На Руси были также установлены и другие праздники. 18 (31) июля стало отмечаться как день Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, воспоминание явления Божией Матери святому князю Андрею. Этот праздник был установлен по воле самого благочестивого князя-страстотерпца. 27 (10) ноября стало днем воспоминания чуда Знамения от иконы Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде при отражении осады города суздальцами. Этот праздник был установлен в 1169 г. Новгородским архиепископом святым Илией-Иоанном. Все эти праздники первоначально имели лишь местное значение, но вскоре стали отмечаться как общерусские. Праздник Всемилостивейшего Спаса и Его Пречистой Матери был установлен 1 (14) августа. Это произошло по взаимному соглашению святого князя Андрея Боголюбского и византийского императора Мануила Комнина, которые оба в этот день одержали победы над мусульманами – болгарами и сарацинами (соответственно). Князь и император служили молебны перед началом сражений и оба удостоились знамений. Православные воины видели лучи света, исходившие от образа Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери. В память о победе над Волжской Болгарией князь Андрей также воздвиг на Нерли знаменитый храм-памятник, посвященный Покрову Божией Матери. Это событие положило начало традиции празднования 1 (14) октября дня Покрова Пресвятой Богородицы. О богослужебной традиции Русской Церкви до 2-й половины XI в. мало что известно. Однако жития святых Бориса и Глеба, преп. Феодосия Киево-Печерского, а также поучения Новгородского епископа Луки Жидяты свидетельствуют о том, что весь суточный круг богослужений совершался на Руси с самого начала церковной жизни, причем во многих храмах богослужения были ежедневными. Богослужебные книги, необходимые для этого: Евангелие, Апостол, Служебник, Часослов, Псалтирь и Октоих – были принесены на Русь из Болгарии в виде переводов, сделанных святыми Кириллом и Мефодием. Древнейшая из дошедших до наших дней рукописная богослужебная книга начала XI в. – Минея за май месяц. Ко 2-й половине XI – началу XII в. относятся три древнейшие русские Евангелия – Остромирово, Мстиславово и Юрьевское. Этим же временем датирован Служебник преп. Антония Римлянина (ум. в 1147 г.), особенностью которого является отсутствие указания количества просфор, на которых совершается литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Эрк, епископ Слейна († ок. 512 128 , память 31 октября ст. Стиля в Корнуолле, 2 ноября ст. Стиля в Ирландии) Святой Эрк (Erc, лат.: Ercus), или Эрт (корн: Erth), или Херих (Herygh, некорректно) был ирландским святым, который, по-видимому, также подвизался в Корнуолле. Святой Эрк был единственным человеком, поддержавшим св. Патрика во время его противостояния с друидами на горе Слане (Slane) в 433 году. Патрик позже рукоположил его во священника и епископа Слане. Св. Эрк, по преданию, наставлял св. Брендана-мореплавателя в своей церкви в Трали (Tralee). Святой Эрк также отвечал за создание знаменитой школы в Слане, где, по преданию, учился король Дагоберт II (Dagobert II). Мартиролог ОГормана XII века (комментарии) именует его «Эрк из Слане, епископ Лилкаха и из Ферта Фер Фекь близ Сид Трума с запада». Считается, хотя точных данных на этот счёт нет, что корневилльский святой Эрк – это тот же самый человек. Он был братом свв. Юни (Uny) и Ии Корневилльской и прибыл в Корнуолл из Ирландии. Там известны село и церковь , освящённые во его имя. Тропарь, глас 1 Even in the darkness of heathendom/ thou didst recognise the God-given authority of Ireland " s Enlightener, O Hierarch Erc,/ and wast baptized at his hands./ Wherefore we beseech thee, pray to Christ our God/that being blessed with the virtue of humility/we may be found worthy of eternal salvation. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Например, он рассказывал о христианских мучениках, пострадавших в 523 году в Наджране (Награне) от иудея Дунаана (Дзу Наваса) (Память мученика Арефы и с ним 4299 мучеников празднуется 24 октября (стар.)/6 ноября (нов.)). Хитростью завладев городом, иудей Дунаан изменил своей клятве и стал принуждать христиан к отречению от Христа. Когда же все отказались, нечестивые вырыли ров и сожгли в нем несколько тысяч христиан обоего пола и разного возраста и сословия. Различные подробности этой истории долго ходили по Аравии. Мухаммед так был восхищен этим повествованием, что даже поместил его на страницы Корана. 