Для того, чтобы обсуждать поставленные проблемы следует, прежде всего, напомнить, что в правовом поле интеграция образовательного пространства России задается следующими принципами государственной политики, продекларированными в статье 2-й закона Российской Федерации " Об образовании " . Это: 1. " Единство федерального культурного и образовательного пространства " ; 2. " Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников " ; 3. " Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях " . Я думаю, всем присутствующим хорошо известно, что процесс интеграции является делом чрезвычайно трудным. Нам приходится сталкиваться со множеством проблем – недостаточной разработанностью методологии, многообразием подходов, отставанием в создании современной научно-методической базы, – однако все эти проблемы разрешимы, они стимулируют творческую активность участвующих сторон, и за прошедшие годы сделано уже немало. Пожалуй, одной из сложнейших проблем остается инерция богоборческого прошлого. Многие нынешние критики деятельности Церкви по-прежнему не могут допустить и мысли о том, чтобы Церковь заняла достойное место в обществе. В их представлении Церковь – это, прежде всего, клирики и священноначалие, Церковь – рудимент средневековья, ей не место в современном образовательном пространстве. Отсюда – стремление нейтрализовать Церковь, не допустить расширение ее взаимодействия с обществом и государством. Это деструктивная позиция. Она прямо противоречит основоположениям Конституции, Национальной доктрины образования, полагающих во главу угла устойчивость ценностных доминант цивилизационного развития России, поддержание исторической преемственности поколений средствами образования и культуры. Она противоречит и сложившемуся общественному консенсусу. Церковь – это люди, и потому невозможно отделить Церковь от общества, состоящего, в значительной степени, из членов Церкви.

http://religare.ru/2_72334.html

Катехизические книги создавались и впоследствии. Самым известным у нас, классическим катехизисом является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом в вопросо-ответной форме. Он до сего дня используется у нас на приходах и в духовных учебных заведениях. Однако катехизису святителя Филарета скоро исполнится 200 лет, и, хотя бы в силу одного этого обстоятельства, он требует не просто обновления по сути дела, необходимо создание нового катехизиса, поскольку тот, что мы имеем ныне, устарел и по языку, и по форме изложения; кроме того, целый ряд тем, которые там затрагиваются, сегодня совершенно потеряли актуальность. Например, один из разделов этого катехизиса посвящен недопустимости дуэлей как бунта против Бога, бунта против правительства, бунта против человеческой совести. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в катехизисе святителя Филарета не отражено. В XX веке было несколько попыток создания катехизиса. Известны катехизис митрополита Антония (Храповицкого), катехизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шаньского), катехизис «Жив Бог» — все они появились в русском рассеянии. Уже в совсем недавнее время катехизис написал священник Олег Давыденков. Таким образом, существует целый ряд катехизических работ, однако ни одна из них не имеет официального статуса, ни одна из них не носит исчерпывающий характер. Когда мы начали обсуждать вопрос о том, каким должен быть катехизис, обсуждение это происходило на заседании Синодальной Библейско-Богословской комиссии, затем аналогичная дискуссия состоялась уже в рамках рабочей группы то пришли к следующему выводу: катехизис должен быть подробным, фундаментальным трудом, он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере морали и нравственности, о церковной структуре, о богослужении и Таинствах Церкви, а так же о тех вопросах, которые ставятся перед христианином современностью, в частности, проблемах биоэтики. Частично эти темы были раскрыты в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и, конечно, при подготовке катехизиса этот и другие принятые Церковью документы будут использоваться в качестве источников для написания соответствующих разделов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210280...

