Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2–3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно постановлению VII Вселенского Собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо Ж. и. В ранних памятниках они лаконичны. С увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на Ж. и. XIV-XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцеленного и его недуг. В настоящее время среди сохранившихся Ж. и. одной из древнейших является больших размеров кипрская икона «Вмц. Марина, с житием» (106×62 см) из ц. вмц. Марины (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). В среднике вмц. Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вслед. плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII-IX вв. (см.: Παπαγεοργιου. 1991. Σ. 5, 8-9), кон. XII в. предлагает датировать образ Шевченко ( Š ev enko. 1999. P. 150). Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К XI в. восходит фрагмент триптиха с изображением Богоматери из «Благовещения» и 2 сценами из Жития свт. Николая Чудотворца (сюжеты рукоположения) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из того же собрания происходит уникальный эпистилий 2-3-й четв. XII в. «Чудеса св. Евстратия», где на 2 досках представлено 11 сюжетов; смысловой центр эпистилия - 3-фигурный Деисус. Иное композиционное решение на иконе из того же собрания «Св. Иоанн Креститель, с житием» (посл. четв. XII в.): 3 сюжета («Благовестие Захарии», «Рождество Христово», «Крещение») расположены в медальонах, вписанных в завершение арочной формы. Много Ж.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Устюге, жен., основан после 1262 как муж., в 1764 обращен в жен., упразднен после 1918); великоустюжский во имя арх. Михаила мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в 1276, упразднен в 1918); Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., основан в XIII в., в 1801 переименован в Белавинскую Преображенскую пуст., упразднен в 1925); Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь (при впадении р. Авнежки в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан в 1370, время упразднения неизвестно); Воскресения Господня мон-рь (при реках Леже и Великой в Грязовецком у., муж., основан ок. 1370, упразднен до 1764); Святолуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., время основания и запустения неизвестно, возобновлен в 1393, упразднен до 1764); Орловский во имя Св. Троицы мон-рь (на р. Юг в Великоустюжском у., жен., основан в XIV в., упразднен в XVII в.); Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764); Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) во имя Св. Троицы пуст. (при впадении р. Мылвы в р. Печору в Усть-Сысольском у., муж., основана в кон. XIV - нач. XV в., упразднена до 1764); Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан в нач. XV в., упразднен в 1764); Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Куште в Закуштской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен после 1918); Евфимиев Сянжемский мон-рь (близ р. Сянжемы в Кадниковском у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня мон-рь (в Вел. Устюге, жен., основан в 1422, в 1678 сгорел, в кон. XVII в. восстановлен, упразднен в 1764); Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Слободском. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Преображения Господня в Преображенском мон-ре в Кирове. Фотография. 2003 г. В кон. XVI - нач. XX в. на территории В. е. действовали следующие мон-ри и пустыни, ныне не существующие: во имя вмц. Екатерины и Преображения Господня пуст. (на левом берегу р. Вятки, близ г. Кирса, муж., основана в 1582, в 1725 приписана к Богоявленскому муж. мон-рю в Слободском, в 1764 упразднена); во имя Св. Троицы пуст. (около с. Холуницко-Ильинского Слободского у., на берегу р. Холуницы, муж., упоминается в 1590-1594, упразднена в 1764); во имя Св. Троицы мон-рь (в с. Истобенском, муж., основан между 1595 и 1629, в 1771 переведен в Соликамск); в честь Воздвижения Креста Господня (первоначально в честь Богоявления) мон-рь (в Слободском, муж., основан в 1599, с 1769 Крестовоздвиженский, закрыт