Интересным вариантом единоличной иконографии К. является ростовой образ кон. XVII в. (ГМИР), где святой предстает храмоздателем, с большой моделью обители в правой руке (внутри монастырской стены - множество храмов с луковичными главами и колокольня), левой рукой он держит развернутый свиток; позем украшен серебряным растительным орнаментом. О почитании К. в старообрядческой среде свидетельствует выговская икона кон. XVIII - нач. XIX в.: преподобный написан в традиционной древнерусской ростовой иконографии, со свитком в руке, на поземе - невысокие деревья (ГЭ; см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 37, 110. Кат. 25). На одной из хоругвей, исполненных к 500-летию Кириллова Белозерского монастыря (1897, КБМЗ), голова К. покрыта схимническим куколем. Преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Икона. XVII в. (КБМЗ) Преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. Икона. XVII в. (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский, святители Григорий и Николай Чудотворец. Клеймо напрестольного креста. Нач. XVI в. Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский, святители Григорий и Николай Чудотворец. Клеймо напрестольного креста. Нач. XVI в. Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Изображения К. вместе с др. святыми многочисленны и разнообразны. В XVI-XVII вв. образ К. вырезали на деревянных крестах и небольших иконках - таких, как напрестольный крест нач. XVI в. (КБМЗ), «поклонный» крест 1598 г. (ГРМ), образ Божией Матери «Знамение», с избранными святыми, XVI в. (раскраска XVIII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 149, 204. Кат. 132), 2-сторонние наперсные кресты и др. Как правило, К. представлен в одном из клейм вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Сергием Радонежским. Центром изготовления подобных, тщательно проработанных и расписанных темперой предметов являлся Кириллов монастырь (подробнее см.: Плешанова И. И. Работы кирилловских резчиков в собр. ГРМ//ДРИ. 1989. С. 232-242). В стилистике многих из них заметно влияние традиций живописи Дионисия. Образ К. часто присутствует среди изображений святых на резных дробницах, украшающих оклады икон, подвесные пелены и надгробные покровы (покров на гробницу царевны Софии Михайловны, 1636, ГММК; см.: Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. выст./ГММК. М., 2007. С. 126-127. Кат. 48); он выгравирован на створке серебряного позолоченного реликвария 1-й трети XVI в. (из покоев имп. Александра III в Гатчинском дворце, ГЭ; см.: Томсинский С. В. Серебряный реликварий XVI в. из собр. ОИРК ГЭ//Сообщ. ГЭ. СПб., 2011. Вып. 59. С. 125-135), на крестообразной серебряной пластине XVII в. (ГРМ) в сонме святых.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

XIX в. на столбе Успенского собора лавры (реставрирован в 1881); произведения мастеров Холуя посл. четв. XVIII - нач. XX в. (ГЭ, СПГИАХМЗ, НКПИКЗ - происходят из ЦАМ КДА, частные собрания); иконы 2-й пол. XIX в. мастерской худож. И. М. Малышева в Сергиевом Посаде (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ, Митрополичьи палаты ТСЛ, ГМИР, ризница СДМ, частные собрания; лица М. совсем не видно под клобуком и мантией) и др. Положение фигуры М., его возраст, монашеские ризы, жесты в изображениях варьируются; иногда он в глубине кельи, а не в сенях, куда игумен вышел встречать Пресв. Богородицу, чаще - рядом с прп. Сергием. На прориси мастера Е. И. Козмина из посада Клинцы (ГИМ) помимо сцены явления Божией Матери присутствует дополнительный сюжет молитвы преподобных Сергия и М. внутри кельи. Подобные иконы, использовавшиеся в качестве «раздаточных» паломникам обители, десятками писали мастера, работавшие по заказам Троице-Сергиевой лавры (по описи 1641/42 г., в казенных палатах было 1163 образа «Сергиева видения», см.: Воронцова Л. М. О некоторых особенностях троицких икон XVI-XVII вв.: К проблеме атрибуции//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 291-292). Иногда в композицию включены образы обоих учеников прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАХМЗ) и др. На иконе «Сергиево видение» кон.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

