Оп. 1. Д. 49. Л. 45, 48-49; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Позднее деисусные иконы с образами обоих святых помещались над входом в монашеские кельи. В надписях святой, как правило, именуется «преподобным князем Игнатием». Ранние сохранившиеся изображения И. этого извода - вышитые для Спасо-Прилуцкого мон-ря хоругвь 40-х гг. XVII в. и пелена 1-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), на к-рых И. представлен в молении (соответственно коленопреклоненно и в рост), в округлой схиме, с удлиненной темной бородой. Иконография пелены (фигура И. в правой части композиции, вполоборота влево, иногда со свитком в руке, в куколе в отличие от прп. Димитрия) повторяется на иконах сер.- 2-й пол. XVII в. из церквей Вологды и тех мест, где имелись монастырские вотчины и подворья (ВГИАХМЗ, АМИИ - из ризницы Соловецкого мон-ря, ГИМ, частное собрание Н. С. Паниткова). Ростовой образ И. в схиме выгравирован на дробнице XVII в., украшающей оплечье фелони (ВГИАХМЗ), в нижнем ряду, справа от центрального изображения свт. Василия Великого, с надписью: «преп. чудотворец князь Игнатий»; парный ему образ - прп. Димитрий Прилуцкий, вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, со свт. Николаем Чудотворцем, с вмч. Феодором Стратилатом. Иконографию хоругви (И. припадает к Спасу Всемилостивому вместе с прп. Димитрием Прилуцким) повторяет икона XVIII в. из Илиинской ц. Вологды (ВГИАХМЗ), на которой святые изображены коленопреклоненными. Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими в молении. Фреска фронтона крыльца Спасского собора Спасщ-Прилуцкого мон-ря. 1998 - ок. 2000 г. Мастер А. В. Алёшин На основе этой иконографии сложилась композиция икон Господа Вседержителя с Вологодскими чудотворцами, получившая распространение в Вологде в XVIII-XIX вв. По-видимому, одна из первых икон находилась в главном иконостасе собора Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ запрестольный выносной 8-конечный крест (160×89,5×8,5 см) из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ. Украшен окладом из медной позолоченной басмы, деревянная основа креста на обеих сторонах прорезана углублениями-нишами, в к-рые вставлены костяные пластины с резными изображениями (сюжетные композиции, фигуры святых, поясные и в рост - всего более 80). Временем создания К. к. принято считать 1-ю пол. XVI в. Костяные пластины на К. к. были собраны в процессе его создания. Нек-рые пластины, видимо, появились во время разновременных поновлений, даты к-рых установить не представляется возможным. Часть утраченных изображений была восполнена в ходе научной реставрации (напр., композиция «Предста Царица» на оборотной стороне в 1999). «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) На кресте нет вкладной надписи, большинство подписей к фигурам, за исключением тех, что были вырезаны вместе с изображениями, не сохранились. В опубликованных монастырских документах XVI-XVII вв. К. к. легко узнать по описанию и местоположению: в 1593 и 1688 гг. он упомянут за престолом как крест «выносной болшей», резной из «рыбина зубицы» (моржовая или слоновая кость) в металлическом окладе, украшен изображениями Распятия, праздников, пророков и «иные многие святые»; никаких связей с именем основателя монастыря эти описания не дают. Происхождение креста из Киликии (область в М. Азии), отразившееся в названии, представляется легендарным. Предание о привозе запрестольного креста из Киликии и о передаче его в дар вел. кн. Димитрием Донским прп. Димитрию Прилуцкому существовало в кон. XIX в. и было закреплено в историко-краеведческой лит-ре в нач. XX в. ( Лукомский Г. К. Вологда в ея старине. СПб., 1914. С. 249; сомнение в ее достоверности было высказано Г. И. Вздорновым - см.: Вздорнов. 1972. С. 82-83).

