«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Четвертый Ангел – это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии. Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси – в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт. 32 В древней Церкви такого еще не было – благочестивые обычаи только начали активно формироваться. Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием – словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии – в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV-XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия – это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера – частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению верование другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе. 33 И складывается интересная ситуация: вопрос религии – это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля. 34 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И, открывая грехи мои, не подвергни меня позору перед страшным судилищем Твоим. Да не бросятся на меня львы. И волны огненного моря, которое должна перейти всякая душа, да не потопят душу мою ранее, чем узрю божественную славу Твою. О Боже, Судия праведный, Тот, Кто будет судить смертных судом правым Своим и воздаст каждому по делам его! Пребудь со мною в милосердии Твоем и освети путь мой, дабы я пришел к Тебе. Ибо Ты изобильный источник всех благ и слава в вечности, аминь!» Глава XIV И случилось потом, когда Иосиф возвратился к себе в город Назарет, постигла его болезнь, и он лежал в постели. И настало время, когда ему надлежало умереть, ибо таков удел всех людей. И он сильно страдал от этой болезни, она была первой, постигшей его со дня его рождения. И так благоугодно было Христу (приказать относительно Иосифа). Он прожил сорок лет до заключения брака. Жена его прожила с ним сорок девять лет, и когда они прошли, она умерла. Через год после ее смерти священники поручили Иосифу Мать Мою, блаженную Марию, дабы он хранил ее до брака. Она пробыла два года в его доме, и на третий год Ее пребывания у Иосифа, будучи в возрасте пятнадцати лет, Она родила Меня на земле посредством тайны 217 , которую ни одна тварь не может ни понять, ни проникнуть, но только Я, Мой Отец и Дух Святой, единосущные со Мной. Глава XV Итак, возраст отца Моего, сего праведного старца, достиг ста одиннадцати лет, – по воле Отца Моего небесного. И день, в который душа его рассталась с его телом, был двадцать шестой день месяца Абиба. Он начал терять золото яркого блеска, то есть свое понимание в науке. Ему стали противны пища и питье, и он утратил свое умение в плотничьем искусстве. И сделалось в двадцать шестой день месяца Абиба, что душа старца Иосифа Праведного впала в тревогу в то время, как он лежал на своей постели. Ибо он отверз уста свои, испуская вздохи, и всплеснул руками своими. И он воскликнул громким голосом, говоря так: Глава XVI «Несчастный день, когда я был рожден на этот свет! Несчастное чрево, носившее меня! Несчастные недра, принявшие меня!

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Ин.17:21 ), можем даже назвать духовным вкушением. Все это совершается преимущественно при помощи умного делания, Иисусовой молитвы, занимаясь которой, мы сможем обрести такую веру, какую обрел апостол Фома. И не будем неверующими, но верующими. Ведь вера — это не только согласие с тем, что нам кто-то рассказал, и убеждение в том, что это действительно правда, хотя нас этот рассказ никак не волнует. Например, нам сообщили о каком-то случае, который нас непосредственно не касается, и мы с легкостью принимаем это за правду и, едва услышав, забываем. Но если вдруг обнаруживаем, что сказанное должно как-то повлиять на нашу жизнь, то начинаем внимательно рассуждать, так ли все было, правильно ли нам рассказали. В этом случае мы проявляем беспокойство. Тем более, если мы услышим такую необыкновенную вещь, как весть о Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, мы не можем отнестись к ней как к чему-то не затрагивающему нашу внутреннюю жизнь, мы должны всеми силами своей души вникнуть в нее. И тогда мы обретем веру как опытное знание и переживание, то есть настоящую веру, а не такую, которая основана лишь на доверии к чужим словам. Хотя апостол Павел говорит, что вера — от слышания, а слышание — от проповеди (см. Рим.10:17 ), но это только начало веры. На самом же деле вера — это духовное единение человека с предметом веры, а многие люди обладают верой лишь в том смысле, что верят тем или иным вещам, иногда сверхъестественным, но они не имеют опытного знания духовной реальности. Мы же должны уподобиться апостолу Фоме и осязать Господа Иисуса Христа своим духом, как апостол Фома осязал Его рукой. Только тогда мы сможем искренне, от всей души сказать, что Иисус Христос есть действительно Господь и Бог наш. Аминь. 