Иконография Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 141–155. 326 Вотчинные хозяйственные книги: вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского монастыря 1559–1601 гг. М.; JL, 1983. С. 431. 328 Захаров AM. Землевладение Костромского Троице-Ипатьевского монастыря XV-XVI вв.//Проблемы истории СССР. М, 1980. Вып. 1. С. 19–30. 329 Цепкое А. И. Экономика Рязанского края конца XV – середины XVI в. по письменным источникам//Писцовые книги Рязанского края XVI в. Рязань, 1996. С. 558–563, 566. (Далее – ПКРК). 334 Каштанов С. М. Внутренняя торговля и спрос крупных землевладельцев на предметы потребления в XIV-XV вв.//История СССР. 1977. 1. С. 144– 160. 336 Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные, расходные и окладные книги Спасо-Прилуцкого монастыря: 1574–1600 гг. М.; JL, 1979. 338 Вотчинно-хозяйственные книги: Ужинно-умолотные книги Иосифо-Волоко- ламского монастыря 1590–1600. М.; JL, 1976. 339 Горская HL. Товарность зернового земледелия в хозяйствах монастырских вотчин центра Русского государства к исходу XVI – началу XVII в.//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы: 1962. Минск, 1964. С. 124– 140. 341 Победимова Г. А. О некоторых формах кредитования крестьян Иосифо-Во- локоламского монастыря в первой половине XVI в.//Крестьянство и классовая борьба в феодальной России. JL, 1967. С. 91–97; Хозяйственные книги Чудова монастыря. М., 1996. С. 155. Л. 284 об. 342 Победимова ГА. К вопросу о стабильности сельского населения вотчины в XVI в. (На примере Иосифо-Волоколамского монастыря.)//Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII вв. М.; JL, 1960. С. 172–190. 344 Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Книги денежных сборов и выплат Иосифо-Волоколамского монастыря. М.; Л., 1978. С. 238–248. 346 Колычева Е. И. Денежный бюджет монастырей по приходо-расходным книгам XVI в.//Материалы XV сессии Симпозиума по проблемам аграрной истории СССР. Вологда, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При строительных работах был обнаружен клад серебряных монет XV-XVI вв. Москвы, Твери, Новгорода и Пскова (831 экз.). К той же зоне относятся остатки Георгиевского монастыря при дороге на Дмитров, где обширные раскопки к северу от собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) не показали, что территория была освоена в XV - нач. XVI в. (что ожидалось на основании документов), был обнаружен только некрополь XVII в. и остатки церкви XVIII в. (при строительстве на месте собора в 50-х гг. XX в. Гиршберг собрал прекрасную коллекцию надгробий того же времени, не ранее XVI в.). Далее к востоку вдоль р. Неглинной охранные раскопки велись вокруг зданий Большого театра, где открыты разрозненные находки разных эпох и остатки церковного кладбища XVII-XVIII вв. на ул. Петровке (перед ЦУМом). Удаленные от р. Неглинной участки Белого города, менее заселенные в древности, изучены хуже, но стационарные раскопки во дворах Тверского бульвара (1995) позволили изучить характер почв на разных этапах освоения, дали сведения о палеорельефе и планировке внутри кварталов. К этим данным об археологии Белого города тесно примыкают сведения о соседних со стеной участках: разрушенном Страстном мон-ре (археологические данные скудны) и начале ул. Арбат, где в ходе больших работ 90-х гг. XX в. был отмечен мощный (до 7 м) слой Стрелецкой слободы XVI-XVIII вв. Земляной город На мысу при впадении в р. Москву р. Яузы, на левом берегу, у ц. вмч. Никиты, выдающиеся знатоки Москвы (Забелин и др.) предполагали нахождение одного из возможных мест легендарного поселения - с. Кучкова. Но при строительстве высотного здания на Котельнической наб. эта гипотеза не подтвердилась: заселение участка восходит к XV в., хотя отдельные находки XII-XIV вв. здесь были обнаружены. Производственные комплексы Гончарной слободы, изучение к-рой начал А. В. Филиппов и продолжил Рабинович, после многолетнего перерыва вновь дали образцы горнов для обжига керамики и исключительно яркие примеры продукции (поливные плиты с рельефными изображениями фантастических существ). Раскопки на границе Гончарной слободы с Земляным городом (1993-1994) точнее обрисовали планировку района в конце средневековья. В 90-х гг. XX в.