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

С XII в. на изображениях Е. появляются золотые узоры: Е. на архиеп. Антонии, игум. Синайского мон-ря (икона «Лествица прп. Иоанна Лествичника», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях Клименте, папе Римском, Ипатии («Еупатии») Гангрском и Николае Чудотворце (новгородская икона «Спас на престоле, с избранными святыми», 2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ); на свт. Николае Чудотворце (новгородская икона «Свт. Николай Зарайский и ап. Филипп», 1-я пол. XIV в., ГТГ). С XIII в. встречаются Е. с контрастными цветовыми сочетаниями красной и белой материи, с жемчугом и золотым шитьем: на святителях Василии Великом и Николае Чудотворце, представленных на боковых полях диптиха «Богоматерь с Младенцем» - «Вмч. Прокопий» (2-я пол. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на свт. Василии Великом, изображенном на царских вратах из Успенской ц. погоста Кривое на Сев. Двине (2-я пол. XIII в., ГТГ). На самых ранних житийных иконах изображение Е. в облачении иерея может быть опущено (клеймо иконы «Вмч. Пантелеимон, с житием», нач. XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) даже в сценах совершения таинств (клеймо этой же иконы «Св. Ермолай совершает крещение Пантелеимона»). Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) С XIV в. Е. изображали подробно, соответственно др. деталям ставшего более сложным и пышным облачения святителей. Таковы златотканые, с жемчугом, драгоценными камнями и разноцветными кистями Е. на святителях по сторонам смертного ложа свт. Василия Великого (икона «Успение свт. Василия Великого», XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Е. со сложными узорами (напр., завитками лозы с пальметтами внутри) на святителях на фресках апсиды парекклисиона церкви к-польского мон-ря Хора (Кахрие-джами) (ок. 1316-1321), в композиции «Поклонение Жертве» в апсиде кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры (кон. XV в.); Е. на свт. Николае Чудотворце в росписи кафоликона свт. Николая мон-ря Анапавса, Метеоры (мастер Феофан Критский, 1527); Е. на прп. Зосиме, причащающем прп. Марию Египетскую (фреска в нартексе кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры, 1-я пол. XVI в.). Эта особенность унаследована искусством Др. Руси: Е. на фигурах святителей на иконах-«полотенцах» (таблетках) (2-я пол. XVI в., из Покровского собора Суздаля), Е. с фигурами свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста на свт. Николае (икона «Свт. Николай Чудотворец», 3-я четв. XVI в., из Леонтьевской ц. Вологды, ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/190057.html

Надпись с именем святого в 2 строки расположена над его головой на верхнем поле: « «»           » ». Перенесение мощей И. в Свято-Духов мон-рь, обитель прмч. Галактиона, обусловило появление иконографии парного изображения преподобных с видом Свято-Духова монастыря (напр., эмалевая икона сер. XIX в., ЦМиАР). Одна из таких икон (нач. ХХ в., ВГИАХМЗ), согласно надписи на оборотной стороне, была подарена Антонием (Быстровым), еп. Вельским, в 1911 г. своему дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Казанской (ныне Торговой) пл. Вологды Александру Мальцеву и его жене Асенефе Васильевне по случаю 50-летия служения и супружеской жизни. На кипарисовой доске по золотому фону с тисненым орнаментом, на полях расцвеченном под эмаль, помещены ростовые изображения И. и прмч. Галактиона в легком развороте к центру. И. показан юношей с длинными, слегка волнистыми волосами, расчесанными на прямой пробор, руки сложены на груди, на нем монашеская мантия и розовый параман с золотыми крестами. Святые стоят на фоне пейзажа с редкой растительностью, на 2-м плане на возвышении - 5-главый храм классического стиля. В верхней части композиции - поясное изображение Божией Матери «Воплощение», с благословляющим обеими руками Младенцем Христом на облаке. Множество подобных икон писалось палехскими, мстёрскими, холуйскими и др. мастерами во владимирских землях, а также в московских мастерских. Икона такой же иконографии значится в описи 20-х гг. XX в. ц. Знамения Свято-Духова мон-ря Вологды (ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 213. Л. 10). И. представлен на нескольких иконах «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» XVII-XIX вв. (все в собрании ВГИАХМЗ). На некоторых он изображен слева, напротив прп. Галактиона. На иконе XVII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде И. представлен в остроконечном куколе; правая рука согнута в локте, ладонь на уровне пояса, касается благословляющей руки Спаса; левая ладонь И. на уровне плеча; поименован как «    ». Это единственный образ такой иконографии из собрания ВГИАХМЗ, где И.

