Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский Святые преподобномученики Василий Мирожский и Иоасаф Снетогорский пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля), и преподобным Авраамием Мирожским (память 24 сентября). Преподобный Иоасаф был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. (Почти через 90 лет после кончины преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.) В Снетогорском монастыре положили начало своим подвигам преподобный Евфросин Псковский (память 15 мая) и преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа). Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. 4 марта 1299 года на Псков напали немцы и зажгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Во время пожара в храмах вместе с другими иноками приняли страдальческую кончину и преподобные Василий и Иоасаф. Много пострадало тогда в городе и иноков других монастырей, а также женщин и детей, но " молитвами святых преподобномучеников, - замечает летописец, - мужчин Господь сохранил " . Под водительством Псковского князя, святого благоверного Довмонта-Тимофея (память 20 мая), они вышли на врага и на берегу Псковы, возле храма святых апостолов Петра и Павла, разбили захватчиков. Преподобные Василий и Иоасаф вместе со своими сподвижниками были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря. Святой князь Довмонт " от своего праведнаго имения " создал в Снетогорской обители каменный храм вместо сожженного и много способствовал восстановлению иноческой жизни в разоренных обителях. Вскоре после мученической кончины преподобных Василия и Иоасафа последовало их церковное прославление во Пскове. В пергаментном псковском Прологе XIV-XV вв. их память помещена под 5 марта. В псковской летописи и старинных псковских синодиках день блаженной кончины святых преподобномучеников указан 4 марта. В этот день совершается их память и ныне. В числе пострадавших вместе с ними в летописи назван пресвитер Иосиф, а в Прологе - пресвитер Константин. Иконописный подлинник Псков. К. XX. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона (фрагмент). Псков. Конец XX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911243.htm...

Band XIV. Paris, 1709, 189 f, 743. 12. Cellier. Histoire generale des autuers sacres et ecclesiastiques. Bd. XIII. Paris, 1747, стр.147. 13. J. Kunze. Markus Eremita. Leipzig, 1895, стр.63, прим.3. 14. O. Bardenhewer. Geschichte der altkirch. Lit. Freiburg im Br., 1924, IV Bd., стр.163. 15. F. Degenhart. Nilus Sinaita, стр.25. 16. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.700C. 17. Точность этого вывода подтверждает также и письмо к Илиодору, в котором мученик Анкирский Платон называется земляком преп. Нила (см.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.580D). 18. См.: K. Heussi. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Leipzig, 1917, с.92. 19. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.968. 20. См.: В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907, m.I, с.157158. 21. Epist., II, 265. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.336AB. 22. K. Heussi в своем труде " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " , с.93, прим.3, полагает, что землетрясение, описываемое преп. Нилом, произошло в 407 году. 23. Epist. Lib. III, 279. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.521CD. 24. Epist. Lib. I, 257. Ibid., col.177 BC. 25. Во всех месяцесловах XI и XII вв. в день 14 января (см. месяцеслов архиепископа Сергия, т.1, М., 1876, с.13 и месяцеслов Косолапова, Симбирск, 1880, с.31) говорится, что нападение варваров на монахов, живших в пределах Синая, Хорива и Раифской пустыни, имело место дважды. В первый раз во времена Диоклетиана и александрийского патриарха Петра, когда сарацины убили 40 монахов на Синае и 39 в Раифе; и во второй раз в V в., во время постничества преп. Нила. У самого преп. Нила в его " Narrationes " мы находим подтверждение этим свидетельствам. В конце он говорит: " Убиены были и другие много лет до сего и их память прославляется в тот же день, то есть 14 января " . О втором нападении на монахов упоминают блаж. Иероним и блаж. Августин. Блаж. Иероним в письме Марцеллину и Анапсихию (Epist. 126, т.2. Migne lat.s., t.22, col.1086), которое он написал из Вифлеема в 411 г. (см. прим.в, col.1085), помимо всего прочего, пишет следующее: " В этом году, когда написал я три книги, внезапное нападение варваров, подобно лавине, пронеслось по всему Египту, Палестине, Финикии, Сирии, и мы едва избавились от их рук по милости Христовой " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/348/...

