Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) В XVIII в., после составления общей службы прп. Димитрию и И. и устройства храма во имя обоих преподобных на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, их изображения стали помещать в алтарях вологодских храмов - напр., роспись 1717 г. ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, выполненная ярославскими мастерами, стенопись кон. XVIII - нач. XIX в. в ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, в к-рой образы Прилуцких чудотворцев помещены на зап. стене алтаря. В иконографии И. появляется новая деталь - длинные четки на ладони левой руки. Известно, что над горним местом надвратного храма в Спасо-Прилуцком мон-ре находилась икона 1723 г. Господа Вседержителя на престоле и молящихся И. и прп. Димитрия работы иконописцев Кинешмы - И. Д. Поленова и А. Ф. Кувшинникова ( Савваитов. 1914. С. 29). На богослужебных предметах, напр. на осеняльном кресте 1749 г., И. с прп. Димитрием изображены в молении Св. Троице; ростовые образы преподобных выгравированы на серебряных золоченых дробницах XVII в., украшающих оплечье фелони из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). Образы Прилуцких чудотворцев находились на вестовом колоколе, отлитом в 1738 г. И. Коркуцким для соборной колокольни (Там же. С. 30, 48). В монументальной академической живописи образ И. в медальоне был помещен среди др. русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также среди подвижников XVI в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Сюжет из житийной иконографии И.- перенесение его тела для погребения в Спасо-Прилуцкий мон-рь - представлен на миниатюре из сборника житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 38). Святой изображен с нимбом, лежащим в гробу со сложенными на груди руками, в темно-зеленой схиме с красными крестами и в необычной по цвету темно-красной мантии.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Андрея Первозванного (Преображения Господня) во Фрязинове (1670), вмч. Георгия на Наволоке (1675-1700, не сохр.), св. равноапостольных Константина и Елены (1690, действующий), свт. Николая на Горе (Золотые Кресты) у Ленивой площадки (нач. XVIII в.) и др. Каждый храм имел свои особенности: собор Свято-Духова мон-ря - наружную галерею; 2-светная ц. свт. Иоанна Златоуста - колокольню в виде массивного куба-четверика у северо-зап. угла, с восьмериком звона и шатром; Константино-Еленинская ц., самый старый из сохранившихся храмов Верхнего посада, отличается живописным силуэтом со ступенчатым нарастанием масс к центру, необычно богатым декором, завершением крыльца куполом и 8-гранной на всю высоту шатровой колокольней у сев.-зап. угла храма; 2-столпная Николаевская ц. во Владычной слободе - лопатками, декорированными ширинками и полуколонками; 2-столпная Андреевская ц. имела к сер. XIX в. 7 престолов. Вид Вологды. Акварель. Сер. XIX в. (ВГИАХМЗ) Вид Вологды. Акварель. Сер. XIX в. (ВГИАХМЗ) Строительство холодной каменной ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на месте, где он жил в миру, велось ярославскими зодчими и каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Характерный для ярославской школы 2-этажный 4-столпный храм соборного типа поставлен на высокий подклет и лишен трапезной. Его приземистый кубический объем завершен кокошниками (по 3 с каждого фасада) и 5 небольшими, редко расставленными главами с луковицами, декор (лопатки на углах, аркатура на барабанах) лаконичен. С зап. стороны примыкает паперть с входом в холодную церковь. Первый каменный собор в Горнем Успенском мон-ре был построен вместо деревянной церкви на пожертвования государей Иоанна и Петра Алексеевичей (1692-1700, действует). Успенский храм холодный, одноэтажный, напоминает соборы XVI в., прежде всего Св. Софии, и отличается упрощенной отделкой и небольшими размерами. Кубический объем завершен кокошниками и пятиглавием с массивными барабанами, украшенными аркатурой. Теплый одноглавый сев.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Группа св. мест, связанных с И. П., находится близ места крещения Господня на Иордане: на зап. берегу - мон-рь Иоанна Предтечи; на вост. берегу - археологическая зона в долине Харрар (Вади-эль-Харрар), в т. ч. руины ц. во имя Иоанна Предтечи, построенной имп. Анастасием (491-518) близ почитавшегося в тот период места Крещения, пещера, в к-рой подвизался И. П., с сооруженной вокруг входа в нее т. н. Пещерной церковью VI в. (лавра Сапсас или Сафсафас) на Телль-эль-Харраре, и источник И. П. Известны места почитания И. П., связанные с его казнью и погребением. По одному из преданий, усекновение и захоронение главы И. П. произошло в Севастии (Самария, в 10 км к северо-западу от Наблуса). Совр. исследователи, принимая свидетельство Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), считают наиболее вероятным местом казни И. П. крепость Махерон (ныне дер. Мукавир, Иордания) (найдена в 1806, раскопки 1936 г.), где уже в IV в. существовал мартирий Иоанна Предтечи. Севастия же находилась по соседству с Еноном, где проповедовал И. П., и была связана с именем основавшего ее Ирода (но не Ирода Антипы, а Ирода Великого). Благодаря этой традиции в Севастии было воздвигнуто 2 храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, другой - у подножия холма, с вост. стороны, в совр. сел. Сабастия. Храм, расположенный на холме, был построен в VI в. на месте темницы, где произошла казнь И. П. и где, по одной из версий, впосл. была обретена его честная глава. Руины существующей ныне крестово-купольной церкви относятся к XII в. В сев.