Закрыть itemscope itemtype="" > Стратегии православного пролайфа Доклад на XVIII Международных Рождественских чтениях 31.01.2010 645 Время на чтение 6 минут Доклад прозвучал в рамках научно-практического коллоквиума «Взаимодействие Церкви, власти и общественности в деле защиты жизни нерожденных: опыт, проблемы, перспективы» О семейных ценностях В СМИ и государственных программах последних лет упоминались абстрактные семейные ценности, на которые собиралась обратить внимание власть в 2008 г. После проведения Года семьи власть полуофициально объявила обществу, что демографический кризис преодолен введением материнского капитала, «русский крест» - вражеская страшилка, которая никого не пугает, всё идет по плану Путина , «бабы рожают, полна казна». Нужно лишь поскорее принять залежавшиеся еще с 90-х гг. законы о репродуктивном здоровье и ювенальной юстиции, а также увеличить финансирование программ по маркетингу безопасных абортов, гормональной контрацепции, дорогих медицинских технологий и услуг, основанных на уничтожении человеческой жизни до рождения. Движение в защиту жизни (пролайф) требует законодательного запрета любых медицинских вмешательств, нарушающих право человека на жизнь, с самого момента ее возникновения. По данным современной науки, этим моментом является момент зачатия, момент слияния ядер половых клеток родителей и образования уникального генетического кода нового человеческого существа. Прекращение жизни этого существа на любых этапах его роста и развития является убийством человека. Эмбрион, плод, нерожденный ребенок - это человек, имеющий право на жизнь, которое должно быть защищено законом. Эта позиция полностью соответствует христианской антропологии Русской Православной Церкви, исходящей из того, что в момент появления новой оплодотворенной клетки она уже соединена с душой, ибо без души нет жизни. Эта душа пребудет со своей материальной основой до смерти, а во время Страшного Суда воскреснет в 33-летнем теле, после чего обретет или жизнь вечную в раю, или муку вечную в аду.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета Предлагаем вниманию читателей доклад протоиерея Павла Великанова, зачитанный на Пленарном заседании XVIII Международных Образовательных Рождественских чтениях 26 января 2010 года 27.01.2010 370 Время на чтение 12 минут Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сёстры! В своём докладе мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми размышлениями о причинах существующего отчуждения между церковной и светской образовательными сферами, а также перспективах и возможных подходах к преодолению этого затянувшегося противостояния. В чём, на наш взгляд, заключается сложность взаимодействия церковной и светской образовательных сфер? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, каким образом происходило в России развитие светского и духовного образования. Без сомнения, основную роль в имеющемся сегодня отчуждении сыграла богоборческая власть, которая сознательно вытеснила всё церковное в маргинальную область. До революционного лихолетья и церковная, и светская образованность находились в едином научно-образовательном пространстве: учёные степени магистра и доктора наук взаимно признавались, то же самое относилось и к дипломам, и к премиям. Следует отметить также единое журнальное научное пространство, в котором церковная и светская учёность существовали на равных правах. Однако нельзя не упомянуть и о том, что уже в середине XIX века эпизодически случалось напряжение между церковной и светской образовательными системами, которое, например, могло выражаться в отказе Университета признавать компетентность академий при магистерских защитах, которые до 1869 года в академиях не были публичными. В целом хотелось бы заметить, что с самого начала существования двух образовательных систем - ведомства духовных дел и народного просвещения - вопрос о месте и самой возможности нахождения богословия в университетской среде обсуждался неоднократно и представлялся по-разному. Первоначальный отказ включить отделение богословия в состав открытой в 1724 г. Академии наук и художеств был мотивирован преобладанием инославных в профессорской корпорации. Однако предполагалось, что по мере развития университетского образования к этому вопросу ещё предстоит вернуться. Но уже к середине XIX века едва ли не основной причиной, препятствовавшей появлению богословских факультетов в университетах, стала секуляризованность и расцерковлённость самих университетов. Предлагаемые модели - духовного университета или богословского факультета в составе университета, но с подчинением Священному Синоду - так и остались нереализованными, в то время как в европейской образовательной системе эти формы существования богословия в университетском образовательном поле являются актуальными по сей день.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Святейший Патриарх Кирилл: Введение в российских школах курса Основ духовной культуры обозначило новый этап сотрудничества государства и Церкви 25 января 2010 г. 16:03 25 января 2010 года, в день  открытия XVIII Международных Рождественских чтений , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам форума с программной речью , где, в частности, отметил возрастающую эффективность сотрудничества государства и Русской Православной Церкви в сфере образования. По словам Его Святейшества, 2010 год проходит под знаком инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева , поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. «Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России Основ духовной культуры и светской этики, — продолжил Святейший Владыка. — Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс». От имени присутствующих на Чтениях Святейший Патриарх Кирилл выразил особую признательность руководству страны за проявленное понимание важности приобщения молодого поколения к основам национальной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции. Отметив, что 2010 год объявлен в России Годом учителя, Предстоятель указал на ключевое значение нравственного и профессионального авторитета педагогов в деле формирования человеческой личности. «В систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта, и не в последнюю очередь — нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную жизненную позицию, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1048842.ht...