Мы также договорились о том, что катехизис не будет составляться в вопросо-ответной форме, потому что, хотя сама по себе эта форма не является устаревшей, тем не менее, при подготовке столь объемного труда представляется более целесообразным излагать каждую тему систематически и последовательно. Поэтому мы думаем, что вопросо-ответная форма здесь была бы излишней, тем более, что в данном случае к уже подготовленным ответам пришлось бы сочинять вопросы, что неизбежно создало бы определенную искусственность изложения материала. Другое дело, что рабочая группа при формулировании тем катехизиса будет прислушиваться к тем вопросам, которые задают современные христиане. Может быть, мы даже откроем интернет-ресурс, где будем собирать вопросы от наших верующих для того, чтобы не упустить при разработке этого документа какие-то важные аспекты вероучения, нравственного или социального учения Русской Православной Церкви. В состав рабочей группы входят 23 человека: это ведущие богословы, церковные историки, канонисты нашей Церкви. Но мы будем привлекать к работе и других людей, в особенности, когда будет нужна экспертиза со стороны; при написании отдельных тематических разделов будут привлекаться эксперты. Предварительно мы разделили тематику катехизиса на четыре больших раздела. Первый раздел имеет предварительное название «Бог и человек» и будет посвящен богословской догматической тематике. В него войдет, в основном, догматическое учение о Боге, о Святой Троице, о двух природах во Христе, о Святом Духе, эсхатологическое учение, учение о сотворении мира и человека, основы антропологии. Рабочее название второго раздела «Церковь и ее богослужение». Здесь будет излагаться учение о Церкви, строе церковной жизни, праздниках, богослужении суточного, седмичного и годичного кругов, о Божественной литургии и других богослужениях, Таинствах и обрядах Православной Церкви. Третий раздел мы условно назвали «Жизнь во Христе». В нем пойдет речь о нравственности прежде всего, личной, включая некоторые аспекты семейной нравственности, а также об аскетике, например, о постах, о том, как христианин должен строить свою молитвенную жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210280...

Не перечеркивая, а усиливая и развивая эту работу, Церковь в содружестве с другими конфессиями и нерелигиозной частью общества взяла на себя дополнительно огромную ответственность и труд – создать учебный курс по основам духовно-нравственной культуры, понятный, приемлемый и полезный для всех ребят, для всех семей, независимо от религиозных убеждений. В ходе этой работы уже достигнут значимый результат: выработана общая методология и структура нового курса, подготовлены учебные пособия. Уважаемые слушатели! Ни одна протянутая рука не осталась висящей в воздухе. Это огромный результат. Наше партнерство стало большим уроком для моих коллег – представителей системы образования, примером заинтересованного отношения друг к другу и взаимоподдержки при безусловном сохранении мировоззренческой позиции каждой из сторон. Достигнуто понимание на самом высоком уровне – не компромисс с неизбежными для него уступками, а взаимообогащение. Не выхолащивание собственной сути, своеобразия, специфики в попытке найти взаимоприемлемое содержание, а, напротив, поиск, в котором никто не предал себя и не потерял себя среди своих истоков, своего опыта – тех знаний и идей, которые представляют несомненную ценность для партнеров, для всех других людей. Это процесс культурного взаимообмена, который позволяет построить культурную полноту и целостность (человека и общества). Логика нового курса – в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Ведь чтобы научиться по-настоящему уважать и понимать другую культуру, надо сначала понять и полюбить культуру свою. Разделение классов на группы – очень рискованный ход. Он требует ювелирной точности, высочайшего профессионализма, в первую очередь – педагогического профессионализма. Вступая на этот путь, мы взвесили наши силы и считаем, что можем его пройти. Здесь у нас нет права оступиться. Поэтому при подготовке курса специально предложена схема, где разные учебные группы, разные направления время от времени " смыкаются " , собирая ребят вместе, давая ребятам возможность самим убедиться в единстве базовых подходов к духовно-нравственному воспитанию.

http://religare.ru/2_72211.html

Обретя достаточно твердую почву для совместной работы, Белорусская Православная Церковь и Республика Беларусь заключили в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве. Этот генеральный документ рамочного характера позволил Церкви вместе с министерствами, ведомствами и государственными учреждениями начать разработку предметных программ сотрудничества в тех областях, которые представляют сферу взаимной социальной ответственности. Подчеркну, что эти программы создавались не только на высших этажах власти, но получали свое деятельное развитие на региональных и местных уровнях. В результате они наполнились конкретными проектами, делами и мероприятиями, за исполнением которых и Церковь, и государство ведут строгий контроль общей и персональной ответственности. В рамках этого процесса были разработаны Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви: вначале на период с 2004 по 2006, а затем — с 2007 по 2010 годы. На сегодняшний день в высших учебных заведениях Беларуси дисциплина «Религиоведение» является курсом по выбору, который преподается, как правило, в объеме 34 аудиторных часов. Однако весьма показательно то, что эта дисциплина является обязательной для ряда специальностей исторического, филологического и педагогического профилей в трех ведущих гуманитарных университетах Республики (Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете, Минском государственном лингвистическом университете), а также в Военной академии и в ряде других ВУЗов страны. Это очень характерная и важная деталь, потому что она помогает понять, насколько живо в обществе и в эшелонах власти понимание того, что именно Православие стало одним из основных факторов формирования белорусской государственности, национальной культуры и исторического менталитета народа. Особо отмечу, что к преподаванию этой дисциплины администрация стремится привлекать именно священнослужителей, представителей нашего духовенства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210268...