- 10-х гг. XXI в. открылись перспективы исследований Замоскворечья, до кон. ХХ в. практически не затронутого археологами. Здесь получены новые данные по церковной археологии, особенно в зоне Воскресенской ц. в Кадашах и ц. Черниговских чудотворцев, сведения о быте военных и ремесленных слободских улиц XVI-XVII вв. (районы Б. Ордынки, Казачьих, Толмачёвских и Кадашевских переулков), на прибрежной полосе Софийской наб. собрано большое количество великокняжеских свинцовых пломб кон. XIV в. и сделаны др. важные находки. Средневековые пригороды М. Прорись надгробной плиты Каспара Эльферфельдта. 70-е гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

По форме профиля здесь выделяются следующие варианты. Вариант 1. Три фрагмента. Характерен для начального этапа освоения гончарного круга – доводка на круге лепных сосудов. Датируется X–XI вв. С. 15; 13. Табл. 2, 2, 3, 2, 4, 2; 14. Табл. 1,2; 15. С. 48. Табл. 2, 3; 16. С. 147–154 и др.]. Вариант 2. Шесть фрагментов. Горшки с венчиками этого варианта зафиксированы в слоях, отложившихся, начиная с XI века. Подобная профилировка встречается и у керамики более позднего происхождения (до XVI в.) С. 91–94; 13. Табл. 1, 1,4, 1, 12, 1, 4; 16. С. 147–154 и др.). Вариант 3. Четыре фрагмента. Этот вариант может быть датирован XI– началом XII вв. Табл. 2, 4, 7, 7, 13, 4; 15. Табл. 4, 12 и др.]. Вариант 4. Три фрагмента. XII– начало XIII вв. Табл. 4, 12 и др.]. Вариант 5. Шесть фрагментов. Горшки с венчиком варианта 5 – результат развития керамики варианта 4 и традиционно датируются XII–XIII вв. С. 89–91; 13. Табл. 6, 1–3; 18. С. 151 – 152; 19; 20. С. 157, 169 и др.]. Вариант 6. Один фрагмент. XII в. Табл. 7, 1, 2; 16. С. 151 – 152 и др.]. Эти фрагменты по сочетанию технологических и морфологических особенностей можно отнести к керамике конца X–XII (XIII) вв. Тип 2. Наряду с посудой, изготовленной с использованием ожелезненных глин, появляются изделия из неожелезненных глин. В качестве примеси выступает, как правило, песок средней и крупной размерности. Обжиг в основном кратковременный (температура обжига равна или выше температуры каления глины, из-за непродолжительной выдержки в изломе сохранилась темная непрокаленная полоса) или, реже, полный (излом светлый, одноцветный). Орнамент (волнистый, линейный) покрывает значительную часть сосуда. Керамика типа 2 отмечена как в раскопках 1997 г., так и в раскопках 1992 г., но в 1992 году этот тип посуды оказался самым ранним в керамической коллекции. По морфологическим особенностям среди сосудов типа 2 можно выделить следующие варианты. Горшки с венчиками варианта 2 встречаются вплоть до XVI в. С. 93–94. Рис. 3; 18. С. 151. Рис. 3; 21. С. 160. Рис. 5, 1–5; и др.]. Но при сходстве профилировки венчика состав формовочных масс и обжиг сильно отличаются у разновременных сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Период готики проходит от середины XII до XV вв. XV столетие (в Италии -”кватроченто”, т.е. “четырёхсотые” годы) время раннего Ренессанса предваряемое проторенессансными эпохами (ду- и треченто), первая треть XVI называют Высоким Возрождением, а его оставшуюся часть – поздним. Своеобразный характер имеет Северное Возрождение, особенно в Германии и Голландии. Новое Время, начинающееся периодом Возрождения, продолжается периодом XVII-XX вв. с эпохами частично сосуществовавших барокко как стиля контрреформации (XVII-XVIII столетия) и классицизма (XVII-XIX вв.) с доминированием первого в католических странах и, к примеру, нетипичностью его для Англии. Середина XIX – начало XX вв. – это время эклектики и поисков национальных