http://pravenc.ru/text/578044.html

XVII в. образ П. традиционно включался в сонм предстоящих и припадающих местных святых в композициях «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Вологодскими чудотворцами». Нек-рые из икон этого типа стояли в местном ряду справа от царских врат, состав святых варьировался, зависел от изменений границ Вологодской епархии. В 1656 г. впервые упоминается о подобной иконе как вкладе игум. Иоасафа в Арсениев Комельский мон-рь ( Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского мон-ря Вологодского у.//ВЦИ. 2007. 3(7). С. 28). В описи Софийского собора в Вологде 1663 г. указан находившийся напротив архиепископского места «образ Всемилостивый Спас Смоленский… со святыми вологодскими» (27 святых), к-рый, вероятно, был устроен вологодскими посадскими людьми в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Образ П. наряду с преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким включен в программу иконы «Господь Вседержитель, с 12 святыми» 40-50-х гг. XVII в. из ц. вмч. Георгия в Вологде (ВГИАХМЗ; П. припадает к стопам Спасителя справа). На самой ранней сохранившейся иконе с расширенным сонмом предстоящих «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» сер.- 3-й четв. XVII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ) из 30 святых как наиболее чтимые выделены преподобные Димитрий Прилуцкий и П. (справа, припадает к стопам Спасителя). Это расположение 2 святых повторяется на вологодских иконах 2-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц., 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ) и др. Иногда фигуру П. помещали в др. местах композиции: на иконе XVIII в. (?) под записью из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ) П. представлен в правой нижней части композиции, в ряду коленопреклоненных преподобных; в аналогичном месте (между Комельскими святыми) - на иконе 1778 г., написанной для кафедрального Троицкого собора в Архангельске по заказу вологодского купца Н.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ДМИТРИЕВ ГРИНКОВ Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ) Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ) вологодский иконописец. Известен благодаря подписи на иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым» 1567/68 гг., к-рая происходит из ц. св. Илии пророка в Вологде (128×159 см; ВГИАХМЗ. Инв. 10130). Вкладная надпись на нижнем поле иконы выполнена вязью в технике «рези» по левкасу: «7076 при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе митрополит[е] Филипе и при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком написана бысть сия икона Воскресение Господа Бога Спаса нашего Исус Христос написал сию икону раб Божеи Деонисей Дмитреев сын Гринков и поставил в дом в храм святаго пророка Ильи и преподобнаг[о] отец Варлаама наугородцкаг[о] чудотворца». Икона имеет сложную 2-частную структуру, включающую 63 сюжета. В левой части помещены 10 избранных праздников и символических композиций (по размеру выделен сюжет «Древо Иессеево» с родословием Иисуса Христа), в правой, в среднике,- Воскресение Христово и 52 клейма с изображением евангельских событий (от Ветхозаветной Троицы и Благовещения Богородицы до Сошествия Св. Духа и Успения Богородицы). Сошествие во ад представлено также на 2-м клейме левой части в новом иконографическом многочастном варианте, с самыми ранними сохранившимися изображениями Восстания Иисуса Христа из гроба, шествия праведников в рай и истории о благоразумном разбойнике. Слева цикл праздников и символических композиций открывает образ Софии Премудрости Божией, завершают достаточно редкие сюжеты «Суббота всех святых» и «Апокалипсис». Тема заступничества и прославления Богородицы выражена в 5 клеймах, на которых представлены образ Божией Матери «Неопалимая Купина» (новый извод, появившийся в сер. XVI в.), «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Собор Богоматери», «Покров Богородицы» (ранний пример включения сюжета явления Божией Матери прп. Роману Сладкопевцу) и, наконец, «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (одно из первых изображений).

