Карцев Иван Федорович, 1425 г., Углич; Карцевы, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Варакса] Касаговские ( Косаговские ): Касаговский Михаил Иванович, конец XV в., Новгород; Касаговские, XVI в., Новгород Касаговы ( Косаговы ), Косоговы : Терентий Косагов, убит в 1445 г. татарами под Суздалем; Касаговы, слуги митрополичьего дома, XV–XVI вв. Касатка, Касаткины ( Саткины ): кн. Василий Александрович Касатка Ростовский, 1520 г.; от него – Касаткины-Ростовские [см. Голубой]; Осип, Шибан [см. Шибан] и Данило Шихман [см. Шихман] Ермолаевичи Касаткины (Саткины), царские конюхи, 1584 г. Касатка – ласточка Касть Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Касть – 1) сор, мусор, дрянь, 2) мышь, крыса и т. п. гад, 3) вред, убыток (Даль) Ср. в Костроме волость Касть Кат Роман Феофанов, 1564 г., Новгород Кат – палач (Даль) Катавасьины ( Катавасьевы ), мелкие вотчинники, Переяславский уезд; Семен, середина XV в.; Катавасья Юрьев, списал Новгородскую IV летопись, 1544 г. Катабазис – переход, переменное пение ирмосов обоими клиросами (греч.); катавасья – беспорядок, суета, свалка (рус.) Катасоновы , помещики, XVI в. и позже, Тула Катеринин Истома [см. Истома] Кузьмич, 1600 г., Дмитров Катины , вторая половина XVI в. и позже, Рязань Катлечей кн. Иван Александрович Звенигородский, XV в. Катуна, Катуня, Катунин : Катуня Кишкин [см. Кишка], помещик, 1597 г., Рязань; Катуня Ильин, крестьянин, 1606 г., Новгород; Катуна, старица свиты кн. Евдокии Старицкой, казненная вместе с нею; Федор Катунин, землевладелец, середина XV в., Радонеж Катуна – невольница-жена (мусульм.) Катырь : кн. Иван Андреевич Ростовский, боярин, 1532–1543 гг.; от него – Катыревы-Ростовские Каур, Каурой : Каур Тимофеевич Улитин-Пушкин [см. Улита, Пушка], конец XV в.; Иван Иванович Каурый Новосильцев [см. Новосилец], вторая половина XV в. [см. Через] [Ср. Коур] Кафтырев Иван Данилович, межевщик, 1504 г., Кашин, Ростов [см. Будалей, Пшенка] Каптырь – черное покрывало на камилавку Каханов Марк, крестьянин, 1628 г., Белев Качабаровы Степан и Семен Погожевы [см. Погожий], дворяне, середина XVI в., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

67 чинове С 11 . Но подобные мелкие отличия дальше не берутся, чтобы они не затемняли собою сущности дела. Все эти пять вариаций так пишутся в основном нашем тексте, под которым в соответвтсвующих местахъ видно, откуда они взяты. 68 Здесь и далее в полукруглых скобках обозначаются представителем группы текстов, так читающих, как показано перед скобками. 69 П. Сырку. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. T. I. вып. 1. Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского. СПб. 1898 года. Это обширная и обстоятельная монография. Известный Григорий Цамблак составил Похвальное слово Евфимию (недолго спустя по смерти последнего) в Надгробное слово Киприану (спустя два или три года по смерти его). О Киприане Григорий замечает, что Киприана изнесе его, т. е., Григория отечество. Сырку думает, что здесь разумеется Болгария и, в частности, Тернов. См. к этому стр. XVI. XV (о происхождении Евфимия). XVIII (о родственности Григория, Евфимия и Киприана). 70 П. Сырку, там же, стр. 61. Непосредственными учениками Григория Синаита были Феодосий Терновский в Климент. Григорий Синаит подвизался на Афоне в конце XIII и в первой половине XIV веков; около этого времени там же показался Филофей, о котором Сырку думает, что он был в близких отношениях к Григорию и его школе (там же, стр. 62, 76). Евфимий унаследовал дух Григория Синаита чрез Феодосия, который был главою «ортодоксальной» партии в Болгарии (там же, стр. 324–325). 