Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Молебен на могиле прп. Димитрия Цилибинского. Фотография. 2006 г. (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский. Точное время жизни святого неизвестно. Сведения о нем, отразившиеся в изданных в XIX - нач. XX в. справочных трудах по агиографии, рус. мон-рям и церковной иерархии, имели источником устные предания, зафиксированные в XIX в., и запись в несохранившемся синодике 7173 (1664/65) г., свидетельствовавшую о том, что к 1664/65 г. над местом погребения святого стояла часовня с гробницей, и о существовании местного почитания Д. в сер. XVII в. Согласно преданию, в 28 верстах к юго-западу от г. Яренска (ныне село), на левом берегу р. Вычегды, Д. основал Цилибинскую Михаило-Архангельскую пуст. (К нач. XIX в. на месте пустыни находилось с. Цилибское (Цилиб, Цилибинское), к сер. XX в.- дер. Цилиба (ныне нежилая, в Ленском р-не Архангельской обл.).) Д. построил там храм, «выкопав под храмом пещеру... подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее для совершения богослужения и для проповеди слова Божия в окрестных селениях» ( Верюжский. С. 348). По сообщению еп. Амвросия (Орнатского) , Д. был иеромонахом. Д. почитается как ученик Пермского еп. св. Стефана, проповедовавшего христианство язычникам Вычегодской Перми. По мнению прот. И. Верюжского, Д. был из тех зырян, обращенных в христианство свт. Стефаном и принявших священство, о которых говорит Житие первого Пермского епископа. В обоснование этого предположения агиограф указывал на освящение храма во имя арх. Михаила в основанной Д. пустыни (такое же посвящение имел кафедральный храм в Усть-Выми, возведенный по инициативе свт. Стефана). Кроме того, места близ дер. Цилибы предание связывало с именем свт. Стефана - здесь его особенно чтили. В Свято-Троицкой ц. в расположенном на др. берегу Вычегды, напротив Цилибы, с. Вожем (храм построен в 1772, закрыт в 1931) хранилась икона Св. Троицы, по преданию оставленная в этих местах свт. Стефаном. Икону трижды уносили на противоположный берег Вычегды в свою приходскую ц. в честь Рождества Христова в с. Цилибском представители купеческого рода Осколковых (род известен в Цилибском с 1608), но икона опять являлась в Вожеме. В 1802 г. еп. Арсений (Тодорский) перенес икону в вологодский кафедральный собор (ныне она хранится в ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178019.html

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В житии преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, составленном прилуцким иноком Макарием по рассказам игумена Пахомия не позднее 1440 г., рассказывается, что этот необычный мальчик, сын торговца, сызмальства начал читать святые книги. Подвижник пришел затем в Горицкий монастырь Успения Богородицы в своем родном Переяславле-Залесском. «На Болоте» у Плещеева озера он поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, основал новую обитель. Именно в тот период он хаживал к преп. Сергию в Троицкий монастырь под Москву. Рассказывают, что преп. Димитрий был очень красив, «словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова», однако был у блаженного обычай всегда прикрывать лицо куколем, как свойственно инокам. Акафист преподобному повествует об одном неординарном событии: «Слышав о дивней красоте лица твоего, отче Димитрие, едина от именитых болярынь града Переяславля возжелала насладитися лицезрения твоего и сего ради прииде к келии твоей, в ню же оконцем приникнув, узре тя на молитве стояща и светом небесным облиставаема, сама же абие всем телом разслабе и падши яко мертва, на земли лежаше. Ты же, послушествуя прошению братии твоей, молитвою твоею исцелил еси ю и поучил, да прочее уцеломудрится и не назирает чуждыя красоты...» Соблазнившуюся и раскаявшуюся боярыню святой спросил: «Зачем хотела видеть грешное и мертвое мое тело, отвергшееся мира?» Прощенная, исцелившаяся от расслабления - встала. Слава о преподобном дошла до князя Димитрия Ивановича (Донского), который стал почитать переславского подвижника, как почитал радонежского, упросил крестить одного из своих сыновей. От людского славословия и восхваления святой ушел из Переславля с учеником Пахомием, который впоследствии, по преставлении Димитрия, стал настоятелем обители. Учитель и ученик нашли место в устье р. Лежи, но жители из селения Авнеги (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.) боялись, что святой «овладеет их богатствами». И вот в вологодских Прилуках, то есть на излучине р. Вологды, как говорит житие, «тамошние христолюбивые жители - муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг - подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. На месте, которое благословил святой, был установлен крест». Речь идет о Киликиевском кресте - деревянном, восьмиконечном - украшенном медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском гос. ист.-арх. и худ. музее-заповеднике, ВГИАХМЗ).