Свобода личности тесно сопряжена с ответственностью. Сегодня важно воспитывать ответственное отношение учащихся к процессу обучения, развивать сферу самостоятельной работы учащихся. Порой у студентов духовных учебных заведений формируется искаженное представление о том, все проблемы решены, на все вопросы даны ответы. Только работа с первоисточниками — со Священным Писанием, с текстами святых отцов, причем желательно на языке оригинала, позволяет учащимся богословских школ заново пережить саму атмосферу богословских открытий, совершенных Святыми Отцами, освоить метод как путь истины. Важно, чтобы учащиеся научились не только задавать вопросы в поле богословского знания, но и научились сверять результаты своих собственных изысканий с соборным разумом Церкви. Только так богословски образованные специалисты смогут понимать те вопрошания, которые возникают у их протагонистов, получивших образование в контексте светской модели критического, вопрошающего мышления. Сегодня азбучным требованием светской системы образования является владение иностранными языками. Это достигается пока с трудом. Российская общеобразовательная школа пока не создала удовлетворительной базы для ее решения в высшем звене. Но в высшем звене важно само принятие этого требования. Важно осознание его неизбежности. Задача максимум состоит в том, чтобы выпускник духовной академии знал четыре иностранных языка — два древних и два новых. Это очень высокая планка на сегодняшний день. Но важно принять ее как стратегический ориентир. Другое формальное требование ГОС — повышение практической ориентации академических знаний — также важно для решения содержательных задач развития богословских школ. Сегодня наши выпускники явно недостаточно готовы к широкой миссии в мире, в педагогической работе, к проектированию и осуществлению социальных инициатив. Осуществление православной миссии в современном мире  требует людей, которые были бы грамотны и в области православного богословия, и в сфере социально-гуманитарного знания.

http://patriarchia.ru/db/text/422550.htm...

Наконец, еще об одном важном моменте. Если в вашу организацию позвонил журналист по совершенно глупому или неприемлемому, с вашей точки зрения, вопросу, но при этом СМИ, которое он представляет, имеет серьезную репутацию, лучше ему сразу не отказывать. Для начала можно узнать его координаты, и уже потом ответить ему вежливым отказом. В результате в вашей базе данных появится еще один контакт журналиста, пусть даже и задавшего глупый вопрос. Есть еще одна особенность взаимодействия со СМИ: если вы помогаете журналисту по той теме, которая, казалось бы, не относится непосредственно к вашей работе, то после этого журналист, как правило, готов оказать помощь и содействие в любом формате. У меня была такая ситуация: я просто помог журналисту федерального канала по теме, которая напрямую не касается моей работы. После этого у нас с ним завязались хорошие деловые связи, и теперь уже он помогает мне в моей работе. В завершение я бы хотел порекомендовать брошюру, изданную Управлением делами Московской Патриархии совместно с Синодальным информационным отделом: «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» (Москва, 2010). Хотя речь в ней идет о епархиальной пресс-службе, 85% информации будет полезно и для епархиальных центров защиты материнства. Приложение 5.1. Всероссийское скайп- и вебинар-совещание в защиту жизни 27 января 2010 г. в рамках XVIII Международных Рождественских чтений велась работа секции по проблемам абортов — научно-практический коллоквиум «Взаимодействие Церкви, власти и общественности в деле защиты жизни нерожденных: опыт, проблемы, перспективы». В чтениях приняли участие представители региональных центров защиты жизни из 20 регионов России, а также руководители и представители московских объединений и общероссийских организаций. В ходе работы коллоквиума была принята открытая итоговая резолюция. На следующий день, 28 января, на специальном собрании участники чтений приняли решение учредить еженедельное скайп-совещание по вопросам защиты жизни. Инициатором скайп-совещания выступил Чувашский епархиальный центр защиты жизни «Благовещение». Всероссийское скайп-совещание в защиту жизни начало работу 13 февраля 2010 г., и до лета 2011 г. было проведено более 500 различных функциональных совещаний в рабочих группах, учебных встреч и мастер-классов. Из них более 40 совещаний — в рамках расширенных соборных встреч с привлечением всех желающих священнослужителей и мирян из всех регионов России, Украины и Белоруссии (фактически — мини-съезды).

