Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении...» (The Commentaries of Isho " dad of Merv, Bishop of Hadatha/Ed., transl. M. D. Gibson; Introd. J. R. Harris. Camb., 1911. Vol. 2: Matthew and Mark in Syriac. P. 45). Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Г. (возможно, это аллюзия на Исх 3. 11-13 и Пс 113. 5) не подтверждаются другими, более достоверными источниками реконструкции труда Татиана. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. А. Е. Петров Происхождение праздника К. Г. Первые свидетельства о праздновании К. Г. происходят с христ. Востока - из Египта, Сирии и М. Азии. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. отмечалось Богоявление - праздник, к-рый объединял воспоминание Рождества Христова и К. Г. (см., напр.: Ioan. Cassian. Collat. X 2). По-гречески он назывался πιφνεια, θεοφνεια или τ Θτα (праздник Светов) ( Greg. Nazianz. Or. 39//PG. 36. Col. 336). В этот день было принято освящать воду ( Ioan. Chrysost. De bapt. 2//PG. 49. Col. 366). В некоторых Церквах праздник К. Г. считался днем, подходящим наряду с Пасхой и Пятидесятницей для совершения таинства Крещения ( Greg. Nazianz. Or. 40//PG. 36. Col. 392). Однако с кон. IV в. на Востоке распространяется изначально зап. традиция праздновать Рождество Христово отдельно - 25 дек. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв., к-рый стал рассматриваться исключительно как воспоминание К. Г. (только в арм. традиции после ряда попыток выделить празднование Рождества Христова сохр. практика совмещения 2 праздников 6 янв.). В визант. традиции К. Г. получило статус великого Господского праздника , входящего в цикл двунадесятых праздников . Крещение Господне. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. Икона. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Крещение Господне. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. Икона. XII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/2459047.html

Впервые это выражение встречается у автора «Ареопагитик» , к-рый говорил о «новом богомужном действии», явленном в Сыне Божием после Воплощения (Ep. 4. 19). Из «Ареопагитик» эту формулу заимствовал Севир, патриарх Антиохийский, заменивший слово «новое» (καιν) на «единое» (μα). Согласно Севиру, под выражением «новое богомужное действие» «мыслим и разумеем единое, сложное [действие] и не можем иначе мыслить, после того как этим изречением всякая двойственность уничтожается...» ( Sever. Antioch. Ep. III ad Ioannem ducem//Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. R., 1833. T. 7(1). P. 71). В таком виде эта формула послужила главным патристическим свидетельством, опираясь на к-рое, монофизиты развивали свое учение о едином действовании Христа. Преображение Господне. Фрагмент эпистилия. Посл. четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Преображение Господне. Фрагмент эпистилия. Посл. четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Идея богомужного действия, или сложной энергии, привлекла к себе внимание в период монофелитских споров, причем внимание не только монофелитов, но и православных. Некоторые из св. отцов объяснили, при каких условиях о таком действии можно говорить. Свт. Софроний Иерусалимский предложил диэнергетическую интерпретацию формулы «Ареопагитик»: «Один и Тот же, а не два разных, все совершал, и высокое и малейшее, без всякого расхождения. ...от Него же и все слова и действия, хотя одни из них божественного порядка, а другие - человеческого, и третьи относятся к некоему среднему состоянию, потому что содержат одновременно и подобающее Божеству, и подобающее человеку. ...К этой способности относим мы и новую, названную богочеловеческой, энергию, которая не одна, но двоякого происхождения и различна, поскольку содержит одновременно и божественное, и человеческое, как говорит Дионисий...» ( Sophr. Hieros. Ep. synod.//PG. 87γ. 3. Col. 3177A). Прп. Максим Исповедник указывал, что в богомужном действии следует усматривать не одно действие, а единство двух действий ( Maximus.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Изображения Г. прочно утвердились на монетах Комнинов, начиная от имп. Алексея I. Г. обычно был представлен фронтально, в рост, вместе с императором, по сторонам креста (напр., на реверсе монеты (аспрон трахи) имп. Иоанна II Комнина (1118-1143), К-поль (ГЭ)), могла чеканиться полуфигура святого (напр., на аверсе медной монеты (тетартерон) имп. Алексея III Ангела (1195-1203), Фессалоника (ГЭ)) - в обоих случаях изображен Г.-воин с соответствующими атрибутами: щитом, мечом или копьем. Образ Г.