районах Ближ. Востока. Помимо этого монастырь получал денежную помощь из христ. стран. Особой щедростью славились герцоги Нормандии X-XI вв., регулярно оделявшие милостыней посланцев мон-ря. Наконец, нек-рые суммы жертвовали в мон-рь паломники, стекавшиеся туда со всех концов христ. мира. Араб. географы аль-Мукаддаси (985) и аш-Шабушти († 1000) описывали Е. в. м. как процветавший и с большим количеством монахов, автор Х в. Ахмед ибн аль-Касс упоминал о 60 монашествующих ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. P. 30). Среди синайской братии IX-XI вв. известны как арабоязычные уроженцы Египта и Сирии, так и визант. греки и представители др. народов. В X-XI вв. заметную роль на Синае играла груз. община (см. в разд. «Грузины в Е. в. м.»). Большое значение для дальнейшей истории мон-ря имело предание о перенесении ангелами тела вмц. Екатерины на вершину горы, соседней с горой Синай, где оно было чудесным образом обретено монахами. Впосл. эта гора стала называться горой Св. Екатерины. Мощи великомученицы были положены в небольшой церкви, построенной на вершине горы, а затем перенесены в соборный храм Е. в. м. Вопрос о хронологии этих событий остается открытым. Самые ранние упоминания о мощах вмц. Екатерины на Синае в агиографических источниках относятся к кон. Х в. Традиционно обретение мощей на вершине горы датируется временем ок. 800 г. Но паломники начинают упоминать о них только с 1-й пол. XI в. ( Jones C. W. The Norman Cult of Saints Catherine and Nicolas/Ed. G. Gambier//Hommages à André Boutemy. Brux., 1976. P. 216-230). Однако умолчание более ранних источников, в т. ч. патриарха Евтихия Александрийского (933-940), компенсируется наличием в араб. рукописи Sinait. arab. 542 (кон. IX - нач. X в.) трактата о честной главе вмц. Екатерины. Дата перенесения мощей в соборный храм неизвестна. Вероятно, это произошло в кон. XII в. Филипп де Милли в 60-х гг. XII в. еще видел мощи на горе Св. Екатерины, но в XIII в. паломники поклонялись им уже в мон-ре. Мощи святой находились в мраморной раке, от них происходило мироточение.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

1990). Изображения жизни и чудес Н. в иконописи появляются также в XI в. Неск. житийных сцен помещено на складне к-польской работы, к-рый Г. Сотириу и К. Вайцман датировали 2-й пол. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). На створке (в 50-60-х гг. XX в. ее обнаружил Вайцман в церкви мон-ря во имя 40 Севастийских мучеников на Синае) с образом (в верхней части) Богоматери из композиции «Благовещение»; под фигурой Пресв. Девы написаны 2 сцены - посвящение в сан диакона и в сан епископа; на утраченной створке с фигурой арх. Гавриила, видимо, располагались начальные сцены «смешанного» Жития, иллюстрирующие рождение святого и приведение его в учение. На фрагменте, к-рый по стилю и программе мог быть частью центральной доски складня, помещены 3 эпизода из «Деяния о стратилатах» (явление Н. епарху, имп. Константину Великому и стратилатам, находящимся в заключении) и завершающая сцена с успением святого. Композиции на этом миниатюрном складне имеют архитектурные декорации: базиликальные строения по краям, фоном служат кивории на колонках и сплошные стены, приковывающие внимание к 1-му плану, где разворачиваются события из жизни Н. ( Weitzmann K. Fragments of an early St. Nicholaos Triptych on Mount Sinai//ΔΧΑΕ. Περ. 4. Τ. 4. 1966. Σ. 11-23; Idem. 1982; Š ev enko-Patterson. 1983. Cat. 1. P. 29, 32-33. Pl. 1.1-6). Наиболее древние житийные иконы сохранились на Синае и на Кипре, они датируются кон. XII-XIII в. Это иконы большого формата (от 0,8 до 2 м и более) с поясным или ростовым изображением святого в среднике. Состав их житийных программ указывает на существование определенного смыслового ядра, т. е. иллюстраций тех чудес Н., которые считались главными в «смешанном» Житии святителя, а также добавление ряда сцен, связанных с теми или иными чудесами, не повторяющимися в др. иконных циклах. Так, на 3 монументальных иконах: кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), из ц. во имя мц. Маргариты в Бишелье, Апулия, и из ц. свт. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии - представлены основные сюжеты: рождение святого, обучение, поставление в разные степени церковного сана, а из чудес - спасение моряков, посечение Плакомского древа (отсутствует на иконе из Бишелье), «Деяние о стратилатах» с явлением имп.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

