Наконец на четвертое утро услышали от образа следующий голос: " Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатой, в знамение того, что Я в руке Моей держу великий Новгород; а когда эта рука Моя раскроется, тогда будет скончание городу» 273 . Таким образом, соборы отчасти продолжали то дело, которое делали приходские храмы: последние вносили объединение в относительно небольшие округа, первые же объединяли эти округа в удел и закрепляли установленное объединение волостей вокруг удельного города. Это же объединение, в свою очередь, расширяли те храмы и соборы, которые прославились своими святынями по всей России; таковы например Киево-Печерский монастырь, Киево-Софийский собор, Вышгородская церковь Бориса и Глеба, куда стекались на богомолье жители различных уделов, и где таким образом происходило общерусское, национальное объединение. § 22. Вместе со многим другим Русь приняла от Греции установленные там священные времена, т. е. праздники и посты. Как свидетельствуют месяцесловы XI-XIII вв., предки наши соблюдали не только главные празники – Господские, Богородичные и Святых, сохраненные до сих пор Церковью, но и многие частные местные праздники греческой империи, ее областей; и городов, впоследствии большей частью вышедшие из русской церковной практики. Из таких местных праздников особенно чествовались на Руси праздники в память Кирилла, первоучителя славянского (14 февраля) и Климента, епископа римского (30 января), мощи которого лежали в Киевском Десятинном храме. Появилось на Руси несколько и новых праздников. Все они, за исключением одного, установлены были лишь Русской Церковью и стали ее собственными, особыми от греческой церкви, праздниками. Одни из них были общерусскими, другие – местными и устанавливались то церковной и гражданской властью, то постепенно – путем практики. Причиной их установления было желание почтить память новоявленных в Русской Церкви святых или же – увековечить память о некоторых событиях русской и нерусской истории. Несомненно, канонизованными святыми были мученики Борис и Глеб, преподобный Феодосии Печерский и святитель Леонтий Ростовский; имена их были записаны в святцы и празднованию их памяти отведены особые дни Имена Бориса и Глеба записаны под несколькими днями: 24 июля – днем мученической кончины Бориса и освящения Борисоглебской церкви в Вышгороде (при Ярославе I), 2 мая – днем перенесения их мощей из старых церквей в новые (при Изяславе I и Владимире Мономахе ), 11 августа – днем перенесения ветхих рак их из Вышгорода в Смоленск (1191 г.) и 5 сентября – днем убиения святого Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжественное богослужение по случаю 30-летия возрождения Туровской епархии 11 мая 2022 г. 19:38 11 мая 2022 года, в день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского, Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин прибыл с в древний город Туров, где возглавил торжественное богослужение по случаю 30-летия возрождения Туровской епархии . Епископат, духовенство, представители власти, прибывшие гости и паломники встречали Предстоятеля Белорусской Православной Церкви у памятника воинам Великой Отечественной войны, откуда крестным ходом проследовали к памятнику 1000-летия со дня основания Туровской епархии. К указанным памятникам митрополит Вениамин вместе с архипастырями возложил цветы, а у памятника воинам ВОВ после минуты молчания была провозглашена «Вечная память…». Затем торжественное шествие направилось к Замковой горе для участия в праздничном богослужении. Божественная литургия, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси, совершалась в павильоне над фундаментом древнего собора Туровских епископов, разрушенного землетрясением в XIII веке. За Литургией митрополиту Вениамину сослужили архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим и епископ Туровский и Мозырский Леонид . Архипастырям сослужили: благочинный Бобруйско-Глусского округа, настоятель прихода храма в честь великомученика Георгия Победоносца в городе Бобруйске протоиерей Геннадий Вейго; благочинный Петриковского округа, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца в городе Петрикове протоиерей Василий Немеш; благочинный Лельчицкого округа, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы в городском поселке Лельчицы протоиерей Олег Нестереня; благочинный Мозырского сельского округа, настоятель прихода храма преподобного Сергия Радонежского в городе Мозыре протоиерей Геннадий Нестереня; благочинный Туровского округа, ключарь прихода кафедрального собора святых Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Турове протоиерей Василий Пытель; секретарь Бобруйского епархиального управления , благочинный Бобруйского городского округа, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» в городе Бобруйске протоиерей Сергий Коровинский; исполняющий обязанности благочинного Хойникского округа, настоятель прихода храма Преображения Господня в деревне Селец Брагинского района иерей Ростислав Бондаренко; председатель Наградной комиссии Белорусского экзархата иерей Дионисий Ковалев; духовенство Туровской епархии и гости в священном сане из других епархий Белорусского экзархата. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Литургические песнопения исполнил архиерейский мужской хор Туровской епархии под управлением протодиакона Георгия Тывонюка.