72 В Описании А. Дмитриевского отмечены Уставы: I) с именем патр. Филофея, по рукописям: 1) Афанасиевой Библ. на Афоне 1475 года (стр. 436); 2) той же Библиотеки XV в (два Устава, стр. 626, 631); 3) Есфигменской на Афоне, без 1545 г. (стр. 791. Напечатан Устав у П. Сырку. Литург. труды патр. Евфимия, стр. 149–172); 4) той же Библиотеки 1602 г. (стр. 954); 5) Кутлумушской на Афоне 1547 года (стр. 791); 6) Святогробской в Константинополе XVI века (стр. 817). II) без имени патр. Филофея по рукописям: 1) Афанасиевой Библ. на Афоне i. 1435 года (стр. 415); 2) Дионисиатской на Афоне XV века (стр. 644); 3) Филофеевской на Афоне XV–XVI века (стр. 660); 4) той же Библиотеки XVI века (стр. 926); 5) Каракалъской на Афоне 1539 года (стр. 784); 6) Синайской Библ. XV века (стр. 574); 7) той же Библиотеки XV века (стр. 602); 8)  Чаушхо-Солунской Библ. XV века (стр. 646); 9) той же Библ. 31, XVI века (стр. 918); 10) Патмосской Библ. (пергам. свиток) XVI века (стр. 919). Т. о., здесь имеем всего 16 рукописных текстов Устава; некоторые будут указаны еще дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Лит.: Иларий, Арсений. Описание слав. рукописей б-ки ТСЛ. М., 1878. 658. С. 236; 764. С. 174-175; Ключевский. Древнерусские жития. С. 189-192, 194; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Т. 1: Нил Сорский//ПДПИ. 1881. Т. 25. С. 15-18; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 38-42; Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого: Рус.-греч. разговоры XV-XVI вв.//ПДП. 1896. Т. 114. С. X-XII; Лурье Я. С. Идеолог. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960. С. 25, 55, 58, 307-308; он же. Рус. современники Возрождения: Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988. С. 116, 119; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.). М., 1977. С. 58-60, 115, 251, 267; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982. С. 88-89, 204-205; Прохоров Г. М. Паисий Ярославов//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 156-160 [Библиогр.]; он же. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.]: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 143-152; он же. Исихасты на Спасо-Каменном//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 29-33; Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. гос-ва. СПб., 1994. С. 6, 7, 21, 175, 183, 200; Охотина-Линд Н. А. Древнерус. сказания о мон-рях XV-XVII вв. как явление культуры//Scando-Slavica. 1994. Vol. 40. S. 138-152; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1 (по указ.); Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности кон. XIV - нач. XVI вв. СПб., 2002. С. 200-201, 203, 204, 260-261; он же. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010. С. 102, 137, 140-141; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 10, 18, 27, 29, 33-34, 36-38, 86, 158; Макарий (Веретенников), архим. Старец Паисий Ярославов//ДРВМ. 2004. 2(16). С. 24-34; Баранов К. В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова//Исследования по истории средневек. Руси. К 80-летию Ю. Г. Алексеева: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 268-272; Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//ОФР. 2008. Вып. 12. С. 38-90; Изотов А. Б. Рукописное наследие прот. М. Я. Диева в РНБ//Отеч. арх. 2010. 4. С. 22-27; Кистерёв С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012 (по указ.); Смулов А. М. Преемственность духовной связи основателей Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, Соловецкого и Иосифо-Волоцкого мон-рей//ЕжБК. 2012. 22. Т. 2. С. 45-47; он же. Духовные связи начальников Св.-Троицкой Сергиевой лавры, Спасо-Преображенского Соловецкого и Иосифо-Волоцкого мон-рей (XIV-XVIII вв.)//Вестн. ЕкатДС. 2014. 1(7). С. 61.