http://azbyka.ru/zdorovie/za-zhizn-zashh...

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», невольно возникает вопрос: «От имени кого преподается этот новый для Российской Школы предмет и чьё учение он предлагает?» Ответа нет. Автор (или авторы) учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыл своё имя (или свои имена) ...Кто или что скрывается за этой анонимностью? Скрывается воинствующий секуляризм, который, продолжая борьбу с религией, верующих людей призывает к толерантности. На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие». «Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности», — говорил Святейший Патриарх. Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны. Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать прежде всего христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет! Школами оформляется «липовая» документация о якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о том, что «в нашей школе будет преподаваться только " светская этика " так как условий/педагога/учебного времени и т.д. для " основ православной культуры " нет».

http://pravoslavie.ru/51477.html

Надеемся, что эта провокация (или недоразумение?) получит должный отпор со стороны Церкви - Невесты Христовой, которая должна противиться всякой попытке посягнуть на её «святость и непорочность» (Еф. 5, 27). А мы будем молиться, чтобы Господь обратил эту «немощную дерзость» эволюционистов во благо, чтобы во услышание всей Церкви подтвердить, чт о есть истина, а что есть неприемлемая для Церкви ложь и заблуждение. P.S. К сожалению, на прошлых XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях, в 2010 г. по непонятной причине не была представлена традиционная секция «Православное осмысление мipa и современная наука», проводимая Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Эта отмена стала полной неожиданностью для десятков (!) по-настоящему православных учёных, которые традиционно принимали в ней участие. Тексты выступлений участников этой секции всегда отвечали самым высоким требованиям научности и православного вероучения и регулярно издавались после каждой конференции . Печально, что эту авторитетную и многочисленную группу православных учёных почему-то лишили голоса, который всегда звучал в защиту чистоты Церковного Православного учения. Именно эти учёные могли бы дать достойный отпор тем, кто, оседлав самую высокую трибуну в Русской Православной Церкви, творит эти самые «немощные дерзости» в адрес чистого церковного вероучения, сохранённого за две тысячи лет церковной истории Святыми Отцами Православной Церкви. Впрочем, «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7). Гоманьков А.В. Как описать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение/Журнал Московской Патриархии, 9, 2010 г., сс. 82-89. «Православное осмысление творения мipa и современная наука» Вып. 1-5, М.: «Шестодневъ», 2005-2009. Ч. Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Религиозные взгляды/Ч. Дарвин. Сочинения, т. 9, с. 166-242, М., 1959. Черкашина М. Победил ли Юлиан Отступник, или Где проходят границы миссии/Православный голос Кубани, август 2010г., 8 (237), Краснодар, с. 4.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/31/...

