Среди наиболее ранних списков сочинений античных авторов - отрывки 2 рукописей: Sinait. gr. МГ 26, XI-X вв., содержащей 5 песней «Илиады» Гомера с пояснениями игум. Софрония (в 836-859 Софроний I, патриарх Александрийский), и Sinait. gr. M 138, X-XI вв., с трактатами Аристотеля «Об истолковании» со схолиями и толкованиями XIII-XIV вв. Другие сочинения Аристотеля, Еврипида, Софокла, Аполлония Родосского, а также Ливания сохранились в рукописях XIV- XVI вв. (Sinait. gr. 1194-1196, 1198, 1387, 1415, 1667, 1720, 1721, 1883). Из исторических сочинений наиболее интересны «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Sinait. gr. 1183, X в.), «Краткая история» Георгия Кедрина (Sinait. gr. 1184, XI в.), «Топография» Космы Индикоплова (Sinait. gr. 1186, нач. XI в.), «Краткая история» патриарха Никифора (Sinait. gr. 1185, XI-XII вв.). Среди естественно-научных и медицинских трактатов следует отметить трактаты Гиппократа (Sinait. gr. 1387 и 1660, XV в.) и «Физиолог» (Sinait. gr. 103 М, XI-XII вв.). Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) На разговорном греч. языке написаны «Сокровище» Дамаскина Студита (Sinait. gr. X 139, XVII в.), трактат по астрологии и алхимии (Sinait. gr. X 326, XVII-XVIII вв.), трактат в стихах о лунном цикле (Sinait. gr. X 383, XVI-XVII в.), «Война мышей и лягушек» Димитрия Зину (Sinait. gr. X 384, XVI в.) и др. Новые находки имеют большое значение для текстологического изучения мн. произведений визант. лит-ры или позволяют уточнить атрибуцию ряда произведений. Так, Похвальное слово на Успение Пресв. Богородицы, относившееся ранее к сочинениям прп. Иоанна Дамаскина, надписано в кодексе Sinait. gr. МГ 10, IX в. (являющемся древнейшим списком этого произведения) именем свт. Модеста Иерусалимского. В унциальных рукописях встречаются типы письма: библейский унциал (maiuscola biblica), заостренный унциал (maiuscola ogivale) 2 разновидностей - заостренный наклонный (ogivale inclinata) и заостренный прямой (ogivale diritta), литургический унциал (maiuscola liturgica). Тип письма, к-рым написан текст «Илиады» Гомера в переложении Софрония, патриарха Александрийского (Sinait. gr. МГ 26, IX-X вв.), П. Г. Николопулос предложил назвать «народным синайским» унциалом (maiuscola demotica sinaitica) (Τ να ερματα το Σιν. 1998. Σ. 101, 124). В написанных минускулом рукописях встречаются практически все известные типы этого письма.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Рождество Христово. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили архиеп. Дорофея. XVI в. (мон-рь Ставроникита, Афон) Рождество Христово. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили архиеп. Дорофея. XVI в. (мон-рь Ставроникита, Афон) Среди представленных на Е. образов традиционны фигуры апостолов (Е. к-польской работы в мон-ре ап. Иоанна Богослова на Патмосе; Е. нач. XVII в. молдав. работы (?) в мон-ре Симонопетра на Афоне) и пророков. Образы последних, прославляющих Богоматерь (в типе Великой Панагии), имеются на Е. (кон. XVI - нач. XVII в. с датой вклада 1600 г.) в афонском монастыре Ксиропотам. Может присутствовать акафистный цикл: напр., на Е. архиеп. Дорофея (XVI в., мон-рь Ставроникита, Афон); на Е. патриарха Анфима (1608, Великая Лавра на Афоне). Изображение ангельских чинов на Е. появилось, возможно, при переделке орарей или под влиянием их декорации (самый ранний пример - копт. Е. VIII в.). Е. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде, поздним преданием приписанная архиеп. Моисею Новгородскому, была переделана, согласно описи 1736 г., из «передника» саккоса (Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. С. 139), согласно др. описям - из соборного омофора, «приперстника», «на коей по зеленому атласу вышито четыре ангела золотом, серебром и шелком» (Там же. 1993. Вып. 3. С. 78 (опись 1775 г.); С. 145 (опись 1789 г.); С. 175 (опись 1800 г.)). На ней присутствуют фигуры архангелов Михаила, Гавриила и 2 ангелов, стоящих под арками с многолопастными очертаниями ( Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде//Тр. XV Археол. съезда в Вел. Новгороде. М., 1914. Т. 1. С. 117. Табл. XIX-2). Подобны ей молдав. Е. XVI в. из Драгомирны, Е. сер. XVI в. из Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Е. 1671 г. архиеп. Анании Синайского с шитыми словами гимна «Осанна в вышних…», 2 парами херувимов и другими символическими образами (монастырь вмц. Екатерины на Синае). Господь Вседержитель. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили митр. Фотия. Нач. XV в. (ГММК) Господь Вседержитель. Фрагмент лицевого шитья на епитрахили митр. Фотия. Нач. XV в. (ГММК)

http://pravenc.ru/text/190057.html

А. А. Лукашевич Иконография Первый образец подробного цикла изображений, связанных с Д., находится в росписи дома собраний в Дура-Европосе (244-245) (LCI. Bd. 1. S. 483; Comte du Mesnil du Buisson R. Les peintures de la synagogue de Doura-Europos., 245-256 après J.-C. R., 1939). В мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (560-565) сохранилось раннее изображение Д., где он представлен оплечно в круглом медальоне, темноволосым, темноглазым средовеком с едва заметной полоской усов и бороды; облачен в царские одежды: пурпурную мантию с золотой застежкой на плече, на голове - золотая стемма, украшенная зелеными и желтыми камнями, увенчанная равноконечным крестом из драгоценных камней, с подвесками из 2 крупных камней. Образ Д. напоминает портрет имп. Юстиниана в мозаиках Сан-Витале в Равенне (ок. 547) - явление редкое, когда библейская или легендарная фигура представлена в облике визант. императора. Образ Д. в общей мозаичной композиции конхи алтаря, с одной стороны, указывает на происхождение Христа из рода Д., с др.- на основателя мон-ря имп. Юстиниана. Пророки Давид и Моисей. Икона из пророческого ряда ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, Новгород. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Пророки Давид и Моисей. Икона из пророческого ряда ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, Новгород. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Параллельно складывались 2 основных иконографических типа изображения: юный Д.- пастух стад своего отца, борец с Голиафом, львом, и старец с круглой бородой, как описывает его в «Ерминии» Дионисий Фурноаграфиот (XVIII в.),- пророк и царь. Первый тип более известен на миниатюрах Псалтирей. В иллюстрации сир. перевода VII в. Книги царей (мон-рь вмц. Екатерины. Ркп. M24. Syr. 28) Д. изображен в рост темноволосым кудрявым юношей с алой лентой в волосах, в пурпурном плаще с золотыми таблионами на груди, в левой руке - лира. В иллюстрациях Псалтири он изображается: с музыкантами (Vat. Barber. gr. 320, ок. 1100 г.; Lond. Brit. Lib. Cotton. Vesp. A. J. Fol. 30r, VIII в.; Vatop. D. 761, 1088 г.); играющим на лире (Paris. gr. 139. Fol. 1v, 1-я пол. X в.); пасущим стада (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 28, 1066 г.). К перечисленным сюжетам могли быть добавлены сцены из жизни Д. (напр., рождение Д. в Псалтири из Афинской нац. б-ки: Athen. Bibl. Nat. 7, ок. 1150-1200 гг.). Неск. сцен из жизни Д. представлено в Гомилиях свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 2v, 880-883 гг.), в Псалтири Василия II (Marc. 17. Fol. IVv, ок. 1019 г.).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Прор. Давид. Рельеф юж. фасада ц. Покрова Богородицы на Нерли. 1165–1166 гг. Прор. Давид. Рельеф юж. фасада ц. Покрова Богородицы на Нерли. 1165–1166 гг. Традиц. атрибут Д.