Наконец, мы подошли к такому жизненно важному вопросу, как проблема кадров. Миряне, профессионально подготовленные в области духовного образования, — это ценнейшее достояние Церкви и общества. Для того, чтобы сформировать это достояние и приумножить его, в октябре 2004 года было создано Государственное учреждение образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета. Это — уникальное юридически самостоятельное структурное подразделение ведущего высшего учебного заведения Республики. Решение о его создании принималось в рамках исторической традиции европейских университетов, в которых всегда существовали факультеты теологии. Основная цель деятельности Института теологии — подготовка специалистов высокой квалификации в областях философской антропологии, теологии и религиоведения. Потребность в таких специалистах объективна: она обусловлена нынешним этапом развития белорусского общества, которое уделяет все больше внимания религиозному осмыслению проблем человека в современном мире. Студенты Института получают классическое гуманитарное образование в области философии, христианского вероучения и культурологии; они изучают два современных иностранных языка и несколько древних языков из широкого лингвистического спектра. Особого внимания заслуживает научно-исследовательская деятельность сотрудников Института. Именно ими в сотрудничестве со светскими специалистами разработана концепция теолого-религиоведческого образования в Республике Беларусь, определены его правовые основы, поставлены цели и задачи, утверждены формы и содержание. На основании этой концепции разработан новый Государственный стандарт по специальности Теология с квалификацией «Теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии». Этот Государственный стандарт утвержден Министерством образования Республики Беларусь в апреле 2008 года и введен в действие с 1 сентября того же года. Кроме того, разработан Типовой учебный план специальности Теология и комплект типовых учебных программ по соответствующим дисциплинам.

http://patriarchia.ru/db/text/1050541.ht...

Не менее важно и то, что в план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов на 2010 год включены курсы по программе «Традиционные и нетрадиционные конфессии в Беларуси: история и современность». За этим стоят твердые позиции государства, которое отстаивает приоритеты национальной безопасности в вопросах, связанных с сектантской проблематикой. В общеобразовательных школах православная вера является предметом факультативного курса «Культура и религия». Его программа рассчитана для учащихся 10-11 классов. Среди прочих назову и такие факультативы для старшеклассников, как «Основы религиоведения», «Христианские ценности православной традиции и художественная культура», «История вероисповеданий и религиозных движений в Беларуси» и другие. Пристальное внимание общественности, и в особенности — молодых родителей привлекает инновационный проект внедрения программ, объединенных под названием «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа». Проект реализуется второй год, и в нем участвуют 10 дошкольных и 9 общеобразовательных учреждений республики; еще 39 учреждений образования вовлечены в него в рамках исследовательской деятельности по этой проблематике. Интересно, что педагоги самостоятельно сформировали профессиональное республиканское методическое объединение, которое работает над совершенствованием и внедрением в жизнь программы духовно-нравственного воспитания юного поколения на православных традициях не только белорусского Отечества, но всего святорусского наследия. Нет сомнений в том, что такой всплеск национального интереса к христианскому воспитанию детей тесно связан с реализацией церковно-государственной программы под названием «Семья: единение и любовь». Эта программа имеет форму массовых мероприятий духовного, культурного, просветительского и этнографического содержания. Она в течение минувшего года с большим успехом последовательно проводилась в ряде районов Минской области и теперь вышла на общереспубликанский уровень. Методикой ее организации и проведения заинтересовались наши страны-соседи, и я от всего сердца желаю ей доброго пути по землям единокровных и единоверных народов.

http://patriarchia.ru/db/text/1050541.ht...