Лаврентий Печерский, Затворник, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Лаврентий Печерский, Затворник, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Лаврентий Печерский, Затворник, прп. Преподобный Лаврентий Печерский, затворник (память 20 января и 28 августа по старому стилю) Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Нес трудный подвиг затворничества, упражняясь в посте, молитве и богомыслии. Мощи преподобного Лаврентия почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лаврентий Печерский, Затворник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2756

Необходимо осознавать, что почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси, начавшись, скорее всего, с появления его творений, продолжается уже многие столетия. Первый греческий перевод его писаний был осуществлён в Лавре Саввы Освященного на рубеже VIII – IX вв. Впоследствии, встречаем цитирование слов преп. Исаака у таких отцов, как сщмч. Петр Дамаскин, затем у преп. Григория Синаита, преп. Каллиста, свт. Григория Паламы, преп. Никодима Святогорца и др. В славянский мир творения этого богомудрого отца начинают проникать с XII в. через переводимые в это время на славянский язык Пандекты Никона Черногорца. На Руси активное почитание преп. Исаака началось в конце XIV – начале XVI вв., на что повлиял преп. Нил Сорский, приводивший преп. Исаака в своём «Уставе». В это же время начинает фиксироваться и литургическое поминовение преп. Исаака в святцах и месяцесловах. С. Спасский указывает несколько рукописей Иерусалимского устава XV – XVI вв., где в святцах имеется поминовение св. Исаака Сирина, епископа Ниневии: днями его памяти отмечены 17 января, 28 января и 28 декабря . В некоторых афонских рукописях – 28 сентября. Однако, со временем в Греческой Церкви празднование памяти преп. Исаака в этот день прекратилось, что было причиной для скорби известного афонского старца, преп. Паисия Святогорца. Его рачением литургическая память преп. Исаака была восстановлена на Святой Горе Афон: в его каливе в этот день всенощное бдение совершалось непременно . Итак, как мы сказали, почитание преп. Исаака Сирина в Византии и на Руси началось с момента появления его творений, однако формального акта канонизации ни там, ни здесь не было. На этот счёт следует заметить, что таковая ситуация с преп. Исааком не является исключением: есть множество древних святых, досье канонизации которых отсутствует. Как справедливо замечает А. Муравьев: «Можно сказать без преувеличения, что судьбу сочинений мар Исхака решили переводы, прежде всего, перевод греческий, выполненный иноками обители св. Саввы Освященного Патрикием и Авраамием» . Важно отметить, что этот перевод был сделан с самых древних именно православных (мелькитских) рукописей VIII в. Пирар вслед за Броком называет ряд других православных (мелькитских) рукописей, с которых берёт своё начало греческая традиция : Parisinus syr. 378, Sinaiticus syr. 42, Vat. syr. 125, Sinaiticus syr. 14 . Поэтому почитание Исаака Сирина в православном мире как православного отца даже не столько законно, сколько исконно. А вот в западном мире произошла совсем иная ситуация: там " судьбу " преп. Исаака решило издание П. Беджана. Изданная им несторианская рукопись XIII в. Mardin/Scher 46 по факту знакомила западный мир с Исааком – несторианским писателем.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Преподобный Геронтий жил в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и совместно с прп. Леонтием исполнял послушание канонарха. Еще в отрочестве постригшись в иноческий образ, благоугождали Господу они всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Преподобный Геронтий погребен в Дальних пещерах. Память святого празднуется также 28 августа/10 сентября, в день соборной памяти преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, и особо и местно 1/14 апреля. Иоанн Шавтели, грузинский Преподобный Иоанн Шавтели — выдающийся грузинский поэт, философ и ритор XII–XIII вв. В молодости он получил превосходное образование в Гелатской академии (Западная Грузия), где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии святой принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия (на юге Грузии), в уединенной келлии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания. В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве. В 1210–1214 гг., в Вардзийском монастыре, преподобный Иоанн написал замечательную оду «Абдул-Мессия» («Раб Христов»), в которой воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. В оде преподобный именует себя самого «странником» и «рабом Христовым». Много молитвенных строф посвящено в ней святому благоверному царю Грузии Дabuдy III Возобновителю († 1125; память 26 января/8 февраля) и святой благоверной царице Грузинской Тамаре Великой († 1212; память 1/14 мая и в Неделю жен мироносиц). Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: «Про Абдул Мессию пели строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел!» Богословская значительность «Абдул-Мессии» особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита († 96; память 3/16 октября) о Небесной и церковной иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X - н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