4 мая 2003 года Неделя 3я по Пасхе, святых Жен-мироносиц (Мк., 69 зач., XV, 43 — XVI, 8) Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Итак, следует ли предпочесть это понимание, или же приведенное нами ранее? Спорить об этом, это все равно, что вопрошать, кто более приблизился к Господу: сотник или посланные им друзья, о чем мы уже говорили выше ( кн. 2, гл. 20 страданий Господа, обыкновенно возбуждающий бесстыдство спорщиков и смущающий неопытность слабых, разрешен. Глава XIV 51 . Матфей далее говорит: «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Мф. 27:38 ). Подобным же образом говорят Марк и Лука ( Мк. 15:27 ; Лк. 23:33 ). И то, что сказал Иоанн, также не должно вызывать вопросов. Он пишет: «Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» ( Ин. 19:18 ). Иоанн не сказал, что это были разбойники, но, так как он и не сказал, что то были люди невинные, то противоречия тут нет. Глава XV 52 . Затем Матфей продолжает так: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Марк пишет о том же почти дословно. Далее Матфей пишет: «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф. 27:39–43 ). Марк и Лука, хотя отчасти и другими словами, но выражают те же самые мысли; впрочем, один пропускает то, что приводит другой. О главных священниках, которые осмеивали распятого Господа, они говорят единодушно, Марк же умолчал о старейшинах; все вместе они упомянули обо всех первенствующих лицах, так что здесь можно подразумевать и книжников, и старейшин ( Мк. 15:29–32 ; Лк. 23:35–37 ). Глава XVI 53 . Матфей далее пишет: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» ( Мф. 27:44 ). Марк не противоречит ему, хотя говорит о том же другими словами ( Мк. 15;32 ). Но может показаться, что им противоречит Лука, если только не вспомнить о довольно обычном у евангелистов способе передачи событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

- На некоторых иконах Предтеча изображён с крыльями. Почему? - Такие иконы появились на Руси в XV-XVI веках. Сама же идея изображать Крестителя с крыльями возникла в XIII веке и связана была с богословским воззрением, что св.Иоанн Предтеча является в высшей степени аскетом, пустынником и постником: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3,4); крылья же на иконах - символ чистоты его жизни. - Батюшка, а может это быть связано также и с тем, что Ангелы суть вестники и быстрые исполнители воли Божией, а Предтеча и был вестником, пророчествуя о приходе Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11)? - По свидетельству св.Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя называют Ангелом потому, что он говорил не от себя, а возвещал тайны Божии, был вестником, что в переводе и значит «Ангел». Сам Христос говорит о св.Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10). - В Священном Писании также говорится о крещении страданиями и кровью мученическою. Как это понимать? - Это значит, что не успевшие - именно не успевшие, а не не захотевшие - принять водное Крещение, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь свою за имя Христово, за веру христианскую, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Например, те из язычников, кто принял мученичество за Христа, омылись собственной кровью, и Крещение их полное и действительное. - Зачем крестить младенцев, ведь они ещё не успели наделать грехов, какие надо было бы смыть Крещением? - Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). При Крещении каждому человеку даётся Ангел Хранитель, и дитя оказывается под защитой. А если младенцы не крещены, то они находятся вне Церкви. Их нельзя причастить, помолиться за них на проскомидии во время литургии, при необходимости пособоровать. В Таинстве Крещения каждый получает благодать Духа Святого, очищающую от первородного греха. Недаром ведь свт.Иоанн Златоуст называет Крещение «баней пакибытия», а ап.Павел - «банею возрождения и обновления» (Тит.3,5). Как люди, побывавшие в бане, омываются от скверны и пороков телесных, и выходят чистыми, и одеваются в чистые одежды, так и христиане, вшедши в «баню» Святого Крещения, омываются от скверн греховных - очищаются, освящаются и одеваются в светлые одежды, делаясь чадами Божиими. Как говорил апостол, «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор.6,11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Наконец, пророки были уже в действительности тем остатком, ради которого сохранялся народ, благословенною «отраслью», виноградным соком: когда в виноградной кисти есть вино, тогда охраняют ее, потому что в ней благословение, также поступает Иегова и ради рабов своих, чтобы не всех погубить 444 . Но чем пророк был для Израиля, тем сам Израиль был для языческих народов, для всего мира: если он страдал за свои грехи пред Иеговой, то во всяком случае он был не хуже языческих народов, которым был отдан на поругание, – он был лучше их и страдал от них, как праведник от нечестивцев 445 , ради распространения славы Божией во всем мире, он служил делу Иеговы, был рабом Его 446 , за Него умерщвлялся всякий день и считался овцами, обреченными на заклание 447 . Так был создан религиозным творчеством Израиля образ сына человеческого, раба Божия, страдающего праведника. Главные черты этого образа – невинные страдания и их искупительное значение. Величественная песнь о рабе Божием дана у Исаии b LII – LIII rлabax: «... Он был презрен и отвергнут людьми, страдалец, – но Он принял на себя болезни наши»... Главный вопрос, который возникает при чтении этой ветхозаветной песни невинных страданий, в том, выражает ли образ раба Божия в устах пророков полную действительность. На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Бесспорно, что