С обретением Г. независимости элементы нового стиля не получили развития, т. к. этот процесс совпал с началом европеизации греч. культуры. В отдельных архитектурных элементах церковного зодчества Эгейских о-вов и отчасти Фессалоники, связанных с христ. архитектурой XVIII в. К-поля и М. Азии, отразились черты османского барокко с характерными для него резными беломраморными порталами с причудливыми силуэтами арок, цветочными гирляндами и букетами, плетениями в виде колец. С этими мотивами сочетаются встречающиеся только в христ. архитектуре Османской империи образы Богоматери, Иисуса Христа, ангелов. А. Ю. Казарян XIX-XX вв. Более активному церковному строительству способствовали условия Кючюк-Кайнарджийского мирного договора (1774) и исторические события кон. XVIII - 1-й трети XIX в. Всплески этой деятельности в разных областях Г. вплоть до сер. XX в. отражали особенности локального исторического развития. Распространению классицистических тенденций в архитектурном стиле способствовали расширившиеся культурные связи с европ. странами. Собор ап. Андрея в Патрах. 1908-1974 гг. Собор ап. Андрея в Патрах. 1908-1974 гг. В готовом виде классицизм внесли в Г. европейцы. Во время господства французов на о-ве Керкира (Корфу) (1807-1814) в г. Керкира была сооружена пл. Эспланада (Спианада), а сменившие их англичане возвели ц. вмч. Георгия в виде дорического храма. Европ. стилистические течения проникли и в архитектуру греч. церквей, соединившись в ней с поствизант. основой. Наиболее распространенным типом больших церквей, особенно в Сев. Греции и на Эгейских о-вах, в нач. XIX в. продолжала оставаться 3-нефная базилика, широко представленная в этот период и в соседних странах Балкан и М. Азии. Наиболее интересные образцы структурно новой греч. базилики - ц. Богородицы в Айясосе на Лесбосе (1815) с П-образной стоей, ц. Богородицы Евангелистрии на Тиносе (1823-1830, по проекту архит. Е. Калонариса из Смирны, к-рый построил в 1824-1831 митрополичий собор в честь Преображения Господня в Эрмуполисе (ныне Эрмуполи) на о-ве Сирос), старый собор ап.

http://pravenc.ru/text/166461.html

По вопросу о том, куда же девались колоссальные суммы золота, пересылаемые ежегодно христианским миром и преимущественно Россией на поддержание св. Гроба: он видит везде запустение, нищету, смрад, зловоние и полное нерадение о святыне. Надо войти во всю бесконечную паутину дипломатических хитросплетений, чтобы понять, как в течение последних столетий расходование одного червонца на ремонт в храме св. Гроба требовало предварительных расходов в сотни червонцев. Чем более, затем, усиливалось влияние западных держав на Востоке, тем труднее становилась грекам их вековая борьба. Исторический очерк этой борьбы, будучи высоко поучительным, имеет, впрочем, исключительно местное значение и вся эта борьба является своего рода погонею за призраком. Так, в результате самых хитрых комбинаций, самых щедрых подачек и взяток, самой беззастенчивой купли сильных в Турции людей удается, напр., святогробскому монашеству получить султанский указ, дарующий одним грекам право вновь отстроить сгоревший в 1810 г. храм Воскресения. Греки полагали, что отныне святой кувуклий будет принадлежать им одним, и только они будут служить у св. Камня и над самым Живоносным Гробом. Но «франки» добились нового султанского указа. Который гласил крайне неопределенно и, однако же, с явным подвохом, что «если дело обстоит так», как сообщают франки, то пусть, – после тщательного исследования, – все будет восстановлено по – старому». Конечно, латиняне довели дело до суда. Судей подкупили, добились исполнительного листа, вошли в святой кувукулий и выбросили из него греческие иконы, кресты, подсвечники, лампады; иконы были закрыты, к кувуклию поставлен был сторож, лестницы на верхнюю площадку преграждены; в месте обретения св. Креста алтарь был разобран; мраморные плиты кувуклия выломаны и пр. Так шло дело год за годом, то утихая, то обостряясь до крайности и до рукопашных схваток и хождений по судам, в 1811, 1815, 1817 и последующих годах. Является весьма знаменательною, потом, крупная роль, которую с сороковых годов 19 века начинает играть в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