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Шергины , крестьяне, XVI–XVII вв., Двина Шереда : кн. Дмитрий Федорович Шереда Палецкий, боярин, 1547 г.; Иван Владимирович Шереда Милославский [см. Милославские], первая половина XVI в. Шеремет : Шеремет Шеметов сын Мотякин [см. Шемет, Мотякин], 1551 г.; Шеремет Григорьевич Хлуденев [см. Хлудень], середина XVI в.; Андрей Константи нович Беззубцев-Кошкин [см. Беззубец, Кошка], боярин, 1587 г.; от него – Шереметевы [см. Огонь] Шеремет – человек львиной храбрости (турецк.) Шерефединов ( Серефядинов ): Шеремединов Петр Иванович, дьяк, 1555 г., Москва; Константин Яковль Серефядинов, послух, около 1485 г., Коломна; Иван Васильевич Шерефединов, вотчинник, 1556 г., Коломна; его сын Петр, дьяк; Андрей Васильевич, дворцовый дьяк, 1575 г.; Шерефединовы, конец XV в. и позже, Коломенский уезд Шериха кн. Федор Иванович Волконский, 1572 (1574? – С. В.) г. Шернин Дмитрий, подьячий, 1542 г. Шерстень , крестьянин, 1627 г., Курмыш Шерстинский Семен, помещик, 1595 г., Арзамас Шерстов Нечай [см. Нечай], помещик, 1542 г., Москва Шершава, Шершавин см. Шаршава Шершень, Шершнев : Василий Григорьевич Шершень Билибин [см. Билибины], дьяк, 1547 г.; Еська [см. Есеня] Шершнев, крестьянин, конец XV в., Новгород Шерыкин Будило [см. Будило] Дмитриевич, земский дьячок, 1612 г., Белоозеро Шест Михаил Иванович Филимонов-Морозов [см. Мороз], первая половина XV в.; от него – Шестовы; Иван Васильевич Шестов, 1557 г. [см. Бирюй, Сыч] Шестак, Шестаковы – очень распространено; Петр Шестаков, митрополичий старец, казнен в 1569 г. [см. Боровской, Бурнаш, Буян, Голышкин, Кукарин, Миляев, Спирин] Шестак – шестой в семье Шестник и Шестничко , крестьяне, конец XV в. (1495 г.), Новгород Шестник – рабочий с шестом на речных судах Шестопер Михаил Иванович Вельяминов-Зернов [см. Зерно], вторая половина XVI в. Шестопер – булава, палица Шестун Григорий Данилович Зайцев [см. Заяц], середина XV в. Шетень Михаил Федорович, тысяцкий тверских князей, XV в.; от него – Шетневы [см. Гнездо, Зюзя, Садык]; Андрей Алексеевич Шетнев, дворовый, середина XVI в., Ярославль; Михаил Тимофеевич, тиун, 1556 г., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Краткая редакция Е. в. к. представлена значительным числом списков, содержащих разный объем текста. Наиболее полный текст (вплоть до гл. 67) под заглавием «А се книгы тайны Божие, явление Еноховы» содержится в серб. (восходящей к западнорус. оригиналу) рукописи сер. XVI в. из Национальной б-ки Австрии (Vindob. Slav. N 125). С ним практически совпадает по составу погибший в 1941 г. серб. список XVI-XVII вв. из старого собрания НБС. 151 (443), опубликованный С. Новаковичем, а также содержащийся в сборнике 1701 г., находившемся в кон. XIX в. в собрании Е. В. Барсова. В лит. конвое т. н. Академического хронографа (ГИМ. Увар. 18-F, посл. треть XV в., и восходящий к нему список кон. XV в.- БАН. 45. 13. 4) помещена «Книга тайн Еноховых» (или «От потаенных книг, о восхищении Енохове праведнаго»), содержащая окончание жизнеописания Еноха и историю Мелхиседека; текст в том же объеме вошел в сборник XVI в. (РГБ. Троиц. Фунд. 793). Меньший по объему текст (озаглавленный «От тайных книг Еноховых о ереси Мелхиседека» и включающий историю Мелхиседека, часть гл. 70 и далее Е. в. к. до конца) содержится в сборниках РГБ. Собр. Д. В. Пискарёва. 143 (старый - М. 578), 1-я пол. XVI в., и ГИМ. Барс. 2729, XVII в. Наибольшее распространение в древнерус. книжности получила компиляция-пересказ (под заглавием «От книг Еноха праведного, прежде потопа и ныне жив есть») глав 41-65 Е. в. к., включенная в состав учительной части «Мерила праведного» - юридического сборника, составленного не позднее кон. XIII в. в Сев.-Вост. Руси ( Тихомиров М. Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968. С. 181-182). Старший (пергаменный) список сборника (РГБ. Троиц. Фунд. 15) тверского происхождения датируется сер.- 2-й пол. XIV в. (текст Е. в. к. по этой ркп. факсимильно изд. М. Н. Тихомировым и набран Р. Шнайдером). Позднейшие (XV-XVII вв.) списки «Мерила праведного» (обычно в соединении с Кормчей) исчисляются десятками, старшие из них датируются сер.- 3-й четв. XV в. (Пермь. НБ Пед. ун-та. б/н - см.: Демкова Н. С., Якунина С. А. Кормчая XV в. из собрания Пермского педагогического института//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 330-337; Пихоя Р. Г. Пермская кормчая: О предыстории появления Чудовской кормчей 1499 г.//Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 171-175), кон. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 187 - «Кормчая Ивана Волка Курицына»; текст Е. в. к. изд.: Мазуринская кормчая: Памятник межслав. культ. связей XIV - XVI вв. М., 2002. С. 630-633) и 1499 гг. (ГИМ. Чуд. 167); см. также: Мещерский. 1976. С. 204. Примеч. 52). Фрагмент текста в составе «Мерила праведного» идентичен во всех списках этого сборника, различия в орфографии.