СССР: Кат. М., 1977. Т. 3. 883; Этингоф О. Е. Образ храма в иконах «Богоматерь с пророками» XII в.// Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 179. Ил. 11). Появление плата Л. Хадерман-Мисгиш связывала с влиянием итал. искусства в эпоху крестоносцев ( Hadermann-Misguich. 1991), хотя наличие этой детали на визант. памятниках более раннего времени оставляет вопрос открытым (напр., красный плат есть уже на иконе Божией Матери «Феоскепаста» из одноименной церкви в Пафосе, к-рая датируется кон. XII в.- Weyl Carr. 2005. P. 171). А. Вейл Карр предположила, что цвет плата может быть связан с производимой на Кипре пурпурной тканью с золотыми нитями, к-рой славился остров ( Eadem. 1997. P. 114). Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Божия Матерь с Младенцем, со святыми на полях. Часть диптиха. Ок. 1280 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Среди памятников посл. четв. XIII в. известен диптих небольшого формата, хранящийся также в монастыре вмц. Екатерины на Синае (51×39,7 см), к-рый, согласно М. Аспра-Вардаваки, был изготовлен в синайской мастерской ок. 1280 г. ( Ασπρ-Βαρδαβκη Μ. Δπτυχο. Α. Αγιος Προκπιος. Β. Παναγα Κυκκτισσα και γιοι//Μτηρ Θεο. 2000. Σ. 444-446). На левой створке диптиха помещено изображение вмч. Прокопия, на правой - Богоматери с Младенцем. Этот образ традиционно ассоциируется с «Киккотиссой» из-за плата на мафории, несмотря на отличие в позе Младенца, к-рая восходит не к типу «Взыграние», а скорее к изводу «Спас Недреманное Око»: Богомладенец почти лежит на обеих руках Матери, Его головка склонена к плечу, ручки и ножки опущены. Ярко-красный плат, покрывающий мафорий Богоматери, расшит жемчугом и узорным золотым орнаментом. Этот вариант композиции, связанный с взаимными влияниями в иконографии Византии и лат. Запада, получил почитание в Европе и послужил образцом для некоторых уникальных икон. Так, напр., происходящая из Бржезнице и созданная в 1396 г. по заказу кор. Вацлава IV икона Богоматери с Младенцем (Национальная галерея, Прага) повторяет чудотворный, написанный, по преданию, ап. Лукой образ из Роуднице, к-рый, как считает Бельтинг, был привезен из Византии ( Бельтинг. 2002. С. 377-379). На иконе из ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (96,5×62,5 см), к-рую искусствоведы относят к XIII в. (Ιερ Μητρπολις Μρφου. 2000. Σ. 254), повторена иконография синайского диптиха. Сходны не только позы, но и плат на голове Божией Матери, имеющий такой же ярко-красный цвет и крестообразный золотой узор. Тем не менее в деталях есть отличия (напр.,белый по цвету свиток в опущенной руке Младенца). О том, как были изображены Его ноги, нельзя судить из-за утраты красочного слоя в нижней части иконы. Константинидис считает, что эта икона могла быть создана в той же мастерской, что и синайский диптих ( Κωνσταντινδης. 2002. Σ. 65), хотя ее живописное исполнение не столь высокого качества.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Екатерины на Синае; 2 фрагмента эпистилия темплона, Афон, Ватопед и мон-рь вмц. Екатерины на Синае, оба XII в.; икона-тетраптих «Двенадцать праздников», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; 2 иконы с изображением арх. Гавриила и Богоматери, XII в., музей в Охриде). Во 2-й пол. XII в. в позднекомниновскую эпоху в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Эмоциональная настроенность образов соответствует богослужебным текстам, в к-рых устами арх. Гавриила свидетельствуются царское достоинство Богородицы и трепет перед Ней небесных сил: «                    » (4-я песнь канона праздника Б.). Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб - символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами - «Вертоград заключенный» - символический образ рая и Богородицы (Песн 4. 12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар 10. 18) - также символ Богородицы. Основанная на евангельском тексте, композиция Б. отразила и влияние апокрифов, гл. обр. «Протоевангелия Иакова». На это указывают присутствующий в композиции Б. мотив рукоделия, Б. у источника (кладезя) и сцена испытания Богородицы водой обличения, к-рые восходят к апокрифическим рассказам и в дальнейшем широко использовались в гимнографии. Богородица, живущая после обручения в доме Иосифа в Назарете, в числе др. 8 чистых израильских дев была избрана для изготовления пряжи для новой завесы храма. По жребию Ей выпало прясть пурпур. За этой работой и застал Деву Марию арх. Гавриил, посланный принести благую весть о рождении Спасителя мира. Прежде чем предстать перед Богородицей в доме, архангел, будучи невидимым, обращается к Ней, когда Она отправилась за водой к источнику, поэтому Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/171595.html