См. ниже, 3 КОЛОКОЛЬНЯ. 13 Ограда сия продолжается от кузницы до северных ворот в рощу на 45 сажен; но в 1741 году, при строении корпусов Семинарских, употреблена она вместо задней стены нижнего этажа, на которую накладена стена верхнего этажа. 14 Святые мощи сии первоначально, по обретению оных, находились в северо-западном углу придела во имя сего Преподобного до построения оного в палатке, а потом за решёткой; то есть на том самом месте, где он по смерти своей погребён был. Место сие от западной и северной стен придела на 1½ аршина. 17 Гривна Новгородская первоначально содержала фунт серебра, или на столько же ценой звериных мехов; потом, со времён Ярославовых, гривна стоила на наши деньги около 1 рубля, 92 копеек. См. Правду Русскую с примечаниями, изданную в 1799 году в Москве, стр. 79. После гривна Новгородская стоила уже около 14 денег или копеек Московских» См. Миллера в сочинениях и переводах, к пользе и увеселению служащих; или в первоначальных ежемесячных изданиях Санкт-Петербургской Академии Наук 1761 года месяц Август, стр. 136. Здесь, вероятно, должно разуметь гривну второй цены. 20 В Летописцах Новгородских между святыми новгородскими упоминается ещё Преподобный Анания, иконописец Антония Римлянина монастыря, скончавшийся в 1521 году, Июля 17. Но о месте погребения его сведений никаких не имеется. 23 Здесь разуметь должно гривну Московскую в десять денег или копеек, а Новгородская около сего времени стоила около 14 копеек. См. Миллера в вышеупомянутом месте. 24 Тивун или правильнее Тиун, есть коренное слово Русское, взятое из или Свеоготского языка, на коем Tiunda значит судью. См. Далинову Шведскую Историю, том I, часть I, главу VII. 27 Обжа есть мера земли, каковую крестьянин в один день обжать или обкосить может. Три обжи составляли один плуг или меру земли, могущую быть вспаханной крестьянином в один урок. Сии меры собственно были Новгородские, ибо Московская поземельная мера считалась сохами, и оттуда произошло Сошное письмо, Миллер иначе, но неверно, толкует обжу и плуг. См. Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие, или первоначальные ежемесячные издания Санкт-Петербургской Академии наук, 1761 года, месяц Август, стр.136. 31 Т. е. освободить от податей и пошлин; ибо белая земля значила неокладную податями, а черносошная, обложенную податями. 39 Вера, или как в законах Ярославлевых называется Вира, значит денежная пеня за убитого. См. Правду Русскую с примечанием, изданную в 1799 году в Москве, стр. 11. Самый закон сей О Вире есть Ярославов, См. там же. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 3. : - 1811. - 761, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве. Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий. Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период. Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия - первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Должанская. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1815 году. Деревянная, на каменных столбах вместо фундамента, холодная церковь простояла до 1877 года. Свято-Троицкая церковь была построена и освящена в 1877 году. В 1900 году в ограде Свято-Троицкого храма был построен кирпичный молитвенный дом с престолом в честь св. великомученицы Екатерины. В 1934 году Свято-Троицкий храм был полностью разобран. На территории разобранного Свято-Троицкого храма из сторожки был перестроен и освящён в 1997 году. Из-за ветхости строения не удавалось предотвратить процесс разрушения стен. В июне 2007 года приход Свято-Никольского храма станицы Должанской получил благословение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора на восстановление Свято-Троицкого храма. Архитектором А.С. Тутуновым, преподавателем Московской Духовной Академии, на основе сохранившейся фотографии был разработан проект храма. 5 января 2014 года Свято-Троицкий храм был освящён епископом Ейским и Тимашевским Германом. http://eiskoe-7.cerkov.ru В Должанской были построены два храма: церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и Свято-Никольский храм, а также молитвенный дом во имя великомученицы Екатерины. В советское время обе церкви были разрушены: Свято-Троицкая в 1934 г., Свято-Никольская после 1935 г. Подверглись репрессиям и священнослужители. Современный Свято-Никольский храм ст. Должанской перестроен из сторожки разрушенного в советское время Свято-Троицкого храма. В советский период в здании сторожки находились сначала администрация станицы, затем милиция, почта, узел связи. В 1995 г. здание сторожки, уже в довольно ветхом состоянии, было передано православной общине Должанской. Реконструированный храм был освящён осенью 1997 г. В 2006 г. было получено благословение на восстановление разрушенного Свято-Троицкого храма. Эскизный проект храма был выполнен в 2007 г., разработан проект архитектором А.С. Тутуновым, преподавателем Московской Духовной Академии, на основе сохранившейся фотографии. В 2008 г. по благословению митрополита Исидора была совершена закладка камня в основание храма, заложен фундамент и сложен цоколь. Во время земляных работ был найден фундамент разрушенного храма и обретена бронзовая икона Спасителя. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=21911

