Об активизации почитания М. и. в период настоятельства игум. Моисея свидетельствует создание еще нескольких списков иконы, к-рые благодаря сохранившимся надписям можно связать с Б. Молченским монастырем. Список М. и. с надписью о том, что образ, «нарицаемый Молченский», был создан «в граде Путивле в Молченском монастыре… что за посадом подле реки Семи в генваре 1739 г.», хранится в Художественном музее г. Сумы ( Юрченко. 2005. С. 20). В 1742 г. была написана М. и., находящаяся ныне в ГИМ (И XVIII 4794; 25,7×20,1 см). В барочном овальном картуше на нижнем поле помещен текст: «Истое изображение и мера с чудотворнаго образа Претстыя Бдцы нарицаемыя Мол/чанския яже есть во граде Путивле в молчанскам мнастыре: написася ашмв (1742.- И. З.) го/г.». Еще одной особенностью иконы являются орнаментированные поля: по золотому фону черной краской написан растительный орнамент, имитирующий чеканку и состоящий из соцветий, бутонов и листьев, усыпанных райскими яблочками,- воспроизведение драгоценной ризы иконы, созданной в 1729 г. Редкий подписной образ из собрания ГЭ (Инв. ЭРЖ-2243) интересен автографом иконописца в надписи под изображением: «Изобразися в меру стаго честнаго и чудотворонаго образа нарицаемыя Молческия яжа есть во граде Путивле в Молченском монастыре что за посадом подле реки Семи усть речки Крынки ашлв г. (1732.- И. З.) в месяце майи писал иконописец Иван Федорав». Иван Фёдоров известен как диакон и иконописец из г. Путивля, еще одно атрибутированное ему произведение - икона Богоматери «Всем скорбящим Радости» (1746, Музей-заповедник «Кижи», инв. Ж 1219 - см.: Кочетков. Словарь русских иконописцев. 20092. С. 714). Другие списки Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Ок. сер. XVII в. (собрание И. В. Арсеньева) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Ок. сер. XVII в. (собрание И. В. Арсеньева) К другим спискам М. и., имевшим прямое отношение к протографу или к его ближайшим копиям, относится ряд икон. Среди них - один из наиболее ранних - небольшой (26,8×22,7 см) образ Божией Матери «Гора Нерукосечная» из собрания И. В. Арсеньева, к-рый происходит из Центр. России и датируется ок. сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV - нач. ХХ в. (Кат. выст.)/Ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2004. Кат. 91 - атрибуция и датировка Н. И. Комашко).

http://pravenc.ru/text/2564082.html

(с подписью: «Оа[гиос] Иона архиепис[ко]пъ») и прп. Михаила Малеина (кон. XVI - нач. XVII в., ГЭ). Новгородское влияние проявилось в выборе для письма землистых красок, охры, сажи. И. с недлинной бородой, в белой крещатой ризе, в белом клобуке, в омофоре с крестами, правой рукой благословляет, в левой покровенной руке держит Евангелие. Известна прорись с иконы XVI в. с 3 фигурами святых в рост: преподобных Василия Нового, Евфросина Псковского и И., к-рый облачен в святительские ризы и клобук, с палицей на боку, святитель держит Евангелие в одной руке, другая поднята в благословляющем жесте (БАН. СВ. 751. Л. 6; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 232-233). Нередко И. в паре со свт. Евфимием II изображался на подносных иконах, подобных пяднице, происходящей, вероятно, из Соловецкого мон-ря, но написанной по заказу Новгородского архиерейского дома, в басменном окладе (ныне в пядничном ряду ц. Ризположения в Московском Кремле, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК). В ее среднике - Богоматерь с Младенцем на престоле со святителями Никитой и Иоанном Новгородскими, а на боковых полях - святители И. и Евфимий. Ростовое изображение И. и свт. Евфимия II представлено на правой створке складня московской работы (кон. XVI - нач. XVII в., собрание О. Ашберга, Национальный музей, Стокгольм; см.: Abel U., Moore V. Icons. Stockholm, 2002. P. 84-85. N 946). И. в молении обращен влево, к несохранившемуся центру триптиха; на нем белый клобук и крещатые ризы, красный подризник. Со 2-й пол. XVI в. образ И. включается в состав минейных икон. Так, на Минее на нояб. из часовни в честь Рождества Христова на о-ве М. Муксалма Соловецкого архипелага (2-я пол. XVI в., СГИАПМЗ) И. изображен в верхнем ряду (подпись: «    ») рядом с мч. Галактионом, в рост, благословляющим отведенной в сторону правой рукой, в левой, покрытой омофором, держит Евангелие. На нем белые клобук и омофор, зеленая с золотым шитьем риза, испод к-рой багровый, зеленый подризник, шитые золотом епитрахиль и палица на правом боку.

