Помимо празднования в честь отечественных святых в Киевский период было установлено несколько новых праздников, которые совершались только Русской Церковью. Это память перенесения мощей Св. Николая из Мир Ликийских в Бар-град, установленное вскоре после 1087г., и празднование первого октября Покрова Пресвятой Богородицы (с середины XII в.), празднование 27 ноября в честь иконы Богоматери «Знамение», чудесною помощью которой Новгород в 1169г. выдержал осаду объединенного войска 15 князей и празднования в честь освящения великих киевских церквей: 12 мая – освящение Десятинной церкви, 11 мая и 4 ноября – два освящения собора Св. Софии, 26 ноября – освящение церкви Св. Георгия Победоносца. Эти последние имели, первоначально, характер местных, киевских, но т.к. переписчики списывали киевские святцы для церквей в других русских городах, то праздники в честь освящений церквей приобрели общерусское значение. Еще один новый праздник бы установлен в 1160-е годы в Русской и Греческой церквах одновременно: Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице в день 1 августа. В этот день в 1164 году русские войска под предводительством великого князя Суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского и византийцы, во главе с императором Мануилом Комнином, вступили в бой с врагами христианской веры: русские – с магометанами – камскими болгарами, греки – с арабами и, благодаря помощи икон Пречистой Богоматери и изображения Животворящего Креста Господня, одержали блестящие победы над своими противниками. Служба празднику изнесения Честных друев Животворящего Креста Господня была заимствована от греков. О том, как в Киевский период совершались Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака и обрядовые богослужения, сведения сохранились весьма скудные и отрывочные. Церковное правило митрополита Георгия (1065–1076 гг.) содержит запрещение совершать крещение в домовых церквах и предписание крестить в соборных церквах и в монастырях. Митрополит Иоанн II (1077–1089 гг.) предписывал крестить детей, в соответствии с установлением Св. Григория Богослова , в трехлетнем возрасте. Исключение делалось им для больных детей «аще детя умирать начнет, омывше не ждати ни единого дни». 131 Однако, из житий святых преподобного Феодосия Печерского и Авраамия Смоленского известно о существовании обычая нарекать имя младенцу на 8 день и крестить на 40-ой день после рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка-митрополит проследовал в Успенский собор, за ним вскоре вошла туда и царская семья. Богослужение уже отправлялось по вновь составленной службе преподобному Серафиму. После литии все зажгли свечи и начался крестный ход к церкви свв. Зосимы и Савватия за святыми мощами прп. Серафима. Гроб, установленный на носилках, высоко подняли над головами всех. Плавно, благоговейно вошел крестный ход в Успенский собор. Всенощная продолжалась, и при пении «Хвалите имя Господне» все служащие вышли на середину храма. Как только была открыта крышка гробницы, все преклонили колена и неудержимый порыв молитвенного восторга услышался в могучем пении первого величания преподобному Серафиму. Это была всенощная духовного восторга, умиления и ощущения особой милости Божией к людям. Богомольцы всю ночь приходили потом ко гробу, прикладывались к святым мощам, при этом было несколько случаев исцелений. На следующий день, 19 июля, поздняя литургия началась в Успенском соборе в 8 часов утра. На малом входе, при пении «Приидите, поклонимся», архимандриты подняли гроб с середины храма, обнесли его вокруг святого престола, а затем положили в уготованную раку. Когда же кончилась литургия, из собора последовал крестный ход. Народ так же, как и накануне, живой стеной стоявший по пути крестного хода, был охвачен сильным религиозным воодушевлением. Да и вся Россия, весь русский народ в этот день молитвенно был в Сарове. Так торжественно совершилось обретение честных мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Память его Православная Церковь празднует 2/15 января — в день преставления и 19 июля/1 августа — в день обретения мощей. Сильвестр Печерский, преподобный Житие преподобного Сильвестра Печерского остается почти неизвестным. Подвизался он в XII столетии. Единственное, дошедшее до нас, свидетельство сообщает о нем, что он был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве и что он продолжил труд летописца преподобного Нестора († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября и 28 сентября/11 октября) и написал девять житий святых угодников Печерских. В службе отцам Печерским, почивающим