Пожалуй, одной из сложнейших проблем остается инерция богоборческого прошлого. Многие нынешние критики деятельности Церкви по-прежнему не могут допустить и мысли о том, чтобы Церковь заняла достойное место в обществе. В их представлении Церковь — это, прежде всего, клирики и священноначалие, Церковь — рудимент средневековья, ей не место в современном образовательном пространстве. Отсюда — стремление нейтрализовать Церковь, не допустить расширение ее взаимодействия с обществом и государством. Это деструктивная позиция. Она прямо противоречит основоположениям Конституции, Национальной доктрины образования, полагающих во главу угла устойчивость ценностных доминант цивилизационного развития России, поддержание исторической преемственности поколений средствами образования и культуры. Она противоречит и сложившемуся общественному консенсусу. Церковь — это люди, и потому невозможно отделить Церковь от общества, состоящего, в значительной степени, из членов Церкви. Светскость образования порой понимается как то, что государственное образование должно носить атеистический, или, по крайней мере, подчеркнуто нерелигиозный характер. Между тем, по буквальному своему смыслу слово «светское» означает именно «не клерикальное». Действительно, подготовкой священнослужителей занимается церковная система духовного образования, но право получить богословское образование имеет любой гражданин Российской Федерации. Сегодня проблемы православного образования стали общезначимыми и актуальными как никогда прежде. Ныне мы можем говорить о достижении общественного консенсуса в понимании того, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны. Общественная жизнь России на протяжении многих веков имела отличительную особенность. Государственная власть и Православная Церковь совместно ревностно заботились о просвещении народа и его духовном совершенствовании. Государство активно использовало содержащиеся в сокровищнице Священного Предания Церкви высочайшие духовно-нравственные истины, их зримые образцы в лице святых Православной Церкви, совершавших духовный подвиг, часто сопряженный с борьбой за государственные и национальные интересы России. Несмотря на сословную дифференциацию, в традициях российского образования отчетливо прослеживаются интегративные процессы, поддерживающие тесное взаимодействие образовательных учреждений духовных и светских. Достаточно сказать, что XIX веке выпускники духовных училищ и семинарий составляли значительную часть студентов российских университетов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207764...

С конца 80-х годов XX века охрана материнства и снижение материнской смертности были основными темами нескольких международных конференций, в том числе Саммита тысячелетия ООН 2000 года. Улучшение охраны материнства признано международным сообществом одной из восьми целей развития наступившего тысячелетия. В январе 2005 года во Всемирной организации здравоохранения для принятия чрезвычайных мер по противодействию материнской и детской смертности был создан специальный отдел по обеспечению безопасной беременности. Такая обеспокоенность понятна: ведь если жизнь матери обрывается или она лишается трудоспособности в результате беременности или деторождения, то эта трагедия имеет многоплановый характер: дети лишаются матерей, мужья – жен, общество своих активных членов, Церковь же ослабевает трагедией семьи, призванной принимать, хранить, раскрывать и сообщать человеку любовь. Очевидно, что для сохранения здоровья матери и ребенка, для спасения жизни новорожденного и женщины, у которой возникли связанные с родами осложнения, необходима своевременная и качественно оказанная медицинская помощь. Не дело Церкви заниматься анализом процессов финансирования современного здравоохранения, однако, Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку любых явлений. В силу несметных богатств, которыми наделил нашу страну Господь, удивительно богатой культуры нашей Родины, мы не можем считать нравственно приемлемым такое положение дел, при котором по общим расходам на здравоохранение на душу населения Россия оказывается на одном уровне с развивающимися странами, – рядом с Габоном и Уругваем. Преклоняюсь перед подвигом врачей, которые в условиях такого финансового обеспечения здравоохранения отдают свой опыт, знания и труд, ради спасения здоровья матерей и их детей. Вместе с тем, мы должны признать, что у медицины и Церкви имеются отличные представления о причинах благополучного материнства. Бесспорно: качество питания, отсутствие вредных привычек, состояние окружающей среды беременной женщины, ее медицинское обслуживание влияют на здоровье детей.