http://pravenc.ru/text/178460.html

изображен в куколе, в остальных случаях святой показан с непокрытой головой. В традиц. иконографии И. представлен на иконах из вологодских церквей: из собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (3-я четв. XVII в. под записью XIX в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте (1-й пол. XVIII в., именован «         i»), из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (XVIII в.). На иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в.) И. показан в 4-м регистре сверху, в одном ряду с преподобными Амфилохием и Дионисием Глушицкими, напротив него - прмч. Галактион. И. представлен вполоборота вправо, безбородым и безусым юношей, руки сложены в молении. У него правильный овал лица, большие глаза, дугообразные брови, довольно крупные нос и рот, откинутые назад прямые волосы до плеч открывают высокий лоб. Он более, чем другие изображенные, отмечен киноварной подрумянкой ланит. Одеяние монашеское, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, параман и опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами, именующая надпись помещена на нимбе: «      ». На иконах работы «Лазаря Климова Ершова со товарищи» (1778, АМИИ) и вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых (1779, ВГИАХМЗ, из ц. Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологды), а также на иконе неизвестного автора из Семинарской ц. г. Вологды (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И., юноша с короткими волнистыми волосами, изображен справа во 2-м верхнем ряду, в традиционном облачении. И. с покрытой куколем головой представлен на 2 иконах «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВУИАХМЗ) в левой части композиции, руки прижаты ладонями к груди. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте г. Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан в рост слева в 3-м ряду предстоящих.

http://pravenc.ru/text/578044.html

с прп. Корнилием Комельским (на покровце 2-й пол. XIX в. (до 1884), ВГИАХМЗ). В 1654 г. в приделе прп. Сергия Радонежского Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря находилась запрестольная икона, на одной стороне к-рой был написан образ Божией Матери «Одигитрия», а на другой - П. и свт. Николай Чудотворец (Переписные книги. 2011. С. 273). Известны парные изображения П. и прп. Макария Писемского, напр. на иконе XVIII в. (собрание А. Д. Липницкого), на образках кон. XIX - нач. XX в. К памятникам редкой иконографии относится изображение П. (слева, сравнительно молод) и прп. Феодосия Тотемского у раки со св. мощами последнего на пейзажном фоне с видом Тотьмы (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ). В качестве патронального святого заказчика П. представлен вместе с прп. Марией Египетской или с вмц. Варварой на иконах 2-й пол. XIX в. (частные собрания). Известны многочисленные изображения П. среди избранных и местных святых: напр., на иконах на столбиках царских врат сер.- 3-й четв. XVII в. из ц. сщмч. Климента в посаде Уна Архангельской губ. (ГРМ), на иконе посл. трети XIX в. из Борисоглебского мон-ря на Устье под Ростовом. Создатели подобных икон не всегда следовали получившей распространение на вологодских землях иконографии П. (иногда его голову покрывает куколь). На редкой иконе (не ранее 1912, собрание С. В. Гнутовой) запечатлены рака с сенью для мощей П., сооруженная по заказу имп. Николая II после пожара 1909 г. в Павловом Обнорском мон-ре (фирма П. И. Оловянишникова по эскизу С. И. Вашкова), а также чудесным образом уцелевшие в пожаре рельефные металлические надгробные изображения лика святого (в куколе, глаза закрыты) и его десницы; на облаке - образ прор. Илии (возможно, связан с местом первоначального бытования иконы). Образ коленопреклоненного П. (на голове - клобук) на облаке в молении образу Св. Троицы помещен на гравюре 1850 г. А. Афанасьева с видом Павлова Обнорского мон-ря с юго-зап. стороны (ВГИАХМЗ). Акварельный эскиз с ростовым образом П. входит в подборку иконографии рус.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