http://patriarchia.ru/db/text/5924906.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рождество Святителя Николая Чудотворца Память 29 Июля/11 Августа 10.08.2023 3884 Время на чтение 10 минут Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, - 6/19 Декабря блаженное успение Святого и 9/22 Мая перенесение Святых Мощей в город Бари, существуют и другие церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, 9/22 Мая празднуется ещё и Перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 Мая/6 Июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в Великорецке. 29 Июля/11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву . Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно - в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая. До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля/11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской - Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/...

В Турове прошли торжества по случаю дня памяти святителя Кирилла, епископа Туровского 11 мая 2021 г. 12:29 10 мая 2021 года в Турове состоялись торжества по случаю дня памяти святителя Кирилла, епископа Туровского. Мероприятия в честь святителя ежегодно проходят Турове 11 мая, однако в этом году из-за того, что этот день совпал с Радоницей, празднование состоялось днем ранее. С архипастырским визитом в Туров прибыл Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Епископат, духовенство, представители власти, гости и паломники встречали владыку Вениамина у памятника воинам Великой Отечественной войны, откуда крестным ходом проследовали к памятнику 1000-летия со дня основания Туровской епархии. Митрополит Вениамин и архипастыри возложили к памятникам цветы, у памятника воинам Великой Отечественной войны после минуты молчания пропели «Вечную память». Затем собравшиеся направились к Замковой горе для участия в праздничном богослужении. Божественная литургия, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси, была совершена в павильоне над фундаментом древнего собора Туровских епископов, разрушенного землетрясением в XIII веке. За Литургией митрополиту Вениамину сослужили: епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ; епископ Светлогорский Амвросий ; наместник Юровичского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Авксентий (Абражей); благочинный Лельчицкого округа, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы в городском поселке Лельчицы протоиерей Олег Нестереня; благочинный Мозырского сельского округа, настоятель прихода храма преподобного Сергия Радонежского в городе Мозыре протоиерей Геннадий Нестереня; секретарь Слуцкого епархиального управления, настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чижевичи Солигорского района протоиерей Николай Лабынько; благочинный Туровского округа, ключарь прихода кафедрального собора святых Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Турове протоиерей Василий Пытель; и.о. благочинного Мозырского церковного округа, настоятель прихода храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в микрорайоне «Заречный» в городе Мозыре протоиерей Илия Шить; клирик Свято-Духова кафедрального собора в городе Минске иерей Димитрий Нецветаев, духовенство Туровской епархии и гости в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.

http://patriarchia.ru/db/text/5808055.ht...

Архив Пн В Турове состоялись торжества в честь 840-летия со дня преставления святителя Кирилла Туровского 12 мая 2023 г. 10:40 11 мая 2023 года, в день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин прибыл с архипастырским визитом в город Туров и возглавил богослужение по случаю 840-летия со дня преставления святителя Кирилла Туровского. Епископат, духовенство, представители власти, прибывшие гости и паломники встречали Патриаршего экзарха у памятника воинам Великой Отечественной войны, откуда крестным ходом проследовали к памятнику 1000-летия со дня основания Туровской епархии . Митрополит Вениамин вместе с преосвященными архипастырями возложил цветы к памятникам. У воинского мемориала после минуты молчания была провозглашена «Вечная память». Затем торжественное шествие направилось к Замковой горе для участия в праздничном богослужении. Божественная литургия, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси, совершалась в павильоне над фундаментом древнего собора Туровских епископов, разрушенного землетрясением в XIII веке. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Светлогорский Амвросий , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , епископ Друцкий Евсевий , ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков, протодиакон Роман Куява, протодиакон Александр Коледа, духовенство Белорусского экзархата . Литургические песнопения исполнил архиерейский мужской хор Туровской епархии под управлением протодиакона Георгия Тывонюка. На богослужении присутствовали: председатель Гомельского областного Совета депутатов Е.А. Зенкевич; начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Д.В. Езерский; председатель Житковичского райисполкома Н.Н. Пьявко; председатель Туровского городского исполнительного комитета И.Л. Митюрич; начальник Мозырского пограничного отряда полковник С.В. Савчук; начальник исправительной колонии 20 города Мозыря полковник внутренней службы Д.И. Микулич; начальник Мозырского районного отдела по чрезвычайным ситуациям полковник А.Ф. Цалко; заместитель начальника отдела внутренних дел Мозырского райисполкома по идеологической работе и кадровому обеспечению подполковник милиции В.Н. Коваленко и другие официальные гости.