Не столь успешно складывалась судьба " Добротолюбия " в Греции. Вскоре после выхода книги в свет в 1782-м году, в Греции совершилась освободительная революция (1821 г.), которая вместе с политической свободой принесла греческому народу духовное рабство. После убийства первого правителя свободной Греции Иоанна Капподистрии (1776-1831), к власти пришло правительство из протестантов-баварцев, во главе с молодым королем Оттоном I (1815–1867). Это правительство инициировало незаконное объявление Элладской Церковью автокефалии (1831 г.), закрыло множество монастырей, превратило Церковь в государственное учреждение, ограничив ее живительное влияние на греческое общество. К этому присовокупилось стремительное распространение в Греции идей Просвещения, а позже – позитивизма, способствовавшее усугублению секуляризации греческого общества. На фоне этого кризиса, в определенной мере продолжающегося до сих пор, " Добротолюбие " и колливады на протяжении девятнадцатого и первой полвины двадцатого столетия оказывали в целом незначительное влияние на развитие духовной жизни в Греции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что " Добротолюбие " , изданное впервые в 1782-м году небольшим тиражом, было переиздано лишь более чем через сто лет – в 1893-м году. Однако тираж и этого издания тоже был незначительным. Примечательно, что в выходившей в 30-е годы двадцатого столетия " Большой Греческой Энциклопедии " , в статье " Добротолюбие " говорится лишь о сборнике, составленном каппадокийцами, а о " Добротолюбии " св. Макария и св. Никодима не сказано ни слова. В широкое обращение книга была выпущена лишь в середине века, когда в духовном климате Греции наметились радикальные изменения, связанные с обретением своей идентичности, возвращением к традиционным духовным устоям. Откликом на этот перелом стало третье по счету издание " Добротолюбия " , осуществленное в 1957–1963-м годах. Возрождению филокализма в Греции в середине двадцатого века во многом способствовало богословие русской диаспоры, развившееся под влиянием в том числе " Добротолюбия " . Таким образом, спустя полтора столетия после своего выхода на греческом языке, " Добротолюбие " вернулось на свою родину, пройдя долгий путь по другим странам – главным образом России.

http://pravoslavie.ru/5198.html

Ранее в здании храма размещался Государственный комитет республики по архивному делу 8 февраля. ПРАВМИР. Министерство земельных и имущественных отношений республики Татарстан передало в собственность Казанской епархии здание Николо-Гостинодворской церкви Казани. Возвращение церковного имущества состоялось во исполнение поручения главы Татарстана Рустама Минниханова от 30 января в связи с обращением митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, сообщает Московский патриархат. Ранее в здании храма размещался Государственный комитет республики по архивному делу. Недавно государственному учреждению было передано новое здание, в которое оно переедет в ближайшее время. Гостинодворская церковь упоминается в письменных источниках уже с 16 века. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного двора (1800-1815 гг.), несмотря на то, что он на три века старше последнего. Особое значение храм приобрел после того, как его настоятель священник Ермолай, будущий Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, перенес сюда с места обретения новоявленную Казанскую икону Божией Матери. За четыре с лишним века своей истории храм, который несколько раз перестраивался, сильно обветшал. В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 9 февраля, 2024 8 сентября, 2022 14 мая, 2022 7 февраля, 2022 4 февраля, 2022 17 января, 2022 14 января, 2022 13 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkvi-vozvrashhen-ni...