В царской России существовало единое образовательное пространство, все его составляющие были тесно взаимосвязаны, служили общенациональным интересам и имели соответствующее правовое, экономическое и содержательное государственное регулирование. В советское время духовное образование было сначала практически запрещено, а затем «допущено», но в замкнутой сфере. Единое образовательное пространство советской страны формировалось так, как если бы духовного образования не существовало вовсе. Сегодня правовые реалии России допускают присутствие православного духовного образования в открытом образовательном пространстве, нет никаких правовых оснований замыкать его в тех или иных узких границах. Однако методология научно-педагогической мысли на сегодняшний день все еще в значительной мере подвержена инерции тоталитарных идей прошлого, она испытывает определенный дефицит подходов, категорий, идей, которые позволили бы решить вопрос интеграции образовательного пространства России, об интегральной мировоззренческой основе воспитания, в подлинном виде реализующей принцип исторической преемственности в образовании и культуре. Реализация двух из трех указанных выше направлений интеграции, а именно, государственная аттестация духовных образовательных учреждений и ведение в школах предмета православной направленности — это важные задачи, стратегические ориентиры развития. Однако сложность идущих процессов, споры, сомнения вокруг них — симптом взаимной недостаточной готовности двух частей образовательной системы России к встрече, к интеграции. Сегодня важно осознать стратегический характер этой задачи и не спешить «закрывать» ее путем осуществления простых административных решений. Такие решения чаще всего бывают «простыми» лишь на первый взгляд — в будущем они могут породить множество отрицательных последствий. Недостаточно просто согласовать учебные планы семинарий и академий с формальными требованиями государственных образовательных стандартов. Необходимо использовать процесс аккредитации для решения проблем развития содержания богословского образования в соответствии с задачами богословской миссии в современном мире.

http://patriarchia.ru/db/text/422550.htm...

И они это, слава Богу, делают. У нас сейчас, если почитать журнал «Фома», главный редактор которого только что выступал в этом зале, очень много людей, которые как христиане мыслят себя в искусстве, в бизнесе, в политике. Мы хорошо знаем имена этих людей. Хорошо, что у нас есть сильные православные индивидуумы, ощущающие себя в качестве верующих людей в той или иной сфере жизни общества. Чего у нас пока мало — это скоординированного влияния православных христиан на все те сферы жизни общества и государства, в которых они трудятся. А такое влияние как раз и может осуществляться через координацию усилий. Мы должны ощущать себя Церковью, действующей в мире. Мы должны ощущать себя сообществом людей, которые вместе, именно вместе, соборно, а не поодиночке, влияют на творческие процессы, на экономику, на государственное управление, на все сферы жизни, в которых мы трудимся. И не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы — большинство в своей собственной стране, в своих собственных странах — здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Молдовы, — то мы имеем полное право на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства, в которых мы трудимся. А для этого нужно уметь формулировать свои цели. Для этого нужно уметь вырабатывать механизмы, которые позволяли бы христианам, в первую очередь мирянам, ставить перед собой христианские смысловые задачи во всех сферах жизни народа и страны. К этому сегодня делаются первые шаги — создается объединение православных женщин, действует Совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле, думаю, что будут создаваться коллегиальные органы, которые будут кординировать церковно-общественную деятельность в области искусства, начинаются достаточно активные контакты с миром спорта — это только несколько областей, но во всех этих областях нам нужно строить планы, нужно формулировать свои задачи, нужно ставить вопрос о том, как добиваться их исполнения.

http://patriarchia.ru/db/text/1053051.ht...

Нам пытаются сказать: будьте христианами только в храмах, не будьте христианами там, где вы трудитесь или в целом в общественной сфере. Мы очень часто слышим подобные взгляды, и не только со стороны секуляристов и атеистов, что естественно, со стороны некоторых вольных интерпретаторов действующего законодательства, но и со стороны людей, присутствующих, как я уже сказал, в церковной среде. Нам пытаются подчас сказать, что не надо слишком много христианину рассуждать о политике, об экономике, о жизни государства, о законодательстве. Это разделение, которое навязано отчасти советским периодом, а отчасти новыми апологетами секуляризма, является, с моей точки зрения, очень странным для христианина. Не может устоять, как мы хорошо с вами знаем, царство, разделившееся в самом себе. Не может человек разделить себя на церковное существо и общественное существо. Не может социум, будь то местная община или народ страны, разделить свою духовную миссию и свою так называемую светскую жизнь. Когда мы говорим о разделении религиозных объединений и государства, мы, прежде всего, говорим, что управляющие органы государства и церковные канонические структуры не объединены в один организм. Между прочим, закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который дает официальную трактовку принципу светскости государства и принципу отделений религиозных объединений от государства, трактует эти принципы очень четко, говоря о том, что они означают именно отсутствие общего управленческого механизма у государства и у религиозных объединений и, в принципе, ничего более. Согласно закону, государственные органы не руководят церковными процессами, а церковные органы не участвуют в руководстве государством. Но это абсолютно не означает, что мы можем разделить жизнь христианина или жизнь христианского сообщества на светскую жизнь и на церковную жизнь. Итак, и христианин, и христиане, составляющие ту или иную общину, то или иное сообщество людей, могут проявлять свою веру в общественно значимых делах.

http://patriarchia.ru/db/text/1053051.ht...