в 20-х гг. XX в.); Верхочепецкий в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (на р. Чепце, муж., основан в 1608, в 1769 сгорел, братия переведена в Богоявленский мон-рь в Слободском); Жерновногорский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Яранском у., муж., время основания неизвестно, в 1609 разорен марийцами); во имя Св. Троицы (близ Елабуги, при впадении в Каму р. Тоймы, муж., основан, по преданию, в сер. XVI в., в 1616 приписан к Казанскому архиерейскому дому, в 1764 упразднен); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан в 1613-1614, в 1658 приписан к архиерейскому дому, в 1764 упразднен); Чепочкин (Цепочкинский) в честь Преображения Господня мон-рь (в Уржуме, муж., основан в 1622, упразднен после 1780); Новодевичий в честь Преображения Господня мон-рь (в Вятке, жен., основан в 1624, закрыт после 1917); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан ранее 1638 (возможно, ранее 1615), последнее упоминание в 1658); Спасский мон-рь (в с. Игумнове-Святицком Слободского у., муж., упоминался в 1648-1650); кукарский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Яранском у., муж., основан ранее 1658, упразднен в 1764); в честь Вознесения Господня мон-рь (в Яранске, муж., основан ранее 1659, упразднен в 1764); в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Церковь вмч. Георгия мон-ря Раду-Негру. 1909–1913 гг. Церковь вмч. Георгия мон-ря Раду-Негру. 1909–1913 гг. Мон-рь Тэричени в одноименном селе (жудец Кэлэраши) был основан в сер. XIX в. при Никольской ц., построенной в 1834 г. греч. купцом Христофором Гувой и преклоненной одной из афонских обителей. Мон-рь был закрыт после секуляризационных реформ, заново освящен в 2001 г. В мон-ре 4 насельницы, настоятельница - мон. Севастиана (Гытлан). Мон-рь Балачу в 38 км от Слобозии был основан в 1929 г. еп. Томисским Геронтием (Николау) при Успенской ц. (строилась в 1821-1841). В 1936-1939 гг. при мон-ре действовала школа церковных певчих. В 1961 г. мон-рь был закрыт. 27 авг. 1991 г. румын. патриарх Феоктист (Марина) назначил настоятелем обители иером. Феофила (Белю), к-рый возобновил здесь монашескую жизнь. В 2000 г. еп. Дамаскин освятил церковь, в 2006 г.- часовню в честь Рождества Пресв. Богородицы. В общине 6 монахов. Мон-рь Раду-Негру в 10 км от Кэлэраши основан в 1992 г. патриархом Феоктистом при Георгиевской ц. (1909-1913). В мон-ре 11 монахов, настоятель - протосинкелл Герасим (Ноаптеш). Мон-рь Дриду в 15 км от г. Урзичени был основан в 1993 г. патриархом Феоктистом. Кельи и деревянная Архангельская ц. (ныне часовня) были построены стараниями игум. Гавриилы (Харага). Новая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и вмч. Димитрия Солунского была освящена в 2002 г. В мон-ре 11 насельниц. Мон-рь Кирою в с. Кирою-Унгурени был основан 24 апр. 1998 г. Строительные работы завершились в 2005 г., 2 окт. еп. Дамаскин освятил Благовещенскую ц. Монастырская часовня освящена во имя вмц. Параскевы. Открыты мастерские по шитью, вышиванию и живописи. В мон-ре 21 насельница, настоятельница - мон. Филофея (Бребу). Мон-рь Либертатя в 14 км от Кэлэраши был основан в 2000 г. и посвящен сначала равноапостольным Константину и Елене, затем Св. Троице. В 2003 г. церковь мон-ря была расписана и освящена еп. Дамаскином. В мон-ре 13 насельниц, настоятельница - мон. Дария (Клинчиу). Мон-рь Крэсани в 38 км от Слобозии был основан свящ.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

XIII в. ц. Богоматери в мон-ре в Студенице (1208-1209). В коллекции икон мон-рей вмц. Екатерины на Синае, Ватопеда на Афоне, а также в музейных собраниях имеется довольно большое количество икон, в основном XII в., представляющих собой ряд изображений, написанных на длинной доске, т. н. эпистилиев темплонов, к-рые устанавливались на архитраве алтарной преграды. Чаще всего на эпистилиях в соответствии с последовательностью евангельского повествования изображались 12 праздников (от Благовещения до Успения Богородицы) с Деисусом в среднике. Из сохранившихся икон таких большинство (неск. икон XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае). Если