http://pravenc.ru/text/578254.html

(РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Образ И. И. был представлен в стенописи Золотой палаты Московского Кремля (не сохр.), созданной в 1552 г., при царе Иоанне IV Грозном: «...слева от царского места был изображен Дмитрий Донской, а далее в третьем окне его отец, великий князь Иван Иванович» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 177). К сер. XVI в. восходит иконография «исторического портрета» И. И. В Архангельском соборе Московского Кремля изображение И. И. находится над местом его захоронения, у юж. стены собора. И. И. представлен в рост вполоборота вправо, в княжеском одеянии - красном кафтане и синей шубе, руки в молении вытянуты вперед (см.: Коновалов И. В. Первая колокольня Св. Руси//Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 93. Ил. 7). Фрески выполнены в сер. XVII в. (работы закончены в 1666) артелью из 92 мастеров, среди к-рых были Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин и др., стенопись повторяет иконографию 1-й росписи Архангельского собора, созданной в 1564-1565 гг. при царе Иоанне Грозном. В Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III) и в его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764) есть условный оплечный «исторический портрет», представляющий И. И. молодым мужчиной с вьющимися волосами и короткой прямой бородой. Фигура развернута вполоборота вправо, взгляд устремлен на зрителя, нос тонкий, с горбинкой, брови слегка нахмурены. И. И. изображен в княжеской одежде - хорошо видна меховая опушка ворота накинутой на плечи шубы. По обе стороны изображения надпись: «beлukiu кнзь иоан ioahhobiчь» (см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 20). Заключение мира между вел. кн. Иоанном Иоанновичем и суздальским кн. Константином Васильевичем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) в Летописном лицевом своде (ок. 1568) приведен цикл иллюстраций к житию А. Ю. Б., однако в миниатюрах отсутствуют устойчивые иконографические черты, отличающие А. Ю. Б. от др. князей (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 184-208, 2-я пол. XVI в.; РНБ. Голицынский том. F IV. 225. Л. CIC об., 2-я пол. XVI в.). Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII - нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона А. Ю. Б. в коленопреклоненном молении Христу. В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери) с фигурой молящегося Богородице А. Ю. Б.- одного (как на иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем. На иконе, созданной в кон. XIX - нач. ХХ в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), А. Ю. Б. представлен в древнерус. одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс - вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение А. Ю. Б. в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. Лит.: Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе. Владимир, 1903; Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX в. Л., 1985; Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Древней Руси. М., 1998. Т. 2. С. 50.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

В «Степенной книге» при описании внешности Андрея Боголюбского отмечено, что он был красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с «высоким челом, с очами светлыми и большими». На фреске 1644 - 1645 гг. церкви Ризоположения Московского Кремля , на северной грани юго-западного столпа, св. Андрей изображен со свитком в руке, без шапки, в синем платье с лором и оплечьем и в красной шубе. Облик князя соответствует описаниям в иконописных подлинниках: «Аки князь Михаил Черниговский , шуба киноварь, испод лазорь», XVIII в. ; «аки князь Борис , надсед, брада Богословля» . В Летописном лицевом своде (ок. 1568) приведен цикл иллюстраций к житию кн. Андрея, однако в миниатюрах отсутствуют устойчивые иконографические черты, отличающие его от других князей . Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII - нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона св. князя Андрея в коленопреклоненном молении Христу. В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери ) с фигурой молящегося Богородице князя Андрея - одного (как на иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем. На иконе, созданной в кон. XIX - нач. XX в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), князь представлен в древнерусском одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс - вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение Андрея Боголюбского в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг. Литература