стилей, завершённое на рубеже веков эпохой модерна. Двадцатое столетие характеризуется разнообразием стилей, но, к сожалению, тенденции собственно храмовой архитектуры и традиции собственно христианского изобразительного искусства в западной культуре не получили в это время интенсивного развития. При этом отдельные выдающиеся произведения церковного характера вызывают определённый интерес. Русское искусство заслуживает отдельного рассмотрения. Не говоря о языческой предыстории и эпохи медленной христианизации, началом целостного процесса храмостроительства, становления живописной традиции и искусства малых форм можно считать официальное Крещение Руси, то есть конец X века. Домонгольский период включает в себя эпоху христианской Киевской Руси – до начала XII века, затем эпоху удельных княжеств в XII столетии с региональными архитектурными школами и рубеж XII-XIII вв. как время сложения общерусского по характеру храмового зодчества. Монументальная живопись известна с XI века, но первые иконы, написанные на Руси, скорее всего, связаны с XII столетием. Новгородская земля, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия, и её школы архитектуры и живописи (как Новгорода, так и Пскова) характеризуются расцветом в XIV-XV и отчасти ещё в XVI веке. Первый подъём Московского государства начинается в XIV веке, продолжаясь до середины XV.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Об использовании К. за богослужением см. в ст. Каждение . Лит.: Strzygowski J. Koptische Kunst. Vienne, 1904. S. 280-285; Witte F. Thuribulum und Navicula in ihrer geschichtlichen Entwicklung//Zschr. f. christliche Kunst. Düsseldorf, 1910. Bd. 23. N 4. S. 101-112; N 5. S. 139-152; N 6. S. 163-174; Leclercq H. Encensoir//DACL. 1923. T. 5. Col. 21-33; Лосева М. М. Образец рус. серебряного мастерства XV в.//Сб. Оружейной палаты. М., 1925. С. 113-117; она же (Постникова-Лосева М. М.). Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI-XVII вв.//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля. М., 1954. С. 139-216; она же. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера, XVI-XIX вв. М., 1974; она же. Серебряные изделия ювелиров Сербии и Дубровника XIV-XVIII вв. в музеях Москвы и Ленинграда//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 172-214; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 598-632; Ross M. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Wash., 1962. Vol. 1. P. 43-45; Банк А. В. Визант. искусство в собраниях Советского Союза. М.; Л., 1966; она же. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978; Ильин М. А. Загорск: [Троице-Сергиев мон-рь]. Л., 1971; он же. Русское шатровое зодчество: Памятники сер. XVI в. М., 1980; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси XIII-XVI вв. М., 1976; она же. Древний Звенигород. М., 1978; Haran M. Temples and Temple-Services in Ancient Israel. Oxf., 1978. P. 230-245; Трофимова Н. Н. Русское прикладное искусство XIII - нач. XX вв. из собрания ГВСМЗ. М., 1982; Nielsen K. Incense in Ancient Israel. Leiden, 1986. P. 38-51; Бобровницкая И. А. Два памятника рус. ювелирного искусства XV в.//Новые атрибуции. М., 1987. С. 35-50; Иосебидзе Д. Г., Бурчуладзе Н. И. Из коллекции Историко-этнографического музея Сванетии//Музей. М., 1987. Т. 7. С. 212-232; Путь из Варяг в Греки и из Грек…: Кат. М., 1996; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/1319774.html