В росписях сер.- 2-й пол. XVI в. Фессалии, Беотии и Янины уроки критян отобразились более последовательно, особенно в работах выходцев из Фив Франгоса Кателяноса (в 1548 расписывал ц. мон-ря св. Варлаама в Метеорах, в 1560 - капеллу свт. Николая в Вел. Лавре) и Франгоса Кандариса с братом свящ. Георгием (в 1563-1566 украшали фресками церкви Метеор, Эпира, о-ва Эвбеи). Активизация тур. экспансии в Вост. Средиземноморье привела к захвату в 1669 г. Кандии. Уже с нач. XVII в. критские художники начали покидать Крит, центр иконописания переместился на о-в Корфу. В живописи получила развитие особая ретроспективная тенденция, к-рая вела к повторению лучших образцов критской иконописи XV-XVI вв. Характерно, что мн. художники этого времени были священниками. Язык их икон стал более строгим, в то же время наблюдался интерес к нем. и фламанд. гравюрам с их повествовательными сюжетами и острым характерным рисунком. Художники Эммануил Ламбардос и свящ. Иоаннис Апакас (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.) использовали в качестве моделей для своих работ критские иконы. Ламбардос ориентировался на образцы XV в., не затронутые влиянием маньеризма (иконы в Византийском музее в Афинах, ГЭ, ц. Сан-Джорджо деи Гречи в Венеции), свящ. Иоаннис - на иконы Н. Рицоса и Клонцаса с их символической изощренностью и миниатюрным стилем (иконы в мон-рях Афона и Патмоса, в ц. Сан-Джорджо деи Гречи в Венеции, в Далмации и на о-ве Сифнос). География распространения работ иконописца из мон-ря вмц. Екатерины на Синае иером. Иеремии Палладаса (между 1602-1639) показывает, насколько прочно критские художники XVII в. были связаны с правосл. общинами Востока. Иконы Палладаса, стиль к-рых основывался на живописи Дамаскиноса, расценивались современниками как выражающие церковное предание и поэтому служили образцами для мн. художников (иконы для иконостасов ц. Св. Гроба в Иерусалиме, ц. Рождества Христова в Вифлееме, соборов в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и в Ст. Патриархате в Каире). Известны 135 икон свящ. Эммануила Цанеса (1610-1690), уроженца критского г. Ретимнон, служившего в 1665-1690 гг. в ц. Сан-Джоржо деи Гречи в Венеции. Они отличаются разнообразной стилистикой, где присутствуют художественные элементы, восходящие к произведениям раннего Возрождения и к работам Тинторетто. Наиболее устойчив в творчестве Цанеса интерес к критским мастерам XV в.: в исполненных в 1644 г. для алтарной преграды одной из афинских церквей иконах «Христос на троне» и «Богоматерь с Младенцем на троне» он повторил не только иконографию, но и стиль произведений А. Рицоса; к критской иконе XV в. восходит и образ Богоматери из собрания ГЭ.

http://pravenc.ru/text/387113.html

За пределами Суздаля и Суздальской (с кон. XVIII в. Владимирской и Суздальской) епархии И., как и свт. Феодора, изображали крайне редко. Дни памяти обоих святителей отмечены в Чиновнике («Сказании действенных чинов») Успенского собора Московского Кремля, отражающем богослужебную практику времени патриарха Филарета ( Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы патр. Никона//ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 14, 56), но данные об изображениях Суздальских святителей в Москве или др. регионах (кроме иконы в храме Суздальского подворья) очень скудны. К числу немногих ранних изображений относится как исключение черневое изображение И. в молении на одной из дробниц 2-й пол. XVI в., украшающей кайму пелены к иконе Спаса на престоле из Благовещенского собора Кремля (ГММК; см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 340. Кат. 119),- уникальный образ святителя в архиерейской мантии с источниками, с длинной бородой, как у свт. Феодора (вероятно, здесь произошло смешение черт святителей, что свидетельствует о малой известности их иконографии в столице). И. и свт. Феодор в числе др. Суздальских чудотворцев (свт. Дионисия, преподобных Евфимия и Евфросинии) и вместе со мн. рус. святыми представлены на подоле (XVIII в.), пришитом к саккосу Казанского митр. Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ; см.: Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. С. 268-271. Кат. 102). Столь же редки случаи включения образа И. в минейные циклы, даже относящиеся к XVIII-XIX вв. Кроме миниатюры лицевых святцев XIX в. (ГИМ; см.: Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи. М., 2004. Окт. С. 315), где святитель представлен между сщмч. Лукианом Антиохийским и прп. Евфимием Новым, икона И. письма мстёрского мастера О. С. Чирикова (1899, ГМИР) входит в комплект минейных икон 80-х гг. XIX - нач. XX в. из домовой ц. Введения Пресв. Богородицы во храм Мраморного дворца в С.-Петербурге, включающий большое количество изображений рус. святых ( Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге: создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 79). Уникальное изображение И., помещенное на обороте минейной иконы на сент. и окт. (1-я пол.- сер. XVII в., ГЭ),- еще одно свидетельство малой известности Суздальского святителя, поскольку он представлен в облике преподобного ( Косцова А. С. Двухсторонние иконы-таблетки XV-XVII вв. в собр. ГЭ//Рус. искусство в Эрмитаже: Сб. ст. СПб., 2003. С. 34-35).