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

XV - 1-й трети XVI в. (частные коллекции, см.: Галерея Темпл, Лондон. NN015 и H028) - по сторонам нимба Божией Матери ангелы с молитвенно сложенными руками; XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с полнофигурным изображением Богоматери, сидящей на троне, с предстоящими святыми Екатериной и Лукией; 2) иконы со свернутым свитком: ок. 1500 г. (ГИМ); ок. 1500 (частная коллекция, см.: Галерея Темпл, Лондон. XX005); икона 2-й пол. XV (?) в., 3 иконы кон. XV в. и икона кон. XV - нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах); 3) иконы с державой: 2 иконы Николаоса Зафуриса - кон. XV в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - с фигурой св. Франциска Ассизского на поле, и до 1501 г. (Музей П. и А. Канеллопулос, Афины); 2-й пол. XV в. (Музей византийской культуры, Фессалоника); мастерской Николаоса Зафуриса, посл. четв. XV в. (собрание К. В. Воронина); ок. 1500 г. (Епархиальный музей Сольсоны, Испания); нач. XVI в. в ц. Сретения Господня в Хоре на о-ве Патмос; нач. XVI в. (ГЭ); 2 иконы - 1-й пол. XVI в. и 2-й пол. XVII в. (Византийский и христианский музей в Афинах) - на 2-й ангелы возлагают на голову Божией Матери корону; XVI в. (частное собрание, Рим) и мн. др. (см., напр., в кн.: Μπαλτογιαννη Χ. Εικονες Μητηρ Θεου. Αθηνα, 2004. Αριθ. 68-73, 75-76, 78-82; Σ. 282-294). Только наиболее чтимые из икон, как на гравюре Мокетти - Madre di Consolazione, и близкие к ним по иконографии, как образ из Имолы - Madonna della Salute, будучи прославлены чудесами, имели собственное наименование, к-рое, впрочем, не зафиксировано надписью на этих иконах. Лишь в редких случаях встречаются примеры, когда при изображении на фоне фигурирует эпитет Божией Матери: напр., «Η ΕΛΕΟΥΣΑ» (Милостивая) на иконе нач. XVI в. (Византийский и христианский музей в Афинах; см.: Ibid. Αριθ. 72; Σ. 286; Πιν. 143, 144), «Η ΚΥΡΙΑ Η ΠΟΡΤΑΗΤΙΣΣΑ» (Госпожа Вратарница) на иконе XVII в. (собор св. Трифона, Котор, Черногория). В наст. время утвердившееся наименование икон этого типа - «Madre (Madonna) della Consolazione».

http://pravenc.ru/text/2578712.html

С. в темнице, побеждающего чудовище в виде льва, очевидно заменившее скорпиона. Однако и эти циклы по составу и иконографии в значительной мере опираются на памятники кон. XV - 1-й пол. XVI в. Житийные циклы содержат также иконы кон. XVII в. из Димитриевской ц. в Ст. Ладоге (известна по фотографии 1912) с 24 клеймами и 1692 г. из с. Гуменец (ГМЗРК) с 16 клеймами. Существенное обновление рус. житийных циклов Д. С., по наблюдению Э. С. Смирновой, относится к рубежу XVII и XVIII вв. Оно стало возможным благодаря появлению новой редакции Жития святого, включенной в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, возможно, воздействию поствизант. традиции, а также общим для этой эпохи тенденциям, отразившимся, например, в житийной иконографии святых Бориса и Глеба. Ряд циклов нач. XVIII в. (иконы из собрания Елизаветина, 1-я четв. XVIII в., из Галича, КГОИАМЗ, и 1725 г. письма Кондакова из Вел. Устюга) начинается сценами рождества и крещения святого; кроме этих типовых композиций в них (за исключением иконы из Галича) включено изображение родителей Д. С., научающих его поклоняться иконам Христа и Божией Матери (сцена рождества также включена в краткий цикл при ростовом изображении Д. С. нач. XVIII в. в росписи галереи ярославской ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове). На иконе 1725 г. цикл дополнен не встречавшимися ранее сценами избавления Фессалоники от голода и еп. Киприана от варваров. Др. редкие для рус. традиции посмертные чудеса святого (явление огня у гробницы Д. С., когда посланцы имп. Юстиниана пытались увезти часть мощей в К-поль, и обличение юноши, кравшего свечи у гроба Д. С.) присутствуют на иконе нач. XVIII в. из дер. Вакомино Верховажского р-на Вологодской обл. (ГЭ). Немногочисленные житийные циклы Д. С. в монументальной живописи (роспись Димитриевской ц. в Ярославле, 80-е гг. XVII в., и Никольской ц. в с. Сидоровском близ Нерехты, 2-я четв. XVIII в.) пока не опубликованы и не изучены. В церковном искусстве 2-й пол. XVIII-XIX в. циклы жития святого практически не встречаются.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Столетовская (Лядины). Лядинский погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская). Покрово-Власьевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храмы Лядинского погоста. Покрово-Власьевская церковь Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен на левом берегу реки Лекшмы в 38 км от Каргополя. Лекшма соединяет Лекшмозеро с озером Лаче, близ которого стоит город Каргополь. Из этого озера берет свое начало Онега. Некогда здесь проходил большой торговый тракт Пудож-Каргополь. В наше дни Лядины представляют собой небольшое село (другое название его – Гавриловская), но еще в XIX веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень «Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту» Лядины – один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области. Первые письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского в 1616-1619 годы. Однако сохранились и гораздо более ранние свидетельства другого рода. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько богослужебных предметов, происходящих из храмов погоста. Запрестольный выносной крест датирован концом XV - началом XVI века, икону «Сташный Суд» северных писем специалисты относят к середине XVI века, к тому же времени принадлежит образ святого великомученика Георгия Все это позволяет утверждать, что возникновение Лядинского погоста (а, стало быть, и его храмов) можно отнести по крайней мере, ко второй половине XV века. Как уже было сказано, письменные источники, проливающие свет на историю погоста, относятся только к XVII столетию. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей» Кроме этого, в переписной книге 1648 года упомянут некто Иван Венедиктов (известный в науке как автор «Жития преподобного Кирилла Челмогорского»), и назван диаконом церкви Петра и Павла Лекшмозерской волости. 30 марта 1652 года он был рукоположен во иерея Никоном митрополитом Новгородским и переведен в Покровскую церковь села Лядины Из этих свидетельств можно заключить, что в середине XVII столетия на Лядинском погосте существовало, по крайней мере, два храма: Покрова Пресвятой Богородицы (к ее обиходу относится выносной запрестольный крест, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа) и Георгиевский (древний храмовый образ великомученика Георгия позже хранился сменившем его Богоявленском храме Лядинского погоста, а сейчас тоже передан в ГЭ).