Данный труд Ивана Евсеевича (родился в 1868 г.) является его докторской диссертацией. В нём автор, прежде всего, устанавливает основную точку зрения на издание древнеславянского священного текста параллельно с греческим оригиналом. Изучив 100 славянских списков этой книги XII-XVI вв. он пришёл к убеждению, что все они содержат три начальные редакции или перевода с греческого текста, явившаяся при самом зарождении славянской письменности в последней четверти IX и в первой четверти X в. Первая редакция — богослужебная, паримийная, доступна была автору для изучения в 53 списках Паримийников XШ-XVI вв. (и частью — для Дан. 3:52–88 в многочисленных Псалтырях древнейшей богослужебной редакции). Содержит эта редакция три неполных главы книги пророка Даниила. Перевод, по автору, кирилловский. Вторая редакция—полная, сохранилась с небольшими дефектами в тексте. Известна только в двух списках XV и XVI вв. По мнению автора, это перевод мефодиевский. Третья редакция, отличная от первых двух по языку, несколько более поздняя по происхождению, известна автору в 45 полных списках (т.н. симеоновская редакция). Кроме этих трех основных редакций, автор отмечает две капитальных переработки их по греческому тексту. Одна из таких переработок древняя — современная последней симеоновской редакции: к тексту симеоновскому присоединено было толкование, и соответственно этому произведено было некоторое исправление симеоновского перевода. Эта толковая переработка известна г. Евсееву в 5 списках XII-XVI вв. Вторая переработка касается Паримийника и сделана в Сербии в XV в. применительно к изменившемуся к тому времени тексту греческих богослужебных священных чтений. Известна в 3 списках XV-XVI вв.  В главе о паримийной редакции автор решает вопросы: кто был автор ее, каков объем и состав этого перевода. В следующей главе о второй редакции проф. Евсеев указывает её особенности в отношении греческого оригинала и симеоновской редакции. Что касается третьей редакции, то автор указывает отношение этого симеоновского перевода к предшествующим, греческий оригинал перевода и побуждения у симеоновских переводчиков выступить на замену существовавшего готового полного перевода с новым переводом. Последующая судьба славянского текста книги пророка Даниила намечена у автора кратко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/kn...

Камкин, В. Я. Дерягин и др.). Н. А. Горская исследовала грамоты кабального найма XVII в.- жилые записи. Вопрос о древнейших новгородских частных актах рассматривался в работах Валка, М. Н. Тихомирова, Янина, Алексеева, М. Б. Свердлова, В. Ф. Андреева, Каштанова, Панеяха. Андреев изучал весь комплекс новгородских частных актов XII-XV вв. Л. М. Марасинова обнаружила в ЦГАДА ряд неизвестных ранее псковских частных актов XIV-XV вв., дошедших в списках XVII в. Формуляр и происхождение духовных грамот XIV-XV вв. исследовал Семенченко. Поземельные частные акты (данные, купчие, меновные и др.) широко использовали в общеисторических трудах Веселовский, Копанёв, Зимин, Алексеев, Ивина, М. С. Черкасова. Анализ разновидностей актовых источников по истории черносошного землевладения в XIV-XVI вв. представлен в монографии Покровского (1973). Акты архива Троице-Сергиева монастыря кон. XVI - 1-й пол. XVII в. исследовала Л. А. Кириченко (2006). Анализ отдельных разновидностей поземельных частных актов содержится в трудах Алексеева и Ивиной. Язык и формуляр частных актов XVI-XVII вв. изучали также лингвисты (С. С. Волков, Дерягин и др.). Все больше внимания стало уделяться частным актам и записным книгам XVIII в. (Г. Д. Капустина, С. М. Троицкий, М. Ф. Прохоров, Н. В. Козлова, Н. В. Середа), уставным грамотам периода крестьянской реформы 2-й пол. XIX в. (Б. Г. Литвак и др.). Исследовалась и традиц. проблема Д.- выявление фальсифицированных актов (Зимин, Янин, Щапов, Корецкий, Н. Калистратов, Введенский). Изучались разного рода сборники актов: кабальные книги-регистры (Каменцева, Панеях), монастырские копийные книги (Черепнин, Каштанов, Ивина, Б. М. Клосс, А. А. Амосов и др.), митрополичий формулярник XVI в. (изд. и откомментирован А. И. Плигузовым и Семенченко). Вводились в научный оборот описи монастырских архивов XVI-XIX вв. (Амосов, Тутова, Антонов и др.). Составлялись перечни грамот по разновидностям (таможенные, жалованные, наместничьи уставные, полные и докладные и т. п.), по фондообразователям, по географическому признаку (А.