http://pravenc.ru/text/468953.html

РНБ инв. Соф. 1 Синодик   Синодик Середина XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель, темпера; переплет – дерево, кожа 216 л. 32 х 20 х 6 Поступил в 1926 году ГИМ инв. 58212, ОР Муз. 3822 Христианская топография Козьмы Индикоплова Конец XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель; переплет – дерево, кожа, металл; золотое тиснение 307 л. 35 х 20 х 5,3 Поступила в 1887 году из московского Румянцевского музея На л. 6–22 помещена запись, из которой следует, что рукопись принадлежала последнему русскому патриарху Адриану Находилась в собрании А.Д. Черткова ГИМ инв. 80497, ОР Черт. 160 Водолей в виде рыцаря с драконом Конец XII – первая половина XIII века Долина Мааса, Германия (?) Бронза; литье, чеканка, гравировка Высота – 18,5; длина – 30 Поступил в 1927 году из ГМФ Приобретен Г.Ф. Миллером около 1735 года в Сибири ГЭ инв. Ф 2802 Царские врата Первая четверть XV века Балканы (?) Дерево; темпера 158 х 51,5 (левая); 158 х 52,5 (правая) Поступили в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находились в собрании И.С. Остроухова Реставрированы до поступления в музей; повторно в 1989–1990 годах в ГТГ А.П. Бурмакиным ГТГ инв. 12024а, 12024б Пластина от Царских врат. Евангелист Марк XIV век Новгород Медь, золото, лак; золочение 31 х 26,5 Поступила в 1920-е годы из собрания Фаберже ГЭ инв. ЭРП-1058 Складень-иконостас Складень-иконостас Первая треть XVII века Строгановские мастерские Дерево, серебро, камка; темпера, чеканка, золочение, ткачество 31,5 х 13,5 х 2,4 Поступил в 1920 году Вклад 4 октября 1638 года в Троице-Сергиев монастырь по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине (во иночестве Иоиле) Реставрирован в 1948 году в ГЦХРМ Н.А. Барановым, в 1971 году И.М. Громовой, в 2000–2001 годахв СПМЗ О.Б. Куцель СПМЗ инв. 2385-ихо Епитрахиль   Епитрахиль XIV – начало XV века. Дополнения – XV–XVII век. Византия. Дополнения — Москва Атлас, камка, шелковые, серебряные и золотные волоченые нити, жемчуг, серебро, золото; ткачество, шитье лицевое и орнаментальное, низание, скань

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Кадило из Ургута. VIII–IX вв. Сирия. (ГЭ) Христ. искусство внесло вклад в формирование общей культуры Центр. Азии: иконографическими образцами служили евлогии святых мест ( ампулы св. Мины, стеклянные сосуды из Египта VI-VII вв. и др.); влияние на монетное дело оказали визант. монеты IV-VIII вв.; оформление саркофагов (крест под аркой; с гирляндами; двустворчатые врата) воспроизводилось на оссуариях. Долго сохранялась христ. иконография (каменный сосуд XI-XII вв. с христ. символами из городища Торткуль-Тобе; поливная чаша с изображением 12 апостолов с оз. Иссык-Куль; серебряные сосуды клада 1923 г. из городища Новопокровское в Чуйской долине). Литургическая утварь по торговым путям распространялась далеко за пределы зоны влияния христиан, вплоть до Закамья (дискос из Закамья с рельефными композициями «Распятие», «Жены-мироносицы», «Вознесение», «Даниил во рву львином», «Отречение ап. Петра», «Кустодия» и сир. надписями). Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Крипта в гипогее Дюн-а-Пуатье (Франция). До 1-й пол. VIII в. Значительные открытия сделала А. х. в Италии, Франции, Германии и Англии, где в эпоху романтизма (кон. XVIII - 1-я пол. XIX в.) шла усиленная работа по изучению «темных веков» (V-X вв.). Рождение А. х. во Франции связано с именем Э. Ф. Леблана, к-рый в 1886 г. опубликовал свод саркофагов (295 экз.) христ. Галлии, ставший классическим. Христианизацию Франции изучали также по обряду погребения V-VIII вв., в XVII в. начались публикации сочинений Григория Турского и трудов болландистов , С. Тильмона, Ж. Мабильона, мавристов . Открытия в 40-50-х гг. XVII в. погребений знати и первых королей франков в Турне и Париже (ц. Сен-Жермен-де-Пре) стали стимулом к изучению меровингских гипсовых саркофагов. Затем последовали раскопки наполеоновской эпохи (нач. XIX в.), непрофессиональные массовые вскрытия некрополей во время дискуссий о происхождении франц. нации (70-80-е гг. XIX в.), в ХХ в.- находки в Сен-Дени и Кёльнском соборе. Ключевой фигурой в изучении некрополей Парижа был Т. Ваке, за 40 лет описавший ок. 2 тыс. саркофагов VI-VIII вв. В 1913 г. в Париже была открыта первая раннехрист. церковь - Сен-Бертран-де-Комманж. Исследования погребальных памятников эпохи Меровингов суммировали работы Э. Салена. Новую эпоху в А. х. Франции составили труды группы во главе с П. А. Феврье (П. Перен и др.), изучавшей церковные памятники во всей полноте, включая археологический контекст «вплоть до керамики». Итоги их деятельности отразил «Атлас раннехристианских памятников Франции» ( Perin P. , Young B. [ed. ] Naissance des arts chrétiens: Atlas des monuments paléochrétiens de la France. P., 1991).