http://pravenc.ru/text/189989.html

Муковоз ( Муковод ) Василий Иванов, крестьянин, 1610 г., Вологда Мукосей Грихно [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Новгород Мулеев Алексей, посадский человек, 1623 г., Гороховец Мултуев Угрюм [см. Угрим], крестьянин, 1564 г., Олонец Муна Иван, посадский человек, 1623 г., Гороховец Мунехин Мисюрь [см. Мисюрь], дьяк, 1512–1528 гг., Псков; Евстафий и Дмитрий Степановичи, 1565 г. Мунзора, Мунзорин : Василий Иванович Мунзора Хлуденев [см. Хлудень], 1500 г.; от него – Мунзорины Мунин Иван, вотчинник, 1543 г., Радонеж Мунт Василий Григорьевич Татищев [см. Татище], 1489 г. Мунчак Семенов, бортник, конец XV в., Соль Галицкая; Мунчак, крестьянин, конец XV в., Владимирский уезд Мунына ( Мунынка ) кн. Иван Иванович Патрикеев, 1499 г. Муняка Степан Возницын [см. Возницыны], 1582 г., Новгород Муравей, Муравьевы : Иван Муравей Олуповский [см. Олуповские], мелкий вотчинник, конец XV в., Московский уезд; фамилия по селению Олупову; от него – Муравьевы, в XVI в. и позже в Новгороде [см. Коверя, Мордвин, Пенка, Русин, Сморчек, Тихомир, Шаврук, Яныш] Мурадин ( Мородин ) Иван Давидович Морозов [см. Мороз], вторая половина XV в. Мураз Янышев сын Нарышкин [см. Нарышкин]; Лева Муразов, царский сытник, 1573 г. Муралей Рахманинов Воронов [см. Рахманин, Ворон], помещик, 1597 г., Рязань; Муралей Федорович Лодыженский [см. Лодыженский], помещик, 1627 г., Белев Мура – каменная стена; муралей – мастер каменного дела Муранов Богдан Васильевич, 1565 г., Углич; Мурановы, вторая половина XVI–XVII в., Углич Мурат, Муратовы ( Амуратовы ): Мурат Пятого Аникеев, помещик, 1551 г., Новгород; Борис Севастьянович Амуратов [см. Амуратов], дворянин, 1562 г., Москва; Муратовы, вторая половина XVI в. и позже, Рязань [см. Кизилбаш, Пустин, Хлюпин] Мурахин Иван, казак, 1615 г. Мураш Яков, холоп, 1603 г., Новгород Мурашкин Иван, крестьянин, 1606 г., Арзамас Мурза Федорович Меликов [см. Мелик], первая половина XVI в.; Мурзин, XVI–XVII вв., Тульский уезд [см. Болкашины, Дивей, Курка, Чуфаров] Мурзан Степанович Соймонов [см. Соймоновы], середина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытки заключения церковной унии в Великом княжестве Литовском (конец XV в.) и Брестская уния (конец XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Упомянутые в заглавии моменты из истории конфессиональных отношений издавна привлекали внимание исследователей, и в настоящее время уже сложилась традиция их изучения. Однако в научной литературе отсутствует развернутое сопоставление двух исторически сложившихся ситуаций, в работах подчеркивается то преемственность, то принципиальное различие между ними. На наш взгляд, лишь одновременное рассмотрение схожих явлений и новых условий во время этих событий позволило бы ответить на вопрос, почему попытки осуществить унию церквей в конце XV в. завершились полной неудачей, а в конце XVI в. привели к определенному, хотя и неполному успеху. Во избежание возможных недоразумений хотелось бы сразу же отметить, что мы не считаем, что в конце XV в. заключение унии не привело бы к конфликтам в православном обществе. История с поставлением в Константинополе митрополита Спиридона вопреки воле короля Казимира свидетельствует в пользу того, что и в конце XV в. уния скорее всего привела бы к расколу. Поэтому речь может идти лишь о том, почему в конце XV в. не была заключена уния с той частью православного общества, которая искала контактов с Римом. Выявить черты преемственности и различия двух исторических ситуаций можно, рассмотрев позицию, которую занимала в конце XV и соответственно в XVI в. каждая из сил, принимавших участие в событиях. Наиболее четко черты преемственности прослеживаются в позиции западнорусского духовенства. Обстоятельный анализ главного памятника, отразившего взгляды той части духовенства, которая во 2-й половине XV в. стремилась к унии с Римом — послания к папе Сиксту IV,— привел в начале XX в. украинского исследователя Б. Бучиньского к выводу, что в этом памятнике «явно одно основне бажене — задержати свою догму, обряд, oprahiзaцiю як мога бiльшe» . К такому же выводу пришел и современный исследователь М. В. Дмитриев, изучая текст 32 артикулов — условий, предложенных западнорусскими епископами в конце XVI в. сначала «панам римляном», а затем и папе Клименту VIII .