-пророка - ковчег завета в виде куполообразного или с двускатной кровлей здания, на стене к-рого образ Пресв. Богородицы. В руке Д. раскрытый (реже свернутый) свиток с надписью или (еще реже) раскрытая книга (Псалтири: Vat. Palat. gr. ок. 1300 г.; Vindob. Theol. gr. 336. Fol. 19v, 3-я четв. XI в.). В ц. Рождества Христова «на кладбище» (на поле) в Новгороде (1382) Д. изображен в рост, в царском венце, с поднятой правой рукой и закрытой книгой в левой. Чаще в одной руке Д. держит развернутый свиток, в то время как др. поднята в ораторском или благословляющем жесте. По мнению В. Н. Лазарева , в текстах на свитках до XI-XII вв. не существовало твердо установленных критериев при выборе изречений пророков. Так, в ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100) на свитке Д. текст Пс 101. 20, в Монреале - Пс 44. 3, в Эльмалы-килисе - Пс 45. 11, в Каранлык-килисе и Пармском баптистерии - Пс 131. 11, в Палатинской капелле - Пс 71. 6, в росписи Успенской ц. на Волотовом поле близ Новгорода - Пс 132. 8, в Псалтири Иоанна Грозного - Пс 1. 1, в соборе в Чефалу (ок. 1160), в иконостасе Рождественского придела Софийского собора в Новгороде (60-е гг. XVI в.) и в росписи Софийского собора в Киеве (XI в.) - Пс 44. 11, в иконостасе Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497) - Пс 131. 8, на синайской иконе «Богоматерь Кикотисса, Христос во Славе с образами пророков и святых» (XI-XII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - Пс 132. 8 и др. Фигуры пророков в декорации визант. храмов традиционно представлены в куполе, в барабане, на подпружных арках, на столпах. В рус. храмах фигуры пророков часто располагались на подпружных арках под центральным барабаном. Фигура Д. нередко изображалась вблизи алтарного пространства (напр., в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1208-1209)). Встречаются образы ростовые (в мозаиках собора в Чефалу (ок. 1166), в куполе ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы, Македония (1085-1093), в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167)), полуфигуры (в Успенском соборе Московского Кремля в композиции «Похвала Богородицы» (1481)), оплечные в медальонах (в росписи Успенской ц. на Волотовом поле и Успенского собора во Владимире (1408)).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Апостольская проповедь. Икона. Мастер Ф. Зубов. 1660–1662 гг. (ЯИАМЗ) Апостольская проповедь. Икона. Мастер Ф. Зубов. 1660–1662 гг. (ЯИАМЗ) 12 А. входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токалы-килисе (Каппадокия), 900-950, ц. в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в. 12 А., среди к-рых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия». Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви. Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ к-рых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)). В миниатюрах нек-рых рукописей (см. Апостол ) помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Изображения Г. прочно утвердились на монетах Комнинов, начиная от имп. Алексея I. Г. обычно был представлен фронтально, в рост, вместе с императором, по сторонам креста (напр., на реверсе монеты (аспрон трахи) имп. Иоанна II Комнина (1118-1143), К-поль (ГЭ)), могла чеканиться полуфигура святого (напр., на аверсе медной монеты (тетартерон) имп. Алексея III Ангела (1195-1203), Фессалоника (ГЭ)) - в обоих случаях изображен Г.-воин с соответствующими атрибутами: щитом, мечом или копьем. Образ Г.-воина известен и на монетах Палеологов (напр., Андроника II); одна из поздних монет относится ко времени короткого правления трапезундского имп. Давида Великого Комнина (1460-1461). О широком распространении изображения Г.-воина в визант. искусстве в XI-XII вв. говорит целый ряд сохранившихся памятников: стеатитовая иконка XI в. (мон-рь Ватопед); эмалевое изображение на крышке переплета с образом арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко, Венеция); мозаика в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1148 г.; шиферная икона «Святые Георгий и Димитрий» (XI-XII вв., ГЭ); стеатитовая икона «Святые Георгий и Феодор Стратилат» (XIII-XIV вв., ГИМ) и мн. др. Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Уже с VI в. Г. часто изображается с др. воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. Наиболее ранний пример - Г. и вмч. Феодор на упомянутой выше энкаустической иконе VI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С X в. известны изображения Г. в числе др. св. воинов, напр. «Деисус со святыми воинами» (X в., музеи Ватикана). С XII в. иконы с изображением св. воинов получили широкое распространение: икона «Святые Феодор Тирон, Георгий и Димитрий» (XII в., ГЭ), каменная рельефная икона того же состава святых (XII в., ГЭ) и др. Наиболее устойчивым является парное изображение Г. с вмч. Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами. Изображаются они и как мученики (камея из голубого халцедона, X в., ГЭ (на обороте позднейшее (XVIII в.?) врезанное изображение (инталия) «Чудо вмч. Георгия о змии»); на «Малом» саккосе митр. Фотия (XIV-XVII (?) вв., ГММК), и как воины, пешие (резная шиферная икона кон. XI-XII в., ГЭ) или на конях (рельефная икона XIV в. из ц. Богородицы в Созополе с житийной рамой XVI в. (ЦИАМ) - Г. и Димитрий в темнице (клеймо 3), Г. и Димитрий перед имп. Диоклетианом (клеймо 4)).

http://pravenc.ru/text/162188.html

На Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К. О. представлен в рост, как на миниатюре в Минологии Василия II, но не в позе оранта, а со свитком в левой руке и с правой рукой, сложенной в жесте приятия благодати. Изображение К. О. встречается на рус. минейных иконах XVI-XIX вв., напр. на минее на сент. (кон. XVI в., ВОКМ), минее на сент. (нач. XIX в., УКМ; см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. 1998. С. 63), 3-створчатом складне «Минея годовая» (2-я пол. XIX в. из собр. В. А. Бондаренко; см.: И по плодам узнается древо. 2003. С. 513-520), минее на сент. XVIII в. и минее на сент.-окт. кон. XIX в. (обе из собр. И. В. Возякова, не опубл.). В рус. гравированных святцах 1722 г. Г. П. Тепчегорского на сент. К. О. представлен анфас, в облике седобородого старца; он изображен в рост, в монашеской мантии с куколем (наподобие прп. Антония Великого); в левой руке - развернутая хартия, правая рука согнута и поднесена к груди. Сходным образом К. О. дан в святцах 1730 г. И. К. Любецкого с той разницей, что его борода широкая, окладистая, левая рука приложена к груди, правая - ладонью вовне. Согласно пособию для иконописцев акад. В. Д. Фартусова, изданному в 1910 г., К. О. полагается писать старцем греч. типа, «крепкого силами, телом мужественным и очень худым», с большой бородой, разделенной на пряди, в преподобнических одеждах, епитрахили, как пресвитера, и схиме на голове; в руках хартия с текстом ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 29). Лит.: Менолог. 1973. С. 196, 291, 320, 346, 350, 378; Demus O., Hutter I., Hrsg. Corpus der byzant. Miniaturenhandschriften. Stuttg., 1978. Bd. 2. Walter Ch. The London September Metaphrast Additional 11870//Zograf. Beograd, 1981. N 12. P. 11-24; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. Кат. 53. С. 286-287; Кат. 63. С. 301-320; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 507, 518; Patterson Šev enko N . Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago; L., 1990. P. 118-125; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998; Евсеева. Афонская книга. С. 198, 238; Oriente cristiano e santità: Figure e storie di santi tra Bisanzio e l " Occidente/A cura di S. Gentile. Mil., 1998; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004. Кат. 28, 33.1, 34.1, 35.1.