http://patriarchia.ru/db/text/6026296.ht...

Древнейшие из наших церковных Служб в честь святых братьев сохранились в рукописных списках от XI-XIII вв. Служба святому Кириллу, составленная в среде его учеников в Болгарии, была хорошо известна и употреблялась уже в самый древнейший период истории Русской Церкви. В последующее время в основе Службы первоучителю, равно как и в совместном его прославлении с Мефодием (11 мая), этот древнейший текст оставался незыблемым, не подвергаясь, в отличие от других Служб святым, сколько-нибудь значительной переработке. В этом сказалось особое уважение по отношению и к ученикам первоучителей, живо отразившим в Службе благоговейную память о них. Отметим здесь важнейшие из Служб святым братьям. В служебных Минеях Московской Синодальной библиотеки, относящихся к концу XII-ro или началу XIII-ro столетия, сохранились полная Служба святому Кириллу (14 февраля) и канон обоим просветителям (6 апреля); причем Служба святому Кириллу обильнее историческими указаниями и по языку древнее, нежели Служба на 6 апреля. Служба, помещенная в февральской Минее под 14-м числом, содержит в себе седален, три стихиры на " Господи, воззвах " и канон, состоящий из 8 песней: в каждой по 3 тропаря и Богородичен, но в 8-й песни только 2 тропаря. Содержание всей этой Службы подтверждает очень многие обстоятельства, упоминаемые в Житии святого Кирилла. Другой канон, в апрельской Минее под 6-м числом, имеет следующее надписание: " Святыма учителема Словеньску языку, Кирила философа и блаженаго Мефодия " . Примечательно, что по примеру греческих канонов он имеет акростих: " Кирила философа и блаженна Методия пою " . Канон состоит из 8 песней, в каждой по четыре тропаря и Богородичен; последние два тропаря каждой песни посвящены святому Мефодию. Важно отметить, что в четвертом тропаре 6-й песни канона указывается на православное отношение святого Мефодия к возникшему тогда спору между Восточной и Западной Церквами об исхож-дении Святого Духа: " Благодатию Божиею ты против всех ересей дал достойный ответ, и Параклита (Духа Святаго) именовал исходящим от Отца, а не от Сына, научая воздавать Троице равную честь " (перевод А. В. Горского).

http://pravoslavie.ru/1455.html

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславовом.html

А еще ранее в Месяцеслове древнейшей русской датированной рукописи - Остромирова Евангелия, переписанного диаконом Григорием в 1056 года для новгородского посадника Остромира, под 14 февраля значится память святого Кирилла. Находим это указание на память св.Кирилла и в Архангельском Евангелии 1092 года. Память св. Кирилла отмечена в большинстве и позднейших Месяцесловов. Свидетельством древнего почитания святого Кирилла на Руси является и его изображение на фреске XII века вместе со святым Мефодием в жертвеннике и на столпах южного придела во имя святых Антония и Феодосия в Софийском соборе в Киеве. Впоследствии русские иконописные подлинники непременно помещали указания, как изображать святого Кирилла Философа. Как и у южных славян, святой Кирилл иногда изображался в святительских ризах и всегда седым, с небольшой бородой. В одном из иконописных подлинников читаем: " Святый отец Кирилл Философ сед вельми, брада проста аки Николина, ризы кресчаты, в правой руке еуангелие, левая молебна... " (Рукопись XVII века из собрания Тихонравова. ГБЛ, 528). Очень характерно здесь, как и в других подлинниках, уподобление святого Кирилла Святителю Николаю Мирликийскому, чтимому и особо любимому русским народом. Особенно ярким свидетельством о чествовании святых Кирилла и Мефодия и глубоком понимании святости и величия их просветительного подвига являются церковные Службы, а также похвальные Слова в их честь, содержащиеся в Прологах и Четьих-Минеях на дни их памяти: 14 февраля, 6 апреля, 11 мая и 14 октября. Жития святого Кирилла делятся на три основных разновидности: Пространное (Паннонское), Краткое и Проложное. Известна также Похвала святым первоучителям. Краткое Житие не получило распространения на Руси, тогда как остальные известны в большом числе списков. Пространные Жития входили в состав Четьих-Миней и предназначались для внебогослужебного чтения, тогда как Проложные читались в виде синаксаря на утрени, после шестой песни канона. На это есть прямое указание в одном из Типиконов XVII века из Софийского собора в Новгороде, где под 14 февраля говорится о чтении на утрени " Кириллова Жития " . Житие святого Кирилла находится в большинстве русских Прологов. Древнейшие из них относятся к XIII-XIV вв.