размеры храма позволяли, число праздников могло быть увеличено за счет сцен «Рождества» и «Введения Богородицы во храм» и более подробного изображения страстных сюжетов (напр., эпистилий из мон-ря Ватопед, XII в.). Известны эпистилии, состоящие только из образов избранных святых (фрагменты XII в., ГЭ). Вариантом визант. эпистилия могли являться иконы «Спас Эммануил с архангелами» (кон. XII в., ГТГ) и «Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча» (1-я треть XIII в., ГТГ), происхождение к-рых связывают с Владимиро-Суздальской Русью. Изображения помещаются под аркадой, выделенной на золотом фоне с помощью специальной шлифовки, графическим рисунком или рельефно. 12 праздников - одна из популярных тем в иконах комниновского времени. Тот же набор праздников помещался на складнях или на отдельных иконах («Тетраптих»; «Двенадцать апостолов, Деисус и двенадцать праздников» - обе XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Может быть воспроизведен полный евангельский цикл, как, напр., на иконе XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где в верхнем регистре изображены 5 чтимых к-польских икон Богородицы, а в клеймах - иллюстрации евангельских чудес и событий. Иконография сцен, легкие фигуры персонажей, тонкое письмо плавями ликов, живописная моделировка одежд близки книжным миниатюрам кон. XI-XII в. Изображения на иконах иногда по размеру меньше, чем в миниатюрах рукописей, напр. на иконах-минеях из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На досках сравнительно небольшого размера (55 ´ 45 см) в 9 рядов расположены клейма с изображениями святых и событий на каждый день месяца. Мастерство художников, сокративших композиции многофигурных сцен до неск. важнейших элементов и оставивших большое пространство фона, позволило создать удивительно гармоничное целое, сохранив самостоятельное значение каждого отдельного эпизода. В иконах, книжной миниатюре, прикладном искусстве можно отметить сближение композиционных и живописных приемов, единство иконографии и образного строя. В это время получили распространение мозаичные иконы, живописная поверхность к-рых подобна сиянию драгоценных камней.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Ратькове Солигаличского у., основан в 1869 в качестве женской общины, с 1892 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Ново-Троицкий Сумароков мон-рь (женский, в с. Новом, что в Телякове (Ново-Сумароково), Галичского у., основан в 1870 в качестве богадельни, с 1874 - женская община, с 1893 - мон-рь, закрыт в нач. 20-х гг. XX в.), Богородицкий мон-рь (женский, в с. Заветлужье Ветлужского у., основан в 1900 как община, в 1909 преобразован в мон-рь, закрыт в 1928). Ранее входившие в Костромскую епархию Богоявленский мон-рь (мужской, в с. Худынском (ныне Лухского р-на Ивановской обл.), основан в кон. XIV в., упразднен в XVIII в.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь (мужской, в с. Тимирязеве Лухского р-на Ивановской обл., основан в кон. XV в., в 1680 приписан к истринскому Новоиерусалимскому мон-рю, с 1764 самостоятельный, закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Троицкая Варнавина пуст. (мужская, ныне пос. Варнавино Нижегородской обл., основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., упразднена в 1764), Геннадиев в честь Преображения Господня монастырь (мужской, в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл., основан в 20-х гг. XVI в., закрыт в 1919, до 1928 существовал как приходская община при Преображенском соборе мон-ря, в 1928 собор был закрыт, мон-рь возобновлен в 1995), Воскресенский Пушавский мон-рь (мужской, в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Никольский Строевогорский мон-рь (мужской, ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл., впервые упом. в 1569, упразднен в сер. XVIII в.), Богоявленский мон-рь (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.), Успенская Дорофеева пуст. (мужская, ныне с. Дорофеево Сокольского р-на Нижегородской обл., основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю, ок. 1722 приписана к Кривоезерской