-воина известен и на монетах Палеологов (напр., Андроника II); одна из поздних монет относится ко времени короткого правления трапезундского имп. Давида Великого Комнина (1460-1461). О широком распространении изображения Г.-воина в визант. искусстве в XI-XII вв. говорит целый ряд сохранившихся памятников: стеатитовая иконка XI в. (мон-рь Ватопед); эмалевое изображение на крышке переплета с образом арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко, Венеция); мозаика в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия, 1148 г.; шиферная икона «Святые Георгий и Димитрий» (XI-XII вв., ГЭ); стеатитовая икона «Святые Георгий и Феодор Стратилат» (XIII-XIV вв., ГИМ) и мн. др. Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГЭ) Уже с VI в. Г. часто изображается с др. воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. Наиболее ранний пример - Г. и вмч. Феодор на упомянутой выше энкаустической иконе VI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С X в. известны изображения Г. в числе др. св. воинов, напр. «Деисус со святыми воинами» (X в., музеи Ватикана). С XII в. иконы с изображением св. воинов получили широкое распространение: икона «Святые Феодор Тирон, Георгий и Димитрий» (XII в., ГЭ), каменная рельефная икона того же состава святых (XII в., ГЭ) и др. Наиболее устойчивым является парное изображение Г. с вмч. Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами. Изображаются они и как мученики (камея из голубого халцедона, X в., ГЭ (на обороте позднейшее (XVIII в.?) врезанное изображение (инталия) «Чудо вмч. Георгия о змии»); на «Малом» саккосе митр. Фотия (XIV-XVII (?) вв., ГММК), и как воины, пешие (резная шиферная икона кон. XI-XII в., ГЭ) или на конях (рельефная икона XIV в. из ц. Богородицы в Созополе с житийной рамой XVI в. (ЦИАМ) - Г. и Димитрий в темнице (клеймо 3), Г. и Димитрий перед имп. Диоклетианом (клеймо 4)).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Михаила, позже разобранная. В 1934 г. на месте вост. половины главного нефа базилики был построен храм Св. Троицы, с использованием сполий и включением фрагмента стены апсиды. Южнее ц. Св. Троицы находится пещера, в к-рой прор. Моисей пребывал в течение 40 дней перед тем, как получить скрижали завета (Исх 24. 18). Др. пещера расположена рядом с церковью, слева. По преданию, в ней находился Моисей, когда Господь показал ему славу Божию (Исх 33. 18-23). Над этой пещерой (2 ´ 2 м, 1,5 м высотой) в нач. XII в. построена небольшая мечеть, включившая фрагмент юж. стены с дверным проемом, относящийся к пристроенному к юстиниановской базилике нартексу. На пути к вершине горы Моисея находится ц. Пресв. Богородицы Экономиссы. Время ее возникновения неясно. По всей видимости, ее можно отождествить с церковью, упоминаемой в Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и находившейся между ц. прор. Илии и мон-рем Сорока мучеников. Название церкви связано с происшедшим здесь чудом: однажды, когда монахи были готовы оставить Е. в. м. из-за отсутствия лампадного масла, Пресв. Богородица явилась эконому и приказала им вернуться, пообещав, что монастырские сосуды никогда не оскудеют. Рассказ об этом событии изложен Абу-ль-Макаримом (нач. XIII в.) и Титмаром (1217). Существующее в наст. время прямоугольное в плане здание, примыкающее вост. частью к скале и имеющее небольшую пристройку с сев. стороны, построено относительно недавно. Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) На пути к вершине было сооружено 10 ворот (по числу заповедей), в наст. время сохранились ворота Исповедания (на уровне ц. Пресв. Богородицы Экономиссы) и ворота св. Стефана (рядом с пещерой прор. Илии). Церковь во имя прор. Илии на горе Хорив, на высоте 2097 м, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал прор. Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Появившиеся в раннехрист. искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Др. Руси. Нек-рые иконографические изводы сохранились почти без изменений, напр. образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии К-польской, 876; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр., в ц. Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Св. Софии К-польской, 1118; в соборе Гелатского мон-ря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в неск. вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с прор. Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись ц. Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в рус. традиции известно как «Знамение» , напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, до 1169; мозаика нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к к-рому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и др.