Святейший Патриарх Кирилл совершит объезд Москвы с иконой Божией Матери «Умиление» Москва, 31 марта 2020 г.      В пятницу 3 апреля 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит принесение иконы Божией Матери «Умиление» с места ее пребывания в крестовом Владимирском храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Богоявленский собор в Елохове г. Москвы. В 16.00 Святейший Владыка начнет объезд вокруг города Москвы с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский, и прибудет со святыней в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где в 18.00 начнется утреня праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавит Святейший Патриарх Кирилл, сообщает Патриархия.ru . Прямую трансляцию принесения иконы «Умиление» и богослужения будут вести телеканалы «Спас» и «Союз». Святейший Патриарх обращается с призывом к верующим, пребывая в домах, совместно помолиться, начав чтение акафиста Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия — коронавирусной инфекции — с 16.00 по московскому времени в пятницу, 3 апреля 2020 года. Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье, именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года. В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь, чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров.

http://pravoslavie.ru/129861.html

Архив Пн Все верные призываются на молитву со Святейшим Патриархом в своих домах во время объезда Его Святейшеством Москвы с иконой Божией Матери «Умиление» 1 апреля 2020 г. 15:35 В пятницу 3 апреля 2020 года, в канун праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит принесение иконы Божией Матери «Умиление» с места ее пребывания в крестовом Владимирском храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Богоявленский кафедральный собор в Елохове г. Москвы. В 16.00 Святейший Владыка начнет объезд вокруг города Москвы с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский, и прибудет со святыней в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где в 18.00 начнется утреня праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Прямую трансляцию принесения иконы «Умиление» и богослужения будут вести телеканалы «Спас» , «Союз» и официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Святейший Патриарх обращается с призывом к верующим, пребывая в домах, совместно помолиться, начав чтение акафиста Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия — коронавирусной инфекции — с 16.00 по московскому времени в пятницу, 3 апреля 2020 года. Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье, именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года. В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь, чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров.

http://patriarchia.ru/db/text/5615468.ht...

«Важно помнить, что все проходит в жизни, остается лишь вера, и этот храм будет самой важной инвестицией, которая с годами будет лишь укрепляться и вести людей ко спасению», — сказал архипастырь, обращаясь к попечителям храма. Затем собравшиеся провели осмотр помещений и внутреннего убранства Никольской церкви, обсудили вопросы будущей реконструкции архитектурного памятника, который является одним из старейших храмов Казани. Упоминания о нем встречаются в письменных источниках еще XVI века. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного двора (1800-1815 гг.), несмотря на то, что он на три века старше последнего. Особое значение храм приобрел после того, как его настоятель священник Ермолай, будущий Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, перенес сюда с места обретения новоявленную Казанскую икону Божией Матери. За четыреста лет своей истории храм несколько раз перестраивался. В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, внутренние помещения были перестроены под нужды различных светских учреждений, последним из которых был Государственный архив Республики Татарстан. 6 февраля 2017 года здание храма было передано в собственность Казанской епархии для использования в соответствии с уставной деятельностью. Возвращение церковного имущества состоялось во исполнение поручения президента РТ Рустама Минниханова после обращения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. С этого момента в здании ведутся подготовительные и проектно-изыскательные работы для будущей реконструкции. В течение этого времени был реализован комплекс необходимых мероприятий, включающих обследование здания, экспертизу его состояния и геолого-изыскательные работы фундамента церкви и прилегающей к ней территории. Восстановление храма ведется в тесном сотрудничестве с Министерством культуры РТ. Участники рабочего совещания обсудили вопросы проектирования и планировки внутренних помещений воссоздаваемого храма, рассмотрели эскизные проекты шатров и колокольни, а также наметили варианты благоустройства прилегающей территории. Все предложения будут учтены при создании рабочего проекта реконструкции здания и территории церкви, который планируется представить в марте текущего года.

http://patriarchia.ru/db/text/5156021.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010