http://sedmitza.ru/lib/text/442985/

К этому типу отнесена часть горшков варианта 4 и варианта 5. Вариант 7. Датируется XIII–XIV вв. С. 152–153; 22. Табл. 23, 6/, 25, 413; 23. С. 132, 139 и др.]. Аналогичная керамика по технологическим и морфологическим особенностям была найдена при исследовании городищ Серенек, Спас-Городок, Любутск и может быть датирована XIII–XIV вв. Тип 3. Возросло качество обработки гончарного теста: шире применялись мелкоразмерные добавки и светложгущиеся глины, реже встречаются естественные крупные включения. Обжиг, как правило, проводился при температуре каления глины (излом светлый или с темной полосой в центре). Орнамент сгруппирован в несколько полос, реже сосредоточен на плечике сосуда. По форме профиля верхней части среди фрагментов сосудов типа 3 выделено несколько вариантов. К этому типу отнесена часть горшков вариантов 2, 5. Вариант 8. 12 % коллекции венчиков из раскопок 1997 г. и 2% коллекции из раскопок 1992 г. В археологических коллекциях из раскопок памятников эти горшки датируются XIV–XV вв., широко представлены в культурных слоях городищ Любутск (Ферзиковский район Калужской области), Вязьма (Смоленская область) и др. С. 152–154; 19. С. 110. Табл. 9, 60 и др.]. Вариант 9. В XIV в. появляются горшки с прямой вертикальной или слегка наклоненной внутрь шейкой, с губой в виде валика на внутренней стороне. С. 110. Табл. 9, 58; 24 и др.]. Вариант 10 появляется во второй половине XV в. Тип 4. Изделия сформованы из тонких масс с примесью песка мелкой и средней размерности, реже без видимых включений. Обжиг полный или кратковременный (с темной полосой в изломе). Орнамент линейный, волнистый, тычковый (углубления различной конфигурации) по плечику; есть неорнаментированная посуда. Внутри типа 4 преобладают горшки варианта 9 (с вертикальной слабо отогнутой или вогнутой шейкой, губой в виде валика на внутренней стороне): 63 % вёнчиков всей коллекции из раскопок 1992 г. и 27 % в раскопках 1997 г. Горшки с венчиками варианта 9 на поселениях бассейна Верхней Оки, появившись в XIV в., заняли доминирующее положение в XVI в. Появление горшков варианта 9 (подвариант 1) в бассейне Средней Оки относится к XIV в. С. 48. Рис. 3, 13–15]. На имеющемся материале можно отметить, что развитие горшков с венчиками варианта 9 в бассейне Верхней Оки шло по пути уменьшения длины шейки: подвариант 1–XIV–XVI вв., причем на XIV–XV вв. приходится его наибольшее распространение, подвариант 2 – XV– XVI вв. С. 33–34], подвариант 3 – XVI–XVII вв. Наряду с уменьшением длины шейки увеличивалась массивность губы. Для XIV–XV вв. характерны горшки с небольшим валиком. В конце XV–XVI вв. преобладающими были горшки с массивными валиками на внутренней стороне. Этот вариант горшков широко распространен на археологических памятниках Верхнего Поочья в XVI в: городище Воротынск, культурный слой Боровска, Пафнутьев-Боровского монастыря (Калужская область) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

II. Часть первая Римские катакомбы Отдел первый I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV XVI. Отдел второй. I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. Часть вторая Надписи и Символические Изображения Надписи I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. Символические изображения Отдел первый I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. Отдел второй I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. Часть третья Изображения Спасителя, Богоматери и Апостолов у первых христиан I. II. III. IV. V. VI. VII VII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. XXV. XXVI. XXVII XXVIII. XXIX. XXX. XXXI. XXXII. XXXIII. XXXIV. XXXV. XXXVI. XXXVII. XXXVIII. XXXIX. XL