поиск:   разделы   рассылка СЮЖЕТЫ XVIII Международные Рождественские образовательные чтения   тексты (42)       Архив сюжета. Документы   29 января 2010 " Интеграция образовательного пространства России " . Доклад епископа Гатчинского Амвросия на XVIII Международных Рождественских чтениях   28 января 2010 " Здоровье матери и новорожденного ребенка как совместная забота Церкви и государства " . Доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Сергия на XVIII Рождественских чтениях   28 января 2010 " Катехизация: существующие проблемы и пути их решения " . Доклад епископа Саратовского Лонгина на XVIII Рождественских чтениях   28 января 2010 " Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета " . Доклад протоиерея Павла Великанова на XVIII Международных Рождественских чтениях   28 января 2010 " Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии " . Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на XVIII Международных Рождественских чтениях   27 января 2010 Выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях   27 января 2010 Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области "   26 января 2010 Правительственная телеграмма Председателя Правительства РФ В.В. Путина участникам Рождественских чтений   26 января 2010 Доклад епископа Меркурия: " Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: современные задачи и перспективы развития "   25 января 2010 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений   21 декабря 2009 Состав Оргкомитета XVIII Международных Рождественских образовательных Чтений ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/11_5_25_817.html

Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918) 31 января 2011 Монах Платон (Рожков), насельник Введенского мужского монастыря Оптина пустынь. Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в годы гонений 10 февраля 2010 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик г. Москвы. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Сопоставление подвига мученичества святых древней Церкви и новомучеников Российских 06 февраля 2010 Протоиерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии. XVIII Международные Рождественские образовательные чтения. Доклад на второй конференции «Прославление и почитание святых». Подготовка материалов к канонизации святых 17 февраля 2009 Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых, клирик города Москвы. Доклад на Конференции «Прославление и почитание святых» в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских 31 января 2004 Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Истоки трагедии России в ХХ веке» 31 января 2004 Священник Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Доклад на XII Международных Рождественских образовательных чтениях 24-31 января 2004 года «Особенности гонений на христианв Римской империи и в России в ХХ веке». Сравнительный анализ 29 января 2003 Игумен Дамаскин (Орловский)Вступительное слово игумена Дамаскина (Орловского) перед началом работы секции " Святые мученики, исповедники и подвижники благочестия нового времени " на XI Рождественских международных образовательных чтениях.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

«Наследие святых отцов в жизни общества, семьи и государства». Выступление председателя Издательского Совета митрополита Климента на XVIII Международных Рождественских чтениях. 29 января 2010 г. 14:08 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на XVIII Международных Рождественских чтениях . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19) Все мы позваны Богом стать «согражданами святым». Проходя свой жизненный путь, каждый собирает ту единственную сокровищницу на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют» (Мф. 6:20), — познание Истинного Бога, приобщение Его Святому Духу. Наша земная жизнь с неизбежностью констатирует факт дифференциации всего человеческого сообщества по различного рода признакам, в первую очередь, культурно-религиозным. Культура есть порождение человеческого духа, система ценностей и предельных смыслов человеческого существования. Просвещенная светом Евангелия отечественная культура явилась и основным фактором становления нашей государственности. Не одно десятилетие в массовом сознании наших соотечественников воспитывался нигилизм в отношении традиции. В отечественной науке теории государства и права господствовало марксистское учение, видевшее государство лишь как итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Современность выявляет те же тенденции — видеть идеал в раздельном бытии общества, его культурно-религиозных ценностей и государства, как административного аппарата. Этот разрыв, по моему мнению, губителен как для наших соотечественников, так и для России. Образно выражаясь, мы опять строим здание без фундамента, отвергая богатейший опыт нашего духовного наследия. Многих очень удивляет несовершенство нашего человеческого мира, шагнувшего уже в XXI век. Искренне жаль, что большинству соотечественников не привит опыт осмысления духовных аксиом. Например, христианская антропология не питает иллюзий насчет здравости человеческой воли, горькая правда такова: после грехопадения первых людей «Добродетель неудобоприемлема для человеческой природы, но большая часть людей готова и способна принимать в себя худое» (свт. Григорий Богослов, слово 3). Опыт самопознания, накопленный святыми отцами, поистине неоценим. Он может быть успешно применен в самых различных областях психологии (общественной, семейной и т.д.). Знание своего внутреннего мира, подводных течений в глубине человеческой души поможет укрепить институт семьи, который буквально разрывается эгоизмом воспитанным нашей потребительской эпохой.