http://pravoslavie.ru/1455.html

Мч. Анастасий. Родом из Навплии, где и пострадал в 1655 г. Считается Небесным покровителем этого города. Служба емуопубликована попечением митрополита Арголидского Хризостома. Мчч. Стаматий и Иоанн, родные братья, и друг их Николай. Родом из города Спетсы. Пострадали на Хиосе в 1822 г. 5 февраля - мч. Антоний Афинский. Пострадал в Константинополе в 1774 г 7 февраля - прп. Лука Стиридский. Родился в Кастри (Эрмиони) в 896 г. Подвизался неподалеку от древней Стириды, где и скончался в 946 или 953 гг. Ныне существующий на месте его подвигов храм является постройкой X в (начата в 974 г). Вторично память прп.Луки празднуется 3 мая. 14 февраля - мч. Николай. Родом из Ихтиоса (Псари), Коринфской митрополии. Пострадал в 1554 г. чрез сожжение и отсечение главы. Честная глава мученика находится в обители св. Афанасия Метеорского. Житие, песенное последование и акафист мч.Николаю имеются в Свято-Троицкой обители на Сиамосе. Свщм. Дамиан. Родился в деревне Мириховос епархии Кардицы. Вершина его деятельности приходится на XVI в. Св. Дамиан прославился как проповедник слова Божия. Он подвизался в Пилии в монастыре Иоанна Предтечи и в Аграфе в монастыре Пелекитис. Пострадал в 1568 г. при султане Селиме. Мч. Георгий Митилинский, по прозванию «Пазьянос». Родом из Плагии. Мученически пострадал в Константинополе в 1693 г. 17 февраля - мч. Феодор Византийский. Родом из Константинополя. Пострадал в Митилине в 1795 г. 19 февраля - прмц. Филофея Афинская (+ 1589). Святые мощи ее почивают в митрополичьем храме в Афинах. 25 февраля - свщм. Ригин Левадийский. Родом из Левадии. Епископ острова Скопела, участник Сардикского Поместного Собора (IV в.). 28 февраля – мц. Киранна. Подвизалась в Фессалониках (+ 1751). 5 марта - свщм. Парфений, иеродиакон. Казнен в Дидимотихе турками в 1805 г., в воскресный день, при выходе из храма. Второе воскресенье марта - прп.Лаврентий, основатель находящейся в Саламине обители «Фанеромени». 10 марта - мч. Михаил Мавродис, подвизавшийся в Солуни (+ 1544). 11 марта - прп. Феодора, правительница и Небесная покровительница Арты. Родилась в Козане Сербской. Ее жизнь, деятельность и прославление связаны с Артой (XIII в.). Она происходила из благородной семьи, была дочерью Иоанна Петралифа, архонта Македонии и Фессалии, супругой правителя Эпирского княжества Михаила II Ангела, герцога Комнинского. После его смерти св. Феодора более десяти лет управляла страной, хотя и приняла монашество. С истинной преданностью Богу и любовью к ближнему совершила много самоотверженных дел. Вела жизнь строго подвижническую. Могила и честные мощи св.Феодоры находятся в Арте, в храме, носящем ее имя. Часть мощей находится в Сервии, куда они были перенесены 23 июня 1968 г. митрополитом Артским Игнатием. Житие прп. Феодоры в XIV в. написал монах Иов Мелос. Память святой совершается также 20 марта (перенесение мощей) и в третье воскресенье по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

http://pravicon.com/info-2680

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010