Основная цель деятельности Института теологии — подготовка специалистов высокой квалификации в областях философской антропологии, теологии и религиоведения. Потребность в таких специалистах объективна: она обусловлена нынешним этапом развития белорусского общества, которое уделяет все больше внимания религиозному осмыслению проблем человека в современном мире. Студенты Института получают классическое гуманитарное образование в области философии, христианского вероучения и культурологии; они изучают два современных иностранных языка и несколько древних языков из широкого лингвистического спектра. Особого внимания заслуживает научно-исследовательская деятельность сотрудников Института. Именно ими в сотрудничестве со светскими специалистами разработана концепция теолого-религиоведческого образования в Республике Беларусь, определены его правовые основы, поставлены цели и задачи, утверждены формы и содержание. На основании этой концепции разработан новый Государственный стандарт по специальности Теология с квалификацией «Теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии». Этот Государственный стандарт утвержден Министерством образования Республики Беларусь в апреле 2008 года и введен в действие с 1 сентября того же года. Кроме того, разработан Типовой учебный план специальности Теология и комплект типовых учебных программ по соответствующим дисциплинам. Подводя итог сказанному, не могу не подчеркнуть, что создание эффективной системы духовного образования должно преследовать совершенно определенную сверхзадачу, должно стремиться к ясной практической цели. Эта цель не может быть прописана ни в каких официальных документах... Но без ее достижения все труды могут оказаться тщетными, ибо она — главная. Это — сознательное, осмысленное и ответственное участие в Церковных таинствах и в богослужении. Если не ставить перед духовным образованием именно такую сверхзадачу, то в нем не будет просвещения человека Светом Христовой Истины. Если ограничивать понятие «духовность» узкими рамками интеллектуальной осведомленности, — будет неизбежен кризис мировоззрения.

http://pravoslavie.ru/33775.html

Медникова. – М.: Просвещение, 1986. – С. 367. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005. – С. 36. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для учителя/Коммент. А.А. Яблокова, Б.М. Медникова. – М.: Просвещение, 1986. – С. 362. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. – СПб.: Т.1. Ч.1.,1885. – С. 8. Цит. по: Барбур И. Религия и наука: история и современность/Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука») – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000.  – С. 69. Левин Г.Д. Материализм//Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, Т. II. – 2010.  – С. 507. Хот Д. Бог после Дарвина. Богословие эволюции/Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука») – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. – С. 21. Лосев А.Ф. Диалектика мифа/Сост., подг. текста, общ. ред. А.А.Тахо-Годи, В.П.Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – С. 53. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: КМК, 2004.  – С. 190. Там же. – С. 196. Шустова О.Б., Сидоров Г.Н. Эволюционизм и креационизм: наука или философия? : монография/О.Б. Шустова, Г.Н. Сидоров; Ом. гос. аграр. ун-т. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009. – С. 58-59. Цит. по: Муравник Г. Л. История «биогенетического закона» Э. Геккеля: ошибка экстраполяции или сознательная фальсификация? Доклад на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. М.: январь, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukaibogoslovie.ru/node/54 Там же. Там же. Гилберт С. Биология Развития: В 3-х т. Т. 3: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – С. 309. Цит. по: Шустова О.Б., Сидоров Г.Н. Эволюционизм и креационизм: наука или философия? : монография/О.Б.

http://bogoslov.ru/article/1848985

Сегодня мы уже имеем первые зримые плоды этого соработничества. В июле 2009 года председатель Синодального отдела религиозного образования был введен в Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, а в ноябре 2009 года вошел во вновь созданный Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках указанного Совета мы выстраиваем церковно-государственный диалог по вопросу присутствия в новом Стандарте общего образования полноценной возможности для свободного и добровольного приобщения российских школьников к ценностям православной культуры, преподавания учебного предмета Православная культура. В октябре прошлого года был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. В процессе работы над ним специалисты Отдела религиозного образования и катехизации неоднократно высказывали свои замечания к его тексту, настаивая на том, что духовно-нравственную культуру, учебные предметы по традиционным религиозным культурам и этике нужно изучать по всем годам обучения в общеобразовательной школе, уделяя этому хотя бы 1 час в неделю начиная с 1-го класса. Только такое полноценное изучение сможет благотворно повлиять на развитие и становление свободной и ответственной личности учащегося, откроет ему мир непреходящих ценностей, поможет понять смысл человеческой жизни. В окончательный вариант Стандарта начального общего образования по нашему предложению была включена предметная область, получившая название «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся теперь входит в основную образовательную программу начального общего образования. Очевидно, что введение такой же предметной области, целенаправленно ориентированной на задачу систематического духовно-нравственного образования детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, необходимо и в стандарт основного общего образования для 5-9 классов и в стандарт среднего (полного) общего образования для 10-11 классов. Это позволит свободно продолжать преподавание Основ православной культуры там, где оно уже ведется, а также станет свидетельством соблюдения демократических норм в отечественном образовании, обеспечивающих свободный выбор учащимися и их родителями изучения в светской школе своей традиционной религиозной культуры, в соответствии с международными и европейскими стандартами в области прав человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010