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Мокий (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320). На иконах и в монументальных росписях Б. часто представлены попарно или группами: Косма и Дамиан; Косма, Дамиан и Пантелеимон (Санта-Мария Антиква (Рим), капелла Драгутина 1282-1283 (Сербия)); икона Б. с мц. Феодотией и на поле иконы свт. Николая, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Кир и Иоанн (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря, XII в., собор мон-ря Осиос Лукас, XI в., ц. Марторана, Палермо, XII в.); Фотий и Аникита (Киличлер-килисе, Эльмалы, XII-XIII вв.). В греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, XV в.) Б. изображены дважды: Пантелеимон, Косма, Дамиан, Кир, Иоанн, Ермолай в медальонах в чине мучеников (Л. 55-55об.) и в дни памяти в Минее - в рост. В монументальных росписях изображения Б. обычно помещаются в нартексах (Осиос-Лукас, ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295; собор мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350), в ряду святых в нижнем регистре росписи наоса ( напр., ц. св. Врачей в Кастории), иногда в алтаре или в боковых апсидах (ц. Иоанна Предтечи в Задаре; ц. св. Анастасии в Задаре, 1285). В ц. св. Ахиллия в Арилье, 1296 г., святые Косма и Дамиан изображены в юж. певнице среди святых в том порядке, к-рый, по мнению В. Джурича (С. 131), соответствует выниманию частиц на проскомидии. В житийных циклах сцены исцелений показаны по типу евангельских чудес исцелений Иисусом Христом слепых, расслабленных, прокаженных (вмч. Пантелеимон - ц. Сант-Анджело ин Формис, XI в.; ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; святые Косма и Дамиан - ц. Митрополии в Мистре, XIV в.). Почитание Б. получило широкое распространение на Руси. Изображения святых Космы, Дамиана, Кира (с сосудом для елея) и Иоанна имеются в росписях (на предалтарных столпах собора Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125), на иконах (святые Косма и Дамиан на верхнем поле иконы свт. Николая по сторонам Этимасии, XII в., ГТГ; на иконе свт.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Среди наиболее ранних списков сочинений античных авторов - отрывки 2 рукописей: Sinait. gr. МГ 26, XI-X вв., содержащей 5 песней «Илиады» Гомера с пояснениями игум. Софрония (в 836-859 Софроний I, патриарх Александрийский), и Sinait. gr. M 138, X-XI вв., с трактатами Аристотеля «Об истолковании» со схолиями и толкованиями XIII-XIV вв. Другие сочинения Аристотеля, Еврипида, Софокла, Аполлония Родосского, а также Ливания сохранились в рукописях XIV- XVI вв. (Sinait. gr. 1194-1196, 1198, 1387, 1415, 1667, 1720, 1721, 1883). Из исторических сочинений наиболее интересны «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Sinait. gr. 1183, X в.), «Краткая история» Георгия Кедрина (Sinait. gr. 1184, XI в.), «Топография» Космы Индикоплова (Sinait. gr. 1186, нач. XI в.), «Краткая история» патриарха Никифора (Sinait. gr. 1185, XI-XII вв.). Среди естественно-научных и медицинских трактатов следует отметить трактаты Гиппократа (Sinait. gr. 1387 и 1660, XV в.) и «Физиолог» (Sinait. gr. 103 М, XI-XII вв.). Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) Арх. Михаил. Икона. 3-я четв. XVI в. (мон-рь вмц. Екатерины) На разговорном греч. языке написаны «Сокровище» Дамаскина Студита (Sinait. gr. X 139, XVII в.), трактат по астрологии и алхимии (Sinait. gr. X 326, XVII-XVIII вв.), трактат в стихах о лунном цикле (Sinait. gr. X 383, XVI-XVII в.), «Война мышей и лягушек» Димитрия Зину (Sinait. gr. X 384, XVI в.) и др. Новые находки имеют большое значение для текстологического изучения мн. произведений визант. лит-ры или позволяют уточнить атрибуцию ряда произведений. Так, Похвальное слово на Успение Пресв. Богородицы, относившееся ранее к сочинениям прп. Иоанна Дамаскина, надписано в кодексе Sinait. gr. МГ 10, IX в. (являющемся древнейшим списком этого произведения) именем свт. Модеста Иерусалимского. В унциальных рукописях встречаются типы письма: библейский унциал (maiuscola biblica), заостренный унциал (maiuscola ogivale) 2 разновидностей - заостренный наклонный (ogivale inclinata) и заостренный прямой (ogivale diritta), литургический унциал (maiuscola liturgica). Тип письма, к-рым написан текст «Илиады» Гомера в переложении Софрония, патриарха Александрийского (Sinait. gr. МГ 26, IX-X вв.), П. Г. Николопулос предложил назвать «народным синайским» унциалом (maiuscola demotica sinaitica) (Τ να ερματα το Σιν. 1998. Σ. 101, 124). В написанных минускулом рукописях встречаются практически все известные типы этого письма.