опыт пророков и всего Израиля был истинно-религиозным переживанием. Для израильского праведника Бог был величайшим благом, превышающим всякие вне религиозные блага. «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Томится плоть моя и сердце мое; твердыня сердца моего и часть моя Бог вовек. Ибо вот, удалившиеся от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя. А мне благо близость к Богу» 448 . В псалмах I, XV, XVI, XXV, XXVI, LXXXII1 bocnebaemcя блаженство мужа, который не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, в собрании кощунствующих не сидит, но влечется к закону Иеговы и о законе Его помышляет день и ночь, – воспевается полнота радостей пред лицом Иеговы, блаженство в деснице Его, радость взирания на лицо Его, насыщения образом Его, созерцания красоты Его, посещения святого храма Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но любовь и уважение к Спасителю нисколько не умалились в их признательных сердцах. Души учеников Его были соединены с Ним вечным небесным союзом. Гроб Его сделался для них святилищем, в котором заключены были все их святые помыслы, все чистые желания, вся вера. И с этою святою любовью непрестанно смешивалась ужасная мысль: " Он умер! Он не то, чем мы почитали Его! Он не Мессия! Он, Который был и есть для нас все!.. " (Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского). Казалось, все было кончено, зло торжествовало. Сомкнулись Пречистые уста, вещавшие с такой силой глаголы жизни вечной; безжизненно опустились руки, когда-то с любовию благословлявшие приходивших к Нему и исцелявшие страждущих; перестало биться великое, любящее сердце, вместившее в себе весь мир. На все легла печать смерти. И под этим холодным веянием смерти поблекли надежды учеников видеть своего дорогого Равви в ореоле славы и мессианского величия. С какою безнадежной грустью признаются они: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. XXIV, 21). В тучах скорби, повисших над головами учеников, казалось не было просвета... Но теперь мы уже знаем: минула Суббота, и лучезарная радость Воскресения осияла скорбные сердца! Воскрес Господь, воскресла погребенная правда! И ни камень, ни печати гроба, ни стража, ни вся сила ада не смогли удержать ее в темной пещере. Свет воскресения, как ослепительная молния, пронизал тучи зла. Господь воскрес и снова явился миру! Какой великий урок для нас — урок надежды! Как часто в жизни частной и общественной бывают положения, которые кажутся безнадежными. Особенно часто приходится переживать их христианину, порвавшему связь с мирскими стремлениями и привычками и вступившему на тесный, но прямой путь ко Христу. Весь мир вооружается против него. Если бы вы были от мира, - предупреждает Господь Своих последователей, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас... В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. XV, 19-20; XVI, 33). Вас преследует несправедливость высших, насмешка и презрение товарищей, злоба и зависть низших. Змеиный поток клеветы отравляет ваш покой. Вас называют юродивым, ханжой, святошей, лицемером. Кругом себя вы не встречаете ни дружеской поддержки, ни слов участия. В окутавшем вас мраке не видно ни одной светлой точки; кажется, нет исхода! И это может длиться годами!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Преодоление греха. Если путь богообщения есть путь святости, то он есть и путь борьбы с грехом. Всякий грех есть грех против Бога и противление воле Божией (Пс., XXXIX, 9, СУ1, И). «Пред Тобой одним я согрешил», говорит Псалом (Ь, 5). Мы не чувствуем этого, потому что не думаем о Боге и в нравственном законе не видим божественной правды. Но Ветхий Завет не знает отвлеченной нравственности: все законы бытия от Бога, поэтому всякое нарушение их есть вина перед Богом. Безгрешность невозможна для падшего человека. Иов отрицает, что он заслужил страшное наказание, его постигшее. Но вся книга Иова полна чувства недостоинства человека перед Богом. «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения (людях)» (IV, 17–19). «И небеса нечисты в очах Его, тем более нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (XV, 14–16). Однако, Бог и не требует от человека совершенной праведности. Богу нужна лишь вера и любовь, смирение и покаяние. «Сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог». Нераскаянность в грехах не только оставляет неисцеленной нашу душу, но оказывается изменой Богу. Писание изображает союз Бога с людьми, как брак; вероотступничество и грех, как измену. Милосердие Божие достигает такой степени, что Бог готов простить неоднократные измены и вернуть к Себе изменившую Ему «жену». (Ис., ЫУ, Иез., XVI). «Как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Господь, как жену юности, которая была отвержена» (Ис., ЫУ, 6). Милосердие Божие и Его верность нам бесконечно превышают наше раскаяние, но мы должны по меньшей мере обратиться к Богу. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез., XXXIII, 11). «Обратитесь к Тому, от Которого вы так отдалились, сыны Израиля!» (Ис., XXXI, 6). Бог может сделать грешников «белыми, как снег», не необходимо, чтобы они сами «перестали делать зло и научились делать добро» (Ис., I).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010