моим водителем) (HWDA 1. 1035). Магическая формула «Ananisapta» изначально, видимо, была молитвой-заклинанием против чумы: « Antidotum Nazareni auferat necem intoxicationis, sanctificet alimenta poculaque trinitas, Amen» (Противоядие Назарянина да отнимет смерть от яда, Троица да освятит еду и питие. Аминь) (HWDA 1. 395). В слав. средневек. письменности буквенные криптограммы, посвященные обычно похвале Кресту, помещаются на крестах (независимо от техники их исполнения) или около их изображений, как самостоятельных, так и венчающих композиции заставок в рукописных и старопечатных книгах; отсюда их наименование - «крестные слова» (или прикрестные). Наиболее развитые и сложные криптограммы такого рода помещаются в серб. рукописях XIV-XVI вв. (напр., в Евангелии тетр 1372 г.- Вена. Нац. б-ка. Слав. 52. Л. 69) и венецианских изданиях XVI в. типографии Вуковичей (начиная с Молитвенника 1536 г. при гравюре на л. 214об.), а также на старообрядческих литых крестах и складнях XVIII-XIX вв. (в ряде случаев для серб. памятников XIV в. возможна кириллическая транслитерация аналогичных греч. криптограмм). По крайней мере со 2-й пол. XV в. в рус. рукописях помещаются (толкования) расшифровки «крестных слов» (РГАДА. Тип. 387. Л. 197об.- 198, 90-е гг. XV в.).

http://pravenc.ru/text/115282.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Введение В программу семинарского курса гомилетики наряду с изучением теоретических основ церковной проповеди входит и рассмотрение истории проповедничества в Русской Православной Церкви. Цель настоящего учебного пособия двоякая: с одной стороны, ознакомить учащихся с русской церковной проповедью в ее историческом становлении и развитии, указав как на особенности в плане содержания и формы в каждом из исторических периодов ее существования, так и на те особые влияния, которым она подвергалась; с другой стороны, предложить лучшие образцы отечественного проповедничества, подобрав их таким образом, чтобы они практически могли быть использованы в деле обучения приготавливающихся к проповедническому служению (часть II — хрестоматия). В пределах хронологических этапов частные характеристики и биографические сведения о проповедниках предварялись общим обзором периода или определенного направления церковной проповеди. Нам казалось, что отрывки проповеди, к тому же помещенные среди биографических данных, не могут дать представления о проповеднической манере или особенностях того или иного автора, поэтому мы посчитали целесообразным сгруппировать целые, хотя бы и краткие, проповеди в отдельной части пособия — хрестоматии, лишь в отдельных случаях ограничившись значительными отрывками. Историю отечественной проповеди в самом общем виде можно разделишь на четыре основных периода: Период византийского влияния — X-XVI века, который в свою очередь разделяется на этапы — Домонгольский (X-XII вв.), эпохи монгольского ига (XIII-XV вв.) и Послемонгольский (XV-XVI вв.), Период латино-польского влияния — XVI-XVII века. Период относительно самостоятельного развития русской церковной проповеди (XVIII-XIX вв.). Период современный (с 1917 г.), в рамках которого выделяются два этапа: а) с 1917 по 1945 гг.; б) с 1946 г, по настоящее время. Период Византийского влияния 1. Из истории Византийской проповеди Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.).

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Особый разряд документов договорного вида составляют частно-публичные А.- соглашения частных лиц с гос-вом, оформленные обычно как односторонние обязательства частных лиц по отношению к гос-ву. Таковы «укрепленные» крестоцеловальные грамоты бояр о верной службе государю и неотъезде. Наиболее ранняя из них была дана кн. Д. Д. Холмским московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу в 1474 г. Подобные документы составлялись и в XVI в. В них обычно отмечается посредничество церковных иерархов - митрополита, епископов и архимандритов московских мон-рей - в снятии «нелюбья» с опального боярина. Грамоту подписывал митрополит. «Поручные кабалы» одних бояр по другим известны с того же времени. Здесь обещание верной службы боярина государю формулировалось от имени третьего лица - «порутчика» - и подкреплялось его обязательством заплатить большой штраф в случае отъезда или бегства «вырученного» им вельможи. «Поручные кабалы» могли быть и коллективными. С сер. XVI в. появляются крестоцеловальные записи губных и земских старост, фиксирующие их обязательства верно исполнять порученную им службу. К частно-публичным договорам можно отнести, вероятно, А. откупа и подряда XVIII-XIX вв. В XVII-XVIII вв. преимущественно на севере России составлялись договоры подряда между сельской общиной и приходским священником. Эти корпоративные А. закрепляли взаимные обязательства сторон: содержание священника общиной и отправление богослужения священником. К А. относят не только договоры, но и документы договорно-законодательного вида: специальные и частные законы. Церковные уставы князей равноап. Владимира (Василия) Святославича и Ярослава (Геогрия) Владимировича Мудрого , будучи по существу специальными законами, имели форму договора (Владимир как бы заключал соглашение с кнг. Анной, Ярослав - с митр. Иларионом ). Великокняжеские духовные грамоты XIV-XVI вв. носили смешанный договорно-законодательный характер. С одной стороны, они определяли гос. устройство страны и в этом смысле являлись специальными законами, с др.- духовные представляли собой «ряд» между князем и его наследниками.