http://pravenc.ru/text/178525.html

Gött., 1964; Rabikauskas P. Diplomatica pontificia: Praelectionum lineamenta. R., 1964; Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966; Michaud H. La Grande Chancellerie et les écritures royales au seizième siècle (1515-1589). P., 1967; Wolfram H. , e. a. Intitulatio. W., 1967-1988. 3 Bde; D ö lger F. , Karajannopulos J. Byzantinische Urkundenlehre. Münch., 1968. 1. Abschnitt: Die Kaiserurkunden; Копанев А. И. Советская дипломатика//ВИД. 1968. Вып. 1. С. 56-73; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970; он же. Современные проблемы европ. дипломатики//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 26-51; он же. Русская дипломатика. М., 1988; он же. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; он же. Актовая археография. М., 1998; он же. Актуальные проблемы дипломатики//Проблемы источниковедения. М., 2006. Вып. 1(12). С. 469-476; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1-2; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991; Mariotte-L ö ber R. Ville et seigneurie: Les chartes de franchises des comtes de Savoie (fin XIIe siècle - 1343). Annecy; Gen., 1973; Покровский Н. Н. Актовые источники по истории черносошного землевладения в России XIV - нач. XVI в. Новосиб., 1973; Алексеев Ю. Г. Частный земельный акт средневек. Руси: от Русской Правды до Псковской Судной грамоты//ВИД. 1974. Вып. 6. С. 125-141; Свердлов М. Б. Древнерус. акт X-XIV вв.//Там же. 1976. Вып. 8. С. 50-69; Classen P. Kaiserreskript und Königsurkunde. Thessal., 1977; Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978; он же. Сб. ханских ярлыков рус. митрополитам. СПб., 2004; Актовое источниковедение: Сб. ст./Отв. ред. С. М. Каштанов. М., 1979; Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. Каз., 1979; Душкова С. Чешский дипломатарий//АЕ за 1980 г. М., 1981. С. 69-79; Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв.