-вост. углу был устроен придел с криптой, в которой, согласно Иоанну Фоке (1185), была обретена глава И. П. Храм у подножия холма упоминается уже в IV в.; впосл. он многократно перестраивался. Он был воздвигнут на месте погребения И. П. и являлся кафедральным собором Севастии. Со времен крестоносцев считалось, что здесь также находилась темница И. П. В сер. XII в. крестоносцы построили большую 3-нефную базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть кон. XIX в. Наби-Яхья (Пророк Иоанн) и др. мусульм. постройки занимают лишь часть прежнего храма. В крипту, где, по преданию, находилась гробница И. П., ведет лестница из небольшого здания с куполом в северной части прежнего собора. Сохранившиеся каменная дверь и 6 погребальных ниш дают основание предполагать, что крипта устроена в рим. гробнице II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Архиеп. Ростовский Дионисий благословляет Г. во архимандрита Спасского мон-ря на Песках в Ростове. 7. Моление святого об уединении. 8. Приход в Глушицкий Сосновецкий мон-рь. 9. Приход на р. Пельшму и моление об основании обители. 10. Сообщение братии о близкой кончине. 11. Преставление Г. 12. Погребение святого. В клеймах Г. предстает в 3 возрастах - безбородым юношей, средовеком и старцем, причем в последних 2 композициях его образ по внешнему облику и одеянию во многом совпадает с изображением на покрове. Близкая аналогия со средником житийной иконы - образ Г. на иконе-пяднице XVII в. из той же церкви (ВГИАХМЗ), но со свернутым свитком. Образ Г. присутствует в ряде икон Господа Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами - в мантии с опущенным на плечи куколем, с короткими волнистыми волосами, почти не прикрывающими высокого лба, с окладистой бородой, руки подняты в молении. Примерами являются иконы из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (1-я пол. XVIII в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (3-я четв. XVII в., под записью XIX в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (XVIII в.), из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном (1779), из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (нач. XIX в.; все в собр. ВГИАХМЗ). В монументальном искусстве поясной образ Г. наряду с др. святыми рус. земель (рядом с прп. Саввой Крыпецким) был включен в программу росписи сев. хорной арки в зап. части храма Христа Спасителя, исполненной в 70-х гг. XIX в. худож. П. Ф. Плешановым ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). По-видимому, Г. представлен и в составе Новгородских святых на иконе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). В композициях «Собор русских святых» погрудное изображение Г. помещено в правой группе преподобных, в ряду Вологодских чудотворцев: на старообрядческой поморской иконе кон.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Иосиф Заоникиевский, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Очевидно, 1-м изображением И. З. был «образ на плащанице», написанный в 1717 г. свящ. Максимом Яковлевым по распоряжению еп. Вологодского Павла. В описании Владимирской Заоникиевой пуст. 1865 г. говорится о существовании надгробной иконы с ростовым изображением святого: «Мощи преп. Иосифа Заоникиевского почивают под спудом в приделе Живоначальныя Троицы подле леваго клироса. Над мощами устроена… гробница, на которой положен образ преподобного, писанный в рост, украшенный серебряным позлащенным венцом и медною отбеленною ризою». Такое же описание иконы на раке дает И. М. Верюжский в 1880 г. ( Суворов. 1865. С. 34; Верюжский. Вологодские святые. С. 606). Икона святого «с большим, во весь рост, изображением преподобного» на раке отмечена и в описании обители 1910 г. (Правосл. рус. обители. 1910. С. 77), к наст. времени ее местонахождение неизвестно. Среди немногочисленных достопримечательностей пустыни отмечена в 1865 г. «чудотворная явленная икона Божьей Матери Казанской, мерою «пядница малая». Икона вставлена в середину большой местной, первой по левую сторону царских врат в холодной церкви, иконы, на которой в четвероугольных клеймах изображены шестнадцать чудес из жизни преподобного Иосифа…» ( Суворов. 1865. С. 35). Об участии иконы И. З. с кон. XIX в. в крестных ходах свидетельствует донесение Вологодской духовной консистории Синоду 1893 г., где упоминается почитаемая икона «прп. Иосифа, основателя обители», к-рая «износится довольно давно, по просьбам жителей» из Заоникиевой пуст. «по окрестным селениям и приходам» (ГАВО. Ф. 496. О. 1. Д. 16480. Л. 12 об.). На уникальном по иконографии образе XVIII в. из музея-ризницы Николо-Угрешского мон-ря (см.: Святая Угреша: К 625-летию основания Свято-Никольского Угрешского мон-ря/Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 238) облик И. З. в отличие от его изображений на др. памятниках, где он представлен как преподобный, соответствует чину юродивых. Святой представлен вполоборота влево в молении Казанской иконе Божией Матери в левом верхнем углу. Он худ; на нем лишь повязка, прикрывающая чресла; длинные седые волосы волнами спускаются на плечи и спину; узкая, слегка вьющаяся борода достигает земли. На заднем плане пейзаж с горками, деревьями, рекой и красным строением (возможно, построенной И. З. часовней).