http://sobory.ru/article/?object=06028

Григорий Богослов , Благовещение, пророк Исаия. Икона. 1-я пол. XVI в. Русский Север. 162х39 см. ГИМ Иоанн Богослов в молчании. Икона. 2-пол. XVI в.Русский Север. 102х85 см. ГТГ София Премудрость Божия. Икона. Кон. XVI в. Вологда.66х49 см. ГТГ Св. Александр Свирский с избранными святыми. Икона. Русский Север. XVII в., средник XVIII в. 57,7х77,7 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Для «северных писем» характерен целый ряд общих черт. Это, прежде всего, простонародность образов, примитивный реализм, бесхитростность замысла и его претворения. Здесь тщетно было искать особую тонкость чувств, но здесь всегда подкупает глубокая искренность, наивное и чистое простосердечие, в надписях нередко дает о себе знать местный говор, в орнаменте – прямая связь с предметами прикладного искусства, обслуживавшими быт, в лицах святых – воздействие местного крестьянского типажа. Плоские фигуры чаще всего изображаются в застылых позах, драпировки трактуются с помощью прямых, резких линий, горки второго плана обретают упрощенные и укрупненные формы. Колорит утрачивает яркость и звонкость новгородской палитры. В нем доминируют приглушенные, несколько мутные тона, прекрасно гармонирующие с интерьерами деревянных церквей и с мягкими красками северного пейзажа. В отношении техники исполнения иконы «северных писем» намного уступают новгородским. В них нет корпусного, тщательного сплавленного письма, нет тонких «движек», уступивших место размашистым бликам, грубо растертые краски накладываются жидким прозрачным слоем, т.ч. порою видны зерна красителя, грунт неровный, паволока необязательна, доска грубо обработана. В этой бесхитростной живописи все, как выражается один писатель XVI в., «препросто», но все полно особого очарования, свойственного живому народному творчеству. Сошествие Святого Духа. Икона. XVII в. Русский Север. 106х89,5 см. ГЭ Ист.: Лазарев В Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000. С. 67–69. Устюжские (вологодские) письма Особая манера иконописания, которая характерна для икон устюжских и севернорусских святых, а также в ряде новгородских икон XV–XVI вв. В собрании И.С. Остроухова хранился образ устюжских чудотворцев с двумя крупными фигурами, крайне простого и даже грубого рисунка, лишившегося греческой схемы, с резкими пробелами по краям гор и одежд, почти одинаково разделанных, похожий по простоте на монастырские письма, но несущий в себе особую манеру и мастерство. В собрании А.В. Морозова была икона, выполненная в подобной манере, – «О Тебе радуется», строгого письма XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010