Противоречия Синайских иерархов и Иерусалимских патриархов периодически обострялись. Так, в 1723 г. Синайский архиепископ протестовал против упоминания Синайской горы в титулатуре Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 323-327). Грамота К-польского патриарха от 1782 г. выводила Синай из подчинения Иерусалимскому престолу, однако обстоятельства и последствия появления этого документа неизвестны ( Воронов. 1871. С. 397-400). V. Бедуинское окружение. От XVI - нач. XIX в. до нас дошло значительное количество источников, позволяющих с большей степенью точности, чем для ранних эпох, реконструировать характер отношений монахов с бедуинами. Кочевники, населявшие юг Синайского п-ова, объединялись в конфедерацию Тавара (от 7 до 11 племен). Непосредственное окружение обители составляли монастырские «рабы», к-рые за особую плату обрабатывали сады в оазисах, привлекались для строительных работ, сопровождения паломников. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» мон-ря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе неск. десятков км. По договору с мон-рем они обязаны были защищать его от др. племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в мон-рь. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами мон-ря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом из плохой муки (для арабов в мон-ре с XVII в. существовала особая пекарня), маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. В голодные годы требования кочевников возрастали, Е. в. м. из-за экономических трудностей зачастую не мог откупаться от них, а то и совсем прекращал хлебные раздачи. Это приводило к конфликтам с бедуинами, к-рые захватывали подворья в оазисах, грабили караваны, шедшие в мон-рь, брали в заложники монахов и паломников, а иногда прямо нападали на обитель, обстреливая ее и пытаясь поджечь ворота. В мон-ре были ружья и неск. пушек, однако, памятуя о бедуинском обычае кровной мести, из них стреляли больше для психологического воздействия на нападающих. Ввиду фактически независимого статуса синайских бедуинов Е. в. м. в случае конфликтов редко апеллировал к суду каирских властей, предпочитая обращаться к посредничеству бедуинских шейхов, к-рые достаточно часто выносили решения в пользу монахов. Известны даже случаи тюремного заключения задолжавших или провинившихся бедуинов на Джуванийском подворье ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