в Ближних пещерах, преподобный Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (9-я песнь канона). Преподобный Сильвестр погребен в Ближних пещерах, память его празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Январь, 4 Ахилла, диакон Печерский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Имя «Осий» не только лишь на Востоке, но и вообще, по–видимому, в древнее время не было обычным. В Smith and Wace. Diction, of Christ. Biography, III, 174, указывается, напр., кроме Осия Кордубского, еще лишь один Осий — епископ Лакедемонский, подписавший ответное послание провинции Эллады в 458 г. на запрос императора Льва о Халкидонском соборе (Mansi, VII, 612). С именем σιος встречаются еще два епископа в списках никейских отцев той редакции, где епископы не распределены по провинциям: в cod. Vat. Reg. 44, XIV в. (Gelzer. Loc. cit.), Sinait. graec. 1117, XIV в. (Бенешевич В. Η. Синайский список отцев Никейского Первого Вселенского собора//Известия Имп. Академии Наук. 1908. С. 281–306) и в арабском переводе списка (Gelzer. Loc. cit.). 1) σιος, πσκοπος σιανν (Gelzer, 73, VI74)=σιος Θασας (Бенешевич, З01235)="" s " lB " sj " s [Hosius Basias] (Gelzer, 171, X236). 2) σιος Δορτν (Gelzer, 73, VI76)=σιος Δορετν (Бенешевич, 28842)="" lTwrtwtn [Hosi[b]us Dorto[t]n] (Gelzer, 149, X47). Но значение этих списков пока еще не выяснено, и самое существование таких епископов неизвестных кафедр может подлежать сомнению. У архи–еп. Сергия. Полный месяцеслов Востока. 2–е изд. Владимир, 1901, упоминаются, кроме Осии пророка (17 октября) и «Осии исповедника, епископа Кор–дувийского» (27 августа), еще «Осия исповедник в Асмануе в Эфиопии, t ок. 500» (18 ноября) (I, 693, по Miiller. Allgem. Martyrologium, 1860) и «свв. мучч. Амвросий и Осий» (16 декабря) (II, 1, 386, на основании славянских святцев СПб. Публ. библиот. 51, нач. XVII в.). О необычности на Востоке имени «Осий» может свидетельствовать отчасти, напр., тот факт, что в армянском переводе списка никейских отцев " Οσιος принято за прилагательное и передано словом «святой»: «sanctus episcopus urbis Curdubae» (Gelzer, 186–187, cf. XXXIII). — На Западе, по–видимому, это имя потом не было популярно ввиду «отступничества» бывшего исповедника и великого защитника веры в его последние годы и резких инвектив против него по этому поводу не только люцифериан, но и такого авторитета, как св. Иларий Пик–тавийский. В Римской и вообще Западной церкви святым Осий не признается и в западных календарях имени его нет. Не так отнеслась к заслуженному сподвижнику св. Афанасия Великого в борьбе за веру, частью согласно со взглядом на него самого Афанасия, Восточная церковь. Память Осия в ней чествуется 27 августа, как исповедника. См.: Сергий, архиеп. II, 1, 259 (месяцеслов имп. Василия X в., месяцеслов при греч. апостоле XI-XII вв. Моск. акад., месяцеслов при греч. Евангелии XII в. Киевск. акад., минеи Макария XVI в.). Энергичную, но не удавшуюся попытку реабилитировать память Осия и достигнуть введения его почитания в Западной церкви предпринял некогда и написал для этого обширное сочинение испанец–иезуит Mich. Jos. Maceda. Hosius vere Hosius " Οσιος αληθς σιος (s. Athan.), hoc est Hosius vere innocens, vere sanctus, dissertationes II. Bononiae, 1790. (4°, XVI+495 pp.:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Почитание св. мученика в Русской церкви известно уже с XII в. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 г. В день памяти Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами, при Гангаузе в 1714 г. и в 1720 г. при Гренгаме. Великомученик Пантелеимон почитается в Русской церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя – Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении – Пантелеимон, т.е. «всемилостивый», раскрывается из почитания святого как целителя. Мч. Параскева, нареченная Пятницею Память ее празднуется 28 октября/10 ноября Параскева Пятница одна из любимейших русским народом святых. С древности считалась покровительницей полей и скота, поэтому в этот день в храмах освящали приносимые крестьянами плоды, которые потом как святыню хранили весь год. А еще святая Параскева почиталась как врачевательница самых тяжелых телесных и душевных недугов. Ее житие на Руси знали и с малых лет читали детям. Родилась святая в богатой и благочестивой семье. Родители ее особенно почитали день страданий Господних – пятницу и поэтому дочь свою нарекли Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Когда девушка выросла, она решила себя посвятить Богу, дав обет безбрачия и выбрав путь приведения ко Христу язычников. За исповедание православной веры язычники предали святую великим мучениям: привязав к дереву, терзали тело святой мученицы железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей бросили в темницу. Господь не оставил своей рабы, чудесно исцелив ее за ночь. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить святую Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Преподобная Пелагия Память ее празднуется 8/21 октября Это было в середине V века. На собор в городе Антиохии собрались епископы; обсудив важные церковные вопросы, они пожелали услышать поучения блаженного Нонна, святителя Илиопольского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году). Основной придел — с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой — в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; 4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения. Праздники: Преображение Господне 6 (19) августа Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября Празднование в честь Козельщинской иконы Божией Матери 21 февраля (6 марта) Память прмц. Олимпиады (Вербецкой) 20 мая (2 июня) Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина Телефоны: (05342) 3-12-79 , 3-12-49 Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь [ править править код ] Крестовоздвиженский монастырь Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). Праздники: День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября Память прп. Серафима Саровского 2 (15) января, 19 июля (1 августа) Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября) Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а Телефон: (0532) 56-14-68 Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь [ править править код ] Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Наиболее ранее указание на то, что память вмч. Димитрия отмечалась 26 октября , относится к кон. VI — нач. VII в. (Чудо I, 12). Описание праздника сохранилось в более поздних источниках. Согласно «Тимариону» (XII в.), он длился 3 дня, с ночи на 26 октября В эти дни совершались всенощные службы и торжественные процессии, в которых принимали участие городские власти и многочисленные паломники (Тимарион. С. 30, 32, 34). «День святого Димитрия — такой же большой праздник, как Панафинеи в Афинах или Панионии в Милете; это — величайшее македонское торжество, и стекается на него народ не только тамошний, македонский, но всяческий и отовсюду: греки из разных областей Эллады, мисийские племена, населяющие земли вплоть до Истра и пределов Скифии, кампанцы, италийцы, иверы, луситанцы, кельты из-за Альп. Коротко говоря, даже прибрежье Океана посылает молящихся поклониться этому святому — так велика его слава по всей Европе» (Там же. С. 28). К этому празднику приурочивалась одна из наиболее важных на Балканах осенняя ярмарка (Там же. С. 28–30). В XIV в. празднику вмч. Димитрия предшествовал пост, 25 окт. крестный ход шел той дорогой, которой святой следовал на мученичество, — от церкви Пресв. Богородицы, называемой «Прибежище», к храму вмч. Димитрия 3 ноября завершающая церемония закрывала праздник. Свт. Григорий Палама и Константин Арменопул пишут, что крестные ходы происходили в течение всего октября. Кроме того, каждую неделю совершалось 3 службы в честь вмч. Димитрия: в воскресенье — память его мученической кончины, в среду — его рождения, в пятницу — совместное празднование с Божией Матерью в церкви Богородицы Ахиропиитос. При архиеп. Симеоне Фессалоникийском с 19 по 26 окт. совершались особые службы, составленные по образцу служб Страстной седмицы , а день памяти великомученика уподоблялся Пасхе (эта традиция была возрождена в 1979 ). Попразднство, вероятно, также длилось неделю. Значительное почитание вмч. Димитрия в наст. время в Греции связано с тем, что освобождение Фессалоники от турок в 1912 г. произошло в день памяти святого. В Греции насчитывается 547 приходских церквей, освященных во имя вмч. Димитрия.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Примечания Л. 4об. ...и благоврной и христолюбивой цариц и великой княгин Марии Ильиничн... и великой княжн Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребёнок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ...преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежскихъ. чудотворцовъ. – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.: канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мощей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.: в 1552 г. в монастыре возведён храм, посвящённый его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.: принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4об.