пуст., упразднена в 1764), Вознесенский мон-рь (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764), Успенский Шеренский мон-рь (мужской, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Подвизаются 2 насельницы, настоятельница - мон. Феодора (Дока). Мон-рь Дрэгэнешти-Влашка в 29 км от Александрии был основан в 1998 г. в здании дворца, принадлежавшего боярину Ангелу Капра. В наст. время ведется строительство Троицкой ц., расписывается часовня во имя святых Киприана и Иустины. В мон-ре 6 насельниц, настоятельница - мон. Митродора (Глигор). Мон-рь Крынгу в 17 км от Турну-Мэгуреле был основан в 2001 г. с благословения еп. Галактиона как женский, 1 апр. 2006 г. преобразован в мужской. Ведется строительство кафоликона, богослужения совершаются в часовне во имя мч. Галактиона. В мон-ре 5 монахов, настоятель - архим. Климент (Попеску). Мон-рь Св. Фанурия в Силиштя-Гумешти в коммуне Балач был основан с благословения еп. Галактиона как скит, зависимый от мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Силиштя-Гумешти. В сент. 2007 г. преобразован в монастырь. Община состоит из 5 монахов, настоятель - иером. Венедикт (Михалчя). Мон-рь Нэстурелу, самый южный в Румынии, находится в 8,5 км от с. Зимничя. Был основан в 2002 г. с благословения еп. Галактиона на бывш. поместьях семейства боярина Удриште Нэстурела. Служба ведется в часовне во имя вмц. Параскевы, строится кафоликон во имя свт. Николая. Подвизаются 5 монахинь, настоятельница - мон. Афанасия (Чорбаджиу). Мон-рь вмч. Георгия в Цигэнешти в 40 км от Александрии основан в 2004 г. В окт. 2008 г. еп. Галактион освятил Благовещенскую часовню мон-ря. Кафоликон во имя вмч. Георгия находится в стадии строительства. Община формируется, в наст. время подвизается 1 монах, настоятель - иеросхим. Продром (Беле). Мон-рь во имя вмц. Екатерины в Тэтэрештий-де-Сус в 37 км от Костешти был основан с благословения еп. Галактиона в 2009 г. рядом с руинами старых домов боярского семейства Бэлэчяну и церкви 1798 г. Мон-рь обнесен 7-метровыми стенами с круглыми башнями по углам. Подвизаются 3 насельницы, администратор - иером. Серафим (Добрин). Кафедральный собор Воскресения Христова в Слобозии. 1993–2003 гг. Мон-рь Буна-Вестире близ г. Болинтин-Вале с кафоликоном в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

24. Четверг. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия. Мч. Меркурия Смоленского. Служба вмц. Екатерины и вмч. Меркурия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: вмц. Екатерины, глас 1-й – 3, и вмч. Меркурия, глас 4-й – 3. «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Радостно к торжеству...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «По Рождестве Твоем...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Житие невещественно...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Давид провозглашаше...». По Трисвятом – тропарь вмц. Екатерины, глас 4-й. «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь вмц. Екатерины, глас тот же (единожды). «Слава» – тропарь вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). (Седальны вмц. Екатерины не поются.) Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), вмц. Екатерины на 4 и вмч. Меркурия на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (вмч. Меркурия). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак вмч. Меркурия, глас тот же; седален вмц. Екатерины, глас тот же: «Жениха твоего...». «Слава» – седален вмч. Меркурия, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Давиде, предъиди...» (см. в Минее 24 ноября). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке и икосе вмц. Екатерины, глас 3-й, а также о седальне великомученицы, глас 4-й: «Лик составим...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 238) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос вмц. Екатерины, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен вмц. Екатерины (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ангельстии чини...» (см. в Минее 24 ноября).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-07/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010