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Наряду с использованием «типовых» иконографических схем в иконах встречаются редкие варианты сюжетов, опирающиеся на апокрифические тексты. На иконе «Рождество Христово» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в миниатюрных сценках, расположенных на фоне плавно очерченных отрогов горок, подробно воспроизведено место из Протоевангелия Иакова, где говорится о Рождестве Спасителя с такими эпизодами, как «Елисавета, укрывающаяся с младенцем Иоанном в горе». Иногда программа иконы предстает не менее сложным организованным смысловым пространством, чем храмовая роспись, в образах раскрывающая догмат о Воплощении (напр., «Благовещение Устюжское» , нач. XII в., ГТГ). На Киккской иконе Богоматери (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) вокруг средника с изображением Богоматери с Младенцем на престоле, на боковых полях, представлены попарно пророки с развернутыми свитками и символами их пророчеств о Богоматери; под средником, в центре,- прав. Иосиф Обручник со свитком, по сторонам от него - в молении родители Богородицы праведные Иоаким и Анна и родители св. Иоанна Предтечи праведные Захария и Елисавета; над средником - сидящий на радуге Спаситель во славе с символами евангелистов, серафимы и херувимы. Сюжетом иконы могли стать рассказ из аскетической лит-ры, напр. «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), один из праздников годового круга - «Чудо в Хонех» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или образ моления святого перед Христом или Богоматерью, к-рые изображены как икона в иконе - «Прп. Евфимий Великий в молении Богоматери» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Именно в иконописи наиболее полно воплотились идеалы комниновского искусства.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В наст. время мощи состоят из честной главы и левой руки. Разницу между первоначальной находкой целиком нетленного тела святой и его нынешним состоянием традиционно считают результатом раздачи на протяжении веков частей мощей знатным паломникам. Приблизительно с XI в., с ростом почитания вмц. Екатерины, Синайский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня стал называться также Е. в. м. В XIII-XIV вв. новое название вытеснило предыдущие. Почитание вмц. Екатерины широко распространилось в Зап. Европе, знакомой с синайскими святынями по рассказам паломников и синайских монахов - сборщиков милостыни. В 1026/27 г. мон. Симеон с частицей мощей вмц. Екатерины пришел в Руан, где получил богатую милостыню для Е. в. м. По его примеру в Европу прибыл Синайский еп. Иорий, умерший в Бетюне (Франция) в 1033 г. Чудеса, совершавшиеся у мощей вмц. Екатерины в Руане, вызвали всплеск религиозного энтузиазма верующих. В XI-XIII вв. вмц. Екатерине было посвящено множество церквей и часовен, сложилась обширная агиографическая лит-ра. Серебрянный потир. Вклад франц. кор. Карла VI. Париж. 1411 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Серебрянный потир. Вклад франц. кор. Карла VI. Париж. 1411 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Один из самых мрачных периодов истории христиане Синая пережили в правление фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), известного жестокими преследованиями инаковерующих, а также конфискацией церковных и монастырских имений в своем гос-ве. Ок. 1012 г. аль-Хаким приказал предводителю синайских бедуинов Ибн Гайясу уничтожить все церкви и мон-ри на Синае. Были срыты церкви в Аджруде, Эль-Кульзуме (Клисма), мон-рь св. Иоанна Предтечи близ Эт-Тура. Оттуда Ибн Гайяс отправился к Е. в. м. Однако один из иноков обители, Сулейман ибн Ибрахим, бывш. чиновник фатимидской администрации, убедил его пощадить мон-рь в обмен на выдачу всех его сокровищ. Кроме того, разрушение такого массивного сооружения было трудновыполнимо. Предположительно к этому времени (нач.

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010