http://pravoslavie.ru/59763.html

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

Иконография Прп. Герман пишет Житие Нила Столобенского. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Прп. Герман пишет Житие Нила Столобенского. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Г. сохранилась в составе житийных циклов прп. Нила Столобенского, причем не прослеживается устойчивой традиции изображения его облика. Наиболее ранним образцом является миниатюра «Построение храма в Ниловой пустыни» в рукописи Жития прп. Нила нач. XVII в. из Троицкой Герасимовой обители на Кайсаровом ручье в Вологде (впосл. в б-ке Ф. А. Толстого; в наст. время: РНБ. Q 1 329. Л. 34): Г. в монашеской мантии и клобуке, с небольшой окладистой бородой, без нимба, благословляет строителей церкви. На иконе прп. Нила Столобенского с 19 клеймами жития кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание А. И. Буркина, Москва) представлен ряд композиций: приход на о-в Столобное иноков (Г. и игум. Антоний, плывущие в лодке); Г. с иноками в Прасаловском (согласно надписи) мон-ре вручает епископу письмо о составлении Жития прп. Нила; епископ и Г., пишущий Житие святого; Г. благословляет создать первый образ прп. Нила иноков-иконописцев Иова и Нифонта (изображены коленопреклоненными, с нимбами). На всех клеймах устроитель Ниловой пуст. представлен в монашеском одеянии и с четками, в куколе или с непокрытой головой, с седой бородой средней величины, имеет нимб, назван преподобным («с. пб. Гермон»). Неск. аналогичных сюжетов воспроизведено на иконе прп. Нила Столобенского с 52 клеймами жития (40-50-е гг. XIX в.) из часовни монастырского с. Сиговка (в наст. время в Казанской ц. дер. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.), где Г. написан без нимба, иногда в профиль, с короткой бородой и длинными прядями, а в композиции исцеления Исаии Травкова во время молебна у гробницы прп. Нила - в мантии и епитрахили, с раскрытой книгой. На одном из клейм близкой по составу иконы 1902 г. мастера из Торжка Н. И. Новосёлова (ГЭ; находилась в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Стеклянном заводе в С.-Петербурге) Г.- средовек, с небольшой темной бородой, совещается с Борисом Холмогорцем о постройке первого храма, на другом - он стоит с богомольцем, поведавшим ему об иноках-иконописцах. С нек-рыми отличиями, напр., в изображении облика и возраста подвижника, ландшафта мон-ря указанные сюжеты повторяются на др. иконах XVIII - нач. XX в. (ВГИАХМЗ, ТГОМ, частные собрания Москвы, С.-Петербурга и Твери).