родителей Пресв. Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос - в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах И. и А.; на мозаиках в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) - медальоны с оплечными образами; в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), в конхе апсиды - Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением»,- ростовые фигуры И. и А. в легком развороте к центру, в правой руке А. крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука И., левой он придерживает край гиматия; на мозаиках ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), полуфигуры И. и А. в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресв. Богородицы (не сохр.); в росписях ц. Спаса на Нередице - полуфигурные изображения в медальонах И. и А. на сев. и юж. подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1322) над входом в храм И. и А. представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник». Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. В визант. Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сент., в день памяти И. и А., может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращенными друг к другу (на миниатюре Минология имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 13, 976-1025 гг.; на одной из 6 икон т. н. синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре греко-груз. рукописи - РНБ. O. I. 58. Л. 77, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием - Vat. gr. 1156. Fol. 248r, 3-я четв. XI в.; на минейной иконе-диптихе (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в росписи ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386; в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1350); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология - Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 8r, 1327-1340; в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/468935.html

Е. встречаются с кон. X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976-1025) и на миниатюрах из имп. минологиев, напр. в сцене успения прп. Алексия, человека Божия (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 211r). В памятниках кон. X - нач. XI в. известны изображения святителей без Е.: К-польского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 23v); Василия Великого на створке иконы с изображениями ап. Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (сер. X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках т. н. Арбавильского триптиха (сер. X в., Лувр). Изображение Е. с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на визант. медной вотивной пластине (нач. XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.). С XI в. Е. присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле свт. Николая Чудотворца ( Walter. 1982. P. 20; напр., на псковской иконе «Свт. Николай в житии» (2-я пол. XIV в., ГТГ)). В рукописях сер.- 3-й четв. XII в. Е. на иереях и святителях может отсутствовать: напр., на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Юж. Италия (Палермо), 1150-1175, Matrit. gr. 2) c композицией «Патриарх Николай крестит сына имп. Льва VI» (Fol. 112r (b)).

http://pravenc.ru/text/190057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ПАНТАНАССА» [Греч. Παντνασσα, «Всецарица»], один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей. В научной историографии - наименование одного из иконографических типов образа Богоматери в искусстве визант. традиции. Эпитет «Пантанасса» впервые встречается в трудах свт. Василия Великого († 379), позже - свт. Германа Константинопольского († до 754). Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) В средневизант. период на о-ве Св. Гликерии (совр. Инджир-Адасы, Турция) в Мраморном м. существовал мон-рь Богородицы П.- τς Παντανσσης γας Θεοτκου ( Janin. Grands centres. 1975. P. 56-57). В 1142 г. он был заново освящен; возможно, в связи с этим в 1136-1155 гг. для мон-ря была изготовлена иллюстрированная рукопись Слов Григория Назианзина, заказанная игуменом к-польского мон-ря Пантократора Иосифом Агиогликеритом (ныне в мон-ре вмц. Екатерины на Синае - Sinait. gr. 339). XII веком датируется свинцовая подвесная печать братии этого мон-ря (Dumb. Oaks. Seals 3. N 63.1). В кон. XII в. вдовствующей имп. Марией Антиохийской был основан, а при имп. Исааке II (1185-1195) достроен мон-рь Богородицы П. в К-поле ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 225). В XIV-XV вв. его посещали мн. паломники: т. н. Армянский Аноним, Стефан Новгородец (ок. 1350), дьяк Зосима (1419-1422), т. н. Русский Аноним (1424-1434), к-рые оставили описания обители и ее святынь ( Majeska. 1984. P. 377-379). Известна базилика Богородицы П. в Афинах (постройка VII-X вв.), с XIII по XVII в. бывшая монастырской, а после 1690 г. ставшая приходской церковью. Древнейший сохранившийся мон-рь, посвященный Богородице П., расположен в Мистре (1428), в нем находится одна из наиболее известных икон «П.» (XIX в.), другая, почитаемая чудотворной (XVII в.),- в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне, старец Иосиф Исихаст (1897-1959) принес ее из Нового Скита.

http://pravenc.ru/text/2578838.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010