85 сура начинается как раз с описания этого события, где Мухаммед обещает гибель мучителям: «Клянусь небом..., Аллах проклял обладателей рва (удлиненной трещины в земле), владетелей пылающего огня, который развели для мучения верующих, когда они сидели у огня, наблюдая, как мучаются верующие, и свидетельствовали о мучении верующих... Тем, которые стремились отвратить верующих мужчин и женщин от веры, подвергая их мучениям и сжигая их на огне, и не раскаялись, в будущей жизни уготован ад как воздаяние за их неверие и наказание огнем за то, что сжигали верующих» (К.85:1 – 10). Известно, что при Мухаммеде в должности секретаря находился иудей Абдалла, о котором писали современные ему раввины, что он содействовал Мухаммеду в религиозной реформе Аравии. «Кардинал Куза и Ричард, путешественник XII века, присовокупляют к сказанному, что Коран был написан при пособии иудея Салмана персиянина, хорошо знавшего еврейский язык и бывшего даже раввином» 18 . Вероятнее всего, что чистота языка и элегантность стиля Корана, которые мусульмане выставляют как один из фактов в пользу его неотмирности, так как они несопоставимы с неграмотностью Мухаммеда, подтверждают его создание кем – то из этих ученых личностей. Подтверждением тому служит тот факт, что эта элегантность и поэтичность стиля Корана очень фрагментарна и не прослеживается на всего изложения. Например, в мекканских сурах (610 – 622гг.) эта поэтическая протяжении окраска так разрозненна, что лучшие ориенталисты (востоковеды) (Мюир, Шпренгер, Вейль, Нёльдеке) могли хронологически определить место суры по ее поэтическому достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

признаны маловажными». После преосвященного Владимира, переведённого, 14 ноября 1842 г. на Тобольскую епархию, наш автор сравнительно спокойнее занимается учёными работами. Но с течением времена, силы его всё более и более слабеют, и уже 10 октября 1855 г. он жалуется Снегирёву на слабость зрения и боль в пояснице (с. 111), а 10 августа 1865 г. пишет при рапорте преосвященному Костромскому Платону (Фивейскому) : «Находясь в сане священника 52 года, исполнял я эту должность со всевозможным усердием, за что и бывал награждаем начальством. В исходе 52 года службы моей я совершенно расстроился в здоровье и по причине ослабления ныне моего организма возложенной на меня священнической должности исполнять не могу. А потому, в удостоверение этого, прилагая при сем медицинское свидетельство Нерехтского врача Фёдорова, осмеливаюсь просить ваше преосвященство уволить меня как от должности священника, так благочинного по XII округу и депутата 4 по Нерехтским училищам». В приложенном медицинском свидетельстве значится: «Я, нижеподписавшийся, по совести сим удостоверяю, что протоиерей Сыпановой слободы о. Михаил Диев , имеющий от роду 71 год, после бывшего в марте месяце апоплексического удара, страдает параличом: правой рукой не владеет, без посторонней помощи встать с места не может; память и соображение также повреждены, а потому должности священника исполнять не в состоянии». Просьба престарелого труженика была удовлетворена 12 августа 1865 г., при чём в своей резолюции об увольнении Диева от служения преосвященнейший Платон называет его «достопочтейнийшим о. протоиереем», делая тем самым авторитетную и лаконическую оценку, как самой личности его, так и его учёной деятельности. Вскоре после оставления своей, более чем полувековой службы, именно 3 февраля 1866 г., М. Я. Диев скончался; погребён он при церкви села Ильинского, что на реке Мезе, Костромского уезда. Сведений оставшегося после него семействе мы не имеем почти никаких. Сам он от 23 января 1857 г. писал о нём Снегирёву: «По слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16 мая, 26 сентября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12 июля), в Торжке –  преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличекий († 1504; память 6 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9 сентября, 18 октября), преподобный Корнилий Комельский († l537; память 19 мая). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня, 4 октября,5 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6 ноября, 23 июня), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого Патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Афанасий Галичский, Чухломской, преподобный ( Текст отсутствует). Июль 21 Онуфрий молчаливый и Онисим затворник, Печерские Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский, подвизался в Ближних (Антониевых) пещерах в XII веке. Вторично память его совершается 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Преподобный Онисим Печерский (XII–XIII вв.), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах. Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов. Память его совершается также 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Анна Кашинская, преподобная, благоверная княгиня — прославление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году; память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына, кашинского князя Василия Михайловича, перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Св. Анна имела кроме Василия, еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг отца своего, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь тверской, вместе с сыном Феодором — 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года (по другим источникам, в 1368 г.) и погребена в Успенском Кашинском монастыре. С годами Успенский храм обветшал, сквозь зияющий пол открылась гробница святой княгини Анны, память о которой со временем изгладилась в народе. Не зная, чья гробница находится в храме, прихожане ставили на гробницу