http://pravenc.ru/text/673669.html

и. типа «Умиление», была написана на железном листе (29×22 см), и празднование ее приходится на 30 июня. В XIX в. встречается мнение, что именно Торопецкая икона была позднее перенесена в Москву, где как «Корсунская» поставлена за престолом Успенского собора Московского Кремля рядом с «корсунскими» запрестольными крестами. В 60-х гг. XVII в. в Кремле в ц. прмц. Евдокии стоял «образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем, что принесена ис Полоцка», называемый Корсунским ( Забелин И. Е. Мат-лы по истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1232). Возможно, это была др. полоцкая святыня, перенесенная в Москву в XVII в. и позже оказавшаяся в ц. Воскресения Христова в Кремлевском дворце, где в нач. XX в. ее видел Н. П. Кондаков (РАН (СПб). Ф. 115. Оп. 1. Д. 15. Л. 4. См.: Пятницкий Ю. А. Византийские и поствизант. иконы в России//ВВ. 1993. Т. 54. С. 155). Иконографический тип К. и. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Архиерейского дома в Вологде. 2-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Архиерейского дома в Вологде. 2-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) История почитаемых списков К. и. показывает, что, несмотря на предания, а также письменные «летописцы», повествующие о древнем явлении или написании большинства таких икон, ни одна из них не относится ко времени ранее XVI в. Более того, наряду с широко распространенными «корсунскими» по происхождению и бытованию иконами Божией Матери существовал самостоятельный иконографический тип Богородичных икон, сформировавшийся на Руси также в XVI в. и только не ранее 2-й пол. XVII в. получивший название «Корсунский». Название закрепилось за композицией с оплечным (или погрудным) изображением Богоматери и Младенца, неизменно представленными в типе «Умиление». Трудно сказать, с чем было связано появление и распространение такой иконографии. Кондаков и Н. П. Лихачёв видели ее истоки в проникновении на Русь итало-визант. образцов, заимствовавших извод из флорентийской или сиенской живописи, где он известен с XIV в.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

С XVII в. на иконах, где святые располагаются по чинам святости, И. изображается среди великомучениц, напр. на 3-створчатых складнях: на левой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (нач. XVII в., ГТГ; Богоматерь Владимирская. 1995. С. 118); на правой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (1-я четв. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе); внизу на левой створке походного иконостаса (сер. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе; Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 82-84, 104-107). На этих иконах И. представлена в платье с оплечьем и каймой впереди (своеобразный вид далматика), в плаще, закрепленном на одном плече, и городчатом венце. Почитание И. в Москве отмечено строительством на Воздвиженке боярином В. И. Стрешневым Ирининской ц. (известна по документам с 1629); впосл. усадьба Стрешнева перешла Нарышкиным. В 1874 г. при содействии Московского архива Мин-ва иностранных дел, к-рому принадлежал земельный участок, церковь отстроена заново в старых формах; в 1937 г. разрушена. В этом храме хранился древний местный образ И. в серебряном окладе с 14 клеймами жития. Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) Вмц. Ирина в житии. Икона. 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Круг московских памятников XVII в. с изображением И. связан преимущественно с царскими заказами. В царской семье в честь вмц. И. была названа сестра царя Алексея Михайловича. Согласно традиции, для царевны Ирины Михайловны писались иконы ее покровительницы, подносившиеся ей ежегодно на именины. Об этих иконах известно лишь из документов дворцовых приказов. Автором одной из них, написанной в 1670 г., был иконописец Сергей Рожков ( Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 533). Федору Зубову приписывается икона, вложенная царем Алексеем Михайловичем в Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. На ней были изображены святые в молении Богоматери «Знамение»: митр. Алексий, Алексий, человек Божий, И., Феодор Стратилат, Симеон Персидский, Мария Египетская, Екатерина, Марфа, Татиана, Евдокия, Анна, София, Феодосия, Мария (ГИМ; Там же. С. 258). Исследователи датируют этот образ между 1665 и 1685 гг. Симеон Полоцкий составлял «Подписания икон», в к-рых деяния святых были призваны служить образцом для тезоименитых членов царской семьи, а носители их имен - уподобиться св. покровителям. Как отметила О. А. Белоброва, эта традиция перешагнула границы придворных храмов и кремлевских теремов. Иконы в честь святых, имена которых носили члены царской семьи, составляли местные ряды иконостасов в домовых храмах московских князей и бояр. Так, в описи имущества опальных князей Голицыных, составленной в 1689 г., упоминаются иконы, находившиеся в одной из палат: «...образа мучениц Ирины да Евдокеи, да Софии, да Наталии и Марфы» ( Белоброва. 2005. С. 22).