в монументальной живописи. В программе алтарной росписи Софийского собора в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) его образ размещен на юж. стене придела св. Иоанна Предтечи в диаконнике собора в числе 10 преподобных, в т. ч. Вологодских (преподобные Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский и К.). Ростовое изображение К. не имеет ярко выраженных индивидуальных особенностей, широкая густая борода немного длиннее, чем обычно, в левой руке - свиток. Не исключено, что К. написан и на одном из оконных откосов на юж. стене Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684, та же артель). Образ К. введен и в стенопись галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В одной из групп подвижников XVI в. святой представлен седобородым старцем в профиль на переднем плане, голова покрыта куколем. Такое изображение в академической манере не соответствует более ранней иконографической традиции, сложившейся на вологодских землях. Образ К. в медальоне был включен в программу росписи одной из хорных арок в зап. части храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82). Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) По-видимому, образ К. вышит в рост среди изображений рус. святых на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. С. 268-271. Кат. 102). В собрании ВГИАХМЗ хранится комплект литургических покровов 2-й пол. XIX в. (до 1884 - по описи этого года были поставлены на подкладах номера), происходящий из Корнилиева Комельского монастыря. На крещатом покровце и воздухе в технике цветного графического рисунка выполнены 2 ростовых образа К.: единоличный и вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

присутствуют индивидуальные черты: широкий лик, близко посаженные глаза, прямой нос, суженная книзу светло-коричневая борода с легкой проседью, невысокая широкоплечая фигура, большие кисти рук. Вверху - поясное изображение Спаса Вседержителя, на каймах - общий тропарь и начало кондака преподобному. Близкое к образу на покрове изображение И.- на аналойной иконе избранных святых XVII в. (ВГИАХМЗ) из Дюдиковой Иоанно-Предтеченской пуст., располагавшейся неподалеку от Спасо-Прилуцкого мон-ря. Согласно описям 1819 и 1914 гг., на гробнице И. находился его образ «в рост, в схиме» (Там же. Д. 16. Л. 15 об.). На иконе кон. XIX в. (ризница Спасо-Прилуцкого мон-ря), выполненной в традиции надгробного образа, И. написан (первоначально в рост, в синей схиме с желтыми крестами, правая рука возле груди, в левой, опущенной, свиток) вместе с прп. Димитрием Прилуцким. В иконостасе т. н. палатки на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, где, по преданию, находилась келья прп. Димитрия, в 1914 г. справа от царских врат помещалась икона И. с блж. Николаем и мц. Дарией на полях (Там же. Д. 22. Л. 16). В паперти нижнего храма в 1914 г. находились иконы Прилуцких чудотворцев: образ И.- справа, прп. Димитрия - слева (Там же. Д. 1. Л. 21 об.). Прп. Игнатий Прилуцкий в числе избранных святых. Икона. 1715 г. Иконописец Л. Туфанов (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий в числе избранных святых. Икона. 1715 г. Иконописец Л. Туфанов (ВГИАХМЗ) С XVII в. были распространены изображения И. вместе с прп. Димитрием Прилуцким в молении Господу Вседержителю. И. с надписью: «вологодский чудотворец» - был изображен в утраченной стенописи св. врат Спасо-Прилуцкого мон-ря, выполненной в 1635 г. костромским иконописцем Денисом с товарищем Терентием. Его образ был представлен в композиции типа деисусной с внешней стороны врат, «в подножии молящимся Спасу Вседержителю» он был написан с внутренней стороны врат. Мастера выполнили также «местный» образ Прилуцких чудотворцев «на одной цке. Вверху Отечество» (ГАВО. Ф. 512.

http://pravenc.ru/text/293415.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010