http://pravenc.ru/text/63956.html

Централизационные процессы, характерные для XVI в., захватили и покаянную дисциплину. В XVI – первой половине XVII в. готовится унификация церковного богослужения – медленный процесс, начавшийся с подготовки новых и сверки старых переводов Максимом Греком и закончившийся никоновской реформой. Постепенное объединение и централизация церкви в XVI в. в рамках единого государства подготовили учреждение патриаршества – одно из ключевых событий в церковной и государственной жизни России конца XVI в., которое не могло не повлиять на развитие покаянной дисциплины. Патриаршество определило окончательную независимость русской церкви, и тем острее встала необходимость унификации богослужения. Эту проблему пытались решить при подготовке печатных богослужебных книг, в том числе требника. Действительно, после появления печатных книг количество рукописных требников и богослужебных сборников резко сократилось; существенно уменьшилось число новых исповедных текстов, появлявшихся в рукописной традиции. Однако и в XVIII в. продолжали составляться компилятивные исповедные тексты с использованием русских и западных рукописей и печатных книг, включая «Духовный регламент». Несмотря на компилятивный характер, такие тексты представляют немалый интерес, поскольку свидетельствуют о том, как понимали люди в XVIII в. место и роль исповеди и церкви в регулярном государстве. Так, в одном из исповедных текстов указываются гражданские наказания за некоторые грехи: составитель, очевидно, рассматривает исповедь как вспомогательный аппарат для управления централизованным государством. В XVII в. все большую заинтересованность в богослужебных рукописях начинают проявлять люди, облечённые светской властью. Записи XVII в. на рукописях свидетельствуют о собирании богослужебных книг царской семьёй, о централизованных запросах из светских и духовных учреждений – Мастерской палаты. Казённой палаты, Духовного приказа, в которые выписывались наиболее ценные и интересные книги и где они часто оставались. В XVII–XVIII вв. значительно расширяется в социальном смысле круг владельцев и читателей богослужебных книг. Ими становятся думные дьяки, стрельцы, бояре, недельщики, в XVIII в. купцы и крестьяне, которые порой покупали богослужебные книги вскладчину.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Глава VI. Греческие стенописи XVI-XVIII вв Новая эпоха в истории церковных стенописей греческих и русских начинается в XVI в. Падение византийского искусства наступило еще гораздо раньше падения византийской империи, и исторические обстоятельства до XVI в. совершенно не благоприятствовали его возрождению. Даже на Афоне, который доселе признавался некоторыми убежищем церковного искусства в эту пору политических неурядиц, искусство живописи не находило более или менее широкого приложения; кратко и довольно ясно раскрыто это епископом Порфирием 237 . Оживление искусства наступает для православного востока в XVI в.: центром художественной деятельности становятся Афонские монастыри, а рельефным выражением нового художественного движения служат церковные стенописи, уцелевшие отчасти до сих пор. Афонская школа сосредоточила в себе художественные силы разных местностей Греции, Македонии, Кипра, слила их в одном горниле, а затем широко распространила сферу своего художественного влияния. Во главе этого нового художественного движения стоит имя знаменитого художника Панселина. На Афоне до сих пор сохраняется память о знаменитом Панселине; имя его, как основателя новой художественной школы, занесено и в греческий иконописный подлинник Дионисия Фурноаграфиота. Однако ни местное предание, ни Дионисий, заметившей, что Панселин превзошел славою всех древних и новых живописцев, ничего не говорят ни об особенностях панселинова стиля, ни о характере произведенной им в области искусства реформы, ни даже о времени его жизни и деятельности: славное предание является для нас так. обр. почти мертвым звуком. Церковная археология, особенно в лице еп. Порфирия, далеко подвинула вперед вопрос о времени жизни Панселина 238 , признав его художником XVI в.; но вопрос о его работах доселе не решен. Многие произведения приписываются кисти Панселина; в том числе роспись протатского собора на Афоне, что подтверждает еп. Порфирий виденною им в этом соборе надписью, указывающею на Мануила Панселина. Надпись эта подвержена некоторому сомнению 239 ; но если славный Панселин не есть вымысел праздной фантазии, – а это несомненно, если затем он оставил следы своих работ в стенописях афонских, что весьма вероятно в виду общераспространенного афонского предания, то из числа всех афонских стенописей ему должны принадлежать лучшие: таковы прежде всего именно стенописи протатского собора. А если это справедливо, то в протатских стенописях находится ключ к решению вопроса о художественной реформе Панселина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010