http://pravenc.ru/text/76478.html

В результате помещения друг над другом 2 ковчегов возникли многоярусные Д. Так, ковчеги башнеподобной Д. (XVII в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей) разделены карнизами, Д. венчает главка с куполом, стенки покрыты объемными, натуралистичными чеканными изображениями растений и плодов (Сокровища Киево-Печерского музея-заповедника: Фотопутев. К., 1984. С. 25). В XVIII в. многоярусные Д. имели ножки в виде звериных лап, их украшали рельефами и круглыми фигурами ангелов и святых (напр., Д. мастера И. А. Равича. 1743. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей; см.: Килессо С. С. Киево-Печерская лавра. М., 1975. С. 127 Ил. 107), а также гравированными сценами из Житий местночтимых святых (напр., Д. из Михайловского Сковородского мон-ря близ Новгорода. 1751. НГОМЗ). Д. работы мастера Ивана Семенова Щукина из ярославского Спасо-Преображенского мон-ря (1738. ГММК; см.: Костина. С. 230-231. Кат. 179) декорирована эмалевыми дробницами с изображениями Страстного цикла и выполненными в технике просечной чеканки пышными орнаментами, напоминающими барочные резные иконостасы XVII-XVIII вв. Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Д. могли иметь ярусную композицию, напоминающую киворий-сень или колокольню. Такова, напр., Д. из Успенского собора в Ярославле работы Афанасия Корытова (1769. ЯХМЗ; см.: Игошев. С. 107. Ил. 3): поверх основного ковчега, украшенного орнаментами и эмалями с изображением евангельских сюжетов, установлен 2-й ковчег в виде гробницы, осененной шатром с главкой, опирающимся на карниз барочной формы и колонки; по сторонам шатра размещены 4 фигурки ангелов с рипидами, обращенных к гробнице. Функции Д. могли выполнять иерусалимы, сионы-дискосы, дополненные покрытием, напоминающим архитектурные формы храма Гроба Господня (ротонда, купол). В новгородском Софийском соборе Д. в форме голубя («голубь серебряной золочен, весом три фунта двадцать седмь золотников без четверти» - Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. С. 69; «…одна лапка поломана и крыло надломлено» - Там же. Вып. 3. С. 113) находилась на жертвеннике вместе с 2 сионами-иерусалимами - византийским сер. XI в. и новгородским 1-й четв. XII в., а также панагиаром 1435 г. работы мастера Ивана. Д. служил, напр., Большой Сион, заказанный вел. кн. Иоанном III для московского Успенского собора (1486. ГММК). Внутри него находится вращающийся на металлической оси серебряный позолоченный поддон-дискос с 36 овальными углублениями, расположенными в 3 ряда, вероятно для Св. Даров. Д. в виде иерусалима-сиона известны в правосл. искусстве Нового времени. Шедевром болг. торевтики является серебряная золоченая Д. из мон-ря св. Наума на Охридском оз., напоминающая ротонду храма Гроба Господня (1833. НИМ(С)), ее круглая, многоярусная форма близка иерусалимам, созданным в Новгороде XII в. и в Москве XV в.