вещи, клали одежду. В 1611 году, в Смутное время, благоверная княгиня Анна явилась тяжело больному пономарю Успенского храма Герасиму, исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по ее молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь. Благоверная Анна повелела чтить ее память и возжечь лампаду пред иконой Спаса Нерукотворенного, которая находилась над местом ее упокоения. С той поры кашинцы стали благоговейно хранить и почитать гробницу святой княгини Анны. При гробе ее неоднократно совершались исцеления больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Петербург прибывают мощи святого Димитрия Солунского ноября 2008 С 15 по 20 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге будет пребывать великая святыня христианского мира - частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. С 15 по 20 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге будет пребывать великая святыня христианского мира - частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Встреча мощей состоится 15 ноября 2008 года в 16 часов в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря. (Московский пр. д.100, станция метро " Московские ворота " ). Торжественный молебен по случаю прибытия мощей возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 14 ноября в 12 часов, по случаю прибытия мощей, в Воскресенском Новодевичьем монастыре состоится пресс-конференция, которую возглавит настоятельница монастыря игумения София (Силина). Ковчег с мощами Димитрия Солунского прибыл на Российскую землю из греческого города Фессалоники 5 ноября. В Храме Христа Спасителя г. Москвы реликвию торжественно встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 12 ноября святыню доставят в Минеральные воды. С 13 по 14 ноября ковчег с мощами великомученика Димитрия будет пребывать во Владикавказе, с 14 по 15 ноября - в Ставрополе. Пребывание греческой святыни в России организовано региональной общественной организацией " Русское афонское общество " . Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, великомученик, 8 ноября (26 октября). Святой великомученик Димитрий Солунский родился в христианской семье. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью воеводы было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий же вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Вскоре святой был заключен в темницу. По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями. Дмитрий Солунский особенно почитается славянскими народами, в русских былинах изображается русским по происхождению - так слился " его образ с душой русского народа. Почитание Дмитрия Солунского на Руси восходит к временам Крещения. В XI веке в Киеве был построен Дмитриевский монастырь, в XII веке - Дмитриевский собор во Владимире, в XIII веке - в Москве. Память святого Димитрия связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Сейчас св. Димитрий считается покровителем воинов. Фото - Патриархия.RU Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

В обоих есть память нигде более не встречаемая, это 4 июля память св. Михаила архиепископа афинского Хониата ( 1216 г.). Другой древний греческий месяцеслов в Московском Музее, относимый к концу в. В этих месяцесловах есть характеристические иерусалимские памяти: 8 янв. пр. Георгия Хозевита и 3 ноября освящение храма св. великомуч. Георгия в Лидде. Эти памяти редки в уставах и памятниках агиологии в предшествовавший период (IX-XII в.), только 3 ноября есть память освящения храма великомуч. Георгия в одном месяцеслове Сирского евангелия, писанного в 1030 году в Антиохии, но зато в Антиохийском, а не Константинопольском патриархате. Служба же Георгию Хозевиту 8 янв. оказалась только в двух греч. минеях Моск. Синод. библиотеки 448 и 331, относимых по письму к XII веку. В греческих минеях печатных есть службы 8 января Георгию Хозевиту и 3 ноября великомуч. Георгию. В этом периоде распространился на востоке и взял перевес над другими стишной синаксарь или пролог, составление которого приписывается диакону Великой Константинопольской церкви Маврикию. Нам известен древнейший стишной синаксарь сентябрь – февраль в Москов. Синод. библиотеке 1295 года, по содержанию относящийся к XII веку, к предыдущему периоду. В той же библиотеке есть другой стишной Синаксарь 369 сентябрь – ноябрь), относимый к XIII веку. Вообще он согласен с предыдущим, но в нем встречаются в довольном числе более пространные сказания о святых, есть и новые сказания, и он расположен согласно с месяцесловом Иерусалимского устава (XIII и след. веков). Только 3 ноября нет освящения церкви муч. Георгия в Лидде, а 9 октября нет Андроника и Афанасии. Из других прологов стишных этого периода (с в.) видно, что они приведены в памятях в согласие с установившимся синаксарем Иерусалимского устава. Впрочем, еще довольное время употреблялись и не стишные разные прологи, так в 1249 году переписан был монахом Ионою пролог, составленный Петром в XI веке, переписан для Константинопольского монастыря Лазаря четырехдневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010