–5 ...Аврамия Ростовскаго,//Чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х годах; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.: жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, и литой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Л. 4 об. ...и благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии Ильиничне ... и великой княжне Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребенок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ... преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежских, чудотворцов... – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.; канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мошей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.; в 1552 г. в монастыре возведен храм, посвященный его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.; принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4 об. – 5 ...Аврамия Ростовскаго,//чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х гг.; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.; жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, илитой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Рыльская обитель, основанная преподобным Иоанном Рыльским. Это огромный архитектурный комплекс. Высота каменных стен, окружающих монастырь, местами достигает 24 м. Главными святынями монастыря являются мощи прп. Иоанна Рыльского и святая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии (XII в.); – Бачковский монастырь (о котором уже упоминалось в главе «Грузинская Православная Церковь ). Основан в 1083 г. полководцем Григорием Бакурианис-дзе, грузином по национальности. В написанном им Уставе (Типике) монастырь объявлен грузинским. На протяжении длительного времени монастырь продолжал оставаться грузинским. После покорения Болгарии турками хозяевами монастыря стали греки. В 1894 г. монастырь был отдан в ведение Болгарской Православной Церкви. Монастырь ставропигиальный; – Троянский монастырь (на р. Осым), в 8 км юго-восточнее Трояна, является третьим монастырем по величине в Болгарии после Рыльского и Бачковского. По монастырским летописям, ок. 1600 г. здесь подвизался некий «старый духовный отец» с учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь со Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» из Хиландарского монастыря. Тогда на этом месте была построена деревянная церковь и несколько келий. Из святых Болгарской Церкви можно назвать князя Бориса, крестителя болгар (память 2 мая), равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности (память 11 мая), Климента Охридского, ученика Кирилла и Мефодия (память 27 июля и 25 ноября), Наума, друга св. Климента, организатора Преславской литературной школы (память 27 июля), преподобного Иоанна Рыльского, основателя Рыльской обители (память 18 августа и 19 октября) и др. Структура управления . Главой Болгарской Церкви является Патриарх (носитель высшей исполнительной власти). Высшая административная духовная власть принадлежит Священному Синоду (входят все митрополиты во главе с Патриархом); кроме того, существует Малый Синод (4 избираемых митрополитов), работающий постоянно. Высшей законодательной властью в Церкви обладает Церковно-Народный Собор, куда входят все служащие архиереи и светские лица. При Священном Синоде имеется также Высший Церковный Совет (состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян и 2 заместителей под председательством Патриарха), занимающийся хозяйственными и финансовыми вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения 19 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам, в миру Алексей, жил в XII веке, родился в знатной новгородской семье. После смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным и принял постриг с именем Варлаам в Лисичьем монастыре. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. Здесь инок подолгу молился и пребывал в строгом посте. Вокруг инока стала формироваться обитель, также к нему за советом обращались миряне. За добродетельную и подвижническую жизнь Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам благословил его и пожелал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Князь удивился, так как не знал о том, что у него родился сын. Получив вскоре ту весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного. Преподобный Варлаам преставился 6 ноября 1192 года. Преподобный Варлаам известен также многими посмертными чудесами, при его гробе свершалось много исцелений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010