http://pravenc.ru/text/171392.html

Хотя, говоря о З. в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием. Н. А. Бердяев полагал, что З. как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она - порождение греха и предполагает борьбу с грехом ( Бердяев. С. 188). Школа З. Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого З., поскольку З. и вообще разнообразные проявления ressentiment (З., ревность, обида и проч. вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым З., как и вообще всеми формами ressentiment (Там же. С. 161). Л. П. Карсавин рассматривал З. в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нем принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого - мое благо, и тем, что это благо другого, оно еще более услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу - а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я - и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным» ( Карсавин. С. 57-60). Психологи Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) Раскаяние Андрея, поджигателя кельи прп. Кирилла Белозерского. Фрагмент иконы «Прп. Кирилл Белозерский в житии». Нач. XVII в. (ГЭ) рассматривают З. и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, напр. близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. З. возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что он высоко ценит и в чем у него есть потребность.

http://pravenc.ru/text/182433.html

Стефан Махрищский постригает Косму в рясофор и вызывает негодование Тимофея Вельяминова; прп. Стефан Махрищский приходит в дом Вельяминовых, и Тимофей испрашивает у него прощение; постриг К. в монашество в Симоновом мон-ре; беседа К. с прп. Сергием Радонежским в хлебне Симонова мон-ря; К. поучает братию Симонова мон-ря; моление К. перед иконой Божией Матери и указание пути на Белоозеро; К. и прп. Ферапонт водружают крест на Белоозере и искапывают пещеру; К. чудесным образом спасается от упавшего дерева; ангел выводит К. из огня; поселянин Андрей испрашивает прощение у К.; покаяние боярина Федора; К. молитвой прекращает пожар и исцеляет можайского князя; чудо о чадородии кн. Михаила Белёвского и его супруги Марии; чудо о рыбаках; преставление К. В клеймах, относящихся ко времени его пребывания в Симоновом монастыре, К. изображен в короткой рясе, в сцене беседы с прп. Сергием - в клобуке. Значительная группа клейм посвящена московскому периоду жизни святого: в частности, включены композиции 2 постригов К. (в рясофор и мантию). Две иконы с циклом жития К. XVII в. хранятся в собрании ГЭ (обе в окладах, клейма расположены вверху и по сторонам): одна происходит из ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вологде, другая - из Троицкой ц. в с. Нёнокса Архангельской обл. (Русские житийные иконы XVI - нач. XX в./ГЭ. М., 1999. С. 82-91. Кат. 19, 20). В среднике обеих икон святой представлен в рост, с разведенными руками: правой благословляет, в левой держит развернутый свиток. Автор вологодской иконы нач. XVII в., включающей 15 клейм - от пострига К. до его погребения,- в выборе сюжетов ориентировался на традицию Дионисия. Подбор клейм на сев. иконе имеет более творческий характер. Цикл из 16 композиций начинается с рождения, крещения святого и его приведения к Тимофею Вельяминову; имеются клейма, иллюстрирующие его жизнь в Симоновом мон-ре (в т. ч. благословение на послушание в поварне, поставление архимандритом, уход в Старую Симонову обитель, беседа с прп. Ферапонтом); новый сюжет - возведение ц.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Самый распространенный иконографический вариант раздаточных образов Соловецкой обители, особенно характерный для XVII в.,- «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря». Святые, обращенные в молении к образу Божией Матери «Знамение» (этот образ покровительствовал Новгородскому архиерейскому дому, под управлением к-рого Соловецкий мон-рь находился в XVI-XVII вв.), держат обитель в руках на уровне груди, как, напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 286. 744), 2-й пол. XVII в. из с. Ковда Мурманской обл. (ЦМиАР), из ц. Рождества Христова дер. Б. Шалга Каргопольского р-на Архангельской обл. (на полях - чтимые северные святые и сщмч. Антипа Пергамский, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 154-161. Кат. 134), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР - З. рус, С. сед и с необычной надписью на свитке: «Чадо Иоанне, пребуди зде нощь сию и узриши благодать Божию…»), на поморской иконе нач. XVIII в. из Вознесенской ц. дер. Кушерека Онежского р-на Архангельской обл. (АМИИ), на иконе 1-й пол. XVIII в. (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 312), на мн. иконах кон. XVII в.- нач. XIX в. (ГЭ, ГМЗК, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 69-74. Кат. 70-73, 75-79; Полякова. 2006. С. 176-193, 248. Кат. 35-38). З. почти всегда изображается в левой части композиции вполоборота вправо, С.- напротив (прориси с икон XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 248-253, 256-257). Данная иконография была востребована старообрядцами в кон. XVII-XIX в. Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Видение понамарю Дионисию преподобных Зосимы и Савватия в виде огнекрылых ангелов. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ) Чудо о просфоре. Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ)

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010