http://religare.ru/2_72300.html

С конца 80-х годов XX века охрана материнства и снижение материнской смертности были основными темами нескольких международных конференций, в том числе Саммита тысячелетия ООН 2000 года. Улучшение охраны материнства признано международным сообществом одной из восьми целей развития наступившего тысячелетия. В январе 2005 года во Всемирной организации здравоохранения для принятия чрезвычайных мер по противодействию материнской и детской смертности был создан специальный отдел по обеспечению безопасной беременности. Такая обеспокоенность понятна: ведь если жизнь матери обрывается или она лишается трудоспособности в результате беременности или деторождения, то эта трагедия имеет многоплановый характер: дети лишаются матерей, мужья — жен, общество своих активных членов, Церковь же ослабевает трагедией семьи, призванной принимать, хранить, раскрывать и сообщать человеку любовь. Очевидно, что для сохранения здоровья матери и ребенка, для спасения жизни новорожденного и женщины, у которой возникли связанные с родами осложнения, необходима своевременная и качественно оказанная медицинская помощь. Не дело Церкви заниматься анализом процессов финансирования современного здравоохранения, однако, Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку любых явлений. В силу несметных богатств, которыми наделил нашу страну Господь, удивительно богатой культуры нашей Родины, мы не можем считать нравственно приемлемым такое положение дел, при котором по общим расходам на здравоохранение на душу населения Россия оказывается на одном уровне с развивающимися странами, — рядом с Габоном и Уругваем. Преклоняюсь перед подвигом врачей, которые в условиях такого финансового обеспечения здравоохранения отдают свой опыт, знания и труд, ради спасения здоровья матерей и их детей. Вместе с тем, мы должны признать, что у медицины и Церкви имеются отличные представления о причинах благополучного материнства. Бесспорно: качество питания, отсутствие вредных привычек, состояние окружающей среды беременной женщины, ее медицинское обслуживание влияют на здоровье детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209482...

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» — это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль». Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики». На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

http://pravoslavie.ru/51477.html

Без преувеличения огромная ответственность ложится при этом на педагогов. Я хочу это особо подчеркнуть сегодня, когда в России начался Год учителя. Открывая его, обращаясь к лучшим учителям страны на Педагогической ассамблее в Петербурге, Президент Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подчеркнул, что ключевая роль в реализации образовательных инициатив принадлежит учителям. На днях завершились первые курсы подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Подготовка строилась так, чтобы каждый учитель, будучи специалистом в своем направлении, хорошо представлял, что изучают ребята во всех других учебных группах. Встречаясь с учителями по завершении обучения, мы увидели, что не зря в них верили. Они приняли этот вызов и способны достойно на него ответить в своей практической работе. Наши педагоги в полной мере понимают и принимают свой высокий долг и ответственность за то, что должны воспитать в учениках необходимые качества и дать им новые знания, важные для всей дальнейшей жизни – независимо от того, какую из учебных групп, какое из направлений выберут ребята. Согласие и готовность к такой работе – значительный шаг российской школы на пути развития не только ответственной свободы выбора, но и взаимоуважения в обществе. В этом есть и большая доля труда представителей всех конфессий. Нельзя забывать, что новый курс, который мы сегодня создаем, как и любой школьный курс в современном мире, – только начало, а не завершение нового знания, начало пути постижения этого мира. Миссия современной школы – и это неоднократно подчеркнуто в Президентской инициативе – научить человека учиться. Было бы ошибкой относить это только к конкретным знаниям и навыкам, только к сфере логики и интеллекта, и тем самым понимать это технократически, утилитарно. Ведь в не меньшей степени это касается и духовной сферы. Безусловно, важно научить и научиться понимать друг друга. Еще важнее помочь растущему человеку встать на путь постоянного самосовершенствования в этом, на пути взаимного улучшения, взаимопонимания.

http://religare.ru/2_72211.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010