http://pravenc.ru/text/164713.html

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Получили также распространение сюжеты явлений первоапостолов рус. святым, напр. Петру, царевичу Ордынскому, как на иконе из усадьбы Юршино семьи Делло под Рыбинском (кон. XVIII - нач. XIX в., ныне в РГИАХМЗ; с избранными святыми на полях, нач. XIX в., частное собр.). Эта иконография была популярна и ориентирована на дониконовские образцы, как, напр., икона нач. XIX в. из частного собрания с избранными святыми на полях. В произведениях живописцев академического направления сильно было воздействие европ. образцов, напр. итал. барокко: эмоциональные жесты ап. Петра сочетались с укрупнением деталей, атрибутов - ключей, изображения петуха, как на картине худож. П. С. Лопотова, штатного служителя вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ). Большие иконы верховных апостолов писали по Высочайшему заказу ведущие иконописцы своего времени: в мастерской И. Малышева в 1861 г. была выполнена подносная икона в визант. стиле для вел. кнг. Александры Петровны (СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 131). Парные изображения первоапостолов включали натуралистический средиземноморский пейзаж (хромолитография работы мастерской Е. И. Фесенко, 1893), к ним были близки иконы Палеха в стиле «поздней фрязи». При орнаментальном богатстве облик верховных апостолов и их атрибуты оставались общими с образцами академического искусства (икона из мастерской Л. И. Парилова, кон. XIX - нач. XX в., частное собр.). В минейных композициях апостолов Петра и Павла изображали под 29 июня. Апостолы Петр и Павел перед императором. Миниатюра из Сборника житийного. 60-е гг. XVI в. (БАН. N.I.Б.34. Л. 105 об.) Апостолы Петр и Павел перед императором. Миниатюра из Сборника житийного. 60-е гг. XVI в. (БАН. N.I.Б.34. Л. 105 об.) I. Житийная иконография святых развивается за счет обогащения обширных циклов деяний апостолов, прежде всего на иконах с клеймами и в рукописях Новгорода времени свт. митр. Макария и при его преемниках. Миниатюры служили образцами для икон. На храмовой иконе церкви в новгородской слободе Кожевники «Петр и Павел с Отечеством и сценами деяний» (ок.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Кон. XIV в. (НХГ) Богоматерь и ап. Иоанн Богослов. Двухсторонняя икона «Богоматерь Катафиги». Кон. XIV в. (НХГ) Распространение житийных икон И. Б. в кон. XV - нач. XVI в. было, вероятно, обусловлено особым интересом к Откровению и его автору в связи с ростом эсхатологических настроений по истечении 7 тыс. лет от сотворения мира в 1492 г. О таком интересе свидетельствуют, в частности, 2 клейма иконы из Дмитрова, в к-рых отражены события, связанные с созданием Откровения: моление И. Б. в пещере и видение им «сил великих». Этот интерес сохранился и в более позднее время. Так, на иконе 1559 г. из Богоявленского мон-ря в Костроме (КГОХМ) изображение И. Б. с Прохором в среднике окружено 68 клеймами, иллюстрирующими текст Откровения. Как создателю Откровения, И. Б. посвящен особый, достаточно редкий иконописный сюжет, известный под названием «Видение Иоанна Богослова». В рус. искусстве он появился со 2-й пол. XVI в., причем самое раннее датированное изображение такого типа, возможно, повторяющее еще более ранний образец, известно уже на многочастной иконе Дионисия Гринкова 1567/8 г. из ц. прор. Илии в Вологде (ВГИАХМЗ). Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Фреска ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Кон. XVII в. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Фреска ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Кон. XVII в. Иконы «Видение Иоанна Богослова» обычно включали 4 сцены, 2 из к-рых - видение Сына Человеческого И. Б. на о-ве Патмос (Откр 1. 9-20) и благовестие 7 Церквам (Откр 2; 3) - соответствовали начальным эпизодам Откровения. К ним прибавлялись традиционное изображение И. Б. с пишущим Прохором и сцена, иллюстрирующая получение И. Б. книги от слетающего с небес ангела. Главным содержанием подобной иконографии было, по-видимому, прославление И. Б., к-рому исключительный опыт Богообщения и причастность к Премудрости Божией позволили поведать о наиболее таинственной и сокровенной части Божественного Промысла. Не меньшее значение имела тема благовестия 7 Церквам - поскольку Церковь, основанная Христом на земле по завершении Его спасительного служения, понималась как прообраз торжествующей Церкви Небесной, Церкви буд.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010