http://pravenc.ru/text/178525.html

«Памятники русского права» – серия важнейших документов по истории русского права, выпущенная Госюриздатом в восьми выпусках (1952–1963). Наряду с текстом источников в сборниках имеются текстологические и историко-правовые комментарии. Выпуск первый – опубликованы памятники права Киевского государства X – XII вв. Сюда вошли Русская правда, уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича и договоры Руси с греками. Выпуск второй – памятники права феодально-раздробленной Руси XII – XV вв. Здесь опубликованы правовые источники XII – XV вв.: договор Смоленска с Ригой и Готским берегом, частные акты Новгородской и Псковской феодальных республик, устав и рукописание новгородского князя Всеволода Мстиславича, договоры Новгорода с великими тверскими и московскими князьями, Псковская судная грамота и др. Выпуск третий – памятники права периода образования русского централизованного государства XIV – XV вв. В данный выпуск вошли документы периода образования русского централизованного государства XIV – XV вв. (частные и государственные акты феодального землевладения и хозяйства, кормленые грамоты, Судебник 1497 и т. д.). Выпуск четвертый – памятники права периода укрепления русского централизованного государства XV – XVII вв. В данном выпуске изданы источники конца XV – начала XVII вв. Среди них: Судебники XVI в., Сводный судебник 1606, Уставная книга Разбойного приказа 1555–56 (опубл. впервые) и другие документы. Выпуск пятый – памятники права периода сословно-представительной монархии. Первая половина XVII в. В данном выпуске опубликованы правовые источники первой половины XVII в., в т. ч. Уставные книги Разбойного 1616–36 (опубликовано впервые) и 1635–1648 Земского, Поместного и Ямского приказов, а также акты земских соборов и др. Выпуск шестой – Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Выпуск седьмой – памятники права периода создания абсолютной монархии. Вторая половина XVII в. В данный выпуск вошли источники второй половины XVII в., в т. ч. законодательные акты о феодальном землевладении, центральном и местном государственном управлении, посаде и торговле и др. Выпуск восьмой – законодательные акты Петра I. Первая четверть XVIII в. Данный выпуск включает памятники начала XVIII в. по уголовному, гражданскому и процессуальному праву, а также о реформах государственного строя (об учреждении Сената 1711, Генеральный регламент 1720, о престолонаследии 1722, о подушной подати 1722, табель о рангах 1722). Выпуск 1 (Юшков С.В.) Выпуск 2 (Юшков С.В.) Выпуск 3 (Черепнин Л.В.) Выпуск 4 (Черепнин Л.В.) Выпуск 5 (Черепнин Л.В.) Выпуск 6 (Софроненко К.А.) Выпуск 7 (Черепнин Л.В.) Выпуск 8 (Софроненко К.А.) Читать далее Источник: Памятники русского права/Под ред. [и с предисл.] заслуж. деятеля науки проф. С.В. Юшкова. - Москва : Госюриздат, 1952-1961. - 7 т. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pamjat...

К. говорил о недопустимости нарушать или игнорировать законы об охране памятников, о разрушении культурного наследия, к-рое приведет к тяжелым последствиям в морально-нравственном состоянии общества. Как историк искусства К. призывал спасать и беречь старые здания и города. Среди важнейших его трудов - «Архитектура и ландшафты России» (М., 2003. 3 т.), тома этого издания получили символическое название и оформление: «Белая» книга - сохраненные памятники; «Красная» - на грани исчезновения; «Черная» - утраты. За пренебрежительным отношением к московскому и ко всероссийскому архитектурному (и художественному) наследию со стороны чиновников, деловых кругов, общественных деятелей К. видел процессы профанации истории и духовной деформации общества. «Мы утрачиваем интерес и уважение к подлиннику, а если говорить шире - к подлинности вообще, ко всему настоящему» ( Комеч А. И. Сохранять наследие//Русское искусство. 2005. 23. С. 6-75; Хранитель. 2009. С. 138). Соч.: Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.//Сов. Арх. 1966. 1. С. 77-91; Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве//Там же. 1968. 3. С. 232-238; Визант. архитектура IX-XII вв. и архитектура Киева кон. X - нач. XII в.: АКД. М., 1971; Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Худож. культура домонгольской Руси. С. 50-64; Символика архит. форм в раннем христианстве//Искусство Зап. Европы и Византии: Сб. ст. М., 1978. С. 209-223; Древнерус. зодчество кон. X - нач. XII вв.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987; Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI вв. М., 1993, 20032; Архитектура Ломбардии и Верхнего Рейна XI-XII вв.: (К проблемам «русской романики»)//Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура: Тез. докл. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. В. Н. Лазарева. М., 1997. С. 14-15; L " architecture de Vladimir (1158-1180): La nature artistique et la genèse de l " art roman en Russie//Зограф. Београд, 1997.

http://pravenc.ru/text/1841834.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010