По стенам, идущим от главного входа к главному престолу и поддерживаемым двумя рядами колонн из белого мрамора, в промежутке между карнизами, венчающими колонны, и окнами, видны существующие с V в. 27 мозаичных изображения, сюжеты которых заимствованы из ветхозаветной священной истории (из историй Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Навина). Первоначально этих мозаичных изображений было сорок два, но из них шесть были сняты для устройства удобного входа из средней части храма в боковые приделы, а остальные девять истреблены были временем или повреждены при последовавших неоднократных переделках в соборе и в настоящее время заменены живописными. На эти мозаичные изображения ссылался папа римский Адриан в защиту иконопочитания в своем послании к Седьмому Вселенскому Собору (787 г.). Триумфальная арка, отделяющая среднюю часть собора от устроенного в западной его стене углубления, соответствующего горнему месту в православных церквах, также покрыта мозаичными изображениями, существующими с V в. Сооружены они были Сикстом III, папой римским, в ознаменование последовавшего на Третьем Вселенском Соборе торжества Церкви Христовой над ересью нечестивого Нестория, отрицавшего наименование Пресвятой Девы Богородицей. Предметы этих мозаичных изображений заимствованы из событий рождества и детства Христова. Наконец, стены и полукупол горнего места тоже покрыты мозаичными изображениями, но позднейшего времени (XIII и XIV вв.) 32 . Эта базилика – четвертая по величине церковь Рима и единственная, сохранившая свой первоначальный вид почти целиком. 13. Церковь во имя преподобной Пуденцианы девы (Chiesa di S. Pudenziana al Viminale; Via Urbana, 160) Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пуденцианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею ( 2Тим. 4, 21 ). Будучи благочестивым и добродетельным человеком, Пул, как повествуется в Четьих Минеях, принимал в доме своем апостолов Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие, так что его дом впоследствии обратился в церковь , получившую наименование «Пастырской». Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр. У св. Пуда было четверо детей: Новат, Тимофей, Пракседа и Пуденциана. Церковью св. Пуд причислен к лику 70 апостолов. Скончался он мученически в Риме в 67 г., будучи усечен мечом, по повелению Нерона, одновременно с апостолом Павлом (память 15 апреля и 4 января вместе с памятью всех 70 апостолов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю прославления в лике мучеников князя Иоанна Путивльского 29 июня 2009 г. 14:09 27 июня Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил город Путивль в Контопской и Глуховской епархии (Сумская область), где в Спасо-Преображенском храме возглавил Божественную литургию. Его Блаженству сослужили архиепископы: Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Конотопский и Глуховский Лука ; епископы: Макаровский Иларий и Переяслав-Хмельницкий Александр , а также духовенство епархии. За богослужением было совершено прославление святого благоверного князя Иоанна Путивльского, мученика и чудотворца. После того, как епископ Макаровский Иларий зачитал решения Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта сего года (журнал 6) про внесение мученика Иоанна Путивльского в святцы, а архиепископ Конотопский и Глуховский Лука зачитал житие святого, на середину храма была вынесена икона благоверного князя, которым Предстоятель Украинской Церкви благословил всех присутствующих. В конце богослужения Блаженнейший владыка поблагодарил участников торжеств за совместные молитвы и поздравил с праздником прославления в лике мучеников святого Иоанна Путивльского. На память о состоявшемся событии правящий архиерей Конотопской епархии архиепископ Лука преподнес в дар Его Блаженству образ прославленного святого. После богослужения митрополит Владимир посетил Путивльский Рождества Пресвятой Богородицы Молчанский женский монастырь, где Его Блаженство встречала настоятельница обители игумения Феодосия (Запольская) с монахинями и прихожанами. Тут владыка митрополит молитвенно поклонился монастырской святыне — чудотворной «Молчанской» (Путивльской) иконы Пресвятой Богородицы. К сожалению, сведений об Иоанне Путивльском почти не сохранилось. Известно, что благоверный князь Иоанн Путивльский был внуком святого Михаила Черниговского. В так называемом «Любечском синодике» (XIII-XIV вв.) упоминается имя «князя Иоанна Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого татарами за христиан». Он принял мученическую кончину и прославился посмертными чудотворениями. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/681175.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Макарий Печерский, диакон, прп. Описания иконы Макарий Печерский, диакон, прп. - житие Преподобный Макарий Печерский, диакон (память 19 января и 28 августа по старому стилю) Подвизался в XIII-XIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Отличаясь нестяжательностью, великим усердием к храму Божию, кротостью, смирением, постоянно упражняясь в посте и чтении Св. Писания, святой еще при жизни сподобился дара чудотворений. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий мирно отошел ко Господу. Тело его было погребено в Дальних пещерах. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2328

Макарий Печерский, диакон, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Макарий Печерский, диакон, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Макарий Печерский, диакон, прп. Преподобный Макарий Печерский, диакон (память 19 января и 28 августа по старому стилю) Подвизался в XIII-XIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Отличаясь нестяжательностью, великим усердием к храму Божию, кротостью, смирением, постоянно упражняясь в посте и чтении Св. Писания, святой еще при жизни сподобился дара чудотворений. После многих трудов и подвигов преподобный Макарий мирно отошел ко Господу. Тело его было погребено в Дальних пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Макарий Печерский, диакон, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2835

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010