http://pravenc.ru/text/673929.html

С. А. Семячко Иконография Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Ранние редакции Жития описывают характерную черту внешнего облика Д.- седые волосы и не совсем седую бороду («Святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оу совершен белостию конца имущи» - Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 85). Икона Д. имелась в обители, очевидно, еще в 1-й пол. XV в., когда у его гроба стали совершаться исцеления, описанные в Житии. Не исключено, что это был поясной образ святого, стоящий при гробнице и написанный прп. Дионисием Глушицким, о чем свидетельствует «отписка» В. Вербышева из Вологды 1609 г. (ААЭ. Т. 2. С. 196). Будучи уроженцем Вологды и современником Д., иконописец мог видеть преподобного и создать его образ для обители. В 1609 г. жители Вологды брали от гробницы и ставили на площади икону святого, прося его защиты в Смутное время. Согласно монастырским описям 1654 и 1675 гг., иконы Д. в большом количестве находились во всех храмах и зданиях Димитриева Прилуцкого мон-ря. В соборе Всемилостивого Спаса имелось более 20 икон святого различной иконографии. В их числе упоминается нагробная икона Д. в басменном окладе с драгоценными камнями в венце и цате, 2 иконы «у чудотворцева гроба» - «образ местной преподобного в окладе и образ его в резном киоте», а также икона с большим количеством привесов на резном золоченом аналое близ левого клироса; в ризнице находились 3 лицевых нагробных покрова. Ко 2-й пол. XV в. относятся наиболее ранние сохранившиеся изображения Д. в московском и новгородском искусстве, где его образ представлен в лике преподобных среди избранных святых, молящихся Пресв. Богородице. На шитых пеленах «Успение Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ) и «образ Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными святыми» кон. XV - нач. XVI в. из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ) на нижней кайме справа, рядом с прп. Иоасафом царевичем, помещено поясное фронтальное изображение благословляющего Д. со свитком, в мантии и куколе, откинутом на плечи. Он изображен с седыми волосами и бородой; внешний облик, как и колорит произведения, близки образу прп. Сергия Радонежского на нагробном покрове 1-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ). Кроме К-польских святителей на пеленах представлены рус. святые, в т. ч. особо почитаемые в Москве (святители Петр и Алексий Московские, Леонтий Ростовский, преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Антоний Печерский).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с видом мон-ря. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В сер. XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления К.- бденная, самый ранний ее список: РНБ. Кир.-Бел. 771/1028, кон. 40-х гг. XVII в. Для малой вечерни были написаны 3 самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и 3 стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана 3-я стихира на «Господи воззвах» 2-го гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру 1-го гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира по 50-м псалме «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед 1-м каноном - «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед 2-м - «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В 7-й песне 2-го канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений не удалось обнаружить. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: 2 стихираря 40-х гг. XVII в. содержат распетые элементы бденной службы К. (РНБ. Солов. 690/767; РНБ. O.I.236). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохр. 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (РГБ. Муз. 4660),- служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учета редакторской правки по тексту. Вероятнее всего, до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей К., созданная в нач. XVIII в., распространялась в списках (сохр. 7 рукописей), опубликована в нач.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010