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Слева от нартекса базилики расположен т. н. колодец Моисея. В постройках сев.-зап. угла мон-ря размещен музей-ризница. За алтарем базилики - кухня и правее т. н. старая трапезная. Это бесстолпный зал кон. XII - нач. XIII в. со стрельчатыми готическими арками и деревянной кровлей; на вост. стене сохранилась фреска «Страшный Суд» (1573). Первоначальное назначение здания неизвестно; в XV в. здесь жили паломники из зап. стран, позже оно стало использоваться как трапезная. Юж. часть территории мон-ря с 3 сторон окружена идущими вдоль стен монашескими кельями. Вдоль юж. стены возвышается корпус 1951 г. с неск. ярусами портиков и аркад и башнеобразным ризалитом в центре, на 3-м этаже к-рого расположена б-ка. В центре юж. части территории монастыря находятся неск. храмов, окруженных келейными корпусами. Все они поздние, бесстолпные, одноапсидные. Иконостасы часто собраны из разрозненных, иногда древних элементов. Храмы во имя первомч. Стефана (основан сербами) и св. Иоанна Предтечи перекрыты цилиндрическими сводами. Окрестности С зап. стороны, близ монастырских стен, на кладбище построена 2-этажная ц. мч. Трифона (сер. XIX в.), на нижнем этаже к-рой находится костница. В стеклянной витрине помещены мощи прп. Стефана Синаита, сидящего и держащего в руке посох. «Панагия Влахернитисса». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) «Панагия Влахернитисса». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины) Первый храм на вершине горы Моисея был построен, согласно Феодориту Кирскому, прп. Иулианом (Саввой) Осроенским в 360-363 гг. Остатки этого очень небольшого здания (примерно 1,8 ´ 1,8 м) обнаружены при раскопках 1998 г. При имп. Юстиниане (после 560; по др. сведениям, в 532) из блоков красного гранита была построена большая (примерно 27 ´ 12 м) 3-нефная базилика с апсидой, полуциркульной внутри и 5-гранной снаружи. Кровля была деревянной; сохранились фрагменты богатого архитектурного убранства. Эта базилика была давно заброшена. В нач. ХХ в. на основании вост. части сев. нефа стояла небольшая часовня арх.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Маккавейские мученики перед тронным Антиохом представлены на листовой миниатюре в Библии швед. кор. Кристины (Vat. Reg. gr. 1 В. Fol. 450v, X в.). Святые стоят справа в 3 ряда, их возглавляет Елеазар в античных одеждах, на братьях плащи, все отмечены нимбами, они молоды, безбороды и безусы, в верхнем ряду рядом с одним из сыновей Соломония в красном мафории; иллюстрации этой рукописи В. Н. Лазарев рассматривал как повторение миниатюр александрийской раннехрист. школы ( Лазарев. 1986. С. 27, 69). Семь св. мучеников Маккавейских. Миниатюра. XII в. (мон-рь Пантократор, Афон) Семь св. мучеников Маккавейских. Миниатюра. XII в. (мон-рь Пантократор, Афон) В восточнохрист. искусстве образы Маккавеев часто встречаются в минейных циклах рукописей, настенной росписи и икон под 1 авг. Композиции делятся на 2 типа - статичное групповое изображение и сцена (сцены) мучения. Для 1-го типа характерны торжественные симметричные схемы, которые благодаря своей логической завершенности не только используются в минейных циклах, но и встречаются в качестве отдельных композиций в монументальной росписи и иконописи: мать и учитель фланкируют 7 юношей, обычно представленных в 2 ряда,- этот принцип расположения братьев в группе используется в т. ч. для определения возрастной характеристики, когда старшие стоят позади младших; имена подписаны, как правило, только у Елеазара и Соломонии. Таковы, напр., миниатюры в Минологиях: из собрания Греческого Патриархата Антиохии ( Damas. Cod. gr. 35. Fol. 99r, XI в.; см.: Š ev enko. 1990. Р. 46. Fig. 5F12) - Елеазар и Соломония стоят позади юных братьев, у к-рых нет нимбов; из Национальной б-ки Франции (Paris. gr. 1528. Fol. 131v, XI-XII вв.; см.: Š ev enko. 1990. Р. 141. Fig. 4B9) - все с нимбами, юноши без различения возрастной характеристики стоят в 2 ряда, их фланкируют фигуры Соломонии в красном мафории (справа) и Елеазара (слева) - седовласого старца с книгой в руках (ср. с миниатюрой в ркп. Paris. gr. 550. Fol. 49r, XII в.; см.: Galavaris. 1969. Tabl. 90 411); на миниатюре в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 123) братья представлены детьми - динамичная группа перед фронтальными фигурами с нимбами Соломонии (с крестом в руке) и Елеазара. Та же схема на минейной иконе, т. н. Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, пинакотека мон-ря вмц. Екатерины на Синае), и в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010