Часть четвертая Было ли у первых христиан искусство? I. II. III. IV. Состояние римской живописи, при появлении христианства V. VI. VII Живопись в христианских катакомбах VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. Стеклянные чаши с изображениями по золотым пластинкам XVI. Пластика у первых христиан XVII XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. Памятники живописи первых христиан на востоке XXV. Памятники пластики первых христиан на востоке XXVI. Христианские мозаики XXVII. XXVIII. XXIX. XXX. XXXI. XXXII. XXXIII. XXXIV. XXXV. Памятники византийской живописи XXXVI. Христианские миниатюры до иконоборства XXXVII. Иконоборство и его влияние на византийское искусство XXXVIII. XXXIX. Христианские миниатюры после эпохи иконоборства XXL XLI. Византийская живопись на дереве XLII. Произведения византийской пластики из слоновой кости и драгоценных металлов XLIII. XLIV. XLV. Особенности произведений византийского искусства XLVI. Изменение в характере религиозных изображений первых христиан и причины, под влиянием которых оно совершилось. XLVII. XLVIII. XLIX. L LI. Влияние Византии в пределах искусства LII. Новые идеи, появляющиеся в религиозном искусстве Карловингской эпохи LIII. Новые религиозные начала, выраженные в искусстве эпохи готического полувозрождения LIV. Пробуждение арийской мысли, выражающееся в итальянском искусстве возрождения LV. LVI. LVII. LVIII. LIX. LX. LXI. LXII. LXIII. LXIV. LXV.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оменков Лавр, крестьянин, 1495 г., Новгород Ометюк Иван Семенович Кулебакин [см. Кулебакин], 1548 г., Звенигород Омешатов Иван, городовой приказчик, 1574 г., Кашин Онанка см. Оманка Онищины , 1525 г., Каргополь Онуча, Онучины : Семен Иванович Онуча Данилов, первая половина XVI в.; Онучины, вторая половина XVI в. и позже, Нижний Новгород; 1565 г., Казань; конец XVI–XVII в., Арзамас [см. Ветхий] Оншутин Сухой [см. Сухой], крестьянин, 1502 г., Белоозеро Оня Осип Афанасьев, крестьянин, 1600 г., Арзамас Опалевы : Никита Семенович, 1550 г.; Яныш [см. Яныш] Замятнин [см. Замятня], 1586 г., Новгород [см. Немир, Неустрой, Одежа] Опалишин Асташ, дьячок, первая четверть XV в., Переяславль Опалкин Смирной [см. Смирной], посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород Опара, Опарины : Опара, XVI в., в Новгороде несколько лиц; Потеха [см. Потеха] Иванович Опарин, 1599 г.; Иван Опара, крестьянин, 1643 г., Кострома Опара – закваска, тесто в кващне Опас Небытов [см. Небытов], казнен в 1570 г., Новгород Опахало Кирилл, крестьянин, 1498 г., Новгород Опенок ( Оценок ? – С. В.) Сумаков (Сумороков) [см. Сумак, Суморок], писчик, 1502 г., Белоозеро Опишин Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород [Ср. Безопишин] Оплач , крестьянин, XVI в., Новгород Ср. оплачка – оплакивание покойника Оплачеевы ( Оплечуевы ), XVI в., Новгород и Псков; Тимофей, городовой приказчик, казнен в 1570 г., Псков Опляшихин Григорий, таможенный целовальник, 1632 г., Соль Вычегодская Опочинины : Дмитрий Степанович, писарь, середина XV в., Углич; Грязной [см. Грязной] Опочинин, подьячий, позже дьяк, 1566–1576 гг.; Опочинины, XV–XVII вв., Углич и Кашин Опранин Федор Семенович, 1577 г., Суздаль Опура , поп, первая половина XV в., Соль Галицкая Ср. деревня Опурина возле Солигалича Опурить – помочиться (Даль) Опухлый , крестьянин, 1498 г., Новгород; Третьяк [см. Третьяк] Опухлый, крестьянин, 1572 г., там же Опухта, Опухтин (позже – Апухтины ): Федор Юрьевич Опухта, родоначальник фамилии Апухтиных, начало XVI в.; Азей [см. Азей] Лукьянович Опухтин, 1612 г., Волхов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010