http://patriarchia.ru/db/text/813933.htm...

Выступление архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, на XVIII Международных Рождественских чтениях 29 января 2010 г. 15:56 Архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры во имя святых Кирилла и Мефодия , выступил с докладом на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года признал важным «начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (пункт 21 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). В соответствии с этим определением Синодальная Богословская комиссия (ныне Библейско-Богословская комиссия) на своем заседании 4 мая 2009 года, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, приняла решение во взаимодействии с другими Синодальными структурами начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви. Это решение было утверждено Священным Синодом 27 июля 2009 года, и 8 декабря в конференц-зале ОВЦС состоялось заседание Библейско-богословской комиссии, на котором был представлен проект создания рабочей группы по подготовке катехизиса. Ее состав был утвержден на заседании Священного Синода 25 декабря 2009 года, и уже 12 января 2010 года рабочая группа встретилась на своем первом заседании для того, чтобы наметить план работы. Почему возникла необходимость создания катехизиса? Дело в том, что до настоящего времени в Русской Православной Церкви нет современного катехизиса, который имел бы официальный статус и был плодом соборного обсуждения, который можно было бы вручать людям в качестве руководства по догматам, нравственному богословию и другим аспектам учения Церкви. В истории Православия существовало множество катехизисов и катехизических книг. Само слово «катехизис» означает оглашение, и уже в IV веке существовали сборники как, например, «Слова огласительные» святого Кирилла Иерусалимского которые, по сути дела, выполняли функцию катехизисов. Прежде всего они были адресованы взрослым людям, которые готовились к принятию Святого Крещения. К числу подобного рода произведений можно отнести и «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, хотя это не было сочинение, в строгом смысле слова предназначаемое для оглашаемых. Это, скорее, свод вероучительных истин Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1051769.ht...

«Интеграция образовательного пространства России». Доклад епископа Гатчинского Амвросия на XVIII Международных Рождественских чтениях. 28 января 2010 г. 15:29 Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений . Сегодня, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, одним из важнейших и сложнейших вопросов религиозного и духовного образования является вопрос интеграции духовного и религиозного образования в единое образовательное пространство России. Проблема интеграции чрезвычайно актуальна для Русской Православной Церкви, ибо Православие — религия культурообразующая, и в России именно Церковь традиционно была силой, объединяющей различные народы и культуры в единое духовное пространство. Мы говорим именно об «интеграции» православного духовного образования и образования государственного чтобы подчеркнуть, что речь идет не о нивелировании очевидных различий двух систем, не о преобразовании одной системы по образцу другой, но о сложном процессе, который требует анализа всего многообразия сложившихся в России на сегодняшний день образовательных практик и дифференцированного подхода в решении каждой ситуации на основе единой системы принципов. Интеграция осуществляется там, где принимаются во внимания различия. Где различия игнорируются — там происходит не интеграция, а унификация. Итак, в этой проблеме можно выделить несколько принципиальных моментов: Для того, чтобы обсуждать поставленные проблемы следует, прежде всего, напомнить, что в правовом поле интеграция образовательного пространства России задается следующими принципами государственной политики, продекларированными в статье 2-й закона Российской Федерации «Об образовании». Это: Я думаю, всем присутствующим хорошо известно, что процесс интеграции является делом чрезвычайно трудным. Нам приходится сталкиваться со множеством проблем — недостаточной разработанностью методологии, многообразием подходов, отставанием в создании современной научно-методической базы, — однако все эти проблемы разрешимы, они стимулируют творческую активность участвующих сторон, и за прошедшие годы сделано уже немало.

http://patriarchia.ru/db/text/422550.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010